отношения россии со странами снг в 90 годы

Взаимоотношения России со странами СНГ

отношения россии со странами снг в 90 годы. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества. отношения россии со странами снг в 90 годы. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества. отношения россии со странами снг в 90 годы. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества. отношения россии со странами снг в 90 годы. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

отношения россии со странами снг в 90 годы. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

отношения россии со странами снг в 90 годы. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

Социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике

В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

Первое последствие, о котором мы уже упоминали – это тотальное обнищание населения. Выражалось оно в том, что реальная покупательная способность, например, упала, по сравнению с Советским периодом в несколько раз.

Свернулись или ликвидировались множество государственно-финансируемых проектов которые реализовывались в Советском Союзе. Особенно это актуально для таких бюджетных отраслей экономики как образование, здравоохранение, социальная защита. Ситуация в этих отраслях во многом была катастрофична.

Еще одно последствие перехода к рыночной экономике – это коренная ломка сознания россиян. В новых экономических условиях на помощь со стороны государства рассчитывать не приходилось, и население России было вынуждено учиться выживать в прямом смысле этого слова.

Негативные последствия рыночных реформ прямым образом сказались и на демографической ситуации в России. начиная с 1991 года в России идет естественная убыль населения, которая не исчерпала себя и на современном этапе развития (несмотря на ряд положительных тенденций, наблюдаемых во второй половине 2000-х годов).

Еще один аспект, на котором стоит остановиться – это так называемая маргинализация общества и появление таких проблем, о которых в Советском Союзе или предпочитали не говорить, или они были относительно неактуальны. В первую очередь мы говорим о наркомании, росте преступности (в том числе и организованной), алкоголизме, появлению так называемых «бомжей» и т.д. и т.п.

Отличительной чертой социального развития России этого периода становится и тот факт, что существенное количество людей, которые относятся к интеллигенции – учителя, врачи оказались в экономическом плане или за чертой бедности, или очень близко от нее.

В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны.

Еще один значимый аспект для истории России рубежа веков – это ее взаимоотношения со странами СНГ.

Как известно, Советский Союз был федерацией 15 республик, однако роль и место РСФСР в этом государственно образовании была совершенно особой. Начнем с того, что столица СССР располагалась в столице РСФСР – городе Москва. Советский Союз, для многих иностранных государств ассоциировался именно с Россией.

Например, в западном общественном мнении было широко распространена точка зрения о том, что СССР – это своего рода продолжение Российской империи, причем республики в его составе представлялись довольно бесправными, формальными образованиями.

Такая точка зрения получила распространение также и в националистических кругах республик Советского Союза в конце 80-х годов. Это было вызвано с тем, что многие негативные моменты в истории Советского Союза – массовые репрессии 30-х годов, депортация целых народов 40-х и так далее в сознании жителей Советских республик, во многом ассоциировались именно с Россией.

Развал СССР, ставший совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств. Мы имеем ввиду Союз Независимых государств (СНГ). В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.

Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами СНГ.

Итак, СНГ был создан 8 декабря 1991 года путем подписания главами РСФСР, БССР, УССР, «Соглашения о содружестве Независимых государств» (Беловежское соглашение). Этот же документ, фактически прекращал существование СССР.

отношения россии со странами снг в 90 годы. 640 1. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-640 1. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка 640 1. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

В течении декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.

В целом, отношения России и государств бывшего СССР были весьма непростыми. В первые годы они «омрачались» разделом собственности и военного потенциала бывшего Советского Союза.

Не последнюю роль в формировании отношений России со своими партнерами по СНГ играли также многочисленные этно-конфессиональные конфликты в ряде республик. Россия, в большинстве случаев старалась поддерживать своих «соотечественников» и в ряде случаев вводила свои войска на территории новых независимых государств (наиболее показательные примеры – Абхазия, Приднестровье). Это, в ряде случаев рассматривалось главами независимых государств как продолжение некой «имперской» политики России, ее стремлением восстановить границы бывшего Советского Союза и так далее.

Однако не эти соображения, в целом, стали определяющими в новых взаимоотношениях. Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. В качестве положительных примеров такой интеграции можно привести соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, а также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже – в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе.

Непростыми, долгое время оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако в последние месяцы эти отношения также приобрели позитивную динамику.

Отдельно остановимся на взаимоотношениях России с закавказскими республиками. С Азербайджаном эти отношения, в целом, были ровные, с Арменией – союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть де-факто оказавшиеся вне ее юрисдикции территории Южной Осетии и Абхазии привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий дипломатические отношения между Россией и Грузией оказались прерваны, и Грузия вышла из состава СНГ.

В целом, можно отметить, что отношения России с государствами-членами СНГ складывались непросто и оказались подвержены целому комплексу политических, культурологических и экономических факторов. В то же время отметим положительную динамику отношений России с ее крупнейшими соседями – Белоруссией, Украиной, Казахстаном.

Источник

Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы

Отношения России со странами «ближнего зарубежья».В 90-е годы большое значение имело развитие отношений России со странами СНГ. Развитие этих отношений проходило с немалыми трудностями.

Из всех стран, членов СНГ у России наиболее тесные отношения с Белоруссией. В апреле 1996 г. был подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 г. Сообщество стало Союзом России и Белоруссии. Граждане России и Белоруссии могут свободно перемещаться, проживать и владеть имуществом на территории обеих стран. Следующим этапом в сближении двух стран могло бы стать создание единого государства. В конце 90-х гг. это не представлялось возможным, так как у России и Белоруссии принципиально разные экономические системы. Политическая система современной Белоруссии авторитарна, из-за чего президент Белоруссии А.Г. Лукашенко постоянно подвергался критике демократически настроенных политиков и в России, и во всем мире.
Непросто складывались отношения с важнейшим партнером Украиной. Эти взаимоотношения были осложнены вопросом о судьбе Черноморского флота. Как известно, в советское время Черноморский флот являлся важным оперативно-стратегическим объединением ВМФ СССР на Черном море и охранял южные рубежи нашей страны. Основные базы Черноморского флота располагались в Севастополе (Крым) и Новороссийске (Краснодарский край). Распад СССР самым болезненным образом сказался на судьбе Черноморского флота. Черноморский флот стал одним из камней преткновения в отношениях двух стран. В августе 1992 г. Черноморский флот был выведен из состава Объединённых вооружённых сил СНГ и стал существовать как объединенный флот России и Украины. В 1995 и 1997 г. по Черноморскому флоту между двумя странами были достигнуты новые договоренности, согласно которым на основе объединенного Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины. К России перешло 87% кораблей ЧФ СССР. Севастополь, как основная база Черноморского флота, создавался в течение более 200 лет, поэтому 70% всей инфраструктуры российского Черноморского флота находилось в тот момент на территории Крыма. Россия получила право на аренду Севастополя до 2017 года. 12 июня 1997 г. на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг. Но ситуация вокруг судьбы Черноморского флота остается непростой. Украина время от времени ставит вопрос о необходимости пересмотра условий аренды Севастополя, чтобы добиваться от России все новых уступок, настойчиво демонстрирует свое стремление вступить в НАТО. Между Россией и Украиной не прекращаются споры относительно статуса Севастополя. Многие российские политики, в частности, Ю.М. Лужков, настаивали на том, что в момент передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины в 1954 г. Севастополь не находился в административном подчинении Крымской области и поэтому юридически остался российским городом. Российское руководство заявило, что после 2017 г. оно не намерено продлевать аренду Севастополя. Россия активно строит новые военно-морские базы и объекты Черноморского флота на собственной территории в г. Новороссийск Краснодарского края.

Важным стратегическим партнером России была Армения. Азербайджан избрал курс на сближение с Ираном и Турцией. Во многом отдаление Азербайджана от России было вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти шельфа Каспийского моря.

В то же время происходило постепенное охлаждений отношений с Грузией. Грузия постепенно сближалась с НАТО и США.

отношения россии со странами снг в 90 годы. ha. отношения россии со странами снг в 90 годы фото. отношения россии со странами снг в 90 годы-ha. картинка отношения россии со странами снг в 90 годы. картинка ha. В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

Отношения России со странами Запада в 1992-1998 гг. После распада СССР Российская Федерация стала правопреемницей СССР в ООН. 24 декабря 1991 г. Россия заняла место в ООН и стала постоянным членом Совета Безопасности ООН. К началу 1992 г. РФ признало 131 государство мира.

Важное место во внешней политике РФ в этот период стало установление партнёрских отношений с США. В январе 1992 г. во время поездки на заседание Совета Безопасности Б.Н. Ельцин и президент США Дж. Буш подписали декларацию «О принципах новых отношений между Россией и США». В Декларации провозглашалось, что отношения между двумя странами будут строиться на основе дружбы и партнёрства.

В марте 1992 г. Россия и остальные страны СНГ вступили в Совет Североатлантического сотрудничества. Это стало началом партнёрства между странами СНГ и НАТО. В 1994 г. Россия и страны СНГ вступили в программу «Партнёрство ради мира», в которой наряду с ними принимали участие страны Восточной Европы.

В апреле 1992 г. Россию была принята в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Летом 1992 г. российский президент впервые участвовал в самммите «большой семёрки» («большой семёркой» именуются семь наиболее крупных индустриальных государств мира: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада). С этого времени эти встречи стали постоянными, а «семёрка» постепенно превращается в «восьмёрку». Но Россия пока принимает участие только в политических дискуссиях, а не в экономической части саммита, так как её экономический потенциал слишком незначителен.
Россия и США достигли значительных успехов на переговорах по сокращению вооружений.
В августе 1994 г. советские войска были окончательно выведены из Германии.
В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы.
Однако с 1995 г. отношения России со странами Запада постепенно начали становиться всё более прохладными. Это было вызвано целым рядом причин. На Западе большие опасения вызывал союз России и Белоруссии. В свою очередь российское руководство было недовольно намерением включить в состав НАТО бывшие страны Варшавского договора. Серьёзные разногласия между Россией и США вызвал конфликт на Балканах. России пришлось согласиться на введение экономических санкций против Сербии и на помощь НАТО миротворческим силам ООН в Боснии и Хорватии.

К этому времени внешнеполитический курс, проводимый министром иностранных дел А.В. Козыревым, стал чрезмерно прозападным и не обеспечивал национальные интересы России.

В январе 1996 г. министром иностранных дел стал Е.М. Примаков. Это означало серьёзный поворот в российской внешней политике. Новый министр настоятельно подчёркивал статус России как великой державы. Целью внешней политики стало отстаивание национальных интересов России во всех точках планеты.
Серьезную обеспокоенность российского руководства вызвало вступление в НАТО 12 марта 1999 г. Польши, Чехии и Венгрии.

Недовольство США вызвали экономическое партнёрство России с Индией и Ираном, которым Россия помогала в строительстве атомных электростанций и освоении ракетных технологий.

С 1997 г. Россия с 1997 г. активизировала сближение с Китаем. Развивались отношения РФ с Японией, но дальнейшему сближению препятствует спорный вопрос в о статусе Курильских островов.

Война в Югославии и политика России на Балканах. В марте 1999 г. в отношениях РФ со странами Запада наступило резкое охлаждение. Это было связано с политикой стран на Балканах.

Тогда вопреки воле Совета Безопасности ООН и единодушия внутри НАТО (против Греция) 24 марта 1999 г. НАТО начала бомбардировки Югославии, которые продолжались 78 дней. Руководство НАТО требовало от Югославии убрать войска из Косова и согласиться на международную оккупацию Косова. Для убеждения Милошевича был направлен спецпредставитель ООН, бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари.

Россия на современном этапе (2000-е годы)

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Источник

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1990-Х ГОДАХ

Внешняя политика России в 1990-х годах была направлена на адаптацию российского государства в новых международных реалиях и упрочение своих позиций в системе международных отношений. Важнейшими направлениями на этом этапе были определение приоритетов во взаимоотношениях со странами Запада, а также с независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР, утверждение России в качестве ядерной державы.

Внешнеполитический курс России в 1990-х годах во многом определялся лично министрами иностранных дел страны А. В. Козыревым (1991–1996) и Е. М. Примаковым (1996 –1998). Хронологически он условно делится на два периода – «романтический», связанный с именем Козырева, и «прагматический», ассоциируемый с Примаковым и его преемником И. С. Ивановым.

Общие тенденции во внешней политике

Россия долго адаптировалась к новым реалиям на мировой арене. Внутриполитические проблемы – отсутствие консолидации в обществе, борьба за власть, глубокий экономический кризис – затрудняли процесс выработки нового внешнеполитического курса страны. Процесс дипломатического признания России стартовал после августовских событий 1991 года, когда международное сообщество признало Россию правопреемницей СССР, а сама она взяла на себя все действующие международные обязательства распавшейся сверхдержавы. Внешняя политика новой России во многом переняла и те тенденции, которые господствовали в эпоху «перестройки»: отказ от противоборства с капиталистическим Западом и, соответственно, от помощи социалистическим и «антиимпериалистическим» странам; сокращение вооружений; отказ поддерживать локальные конфликты в мире и т. д. Первый министр иностранных дел страны, молодой дипломат А. В. Козырев, провозгласил идею стратегического союза России и США, что предполагало постепенную интеграцию России в западное общество и мировые экономические структуры и лояльность к западным ценностям в обмен на помощь в реализации либеральных реформ. Несмотря на стеснение в средствах, уже за первые два года преобразований, к 1993 году, отечественной дипломатии удалось решить ряд проблем в связи с определением нового международного статуса России. Так, среди прочего, страна получила место в Совете Безопасности ООН, прежде принадлежавшее СССР, и заняла его место во всех международных организациях, унаследовала все его международные права и обязательства.

В начале 1996 года на посту главы МИД РФ Козырева сменил экс-руководитель Службы внешней разведки Е. М. Примаков. На новой должности Примаков объявил основным направлением своей деятельности Ближнее Зарубежье. Он заявил, что не является «антизападником», а лишь защищает национальные интересы России. На Западе назначение Примакова, называвшего себя другом С. Хусейна, восприняли без энтузиазма, в России же его кандидатуру одобрили все политические силы. При Примакове, а с 1998 года и при его преемнике И. С. Иванове, Россия сошла с пути уступок Западу.

«Западная политика»: взаимоотношения с США и НАТО

Президент США Д. Буш-старший ещё в декабре 1991 года поздравил американцев с победой в «Холодной войне». 1 февраля 1992 года Россия и США официально подписали декларацию о прекращении «Холодной войны». Отношения с Западом развивались в военно-политической и экономической областях. Россия проводила политику уступок и открытости, идя навстречу стратегическим интересам США. В ответ американские власти оказывали молодому государству международную поддержку.

3 января 1993 года президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), который предусматривал взаимное сокращение ядерного потенциала обоих государств к 2003 году до уровня 3500 ядерных боеголовок. Российское общество неоднозначно отреагировало на договор, поскольку число боеголовок, которые страны обязывались уничтожить, было разным: у СССР на момент распада их было более 33 тысяч, тогда как у США – более 23 тысяч. Верховный Совет России счёл договор плохо проработанным и не ратифицировал его. Позднее, в октябре 1996 года, против ратификации договора выступила и Государственная Дума.

«Восточная политика»

После распада СССР в отношениях России с традиционными союзниками на Азиатском континенте – КНДР, Лаосом, Вьетнамом, Ираком – наступил период стагнации. Контакты были заморожены и практически не развивались. Не было прогресса во внешней политике на ближневосточном и африканском направлении. В конце 1992 года восточный вектор стал активнее разрабатываться российской дипломатией: в ноябре Б. Н. Ельцин посетил Южную Корею, в декабре – Китай. В конце 1995 года А. В. Козырев посетил Иран. Лишь ко второй половине 1990-х годов России удалось добиться определённого прогресса в отношениях с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Развивались двусторонние отношения с Индией, Вьетнамом, Монголией. В апреле 1996 года в Пекине Б. Н. Ельцин и глава КНР Цзян Цземинь сформулировали курс на развитие равноправного доверительного партнёрства. Через год, уже во время визита китайского лидера в Москву, стороны подписали совместную Декларацию о многополярном мире и установлении нового международного порядка. Этот документ продемонстрировал, что в сфере международных отношений концептуальные подходы России и Китая совпадают.

На протяжении нескольких десятков лет советско-японские отношения осложнял вопрос о принадлежности «северных территорий», то есть Южных Курил. Ещё в 1991 году, в ходе визита в Японию М. С. Горбачёва, советская сторона признала существование территориального вопроса между государствами. Впоследствии Ельцин и Козырев, стремясь наладить экономические контакты с Японией, сделали ряд заявлений о необходимости решения территориальных споров с этой страной. В октябре 1993 года Б. Н. Ельцин и премьер-министр Японии М. Хосакава подписали Токийскую декларацию, предполагавшую решение давней территориальной проблемы на основе законности и справедливости. Это стало важным шагом к нормализации двусторонних отношений.

26 апреля 1996 года в Шанхае главы России, Китая, Таджикистана, Казахстана и Киргизии подписали Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы – появилась «Шанхайская пятёрка». В 1997 году Россия подписала документы об экономическом и культурном сотрудничестве с Индией, Китаем, Японией, Израилем, Сирией, Вьетнамом и другими государствами. В 1998 году Е. М. Примаков, уже будучи председателем правительства РФ, выдвинул идею создания стратегического треугольника Россия – Индия – Китай. В сотрудничестве трёх стран Примаков видел возможность противодействовать однополярности в мире. Однако реализовать данный замысел удалось лишь спустя несколько лет.

Взаимоотношения на постсоветском пространстве

После распада СССР геополитическая ситуация, в которой оказалась его преемница – Россия, – существенно изменилась. Приоритет в отношениях с так называемым «дальним зарубежьем», и прежде всего со странами Запада, создавал дисбаланс во внешней политике. Необходимо было выстраивать отношения со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы. Именно на эти регионы делался акцент в новой концепции внешней политики России, утверждённой Б. Н. Ельциным в апреле 1993 года.

Курс на максимальную дезинтеграцию связей с Россией сразу же взяли Литва, Латвия и Эстония, устремившие свои взгляды в сторону Европы. Остальные бывшие советские республики оказались вместе с Россией в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цели этого объединения не были чётко регламентированы, в рамках СНГ предполагалось заключить двусторонние договоры между суверенными государствами, а также проводить встречи и консультации по тем или иным вопросам. Позднее было установлено поочерёдное председательство стран-членов СНГ, введён пост Исполнительного секретаря, создана Межпарламентская ассамблея, выработан Устав Содружества.

Стали регулярно созываться органы, координирующие деятельность СНГ, такие как Совет глав государств и Совет глав правительств. Налаживалось взаимодействие между финансовыми и силовыми структурами. Впрочем, быстро выяснилось, что не все страны Содружества глубоко заинтересованы в участии в интеграционном процессе. В 1994–1997 годах процессы размежевания в СНГ брали верх над процессами сближения. Республики, обретя независимость, выстраивали свои властные и экономические структуры, формировали собственные вооружённые силы. Реальной интеграции между всеми государствами Содружества не происходило, поэтому на более тесное сближение решила пойти только их часть. В 1995 году было положено начало формированию таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В марте 1996 года эти страны подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах. В то же время происходило организационное оформление двустороннего Союза России и Белоруссии, «единого экономического пространства» Казахстана, Узбекистана и Киргизии, а также «ГУАМа» – объединения Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии – в целях развития евроазиатско-транскавказского транспортного коридора.

В 1997 году, уже в бытность главой МИД Е. М. Примакова, Россия подписала двусторонние договоры с Белоруссией и Украиной. С Украиной удалось найти компромисс по вопросам статуса Севастополя, главной базы Черноморского флота РФ, и о разделе самого флота. В 1992–1993 годах между государствами фактически возник территориальный спор, поскольку в России многие настаивали на незаконности передачи Крыма в состав УССР в 1954 году. Окончательно вопросы в отношениях между странами были решены весной 1997 года во время визита на Украину президента Ельцина.

В начале 1992 года российские вооружённые силы вмешались в межнациональный конфликт в Приднестровье, пожелавшем выйти из состава Молдавии и провозгласившем свою независимость. Приказ остановить противостояние молдавских войск и приднестровских сил получила дислоцировавшаяся в этом регионе 14-я армия под командованием генерала А. Лебедя. В апреле 1992 года она перешла под юрисдикцию России. В 1994 году Россия также выступила в роли посредника в армяно-азербайджанском конфликте по поводу Нагорного Карабаха.

Итоги и оценки внешнеполитического курса России в 1990-х годах

Некоторые аналитики связывают внешнеполитический курс России с личной позицией возглавлявших МИД РФ при Ельцине А. В. Козырева и Е. М. Примакова. Сам Ельцин, по замечанию ряда специалистов, был несведущ в вопросах дипломатии и во внешнеполитических предпочтениях нередко отдавал приоритет личным симпатиям к тому или иному лидеру. Как в своё время и М. С. Горбачёв, Ельцин установил тёплые приязненные отношения с рядом глав государств: президентом США Б. Клинтоном, президентом Франции Ж. Шираком, канцлером Германии Г. Колем, премьер-министром Японии Р. Хасимото. Их он называл «друзьями» и периодически встречался с ними в неофициальном порядке.

Козырева обвиняли в проамериканской и прозападной политике, в том, что он действовал в ущерб национальным интересам. Одним из наиболее жёстких критиков его деятельности на посту главы МИД был его преемник Примаков. «Козыревский» внешнеполитический курс обвиняли в безынициативности. Ему вменялись просчёты, допущенные в 1991–1992 годах в политике на Балканах и во взаимоотношениях со странами бывшего СССР. Контакты с преемниками на посту главы МИД РФ – Примаковым, И. С. Ивановым, С. Лавровым – Козырев не поддерживал. В более позднем интервью экс-министр объяснял это тем, что все последовавшие за ним главы ведомства «стали проводить иной, во многом старый курс». Однако для Запада Козырев стал символом новой внешней политики России – именно по этой причине, по мнению историка Л. Ф. Швецовой, Ельцин затягивал с его отставкой. Что касается Примакова, то в его назначении большинство аналитиков, напротив, усматривают символический отказ российских властей от курса на сближение с Западом, а самого министра характеризуют как сторонника возвращения России статуса сверхдержавы, «особого пути» российского государства.

Историки отмечают, что в первой половине 1990-х годов российская дипломатия была несвободна в своих решениях и на международной арене оказывала безоговорочную поддержку США, что подрывало её политическое влияние на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах. К концу второй половины десятилетия, когда российская сторона стала проводить более независимый внешнеполитический курс, её отношения с Западом перешли в стадию глубокого кризиса. На Востоке России, напротив, удалось восстановить утраченные с распадом СССР позиции. В целом, несмотря на все сложности в отношениях с Западом, к началу нового тысячелетия Россия уверенно встала на путь вхождения в «Большую Европу». Россия оформила свои отношения с НАТО, стала членом Европарламента и практически всех европейских структур. Невзирая на череду ошибок российской дипломатии в отношениях с государствами постсоветского пространства, в целом на этом направлении тоже удалось многого достичь. К очевидным внешнеполитическим успехам России периода 1990-х годов относят то, что благодаря взвешенной позиции Москвы становление новых независимых государств в ближнем зарубежье происходило относительно мирно; достижение безъядерного статуса Белоруссии, Казахстана и особенно Украины; налаживание конструктивного диалога с Белоруссией и заложение основ создания Союзного государства Белоруссии и России.

В целом к концу 1990-х годов внешняя политика России стала более прагматичной, в большей степени учитывающей национальные интересы и приоритеты страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *