отношение современного общества к религии

2.1 Отношение современного общества к религии

Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

Сильное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

— увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

— возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

— быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

— попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

— появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа «невидимого розового единорога» и других пародийных религий.

По моему же мнению, подобные «религии» очень похоже на «духовный вирус» в организме цивилизации, и человечество пока еще не выработало против него иммунитет. Будет лучше, если мы вовремя одумаемся и вылечим эту напасть. В противном случае может случиться так, что завтра возникнет новый похожий вирус, который станет поражать другие наши ценности: почитание старших, любовь к родной планете, свободу выбора, институт семьи и прочие вечные идеалы, взращенные, между прочим, на религиозном мировоззрении.

Источник

Религия, её значение в современном обществе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Религия – это особая форма мировоззрения, система взглядов, предполагающая веру в сверхъестественное, определяющая соответствующее поведение, нормы и правила морали.

Религия как выстраивание связи человека со сверхсущим

В русском языке слово религия появилось довольно поздно – примерно в XVIII веке. В основе этого слова лежит латинское religio, Цицерон считал, что оно происходит от термина, обозначавшего разворот назад, боязнь, обдумывание, поэтому религия с его позиции выступала прежде всего как богобоязненность, почитание и послушание богов. Христианский мыслитель Лактаций в начале IV века н.э. писал, что слово религия произошло от глагола связывать, вязать, поэтому она выступает как союз.

В современном мире значение религии как связующего элемента играет значительную роль. В религии важна связь духовная. Принято различать три аспекта связи:

Религия – это союз внутреннего и нематериального. Энергия религии понимается как жизненная активность, высвобождение духовных сил. Однако при ее нематериальном характере она сопровождается материальными воплощениями – знаками, предметами культа, организациями, символами, религиозной атрибутикой и т.д. Духовность религии предполагает постоянное стремление человека к полному бытию, достижение вершин космоса, свое раскрытие перед сверхчувствительными истоками. Через религию человек пытается преодолеть ограниченность своего телесного мира, своего индивидуального бытия перед людьми и сверхсущим.

В зависимости от того, как выстраивается связь человека со сверхсущим, как происходит поиск истинного себя, религии разделяют на три типа:

Готовые работы на аналогичную тему

Религия как связь рассматривалась многими философами. Обычно предполагается, что такая связь была в начале времен, но потом разорвалась. Теперь необходимо ее установить опосредованно, постепенно переводя на все более высокие уровни добиться непосредственной связи. Кроме того, такая связь должна восстанавливаться в череде поколений, так и в жизни одного и того же индивида.

Функции религии в современном мире

Многие функции религии не изменились за прошедшие века. Несомненно то, что она до сих пор оказывает значительное влияние на население даже светских государств. Она формирует взгляды и убеждения, систему принципов и морали. Обобщая, функции религии можно свести к следующему.

Удовлетворение мистических и душевных потребностей людей. Людям свойственно испытывать тягу к неизвестному, тому, что зачастую пока невозможно объяснить рациональными способами. Религия предоставляет свой ответ, который нельзя доказать, как нельзя и опровергнуть, он прежде всего базируется на вере. Тем самым религия дает опору, помогает достигать душевной гармонии и равновесия.

Религия выполняет регулятивную функцию, поскольку содержит в себе свод правил поведения и моральных норм, которых должен придерживаться тот, кто ее разделяет.

Эта функция тесно связана с воспитательной функцией. Ребенок, воспитывающийся в религиозной среде, как правило, очень рано приобщается к религиозным взглядам родителей. Он включается в религиозную деятельность, участвует в проведении соответствующих ритуалов, он более восприимчив к среде и внешнему влиянию, поэтому спокойно и без лишней критики воспринимает религиозные нормы и придерживается предписанного поведения. Под воспитательное влияние попадают и взрослые люди, которые под влиянием религиозных взглядов стараются избавиться от некоторых привычек, в том числе вредных, скорректировать в нужном ключе свое поведение.

Коммуникативная функция религии воплощается в том, что верующие, как правило, составляют религиозную организацию, в рамках которой они вступают в общение. Среди единоверцев легче найти близких по духу людей, имеющих общие моральные и ценностные ориентиры.

Отношение к религии в современном обществе

В XX веке произошли серьезные изменения в социальном и духовном облике населения России и европейских стран. Прежде всего это проявилось в росте атеизма. Произошло отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Однако Вторая мировая война и развитие капитализма, переворот в культурных догмах привел к концу века к противоположному- люди вновь стали возвращаться к религии. Практически во всех европейских странах сейчас отчетливо проявляется тенденция, выражающаяся в том, что люди более лояльно относятся к религиям, которые считаются традиционными для своего региона, однако при этом очень агрессивно настроены к новым религиозным верованиям, вступающим в конфликт со старыми традиционными.

Еще одна современная черта общества – это увеличение интереса к религиям дохристианского периода, т.е. к язычеству. Также наблюдаются попытки не только восстановить религиозные культы прошлого, но и реконструировать их, в том числе их обрядовую сторону.

Для современной Европы также характерно стремительное увеличение количества мусульман, хотя исторически ислам на данной территории всегда был слабо представлен. Тоже самое справедливо в отношении европейской части России.

Стоит отметить, что увеличение значимости религии в жизни общества происходит, в том числе, при государственной поддержке. В ответ на это было сформировано новое течение, известное как пастафарианство. Пастафарианство или Церковь летающего макаронного монстра была организована физиком Бобби Хендерсоном, заявившему в ответ на требование ввести в школьный курс концепцию «разумного замысла», что он верит в летающего макаронного монстра с тефтелями. Эта пародийная религия по своему характеру абсурдна, в чем ее главный смысл, и направлена против креационизма.

Источник

Отношение современного общества к религии

отношение современного общества к религии. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка отношение современного общества к религии. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». отношение современного общества к религии. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка отношение современного общества к религии. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». отношение современного общества к религии. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка отношение современного общества к религии. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». отношение современного общества к религии. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка отношение современного общества к религии. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

отношение современного общества к религии. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка отношение современного общества к религии. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

отношение современного общества к религии. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка отношение современного общества к религии. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

отношение современного общества к религии. image028. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-image028. картинка отношение современного общества к религии. картинка image028. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

— увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

— возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

— быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

— попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

отношение современного общества к религии. image027. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-image027. картинка отношение современного общества к религии. картинка image027. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

— появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа «невидимого розового единорога» и других пародийных религий.

Источник

Отношение современного общества к религии

отношение современного общества к религии. gerb 100. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-gerb 100. картинка отношение современного общества к религии. картинка gerb 100. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

отношение современного общества к религии. spsho 1020 220. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-spsho 1020 220. картинка отношение современного общества к религии. картинка spsho 1020 220. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

отношение современного общества к религии. cover. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-cover. картинка отношение современного общества к религии. картинка cover. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

отношение современного общества к религии. cover. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-cover. картинка отношение современного общества к религии. картинка cover. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

отношение современного общества к религии. cover. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-cover. картинка отношение современного общества к религии. картинка cover. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

Религия и её положение в современном мире.

отношение современного общества к религии. pdf 50. отношение современного общества к религии фото. отношение современного общества к религии-pdf 50. картинка отношение современного общества к религии. картинка pdf 50. Во многих случаях религия стала просто общественной декорацией, и у человека в его списке приоритетов почти в равной степени могут стоять посещение воскресного богослужения и поход, скажем, в кино или бассейн. Это реалии современного мира. Губницына, О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. Сегодня не так уж много людей готовы рисковать своей жизнью, отстаивая идеалы своей веры, и более того, сама мысль об этом сейчас, как правило, даже не приходит человеку в голову. Сегодня уже отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Многие люди начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том, что при повседневной жизни не соблюдая религиозных канонов. Ну а те, кто себя считают неверующими, невзирая ни что отмечают такие многие религиозные праздники. Современные молодые люди отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту».

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Положение религии в современном мире неоднозначно. Каждый день человека окружают новости о положительных и негативных происшествиях, связанными с верующими людьми. Эта тема актуальна в современном мире, потому что слишком часто в Интернете и на телевидении обсуждаются вопросы о нужности религии. Мнения людей расходятся по этому поводу, кто-то считает, что вера в нашем высокоразвитом мире плохо влияет на человека, кто-то наоборот утверждает, что только с помощью веры человек может стать членом общества, ибо с её помощью можно стать настоящей личностью. В своей работе нам хочется раскрыть эту проблему на реальных фактах и попытаться повлиять на мировоззрение людей. Источники информации, используемые в нашей научно-исследовательской работе, имеют большой авторитет в Интернете и используются для информирования российского народа крупными издательствами и СМИ. Степень изученности этой проблемы и наш вклад в неё могут быть причиной изменения понимания религии в современном мире.

Таким образом, целью нашей работы послужила идея о настоящем и истинном понимании назначения религии в современном мире. Неверующим людям нужно с уважением и терпением относится к верующим, потому что вера, как они утверждают, не объясняется рациональным восприятием мира, только чувства и личные убеждения приносят в жизни других Бога. Так и религиозным людям надо понимать, что не все придерживаются их осознания жизни. Лучше всего эта тема описана в произведении А. Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – истинная верующая и праведная женщина, она ко всем относилась с добротой и заботой, к сожалению, не все отплачивали ей тем же, но Матрёна никого не обвиняла и не навязывала своё миропонимание. Вот так и религия должна пробуждать в людях эти качества, ибо вера основана на любви и прощении, а если человек делает ужасные вещи, оправдывая все свои деяния божьей волей, то это никак иначе, как подлость и обман, которые противоречат божественным идеям.

Список литературы и источников:

Понятие религии в науке.

Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Все это усложняет проблему определения религии. Насчитывают более 250 таких определений, и число это постоянно растет. Невозможно рассмотреть каждое из определений, однако все определения можно разделить на группы и изучить характерные черты каждой группы.

Выделяют следующие группы определений религии:

Религия и теология

Теологические определения — это определения, принятые в богословии. Они рассматривают религию «изнутри», исходят из той модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Несмотря на различие религиозных конфессий, в этом вопросе общим для всех является то, что они рассматривают религию как связь человека с Богом. Определения этого типа можно разделить на две группы.

1. Супранатуралистические — исходят из того, что религия — это действительно существующая связь человека с Богом, она возникает из Откровения Бога, она дана человеку Богом раз и навсегда в неизменном виде. Эти определения не могут объяснить причин изменения религии. Их авторы считают, что человек нуждается в понятии Абсолюта, присутствие которого он постоянно ощущает; это ощущение помогает человеку упорядочить свою собственную жизнь.

Религия и философия

Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию.

Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И. Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе, а значит, душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия.

Кант различает религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Только моральная религия является обязательной. Религия возникает сначала как моральная, но, чтобы получить распространение в обществе, она принимает статуарный характер. Высшая форма религии — христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности.

Немецкий философ Г.Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Религия равнозначна философии, у них один предмет — вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но они различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов.

Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер считал, что религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. Религия является способом придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение. Вебер исследовал, каким образом протестантизм стимулировал развитие капитализма в Западной Европе.

Религия и психология

Психологические определения видят основу религии в особенностях человеческой психики.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд называл религию великой иллюзией. Общество накладывает запреты на проявление человеческих инстинктов, в результате чего происходит вытеснение инстинктивных влечений, а это порождает неврозы. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний. Фрейд считал, что под воздействием рационального начала, по мере осознания человеком своих бессознательных влечений религия как иллюзия будет уничтожена.

Швейцарский психолог и культуролог К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов — тайных бессознательных сил человеческой души.

Человек объясняет темные стремления души промыслами дьявола, а светлые стороны — стремлением к Богу. С такими объективированными образами человеку справиться легче, чем с собственными влечениями. В любой религии существует система действий, ритуальных предписаний, направленных на защиту человека от бессознательных сил. Юнг считал, что религия в таком понимании не будет преодолена никогда, потому что се основа — свойства человеческой психики — неизменна. Не случайно психоанализ возникает в то время, когда религия сдает свои позиции.

Элементы и структура религии.

Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:

* религиозное сознание (идеология и религиозная психология);

* религиозный культ (отношения);

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем.

В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает:

* учение о культах (экзегетика);

* учение об отцах церкви (патрология);

* историю святых книг церкви;

* правила проведения служений

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом. Православный катехизис гласит: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т. е. стараться всегда умерщвлять в себе свое самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания».

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что. как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них.

К древним религиозным культам относятся:

* превознесение богов, святых, предков, реликвий;

* жертвоприношение, жертвование, милостыня и т. п.;

* богослужение, таинства, молитвы и т. д.;

* освяшение церковных сооружений, утвари и проч.;

* пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.;

* принуждение к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир.

Клир объединяет следующих религиозных руководителей:

* патриарх, папа и др.;

* синод, коллегия кардинаюв, имамат и др.;

Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Общество представляет собой сложную систему взаимоотношений между людьми, институтами, государствами, этническими образованиями; одно из важнейших мест в этой системе занимает религия. Для понимания значения религии и ее роли в жизни общества необходимо рассмотреть взаимосвязи религии и других форм общественной жизни.

Религия и политика

Политика имеет дело с отношениями между классами, нациями, государствами и гражданами, а поскольку это все — субъекты религиозных отношений, религия оказывает опосредованное влияние на политику на всем протяжении истории общества. Однако религия влияет на политические отношения и непосредственно.

В эпоху Средневековья в Европе политика и религия были тесно взаимосвязаны, поскольку христианство играло в обществе определяющую роль. Любое политическое событие принимало религиозную окраску, так же как и религиозные решения реализовывались политическими средствами.

Еще более взаимосвязанными были отношения между политикой и религией в странах Ближнего Востока, где в эпоху Средневековья зародился и развивался ислам. Важнейшей особенностью ислама является то, что политическая и религиозная власти объединены. Нередко даже в настоящее время глава государства является одновременно и главой церкви. Очень часто политики используют религиозные лозунги для осуществления своих целей.

Религия и искусство

Религия как прочная основа бытия бережно сохранялась и передавалась, оставаясь в целом неизменной на протяжении столетий. В первобытной культуре была стройная система мироздания. Религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жизнью и была неразрывно связана с другими формами сознания и, прежде всего, с мифами. Религия взаимодействует с искусством, обращаясь к духовным запросам человека и по-своему интерпретируя смысл и задачи человеческого бытия. В искусстве и религии мир отражается в виде художественных образов, истина постигается интуитивно, через озарение. Они невозможны без живого эмоционального восприятия мира человеком. Но возможности искусства гораздо шире религиозного сознания.

Отношения религии и науки наиболее драматичны. Религия и наука связаны по происхождению. Некоторые исследователи считают, что первой формой науки была магия, а магия — это форма религии. Первыми учеными называют шаманов, так как именно они были носителями знаний в первобытном обществе. Впоследствии наука и религия разделяются и даже враждуют друг с другом. Однако даже в эпоху Средневековья, когда это противостояние было наиболее ожесточенным, религия способствовала развитию науки. Это проявлялось в различных формах: ученые Средневековья были монахами, первые научные лаборатории были созданы в монастырях, монастыри содержали огромные библиотеки, первые университеты также возникли на основе монастырей; и наконец, церковь создавала первые начальные школы для детей.

В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело ученых — создавать непротиворечивую систему знаний о природе и обществе, дело священников — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.

2. Современное положение религии в мире.

Религии современного общества:

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом.

Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

— увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

— возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

— быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

— попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

— появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа «невидимого розового единорога» и других пародийных религий.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

В наш век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниями движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решительно выступая против демократических движений. В результате в широких слоях населения многих стран было распространено убеждение, что религия не помогает угнетенным и эксплуатируемым в борьбе за лучшие условия существования, а часто препятствует их усилиям.

На этом фоне укреплялось влияние марксизма; его критика религии как реакционной социальной силы находила отклик в определенных социальных слоях. Религия в том виде, как она существовала в начале века, подверглась справедливой критике за то, что она занимается потусторонними проблемами, в то время как человек страдает здесь и сейчас. Эта критика была обращена и на католическую иерархию европейских и латиноамериканских стран, и на русскую православную церковь, прислуживавшую самодержавию, и на протестантские церкви, защищавшие интересы высших и средних классов в Англии, в Северной Америке, Бельгии, Германии, и на мусульманских улемов, озабоченных прежде всего интересами крупных землевладельцев.

Первая мировая война, унесшая 10 млн. жизней, подорвала веру во всеблагого Бога, разумность и справедливость установленных им социальных порядков. Она значительно подорвала доверие к церковным властям, оправдывающим “свои правительства”, их участие в войне. Церкви, и прежде всего римско-католическая, дискредитировали себя поддержкой одиозных и антинародных режимов в различных странах.

Прогрессивные преобразования, происходившие во многих странах, шли под антирелигиозными лозунгами. Так, в Турции шариат, мусульманский закон, был заменен западным правовым кодексом и обычаями. Антирелигиозные движения Китая оказали значительное влияние на общественную жизнь других азиатских и латиноамериканских стран.

Однако уже в 20-30-е годы прошлого столетия, а особенно после окончания Второй мировой войны, вступили в действие факторы, способствовавшие укреплению позиций религии, росту ее влияния. Кризис европейской цивилизации, последовавший за Первой мировой войной, подрывал веру в науку и прогресс, в действенность светских гуманистических ценностей. Все более очевидной становится бесчеловечность тоталитарных режимов. Христианский гуманизм был составной частью, духовной опорой части антифашистского сопротивления.

Активную роль в национальных движениях играли ислам, буддизм. Например, религиозно мотивированная ориентация на переустройство общества, получившая особенно широкое распространение в Латинской Америке “теология освобождения”, которая исходит из того, что нельзя быть христианином, не вступая в борьбу с социальным злом и несправедливостью, с неоколониализмом и империализмом. Или “исламская революция” 1978 г. в Иране, лидер которой аятолла Хомейни руководствовался идеями исламского возрождения.

Наряду с ростом социальной активности, диалог между религиями является также “знамением времени”. В послевоенные годы получило широкое распространение экуменическое движение, объединившее большую часть протестантских и православных церквей. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), организационно оформивший экуменическое движение. Экуменическое движение стремится к преодолению разногласий в трактовке вероучения равными ветвями христианства, хотя и не ставит задачи создания одной церкви. В рамках ВСЦ активно разрабатываются программы борьбы с голодом, нищетой, несправедливостью, расизмом, защиты окружающей среды и т. д. Римско-католическая церковь также провозглашает экуменические цели, но в ВСЦ не входит.

Как бы то ни было, сегодня стало очевидным, что старая вражда между христианскими конфессиями наносит серьезный ущерб интересам веры и должна быть преодолена. Становится очевидной необходимость диалога между крупнейшими мировыми религиями, который получает все большее развитие в последние годы. Если сами церкви еще не видят реальной перспективы установления универсальной единой организации, то многие светские мыслители все чаще начинают высказываться за создание некоего подобия Организации объединенных религий, которая помогла бы государствам, международным организациям своим моральным авторитетом в стремлениях к общему благу. Целый ряд мыслителей высказываются в пользу той точки зрения, что будущее принадлежит всечеловеческой, универсальной, единой для всего человечества религии.

Современное положение религии в России. Социологический опрос.

Реформы конца XX века привели к тому, что российское общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности, отказ от официальной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты.

Многочисленные исследования динамики религиозности показали, что на просторах всего постсоветского пространства проявляется бурный рост религиозности («религиозный ренессанс») и столь же интенсивное разрушение атеизма. Наиболее рельефно это проявляется в быстром росте числа религиозных объединений. Религиозные символы и сюжеты широко эксплуатируются для создания привлекательного имиджа и придания респектабельности.

В сложившейся социально-психологической ситуации быстро нарастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит процесс переориентации значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием «новыми верующими» сущности религиозных учений (они, как правило, их не знают), а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, венчание, крещение детей, отпевание умерших и т.п.).

Среди причин роста религиозности в России есть временные, преходящие, связанные с особенностями переходного состояния общества, но и есть и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности на довольно высоком уровне. К числу первых можно отнести эффект психологического отталкивания от всего, что навязывалось советской системой в качестве «обязательных» убеждений. Многочисленная социальная база возникла вследствие массовой депривации населения, оказавшегося в результате социально-экономических преобразований «выбитым» из своих привычных социальных ячеек и не сумевшим эффективно вписаться в новую социальную реальность.

На рост числа верующих повлияла и легитимизация религии и церкви, что позволило открыто признаваться в своей религиозности людям, которые по разным мотивам раньше предпочитали это скрывать.

К 2009 году кроме Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Наиболее интенсивно растет количество приверженцев нетрадиционных для России религиозных объединений и организаций: неохристианства, ориентализма (восточные религии), сциентизма и др. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляет молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены. Суть этих изменений состоит в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с существенной индивидуализацией бытия человека. Требования же к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью. Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями.

Опираясь на перечисленные выше тенденции и процессы, некоторые ученые и представители духовенства делают выводы о кризисе религии как социального института. Нам представляется, что правильнее говорить о модернизации религии под воздействием тех радикальных изменений, которые произошли при переходе от традиционного к постиндустриальному и информационному типу общества. Религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций.

В ходе нашего социологического опроса было выяснено:

Всего было опрошено 86 человек.

44 из них верят в Бога и являются христианами, но 35 из них не соблюдают пост, редко посещают церковные службы и не читали религиозной литературы, а также утверждают, что религия прививалась им с детства. Большинство верующих людей терпимо относятся к другим конфессиям.

20 человек не имеют четкой позиции по этому поводу и затрудняются ответить.

22 человека утверждают, что они атеисты, и объясняют своё мнение тем, что вера в Бога противоречит науке.

Почти все опрошенные положительно относятся к закону о чувствах верующих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *