отношения белоруссии и сша
«Попытка превратить во вторую Украину»: что стоит за резолюцией сената США об усилении давления на Белоруссию
Комитет по иностранным делам сената США принял резолюцию, в которой призывает американские власти вместе с союзниками наращивать давление на власти Белоруссии. Об этом сообщил в Twitter председатель комитета Боб Менендес. Текст документа был опубликован на сайте конгресса США.
«Сенат приветствует тесную координацию усилий правительства Соединённых Штатов с Европейским союзом, Соединённым Королевством, Канадой и другими союзными и партнёрскими странами, а также международными организациями для продвижения принципов демократии, верховенства закона и прав человека в Белоруссии, призывает к дальнейшей координации усилий в целях оказания максимального давления на режим Лукашенко», — говорится в тексте резолюции.
В резолюции сообщается, что «Соединённые Штаты поддерживают народ Белоруссии в его стремлении к сохранению своего суверенитета, возможности выбирать своё руководство», а также что сенат «принимает во внимание обширную работу, которую проделывает белорусская оппозиция для координации усилий с Соединёнными Штатами, ОБСЕ и ООН, чтобы обеспечить своему народу свободные и честные выборы».
Также в документе говорится, что сенат США по-прежнему «отказывается признавать Александра Лукашенко легитимно избранным лидером Белоруссии».
«Сенат призывает провести в Белоруссии новые президентские и парламентские выборы таким образом, чтобы они были свободными и честными в соответствии со стандартами ОБСЕ и проходили под надзором её наблюдателей, а также независимых внутренних наблюдателей», — отмечается в резолюции.
Демократическое давление
Отношения Вашингтона, ЕС и Минска обострились после президентских выборов, прошедших в Белоруссии в августе 2020 года. По данным ЦИК республики, на них победил Александр Лукашенко, набравший 80,1% голосов. Оппозиционный кандидат Светлана Тихановская набрала 10,1%.
Белорусская оппозиция отказалась признавать итоги выборов, обвинив власть в фальсификации результатов голосования, а Тихановская объявила себя победителем. В стране начались массовые протестные акции, которые перерастали в беспорядки и столкновения с правоохранителями.
Не признало результат выборов также руководство США и ряда европейских стран. В отношении Белоруссии было введено несколько пакетов санкций.
Новый виток обострения между Минском и странами Запада начался в мае этого года после инцидента с приземлением в Минске пассажирского самолёта компании Ryanair.
Вскоре ЕС ввёл в отношении Белоруссии секторальные экономические санкции в дополнение к уже действующим ограничениям, применённым после президентских выборов 2020 года и последовавших за ними протестных акций оппозиции.
Администрация США, со своей стороны, расширила санкции в отношении Белоруссии в августе этого года. В день годовщины белорусских президентских выборов соответствующий указ подписал президент Джо Байден.
В заявлении Белого дома по поводу новых санкций отмечалось, что действия Минска якобы представляют собой «угрозу национальной безопасности США».
В свою очередь, правительство Великобритании заявило, что вводит запрет на импорт из Белоруссии калийных удобрений и нефтепродуктов. К санкциям присоединилась и Канада.
МИД Белоруссии, комментируя новые ограничительные меры, отметил, что «единственное, чего добивается Запад, пренебрежительно игнорирующий итоги волеизъявления белорусского народа, — это смена власти в Беларуси».
«В ход идёт весь арсенал методов холодной войны в виде наращивания внешнего политического и информационного давления, введения авиаэмбарго, использования спорта в политических целях вплоть до финансово-экономического удушения государства. Введённые США, Великобританией и Канадой односторонние меры идут вразрез с Уставом ООН и нормами международного права, их обязательствами в рамках ОБСЕ», — сообщили в белорусском внешнеполитическом ведомстве.
Смена режима
К введению секторальных санкций в отношении Белоруссии и усилению давления на Минск неоднократно призывали Вашингтон представители белорусской оппозиции, покинувшие страну после событий августа 2020 года. Так, в декабре 2020 года в газете The Washington Post была опубликована статья от имени Светланы Тихановской, в которой содержалось обращение к американскому сенату с просьбой как можно скорее принять законопроект, который бы наделил президента США дополнительными полномочиями по введению санкций против Белоруссии.
В июле 2021 года Тихановская в США встретилась с высокопоставленными представителями администрации Байдена — госсекретарём США Энтони Блинкеном и советником президента по нацбезопасности Джейком Салливаном. Американские СМИ сообщали, что на этой встрече она также просила ввести новые секторальные санкции против Белоруссии. Свою просьбу лидер оппозиции подкрепила словами о том, что на США лежит некий «моральный долг» по поддержке белорусов.
Светлана Тихановская также встретилась и с президентом США Джо Байденом. Американская сторона не уточнила, что обсуждалось на встрече, однако Тихановская в своём Telegram-канале сообщила, что «призвала президента Байдена помочь сделать Беларусь успешным примером ненасильственного перехода к демократии».
В комментарии RT главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич отметил, что резолюция комитета сената США о давлении на Белоруссию — это дежурное подтверждение внешнеполитического курса Вашингтона, направленного против союзников России.
«Минск является союзником Москвы и в хороших отношениях с Пекином, а всё, что является давлением на Россию и КНР в представлении американских сенаторов, — это хорошо», — отметил эксперт.
Политолог обратил внимание на ту часть резолюции, где говорилось о положительной оценке сената США «поддержки со стороны правительств Литвы, Украины и Польши, направленной на помощь народу Белоруссии, включая содействие политической оппозиции, приём политических беженцев и способствование свободе СМИ».
Фактически это является признанием того, что Вашингтон осуществляет деятельность по смене режима в Белоруссии, считает эксперт.
«Именно так это и следует понимать. США финансировали значительную часть программ, связанных с развёртыванием белорусской оппозиции в Латвии, Литве, Польше и на Украине. Частично это делается за деньги указанных стран, но частично за деньги Вашингтона, так что американские сенаторы сами себе отчитались о своей подрывной работе», — подчеркнул Николай Межевич.
Появление этой резолюции никого не должно удивить, поскольку ни страны ЕС, ни США не собираются признавать легитимность президента Лукашенко, отметил в беседе с RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман.
«Что касается спекулятивной риторики, которая звучит в этой резолюции, то она тоже довольно предсказуема и характерна для американских сенаторов, поскольку их профессиональная функция как раз и заключается в том, чтобы делать громкие заявления, и за это они получают свою зарплату», — отметил политолог.
Принятие подобных резолюций — это последствия призывов ввести санкции против своей же страны и народа, отметил Фельдман.
«Но в то же время люди, которые принимали эту резолюцию, прекрасно понимают, что она ни в коей мере не повлияет на институт президентства в Белоруссии и, более того, никаких президентских или парламентских выборов досрочно проводиться не будет. Но задача заключается в медленном санкционном удушении Белоруссии, и за этими политическими заявлениями, вероятно, последует указ президента США о введении дополнительных санкций против Лукашенко и Белоруссии», — считает политолог.
Целью подобного давления со стороны США является смена политического режима в Минске на прозападный, подчеркнул собеседник RT.
«Естественно, судьба рядовых белорусов, как и судьба жителей Афганистана, США не волнует абсолютно, и единственный смысл реализации внешней политики в отношении Белоруссии — это попытка превратить её во вторую Украину. Это делается для того, чтобы создать у западных рубежей России ещё один регион с антироссийской направленностью и в то же время склонить белорусов к русофобским настроениям, посеять раздор между народами, для того чтобы помешать реализации принципа Союзного государства и построения единой экономической системы и системы безопасности», — рассказал Павел Фельдман.
Сегодня мир возвращается к старой блоковой системе, констатировал специалист.
«США, конечно, с удовольствием бы видели эту республику (Белоруссию. — RT) в числе своих верноподданных, какими сегодня являются страны Прибалтики, Украина, Польша и некоторые другие государства. Но сегодня нет никаких предпосылок для того, чтоб планы американцев увенчались успехом», — заключил собеседник RT.
Беларусь и Соединенные Штаты Америки
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Соединенными Штатами Америки были установлены 28 декабря 1991 г. В 1992 году в Вашингтоне начало работать Посольство Республики Беларусь в Соединенных Штатах Америки.
В первые годы существования дипломатических отношений между Беларусью и США был создан фундамент сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Осуществлены визиты Президента Республики Беларусь в США в 1995, 2000, 2005 и 2015 годах, в том числе для участия в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1994 году Республику Беларусь посетил Президент США Билл Клинтон.
В рамках визита в США в сентябре 2015 года состоялась протокольная встреча Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с Президентом США Бараком Обамой.
В июле 2017 г. для участия в сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Беларусь посетила делегация Конгресса США во главе с сенатором Р.Уикером. В рамках визита состоялась встреча членов делегации с Главой белорусского государства.
Белорусская сторона отменила ограничения на количество дипломатов, которые могут работать в Посольстве США в г.Минске, включая Посла.
В августе 2019 г. состоялся визит в Беларусь советника Президента США по национальной безопасности Дж.Болтона, в рамках которого прошла встреча с Президентом Республики Беларусь.
По приглашению американской стороны в августе 2019 года в г.Варшаве, Польша, состоялись консультации секретарей советов безопасности Беларуси, Польши, США и Украины.
1 февраля 2020 г. состоялся визит в Республику Беларусь Государственного секретаря США М.Помпео. В рамках визита состоялись встречи с Президентом Республики Беларусь, Министром иностранных дел Республики Беларусь. Госсекретарь США посетил Парк высоких технологий.
В 2020 году США с показателем 19,2 млн. долларов стали лидерами среди стран-доноров по объему оказываемой Беларуси иностранной безвозмездной помощи.
В отношениях Беларуси с Соединенными Штатами до августа 2020 года продолжался процесс нормализации. Поступательно восстанавливалась атмосфера взаимного доверия. Отмечалось повышение уровня и интенсивности двусторонних контактов. Стороны достигли договоренности о восстановлении полноценного дипломатического присутствия на уровне послов. Развивался диалог по вопросам международной безопасности, прав человека, борьбы с торговлей людьми, организованной преступностью, международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков.
США критически оценили результаты состоявшихся в августе 2020 года в Беларуси президентских выборов и ввели в этой связи ограничения в отношении отдельных физических и юридических лиц Беларуси. Аналогичные ограничения введены белорусской стороной в отношении американских должностных лиц. Поддержание полноценных и разноплановых двусторонних отношений с США является важным направлением внешней политики Беларуси. Белорусская сторона выступает за развитие равноправного взаимодействия с США на принципах взаимного уважения и партнерства.
Белорусский экспорт товаров в США в 2020 году составил 199,2 млн. долларов.
Динамика торговли Республики Беларусь с США, млн. долларов
США намерены усилить давление на Белоруссию
Комитет по иностранным делам Сената Конгресса США призывает правительство страны во взаимодействии с союзниками наращивать давление на Белоруссию. Об этом в Twitter сообщил председатель данного комитета Роберт Менендес.
По его словам, в принятой резолюции «выражается мнение Сената относительно политической ситуации в Белоруссии». В ней подчеркивается, что сенаторы «призывают к проведению новых президентских и парламентских выборов в Белоруссии, которые должны быть свободными и справедливыми, пройти в соответствии со стандартами ОБСЕ, при участии наблюдателей ОБСЕ и независимых местных наблюдателей». Также отмечается, что сенаторы намерены «отказываться признавать Александра Лукашенко законно избранным лидером Белоруссии».
Кроме того, американские законодатели «приветствуют тесную координацию правительства США с ЕС, Великобританией, Канадой и другими странами из числа союзников и партнеров, международными организациями с тем, чтобы продвигать демократические принципы, верховенство закона, права человека в Белоруссии, и призывают продолжить взаимодействие для оказания максимального давления на режим Лукашенко». Сенаторы также выразили «приветствие санкциям ЕС, введенные против режима Лукашенко», и призвали США координировать с ЕС принятие дополнительных мер. Как отметил Менендес, далее документ рассмотрит верхняя палата Конгресса США полного состава.
Напомним, страны Запада не признают легитимность Александра Лукашенко, победившего на президентских выборах 2020 года. Вашингтон поддерживает белорусскую оппозицию и считает неправомерными действия правоохранительных органов Белоруссии по отношению к противникам режима. В этой связи США и ЕС ввели ряд ограничений в отношении республики. В частности, Евросоюз принял четыре пакета индивидуальных санкций, под действие которых подпали 166 физических и 15 юридических лиц.
Белоруссия и США — санкции дружбе не помеха
Реакция США на происходящие в Белоруссии события отличается от реакции ближайших соседей республики. Со стороны Белого дома все еще не последовало жестких действий в отношении официального Минска. В свою очередь и белорусская сторона продолжает демонстрировать относительное спокойствие. Несмотря на угрозы беспрецедентного санкционного давления, а также замаячивший на горизонте вдобавок к политическому социально-экономический кризис, отношение белорусских властей к США остается прежним.
Соединенные Штаты, как и Европейский союз, формально не признали легитимным главой Белоруссии избранного 9 августа Александра Лукашенко. Высшие государственные чиновники, а также некоторые американские политики несколько раз отмечали, что президентские выборы в постсоветской республике были сфальсифицированы, а потому нет никаких оснований считать Лукашенко главой государства. Правда, приблизительно такое же мнение у Вашингтона сложилось и в отношении экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской. В этом страны Запада сегодня оказались едины — нельзя утверждать, что кто-то из кандидатов победил, а поэтому необходимо провести новые выборы, но без участия Лукашенко.
В то же время реакция белорусских властей на позицию США оказалась отличной от той, которую официальный Минск демонстрирует в отношении Евросоюза. В частности, 22 декабря глава МИД Белоруссии Владимир Макей сообщил, что со стороны республики последует жёсткая реакция на введенный ЕС третий пакет ограничений, в котором оказались, помимо чиновников, 7 предприятий страны. Несмотря на то, что экономические санкции в отношении Белоруссии еще в полной мере не заработали, а список ограничений выглядит крайне неубедительно, Минск заявил о том, что разработал свой санкционный пакет, согласно которому «ряд дополнительных персон из стран Евросоюза не смогут попасть на территорию Белоруссии и на территорию Союзного государства, с учетом того, что у нас этот список одинаков с Российской Федерацией».
«Мы предпримем, естественно, ряд действий юридического характера в ответ на абсолютно необоснованное включение ряда предприятий и персоналий в список ЕС. Принято решение об ограничении деятельности ряда политических фондов в Белоруссии, а также о пересмотре реализации ряда так называемых гуманитарных, образовательных, культурных программ, которыми занимаются соответствующие политические институты в Белоруссии, в том числе действующие и под эгидой посольств иностранных государств», — сказал Макей, добавив, что «есть еще как минимум три направления, по которым будут предприняты адекватные ответные меры со стороны Белоруссии в адрес наших европейских партнеров».
На фоне нарастающего напряжения между Минском и Брюсселем отношение белорусских властей к США выглядят неоднозначно. Особенно учитывая последние события. В частности, 21 декабря американский Сенат одобрил законопроект «О суверенитете, правах человека и демократии в Белоруссии» (Belarus Democracy, Human Rights, and Sovereignty Act, или «Акт о демократии в Белоруссии»). 23 декабря стало известно о том, что Государственный департамент США расширил визовые ограничения в отношении еще 39 белорусских чиновников. По словам Госсекретаря Майка Помпео, «мы поддерживаем отважный белорусский народ в его праве на свободные и справедливые выборы».
Теперь в американском списке 63 человека. Это не намного меньше, чем число тех, кого затронули санкции Европейского союза, хотя сами по себе списки полностью не совпадают. Для сравнения: Евросоюз за последние месяцы ввел три пакета санкций против Белоруссии. В санкционные списки попали свыше 80 человек, включая Александра Лукашенко. И это не считая национальных санкций некоторых европейских стран, которые уже начали действовать. В частности, 18 декабря в Литве были арестованы счета санатория «Белоруссия» в Друскининкае. Это учреждение принадлежит управделами президента Белоруссии, а значит, формально подпадает под введенные ЕС и Литвой санкции.
В отличие от жесткой риторики и объявленных ответных санкций в отношении ЕС, все, на что хватило Минск в случае с США, это несколько беззубых заявлений, большинство из которых сделаны на уровне белорусского парламента. В частности, только в ноябре, когда стало известно о том, что Конгресс США одобрил «Акт о демократии» (о его подготовке было известно еще с конца лета), гневное заявление последовало от председателя Постоянной комиссии Палаты представителей (нижняя палата белорусского парламента) по международным делам Андрея Савиных. 19 ноября он заявил, что решение американских законотворцев показывает, что «США продолжают действовать по инерции, шаблонно, используя привычные способы вмешательства во внутренние дела других стран, нарушая их суверенитет и принципы международного права». Само по себе решение Конгресса он назвал нелепо выглядящим на фоне проблем, связанных с президентскими выборами в самих США. Следующая официальная реакция последовала только 24 декабря, в связи с принятием решения по «Акту о демократии в Белоруссии» Сенатом США. Президиум Совета Республики (верхняя палата белорусского парламента) назвал одобрение законопроекта «грубым вмешательством во внутренние дела Белоруссии». Парламентарии напомнили, что «в самих Соединенных Штатах до сих пор не прекращаются ожесточенные споры относительно итогов прошедших президентских выборов». Одновременно было заявлено о недоумении касательно позиции США по белорусскому вопросу, которая, по мнению депутатов, является попыткой разрушить отношения Белоруссии и России.
«Американским законодателям, проявляющим „отеческое радение“ о белорусском народе, следует уделить внимание проблемам собственных избирателей, особенно в условиях нарастающей пандемии Covid-19, защите свободы СМИ и свободы выражения мнений в стране и в своих избирательных округах. Принятие антибелорусского законопроекта создает угрозу международному миру и безопасности», — считают в Минске.
Третьим проявлением реакции на действия Белого дома стало заявление МИДа республики, связанного с расширением санкций в отношении ряда белорусских чиновников. При этом упоминания «Акта о демократии» в этот раз не было и вовсе, а само по себе высказывание выглядело менее категоричным, чем в случае с ЕС. По словам главы внешнеполитического ведомства республики, «информация о введении дополнительных санкций принята к сведению». Также отмечалось, что применение визовых и финансовых ограничений — «заведомо бесполезный и контрпродуктивный» инструмент, а последнее решение американских властей в Минске оценивают как «эмоциональное и не имеющее ничего общего с реальным положением дел». Помимо этого, как и в прошлые разы, в белорусской столице напомнили, что «насаждаемая американцами „диктатура прав человека“ выглядит особенно неуместно на фоне того, что в самих США с правами человека далеко не все в порядке». И в то же время в МИДе подчеркнули, что всегда исходили из того, что важно поддерживать с США нормальные, взаимовыгодные отношения, которые бы основывались на равноправии и взаимном уважении. Однако, как отметили в Минске, пока это невозможно по причине американской политики «санкционного пресса».
«Печально, что взаимодействию даже в таких очевидных глобальных вызовах, как борьба с терроризмом, США предпочитают путь конфронтации», — заявили в белорусском МИДе, подчеркнув при этом, что «это их выбор».
И лишь одной строчкой было отмечено, что МИД подготовил некие ответные меры, которые «будут введены в действие». Что это за меры и когда они вступят в силу, никто на сегодняшний день не знает. По всей видимости, ничего сверхъестественного в них не будет, в отличие от разрастающегося противостояния с ЕС.
Как считают аналитики, есть ряд причин того, почему между Минском и Вашингтоном сегодня не наблюдается открытой конфронтации, а в США даже привели к присяге своего посла в Минске Джули Фишер. Одним из определяющих моментов в данном случае является то, что Белоруссия в последние годы находится на периферии внешнеполитических интересов США, что и определяет отношение Белого дома к нынешнему политическому кризису в республике.
Поэтому совершенно не случайно, что в Белоруссии практически не отреагировали на «Акт о демократии», принятие которого местная оппозиция всячески представляет как одно из важнейших событий уходящего года. По сути же этот документ копирует уже имеющийся Акт от 2004 года, который продлевался в 2006 и 2011 годах. Более того, его автором является один и тот же политик — конгрессмен Крис Смит, который представляется чуть ли не единственным лоббистом белорусской оппозиции в Вашингтоне. Новый «Акт о демократии» содержит практически все те же положения, что и прежде, за исключением некоторых поправок. В частности, он в очередной раз разрешает президенту США финансировать белорусскую оппозицию, вводить санкции в отношении не только белорусских, но теперь и российских чиновников, а также усилить поддержку так называемым независимым СМИ и гражданского общества в Белоруссии. То есть все то, чем и раньше занимались Соединенные Штаты, и с чем белорусские власти научились успешно бороться.
Кроме того, в белорусской столице прекрасно понимают, что все нынешние заявления и санкции США в реальности не могут навредить республике. До тех пор, пока Вашингтон не начнет оказывать давление на международные финансовые институты, а также не введет санкции в отношении ведущих предприятий Белоруссии, в первую очередь нефтепереработки и производства калийных удобрений, никакого прямого влияния на ситуацию в Белоруссии Белый дом оказать не сможет. Поэтому сегодняшние визовые ограничения и персональные санкции в отношении белорусских чиновников воспринимаются в Минске как бессмысленная акция, реагировать на которую нет особого смысла. Тем более что внутри страны прямое влияние США уже давно отсутствует. В отличие от Евросоюза, который имеет возможность напрямую воздействовать на ситуацию в Белоруссии через своих лидеров мнений и структуры оппозиции, существующие за счет европейских фондов, у США такой возможности нет.
В итоге на сегодняшний день между Белоруссией и Соединенными Штатами не происходит ничего, чтобы выходило за рамки уже привычных двусторонних связей. В отличие от белорусско-европейских отношений, между Минском и Вашингтоном продолжает оставаться довольно неопределенная напряженность, которая существует уже не один десяток лет. В белорусской столице не стремятся форсировать события, так как до конца не понятна ситуация с будущей политикой Джо Байдена, а уходящей администрации Дональда Трампа совсем не до белорусских проблем.
Поэтому сегодня нельзя говорить о том, что Белоруссия и США стали врагами, так как обе стороны заняли позицию ожидания. И вполне вероятно, что в обозримом будущем, если будет такая политическая необходимость, мир снова увидит дружеские объятия высших государственных лиц двух стран.