отношения отцов и детей в эпоху социальных потрясений 20 века
Проблема «отцов и детей» в русской литературе 20 века (Школьные сочинения)
Проблема «отцов и детей» была, есть и будет актуальна во все времена, пока не вымрет весь род человеческий, поэтому она до сих пор интересна, как для писателей, так и для читателей. Эта проблема является одной из ключевых в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
Деревня Матера стояла на Ангаре три сотни лет. Старики спокойно жили на острове, там же хоронили своих отцов и матерей, но строительство новой ГЭС вынудило их покинуть родные места. В этой ситуации автор показывает, как отношение стариков к затоплению резко отличается от отношения молодежи.
«Детям» легче приспособиться к новой жизни, чем их «отцам».
Так, дед Егор, который один из первых покинул Матёру (не по своей воле), не смог долго прожить в новой квартире. По рассказам его жены он умер с тоски по близкой сердцу земле.
Одним из самых важных эпизодов, раскрывающих проблему «отцов и детей», можно назвать диалог Дарьи (главной героини) с её внуком Андреем. Андрей полон энергии, он чувствует, что для него все дороги открыты, и хочет поехать строить новую ГЭС, чтобы оставить след в истории страны. А Дарья всем сердцем любит свою деревню, и поэтому не особо хочет, чтобы ее внук был виновником затопления, на что Андрей отвечает: «Пока молодой, надо, бабушка, все посмотреть, везде побывать».
Между «отцами» и «детьми» нередко случаются конфликты, оно и немудрено, ведь они воспринимают мир по-разному. Андрей, например, говорит: «Надо не поддаваться судьбе, самому распоряжаться над ней». Дарья с ним не согласна, она, считай, прожила всю жизнь, поэтому отвечает ему: «Охота на тебя поглядеть, до чего ты под послед распорядишься».
Пусть «отцы» и «дети» очень разные, нужно понимать и тех, и других. Одни ещё в начале пути, другие же близки к его концу. Благодаря литературе, мы можем увидеть мир глазами разных поколений, и в этом её великая ценность.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Исследовательская работа на тему: «Эволюция архетипа проблемы «отцов и детей» в русской классической литературе»
Данная презентация-исследовательская работа по литературе для учащихся 9-11 классов
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Эволюция архетипа проблемы «отцов и детей» в русской классической литературе»»
Исследовательская работа на тему: «Эволюция архетипа проблемы
«отцов и детей» в русской классической литературе»
Исследуя данную проблему, мы поставили перед собой задачи:
Методы и методики исследования:
Именно в семье от отца и матери человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от этого, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным в жизни. Рассматривая данную тему, нельзя не обратиться к понятию архетипа, которое ввел швейцарский психоаналитик и исследователь мифов К.Г.Юнг. Вслед за ним обращались к проблеме архетипа ученые (даже биологи), исследователи религий, мифов, такие деятели искусства, как Т.Манн, великие режиссеры кино Ф.Фелинни, И.Бергман и другие. К одному из древнейших архетипических образов и относится архетип «отцы и дети».
По мнению исследователей, все важнейшие архетипы сформированы в древности и связаны с фольклорными текстами. Таким образом, занимаясь исследованием проблемы эволюции архетипа «отцов и детей» в русской классической литературе, нам показалось интересным сказать об особенностях взаимоотношений поколений на раннем этапе развития человеческого общества, что нашло свое отражение в сказках и фиксирует остатки прежней морали.
С развитием цивилизации, появлением первых литературных памятников понятие архетипа «отцы и дети» меняется, наполняясь новым содержанием в каждом историческом времени.
Целью нашей работы является изучение эволюции архетипа «отцы и дети» в русской классической литературе. Исследование проведено на основе следующих художественных произведениях:
В литературоведении архетип понимается как универсальный прасюжет или праобраз, зафиксированный мифом и перешедший из него в литературу.
Итак, в мировой и отечественной науке сложились разные концепции архетипа, каждая из которых, бесспорно, заслуживает внимания. И следует признать, что они принимаются не всеми исследователями.
Архетипы дают возможность увидеть глубинные содержательные стороны произведений: «преемственность в жизни человеческого рода, неразрывную связь времен, сохранение памяти о прошлом, т.е. архетипической памяти, в чем бы она ни проявлялась» (Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / ред. Л.В.Чернец. М., 19)
Соотношения отцов и детей как гармоническое единство в «Поучении» Владимира Мономаха.
С развитием цивилизации, появлением первых литературных памятников понятие архетипа «отцы и дети» меняется, наполняясь новым содержанием в каждом историческом времени.
В отечественной литературе тема «отцов и детей» берет своё начало в книгах, написанных во времена Киевской Руси. Одним из ярчайших произведений той эпохи является «Поучение» Владимира Мономаха детям. В контексте произведения слово «дети» является многозначным и употребляется как в отношении подданных, так и наследников. Нас интересует в связи с анализом темы поучение князя своим сыновьям. Именно благодаря этому историческому документу, современный читатель узнает об особенностях воспитания детей на Руси в одиннадцатом веке.
Делая вывод о воспитательной роли «Поучения», необходимо обратиться к утверждению Д.С. Лихачева: «Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-нибудь написана». «Поучение» иллюстрирует не отношения «отцов и детей» как таковые, а показывает незыблемость нравственных заповедей старшего младшим, призывая не к простому послушанию, а взаимоуважению и любви.
Столкновение века «нынешнего» и «минувшего» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Молчалин тоже разделает взгляды старшего поколения, что очень помогло ему в жизни. Придерживаясь завета отца, он готов:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику для избежанья зла.
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
И следование этим советам помогают ему добиться и чина асессора, и стать секретарем у московского ҭуза Фамусова, его любит светская барышня. В итоге он стал незаменимым посетителем всевозможных балов и приемов.
Отношение детей к родителям в повести Пушкина «Станционный смотритель».
Очень часто дети, когда вырастают и начинают жить самостоятельной жизнью, уделяют своим родителям все меньше и меньше внимания, все больше отдаляются от них.
В повести Пушкина Станционный смотритель дочь главного героя Дуня убежала в Петербург с проезжим гусаром. Ее отец очень волновался за нее, за ее будущее. Он по-своему желал Дуне счастья. В этом случае конфликт между отцом и дочерью заключается в разном понимании счастья.
Конфликтность взаимоотношений «отцов» и «детей» как общественно – социальное противостояние в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В «Отцах и детях» показан раскол, коснувшийся не только политических, социальных, но и непреходящих, вечных ценностей жизни: любви и взаимоуважения отцов и детей, почитания старших. В способности русского человека легко «поломать себя» Тургенев увидел теперь не столько великое наше преимущество, сколько опасность разрыва связи времен.
«Отцовство» предполагает покровительственное и любовное отношение старших к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия в представлении Тургенева.
Патриархальный уклад семьи, авторитет отцов и их забота о детях в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Тема распада семейных связей в условиях «классовой борьбы» в рассказе М.А. Шолохова «Родинка»
Так Шолохов на очень маленьком художественном пространстве смог развернуть колоссальную картину человеческого горя. Он столкнул здесь интересы не только семьи, но и всего человечества. Что же это за правда, что за неё нужно убивать своих детей, ради кого тогда жить, если не для них?
Тема отчуждения «отцов» и «детей» в рассказе В. Г. Распутина «Женский разговор»
Рассказ построен на антитезе миропонимания главных героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор старшего и младшего поколений о человеческой морали традиционных представлений о назначении женщины в современном обществе. В. Г. Распутин пишет о мудрости и легкомыслии, равнодушии и душевной теплоте, о том, что люди на этой земле обманывают себя.
Постепенно под влиянием малограмотной старухи Вика прислушивается к себе, затем задает вопросы, задумывается, потому что в словах безграмотной старухи таится глубокая мудрость, отражается все богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры.
Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность, враждебность вокруг. Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.
Изучая данную проблему, я провела анкетирование.
Были заданы вопросы учащимся 4, 7, 10 классов:
1. Всё ли вы рассказываете своим родителям?
2. Доверяете ли вы им?
3. Как часто вы разговариваете откровенно со своими родителями?
На вопросы отвечали и их родители:
1. Как часто вы разговариваете откровенно со своим ребёнком?
2. Знаете ли вы о его увлечениях?
3. Чувствуете ли вы полное доверие со стороны своего ребёнка?
Получили следующие результаты:
Дети: на первый вопрос да- 67% опрошенных, не всё- 38%
на второй вопрос да- 70%, нет- 28%
на третий вопрос часто- 49%, редко- 37%, никогда- 15%
Родители: на первый вопрос часто- 47% опрошенных, редко- 34%, никогда- 13%
на второй вопрос да- 84%, догадываюсь- 15%, не знаю- 5%
на третий вопрос да- 68%, нет- 25%, затрудняюсь ответить- 10%
Проанализировав полученную информацию, а также результаты опроса, мы выявили:
Проанализировав полученную информацию, а также результаты опроса, мы выявили, что между опрошенными родителями и детьми существуют в основном доверительные отношения, родители интересуются жизнью своих детей. Но, к сожалению, есть родители, которые знают мало о жизни детей.
Итак, как мы видим, проблема отцов и детей нашла наиболее полное отражение в русской классической литературе, многие писатели обращались к ней, считая ее одной из злободневных проблем современной им эпохи. Но эти произведения популярны и актуальны и в наше время, что свидетельствует о том, что проблема взаимоотношений между поколениями принадлежит к вечным проблемам бытия.
Хочется закончить свою работу стихотворением Д. Минаева, который очень точно охарактеризовал важность и актуальность во все времена проблемы «отцов и детей».
5 сочинений по проблеме поколений «Отцы и дети»
Пример сочинения 1
Вопрос отношений младших и старших поколений тревожил, тревожит и будет тревожить людей. Во многих произведениях раскрывалась данная проблема. Писатели и поэты всех времён пытались объяснить причины столкновений между субъектами разных поколений. Несомненно, «Отцы и дети» Тургенева – роман, освещающий вопрос разногласий поколений. Поколение “отцов” довольно консервативно, оно не хочет менять то, что нажито годами. “Дети”, напротив, прогрессивнее, стремятся к переустройствам. Они не понимают и не принимают бездействия старших. Представители старшего поколения в романе – это дворяне Кирсановы, младшего – Аркадий и Евгений. Даже здесь проявляется отличия – Кирсанов-младший и Базаров, следуя за модой, являются нигилистами.
В романе “Отцы и дети” ярыми противниками становятся Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Базаров – выходец из народа. То есть все его достижения, это достижения тяжёлого интеллектуального труда. Кирсанов же – потомственный дворянин, который всю жизнь провёл, не зная слова бедность и неблагополучие. Их социальное происхождение является одной из причин несовместимости взглядов.
Большое значение в раскрытии главных противоречий века имеют споры Базарова с П. П. Кирсановым. Именно по ним можно изучить тенденции, по которым появляются споры у молодого и старшего поколения.
Базаров, как истинный представитель нигилизма, отвергает авторитеты и принципы, Павел Петрович говорит, что только развращённые люди могут жить так, как живёт Базаров. Евгений обличает устройство государства и обвиняет представителей аристократизма, или, как он их называет, «аристократишек», в бездействии и брошенных на ветер словах. Павел Петрович игнорирует недостатки в общественном устройстве и, кажется, боится его уничтожения. Ещё одним из столкновений между героями является их взгляды на русский народ. Несмотря на то, что Базаров как бы пренебрежительно относится к «низшему» сословию за его «темноту», всё же практически легко находит общий язык с его представителями. Кирсанов, утверждая, что Евгений не знает русского народа, всё же не может с ним общаться. Простые люди его не принимают, как Базарова, за «своего».
Разногласия между героями довольно значительные. И, как Базарову не понять Павла Петровича, так и Кирсанову никогда не понять Евгения в его отрицании всего. В будущем, это приводит к дуэли между ними.
Таким образом, Тургенев в романе «Отцы и дети» хотел выделить то, насколько важно взаимопонимание и толерантность по отношению к другим. А проблема «отцов» и «детей» имеет место быть и в наши дни, и состоит в нежелания соглашаться с чем-то новым «отцами» и отрицание сведений и знаний, которые были получены старшими поколениями, «детей». Её урегулированием будет являться внимание к мнениям, интересам и ценностям других, их принятие и уважение.
Пример сочинения2
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами. Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Базаров похоронен в этой могиле. К ней. приходят два уже дряхлых старичка. ”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.
Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.
Пример сочинения 3
Конфликт двух поколений
В России XIX век был ознаменован появлением “новых” людей-разночинцев. Это были образованные интеллигенты, которые говорили о необходимости изменений в стране. Такой тип людей стал появляться практически в каждом крупном произведении, написанном в этот период.
В этом смысле роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” не исключение. Главный герой Евгений Базаров по натуре “нигилист”, то есть человек, отрицающий все то, что складывалось в обществе веками. Молодежь восприняла его как пример для подражания, а старшее поколение как бескомпромиссный вызов.
Уже в самом названии романа мы видим, что речь пойдет о конфликте двух поколений, который был, есть и будет во все времена. Самое ярое противостояние разворачивается между молодым либералом Базаровым и аристократом в летах Павлом Кирсановым. С самой первой минуты знакомства эти двое невзлюбили друг друга.
Они не похожи во всех отношениях. Один носит накрахмаленные белоснежные рубашечки, а другой потертые и местами заляпанные брюки. Один придерживается тех же взглядом, что и все дворяне того периода, а другой толкует о России и новой “русской идее”.
При этом оба сами себе противоречат. Базаров в речи употребляет слишком много иностранных словечек, а Кирсанов любит рассуждать о тяжелой доле крестьян в стране, но при этом морщится при встрече с ними. Напряженность в отношениях героев настолько возрастает, что доходит до тайной дуэли.
Павел Петрович когда-то был блестящим, многообещающим офицером. На своем пути он встретил одну светскую даму (княгиню Р.), которую полюбил, но роман вскоре закончился и он остался ни с чем.
Позже он замечает нечто общее между княгиней Р. и крепостной Фенечкой, у которой ребенок от его младшего брата. Случайно увидев, как Базаров обнимает и крепко целует девушку, он вызывает противника на дуэль, во время которой первым получает ранение. Базаров как доктор обязан ему помочь, ведь он давал Клятву Гиппократа. Не найдя понимания в доме Кирсановых, он вскоре уезжает домой.
Мы видим, что его родители – единственные люди, которым он по-настоящему дорог.
Их чувства к сыну не меняются ни при каких обстоятельствах. До конца жизни, уже дряхлыми старичками, они приходят на могилу сына. В семье Кирсановых со временем проблема отцов и детей сглаживается.
Николай Петрович берет в жены Фенечку, а его сын Аркадий – Катю Одинцову. Павел Петрович уезжает в Дрезден и живет там одиноко, не изменяя своим аристократическим привычкам. Сам автор неоднозначно отнесся к своим героям.
Он не принимал рьяно чью-либо сторону, так как по натуре являлся одновременно и аристократом, и либералом.
Пример сочинения 4
Роман Тургенева «Отцы и дети», как бы банально это не звучало, изображает конфликт и противоречия двух поколений: «отцов» и «детей». К «отцам» писатель относит как старшее поколение, так и людей определенной социальной группы, которая придерживается взглядов либеральной аристократии. К «детям» же настроенную продемократически молодежь. Представителя первой группы «отцов», Горький показывает читателю через образ Павла Петровича Кирсанова.
Вторую же группу «детей», автор представляет в образе Евгения Базарова. Павла Петровича Кирсанова писатель показал как аристократа, который все время заботится о своем модном образе, о своей изящной одежде и фигуре, но который совершенно не представляет, что такое работа и труд.
Автор показывает нам изнеженного избалованного аристократишку с завышенным самомнением, который считает себя на голову лучше остальных. Здесь же Тургенев проявляет и свое негативное отношение к таким персонам.
Они постоянно спорят о философии, науке, народе, и многом другом. При этом в своих диалогах они не стремятся найти истину, не вникают в тезисы друг друга, как будто не слышат друг друга и им безразлично мнение собеседника. Ведь такая тенденция была всегда: старший думает, что он умнее, поэтому не воспринимает мнения младшего, а младший, в свою очередь, думает, что взгляды старшего сильно устарели, и стремиться сделать все по-своему. Именно в этом моменте Тургенев и поднимает проблему непонимания и отрицания двух поколений. Казалось бы, этот конфликт должен смягчиться отцовской любовью и уважением сына к отцу, но нет, в романе этого показано так и не было. Однако затем, перед смертью, Базаров все-таки стал проявлять свою любовь и уважение к родителям, стал более естественным и простым, добрым и внимательным к людям. Он отказался от своих чувств к Анне Сергеевне, которую любил всем сердцем. Базарова, с его образом мыслей, ожидало успешное и светлое будущее, однако это так и не претворилось в жизнь.
Пример сочинения 5
Известный роман Тургенева «Отцы и дети» описывает состояние общества в период кризиса. Младшее и старшее поколения представляют собой две эпохи. Однако конфликт отцов и детей выходит за семейные рамки. Перед нами противостояние старой аристократии и юной революционно-демократической интеллигенции.
Представитель «детей» – молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров. Для него характерны сильный дух, глубокий ум и трудолюбие. Однако он совершенно безразличен к искусству, музыке, стихам, эстетике, романтике и даже любви. Базаров представляет собой поколение демократов. Молодой человек категорически отрицает авторитеты и принципы. Ему противостоит Павел Петрович – представитель либерального дворянства. По его мнению, принципы крайне необходимы нравственному обществу. Без них люди станут пустыми оболочками.
Тургенев описывая внешние облики героев, старается занимать нейтральную позицию. Базаров предстает перед нами как умный, обладающий огромной силой воли, человек. Автор акцентирует внимание на его умственных способностях. Описывая Павла Петровича Кирсанова, Тургенев не жалеет эпитетов, для того, чтобы читатель мог по достоинству оценить его внешний вид. Иван Сергеевич пишет о накрахмаленных рубашках, привлекательности героя и чудных лаковых сапожках. Отличаются и их образы жизни. В то время, как Кирсанов проводит дни в безделье, Базаров приносит пользу окружающим и занимается важными делами.
Конфликт поколений продемонстрирован в образах именно этих героев. Их не связывают родственные связи, они чужие друг другу люди. Проблема отцов и детей заключается в разном воспитании и социально-политических взглядах. Автор максимально раскрыл жизненные позиции главных героев и указал на их достоинства и недостатки. Неудивительно, что роман вызвал неодобрение у «отцов» и «детей».