отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть

Тест с ответами по теме «Деонтологические аспекты формирования пациентоориентированного взаимодействия медицинских работников с особыми группами пациентов. Паллиативная помощь»

Отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть доверительными, основанными на искренности, доброжелательности и правде.

1. В арсенале паллиативной помощи приоритет отдается

1) больше вниманию к пациенту, чем к технологиям;+
2) больше новейшим техническим разработкам, чем общению с пациентом;
3) больше соблюдению больничных правил, чем потребностям пациента;
4) возвращению пациента в лоно церкви.

2. ВОЗ постановила, что этический долг медицинского работника

1) быть морально безупречным;
2) лечить пациента всеми возможными средствами;
3) облегчать боль и страдания;+
4) утешать и подбадривать.

3. Для пациентов и их семей при оказании паллиативной помощи

1) важен высокий моральный облик и религиозность персонала;
2) важна нейтральность персонала и высокая технологичность помощи;
3) важно выражение уважения и сочувствия при оказании помощи;+
4) важно отсутствие границ врач-пациент.

4. Если встает вопрос о выборе дальнейшего лечения, то

1) пациент имеет право на всю информацию, необходимую для принятия решения;+
2) решение всегда принимает врач, объясняя его в доступной форме пациенту;
3) решение должны принимать только родственники пациента;
4) следует избавлять пациента от неприятной правды и тяжелых решений.

5. Если пациент не в состоянии принимать самостоятельных решений, то

1) его доверенное лицо или врач принимают решение, опираясь на ценности самого пациента;+
2) решение принимает врач, исходя из представления о том, что было бы лучше для пациента;
3) существует стандартный протокол принятия решений.

6. Забота о родственниках является для паллиативной помощи

1) более важной, чем забота об умирающем человеке;
2) исключительно областью для волонтеров;
3) неотъемлемой частью заботы об умирающем человеке;+
4) побочной активностью.

7. Зачастую для инкурабельных пациентов ситуация становится особенно мучительна из-за того, что

1) все вокруг говорят им трудную правду, которую они не хотят слышать;
2) к ним проявляют повышенное внимание;
3) они не в состоянии полностью понять медицинские тонкости происходящего;
4) они не могут добиться прямых и честных ответов на свои вопросы о состоянии и прогнозе.+

1) забота превыше исцеления;+
2) исцеление превыше всего;
3) назначение опиоидных анальгетиков всем пациентам.

9. Избегание раскрытия правды о прогнозе пациента

1) может привести к недоверию пациента к врачу и медперсоналу;+
2) полезно для пациента и его близких;
3) следует соблюдать любой ценой.

10. К флагманским чертам паллиативной помощи относятся

1) нейтральность и формализованность;
2) рационализм и продуктивность;
3) сострадание и забота;+
4) сострадание и покровительство.

11. Коммуникация — существенный компонент паллиативной помощи, так как

1) нужно обладать специальными навыками для общения с паллиативными пациентами;
2) паллиативные пациенты часто имеют когнитивные нарушения;
3) паллиативным пациентам особенно остро необходимо понимание;+
4) следует любыми средствами отвлекать пациента от осознания неминуемой смерти.

12. Медицинский персонал в паллиативной помощи особенно успешен, если он

1) морально безупречен;
2) обладает высокой мотивацией на достижение;
3) обладает неукротимой потребностью в самосовершенствовании;
4) обладает сочувствием и человечностью.+

13. Один из этических принципов паллиативной помощи допускает

1) для продления жизни использовать любые средства;
2) неизбежность смерти;+
3) оградить пациента от сообщения плохих новостей;
4) способствовать раскаянию пациента перед смертью.

14. Одной из основных ценностей паллиативной помощи является

1) сохранение достоинства пациента;+
2) сохранение иллюзий пациента;
3) сохранение неведения больного;
4) сохранение самомнения пациента.

15. Отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть

1) всегда строго профессиональными и регламентируемыми;
2) доброжелательными, основанными на жалости и покровительстве врача;
3) доверительными, основанными на искренности, доброжелательности и правде;+
4) исключительно правдивыми любой ценой.

16. Пациенты часто

1) не задумываются над своими шансами на излечение;
2) недооценивают свои шансы на излечение;
3) переоценивают свои шансы на излечение;+
4) рационально оценивают свои шансы на излечение.

17. При сообщении «плохих новостей» следует

18. Пять этапов переживания катастрофической новости по Э. Кюблер-Росс включают

1) гнев, отрицание, фантазирование, горе, депрессия;
2) отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие;+
3) отрицание, шок, ужас, торг, принятие;
4) шок, гнев, отрицание, торг, депрессия.

19. Соблюдение принципа автономии означает, что пациент

1) имеет право на особое отношение;
2) обязан принимать решения самостоятельно;
3) получает помощь при выполнении любых действий;
4) сохраняет возможную самостоятельность.+

20. Чтобы поддержать инкурабельного пациента, нужно

1) любой ценой убеждать его, что все будет хорошо;
2) обращать внимание только на его позитивные переживания, игнорируя негативные;
3) поддерживать в нем любые надежды, в том числе нереалистичные;
4) проявлять понимание и укреплять в нем реалистичные надежды.+

Если хотите поблагодарить автора за его огромный труд, полученные знания и уникальный ресурс, то можете отправить ДОНАТ (от скромной до щедрой суммы).

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ

ВВЕДЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНУЮ ПОМОЩЬ

отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. empLN4XIbF. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть фото. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть-empLN4XIbF. картинка отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. картинка empLN4XIbF. 1) больше вниманию к пациенту, чем к технологиям;+2) больше новейшим техническим разработкам, чем общению с пациентом;3) больше соблюдению больничных правил, чем потребностям пациента;4) возвращению пациента в лоно церкви.

Болезнь – тяжелое испытание, как для пациента, так и для его семьи. Начиная с момента постановки диагноза и на протяжении всего лечения жизнь пациента и его близких меняется: то, что было доступным и естественным становится трудным, невозможным. Паллиативная помощь должна быть направлена на семью в целом. Она ориентирована на жизнь независимо от количества времени, которое осталось у человека. Только с таким пониманием можно оказывать действительно эффективную помощь и заботу, а так же поддерживать человека и его семью в трудные минуты жизни.

Забота о человеке, оказание помощи в облегчении его физических страданий, поддержка в духовном поиске и психологических переживаниях, содействие в решении социально-юридических вопросов и многие другие аспекты — это лишь малая часть, отражающая суть паллиативной помощи. Человек, столкнувшийся один на один с неизлечимым заболеванием, нуждается в помощи и поддержке не только со стороны близких людей, друзей, но и общества в целом. Болеющие дети — это целый мир, вселенная, которой постоянно необходима забота и поддержка со стороны взрослых. В каждом из детских миров формируется восприятие нашей взрослой действительности через отношение к себе. И от того, как организованно поддерживается качество жизни болеющего ребенка, зависит яркость его душевного мира, наполненность событиями и эмоциональными красками. Для родителей развитие паллиативной помощи — это мощнейшая опора, ощущение, что ты не один в трудной ситуации, чувство поддержки со стороны людей, понимание того, что в любую минуту ты можешь обратиться за помощью, и тебя услышат. В совокупности это отражение важности и ценности каждой человеческой жизни, вне зависимости от ее продолжительности, а также возможной пользы для общества.

По сути, важность развития паллиативной помощи заключается в «развитии человека в самом себе», во взращивании таких качеств, как добродетель, милосердие, сострадание, готовность оказать помощь и поддержку другим, а вместе с этим и в развитии нравственности, культуры и духовности общества.

ПОТРЕБНОСТЬ СЕМЬИ И РЕБЕНКА В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ

Профессиональная паллиативная помощь осуществляется комплексно и включает работу специалистов из разных областей: медицинских сотрудников, психологов, юристов, социальных работников, педагогов

и многих других. Этот подход позволяет оказывать всестороннюю помощь

как ребенку, так и его семье, охватывая совокупность основных процессов, связанных с изменениями в их жизни, произошедшими в связи с болезнью ребенка.

Невозможно говорить о качественной паллиативной помощи, если реализуется только одно направление поддержки — социальное или психологическое. Представим, что семья болеющего ребенка регулярно получает все предназначенные для нее льготы, пособия, расходные материалы и т. п. Это не решает вопроса психологических трудностей и страданий семьи, связанных, к примеру, с отрицанием паллиативного статуса ребенка родителями или стадией психологического торга, на которой все ресурсы семьи направлены на поиск всевозможных альтернативных вариантов лечения. Точно так же помощь нельзя считать полноценной, если с семьей работает только психолог. Несмотря на то, что психологическая помощь и поддержка позволяют существенно снизить психоэмоциональное напряжение в период горевания, а также способна влиять на повышение уровня адаптации семьи к новым жизненным условиям в связи с болезнью ребенка, психолог не сможет компетентно ответить на вопросы, связанные с профессиональной деятельностью других специалистов: о течении заболевания, о способах медицинского ухода, о предоставляемых социальных льготах или юридических правах. Именно поэтому оказание паллиативной помощи и поддержки носит комплексный, мультидисциплинарный характер. При реализации такого подхода близкие родственники болеющего ребенка смогут больше времени и внимания уделять качеству его жизни, а не поиску средств к существованию или выживанию.

отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. lyWYgHsPdg. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть фото. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть-lyWYgHsPdg. картинка отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. картинка lyWYgHsPdg. 1) больше вниманию к пациенту, чем к технологиям;+2) больше новейшим техническим разработкам, чем общению с пациентом;3) больше соблюдению больничных правил, чем потребностям пациента;4) возвращению пациента в лоно церкви.

Триестская Хартия прав умирающего ребенка говорит о том, как важно оберегать личное достоинство ребенка и относиться к нему уважительно, даже если ребенок находится в бессознательном состоянии (частично или полностью) из-за прогрессии болезни и/или лечения. Если ребенок неизлечимо болен, это не означает, что он не нуждается во внимании и уважении со стороны семьи, специалистов, общества. Ребенок — личность независимо от своего возраста, местонахождения, состояния и условий оказания помощи. Однако следует помнить о том, что ребенок не может рассматриваться вне контекста родителей. Здесь очень важна работа психологов и психотерапевтов, направленная на созидание и поддержание самоуважения и толерантности родителей по отношению к самим себе, к ребенку и к обществу в целом.

Рассмотрим основные принципы семейно-ориентированного подхода:

— семья и ребенок неразделимы (недопустимо разлучать ребенка и мать друг с другом. Это противоречит принципам гуманности и этики);

— уважение к семье (включая этнические, социокультурные особенности каждого члена семьи, а также индивидуальные ценности и убеждения);

— честность (информирование семьи о текущей ситуации, а также о возможных изменениях в ближайшем будущем);

— доверие (безоценочное отношение к решению различных вопросов внутри каждой отдельной семьи);

— сотрудничество между семьей и профессиональным медицинским персоналом на всех уровнях в больнице, на дому и в учреждениях социальной помощи.

Почему важно сотрудничать с семьей ребенка на всех уровнях оказания паллиативной помощи и вовлекать ее в качестве полноценного участника процесса лечения и ухода?

Семейно-ориентированный подход предполагает, что объединение усилий семьи и всех специалистов паллиативной помощи позволяет существенно улучшить качество жизни неизлечимо болеющего ребенка, при этом удовлетворяя все его потребности. Мама ребенка видит его

24 часа 7 дней в неделю и зачастую знает о важнейших, но незаметных для глаз специалистов изменениях в поведении или чувствах ребенка. Эта информация бесценна для обеспечения качественного ухода за ребенком.

Современный семейно-ориентированный подход решает множество вопросов, способствующих эффективному оказанию паллиативной помощи,

Доверие. Родственники болеющего ребенка могут получить всю необходимую информацию от специалистов. Важно помнить о том, что родственники не являются специалистами в области паллиативной помощи. Поэтому им сложно самостоятельно оценить реальный уровень угрозы жизни и здоровью ребенка. В случае неэффективных коммуникаций между родственниками и специалистами первым приходится добирать информацию на стороне: в Интернете, на форумах, в иных сообществах. Любая информация, подкрепляющая веру в лучший исход, воспринимается родителями как надежда. В таком случае нередко встречаются родственники, которые до последнего не доверяют специалистам и, ведомые надеждой, до последней минуты борются за жизнь ребенка, принося маленькому пациенту больше страданий, нежели помощи. Возможность задать вопрос и получить полную, честную информацию способствует снижению уровня тревожности родителя.

Контроль над ситуацией. Любому родителю психологически очень важно чувствовать контроль над ситуацией, ведь речь идет о его ребенке. Семейно-ориентированный подход позволяет родителям совместно со специалистами обсуждать и корректировать индивидуальный план работы с ребенком, объем необходимой помощи, регулировать степень ответственности за те или иные решения, тем самым сохраняя чувство контроля над ситуацией.

Уважение и достоинство. Отсутствие знаний в области медицинской терминологии, а также специфический стиль коммуникации между сотрудниками нередко вызывают у родителей чувство отчужденности и отстраненности от процесса ухода за ребенком. Семейно-ориентированный подход позволяет не только вовлечь родителей в команду специалистов, но и соблюсти уважительное отношение к семейным ценностям и потребностям каждого члена семьи. Крайне важно создать такие отношения специалистов с семьей, при которых каждый участник будет ощущать собственную ценность и достоинство.

Информирование. Семейно-ориентированный подход позволяет заранее подготовить ребенка и его семью к возможным экстренным ситуациям, проинформировать о деятельности специалистов, а также о возможных вариантах действия в различных ситуациях.

Область компетенций психолога паллиативной помощи включает:

— исследование психологического климата внутри семьи (наличие/отсутствие семейных мифов, скрытой информации, наличие/отсутствие психологического напряжения (агрессия, обиды, гнев, стыд, вина и др.);

— анализ качества коммуникации между всеми членами семьи, включая сиблингов, дедушек и бабушек, а также других родственников (избегание, злость, замалчивание, рационализация);

— работа с гореванием (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие);

— изучение предшествующего опыта взаимодействия семьи со специалистами (эффективный или травматичный, к примеру, нереалистичные обещания родителям, внезапное прерывание контакта и т. п.);

— анализ мотивации к построению контакта с паллиативной службой (уровень выраженности потребности в конкретных специалистах и в команде в целом);

— исследование осведомленности о текущей ситуации (ясное владение информацией о заболевании, прогнозе, а также понимание собственных действий);

— обсуждение/совместная выработка конкретной стратегии поведения родителей/законных представителей в случае возникновения экстренной ситуации (в случае резкого ухудшения состояния ребенка, решение о реанимационных мероприятиях и т. д.);

— поддержка всех членов семьи (включая болеющего ребенка, а так же сиблингов, бабушек и дедушек);

— фокус внимания на построении честных, доверительных отношений внутри семьи (умение проговаривать собственные чувства и находить ресурсные состояния с целью дальнейшей социализации семьи).

ПРОЦЕСС ГОРЕВАНИЯ. МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ПОВЕДЕНИЕ

Волю дай отчаянью. Та скорбь, что не рыдает,
закравшись в душу, сердце разрывает.
Уильям Шекспир. Макбет

Порой этот поиск затягивается на года, и даже на десятилетия. Подменяется основная задача: вместо заботы и любви, в которых так нуждается болеющий ребенок, родитель всю свою энергию направляет на расследования, суды, жалобы, оставляя при этом ребенка в одиночестве.

Данный пример хорошо иллюстрирует взаимосвязь психологического состояния родителей и родственников и качество жизни болеющего ребенка. Если родители отрицают болезнь, то они продолжают не замечать ухудшение состояния ребенка или, наоборот, предпринимают попытки всеми возможными способами его излечить. И один, и другой варианты приносят ребенку скорее вред, нежели пользу.

Рассмотрим подробнее стадии горевания, а также компоненты, формирующие отношение к ситуации здесь и сейчас.

Шок/отрицание

ФРАЗЫ: Нет, этого не может быть; Вы, наверное, что-то перепутали; Что за чушь? Это ошибка.

— Родитель отказывается верить в то, что у его ребенка неизлечимое заболевание, следствием которого является ограниченный срок жизни. Он начинает ходить от специалиста к специалисту, перепроверяя полученные данные по несколько раз, находится в поиске того ответа, который хочет услышать.

— Родитель испытывает шок, уходит в себя, замыкается, отрезает

— Родитель делает вид, что ничего не произошло, игнорирует рекомендации и назначения.

ЧУВСТВА: потеря чувства безопасности, отчаяние, страх, ощущение безвыходности и тупика. Могут возникнуть суицидальные мысли и даже попытки. Здесь следует помнить о том, что озвученные суицидальные мотивы, как правило, являются «криком о помощи».

Гнев

Длительное отрицание реальности требует большого количества психической энергии. Однако оно не может продолжаться вечно. Не в силах сдерживать очевидное, семья признает ситуацию такой, какая она есть (целиком или частично), и сталкивается с собственными страхами лицом к лицу. В этот период человек как будто выплескивает все накопленные в предыдущей стадии переживания и мечется в поиске объяснения и успокоения, почему так произошло. Нередко этому успокоению способствует поиск виноватых в сложившейся ситуации. Это связано с тем, что ключевым психическим процессом выступает желание скорейшего объяснения, почему и из-за чего так произошло. Чрезвычайное психоэмоциональное напряжение порой достигает аффективного состояния, человеку сложно взять себя в руки и контролировать собственные реакции. Он обращает свою агрессию и гнев на общество, врачей, родственников; возмущение распространяется во всех направлениях и может выплескиваться совершенно непредсказуемо.

ФРАЗЫ: Это несправедливо!; Почему это случилось именно со мной /с моим ребенком?; Кто виноват? Это врачебная ошибка (недоглядели/недообследовали/ недолечили.?);Нужно разобраться в ситуации и наказать виновных/написать заявление.

ПОВЕДЕНИЕ: повышенная критичность, раздражительность, застревание в жалобах (на всех и вся), суетливость, нервозность, обвинения. Гнев может быть выражен в отношении:

1) окружающих людей или мира в целом. Я ничего плохого не сделала. Тогда почему это произошло? Почему именно со мной? В поведении доминируют чувство несправедливости и желание найти виновных;

3) на ребенка: Это все из-за тебя. Порой чувство беспомощности в сложившейся ситуации и потеря психологической веры в будущее толкают семью выплеснуть гнев на беззащитного человека, ребенка, из-за которого, по их мнению, жизнь семьи резко изменилась.

ЧУВСТВА: ярость, раздражение, негодование, страх, злость.

Торг

ФРАЗЫ: Если мы сделаем то-то и то-то… это поможет?; Скажите, а в стране N это лечится? Мы готовы собрать деньги; Что еще можно предпринять?; Мы прочитали на форуме, что были случаи исцеления.

ПОВЕДЕНИЕ: семья болеющего ребенка начинает задумываться, каким образом можно поправить непоправимое и как искупить свою вину. На данном этапе у семьи мобилизуются все имеющиеся ресурсы (финансовые, эмоциональные, административные, коммуникативные и иные). В данном периоде характерно обращение к религии, посещение храмов и монастырей, чтение молитв и т. д. Переосмысление ценностей и качества жизни, поиск опоры для дальнейших изменений.

Депрессия

Данный этап также называют этапом подлинного страдания. На предыдущей стадии семья болеющего ребенка подключила все возможные ресурсы с целью изменить ситуацию (временные, финансовые, психологические, материальные и т. д.). К сожалению, предпринятые попытки не увенчались успехом, и единственное, что остается, принять травмирующую реальность. Бессознательные психологические защитные механизмы отступают, иллюзии рассеиваются, надежды на исцеление рушатся, наступает острая душевная боль. Человек остается один на один со своими страхами и экзистенциальными переживаниями.

ФРАЗЫ: Все закончено; Жизнь не имеет смысла; Это невыносимо. Слишком тяжело и больно.

ПОВЕДЕНИЕ: погружение в себя, истощение психических и физических ресурсов. Разрушение социальных связей, коммуникаций, общения.

Один из родителей (или оба) становится отстраненным, раздражительным, колючим, холодным. Все больше возникает потребность в одиночестве и уединении. Человеку сложно сосредоточиться на конкретных повседневных делах.

ЧУВСТВА: безнадежность, ощущение тупика, бессмысленность, брошенность, одиночество, отчаяние, стыд, беспомощность, тревога и др.

Принятие

Стадия принятия предполагает психологическую готовность к формированию новой реальности, к жизни, в которой человек учится принимать бытие таким, какое оно есть, без попыток внести кардинальные изменения и борьбы за справедливость. За принятием стоит в некотором смысле примирение с самим собой и с окружающим миром. Проходят злость и гнев, осознаются реальные возможности и ограничения, обостряются чувства и краски каждого прожитого дня. Процесс принятия можно сравнить с восстановлением, когда падает уровень невротизации и человек возвращается после длительных поисков к себе. Усиливается яркость каждого дня, появляется благодарность за возможность по-другому любить, ценить и просто жить. Принятие является завершающей стадией цикла горевания. Однако следует помнить о том, что стадии могут сменять одна другую, раз за разом обесценивая предыдущие результаты. С каждым последующим ретравмирующим случаем ресурсы человека исчерпываются и это оказывает серьезное влияние на качество жизни родственников и самого ребенка. Истинное принятие предполагает готовность родителя проговаривать важные в отношении ребенка темы, принимать решения, руководствуясь знаниями о реальном положении дел, а не иллюзорным восприятием действительности, сотрудничать с окружающим миром и опираться на внутренние решения.

Чтобы оказать эмоциональную поддержку болеющему родственнику необязательно делать вид, что все в порядке. Будьте искренни: говорите о своих чувствах и помогайте другим членам семьи делать это. Таким образом Вы сможете сохранить доверительные отношения, которые помогут сплотить семью в трудный момент.

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов

Источник

Психологические трудности и рекомендации по профессиональной адаптации в работе паллиативных медицинских сестер

Различная психологическая поддержка, направленная на профилактику выгорания помогающих специалистов, работающих в медицине, рассматривается как один из основных параметров заботы о профессиональных кадрах, гарантирующей длительную и эффективную профессиональную самоотдачу. Подобная поддержка специалистов является также необходимым условием качества оказываемой специалистами помощи и заботы об их пациентах. Ввиду обилия и разнообразия функций и факторов, приводящих к эмоциональной нагрузке медицинских сестер в тяжелой соматической медицине и паллиативной помощи, проблема их выявления и разработки программ эффективной психологической поддержки медицинских сестер очень актуальна. В данной статье приводится обзор основных психологических аспектов работы, усиливающих риск эмоционального выгорания медицинских сестер в тяжелой соматической и паллиативной медицине.

Весомый вклад в профессиональное выгорание медицинских сестер, по данным исследований последних лет, вносят феномены «усталости сострадания» и «горевания специалистов».

Также в статье обозначены основные направления психологической помощи медицинским сестрам, типы программ, зарекомендовавших свою высокую эффективность в качестве профессиональной поддержки и профилактики эмоционального выгорания.

Психологические сложности в работе медицинских сестер

Перечень функций и обязанностей медицинских сестер, работающих во взрослой или детской тяжелой соматической (онкологии/гематологии, иммунологии, реанимации, трансплантации органов и т. д.) и паллиативной медицине чрезвычайно широк. В силу близости, интенсивности и длительности своего контакта с подопечными и их семьями, а также в силу самой специфики и философии паллиативного подхода сестринские функции не могут быть ограничены или сведены только к медицинскому уходу за пациентами.

Они неизбежно связаны с оказанием медицинскими сестрами духовной, психологической, а иногда даже и психотерапевтической поддержки своим подопечным и их близким, имеющим различные нужды и часто находящимся в тяжелом физическом и психологическом состоянии [1]. Все это многократно усиливает психологическую и «моральную» нагрузку в работе медицинских сестер.

отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. PMH 2017 Sasha Karelina 1. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть фото. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть-PMH 2017 Sasha Karelina 1. картинка отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. картинка PMH 2017 Sasha Karelina 1. 1) больше вниманию к пациенту, чем к технологиям;+2) больше новейшим техническим разработкам, чем общению с пациентом;3) больше соблюдению больничных правил, чем потребностям пациента;4) возвращению пациента в лоно церкви.

Врачи и медсестры в Первом московском хосписе. Фото: Саша Карелина / Архив фонда «Вера»

Наиболее «энергоемкими», отнимающими одновременно много физических и психологических ресурсов, являются следующие функции:

Медицинским сестрам приходится сталкиваться со страданиями пациентов и их близких, с умиранием и смертью пациентов, при этом они ощущают, что возможности их профессиональной помощи не безграничны. Они ощущают низкую социальную значимость собственной работы и своего положения, что еще больше усугубляется невысокой оплатой труда и частым обесцениванием их работы со стороны других медицинских специалистов. При этом уровень требований к выполнению их профессиональных обязанностей очень высок. Все это значительно снижает мотивацию работы сестер. При работе с детьми и подростками их эмоциональное напряжение особенно усиливается в связи с ощущением несправедливости, бессмысленности, жестокости происходящего. Персоналу бывает особенно трудно принять то, что происходит с пациентами детского хосписа [1–10].

Подобные психологические сложности во многом определяют у медицинских сестер низкую эмоциональную удовлетворенность своей работой, высокий моральный дистресс и внутреннее напряжение как на эмоциональном, так и на когнитивном уровнях. А имеющийся у них личный опыт неприятных событий и переживаний, столкновение с ситуациями болезни и смерти в собственной жизни или жизни близких в прошлом при повторении или сходстве подобных ситуаций в работе с пациентами могут приводить к так называемой вторичной травматизации. Травматизации способствуют и ситуации, когда в отделениях, службах, где работают медицинские сестры, случаются внезапные смерти или череда смертей [1]. В совокупности данные факторы способны приводить к психологическому выгоранию медицинского персонала паллиативных служб, определяемому в целом как потеря мотивации работать, механистичность и формальность ее выполнения, обилие психологических и соматических симптомов неблагополучия специалиста.

Эмоциональное выгорание обусловливает текучесть кадров, снижение качества оказания помощи и уровня заботы о пациентах в паллиативе [1–10]. В последнее время феномен эмоционального выгорания пытаются рассмотреть более пристально, дифференцировать и выделить в нем аспекты, на которые можно прицельно и эффективно повлиять.

Выявлено, что в выгорании медицинских сестер существенный вклад вносят как минимум два процесса: «усталость от сострадания» (compassion fatigue) и «горевание специалистов».

Первое понятие – «усталость от сострадания» – определяется как снижение энергии, желания работать из-за того, что специалисты не могут больше сопереживать состоянию пациентов, устали проявлять сострадание и сочувствие к подопечным и их ситуации, у них произошла своеобразная утрата эмпатии.

Под гореванием специалистов понимаются не только переживания, связанные с неизлечимостью болезни и умиранием подопечных, к которым в процессе работы возникает привязанность. Процесс горевания специалиста активизируется также всякий раз, когда специалист ассоциирует (объективно или субъективно) невозможность облегчить страдания пациента с дефицитом тех или иных профессиональных навыков, воспринимает ее как собственную профессиональную неудачу, чувствует профессиональную беспомощность [1].

Именно усталость от сострадания и горевание специалистов в настоящее время часто оказываются в фокусе внимания психологов, организаторов здравоохранения, целями которых является разработка программ профилактики профессионального выгорания сестринского персонала [1–4].

В данных программах появляются и некоторые рекомендации по профессиональной позиции медицинских сотрудников.

Так, например, оптимальной для профилактики выгорания является позиция специалиста, в которой соблюден баланс между двумя крайними полюсами возможных взаимоотношений – чрезмерной открытостью, близостью специалиста к подопечным и его семье и полной отстраненностью, холодностью в отношениях.

Первая крайность чревата для медицинских сестер повторными травматизациями, сложностями разделения и контроля эмоций, эмоциональной усталостью от эмпатии. Вторая позиция оказывается рисковой в связи с потерей чувственной ткани в работе, чрезмерной механистичностью и потерей смысла работы. Динамичность позиции в указанном континууме между двумя крайностями, сохранение чуткости к потребностям пациента и его семьи и одновременно осознание невозможности «взять на себя» эмоциональную и физическую боль подопечных – гарантия устойчивости и продуктивности в работе. Исследователи подчеркивают, что важно, чтобы помогающие специалисты понимали, что нормально испытывать время от времени очень острые эмоции и переживания, так же, как и не испытывать их время от времени [1–4].

Положительный результат в отношении профилактики выгорания дают программы совершенно разной направленности. Активное вовлечение в участие в них медицинских сестер продемонстрировало уменьшение их профессионального дистресса, меньший процент выгорания и более высокий уровень удовлетворенности работой даже по сравнению с медицинскими сестрами других отделений, где профессиональная эмоциональная нагрузка значительно ниже (например, с сестрами амбулаторных отделений, а также отделений, не связанных с тяжелой медициной и паллиативом) [6, 9, 10]. Во многих из этих программ внимание к условиям и особенностям организации работы медицинских сестер оказывается более важным и значимым для предотвращения выгорания, чем внимание к личностным и психологическим особенностям самих специалистов.

Организация работы медицинских сестер

Для специалистов, ответственных за организацию работы медицинских сестер в тяжелой и паллиативной медицине, важно прежде всего повышение рабочего комфорта медицинских сестер. Это касается удобного графика работы, оптимизации распределения выполняемых функций, организации рабочего пространства, координации действий и профессиональной логистики, передачи смен, подбора коллектива на дежурствах и т. д. Отдельной задачей становится контроль за соблюдением баланса работы и отдыха, графика дежурств, выходных и отпусков, соотношения рабочего времени и времени, необходимого для восстановления сил.

Медицинские сестры, участвующие в программах непрерывной профессиональной подготовки, оказываются более психологически готовы к своей работе и более устойчивы к профессиональному дистрессу.

Поэтому вовлечение подчиненных и организация непрерывного образования становится еще одним важным фактором организации работы медицинских сестер, способствующим профилактике выгорания.

Продуктивны также поддержание дополнительной мотивации медицинских сестер, организация справедливой системы поощрения в работе, снижение конкуренции и уменьшение «субьективизма» оценок.

Ввиду сильной эмоциональной нагрузки в тяжелой соматической и паллиативной медицине руководителям рекомендуется быть чуткими к эмоциональным нуждам и переживаниям работающих у них сотрудников, оказывать необходимую эмоциональную поддержку в психологически сложных ситуациях на работе (в том числе при возникновении конфликтов, напряжения).

отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. Photo by Luke Jones on Unsplash. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть фото. отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть-Photo by Luke Jones on Unsplash. картинка отношения между пациентом и врачом в паллиативной помощи должны быть. картинка Photo by Luke Jones on Unsplash. 1) больше вниманию к пациенту, чем к технологиям;+2) больше новейшим техническим разработкам, чем общению с пациентом;3) больше соблюдению больничных правил, чем потребностям пациента;4) возвращению пациента в лоно церкви.

Photo: Luke Jones / Unsplash

Улучшение качества взаимодействия внутри коллектива за счет создания атмосферы общности, поддержки, организация атмосферы открытости и возможности обсуждать сложные рабочие ситуации, создание внутри коллектива ритуалов прощания с умершими подопечными – важные аспекты командообразования, повышающие профессиональную устойчивость [1–2, 8–10].

Повышение профессиональной компетентности

Улучшение профессиональных навыков и различных компетенций, связанных с многообразием функциональных обязанностей медицинских сестер, – хорошая опора в повседневной работе. Это повышает чувство собственной профессиональной эффективности. Участие в различных мастер-классах, тренингах (по осуществлению различных видов манипуляций, уходу, позиционированию, освоению различных устройств и приспособлений, перевязочных материалов, немедикаментозному менеджменту различных симптомов, тайм-менеджменту и т. д.) способствует профессиональному росту, обмену опытом, интеграции медицинских сестер в более широкое профессиональное сообщество и дает им столь необходимую поддержку. Среди коммуникативных компетенций особенно ценно уделять внимание повышению навыков общения с пациентами разных возрастов (в том числе невербальными), навыкам профилактики конфликтов, поддержки пациентов и подопечных в кризисе (в ситуации паники, депрессии, горе), навыкам общения на эмоционально тяжелые темы.

Подготовка сестер к работе с пациентами в конце жизни и их семьями

Некоторые программы подготовки и поддержки реанимационных, паллиативных медицинских сестер сфокусированы на обучении навыкам и манипуляциям, необходимым для ухода за подопечными именно в конце жизни. Часто они включают в себя и психологическую подготовку к работе с умирающими пациентами через проработку личных представлений специалистов о сложных событиях жизни: болезни, горе, смерти. Осмысление этих тем, выявление собственного отношения к ним, осознание собственных эмоций и страхов способствуют большей эмоциональной устойчивости специалистов, повышению жизнестойкости в ситуации болезни, страданий, горя подопечных и их семей.

Это делает специалиста менее уязвимым, позволяет ему более эффективно поддерживать подопечных и их близких.

Практики заботы о себе

Основой разнообразных программ заботы о себе в первую очередь являются внимание и контроль за удовлетворением базовых потребностей специа
листов, таких как сон и питание, образ жизни, баланс между работой и отдыхом, контроль за расходом физической и психологической энергии и своевременное пополнение этих ресурсов. Предполагается, что забота о своем благополучии должна быть комплексной. Внимание стоит уделять физическому, эмоциональному, социальному, духовному, личностному, финансовому и рабочему благополучию.

Программы заботы о себе включают обучение медицинских сестер практикам и способам снятия физического и эмоционального напряжения, релаксации, практикам осознанности, техникам управления негативными эмоциями, методам и способам пополнения физических сил и эмоциональных ресурсов.

Возможность овладеть навыками понимания себя и самоподдержки в сложных ситуациях позволяет медицинским сестрам самостоятельно оказать себе помощь в ситуациях, когда возможность внешней поддержки отсутствует. В качестве эффективных программ зарекомендовали себя и различные дневниковые практики с последующим анализом собственных записей, дневники с упражнениями по формированию поддерживающего и позитивного мышления. Еще одним примером подобных навыков могут служить программы по увеличению жизнестойкости, опирающиеся на развитие способности выдерживать неприятные ситуации и эмоции, проходить сложный опыт, сохраняя веру и благодарность, открывая новые смыслы и возможности ситуации. В таком случае столкновение с эмоционально тяжелым профессиональным опытом может даже способствовать так называемому посттравматическому росту, стимулирующему личностное и профессиональное развитие.

Баллинтовские семинары

Подобные семинары представляют собой групповой формат психологической работы, где проводится обсуждение психологически сложных в профессиональном смысле случаев из работы медицинской сестер. Ведущий семинара, модератор организует и следит за соблюдением определенных правил организации пространства. Участники получают возможность исследовать и анализировать психологические аспекты своей работы, получить эмоциональную поддержку, приобретают более широкий взгляд на ситуацию, обмениваются с коллегами мыслями и опытом решения сложных ситуаций [1–10].

Литература

1. Паллиативная помощь детям. Под ред. Голдман Э., Хей н Р., Либен С. Пер. с англ. – М.: Практика, 2017, 672 с.

2. Neumann J. L., Lih-Wen Mau L-W., Virani S., Denzen E. M., Boyle D. A., Boyle N. J., Dabney J., De KeselLofthus A., Kalbacker M., Khan T., Majhail N. S., Murphy E. A., Paplham P., Parran L., Perales M-A., Rockwood T. H., Schmit-Pokorny K., Shanafelt T. D., Stenstrup E., Wood W. A., Burns L. J. «Burnout, Moral Distress, Work–Life Balance, and Career Satisfaction among Hematopoietic Cell Transplantation Professionals». Biol Blood Marrow Transplant 24 (2018), p. 849–860.

3. Adwan J. Z. «Pediatric Nurses’ Grief Experience, Burnout and Job Satisfaction». Journal of Pediatric Nursing (2014) 29, p. 329–336.

4. Cross L. A. «Compassion Fatigue in Palliative Care Nursing». Journal of Hospice & Palliative Nursing p. Vol. 21, No 1, February, 2019, p. 21–28.

5. Zadeh S., Gamba N, Hudson C., Lori Wiener L. Taking Care of Care Providers: A Wellness Program for Pediatric Nurses J Pediatr Oncol Nurs. 2012; 29 (5): 294–299.

6. Moody K., Kramer D., Santizo R. O., Magro L., Wyshogrod D., Ambrosio J., Castillo C., Lieberman R., Jerry Stein J. Helping the Helpers: Mindfulness Training for Burnout in Pediatric Oncology – A Pilot Program. Journal of Pediatric Oncology Nursing 30 (5), p. 275–284.

7. Colvill G.. Paediatric intensive care nurses report higher empathy but also higher burnout than other health professionals. Evid Based Nurs. January 2018, vol. 21, No 1, p. 25.

8. Bonetti L., Tolotti A., Valcarenghi D., P, edrazzani C., Barello S., Ghizzardi G., Graffigna G., Sari D., Bianchi M. «Burnout Precursors in Oncology Nurses:

A Preliminary Cross-Sectional Study with a Systemic Organizational Analysis». Sustainability 2019, 11, 1246.

9. Nowrouzi B., Llghtfoot N., Lariviè re M., Carter L., Rukholm E., Schinke R., Belanger-Gardner D. Occupational Stress Management and Burnout Interventions in Nursing and Their Implications for Health Work Environments A Literature Review. Workplace health & safety, June, 2015, p. 1–8.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *