отношения германии и россии сегодня кратко

Отношения германии и россии сегодня кратко

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

отношения германии и россии сегодня кратко. 8714. отношения германии и россии сегодня кратко фото. отношения германии и россии сегодня кратко-8714. картинка отношения германии и россии сегодня кратко. картинка 8714. Центр стратегических оценок и прогнозов

Современная Федеративная Республика Германия (ФРГ) является лидером Европейского союза. После объединения она стала политическим тяжеловесом не только на европейской, но и на мировой арене. Страна во многом определяет политическое развитие реформируемого Евросоюза, будучи одним из его основных консолидирующих начал.

В настоящее время Германия является одним из главных партнеров России в экономическом плане. ФРГ всегда способствовала развитию отношений между ЕС и РФ. Но стремительное нарастание взаимного недоверия, кризис на Украине, санкции, ответные меры России и обвинения в нарушении Минских договоренностей сменили вектор российско-германских отношений и вынудили развернуться в сторону Востока. Санкции со стороны ЕС оказали сильное воздействие на развитие отношений между РФ и странами Западной Европы как в экономическом, так и в политическом плане. Сегодня правящие элиты Германии во многом сориентированы на разрыв отношений с РФ, что объясняет введение экономических санкций против России, исключение из G7, а также отказа стран ЕС от участия в празднование Дня Победы.[1] Но Германии необходимо вывести экономическое и политическое сотрудничество с РФ на новые рубежи, чтобы не только способствовать развитию своей экономики, но и укрепить свои позиции на европейском континенте.

РФ также должна стремиться к стабилизации двусторонних отношений, так как даже при всех своих огромных возможностях современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при функциональном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.

Будучи одним из локомотивов Европы, Германия вносит свою лепту в решение сирийского кризиса. Разногласия России и ФРГ в отношении Сирии тоже повлияли на охлаждение отношений между двумя государствами. Абсолютно противоположные позиции по отношению к режиму Асада не дают Москве и Берлину найти почву для дальнейших совместных действий. Хотя, в случае ухудшения положения в Сирии и свержения Асада, безопасность обеих стран будет под угрозой. Новые потоки беженцев хлынут в Европу, а падение режима Асада позволит террористическим группам двинуться дальше, и их следующей целью может оказаться российский Кавказ.

Чем раньше Россия и Германия поймут, в каком направлении им двигаться вместе, тем больше будет шансов на создание стабильной Евразии и стабильных отношений РФ с Европейскими странами.

Степень научной разработанности темы. Теоретические и практические аспекты можно нашли свое отражение в монографиях, диссертациях, статьях, официальных документах государств, официальных заявлениях и выступлениях политических деятелей. Источники, в которых рассматриваются вопросы российско-германских отношений можно разделить на несколько групп.

Первую группу источников составляют официальные документы, международные и двусторонние договоры и соглашения Российской Федерации и Федеративной Республики Германия. Среди них – Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германия от 9 ноября 1990 года[2], Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года[3], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10 декабря 2003 года[4] и др.

Во вторую группу вошли статистические отчеты ведомств России и Германии, отчеты российско-германских организаций, материалы Министерства развития и экономики РФ и портала внешнеэкономической информации. Эти источники позволили оценить сложившиеся реальные отношения между РФ и ФРГ в экономической сфере.

В третью группу входят работы политологов и исследователей-германистов В. Б. Белова[5], И. Ф. Максимычева[6], Н. В. Павлова[7], К. С. Вяткина, А. К. Никитина[8], также коллективная монография под редакцией А. В. Девяткова и А. С. Макарычева[9]. В этих работах особое внимание уделяется внешней и внутренней политике ФРГ, ее динамике. Н. В. Павлов выявляет основные тенденции и этапы эволюции внешней политики Германии, а также уделяет внимание отношениям ФРГ с Россией и НАТО.

Помимо монографий можно выделить научные статьи, посвященные проблеме российско-германских отношений и внешней политики ФРГ – И. Классена[10], И. Кравченко[11], Е. Леонова[12], А. Е. Лихачева[13], А. Оганесян[14] и др.

Также особый интерес вызывают монографии зарубежных ученых, таких как Д. Перович[15], А. Рар[16], Р. Трамперт[17], Х. Тиммерманн[18] и др., которые рассматривают вопрос российско-германских отношений с европейской точки зрения.

Вишнякова О.С.

[1] Лепехин В., «Германия и Россия: снова враги или все-таки друзья», 2016, https://ria.ru.

[2] Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германия от 9 ноября 1990 года [Электронный ресурс] / URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=43551

[3] Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года [Электронный ресурс] / URL: http://m.germania.diplo.de/contentblob/3755046/Daten/450744/1992abkommenkultur.pdf

[4] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10 декабря 2003 года [Электронный ресурс] / URL: http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Аgreement_RF_FRG_10.12.2003.aspx

[5] Белов В.Б, Германия. Вызовы XXI века // Старый Свет – новые времена. 2009.- 792 с.

[7] Павлов Н.В., Внешняя политика ФРГ в пост биполярном мире. – М.: Наука, 2005. – 401 с.

[8] Никитин А. К. Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ/ А. К. Никитин. – М.: Наука, 2008. – 320 с.

[9] Россия и Германия в пространстве европейских коммуникаций: коллективная монография / под ред. А. В. Девяткова и А. С. Макарычева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – 272 с.

[10] Классен И. Кризис Свободной демократической партии и возможности его преодоления // Международная жизнь. – 2013. – No 10. – С. 135-143.

Классен И. Новый курс во внешней политике Германии // Международная жизнь. – 2014. – No 5. – С. 103-113.

[11] Кравченко И. На пути исторического примирения // Международная жизнь. – 2013. – No 4. – С. 140-151.

[12] Леонов Е. Современная Германия в фарватере концепции глобального лидерства США // Международная жизнь. – 2015. – No 6. – С. 136-147.

[13] Лихачев А.Е., Внешняя задолженность и долговая дипломатия России в переходный период // Внешнеэкономический бюллетень No 10, 2005 г. [Электронный ресурс] / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya- zadolzhennost-i-dolgovaya-diplomatiya-rossii-v-perehodnyy-period

[14] Оганесян А. Ловушка для Германии? // Международная Жизнь. – 2015. – No 2. – С. 66-71.

[15] Perovic J. Die Regionen Russlands als neue politische Kraft. Chancen und Gefahren des Regionalismus für Russland / J. Perovic. Berlin : Peter Lang, 2001.

[16] Rahr A. Kein Europa ohne Russland // Internationale Politik. 2009. – No1.

[17] Trampert R. Europa zwischen Weltmacht und Zerfall. Stuttgart: Schmetterling Verlag GmbH, 2014.

[18] Тиммерманн Х. Европа: новые реалии. Германо-российские отношения в европейском контексте // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – No 3. – С. 7- 18.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Особые отношения: Германия и Россия — дружба в цифрах (MDR, Германия)

С 1 января 2021 года в Россию можно будет въезжать по электронной визе. Новая процедура должна будет облегчить въезд в Россию для граждан 52 стран, в том числе Германии. Принятое в октябре решение стало результатом долгого подготовительного процесса. Запуск новой процедуры пока что сдерживают только растущие цифры распространения коронавируса. Но это может стать шагом в сторону нормализации сложных отношений с России с нынешней Европой.

При этом немцев очень многое связывает с Россией, особенно восточных немцев. Более 6 млн. восточных немцев в конце существования ГДР были членами Общества германо-советской дружбы. Вступали в это Общество больше по необходимости, чем по зову сердца, но дружба — дело хорошее. Так что это влияние ощущается и сегодня.

Вот факт, показывающий это влияние: 72 процента восточных немцев сегодня выступают за сближение с Россией Путина. Среди западных немцев этот показатель составляет 54 процента.

Разный взгляд на политику

Различия особенно заметны в оценке текущей политики. В то время как в старых федеральных землях только одна треть опрошенных не одобряет санкции против России, в новых федеральных землях однозначное большинство выступает против санкций.

«На Востоке русских далеко не всегда любили, но их знали. Когда что-то знаешь, намного меньше страхов. Самое страшное — это незнание того или иного явления, когда оно находится для вас как бы в темноте», — отмечает бывший премьер-министр земли Бранденбург Маттиас Платцек.

У России хорошая репутация среди восточных немцев

Среди восточных немцев, которым в 1990 году было больше 18 лет, в большинстве своем положительный взгляд на Россию. Но особое отношение к России уже теряется в следующем поколении. У молодых восточных немцев, как и у западных немцев, уже менее позитивный образ России. А что касается частных или рабочих контактов, показатели связей с русскими по всей Германии сейчас не такие высокие: среди западных немцев — 11 процентов, среди восточных немцев — 17 процентов.

Со времен перемен в 1990-ые годы и вывода советских военных в 1994 году исчезла и многопрофильная российская символика. Памятники демонтировали, улицы переименовали.

Но многое еще осталось.

Из построенных во время ГДР порядка полусотни памятников Ленину в виде скульптур, памятных досок и бюстов — из всего этого осталась едва одна половина. Многие были демонтированы сразу же в 1990-ые годы, другие переданы в музеи или проданы частным лицам. По сравнению с некоторыми бывшими советскими республиками это — уважительное сохранение советской истории.

Больше экономического сотрудничества с Россией

Но немцы смотрят не только на общее прошлое. И в будущем Россия должна играть важную роль для немцев. Согласно данным опроса исследовательского института Forsa в апреле этого года, большинство немцев хотело бы видеть более тесное экономическое сотрудничество с Россией. Так, 61 процент опрошенных выступает за общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, и только 20 процентов — против. 55 процентов опрошенных выступают за более активное сотрудничество конкретно с Россией. Только 28 процентов высказались на этот счет отрицательно.

Упрощение правил въезда

Новые, упрощенные правила въезда в страну с января следующего года, возможно, не только будут способствовать развитию экономических отношений между обеими странами, но и станут хорошим поводом для поездки в Россию, чтобы ближе познакомиться со страной. В любом случае, это будет хорошим поводом узнать и понять друг друга.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Межгосударственные отношения России и Германии

отношения германии и россии сегодня кратко. . отношения германии и россии сегодня кратко фото. отношения германии и россии сегодня кратко-. картинка отношения германии и россии сегодня кратко. картинка . Центр стратегических оценок и прогнозов

Дипломатические отношения между СССР и Федеративной Республикой Германии были установлены 13 сентября 1955 года.

26 декабря 1991 года ФРГ первой из ведущих стран признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя бывшего СССР.

Правовой фундамент отношений образуют Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве от 9 ноября 1990 года и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 года. Принципиальное значение имеет также Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года.

Российско-германские отношения являются важным фактором европейской и глобальной политики, оказывающим влияние на решение многих мировых проблем.

Первый официальный визит в ФРГ президента РФ Владимира Путина состоялся в июне 2000 года. В свою очередь, первый визит германского канцлера Герхарда Шредера с супругой в Россию состоялся 7 января 2001 года и носил неформальный характер.

Начиная с 2001 года российско-германский диалог приобрел характер постоянных консультаций на высшем уровне с включением в него всех актуальных вопросов современности.

После избрания на пост Федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года интенсивность контактов между двумя странами на высшем уровне не снизилась. Встречи лидеров двух стран проходили несколько раз в году, при этом обсуждались не только отношения России и Германии, но и происходящие в мире процессы, шел обмен мнениями по вопросам международных отношений.

В ноябре 2009 года президент России принял участие в торжествах в Берлине в связи с 20-летием падения Берлинской стены, 9 мая 2010 года канцлер ФРГ присутствовала на праздновании 65-летия Победы в Москве.

11-15 октября 2010 года состоялся государственный визит в Россию федерального президента ФРГ Кристиана Вульфа.

7-8 апреля 2013 года состоялся рабочий визит в ФРГ президента РФ Владимира Путина. Глава Российского государства совместно с федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель принял участие в торжественной церемонии открытия Ганноверской промышленной ярмарки.

C 1998 года проводились, как правило, ежегодно, Межгосударственные консультации (МГК) на высшем уровне с участием членов правительств обеих стран. Последний по счету 14-й раунд МГК состоялся 16 ноября 2012 года в Москве. В 2003 году по решению президента России и канцлера ФРГ была создана двусторонняя Рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности (РГВУ).

В контексте украинских событий официальным Берлином был взят курс на снижение либо замораживание динамики развития двустороннего взаимодействия практически по всем направлениям. Германская сторона инициировала отмену очередного раунда МГК, РГВУ, заблокировала работу целого ряда других форматов. Немцы были в первых рядах сторонников введения по линии ЕС секторальных санкций в отношении России в качестве «наказания» за «аннексию» Крыма и «дестабилизацию» ситуации на юго-востоке Украины. Тем не менее, политический диалог с Берлином остается активным.

10 мая 2015 года Ангела Меркель посетила Москву для участия в торжественных мероприятиях в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

2 мая 2017 года канцлер Германии Ангела Меркель посетила Сочи. Лидеры России и Германии обсудили текущее состояние двусторонних отношений, а также ключевые международные проблемы, включая борьбу с терроризмом, ситуацию на Ближнем Востоке, реализацию Минских договоренностей по урегулированию украинского кризиса.

25 октября 2017 года в Кремле состоялись переговоры Владимира Путина с президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, на которых обсуждались перспективы развития отношений двух стран.

Регулярный характер носят контакты на уровне министров иностранных дел.

Тесные и дружеские отношения сложились у главы МИД России Сергея Лаврова с министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, занимавшим этот пост в 2005-2017 годах. По словам Сергея Лаврова, их диалог «носил неизменно конструктивный характер, был направлен на выстраивание позитивной повестки отношений между Россией и Германией и тесное сотрудничество наших стран на международной арене».

16 февраля 2017 года «на полях» неформальных консультаций глав МИД G20 в Бонне состоялась первая личная встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с новым министром иностранных дел ФРГ Зигмаром Габриэлем.

18 февраля глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль впервые принял участие в министерской встрече «нормандской четверки» (Германия, Россия, Украина и Франция) «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности.

9 марта 2017 года вице-канцлер, федеральный министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль впервые посетил Россию в новом качестве главы внешнеполитического ведомства и принят президентом России Владимиром Путиным.

2 июня 2017 года Зигмар Габриэль принял участие в Петербургском международном экономическом форуме, а также был также принят президентом России Владимиром Путиным.

28-29 июня 2017 года министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль посетил Россию с рабочим визитом. 28 июня в Краснодаре главы внешнеполитических ведомств двух стран приняли участие в открытии 14-й российско-германской Конференции городов-партнеров, в ходе которой дали старт новой совместной инициативе — Году регионально-муниципальных партнерств 2017-2018 годов.

29 июня Зигмар Габриэль был принят президентом России Владимиром Путиным в Москве.

12-13 июля 2017 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил с рабочим визитом Берлин. Вместе с вице-канцлером, федеральным министром иностранных дел ФРГ Зигмаром Габриэлем он принял участие в торжественной церемонии закрытия российско-германского «перекрестного» Года молодежных обменов 2016-2017 годов.

Очередная встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран прошла 17 февраля 2018 года в Мюнхене «на полях» Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.

10 мая 2018 года Москву с рабочим визитом посетил Федеральный министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Это был первый визит в Россию Хайко Мааса после его назначения на должность главы германского внешнеполитического ведомства в марте 2018 года.

Россия и Германия являются участниками «нормандского процесса» и, наряду с Францией и Украиной, соавторами Минского документа.

Страны регулярно взаимодействуют по вопросам урегулирования вооруженного конфликта и борьбы с терроризмом в Сирии и продвижения мирного процесса в Ливии, по ситуации на Ближнем Востоке, проблематике межкорейского диалога и иранской ядерной программе.

Несмотря на наличие санкционных ограничителей, Германия по-прежнему остается важным торгово-экономическим партнером России.

По данным ФТС России, за 2017 год объем российско-германской торговли вырос на 22,8% по сравнению с 2016 годом и составил почти 50 миллиардов долларов, в том числе российский экспорт — 25,747 миллиарда долларов и импорт — 24,228 миллиарда долларов.

В структуре экспорта России в Германию основная доля поставок приходится на минеральные продукты (84,7% от всего объема экспорта); металлы и изделия из них (4,15%); машины, оборудование и транспортные средства (2,9%); продукцию химической промышленности (2,9%); древесину и целлюлозно-бумажные изделия (1,5%); драгоценные металлы и камни (0,9%).

Структуру импорта России из Германии формируют такие группы товары как машины, оборудование и транспортные средства (53,7%); продукция химической промышленности (27,1%); металлы и изделия из них (7,3%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (5,05%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2,22%); текстиль и обувь (1,05%).

Суммарный объем накопленных германских инвестиций, по данным Банка России, превышает 18 миллиардов долларов. На российском рынке действуют около 5 тысяч предприятий с участием капитала из ФРГ, суммарный оборот которых превышает 50 миллиардов долларов, а число занятых на них — около 270 000 человек.

В Германии присутствуют около 1,5 тысяч предприятий с российским капиталом, а общий объем российских прямых инвестиций в ФРГ составляет около 3,2 миллиардов евро. Важной составляющей двустороннего сотрудничества являются межрегиональные и культурно-гуманитарные связи, а также взаимодействие по линии общественных организаций.

Востребованной площадкой неформальных дискуссий представителей общественности являются «Потсдамские встречи».

Плодотворно развивается сотрудничество в историко-исследовательской сфере. Активно работает Комиссия по изучению новейшей истории российско-германских отношений (российский сопредседатель — директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян). Юбилейное XX заседание Комиссии прошло в Москве 6-7 июля 2017 года.

В последние годы были осуществлены масштабные двусторонние проекты в культурно-гуманитарной сфере. Среди них — «перекрестные» Годы России и Германии под девизом «Вместе строим будущее» 2012-2013 годов, «перекрестные» Годы русского и немецкого языков и литературы 2014-2015 годов, «перекрестный» Год российско-германских молодежных обменов (его закрытие состоялось в Берлине 13-16 июля 2017 года). В 2017-2018 годах реализуется крупный совместный проект — российско-германский «перекрестный» Год регионально-муниципальных партнерств.

Ведется подготовка к организации в 2018-2020 годах российско-германского «перекрестного» Года научно-образовательных партнерств.

Традиционно тесными остаются двусторонние культурно-гуманитарные связи. В 2019 году в ФРГ планируется проведение масштабной концертной программы «Русские сезоны».

На территории Германии расположено 3310 советских воинских захоронений, на которых покоятся 760 тысяч российских/советских граждан. Германская сторона осуществляет содержание советских воинских захоронений в соответствии с межправительственным Соглашением об уходе за военными могилами от 16 декабря 1992 года.

Источник

Российско-германские отношения: матрешка кризисов

Москва становится все менее интересна молодым немецким политикам и общественным деятелям

Об авторе: Мария Витальевна Хорольская – научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, кандидат политических наук.

отношения германии и россии сегодня кратко. 14 9 2350. отношения германии и россии сегодня кратко фото. отношения германии и россии сегодня кратко-14 9 2350. картинка отношения германии и россии сегодня кратко. картинка 14 9 2350. Центр стратегических оценок и прогнозовАнгела Меркель разочарована реакцией Владимира Путина на ее требование срочно провести расследование по «делу Навального». Фото РИА Новости

Отношения Москвы и Берлина переживают новый кризис. Тяжелое отравление Алексея Навального и последовавшие за ним утверждения немецких экспертов, что покушение на оппозиционера было осуществлено с помощью труднодоступного вещества группы «Новичок», вновь поставили российско-германское сотрудничество под угрозу. Политики ФРГ заговорили о возможных санкциях и даже заморозке проекта «Северный поток – 2», если Москва не прояснит ситуацию. Глава МИД РФ Сергей Лавров отменил запланированный на 15 сентября визит в Берлин.

Однако, несмотря на широкое внимание политиков и общественности, трагическая история с Навальным является не причиной, а одним из элементов кризиса, который затронул отношения России и Германии. Для того чтобы лучше понять природу этого кризиса, необходимо разобрать его, как матрешку, и проанализировать на различных уровнях.

На самой поверхности располагаются единичные, однако весьма серьезные события, вызывавшие в последнее время похолодание в российско-германских отношениях. К ним можно отнести «дело девочки Лизы», покушение на Сергея Скрипаля на территории союзницы Германии Великобритании, убийство в центре Берлина Зелимхана Хангошвили и, наконец, отравление Навального.

«Дело Навального» в этом списке имеет особый статус. В отличие от убийства непонятной для немцев с моральной точки зрения фигуры полевого командира Хангошвили, покушение на представителя гражданского общества воспринимается Берлином очень болезненно. Недаром во время жарких обсуждений ситуации в Бундестаге депутаты проводили параллели между отравлением оппозиционера и убийством Анны Политковской. Важным фактором стал серьезный резонанс, который вызвала информация о судьбе Навального в СМИ. Даже если бы у немецкого правительства было намерение проигнорировать случившееся, этому бы воспрепятствовала общественность.

Покушения, без сомнения, являются неприемлемыми и аморальными акциями, однако даже данные кризисы подлежат урегулированию, если между государствами отсутствуют разногласия на более глубоком уровне. В случае России и Германии все перечисленные выше события проходили на фоне затяжного украинского кризиса.

Украинский кризис в его нынешнем состоянии является непреодолимым препятствием для урегулирования отношений России и Германии. Именно присоединение к России Крыма и начало столкновений на юго-востоке Украины привело к тому, что в немецкой «Белой книге по политике безопасности и будущему Бундесвера» РФ была отнесена к категории возможных вызовов безопасности, а из стратегических документов исчез тезис о сотрудничестве с Россией.

Позиция Германии относительно украинского кризиса останется в обозримом будущем неизменной, страна не откажется от санкций до достижения прогресса в реализации Минских соглашений. Понимая недостатки данного документа, Берлин остается приверженцем Минска-2 и Нормандского формата, что предполагает негласное вынесение проблемы Крыма за скобки и сосредоточение на наиболее острых и теоретически поддающихся решению задачах.

В конце 2019-го – начале 2020 года у немецкой политической элиты сложилось представление о некоем окне возможностей в урегулировании кризиса. Оптимизм немецкой элиты вызвало подписание Киевом «формулы Штайнмайера» и относительный прогресс в отведении войск. Стремление успеть воспользоваться благоприятной обстановкой проявилось в активизации российско-немецкого диалога и участии немецких экспертов в разработке рекомендательных документов. Однако неожиданная пандемия COVID-19 сбила набранный темп, а негативно воспринятые западными странами внутриполитические российские события, внесение поправок в Конституцию, отравление Навального подорвали готовность к диалогу.

Конфликт на постсоветском пространстве ярко осветил существование между Россией и Германией кризиса понимания. Во-первых, в РФ и ФРГ различаются представления об истоках кризиса в отношениях. В официальном дискурсе нашей страны первым шагом к ухудшению отношений со странами Североатлантического альянса считаются бомбардировки Югославии в 1999 году, а причинами кризиса называются пренебрежение позицией России, расширение НАТО на восток и попытки Запада с помощью цветных революций распространить свое влияние на страны СНГ. Германия кризис отношений с Россией отсчитывает с конфликта в Украине или, самое раннее, с «пятидневной войны» в Грузии, а причины подобных действий Москвы видит во многом в возрождении «имперских амбиций».

В-третьих, у России и Германии различаются представления о том, как стороны должны взаимодействовать на государственном уровне. В то время как наша страна предпочитает двусторонний диалог Москвы и Берлина, для ФРГ приоритетным является принцип мультилатерализма, выстраивание своей внешней политики во взаимодействии с европейскими союзниками. Даже социал-демократы, в которых наша страна хотела бы видеть продолжателей традиций Вилли Брандта, отмечают, что если в период холодной войны диалог с СССР означал диалог со всей Организацией Варшавского договора, то в настоящий момент при взаимодействии с Россией необходимо учитывать позиции стран Центральной и Восточной Европы.

В это же время растиражированный тезис о том, что кризис в отношениях между Россией и Германией кроется в фундаментальном различии ценностей, представляется не столь однозначным. Без сомнения, политическая культура в наших странах серьезно различается, но представляется, что по ряду вопросов (прав меньшинств, гендерного равенства) мы имеем не фундаментальные отличия российских и европейских ценностей, а различия доминирующих дискурсов (леволиберального и так называемого консервативно-охранительного) и политической практики. Если же мы обратимся к истории, то увидим, насколько молоды «традиционные» ценности. Безусловно, существующие различия в политике и дискурсе важны, однако в отличие от ценностей они в большей мере подвержены изменчивости.

Осторожно, двери закрываются

Означает ли все вышеперечисленное, что российско-германские отношения не могут выйти из спирали кризисов? Это высказывание представляется излишне пессимистичным. Германия долгое время стремилась не захлопывать дверь перед партнером. Об этом свидетельствуют в том числе усилия, предпринимаемые Берлином для сохранения проекта «Северный поток – 2», который из экономического становился все более политическим. Предложение Меркель перенести обсуждение судьбы газопровода на европейский уровень выглядит как попытка снять с Германии ответственность за окончательное решение. Немецкий истеблишмент негласно сделал выводы о том, насколько болезненно Россия реагирует на западную активность в странах СНГ, чем объясняется достаточно осторожная реакция Берлина на события в Белоруссии.

Ни один из кризисов не повлек за собой полный разрыв в отношениях. Однако время работает против нас. В долгосрочной перспективе не может не беспокоить, что Россия становится все менее интересна молодым немецким политикам и общественным деятелям. Политические деятели, выступающие за сохранение элементов «восточной политики», постепенно уходят, а достаточной работы, направленной на выстраивание контактов с новым поколением, не ведется.

В 2021 году грядут выборы в Бундестаг, и, согласно последним опросам, наиболее вероятным представляется создание черно-зеленой коалиции (ХДС/ХСС – «Союз-90/Зеленые»). В таком случае пост министра иностранных дел получит представитель наиболее жестких критиков России в немецком парламенте. Зеленые особо чувствительно относятся к проблемам прав человека, призывают Берлин занять жесткую позицию относительно внешней политики Москвы и отказаться от «Северного потока – 2». И среди кандидатов на пост главы ХДС и соответственно канцлера есть как сторонники умеренной линии Меркель, так и резкие критики внешней политики Кремля и проекта газопровода.

Иными словами, в поисках выхода из кризиса необходимо поторопиться.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *