отношения россии с другими странами 2020

Взаимоотношения России с другими странами: «дружить» или колонизировать

отношения россии с другими странами 2020. 1624431565 00. отношения россии с другими странами 2020 фото. отношения россии с другими странами 2020-1624431565 00. картинка отношения россии с другими странами 2020. картинка 1624431565 00. Вопрос в том, а нужно ли отличаться? Может, в этом вопросе с США и Великобритании стоит брать пример?

Вопрос в том, а нужно ли отличаться? Может, в этом вопросе с США и Великобритании стоит брать пример?

Какие негативные последствия для нашей страны принесет политика «агрессивного хищника»?

Помощь «братским странам»

Одной из отличительных черт Союза Советских социалистических Республик (СССР), преемником которого является Россия, стала помощь так называемым «братским странам». Советский Союз много и щедро помогал странам советского блока во всех частях света – странам Восточной Европы, Африки, Азии и Латинской Америки.

Объёмы помощи странам советского блока были огромными – поставки вооружений и военной техники, строительство объектов инфраструктуры, поставки продовольствия и товаров народного потребления, не говоря уже о займах и прямых финансовых вливаниях. Совокупно объёмы вливаний в другие страны составляли сотни миллиардов долларов, и это тогда, когда значительная часть населения СССР жила в условиях, которые можно назвать нищенскими. Всё это сопровождалось классической советской агитацией о дружбе народов, строительстве коммунизма/социализма.

Имел ли с этого что-то Советский Союз?

Что-то имел, но вряд ли это окупало столь внушительные вложения – некоторое количество зарубежных военных баз (гораздо меньшее, чем у США), какой-никакой товарооборот с «банановыми республиками», да присутствие их представителей на государственных праздниках и мероприятиях. Сам имидж СССР, как социалистического государства, препятствовал эффективному выкачиванию ресурсов из «колоний». Складывалась абсурдная ситуация – «колонии» СССР получали больше, чем метрополия.

Но есть ключевые отличия: США – капиталистическая страна, какое-то количество денег они потратят, но затем обязательно захотят получить с них отдачу. В результате появляются кабальные, зачастую секретные договоры с правительствами американских колоний-марионеток. Например, считается, что каждый новый канцлер ФРГ подписывает секретный «канцлерпакт» с США ещё до вступления в должность.

Если такой договор заключили с Германией, то что уж тогда взять со всяких стран третьего мира – попав в финансовую зависимость от США, они уже никогда не выберутся. Достаточно вспомнить финансовый кризис в Аргентине, вызванный действиями как правительства Аргентины, так и международных финансовых структур, включая Международный валютный фонд (МВФ), и спровоцировавших бедность и голод в «житнице Европы», а также и непрекращающуюся до сих пор высокую инфляцию.

После развала СССР его правопреемница Россия на какое-то время перестала осуществлять вливания в другие страны по одной простой причине – у самих денег не было. В качестве наследства России достались как долги третьих стран СССР, так и задолженности самого Советского Союза третьим странам.

В результате советские долги Россия выплатила, а с третьих стран получила жалкие копейки – с 1992 года Россией было списано свыше 140 миллиардов долларов долгов Советскому Союзу и более поздних долгов, выданных уже Россией. При этом информация о таких фактах не афишируется, разумных оснований этим действиям не приводится. Нельзя же считать аргументом списания долгов – «они же нам всё равно не заплатят, им нечем».

Нечем? Значит – пусть отдают территорию под военную базу и/или добычу ресурсов. Не хотят отдавать? О том, что необходимо делать в этом случае, поговорим ниже.

Более того, Россия вернулась к порочной практике кредитования разных стран, которые ранее не вернули и теперь не возвращают предоставленные денежные средства. Вполне возможно, что это своеобразная форма отмывки денежных средств, когда очередная «папуасия» получает миллиард долларов, то 90 % из полученной суммы потом возвращаются на счета заинтересованных лиц?

Осуществляется строительство в кредит, под будущие доходы, в таких откровенно враждебных странах, как Турция. Например, строительство АЭС. В случае ухудшения отношений они просто национализируют её (если, конечно, не предусмотрена возможность «аварийного» выхода АЭС из строя).

И уж никак не объяснить такие жесты, как, например, ремонт купола Капитолия в Гаване (Куба), на который Россия потратила 642 млн рублей. Вся эта Куба не стоит одного российского ребёнка, которому не хватило денег на лечение. Как только США снимут с Кубы экономические санкции, они мгновенно забудут про Россию и будут лизать США с таким усердием, по сравнению с которым померкнут усилия Польши и Украины.

Кстати, Куба – наглядный пример того, как США наказывают за отказ от платежей по инвестициям американских компаний: 80 лет жёстких экономических санкций, так что нам особо рассчитывать на поблажки в части санкций не стоит, это может растянуться на десятилетия.

В общем, так называемую политику помощи «братским» странам в исполнении СССР, и в особенности нынешней России, иначе как предательством интересов собственного народа назвать нельзя.

Хорошими делами прославиться нельзя

Так, может, России воздастся за её «добрые дела»? И «братские» страны будут благодарны за отстроенную инфраструктуру, за продовольствие, за поставки вооружений?

Увы, как показывает практика – это не так. В статье Присоединение стран Восточной Европы к советскому блоку – неизбежная необходимость мы рассмотрели, как страны Восточной Европы, ранее входившие в советский блок, в один миг превратились из друзей в противников. Разорваны практически все культурные и экономические связи, и эта тенденция продолжается. Даже такие достаточно нейтральные ранее страны, как Чехия, сегодня полны воинственной риторики.

Почему так происходит?

Всё очень просто. Народ, как масса, не имеет собственного мнения.

Народ любой страны верит в то, что впихивает в него пропаганда. Кого угодно из союзника за считанные месяцы можно превратить во врага в глазах подавляющей части населения. Например, власть имущим стран Восточной Европы Россия нужна только в «особых» случаях, когда от неё можно что-то получить, но в настоящее время у них другой «кормилец» – США. Кроме того, образ «врага-оккупанта» позволяет эффективно управлять мнением того же населения, позволяя списать на «врага» все промашки власти в экономике.

Со странами Африки, Азии и Латинской Америки всё ещё сложнее. Бесконечно далеки они от России, иной у них менталитет населения. Большая часть населения некоторых стран и вовсе не в курсе, что их страна поддерживает какие-то взаимоотношения с Россией – все «плюшки» получает их руководство. Отсутствие образования и критического мышления позволяет в минимальный срок убедить их в чём угодно, хоть в том, что русские придут для того, чтобы «съесть их детей».

Специфичные, по большей части полудиктаторские режимы не обладают ни стабильностью, ни поддержкой населения. В случае организованного США переворота новый режим ревностно будет служить новому хозяину, понимая, что с ним произойдёт, если он будет доказывать свою лояльность недостаточно активно.

Как поведёт себя Венесуэла, если победит оппозиция действующей власти? Останется ли российская база в Сирии, если режим Башара Асада потерпит поражение? Будет ли кто-то из этих стран «благодарен» России?

Внешняя политика

Надо поменьше кричать о своей военной мощи – Посейдонах, Буревестниках и прочих вундерваффе. Автор, безусловно, любит военную технику и с удовольствием наблюдает её на Параде Победы, но всё-таки для её демонстрации есть специализированные мероприятия – «Армия», «Международный аэрокосмический салон» и другие. Тот же День Победы можно организовать без провоза по Красной Площади тяжёлой техники – это воспринимается только как признак агрессии. Вполне достаточно, на мой взгляд, если просто пройдут военнослужащие парадным строем. А сэкономленные деньги лучше направить для решения нужд ветеранов.

Декларируемая внешняя политика должна быть максимально миролюбивой. Сносят памятники в Польше? Да и ладно, это их территория, зачем раздувать из этого скандал? Надо поменьше реагировать на уколы каких-то второсортных политиков и заштатных зарубежных СМИ – оправдывается только виноватый, а любые ответные действия только привлекают внимание к обвинениям в адрес России. Да и заявления первых лиц ведущих держав вполне можно проигнорировать – мало ли что там Трамп или Байден ляпнут?

Надо действовать молча, но неотвратимо – брать пример с Израиля, который военные парады не устраивает, но пособников уничтожения евреев в нацисткой Германии ликвидировал по всему миру. Да и сейчас ничем не гнушается при отстаивании своих интересов.

Политика РФ должна быть максимально прагматичной, и её основной целью должно стать получение реальных экономических преимуществ для нашей страны, а не детская грызня с «неполноценными» государствами. Пусть получают прибыть российские корпорации, частные и государственные. Даже если часть денег уйдёт в офшоры, то часть – в любом случае попадёт в Россию (увеличение доли поступающих в страну денежных средств – это тоже стратегически важная задача).

Ломать – не строить

Как же тогда поступать – отказаться от помощи и поддержки дружественных стран? Запереться в границах собственной территории?

Наши геополитеческие противники этому очень обрадуются. Мы будем им вполне удобны в роли некоей Северной Кореи-«переростка». Так или иначе, если Россия претендует на независимость, а не хочет стать колонией США или Китая (или их обоих), в раздробленном на некие квазигосударственные образования виде, то какую-то экономическую и военную активность проводить придётся. И лучше проводить её максимально агрессивно, но тихо.

Как это должно выглядеть?

1. Наши взаимоотношения с другими странами должны быть оформлены максимально жёстко. Если даётся какой-то кредит или осуществляется поставка, то гарантии возврата денежных средств должны ставиться во главу угла, к примеру, они могут быть обеспечены какими-то территориями или ресурсами, передаваемыми в длительную аренду или даже на постоянной основе – нашему флоту не помешает постоянное место базирования на острове или полуострове, находящемся под юрисдикцией РФ?

2. В ответ на атаку дружественных режимов силами США и их союзников Россия должна осуществлять аналогичные действия против режимов, дружественных США и их союзникам. Осуществляться это должно силами ЧВК и ССО (специальных операций). Дестабилизация дружественного противнику режима всегда потребует меньше сил, чем поддержание «своего» дружественного режима: ломать – не строить.

Такие действия сильно ударят по интересам американских компаний в регионе, вызовут хаос и поток беженцев в благополучные страны Европы, по Турции. Они будут иметь положительный эффект для России даже в том случае, если в результате в охваченном кризисом регионе закрепится кто-то другой, например, Китай.

Жестоко? Да, это так, но если мы самоизолируемся и будем только защищаться, то обязательно проиграем. США или Британия не постесняются предпринять аналогичные действия против нас, не считаясь с тем, сколько русских будет вырезано в результате дальнейшего дробления России на независимые республики.

Гарантия ответной активной агрессии против дружественных США режимов заставить их думать перед тем, как предпринять аналогичные действия в отношении РФ, заставить договариваться с нами. Разделение мира на «зоны ответственности» – это далеко не худший вариант, по крайней мере, куда лучший, чем третья мировая «горячая» война, последствия которой будут гораздо хуже любого локального кризиса. К слову сказать, значительная часть режимов, поддерживаемых США, никак не получится назвать ни гуманными, ни демократическими.

3. Что касается поддержки своих дружественных режимов, то да, такая поддержка должна осуществляться, но она должна иметь чёткие временные и финансовые рамки. К примеру, по мнению автора, Сирия свой лимит уже исчерпала, слишком дорого она нам обходится – пора бросить Асада на произвол судьбы, закрепив за собой определённые экономические зоны по примеру Турции. Правило простое – 10 % усилий (условно) должны приносить 90 % результата, а не наоборот. Та граница, когда вложения становятся больше ожидаемой отдачи и должна стать сигналом для свёртывания программы поддержки или радикального изменения её формата.

Решаемые задачи будут диктовать особые требования к вооружённым силам, военной технике и вооружениям, которые должны быть эффективными для решения экспедиционных задач. Потребуется усиление сил специальных операций. Возникнет необходимость легализации и развития частных военных компаний. Подробнее мы поговорим об этом в следующих материалах.

Источник

Внешнеполитические итоги России на постсоветском пространстве в 2020 году

отношения россии с другими странами 2020. default. отношения россии с другими странами 2020 фото. отношения россии с другими странами 2020-default. картинка отношения россии с другими странами 2020. картинка default. Вопрос в том, а нужно ли отличаться? Может, в этом вопросе с США и Великобритании стоит брать пример?

Постсоветское пространство остаётся для России главным внешнеполитическим приоритетом. Причина в том, что эта территория традиционно остаётся геополитическим призом для США, стремящихся к полному доминированию в Евразии.

Постсоветское пространство – это санитарный кордон и военный плацдарм для давления США на своих вассалов (Турция, Польша, Румыния, Болгария, Грузия, Украина, Молдавия) и главных геополитических соперников (ЕС, Россия, Иран и Китай). Россия является главным военным противником Запада в Евразии, и потому борьба с вытесняющими Россию с постсоветского пространства США носит прежде всего военный, и только потом уже экономический характер.

В 2020 году на постсоветском пространстве ситуация определялась такими событиями, как эпидемия коронавируса, усилившая тенденции рецессии экономики, политическая нестабильность, череда политических кризисов и продолжение борьбы мировых центов силы за втягивание стран СНГ в свои интеграционные проекты.

России на западном и южном направлении не удалось изменить негативные тренды в свою сторону, но удалось их затормозить и сорвать планы геополитических противников. На восточном направлении ситуация была более спокойной и и развивалась в выгодном для России направлении.

Южный Кавказ (Закавказье)

Армения

В Армении позиции России были подорваны ещё при президенте Р. Кочаряне, проводившем «комплиментарную» политику (армянский вариант многовекторности). В 2013 году в страну были впущены американские НКО, было создано второе в мире по величине посольство США с самым большим в мире зданием.

В бункерах посольства размещены 800 морских пехотинцев США (по другим данным 600, что также значительно), полноценная военная база, что соответствует половине армянской пехотной дивизии. По сути, это сила, гарантирующая невозможность удалить США из Армении и изменить там политическую систему.

Никаких публичных документов о размещении в Армении этих сил не существует, всё было сделано на основании скрытых договорённостей между Кочаряном и США. Расчёт был на то, что Вашингтон поможет Армении решить проблему Карабаха. Одновременно с заявлениями о вступлении в ЕАЭС Кочарян заявлял в Брюсселе о курсе Армении на евроинтеграцию. По сути, и поражение в войне за Карабах, и приход к власти Пашинина были предопределены Кочаряном, ставшим прототипом Лукашенко, делавшего то же самое в Белоруссии.

России не удалось предотвратить цветную революцию в Армении и захват власти структурами Сороса в 2018 году, но в 2020 году в результате военных действий в Нагорном Карабахе Пашинян оказался в ловушке и потерял легитимность. Это не привело к выдавливанию американских ставленников из органов власти Армении, но усилило позиции пророссийских сил. Пашинян вынужденно пошёл на временное сближение с Россией.

Тем не менее, Пашинян устоял, и по мере восстановления мира в Карабахе вновь начал разговор о том, что теперь Армения не нуждается в посредничестве России. Впереди дипломатический раунд о будущем статусе Карабаха. Трамп был пассивен в этом вопросе. При Байдене в Армении будет разыгран реванш, США непременно попытаются отыграть проигранные позиции.

Армения граничит с Грузией, Турцией, Азербайджаном, Ираном, важными для продвижения влияния США странами. Это означает, что основное столкновение России и США в схватке за Армению и Южный Кавказ ещё предстоит.

Можно ожидать усиление демонстрируемой России враждебности со стороны кабинета Пашинина. Будут создаваться предпосылки для вмешательства США в карабахский процесс. Для этого потребуется возобновление военных действий – другого повода нарастить своё военное присутствие в регионе у США нет. Наращивание военного контингента, как и прежде планировалось, может произойти за счёт выводимых из Афганистана войск.

Россия зафиксировала ситуацию и предотвратила углубление вмешательства Турции в дела региона, что выгодно Алиеву. Россия сбалансировала роль Турции, и это позволило Алиеву сохранить субъектность. Предотвратить выдавливание России из Карабаха может только программа перехода карабахских армян в российское гражданство.

Азербайджан

В 2020 году Азербайджан попал под определяющее влияние Турции, по сути, превратившись в её протекторат. С помощью Турции Азербайджаном была начата и почти успешно закончена война в Нагорном Карабахе. Полному успеху воспрепятствовали мирные инициативы России, заставившей Баку и Ереван принять своё посредничество и согласиться на российский миротворческий контингент в оставшейся неоккупированной части НКР. У такого консенсусного решения были свои причины.

Для России это означало сохранение влияния и стратегического плацдарма на Южном Кавказе с получением статуса единственного успешного посредника, что является военно-дипломатической победой. США, Франция, Англия и Турция, претендующие на влияние в регионе, всей полноты влияния не получили.

Армения согласилась потому, что это избавляло Ереван от полной и безоговорочной капитуляции, что могло стать в Армении причиной утраты власти Пашиняна и его команды, а также полного военного разгрома Армении Турцией. В таком случае Армению ждал территориальный раздел и прекращение государственности в нынешнем виде.

Причиной согласия Азербайджана было понимание Алиевым невыгодности полного контроля Эрдоганом Азербайджана. Это означало полную утрату власти Алиева и его скорое смещение. В Азербайджане мог начаться военный переворот, организованный несогласной частью азербайджанского генералитета.

Решение Алиева поддержать предложения России было самым оптимальным для него: он получал статус победителя у себя дома, упрочив личную власть, избегал полного подчинения Эрдогану, одновременно получая рычаги влияния на Турцию, Россию и Армению. С этой точки зрения полная оккупация Карабаха с помощью Турции была Алиеву даже невыгодна.

Турция была вынуждена согласиться на предложение России, потому что оно было бы принято даже без её согласия. Что поставило бы Анкару в двусмысленное положение, заставив «потерять лицо». Согласие Эрдогана с предложением Алиева и Путина было «выдаванием нужды за добродетель», пониманием, что на этом этапе возможности военной экспансии Турции в Азербайджан исчерпаны.

Однако политические дивиденды Турция получила: Азербайджан включен в зону турецкого влияния, получен доступ к Каспию и транзиту в Иран, сохранены возможности для следующего этапа экспансии в виде создания в Азербайджане военной базы с включением его в орбиту НАТО, что повышает там статус Турции.

Для России возникает ситуация отложенной шахматной партии в условиях предотвращения спёртого мата. Есть возможность развития успеха, которая полностью зависит от результатов российского транзита власти 2021-2024. Реванш России в Закавказье возможен только при условии сохранения путинской внешней политики и определяющего участия Путина в политическом процессе.

Именно для устранения фактора Путина его противниками развязана нарастающая информационная война, инспирированная Западом в интересах геополитической победы над Россией в Закавказье в частности и в Евразии в целом.

Грузия

Грузинский кейс остаётся сопряжённым с зоной прямой оккупации Западом бывших советских республик: Украины, Молдавии, Прибалтики. Грузия и Украина – ключевые форпосты НАТО в Чёрном море в зоне непосредственной близости к России. Усиление там военного присутствия дополняет позиции НАТО в Румынии и Болгарии. Грузия остаётся главным кандидатом на вступление в НАТО из всех стран СНГ.

Сейчас этому препятствует наличие нерегулированного территориального конфликта с Абхазией и Южной Осетией. Но в НАТО усиливается группа сторонников принятия Грузии в свой состав даже с этими проблемами. Победа этих сил возможна только в случае серьёзного обострения военного конфликта НАТО с Россией на Чёрном море. Однако этот конфликт должен гарантировать победу НАТО, для чего гонка вооружений на Чёрном море будет ишь усиливаться по инициативе США.

Сочетание пандемии, враждебности руководства Грузии к России и экономического кризиса привело к снижению туристического потока в Грузию из России в семь раз. Сохраняется вялотекущая борьба грузинской правящей партии «Грузинская мечта» с оппозиционными партиями, требующими повторных парламентских выборов. Политический процесс в Грузии находится под полным внешним управлением из США.

Однако временно закрытые из-за пандемии границы между Россией и Грузией могут быть открыты в феврале. ЕСПЧ рассмотрел длящееся 12 лет исковое заявление Грузии против России за события 08.08.08. Принято половинчатое решение: Россию обвинили во вторжении в Грузию до начала военных действий, но отклонили грузинское требование материальных компенсаций и обвинение России в нарушении прав человека. Для России это означает сохранение статус-кво в отношениях с Грузией. Конфликт России и Грузии пребывает в вялотекущей фазе и до какого-либо инцидента не получает толчка к эскалации.

В целом положение России в Закавказье в конце 2020 года характеризуется формулой «ни войны, ни мира», что означает позиционную гибридную войну с Британией, США и Турцией за преобладающее влияние на регион. Доминирование СССР было утрачено в результате его распада, и потому удержание нынешних позиций нынешней Россией можно си=читать успехом. Однако это не предел возможного, и усиление экономической мощи России повлечёт изменение расклада сил.

Средняя Азия

Киргизия

В Киргизии в результате очередной цветной революции сменилась власть, однако страна осталась во всех союзах с Россией и не стала менять внешнеполитическую аффилиацию и статус русского языка. Киргизия продолжает критично зависеть от России в области военной защиты и экономической помощи. Это ограничивает возможности США удерживать там захваченные позиции.

Членство в Киргизии в ВТО уже не является активом Запада, однако социальная и клановая неоднородность остаются причиной политической нестабильности республики. Это превращает Киргизию в пациента России, сохраняющей статус донора киргизской экономики.

Политическая нестабильность Киргизии – это шанс для США и угроза для России. Киргизия – самое слабое звено в зоне стратегической безопасности России на среднеазиатском направлении. До тех пор, пока сохраняется зависимость Киргизии от России, можно не опасаться кратного роста влияния Турции, Китая или США, но это означает необходимость постоянного спонсирования Киргизии без увеличения объёмов помощи.

Важнейшим для Киргизии направлением остаётся участие в деятельности ЕАЭС, где с помощью координационных механизмов удаётся решать спорные вопросы с соседями. Это значит, что формат союзничества России и Киргизии через ЕАЭС и ОДКБ остаётся наиболее оптимальным. В целом Россия сохранила стабильным весь комплекс отношений с Киргизией и особых угроз на этом направлении нет.

Казахстан

Казахстан – наиболее стабильное государство в Средней Азии и в числе союзников России по ЕАЭС и ОДКБ. Политически Казахстан сохраняет многовекторность, как и все бывшие советские республики, кроме Прибалтики. В 2020 году отношения России и Казахстана развивались в основном через формат ЕАЭС, где проявились тенденции экономического спада в результате пандемии.

Падение совокупного ВВП ЕАЭС в 2020 году может составить от 3,2% до 7,2% (данные пока не подсчитаны), но прогнозы на 2021 год показывают возможность роста на 3,2%, компенсируя потери прошлого года. Россия и Казахстан – основные драйверы этого роста.

Казахстан продолжает политику национального строительства, что выражается в развитии национальной мифологии, замене русскоязычных специалистов на нацкадры и дерусификации в тех сферах, где русский язык присутствовал в качестве второго государственного языка. Единственным конфликтом в 2020 году между Россией и Казахстаном стало выступление депутата ГД РФ В.Никонова с тезисами о том, что СССР (и Россия) подарили Казахстану его нынешние территории.

После ноты протеста МИДа Казахстана Никонов принёс объяснение, сгладив конфликтный смысл своего заявления, после чего президент Казахстана К.-Ж. Токаев выступил в газете «Егемен Қазақстан» со статьёй «независимость превыше всего», где обосновал казахстанское понимание независимости и отверг тезисы Никонова. На этом инцидент был исчерпан.

Казахстан и Россия заинтересованы в использовании совместного транзитного потенциала, позволяющего КНР реализовать проект «один пояс, один путь» в направлении Европы. Россия балансирует влияние Китая в Казахстане, и это создаёт потенциал стабильности в регионе. В 2021 году отношения Казахстана и России будут развиваться через ЕАЭС, где прорабатывается комплекс вопросов углубления экономической интеграции.

Узбекистан

Между Россией и Узбекистаном построены стабильные отношения. Туризм из России в Узбекистан в тройке лидеров. Весь коньячный спирт из узбекского винограда продаётся в Армию и Россию, члены ЕАЭС. Узбекский хлопок, раньше весь идущий на экспорт, сейчас перерабатывается в Узбекистане, где из него производятся ткани, включая джинсы, большая часть которых экспортируется в Россию, поставляя одежду для нескольких известных российских брендов. Качество узбекских хлопковых тканей выше, так как там нет синтетики, что создаёт узбекской продукции в России ощутимые конкурентные преимущества.

В декабре министр промышленности России Д. Манутров в ходе визита в Узбекистан участвовал в открытии ташкентского металлургического завода, построенного с участием России, подписал ряд соглашений о развитии промышленной кооперации и торговли, объявил о проведении в 2021 году в Узбекистане выездной выставки «Иннопром», впервые проводимой за пределами России.

В Узбекистане открываются школы усовершенствования русского языка для учителей школ и преподавателей вузов. Находящийся в красной зоне по ковиду Узбекистан приступает к регистрации и производству на своей территории российской вакцины «Спутник V» в обмен на допуск на российский рынок труда вакцинированных узбекских специалистов.

Вокруг вступления Узбекистана в ЕАЭС развернулась ожесточённая борьба. Либеральная часть российского экспертного сообщества ставит под сомнение экономическую выгоду от вступления Узбекистана в ЕАЭС. Основания – рост числа трудовых мигрантов из Узбекистана в Россию и угроза повышения внутренних цен в странах ЕАЭС из-за того, что в рамках ЕАЭС практикуется беспошлинная торговля, и экспортёры будут вынуждены подтверждать нулевую ставку НДС при экспорте. Отсутствие же пошлин не даст экономического эффекта от торговли, поэтому присоединение Узбекистана не выгодно участникам ЕАЭС.

Такой подход не учитывает геополитических издержек от риска включения Узбекистана другими центрами силы в свои системы союзов, враждебных или конкурентных членам ЕАЭС.

Другая часть экспертного сообщества не видит рисков от присоединения Узбекистана к ЕАЭС, полагая, что это не создаст напряжения и конфликта интересов внутри союза. Узбекистану будет оказана необходимая помощь, будут найдены нужные компромиссы. Торговые потоки союзников не пересекаются, увеличивается общая ёмкость рынка до 200 миллионов человек, легче решаются спорные вопросы Узбекистана с Киргизией и Казахстаном. Возникает общий системный эффект.

Таджикистан

Таджикистан является официальном кандидатом на вступление в ЕАЭС. В настоящее время Таджикистан дольше всех соседей раздумывает над присоединением к ЕАЭС, но если Узбекистан станет членом союза, то Таджикистан окажется в окружении партнёров-членов ЕАЭС, которые живут и работают по его правилам. Тогда, даже не будучи членом ЕАЭС, Таджикистан будет вынужден действовать так же.

Для Таджикистана важны условия сбыта своих сельскохозяйственных продуктов, которые сегодня из-за таможенных барьеров не удаётся оперативно экспортировать. Чувствительным вопросом для Таджикистана остаётся доступ на российские рынки труда.

Членство в ЕАЭС означает облегчение миграционного режима для таджиков, но власти Таджикистана медлят с решением, оглядываясь на другие центры силы. Главным для Таджикистана остаётся участие в китайском проекте ОПОП, что повышает риск увеличения зависимости от Китая. В 2021 году Таджикистан окажется в центре борьбы между США, Британией, Китаем и Россией. Основная угроза – дестабилизация при помощи исламских радикалов.

Туркмения

Туркмения выстраивает двусторонние отношения с Россией и заявляет о том, что считает её своим стратегическим партнёром, но вступать в ЕАЭС не будет. Торговый оборот между Россией и Туркменистаном достигает пяти миллиардов долларов в год, что делает Россию одним из главных экономических партнёров Туркмении.

Тем не менее, Туркмения стремится сохранять свободу рук в вопросе отношений с покупателями своего газа и доступа к каспийскому региону. Туркмения избегает участвовать в союзах, так или иначе способных привести к созданию наднациональных органов управления. Причина в том, что в таких союзах Туркмения будет сохранять зависимость от политики индустриально более развитых партнёров.

На стремлении Туркмении сохранять способность к многовекторной политике играют Турция, Китай, США и Британия. Однако зависимость от России не уравновешивается инвестициями из Китая и дипломатией США. В 2020 году в российско-таджикских отношениях не происходило значительных перемен, оставляя этот фланг для России спокойным и позволяя углубляться в решение проблем в других регионах.

ЕАЭС

По итогам 2020 года состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), обсудивший 12 направлений экономической интеграции. Это временные меры по сертификации продукции, серийно выпускаемой в условиях эпидемии, чтобы не допускать её дефицита, утверждены требования к магистральным трубопроводам, продления сроков переходного периода для регистрации лекарственных препаратов, вопросы пенсионного обеспечения граждан ЕАЭС, маркировки взрывчатых веществ в переработке нефти, вопросы племенного животноводства, таможенных тарифов.

Вопрос создания единого газового рынка перенесён на 2022 год. Приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Введения общей валюты до 2030 года не планируется, так как до этого нужно унифицировать налоговую и пенсионную системы, добиться примерно одинакового уровня инфляции, что требует детальной координации и большой подготовительной работы, учитывая опыт Евросоюза. Без этого эффект от общей валюты будет негативным для всех участников.

ЕАЭС и ОДКБ остаются главными форматами для защиты национальных интересов России на постсоветском пространстве. Очевидно, что такая ситуация продлится ещё не одно десятилетие. Политическая интеграция по типу советской на постсоветском пространстве в будущем более невозможна, а европейская слишком несовершенна, чтобы быть привлекательной.

Однако в случае развития внутреннего российского рынка и укрепления рубля данные интеграционные форматы способны обеспечить влияние России на постсоветском пространстве без взваливания на себя ответственности за благосостояние союзников. Актуальность ЕАЭС для всех участников сохранится и усилится при сопряжении его с китайским проектом ОПОП. Это вполне соответствует российским национальным интересам в долгосрочной перспективе.

Западная граница России

Украина, Белоруссия, Молдавия

В направлении Запада у России находится самый проблемный сектор бывшего СССР. Украина, Белоруссия и Молдавия являются зоной острого соперничества России, ЕС и США. В 2020 году Украина была ареной борьбы демократов и Трампа за будущие выборы, которые выиграл Байден, но Зеленский оказался ненужным новой администрации США в силу неучастия в процессе торможения публикации компромата на Байдена и неспособности управлять Украиной так, как это требуют США.

В 2020 году на Украине было затишье, но зато весь акцент сместился в Белоруссию, где в результате президентских выборов разгорелся острейший внутриполитический конфликт, не разрешённый до сих пор и лишающий Лукашенко легитимности.

Лукашенко продолжает курс на многовекторность и экономическую интеграцию с Россией, означающую льготный доступ к российским ресурсам и отказ от политической интеграции. Пока ни одно обещание, данное Путину, Лукшенко не выполнил. По мере нарастания разочарования Москвы действиями Лукашенко, в Белоруссии нарастили активность Польша, Австрия, Германия, США, Китай и Британия.

Отношения России и Белоруссии будут обусловлены отказом Лукашенко проводить трансфер и стремлением имитировать конституционную реформу с включением в систему некритично малого числа представителей оппозиции. Несмотря на шаткое положение, Лукашенко сохранил власть и в ближайшие годы будет всеми силами стараться вернуть себе положение безальтернативной фигуры для диалога с Россией и Западом.

Для России белорусское направление в 2020 году оказалось наиболее проигрышным: ни один план не удался, никаких санкций в отношении Лукшенко ввести не захотели, никакого диалога с другими силами в Белоруссии вести не получается.

Союзное государство как проект отложено на неопределённое время. Вместо него всё внимание занято конституционной реформой, ни сроки, ни содержание которой пока не известно. В 2021 году ситуация в Белоруссии обострится во втором полугодии, когда США, решив задачи вхождения нового аппарата во власть, перейдут к активному вмешательству во внутренние дела России.

В Молдавии на президентских выборах победила прозападная М. Санду, что немедленно создало угрозу Приднестровью и оживило молдавско-украинский альянс, направленный против России. Регион становится главным источником военных рисков и триггером эскалации противостояния России и США на этом ТВД.

США в 2021 году продолжат наращивать давление на Россию с плацдарма Украина-Белоруссия-Молдавия-Румыния, дополняя это активизацией Прибалтики и Грузии. Ожидается ухудшение состояния в черноморском регионе, где НАТО продолжит консолидацию вассалов против России.

В целом в 2020 году России удалось нейтрализовать самые негативные сценарии на постсоветском пространстве, однако преобладающими остались инерционные сценарии интеграции. Качественных изменений не произошло. В 2021 году США продолжат наносить концентрированные удары по России, которые Россия будет стремиться рассеивать, уклоняясь от лобового столкновения, навязываемого США в невыгодных для России условиях.

В 2021 году все эти тенденции сохранятся, США будут стремится наращивать силовое плечо, а Россия просачиваться в окна возможностей, возникающих по мере совершения США политических ошибок. Восточное направление для России более перспективное, чем западное, однако менее важное в силу меньшей технологической, финансовой и военной значимости.

Лучшие дипломатические и экспертные силы России сосредоточены на западном направлении так как основная угроза продолжает исходить с Запада, и потому западный сектор бывшего СССР останется приоритетным направлением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *