отношения москвы и пекина
Зачем Москве Пекин, зачем Москва Пекину
Возможен ли военный союз России и Китая
В иноязычном экспертном сообществе повысился интерес к сближению Китая и России. Начало дискуссии положило Минобороны Японии, которое летом 2020 года выпустило ежегодный доклад «Белая книга». В нем говорится, что внешнеполитические ведомства обеих стран отрицают идею «военного союза». Но, учитывая упрочение взаимодействия между двумя государствами, необходимо следить за развитием российско-китайского сотрудничества.
В марте 2021 года госсекретарь США Энтони Блинкен на встрече глав МИД стран – участниц НАТО призвал налаживать партнерство «в области наших озабоченностей по поводу России и Китая». Вскоре верховный представитель Европейского союза по внешней политике Жозеп Боррель обвинил Москву и Пекин в том, что они, говоря о Западе и США, используют очень похожий язык.
Сотрудники Атлантического совета в недавнем докладе The China Plan: A Transatlantic Blueprint for Strategic Competition («Китайский план: трансатлантическая программа стратегического соперничества») замечают, что военные отношения между Китаем и Россией могут стать серьезной проблемой для НАТО. Пока ученые отвергают идею об официальном военном союзе. Но обе страны, по их мнению, не прочь порассуждать о такой перспективе.
На Западе ошибочно понимают суть китайско-российских отношений. Но причина беспокойства понятна: сегодня Китай и Россия подняли двусторонние отношения до уровня всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. И выступают против продвигаемого США и их союзниками «мирового порядка, основанного на правилах», которыми пытаются заменить международное право.
В своих отношениях Москва и Пекин придерживаются принципов взаимного уважения и равноправия, добрососедства и дружбы, взаимной поддержки и стратегического взаимодействия, взаимовыгодного сотрудничества и неприсоединения к блокам, отсутствия конфронтации и направленности против третьих стран. Следуя подписанному 16 июля 2001 года Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией, обе стороны реализуют идеи глубокой интеграции и совместной выгоды.
Представители высшего руководства Китая и России считают, что ныне их двусторонние отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю и характеризуются максимальным взаимным доверием. Обе страны уважают взаимные основные интересы. Это резко отличается от того, как относится к ним Запад – свысока и снисходительно.
В рамках многосторонней дипломатии Китай и Россия защищают мир и стабильность, содействуют уважению к нормам международного права, демократизации международных отношений, развитию мирового порядка в более справедливом и рациональном направлении. Китайско-российские отношения предполагают другой сценарий межгосударственных отношений, нежели гегемония США. Москва и Пекин готовы взять на себя ведущую роль в поддержании мирового порядка, основанного на международном праве, совместном реагировании на глобальные вызовы и угрозы и совершенствовании системы глобального управления.
Такая позиция не может нравиться коллективному Западу. Особое беспокойство США, НАТО и ЕС вызывает военное сотрудничество России и Китая, закрепленное подписанием в сентябре 2019 года Соглашения о дальнейшем углублении сотрудничества.
Одним из ключевых аспектов отношений Москвы и Пекина, по словам Борреля, является энергетика. Китаю нужны нефть и газ из России. «Москва стремится диверсифицировать свой экспорт энергоресурсов за пределы ЕС, учитывая наши обязательства по переходу на энергоносители и общую напряженность в наших отношениях», – пишет политик.
В декабре 2019 года Россия добилась от Генеральной Ассамблеи ООН разрешения на разработку международного договора по борьбе с киберпреступностью. США тогда выразили «очень серьезную озабоченность», что такой договор будет «противоречить основополагающим американским свободам». Но во время голосования они проиграли: 79 стран проголосовали «за», а 60 «против».
Работа над новым договором пока не началась из-за пандемии. Первое совещание запланировано на май. Если договор будет утвержден, он заменит подписанную в 2001 году Будапештскую конвенцию о киберпреступности. Этот документ был разработан Советом Европы и ратифицирован 65 государствами. Но Россия и Китай его не утвердили, посчитав требования слишком навязчивыми и бесцеремонными.
Москва и Пекин будут укреплять сотрудничество в области вакцин и противостоять политизации этой сферы. Говоря о сотрудничестве по вопросу взаимного признания кодексов здравоохранения и возможном введении «прививочных паспортов», директор Института российских исследований Фэн Юйцзинь отметил, что это будет способствовать наращиванию обменов, а также возобновлению бизнеса и торговли.
Пекин и Москва расширяют сотрудничество в таких областях, как 5G, искусственный интеллект, биотехнологии, цифровая экономика и др. В начале 2021 года министр иностранных дел Китая Ван И заявил в интервью, что в отношениях двух стран нет ни потолка, ни препятствий. «В 2020 году российско-китайские отношения выдержали все испытания, такие как пандемия, которая случается раз в столетие, а также невиданные глобальные вызовы».
Ван И подчеркнул, что 2020-й был годом 75-й годовщины победы во Второй мировой войне и основания ООН. «Россия и Китай сообща сохраняли плоды победы и работали над поддержанием справедливости на мировой арене. Наши страны начали более активно поддерживать одна другую, отстаивая свои базовые интересы, и плечом к плечу противостояли политике, которая проводится с позиций силы, что делает российско-китайские отношения еще более важными для всего мира».
2021 год, по словам Ван И, будет особенно важным для китайско-российских отношений, поскольку «две страны вступают в новую фазу развития, в которой нет препятствий, запретных зон и потолка. Россия и Китай продолжат подавать пример добрососедства и дружественных отношений между великими державами, а также выступать в роли локомотива при восстановлении мировой экономики и вносить свой вклад в глобальную стратегическую стабильность».
Удар по лидерству США был нанесен в результате визита в КНР министра иностранных дел Сергея Лаврова 22–23 марта. В совместном заявлении глав внешнеполитических ведомств России и Китая подчеркивается, что все страны должны решительно поддерживать и защищать международную систему, в основе которой находится ООН, а также мировой порядок с международным правом в качестве его фундамента.
С помощью определения мирового порядка и универсальных ценностей США пытаются манипулировать другими странами, укрепляя свою гегемонию. Россия и Китай как постоянные члены Совета Безопасности ООН четко заявляют о необходимости лишить США монополии на интерпретацию событий и формирование международных правил.
Выступая на следующий день перед журналистами, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил: «Нет предела традиционной дружбе Китая и России, и нет запретных зон для расширения нашего сотрудничества. Под стратегическим руководством председателя Си и президента Путина укрепляется политическое доверие и стратегическое взаимодействие между двумя странами».
Военно-политическое, военное, экономическое и научно-техническое сотрудничество – это хорошо, но это еще не союз, поскольку взаимных обязательств у России и Китая нет. Сегодня, на наш взгляд, разговоры о создании официального военно-политического союза преждевременны. Союзы государств, никому исторически не угрожающих, заключаются лишь в крайнем случае, исходя из оборонительных соображений.
Если опираться на заявления китайских руководителей, они придерживаются внеблоковой политики, исключают военные союзы с кем бы то ни было, выступают за мирное разрешение спорных вопросов. К тому же Москва и Пекин желают сохранять гибкость во внешней политике, чему будет препятствовать вступление в более тесные военно-политические отношения.
Создавать с Россией единый фронт против НАТО Китай не планирует, заявило Минобороны КНР в начале марта 2021 года. Сотрудник Китайской академии общественных наук Чэн Ицзюнь призывает руководство государства и мысли не допускать о союзе с Россией. «Военные альянсы – наследие холодной войны, и нет никакой законной нужды в том, чтобы Китай стал их частью. НАТО было создано для противодействия СССР, а не Китаю. И пока эта организация не принесла вреда коренным интересам Китая. Если же альянс возникнет, он втянет Пекин в конфликты Европы с Россией», – предупреждает Чэн.
И все же Запад сильно обеспокоен, не выйдут ли Москва и Пекин за привычные рамки сотрудничества. Ведь военный союз столь мощных военных держав изменил бы весь стратегический расклад. И создал бы реальную угрозу американскому доминированию.
Россия и Китай в большинстве вопросов демонстрируют схожие позиции и отстаивают схожую линию. Это уже делает их союзниками на мировой арене, пусть и без официального оформления союза. Если говорить о военных аспектах союза, то оба государства ориентированы на совместную оборону.
Не исключено, что военно-политический союз рано или поздно будет заключен, поскольку он выгоден обоим государствам. Причем быстрота его заключения во многом будет зависеть от поведения США. Чем более агрессивную политику будет проводить Вашингтон в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, тем скорее в Пекине и Москве придут к консенсусу.
Иными словами, действия Пекина и Москвы зависят от политики Запада. Если администрация Байдена реализует планы размещения в Европе и АТР ударных ракетных и военно-морских сил, дальнейшее военное сближение Пекина и Москвы станет неизбежным. Китай, который пока не имеет паритета с США по стратегическому ядерному оружию, будет заинтересован в привлечении на свою сторону военной мощи России. А Россия будет всячески использовать экономическую мощь соседнего Китая.
Российско-китайские отношения стабилизируются и крепнут. Это отношения между двумя великими державами, которые обладают высочайшей степенью взаимодоверия, наивысшим уровнем взаимодействия и максимальной стратегической ценностью. Но говорить о военном союзе пока преждевременно. Власти двух государств выбрали позицию выжидания, наблюдая за дальнейшим развитием обстановки.
Владимир Иванович Винокуров – профессор Дипломатической академии МИД России, главный редактор журнала «Дипломатическая служба», доктор исторических наук.
Когда Пекин бросит на Москву голодный взгляд?
Несмотря на единство интересов и общего врага за океаном, отношения в альянсе КНР-РФ складываются по той же модели, что у Шерхана и Табаки.
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в КНР и его переговоры с китайским коллегой Ван И на фоне резких антироссийских и антикитайских заявлений, высокопоставленных представителей вашингтонской администрации носил предсказуемый характер. По сообщению официального сайта МИД РФ, «переговоры прошли в традиционной для российско-китайских отношений теплой и доверительной атмосфере».
Отношения нынешнего российского режима и Китайской Народной Республики и вправду — образец даже не дружбы, а просто нежной любви. И уж точно без всяких кавычек — глубокого взаимопонимания. В том смысле, что некоторые принципиальные для них вещи лидеры КНР и России не просто понимают и принимают. Они думают и чувствуют в унисон.
То, что на самом деле объединяет сегодня Москву и Пекин, сводится к совсем небольшому набору основополагающих принципов.
Невмешательство во внутренние дела
«Суверенная демократия» по-российски и по-китайски
В России существующая политическая система с некоторых пор называется «суверенной демократией», в Китае — «демократией по-китайски». Однако если отбросить словесную шелуху и приглядеться внимательней, то мы увидим, что политические системы двух государств очень похожи. Функционируют китайская и российская системы, правда, немного по-разному.
В Китае официально одна правящая партия. Плюс восемь партий-сателлитов, признающих верховенство КПК и имеющих за это консультативные полномочия.
В России тоже одна партия власти. Правда, здесь номинально в Конституции все еще имеется пункт о многопартийности. Но по факту в стране существует одна большая партия власти — Партия Путина. Эта правящая структура делится в Госдуме на четыре фракции. Однако смысл этой конструкции тот же, что и в Китае: один лидер — одна партия. Навсегда.
У современных России и Китая один враг на двоих — Америка и ее евроатлантические союзники. Вместо того, чтобы умиляться неповторимым колоритом «суверенных демократий», американцы и европейцы делают немыслимо чудовищные, с точки зрения Кремля и Пекина, вещи — говорят им о нарушении каких-то там прав человека. Например, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР или в российской Чечне. Или вот еще (додумались же до такого!) — Вашингтон заявляет, что нельзя травить и сажать в тюрьму оппозиционеров, силой разгонять мирные митинги протеста.
Все эти возмутительные вещи сплачивают Москву и Пекин еще теснее, чем раньше и еще больше толкают в объятия друг друга. Естественным образом возникает трогательный и одновременно могущественный альянс несменяемых в своих странах режимов. Однако это то, что лежит на поверхности.
Но все же, если копнуть поглубже, то мы увидим, что китайско-российский альянс — это союз тигра и шакала. Какое-то время эта пара, безусловно, может наводить ужас на соседей: все-таки и тот, и другой хищники. Однако, с учетом того, что один неизмеримо сильнее другого, такой дуэт с самого начала чреват некоторыми неприятными последствиями. При определенном стечении обстоятельств младший союзник может пойти на обед старшему.
Экономический гигант — Китай — стремительно разрастается, усиливая свое влияние по всему миру. Что касается постсоветского пространства, то экономическая экспансия Пекина ощущается здесь практически повсеместно — от Белоруссии до бывших республик советской Средней Азии. Так, еще в 2017 году информационное агентство KAZINFORM отмечало, что «общий ежегодный товарооборот Китая со странами Центральной Азии за 25 лет вырос в 60 раз — с 500 млн долларов до 30 млрд долларов».
В постсоветских государствах Центральной Азии, которые Россия громогласно объявляла зоной своих интересов, китайцы строят дороги, скупают рынки, торговые центры и так далее. По мнению ряда экспертов, китайские инвестиции только в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан превышают российские в десять раз.
Понемногу кое-где в собственность КНР уходят уже даже части территории этих стран. Еще в 2019 году СМИ сообщали, что Таджикистан передает под контроль китайским компаниям свои недра (в частности, золотые рудники) в обмен на инвестиции, а также в качестве оплаты долгов.
Пока Пекин территориальных претензий к РФ официально не предъявлял, но это дело времени. Население Китая растет, а территория остается прежней. Только за последний «ковидный» год число жителей КНР увеличилось на 4 млн человек — с 1,439 млрд до 1,443 млрд человек. За тот же год население России уменьшилось почти на 600 тысяч человек. При этом в пограничных с Китаем регионах Сибири и российского Дальнего Востока, по меркам КНР, людей практически вообще нет…
Проблема еще и в том, что свои исторические претензии к России в Пекине никогда не снимали. Дело в том, что основополагающие российско-китайские договоры о границе, подписанные в середине XIX века — Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.), в китайской историографии до сих пор официально считаются неравноправными, навязанными Российской империей.
В безвыходной ситуации Пекин был вынужден пойти на подписание этих договоров. В итоге к России по Айгунскому и Пекинскому договорам перешли китайские земли, которые в основном совпадают с территорией нынешних Приморского края, Амурской области, Еврейской автономной области и почти половины Хабаровского края. В общей сложности это около 950 тыс. кв. км (чтобы было понятнее — это примерно в полтора раза больше территории Франции).
Пока Китай демонстрирует показное дружелюбие к Российской Федерации. Наиболее острые политические и экономические противоречия у КНР сейчас с США. Однако это не мешает Пекину наращивать свой ракетный потенциал, так или иначе способный угрожать соседней России. Этому вообще невозможно помешать — у Москвы нет никаких инструментов, чтобы заставить китайцев подписать хоть какие-то вменяемые договоры об ограничении стратегических вооружений. Остается лишь верить Пекину на слово, что все ракеты нацелены на Америку, делая хорошую мину при плохой игре, и вместе с китайскими руководителями ругаться с Вашингтоном.
Сделано с Китаем: почему важна координация Москвы и Пекина
Инструмент доверия
Беседа Владимира Путина с Си Цзиньпином, приуроченная к 20-летию подписания российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, прошла по специальному закрытому каналу видеосвязи. Как пояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, это позволяет лидерам «осуществлять переговоры с самым высоким грифом секретности».
Основным итогом встречи стало официальное объявление о продлении двухстороннего соглашения, которое было подписано еще 16 июля 2001 года между Владимиром Путиным и тогдашним главой КНР Цзян Цзэминем. В силу документ вступил в феврале 2002-го.
«Сегодня, когда крупнейшая за столетие пандемия обостряет глобальное соперничество, положения Договора не только не устарели, но и приобретают новое звучание, продолжают служить надежной опорой российско-китайских отношений. Главы государств России и Китая дают высокую оценку историческому и практическому значению Договора и выражают согласие продлить его действие в соответствии со статьей 25», — говорится в совместном заявлении, которое было принято по итогам беседы.
— Важно, что отфиксировано отсутствие взаимных территориальных претензий и решимость двух стран превратить общую границу в пояс вечного мира и дружбы, — добавил он.
Россия и Китай наряду с США относятся к трем державам, которые находятся в самом центре мировой политики и представляют ядро всей системы международных отношений, отметил в беседе с «Известиями» главный научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока Владимир Портяков. Учитывая этот факт, вполне естественно, что долгосрочные договоренности между двумя главными игроками играют важную роль.
Председатель КНР Си Цзиньпин во время беседы в формате видеоконференции с президентом РФ Владимиром Путиным. Беседа приурочена к 20-летию подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве
— Кроме того, из крупных стран у России фактически больше ни с кем такого рода соглашений и такого рода отношений нет, — пояснил китаист. — Договор уже проработал 20 лет. Он подписывался в обстановке, когда еще не было полной уверенности в благоприятном развитии двусторонних отношений, а уровень политического доверия оставлял желать лучшего. Но прошедший период показал, что договор — это эффективный инструмент не только постепенного и постоянного совершенствования двусторонних отношений, но и важный инструмент обеспечения международной стабильности в целом.
Пример мирового уровня
По мнению главы РФ, Москве и Пекину, следуя букве и духу договора, удалось вывести российско-китайские отношения на беспрецедентную высоту, сделать их образцом межгосударственного сотрудничества в XXI веке. В частности, создан не имеющий аналогов в мировой практике многоуровневый механизм двусторонней координации, включающий регулярные контакты лидеров и встречи глав правительств, пять межправительственных комиссий на уровне вице-премьеров, форматы диалога между парламентами и объединениями регионов, пояснил президент.
Между тем, успешно продвигается реализация целого ряда важных проектов в авиа- и автомобилестроении, горнорудной и лесной отраслях, добавил президент России. Стратегический характер приобрело двустороннее энергетическое партнёрство: успешно функционирует российско-китайский нефтепровод и газопровод «Сила Сибири», подчеркнул он.
Изображение трансляции церемонии начала поставок российского газа в КНР по «восточному» маршруту. 2 декабря 2019 года
Кроме того, на качественно новый уровень вышло сотрудничество в сфере мирного атома. Также укрепляется кооперация в области финансов, включая использование национальных валют в двусторонних расчетах, сказал российский лидер. Активно развиваются гуманитарные связи, включая сферы туризма и образования.
— Это важнейшее стратегическое сотрудничество. Сейчас реализуются очень серьезные экономические проекты, которые затрагивают не только область энергетики. Речь идет в том числе и о высоких технологиях и цифровой сфере, — сказал «Известиям» зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов.
По большинству ключевых вопросов международной политики и экономики, позиции РФ и КНР очень близки или совпадают, отметил сенатор. Россия и Китай — соседи, которые, по сути, идентично смотрят на развитие международных отношений, считает парламентарий.
— Речь идет о соблюдении международного права и сопротивлении попыткам диктата и монополизации принятия решений на международном уровне. То, что мы видим, в частности, со стороны США. Кроме того, Россия и Китай привержены укреплению национального суверенитета, выступают против вмешательства во внутренние дела других стран, — резюмировал политик.
По мнению Владимира Путина, в условиях усиливающейся геополитической турбулентности, слома договоренностей в сфере контроля над вооружениями и повышения конфликтного потенциала в разных уголках мира российско-китайская координация играет стабилизирующую роль в мировых делах. Это касается в том числе урегулирования ситуации на Корейском полуострове, в Сирии и Афганистане, а также возобновления плана действий по иранской ядерной программе, отметил президент РФ.
Межконтинентальная баллистическая ракета DF-41 на военном параде в Пекине
В совместном заявлении, принятом по итогам беседы двух лидеров, Россия и Китай, к примеру, выступили против милитаризации космоса. В частности, стороны напомнили о необходимости приложить все усилия для предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве и вепонизации космоса.
Кроме того, РФ и КНР призвали США позитивно отреагировать на выдвинутую ранее Москвой инициативу по введению моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности наземного базирования. В документе отмечается, что после выхода из ДРСМД Штаты ускорили научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этим видам вооружения. При этом в Вашингтоне не исключают возможность размещения этих ракет в Азиатско-Тихоокеанском регионе и европейских странах, что ведет к обострению напряженности на мировой арене.
Москва и Пекин также выступили за укрепление Конвенции о биологическом оружии. Обе страны поддерживают запуск многосторонних переговоров по международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма, в том числе на Конференции по разоружению в Женеве.
Золотые выпускники
Пекин дружит с Москвой, но пока только на словах
Россия и Китай пытаются сформировать широкий альянс из стран, которые так или иначе опасаются западных санкций, отмечает востоковед Алексей Маслов.
Китайские власти намерены усилить поддержку России на фоне ужесточения западных санкций в отношении Москвы. Такое заявление в начале этой недели сделал официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. «Мы решительно против применения односторонних санкций. Китай и Россия поддерживают друг с другом отношения всеобъемлющего партнерства. В вопросах защиты государственного суверенитета КНР и Россия будут оказывать друг другу поддержку», — подчеркнул он на регулярном брифинге, комментируя ужесточение санкций США в отношении Москвы.
При этом военно-политическая активность Пекина продолжает расти, в том числе и на других континентах. Во вторник появились сообщения о том, что Китай существенно расширил возможности своей военно-морской базы в Джибути и теперь этот китайский порт в Африке сможет принимать суда всех типов, включая авианосцы и большие десантные корабли. О том, какую конкретную поддержку Москве (помимо декларативных заявлений) Пекин может оказать в нынешних условиях, обозреватель «Росбалта» поговорил с врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексеем Масловым.
— На ваш взгляд, не являются ли слова представителя китайского МИД о готовности «поддержать Россию» неким ритуальным заявлением? Или за ними стоит что-то более существенное?
— Я думаю, что в известной степени это отклик на предложение главы российского МИД Сергея Лаврова, которое тот высказал во время встречи со своим китайским коллегой Ван И в ходе недавнего визита в КНР. Российский министр, собственно, и предлагал там создать широкую коалицию стран, которые выступают против санкций. То есть, по сути, это такой официальный ответ, в том смысле, что Китай поддерживает эту идею. Помимо этого, Пекин довольно активно поддерживает позицию Москвы в Совбезе ООН и в этой сфере вряд ли будет что-то новое.
Самый главный момент состоит в том, что РФ и КНР заметно активизировали свою политику по установлению широких партнерских отношений с самыми разными странами. Китай в последний месяц начинает активно продвигаться в сторону Ближнего Востока. Об этом говорят поездки главы МИД КНР и его переговоры с коллегами в Иране, Саудовской Аравии, Омане. В свою очередь Лавров, грубо говоря, «залезает» в традиционную сферу влияния Китая, а именно, в Индию и Пакистан.
И здесь можно говорить, что Россия и Китай начинают формировать очень широкий альянс из стран, которые так или иначе опасаются санкций.
— В чем конкретно может выражаться поддержка России со стороны Китая?
— Если посмотреть, то мы не увидим здесь каких-то заметных сфер. Если мы возьмем торговые отношения, то они развиваются нормально. Самое главное, что в них не произошло существенных изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону. По результатам 2020 года во взаимной торговле мы вышли на 107 млрд долларов. При этом в 2019 году этот показатель составил чуть больше 110 млрд долларов. Но 2020-й выдался все-таки очень тяжелым. То есть падение взаимной торговли произошло, но крайне незначительное. Правда, у Китая, и с США, и с Европой, несмотря на все их противоречия, товарооборот все равно в пять-шесть раз больше, чем с Россией.
— У КНР, насколько я помню, даже с Южной Кореей товарооборот больше, чем с Россией…
— Да, и со странами ОСЕАН, и с Японией больше. Поэтому не очень понятно, за счет чего в этой сфере мы можем сделать прорыв. Мы можем лишь, не торопясь, наращивать обороты во взаимной торговле за счет поставок новых видов продукции сельского хозяйства. Или расширять поставки газа. Но чего-то кардинального в этой сфере не произойдет.
Возможно, конечно, расширение инфраструктурных проектов. Например, использование российских железных дорог для перевозки китайских грузов, Транссиба, прежде всего. Но вопрос упирается в то, что пропускная способность этой магистрали абсолютно недостаточна для этого. Строго говоря, ее уже не хватает и для самой России. Если сейчас Транссиб может перевозить 540-560 тысяч контейнеров в год, то Китаю нужен миллион. Это означает, что если бы мы даже отказались от всех российских перевозок по этой железной дороге, то китайцам и этого было бы мало.
— Выходит, нужно вкладывать деньги в расширение Транссиба?
— Но тогда мы целиком будем зависеть от перевозки китайских товаров. Самое неприятное — мы в этом случае можем попасть в ситуацию, как китайской-европейской торговле, когда обратно почти треть контейнеров идет порожняком. Из Европы в Китай особенно нечего что-то поставлять.
— Если не взаимная торговля или перевозки, тогда что еще?
— Еще есть проекты в области развития цифровой валюты, введения единой системы киберплатежей и так далее. Это намечается как альтернатива доллару, и подобная система может быть создана. В КНР система киберплатежей уже готова и проходит тестирование. В России тоже и Центробанк, и Сбербанк над этим работают. Смыкание различных систем суверенных киберплатежей под контролем государства, конечно, уже превращает такое средство платежа во что-то иное, нежели классические криптовалюты, потому что понятно откуда она берется. Тем не менее это новый шаг в развитии мировых платежных систем.
— Китайцам такая новая система электронных платежей тоже интересна?
— КНР тоже зависит от доллара и вот здесь мы как раз можем сотрудничать. Но вопрос еще не отработан, это тема на десятилетия вперед.
— Не приведет ли экономическая поддержка Москвы Пекином к зависимости России от Китая?
— Если, вытесняя доллар, мы переходим на юани, то такая зависимость нашей страны, конечно, увеличивается. Более того, в 2020 году мы в двусторонних расчетах впервые в наших платежах сократили присутствие доллара ниже 50%. Но при этом увеличились расчеты в евро и заметно возросли в юанях. Взаиморасчеты в рублях тоже несколько увеличились, но сегодня в российско-китайской торговле они составляют всего 7%. Этот уровень держится уже два года. В целом, по сути дела, мы не столько увеличиваем расчеты в рублях, сколько уменьшаем в долларах. Поэтому говорить сейчас, что мы отвяжемся от доллара и переключимся на другую, пускай китайскую, кибервалюту можно, но это не решает российских проблем.
— Можно ли, исходя из этого, ожидать отключения России или Китая от международной системы межбанковских платежей SWIFT?
— Меньше всего к отключению от SWIFT готов сам Китай, потому что ему интересно работать в долларовой зоне. В отличие от России, КНР не страдает от присутствия американской валюты.
Беседовал Александр Желенин