отношения рпц и константинопольского патриархата

РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом

отношения рпц и константинопольского патриархата. 103871424 tass 29518490. отношения рпц и константинопольского патриархата фото. отношения рпц и константинопольского патриархата-103871424 tass 29518490. картинка отношения рпц и константинопольского патриархата. картинка 103871424 tass 29518490. Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

Руководство РПЦ не приняло решений Константинополя

Синод Русской православной церкви принял решение полностью разорвать отношения с Вселенским патриархатом Константинополя, сообщил на брифинге после окончания синода в Минске глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.

Этот шаг РПЦ стал ответом на решение синода Константинопольского патриархата начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую в скором будущем планируется создать на Украине.

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и отменил документ XVII века, по которому, как считает РПЦ, в ее юрисдицию были переданы территории нынешней Украины.

Пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла Александр Волков заявил, что, приняв такие решения, Константинополь «перешел красную черту», сегодняшний синод должен был дать «адекватный и жесткий ответ» на шаги Константинополя.

Разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах Константинополя, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

Заседание Синода длилось больше семи часов

Заседание синода продлилось больше семи часов. Оно проходило за закрытыми дверями, и пресса все это время ожидала брифинга на улице.

Глава Украинской православной церкви митрополит Онуфрий был на заседании. Прошлый синод он пропустил из-за болезни.

До синода патриарх Кирилл встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Белорусский лидер оказал теплый прием патриарху: по Белоруссии глава РПЦ перемещался на «Мерседесе» с госномером 0002.

Белорусский президент выразил обеспокоенность «происходящим в православии», но однозначной оценки ни действиям Константинополя, ни действиям Украины, ни позиции РПЦ не высказал.

Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

Конфликт из-за Украины

Эту просьбу поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

По словам Петра Порошенко, вопрос автокефалии для украинского православия «выходит за рамки церковной жизни и является предметом украинской национальной безопасности».

РПЦ резко выступает против предоставления украинскому православию автокефалии. Она считает Украину частью своей канонической территории, а также не согласна с утверждением Константинополя, что именно он имеет полномочия дарования автокефалии православным церквям своим единоличным решением. Вселенский патриархат Константинополя же исторически претендует на первенство в православном мире и признает за собой право даровать другим церквям автокефалию.

Ранее Константинополь отправил на Украину двух своих экзархов, которые должны были готовить решение о даровании автокефалии. После этого РПЦ объявила о частичном разрыве отношений с Константинополем.

По словам представителей РПЦ, решение Константинополя о создании на Украине новой церкви может привести к полному прекращению отношений с Константинополем и объявлению патриарха Варфоломея еретиком.

Источник

Константинополь отлучили от РПЦ: что означает церковный раскол

отношения рпц и константинопольского патриархата. 755396315680767. отношения рпц и константинопольского патриархата фото. отношения рпц и константинопольского патриархата-755396315680767. картинка отношения рпц и константинопольского патриархата. картинка 755396315680767. Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

Что произошло?

Русская православная церковь (РПЦ) разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Такое решение принято по итогам заседания Священного синода РПЦ, продолжавшегося почти шесть часов. Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и с участием митрополита украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрия впервые прошел за пределами России — в Минске.

Константинопольский (Вселенский) патриархат находится в расколе, объяснил журналистам председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Основанием для такого вывода стали последние решения Константинопольского патриархата, уточнил он.

отношения рпц и константинопольского патриархата. 755396778249603. отношения рпц и константинопольского патриархата фото. отношения рпц и константинопольского патриархата-755396778249603. картинка отношения рпц и константинопольского патриархата. картинка 755396778249603. Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

11 октября синод Константинопольского патриархата подтвердил свое намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями, не признаваемыми РПЦ, — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная РПЦ.

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе.

Что это значит?

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Источник

«Кроме нашей Церкви никто не может дать отпор амбициям Константинополя»

Первый проректор Казанской православной духовной семинарии, игумен Евфимий о разрыве отношений между РПЦ и Константинопольским патриархатом

Конфликт РПЦ и Константинопольского Патриархата, кажется, достиг апогея. На Священном Синоде в Минске было объявлено, что отношения разрываются. Что это означает и для простых верующих, и для авторитета нашей Церкви? На эти вопросы корреспонденту «Реального времени» отвечает первый проректор Казанской православной духовной семинарии, старший преподаватель кафедры религиоведения КФУ игумен Евфимий (Моисеев).

«Это, наверное, самое крупное разделение за всю историю»

— Ваше Высокопреподобие, Русская Православная Церковь разорвала отношения с Константинопольским Патриархатом. С одной стороны, в свете последних событий, это ожидаемый шаг. С другой — все же неожиданный. Что это означает для нашей церкви?

— Разрыв канонического общения с Константинопольским Патриархатом означает, что священнослужители нашей Церкви не смогут совершать Божественную литургию вместе с клириками, находящимися в юрисдикции Константинопольской Церкви. Так же и наши миряне не смогут причащаться в храмах этой Церкви. Соответственно, клирики и миряне Константинопольского Патриархата не смогут участвовать в таинствах, совершаемых в храмах Русской Православной Церкви.

Это, наверное, самое крупное разделение за всю историю православия (после Великого раскола 1054 г.), которое, конечно, будет чрезвычайно болезненным для множества православных людей по всему миру. Пока это разделение не будет преодолено, наши верующие уже не смогут причаститься ни в Александро-Невском соборе в Париже, ни в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, ни, что особенно печально, на Святой горе Афон, даже в Русском Пантелеимоновом монастыре, столь любимом нашими паломниками. Точно так же и верующие Константинопольской Церкви, в частности, принадлежащие к Русскому Западно-Европейскому Экзархату, находящемуся в юрисдикции Константинополя, не смогут причащаться в наших храмах.

отношения рпц и константинопольского патриархата. df3aaba4c1eb1806. отношения рпц и константинопольского патриархата фото. отношения рпц и константинопольского патриархата-df3aaba4c1eb1806. картинка отношения рпц и константинопольского патриархата. картинка df3aaba4c1eb1806. Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

«Пока это разделение не будет преодолено, наши верующие уже не смогут причаститься ни в Александро-Невском соборе в Париже, ни в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, ни, что особенно печально, на Святой горе Афон, даже в Русском Пантелеимоновом монастыре, столь любимом нашими паломниками». Фото hristofor.org

— Были ли в истории церкви подобные прецеденты?

«Кроме нашей Церкви, никто не может дать отпор амбициям Константинополя»

— Как это повлияет на авторитет РПЦ в мире? Не останемся ли мы в изоляции?

— Очевидно, что сейчас кроме нашей Церкви, занимающей скромное пятое место в диптихе Православных Церквей, но при этом являющейся крупнейшей по количеству верующих, никто не может дать отпор амбициям Константинополя. Нужно понимать, что принятое нашим Синодом решение направлено не только на защиту своей канонической территории, но и на утверждение принципов межцерковных отношений, поскольку решение Константинополя является вызовом для всего мирового православия. Как в мире светской политики сегодня ни один серьезный вопрос не может быть решен без участия России, так и в православном мире все попытки изолировать Русскую Православную Церковь заведомо обречены на провал. Многие Церкви – в частности, Сербская, Грузинская и Элладская, испытывают серьезные проблемы с раскольническими группами, так что, очевидно, что возникшая проблема должна решаться на межправославном уровне. Нужно искать способы актуализации принципов соборности, адекватных для нашего времени. С большой долей уверенности можно сказать, что, если в ближайшее время поместные церкви не преодолеют возникший кризис, он будет развиваться по нарастающей.

— Отразится ли это на ситуации с нашими приходами на Украине?

— Конечно же, решение Константинополя вызывает тревогу и беспокойство за судьбу наших братьев на Украине. В лицемерные призывы к миру, которые прозвучали в заявлении Константинопольского синода, а тем более в обещания киевской власти, что будут соблюдены права верующих всех юрисдикций, верится с трудом: если украинская власть не потерпела даже того, что в некоторых регионах страны ее же граждане предпочитают говорить на русском языке, то что можно сказать о гарантиях безопасности тех украинцев, которые пожелают остаться в юрисдикции Московского Патриархата? Совершенно очевидно, что действия Константинополя ни к какому единству православия на Украине не приведут, а украинский народ вновь будет поставлен на грань разделения, которых уже было немало в его истории. Надеюсь, что в сложившейся критической обстановке верные чада Украинской Православной Церкви сплотятся вокруг своего предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия и отстоят свое право быть в единстве с Русской Православной Церковью.

отношения рпц и константинопольского патриархата. d999daef3ffc4532. отношения рпц и константинопольского патриархата фото. отношения рпц и константинопольского патриархата-d999daef3ffc4532. картинка отношения рпц и константинопольского патриархата. картинка d999daef3ffc4532. Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

«Примирение, конечно, возможно, если Константинопольский Патриархат откажется от своих совершенно неприемлемых и чуждых духу подлинного христианства претензий на господство в мировом православии». Фото patriarchate.org

— Возможно ли примирение с Константинополем?

— Примирение, конечно, возможно, если Константинопольский Патриархат откажется от своих совершенно неприемлемых и чуждых духу подлинного христианства претензий на господство в мировом православии. Повторюсь, возникшая проблема касается не только двусторонних отношений Москвы и Константинополя, но и всего православного мира. Сегодня уже никому не удастся отсидеться в окопах — нужно чтобы все Церкви четко заявили свою позицию, и обсудили ситуацию в открытом диалоге на Всеправославном соборе. Будем молиться о том, чтобы единство православного мира было восстановлено.

Источник

Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать

Почему произошел раскол

11 октября Священный синод Константинопольского патриархата объявил, что предоставит автокефалию Украинской православной церкви (УПЦ), откроет в Киеве ставропигии (организацию или монастырь прямого подчинения) Константинопольского патриарха.

Автокефалия подразумевает, что Украинская церковь станет административно независимой от РПЦ, за ней будет закреплена каноническая территория, где другие церкви не смогут присутствовать.

Константинополь восстановил в церковных чинах «лидеров украинского раскола и их последователей». Отменено действие соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, которая касалась передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Вселенский патриархат снял анафему с двух украинский церквей.

РПЦ назвала эти решения «беззаконными и канонически ничтожными». 15 октября Русская церковь полностью прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь поддержала РПЦ.

При этом, по мнению пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси Александра Волкова, конфликт между РПЦ и Вселенским патриархатом нельзя называть Великим расколом.

Наказания за молитвы

Теперь РПЦ не будет участвовать в сослужении с клириками Константинопольской церкви, а прихожанам нельзя участвовать в таинствах в храмах Константинопольского патриархата.

За молитву в «запретных» храмах Константинопольского патриархата священнослужителей РПЦ ждет наказание. Верующие будут обязаны покаяться на исповеди в непослушании церкви.

Какие церкви «запрещены»

Таким образом, прихожане РПЦ больше не смогут молиться и причащаться в храмах на Афоне. Афон или Святая гора — это 20 православных монастырей, которые находятся под управлением Константинопольского патриарха. Это одно из главных святых мест для православных.

Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил, на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос.

Назначения новых епископов РПЦ

16 октября Священный Синод РПЦ поменял местами некоторых епископов, которые управляли ее приходами в Европе и США. Управляющего Патриаршими приходами в США епископа Иоанна (Рощина) переводят в Италию. Временное управление приходами В США поручили епископу Сурожскому Матфею. Он руководит епархией Русской церкви в Британии.

Реакция

Пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Иван Зоря) обвинил РПЦ в самоизоляции и повторении политики Кремля. «Синод МП (Московского патриархата — «Сноб») повторяет политику Кремля — самоизоляция в ответ на законные решения международного сообщества. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви. Поэтому ему трудно признать вину за 27 лет ложной деятельности, которая затянула православных в конфликт», — написал он на своей странице в фейсбуке.

Предпосылки

В решении Синода РПЦ по прекращению евхаристического общения указано, что Архиерейский собор РПЦ еще в 2008 году призывал Константинопольский патриархат «воздержаться от шагов, которые способны подорвать единство Православной церкви».

В Русской церкви считают, что Константинополь присвоил себе полномочия отмены судебных и иных решений других поместных православных церквей. Это, заявляют в РПЦ, «лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской церковью и приписывающего патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией».

Источник

Падение Третьего Рима: конфликт православных церквей в вопросах и ответах

отношения рпц и константинопольского патриархата. 103887398 kievworshipgetty14oct. отношения рпц и константинопольского патриархата фото. отношения рпц и константинопольского патриархата-103887398 kievworshipgetty14oct. картинка отношения рпц и константинопольского патриархата. картинка 103887398 kievworshipgetty14oct. Автор фото, Oksana Manchuk/TASS

Автор фото, Getty Images

В Киеве прошло богослужение в знак благодарности Константинополю за признание независимости Украинской церкви

Давайте разберемся подробно.

Каноническое право, по которому живут православные церкви в разных уголках мира, сформировалось во времена Византийской империи, и привилегии первенства получил тогда именно столичный патриарх.

Первенство это во многом символично, однако признается всеми поместными церквями, хотя Москва и настаивает на том, что титулы тысячелетней давности пора пересмотреть.

Церковные каноны вообще меняются неторопливо, а для того, чтобы внести изменения в общий свод правил, обязательный для всех поместных церквей, нужен Вселенский собор, который православной церковью последний раз собирался в Константинополе в середине XIV века.

Священник в Киеве благословляет солдат украинского спецназа, отправляющихся воевать с пророссийскими формированиями на востоке страны (2015 год)

Москва трактует это иначе.

Во время встречи Вселенского и Московского патриархов на Фанаре, в стамбульской резиденции константинопольских патриархов, Кирилл объяснил позицию РПЦ: «Привилегия Вселенского патриархата издавать томосы для учреждения автокефальных церквей практикуется не потому, что он обладает этой властью, а потому что местные православные церкви были созданы в пределах стран его обычной юрисдикции. Украина является частью русских земель Русской Церкви».

Означает ли это раскол в мировом православии?

Хоть на данный момент говорить об этом преждевременно, в случае закрепления или дальнейшего усугубления сложившейся ситуации подобная перспектива вырисовывается достаточно явственно. Хотя и не в богословском смысле, поскольку догматических разногласий между Константинопольским и Московским патриархатом нет.

По состоянию на конец октября 2018 года лишь Русская церковь Московского патриархата объявила о прекращении евхаристического общения (то есть участия верующих одной церкви в литургиях, иных богослужениях и таинствах другой) с Константинопольской церквью. Вселенский патриарх продолжает поминать патриарха Кирилла во время службы, и двери церквей Константинопольского патриархата по всему миру по-прежнему открыты для прихожан РПЦ.

Ни одна другая самостоятельная православная церковь пока не предпринимала никаких видимых шагов, которые бы свидетельствовали о намерении присоединиться к той или другой стороне конфликта, разорвав общение с противоположной.

Тем не менее следует учитывать, что по числу приходов и прихожан Русская православная церковь больше, чем все остальные поместные церкви вместе взятые, подчеркивает религиовед Андрей Десницкий. РПЦ объединяет под своим крылом около 150 миллионов православных.

Если на Украине появится собственная поместная церковь и к ней отойдет большая часть приходов и паствы, эта картина в одночасье изменится.

Что такое Константинопольская церковь

Автор фото, Getty Images

Пост предстоятеля Константинопольской церкви с 1991 года занимает Вселенский патриарх Варфоломей

В основе этого конфликта лежит спор о том, как устроено православие в XXI веке.

Об этом же говорил Вселенский патриарх своему высокопоставленному московскому гостю во время встречи в августе этого года: «Вы, Святейший, говорите, что у вас есть миллионы верующих и что вы обладаете из-за этого политической силой. Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них ходят в церковь на богослужения? Для православия число верующих никогда не было критерием. Наоборот, критериями всегда были святые правила, традиция и канонический порядок».

Священник РПЦ благословляет истребитель Су-27 в Крыму (2014 год)

Означает ли это изоляцию РПЦ?

Да, этого следует опасаться. Андрей Десницкий полагает, что в случае дальнейшей эскалации конфликта «православие по-московски» будет неизбежно противопоставлять себя «православию по-константинопольски» и будет скатываться в православие националистическое, или даже имперское, очень тесно связанное с российской властью.

Прочие поместные церкви признают авторитет и первенство Константинополя и, скорее всего, поддержат его решения, тем более что многих из них этот конфликт напрямую не коснется.

Например, Болгарская и Сербская православные церкви практически независимы от Москвы, влияние РПЦ там невелико. Есть, правда, Македония, которая отделилась от Сербии, но ее поместную церковь никто не признает. Вполне вероятно, что Константинополь попытается занять эту нишу.

«Хочется, чтобы это угомонилось»: прихожане греческой церкви о ссоре РПЦ и Константинополя

Константинопольский синод отменил грамоту патриарха Дионисия 1686 года, передавшую право рукоположения киевских митрополитов патриарху Московскому. Помимо всего прочего, это означает возвращение в орбиту Константинопольского патриархата не только Украины, но и значительных частей Беларуси, которые теперь формально могут не подчиняться решениям Московского патриархата. Теоретически Беларусь может начать добиваться автокефалии для себя.

Кроме того, постановление синода РПЦ от 15 октября затрагивает многочисленных паломников и туристов, особенно в Греции и в частности, на Святой горе Афон, столь полюбившейся в последние годы российским чиновникам, бизнесменам и прочим VIP-путешественникам. Неясно, что будет теперь и с процессом привоза для поклонения в Россию православных реликвий и святынь, вроде Пояса Богородицы, икон или мощей святых, хранящихся в храмах Константинопольской церкви.

Если Иерусалимский патриархат не поддержит Москву в нынешнем споре, то под вопросом окажется и привоз Благодатного огня, ежегодная доставка которого из церкви Воскресения Христова в Иерусалиме накануне Пасхи в Россию стала уже традицией.

Впрочем, заявления московских иерархов в духе «Вы, конечно, можете молиться в чужих храмах, но должны понимать, что ваши желания не сбудутся» истинные православные вряд ли будут трактовать буквально.

Замешана ли здесь политика?

С уходом Украины эта конструкция рушится, и РПЦ превращается в церковь России и еще нескольких бывших республик СССР, где живет какое-то количество русских, и свои национальные церкви еще не сформировались.

Автор фото, Getty Images

В беседе патриархов во время их последней встречи в августе Варфоломей ссылался на желание украинского народа и его руководства получить независимость от Москвы в церковных делах, о которой его просили все украинские президенты, кроме Виктора Януковича.

Кирилл ответствовал: «Они не являются представителями народа. Захватили власть в результате государственного переворота во время восстания Майдана. Они хотят автокефалию с целью укрепления своей власти, которую захватили незаконно».

Что думают люди в Москве и Киеве о разрыве отношений РПЦ с Константинополем

Спор Русской и Украинской церквей назревал давно, но после 2014 года стал развиваться в ускоренном режиме.

Религиовед Сергей Чапнин отмечает, что разрыв отношений РПЦ с Константинополем с богословской точки зрения выглядит сомнительно: отказ от евхаристического общения может происходить исключительно по вероучительным причинам, когда какая-то часть церковного сообщества впадает в ересь и отказывается возвращаться к православному исповеданию веры.

Будут ли российские танки защищать православных в Киеве?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *