отношение родителей к детям с овз

Статья на тему«Отношение в семье к ребенку с ОВЗ».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Отношение в семье к ребенку с ОВЗ».

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая дает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Так фактор социализации семьи занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты формирования личности.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности с ограниченными возможностями развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, не являются постоянными.

Родители по-разному воспринимают диагноз дошкольника с ОВЗ. В своем отношении взрослый может находиться на разных стадиях: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

Стадия: депрессии— родитель понимает тяжесть ситуации, испытывает горе, упадок сил, апатию, уныние, чувство одиночества; отказывается от привычных круга общения и действий. В речи преобладают фазы: «Мы никому не нужны»

Развитие ребенка с ОВЗ, в огромной степени зависит от семейного благополучия, от участия родителей в его физическом, духовном становлении, и конечно от правильности методов воспитательного воздействия.

Источник

Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»

отношение родителей к детям с овз. 80a2a201e3f07fcf42b529c2cacce034. отношение родителей к детям с овз фото. отношение родителей к детям с овз-80a2a201e3f07fcf42b529c2cacce034. картинка отношение родителей к детям с овз. картинка 80a2a201e3f07fcf42b529c2cacce034. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Наталья Сертакова
Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Образование для всех означает образование для каждого.Эта простая формулировка несет под собой глубокий смысл: если для государства все граждане одинаково важны, оно должно обеспечить им эффективный доступ к образованию как к социальному благу.

Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум.

Основное различие концепций интегрированного и инклюзивного образования заключается в том, что интеграция предполагает создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям детского сада и к требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и образовательной среды сада в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Кроме того, инклюзия предполагает профессиональную деятельность специально подготовленных для системы инклюзивного образования специалистов (психологов, педагогов, социальных работников и т. д.). Если в данном учреждении не имеет таких специалистов ответственность ложится на педагога.

Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что в системе инклюзивного образования могут обучаться только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Вопрос об инклюзии детей с синдромом Дауна, аутизмом и задержкой психического развития должен решаться строго индивидуально.

Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья детей провоцируют возникновение вторичных отклонений, связанных с психическим развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром. Именно поэтому особая роль в инклюзивном образовании должна отводиться специально подготовленным к работе с такими детьми специалистам.

Учитывая различный уровень психического развития детей,возникает необходимость в разработке вариативных наборов моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ: от полного и постоянного включения в учебный процесс до минимального и эпизодического.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его взрослых. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то как они пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей. Главным институтом воспитания является семья. В Законе “ Об образовании РФ” подчеркивается, главенствующая роль семьи, и говорится о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. В первую очередь необходимо изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, что было выявлено при проведении консультаций и бесед с ними. Многие опасаются что это скажется на развитии их детей, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные установки своим детям. Родители считают, что это общение снизит уровень знаний и ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их такими какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса.

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах комбинированного вида. Это способствует социализации каждого ребенка для успешного взаимодействия с окружающем его миром. У здоровых детей появляется возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с одной так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение отличное от своего.

Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого образовательного пространства, поможет понять взрослым свою взаимообусловленность и признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными друзьями.

отношение родителей к детям с овз. detsad 801868 1520876004. отношение родителей к детям с овз фото. отношение родителей к детям с овз-detsad 801868 1520876004. картинка отношение родителей к детям с овз. картинка detsad 801868 1520876004. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»Консультация для родителей «Читайте детям Успенского» «Читайте детям Успенского» Творчество писателя-сказочника Эдуарда Успенского посвящено желанию научить детей быть добрыми, отзывчивыми.

Консультация для родителей «Зачем детям игра» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

отношение родителей к детям с овз. detsad 497235 1534154256. отношение родителей к детям с овз фото. отношение родителей к детям с овз-detsad 497235 1534154256. картинка отношение родителей к детям с овз. картинка detsad 497235 1534154256. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»Консультация для родителей «Читайте детям книги!» Консультация для родителей «Читайте детям книги!» В наш век информационных технологий и гаджетов очень мало внимания уделяется детской.

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад комбинированного вида № 66 «Барвинок» городской округ Симферополь.

Консультация для родителей «Детям о Масленице» Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица. Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце.

Консультация для родителей «Детям о насекомых» С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок.

Консультация для родителей «Книги детям» Книги детям. В возрасте двух лет ребенок учит слова, постигает понятия и идеи быстрее, чем в какой-либо другой период своей будущей жизни.

отношение родителей к детям с овз. detsad 193909 1534151427. отношение родителей к детям с овз фото. отношение родителей к детям с овз-detsad 193909 1534151427. картинка отношение родителей к детям с овз. картинка detsad 193909 1534151427. Ищем педагогов в команду «Инфоурок»Консультация для родителей «Не говорите так детям!» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, счастливым и. послушным. И потому чуть его поведение отклоняется от правильной линии,.

Консультация для родителей «Расскажи детям о космосе» Расскажите детям о космосе Расскажите детям о космосе Детям о космосе и космонавтах 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики.

Источник

Отношение в семье к ребенку с ОВЗ

Виды отношений в семьях, где есть ребенок с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Отношение в семье к ребенку с ОВЗ»

Отношение в семье к ребенку с ОВЗ

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая дает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Так фактор социализации семьи занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты формирования личности.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности с ограниченными возможностями развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, не являются постоянными.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Как утверждает доктор психологии Тингей Михаэлис на основе наблюдений и повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой малыш, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов».

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним.

Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, многие родители узнав о тяжелых отклонениях в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Ранее чаще всего общество ориентировало родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция – к воспитанию ребенка в семье. И это определяет хроническую стрессовую ситуацию даже в тех семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них самих.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки: они не заинтересованы в пересмотре диагноза и ожидают от общества материальной поддержки.

Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребенка, так и его родителей.

Очень часто в своем отношении к ребенку родители допускают очень серьезные ошибки.

Однако большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть и от окружающих ребенка лиц, и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, главное от своевременно начатых и систематических специальных занятий.

Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого-либо лекарства, или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже вкус и прилежание к учебе.

Не отрицая значение вышеперечисленного воздействия, тем не менее надо сказать, что они уместны только как составная часть в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5-6 лет взрослые не замечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.

Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.

Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания дефекта, грамотного подхода к к ребенку и грамотного построения занятий с ним. 1

Таким образом, изучив отношение родителей к своему ребенку можно сделать вывод, что главное условие, при котором ребенок (с недостатком или без него) вырастает счастливым и общительным, это семья, где родители получают огромное удовольствие от своего ребенка и любят его таким, какой он есть, не донимают ребенка своим беспокойством о нем, не притесняют его, не суетятся вокруг него, не критикуют его целыми днями; а также, возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит ребенка любить коллектив. Если же родители стыдятся внешнего вида своего ребенка, в душе желают, чтобы он был другим, излишне оберегают его и удерживают от общения с другими детьми, он вырастет неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким как все. Но если родители будут воспринимать его отличие от других детей как нечто не имеющее особого значения, если они будут обращаться с ним, как с самым нормальным ребенком, позволят ему бывать везде, где бывают все дети, не будут обращать внимания на взгляды и замечания, тогда и ребенок будет считать себя таким, как все, и не будет чувствовать себя каким-то особенным.

Источник

Консультация для родителей «Отношение в семье к ребенку с ограниченными возможностями здоровья»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Консультация для родителей

«Отношение в семье к ребенку с ограниченными возможностями здоровья»

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая дает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Так фактор социализации семьи занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институты формирования личности.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности с ограниченными возможностями развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, не являются постоянными.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.

Как утверждает доктор психологии Тингей Михаэлис на основе наблюдений и повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой малыш, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов».

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним.

Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, многие родители узнав о тяжелых отклонениях в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Ранее чаще всего общество ориентировало родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция – к воспитанию ребенка в семье. И это определяет хроническую стрессовую ситуацию даже в тех семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них самих.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки: они не заинтересованы в пересмотре диагноза и ожидают от общества материальной поддержки.

Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребенка, так и его родителей.

Очень часто в своем отношении к ребенку родители допускают очень серьезные ошибки.

Однако большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть и от окружающих ребенка лиц, и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, главное от своевременно начатых и систематических специальных занятий.

Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого-либо лекарства, или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже вкус и прилежание к учебе.

Не отрицая значение вышеперечисленного воздействия, тем не менее надо сказать, что они уместны только как составная часть в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.

Как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Так, например, мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5-6 лет взрослые не замечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности.

Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.

Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания дефекта, грамотного подхода к к ребенку и грамотного построения занятий с ним. 1

Таким образом, изучив отношение родителей к своему ребенку можно сделать вывод, что главное условие, при котором ребенок (с недостатком или без него) вырастает счастливым и общительным, это семья, где родители получают огромное удовольствие от своего ребенка и любят его таким, какой он есть, не донимают ребенка своим беспокойством о нем, не притесняют его, не суетятся вокруг него, не критикуют его целыми днями; а также, возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит ребенка любить коллектив. Если же родители стыдятся внешнего вида своего ребенка, в душе желают, чтобы он был другим, излишне оберегают его и удерживают от общения с другими детьми, он вырастет неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким как все. Но если родители будут воспринимать его отличие от других детей как нечто не имеющее особого значения, если они будут обращаться с ним, как с самым нормальным ребенком, позволят ему бывать везде, где бывают все дети, не будут обращать внимания на взгляды и замечания, тогда и ребенок будет считать себя таким, как все, и не будет чувствовать себя каким-то особенным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *