отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест

Основные принципы дозирования и контроля физических нагрузок во время занятий физической культурой

Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. 28. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест фото. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест-28. картинка отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. картинка 28. Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозированная физическая нагрузка остается универсальным методом профилактики ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии, ожирения и других заболеваний. В последнее время отмечается определенный рост интереса населения к регулярным занятиям физической культурой.

За врачебной консультацией обращаются люди, которые хотят получить практические рекомендации по построению, планированию и контролю нагрузок во время занятий физической культурой. Врач должен рекомендовать определенный режим физических нагрузок, соответствующий уровню тренированности организма с учетом имеющейся хронической патологии.

Вашему вниманию предлагается информационный материал, раскрывающий основные цели, задачи и принципы построения физической тренировки.

Если вашему клиенту менее 35 лет и у него отсутствуют признаки каких-либо заболеваний, то ему в принципе нет необходимости обращаться к врачу за консультацией перед началом регулярных занятий физической культурой. Но если он старше 35 лет, и он не занимался спортом или физической культурой в течение последних нескольких лет, то медицинское освидетельствование необходимо, особенно если имеют место следующие отклонения в здоровье:

Физические нагрузки практически безопасны для людей с исходно хорошим уровнем физического здоровья, прошедших полноценное медицинское освидетельствование и получивших адекватные медицинские рекомендации.

Физическую тренированность можно охарактеризовать как способность организма комфортно переносить повседневные физические нагрузки и успешно справляться с резко возникающими стрессовыми ситуациями. На индивидуальный уровень физической работоспособности влияют такие факторы, как возраст, пол, наследственность, наличие вредных привычек, характер питания. Понятие физического здоровья (physical fitness), или тренированности организма, включает в себе несколько компонентов.

Тренированность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (сardiorespiratory еndurance) — компонент общей тренированности организма, отражающий способность данных систем адекватно обеспечивать жизнедеятельность организма при физической нагрузке различной интенсивности и продолжительности. На практике этот показатель можно оценить, учитывая способность человека выдерживать продолжительную физическую нагрузку, например бег, плавание, ходьба на лыжах и т. п.

Мышечная сила (muscular strength) — способность мускулатуры совершать максимально возможную механическую работу за короткое время. Данный компонент тренированности организма на практике оценивается, например, для пояса верхних конечностей, по максимальной величине поднятого веса.

Мышечная выносливасть (muscular endurance) — способность мускулатуры совершать механическую работу различной продолжительности и кратности. Например, повторное поднятие тяжестей определенного веса используется для определения мышечной выносливости верхнего плечевого пояса.

Гибкость (flexibility) — способность совершать механическую работу, используя при этом максимально возможный диапазон движений. Сгибание туловища в сидячем положении — простой и объективный метод оценки гибкости поясничного отдела позвоночника и нижних конечностей.

Телосложение (body composition) — соотношение между жировой тканью организма и общей массой скелетной мускулатуры, костной ткани и внутренних органов. Индивидуально подобранные физические упражнения способствуют снижению массы жировой ткани и увеличению мускулатуры определенных участков тела.

Продолжительность и количество тренировок в неделю, а также интенсивность физических нагрузок определяются уровнем тренированности организма, возрастом, наличием или отсутствием каких-либо хронических заболеваний, а также социальными потребностями человека.

Любая индивидуальная тренировочная программа должна включать упражнения, направленные на гармоничное развитие всех основных компонентов физического здоровья. Любое тренировочное занятие должно состоять из разминки (warmup), основной нагрузки и заминки (cooldown).

Ниже приведена структура тренировочного занятия, рассчитанная на среднего здорового человека и направленная на поддержание минимального уровня физического здоровья организма. Она включает наиболее популярные виды тренировочных упражнений.

Разминка продолжается пять-десять минут и включает в себя физическую нагрузку слабой интенсивности (ходьбу, медленный бег, упражнения на гибкость, вращательные и маховые движения верхними и нижними конечностями). Она направлена на подготовку сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательных систем к основной тренировочной нагрузке. Ниже приведены основные типы основной тренировочной нагрузки.

Тренировка на развитие мышечной силы (muscular srength) проводится минимум два раза в неделю в течение 20 минут. Наиболее эффективным способом развития мышечной силы является подъем тяжестей.

Тренировка на развитие мышечной выносливости (muscular endurance) должна проводиться, по крайней мере, три раза в неделю по 30 минут и включать в себя упражнения для основных групп мышц: ритмические и пластические упражнения, отжимания, приседания, подтягивания, повторные поднятия тяжестей.

Тренировка на развитие тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (cardiorespiratory endurance) проводится три раза в неделю в течение 20 минут и включает в себя продолжительную физическую нагрузку, осуществляемую в аэробном режиме. Наиболее распространенные виды такой нагрузки — быстрая ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, ходьба на лыжах, а также игровые виды спорта (баскетбол, гандбол и т. п.).

Тренировка на развитие гибкости (flexibility) должна проводиться ежедневно во время разминки или заминки и включать упражнения на гибкость и растяжение. Заминка (сooldown) включает в себя нагрузку низкой интенсивности (например, ходьба или бег в медленном темпе), а также упражнения на развитие гибкости продолжительностью пять-десять минут.

Специфичность — необходимость выбора определенного комплекса физических упражнений, направленных на развитие и укрепление групп мышц, которые более всего задействованы при определенном типе мышечной деятельности. Желательно комбинировать различные виды физической нагрузки (плавание, бег, ходьба, лыжи и т. д.) для более гармоничного развития организма, а также в целях профилактики травматизма.

Физическая нагрузка должна быть достаточной по интенсивности и продолжительности, чтобы обеспечивать рост или поддержание оптимального уровня тренированности организма.

Регулярность физических нагрузок. Тренировочные занятия должны быть регулярными. Минимум три тренировочных занятия в неделю необходимы для поддержания оптимального уровня тренированности.

Прогрессия. Постепенное увеличение интенсивности, продолжительности и/или частоты тренировочных занятий — необходимое условие для оптимального повышения уровня тренированности организма.

Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности. Выделено четыре основных зоны интенсивности физических нагрузок (см. рис. 1), каждой из которых соответствует определенный уровень биоэнергетических процессов и диапазон частоты сердечных сокращений (ЧСС):

1. Физическая нагрузка малой интенсивности с ЧСС менее 75% от ее максимального значения (ЧСС макс.);
2. Физическая нагрузка поддерживающего характера с ЧСС от 75 до 85% от ЧСС макс., осуществляемая в аэробном режиме энергообеспечения;
3. Физическая нагрузка развивающего характера с ЧСС от 85 до 95% от ЧСС макс. и переходным аэробно-анаэробным режимом энергообеспечения;
4. Физическая нагрузка субмаксимальной и максимальной интенсивности с ЧСС более 95% от ЧСС макс. и анаэробным режимом энергообеспечения.

У каждого человека имеются свои индивидуальные границы зон интенсивности нагрузки. Для более точного определения этих границ с целью последующего контроля спортивных нагрузок используется специальное тестирование. В основе его лежит ступенчато возрастающая до максимально возможного (“работа до отказа”) уровня тестовая нагрузка.

Нетренированным и слабо подготовленным людям подобное тестирование противопоказано. Для определения зон интенсивности в этом случае используется более простой расчетный метод. Можно легко рассчитать границы каждой зоны интенсивности, зная возрастное значение ЧСС макс., которое определяется по формуле 220 минус возраст.

Для оздоровительных целей, как правило, рекомендована физическая нагрузка в пределах I и II зон интенсивности. Нагрузки большей интенсивности являются привилегией спорта и требуют достаточно высокого уровня подготовленности.

Исследования показали, что нагрузка с интенсивностью 60-70% от ЧСС макс. наиболее эффективна для сжигания жира, поэтому она используется для коррекции избыточного веса тела:

Целевая зона
Возраст (лет)ЧСС (уд./мин)
20120-140
30114-133
40108-126
50102-119
6096-112

Для повышения тренированности сердечно-сосудистой системы используется нагрузка с интенсивностью 60-80% от ЧСС макс:

Мониторирование частоты сердечных сокращений является универсальным методом контроля и регулирования интенсивности физических нагрузок. Мониторинг ЧСС — обязательное условие для безопасного и дозированного применения физических нагрузок у определенного контингента людей: пожилых; страдающих сердечно-сосудистой патологией; проходящих реабилитацию после перенесенного инфаркта миокарда и других тяжелых заболеваний.

Целевая зона
Возраст (лет)ЧСС (уд./мин)
20120-160
30114-152
40108-144
50102-136
6096-128

В последнее время с этой целью чаще всего используются мониторы сердечного ритма, которые осуществляют непрерывную регистрацию ЧСС. Принцип работы мониторов сердечного ритма аналогичен регистрации электрических биопотенциалов сердца на поверхности грудной клетки, используемой при записи ЭКГ. Монитор сердечного ритма состоит из двух частей: нагрудного пояса с электродами и передатчиком ЭКГ-сигналов и непосредственно монитора сердечного ритма или приемника, имеющего вид наручных часов. Передача сигналов от нагрудного передатчика на монитор сердечного ритма осуществляется телеметрически. Существует несколько моделей мониторов сердечного ритма, различающихся набором специальных функций. Обязательным для всех мониторов является непрерывная регистрация величины сердечного ритма, а также звуковая и визуальная сигнализация при выходе ЧСС за границы предварительно установленной целевой зоны сердечного ритма. Эти функции необходимы для дозирования интенсивности и продолжительности физических нагрузок, когда необходимо строгое соблюдение пульсового режима.

Предоставленная вашему вниманию информация раскрывает только основные принципы планирования и контроля нагрузок во время занятий физической культурой. Надеемся, что предложенный материал поможет вам в вашей практической врачебной деятельности.

Источник

Тест с ответами «Гигиенические основы и медицинский контроль за физическим воспитанием школьников»

Исследования физического развития подрастающего поколения, проводимые в разных регионах нашей страны, выявляют неутешительную тенденцию: повсеместно отмечается статистически значимое снижение функциональных возможностей современных детей и подростков по сравнению с их сверстниками прошлых десятилетий. Снижение силовых возможностей связывают с отсутствием интереса к активным занятиям спортом, малоподвижным образом жизни, широким внедрением в жизнь технических средств, нарушением питания. Изучение влияния расширенного двигательного режима в школах на силовые возможности учащихся показало, что в школах, где используются программы повышения двигательной активности, средние значения кистевой динамометрии статистически значимо выше, чем в обычных школах. Интересен и тот факт, что в сравнении со сверстниками 1980-х годов у мальчиков 13-16 лет из школ с расширенным двигательным режимом достоверных различий не выявлено.

1. Нормальной реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку является

1) восстановление пульса и давления до исходных величин за 3-5 минут; +
1) повышение систолического давления; +
1) урежение пульса;
1) понижение систолического давления;
1) учащение пульса. +

2. Физическое воспитание – это

1) организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов и гигиенических мероприятий с целью укрепления здоровья; +
2) самостоятельные занятия в спортивных секциях;
3) систематические тренировки с целью достижения высоких результатов;
4) система оздоровительных мероприятий.

3. Распределение школьников на основную, подготовительную и специальную группы осуществляется с учетом

1) желания учащегося или его родителей;
2) физической подготовленности; +
3) состояния здоровья; +
4) пола;
5) штатного расписания преподавателей физкультуры.

4. Продолжительность основной части занятия физической культурой

1) 15-20 минут;
2) 45 минут;
3) 25-30 минут; +
4) определяется преподавателем произвольно.

5. Занятия с учащимися специальной группы физического воспитания организуются

1) вместе с основной группой, по той же программе, но со снижением нагрузки и без сдачи нормативов;
2) вместе с основной, но по своей программе;
3) вместе с основной группой, по той же программе, но без сдачи нормативов;
4) вне сетки расписания, по своей программе. +

6. Решение о переводе ребенка из одной медицинской группы для занятий физкультурой в другую принимает

1) преподаватель физкультуры;
2) школьный врач; +
3) родители;
4) администрация школы;
5) классный руководитель.

7. Структура занятия физической культуры должна включать

1) вводную часть (инструктаж);
2) подготовительную часть (разминку); +
3) заключительную часть (восстановительную часть); +
4) паузы для пассивного отдыха;
5) основную часть (период максимальной нагрузки). +

8. Внешние признаки переутомления

1) жалобы на резкую усталость, боль в ногах, головокружение, жжение в груди, тошноту; +
2) резкое покраснение или побледнение кожных покровов (может быть синюшность); +
3) движения не нарушены;
4) покачивание, нарушение координации движений; +
5) учащенное, поверхностное, беспорядочное дыхание (вплоть до одышки). +

9. Кинезофилия – это

1) суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени;
2) отношение времени, затраченного на движения, к общему времени физкультурного занятия;
3) естественная биологическая потребность ребенка в движении; +
4) способность ребенка к выполнению разнообразных двигательных актов.

10. Зависимость между величиной двигательной активности и состоянием здоровья ребенка

1) параболическая; +
2) обратная;
3) прямая;
4) отсутствует.

11. Общая плотность занятия – это

1) отношение времени, занятого развивающими упражнениями, к общему времени занятия, выраженное в процентах;
2) отношение времени, занятого движениями, к общему времени занятия, выраженное в процентах;
3) отношение времени, занятого учебной работой, к общему времени занятия, выраженное в процентах; +
4) максимальное учащение пульса во время занятия, выраженное в процентах, по отношению к исходному;
5) отношение времени восстановления пульса по окончании занятия ко всему времени занятия, выраженное в процентах.

12. Небольшая степень утомления является

1) нефизиологической реакцией организма на нагрузку;
2) обязательной реакцией организма на тренирующую физическую нагрузку; +
3) признаком чрезмерной нагрузки.

13. Естественная биологическая потребность детей в движении обозначается термином

1) гипокинезия;
2) оптимальный уровень двигательной активности;
3) двигательная активность;
4) гиперкинезия;
5) кинезофилия. +

14. Для контроля за соответствием предлагаемой физической нагрузки анатомо-физиологическим особенностям детского организма используют

1) частоту дыхания;
2) пульс; +
3) уровень сахара крови;
4) артериальное давление;
5) килокалории.

15. Моторная плотность гигиенически эффективного урока физкультуры для школьников основной группы составляет

1) не более 70%;
2) не менее 70%; +
3) не более 50%;
4) не менее 50%.

16. Полное освобождение от занятий физкультурой

1) может быть только временным; +
2) может выдаваться по желанию учащегося или его родителей;
3) может быть постоянным.

17. Сенситивные периоды – это

1) периоды повышенной чувствительности (восприимчивости) к воздействию тех или иных физических факторов;
2) периоды негативной реакции организма на физическую нагрузку;
3) периоды повышенной чувствительности (восприимчивости) к воздействию тех или иных физических упражнений. +

18. Применение форм и средств физического воспитания должно производиться с учетом

1) состояния здоровья; +
2) возраста; +
3) физической тренированности; +
4) пола; +
5) этнической принадлежности.

19. Дефицит белка, истощение симпатико-адреналовой системы и ускорение процесса окостенения являются проявлением

1) гипокинезии;
2) кинезофилии;
3) гиперкинезии. +

20. Чрезмерная двигательная активность обозначается термином

1) гиперкинезия; +
2) кинезофилия;
3) гипокинезия;
4) оптимальный уровень двигательной активности;
5) двигательная активность.

21. Характерные признаки гипокинезической болезни

1) отставание в развитии двигательных качеств; +
2) быстрая утомляемость при физической нагрузке; +
3) высокая общая неспецифическая резистентность;
4) возможность развития астенического синдрома; +
5) расстройства в деятельности ЦНС. +

22. Задачи основной части урока физкультуры

1) подготовка к предстоящей повышенной физической нагрузке;
2) обучение основным двигательным навыкам и их закрепление; +
3) развитие физических качеств; +
4) тренировка различных мышечных групп; +
5) совершенствование физиологических функции организма. +

23. Для построения физиологической кривой урока физического воспитания необходимо измерение пульса:

1) непрерывно;
2) в течение восстановительного периода; +
3) перед началом занятия; +
4) в конце каждой структурной части занятия; +
5) в середине основной части.

24. Обязательными формами физического воспитания в образовательных учреждениях являются

1) уроки физической культуры; +
2) гимнастика до учебных занятий; +
3) участие в спортивных соревнованиях;
4) занятия в спортивных секциях;
5) физкультурные минуты во время уроков. +

25. Дефицит двигательной активности обозначается термином

1) двигательная активность;
2) гипокинезия; +
3) кинезофилия;
4) оптимальный уровень двигательной активности;
5) гиперкинезия.

26. Основные задачи подготовительной части урока физкультуры

1) постепенная подготовка организма к предстоящей повышенной физической нагрузке; +
2) создание у учащихся положительного эмоционального настроя; +
3) развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп;
4) восстановление дыхания;
5) активизация внимания учащихся. +

27. Суммарная величина разнообразных движений за промежуток времени (час, сутки) обозначается термином

1) кинезофилия;
2) двигательная активность; +
3) оптимальный уровень двигательной активности;
4) гиперкинезия;
5) гипокинезия.

28. Занятия с учащимися подготовительной группы физического воспитания организуются

1) вне сетки расписания, по своей программе;
2) вместе с основной группой, по той же программе, но без сдачи нормативов;
3) вместе с основной, но по своей программе;
4) вместе с основной группой, по той же программе, но со снижением нагрузки и без сдачи нормативов. +

Источник

Пресс-центр

Нагрузка при выполнении физических упражнений

В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «нагрузка». Это понятие отчасти совпадает с такими понятиями, как «упражнение», «работа» и т.п., но не тождественно им. Оно характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением, — то, насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнение (соответственно различают предельную, большую, среднюю, малую и другие степени нагрузки).

Составляя обобщенное представление о нагрузке, связанной с выполнением различных упражнений, отвлекаются от частных особенностей их формы и содержания и принимают во внимание лишь то, что позволяет оценить в целом степень запросов, предъявляемых ими организму.

Понятие «нагрузка» отражает тот очевидный факт, что выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Нагрузка в данном отношении — это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок. Отсюда —необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок.

«Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т.д.). Первые, условно говоря, относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые — к ее «внутренней» стороне (точнее к реакции на нагрузку). И те, и другие показатели важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физического воспитания.

«Внешние» показатели нагрузки нужно учитывать уже потому, что именно на них ориентируются, намечая доступные и необходимые величины нагрузок, с ними сопоставляют ответные реакции организма и соответственно нормируют предъявляемые нагрузки.

«Внутренние» показатели нагрузки говорят о степени мобилизации функциональных и приспособительных возможностей организма во время упражнений и в результате их выполнения, позволяют углубленно оценить соответствие (либо несоответствие) нагрузки его возможностям и с учетом этого определить ее целесообразную меру. В этих показателях отражается не только сама нагрузка, но и ответная реакция организма на нее. Следовательно, для адекватной оценки нагрузки и ее эффекта при выполнении физических упражнений необходимо учитывать в единстве как «внешнюю», так и «внутреннюю» стороны ее.

Между «внешней» и «внутренней» сторонами нагрузки при относительно одинаковом исходном состоянии организма существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме; чем меньше первые, тем меньше и вторые. Однако при неодинаковом исходном состоянии организма, различном уровне предварительной подготовленности и различной реактивности организма такой соразмерности не наблюдается.

Так, по мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с «внешней» стороны становится постепенно все меньшей с «внутренней» стороны (например, многократно повторяемая нагрузка в беге одной и той же продолжительности и с одной и той же скоростью сопровождается от занятия к занятию все меньшей мобилизацией функций сердечно-сосудистой системы, т. е. становится в этом отношении менее напряженной, поскольку происходит адаптация к ней).

Объем и интенсивность нагрузки

Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле понятие «объем нагрузки» относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений (работа здесь понимается не только в механическом, а также в физиологическом и вообще в деятельностном смысле); понятие же «интенсивность нагрузки» связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.

Параметры объема и интенсивности нагрузки в отдельном упражнении

Если рассматривать каждое физическое упражнение как некоторый воздействующий фактор, то понятие объема связанной с ним нагрузки будет относиться, прежде всего, к длительности воздействия, а интенсивности — к силе воздействия. При этом их показателями, которые чаще всего учитываются в практике, являются следующие.

отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. 4d73 9c34bc 8bd64d. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест фото. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест-4d73 9c34bc 8bd64d. картинка отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. картинка 4d73 9c34bc 8bd64d. Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.

Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности, что, как известно, послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности» (В. С. Фарфель и др.). Некоторые их характеристики приведены в табл. 1.

отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. 466c 706352 d59cef. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест фото. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест-466c 706352 d59cef. картинка отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. картинка 466c 706352 d59cef. Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. 4c34 83f260 9570c1. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест фото. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест-4c34 83f260 9570c1. картинка отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. картинка 4c34 83f260 9570c1. Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

Нагрузки с предельно возможными параметрами объема и интенсивности применяются сравнительно не часто, особенно в массовой практике занятий физическими упражнениями. Достаточно большие нагрузки обеспечиваются обычно различными комбинациями этих параметров, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости). Как уже говорилось, величину нагрузки в каждом отдельном упражнении можно представить в виде произведения величин ее объема и интенсивности, взятых в определенной пропорциональности*.

* Математически такой способ исчисления нагрузки будет корректным при условии, что параметры объема и интенсивности выражены в определенных величинах, которые нормированы по шкале, устанавливающей их соразмерность (пропорциональность). В настоящее время это удается сделать далеко не во всех случаях.

Параметры суммарной нагрузки в совокупности упражнений. Оценить с «внешней» стороны суммарные объем и интенсивность нагрузки при повторении одного и того же упражнения или при выполнении ряда однотипных упражнений, если они в каждом отдельном случае замерены и выражены в соизмеримых показателях, сравнительно несложно. Для этого достаточно суммировать частные слагаемые нагрузки. Значительно сложнее оценить суммарную нагрузку при выполнении нескольких или многих разнохарактерных упражнений. Суммарный объем нагрузки в данном случае чаще всего оценивают с «внешней» стороны по сумме времени, затраченного на все упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, за месяц и т. д.). Ясно, однако, что получаемые в итоге величины общего объема нагрузки дают лишь весьма приблизительное представление о ней (например, час бега и час, затраченный на гимнастические упражнения, — явно неравнозначные слагаемые, поэтому, суммируя их, нельзя получить корректной оценки общего объема нагрузки в данных упражнениях). То же самое относится к такому широко используемому показателю суммарной интенсивности различных упражнений, как моторная плотность занятий (отношение времени, занятого непосредственно упражнениями, к общему времени занятия, в процентах). Тем не менее эти и подобные им показатели суммарной нагрузки пока не теряют своего практического значения. Они могут давать некоторую полезную информацию, если учитываются в единстве с содержательным анализом занятий и дополняются оценкой суммарной нагрузки с ее «внутренней» стороны (в частности, по суммарной пульсовой и энергетической стоимости упражнений).

Есть основания считать, что параметры объема и интенсивности суммарной нагрузки в совокупности упражнений соотносятся друг с другом приблизительно так же, как и в отдельном упражнении, т.е. обратно пропорционально: чем больше суммарный объем нагрузки в рамках данного занятия, тем меньше в принципе может быть ее общая интенсивность, и наоборот: чем выше общая интенсивность нагрузки в занятии, тем меньше ее суммарный объем. Но полная аналогия тут неправомерна.

Дело в том, что, во-первых, в обшей массе нагрузок, связанных с различными упражнениями и сочетаемых с различными по величине интервалами отдыха, всегда возможно множество вариантов соотношения частных параметров объема и интенсивности.

Во-вторых, при нормировании общей нагрузки в занятиях практически никогда не используется в равной мере весь диапазон возможных величин объема и интенсивности нагрузок (от самых минимальных до самых больших). Согласно имеющимся обобщенным данным, в практике физического воспитания сравнительно небольшое место занимают нагрузки с интенсивностью менее 30% от максимально возможной, основной объем их обычно сочетается с 60-80-процентной интенсивностью. Нередко распределение суммарного объема нагрузок в системе занятий по зонам интенсивности статистически напоминает так называемое нормальное (Гауссово) распределение (сравнительно небольшая доля общего объема приходится на зоны невысокой и предельной интенсивности, основная же его доля связана с относительно высокой интенсивностью). Обобщенные количественно-качественные критерии нагрузки. Сложность точной количественной оценки всех параметров нагрузки и фактически целостный характер реагирования на нее выполняющего упражнения побуждают прибегать к обобщенным критериям, объединяющим ряд объективных и субъективных признаков тяжести ее воздействия. Примером может служить широко известная примерная классификация нагрузок по степени вызываемого ими общего утомления и чувства усталости (табл. 2).

отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. 469c 8995f4 9a7ad5. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест фото. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест-469c 8995f4 9a7ad5. картинка отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. картинка 469c 8995f4 9a7ad5. Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. 4c4c 88c00f d9602f. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест фото. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест-4c4c 88c00f d9602f. картинка отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. картинка 4c4c 88c00f d9602f. Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. 4a7d dc3fad d1e11d. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест фото. отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест-4a7d dc3fad d1e11d. картинка отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общему времени гигтест. картинка 4a7d dc3fad d1e11d. Избыточный вес тела, снижение физической работоспособности, курение, чрезмерное употребление алкоголя — все это способствует возникновению сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. Несмотря на мощное развитие лекарственной терапии, дозиров

Существенно, что при таком подходе учитывается, пусть хотя бы приблизительно, и психический компонент нагрузки. Надежные способы его оценки пока находятся в стадии поиска. Для приближенной оценки пользуются эмпирически разработанными шкалами психической напряженности нагрузки (в условных рангах, баллах и т. п.). Излишне пояснять, что такого рода критерии могут быть полезны для нормирования нагрузок лишь в сочетании с объективными данными, которые возможно точно отражали бы параметры объема и интенсивности нагрузки с ее «внешней» и «внутренней» стороны.

Фрагмент из книги:
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *