отношение православия к кремации усопших

Доктор богословия: Умершим нужна молитва, а не памятник

Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

отношение православия к кремации усопших. . отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка . Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

отношение православия к кремации усопших. . отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка . Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

Кстати, святые относились к погребению совсем не так, как большинство из нас, для которых тело остается единственным символом связи с умершими. Видимо, тут в людях действует подсознательный материализм или атеизм. Посмотрите, какие величественные надгробия, пирамиды, мавзолеи сооружали и продолжают воздвигать! А вот святые относились к этому по-иному. Многие из них завещали ученикам выбросить свое тело диким зверям. Другие, видя благоговейное отношение к себе собратьев, просили закопать свое тело так, чтобы о месте никто и не знал. Наш русский святой преподобный Нил Сорский так завещал, и до сих пор неизвестно место его погребения. Святые исходили из библейских слов самого Бога: «Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Эта же мысль повторяется и в православном заупокойном богослужении: «Паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых». То есть Церковь прямо говорит о теле умершего: это прах, пепел, земля и ничего более. Поэтому способ превращения тела в «прах» не имеет никакого религиозного значения, никак не отражается на состоянии души умершего и играет чисто психологическую роль, как любая традиция.

Значит, и то, сколько денег мы потратили на похороны, памятник, не показатель нашей любви к умершему. Но как тогда мы можем выразить нашу любовь к нему? Что для него теперь важно? Отпевание?

Ошибаетесь! Если сами близкие не будут молиться за своего родного, если ради него не станут воздерживаться от грехов, не понудят себя к исповеди и причащению, не постараются помочь нуждающимся, то все эти внешние поминовения, как не связанные с подвигом своей души, окажутся бесплодными. Разве не ясно, что если уж мы о своем родном не молимся, то неужели другие будут это делать? Думаете, священники или те пономари, которые читают поминальные записки, молятся? Вот как откровенно пишет об этом наш святой Феофан Затворник: «Если никто не воздохнет от души, то панихиду протрещат, а молитвы о покойном не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служащим и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают. Да и где им на всех наболеться?!»

отношение православия к кремации усопших. Snimok ekrana 2021 08. отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-Snimok ekrana 2021 08. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка Snimok ekrana 2021 08. Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

отношение православия к кремации усопших. Snimok ekrana 2021 08. отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-Snimok ekrana 2021 08. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка Snimok ekrana 2021 08. Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

Поэтому тот, кто действительно имеет любовь к усопшему, должен не только позаботиться о совершении чина погребения, но должен и сам молиться о нем, должен ради близкого начать жить по заповедям Божьим. Ибо Богу не имена в записках нужны, а молитвы, тогда Он помогает усопшему.

Источник

РПЦ выразила свое отношение к кремации

отношение православия к кремации усопших. . отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка . Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Межсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило и вынесло на широкое всецерковное обсуждение проект документа «О христианском погребении усопших», в котором, в частности, определяется отношение Церкви к распространившейся в последнее время практике кремации, сообщил в четверг РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Тема, связанная с погребением усопших, иногда возникает в обществе в связи с практикой кремации. Собственно, изначально тема, предложенная к рассмотрению, касалась как раз отношения Церкви к кремации. Но комиссия Межсоборного присутствия немного ее расширила, и в итоге получился тот проект документа, который сейчас опубликован на сайте Русской православной церкви и направлен в епархии для получения отзывов», — сказал Тутунов.

Как говорится в проекте документа, погребальные обычаи христиан определяются тем, что «на основании Божественного откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших» и «относится к телу христианина как к храму Божию».

«Исходя из свидетельств церковного предания, Архиерейский собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим», — говорится в опубликованном проекте.

Вместе с тем, отмечается в нем, «Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии». И многие мученики, причисленные Церковью к лику святых, «не получили христианского погребения… что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства».

«Памятуя об этом, Русская православная церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна», — говорится в документе.

О чем еще высказывалась РПЦ

Об алкоголизме и наркомании. «Алкоголизм — одна из самых страшных болезней современного общества, и не только в России, но и во всем мире. Чуть меньше года назад Священный Синод принял аналогичный документ (проект концепции РПЦ по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма — прим. ред.), касающийся наркотической угрозы. Тема алкогольной угрозы не менее актуальна, и здесь предпринята попытка обобщить нашу практику, практику борьбы Русской православной церкви с этим злом в обществе», — заявил заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов). Читайте подробнее >>

Об абортах. «Аборт это убийство, это однозначная, определенная позиция Церкви, но это не значит, что нам нужно расстреливать и подводить «под статью» тех, кто его сделал», — сказал глава синодального информационного отдела Владимир Легойда. Читайте подробнее >>

Об электронном учете. «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями, — говорится в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», — Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством…Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами».

Об ЭКО. «Применение этой технологии нужно соотносить с нравственными ценностями — ценностями супружеской верности, целостностями семьи и личности, уважения к эмбриону, то есть развивающему человеку», — заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

отношение православия к кремации усопших. . отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка . Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

О феминизме. «Считаю очень опасным явление, которое называется феминизмом, потому что феминистические организации провозглашают псевдосвободу женщин, которая в первую очередь должна проявляться вне брака и вне семьи. В центре феминистской идеологии — не семья, не воспитание детей, а иная функция женщин, которая нередко противопоставляется семейным ценностям. Наверное, неслучайно, что большинство лидеров феминизма — это незамужние женщины», — заявил патриарх Кирилл. Читайте подробнее >>

отношение православия к кремации усопших. . отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка . Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

О ювенальной юстиции. «Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность», — сказано в «Позиции РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции».

Об однополых браках. «Если люди выбирают такой стиль жизни (однополые союзы), это их право, но ответственность церкви — сказать, что это грех перед богом… Нас беспокоит не сам факт существования этого греха — он существовал всегда, нас беспокоит то, что впервые за всю историю человеческого рода грех оправдывается посредством закона», — сказал патриарх Кирилл. Читайте подробнее >>

О гей-пропаганде. «Полагаю, что этот закон (о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних) нужен, что он принят весьма своевременно. Более того, я думаю, что такие же законы нужно было бы вводить и в других странах вместо тех норм, которые вводятся в целом ряде стран Европейского союза, где однополым парам дается право усыновлять детей», — заявил митрополит Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион. Читайте подробнее >>

Источник

Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса

Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?

отношение православия к кремации усопших. 210334.p. отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-210334.p. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка 210334.p. Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.

– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.

До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.

Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша, вам практически любой похоронный агент возразит: еще как наша!

Наверное, ничего удивительного в этом нет. СМИ слишком часто рассказывают о том, как в очередной раз кремировали известного и уважаемого человека. Кремация, по крайней мере для светских людей, – это уже привычное дело. Вот на днях Русская служба новостей сообщила: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Об этом рассказал президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш». В Москве, где действуют 23 православных монастыря и сотни храмов, ежегодно кремируют не менее 60 000 человек. Цифру можно немного увеличить, поскольку Павел Кодыш отмечает, что «в Москве в год умирают 120 тысяч человек».

Мы попытались узнать, почему люди отправляют своих родных в печь

Мы попытались узнать, чем руководствуются люди, которые отправляют своих родных и близких в печь. Привлекает цена на кремацию? Мода на популярный сегодня способ погребения? Наследие советского прошлого, когда впервые стали превращать людей в пепел в промышленном масштабе? Нехватка земли или дороговизна кладбищенских участков? Или это желание современного человека не думать о смерти? Попытка вычеркнуть любые напоминания о похоронах, покойниках и траурных церемониях?

Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась по поводу кремации. В мае 2015 года Архиерейский Собор рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению. «Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – сообщается в специально подготовленном меморандуме «О христианском погребении усопших». Слова Святейшего Патриарха Кирилла тоже не требуют пояснений и комментариев: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры».

Кремация «под ключ»

Кремация – это дешево и современно. Это один из главных аргументов, который приводят сторонники огненных похорон. Чтобы получить информацию из первых рук, звоню в крематорий при Николо-Архангельском кладбище.

отношение православия к кремации усопших. 210342.p. отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-210342.p. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка 210342.p. Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

– 7100 рублей, – отвечает сотрудник крематория. – В эту цену входит музыкальное сопровождение. Еще регистрация умершего, перенос гроба, сама процедура кремации, прощание, гравировка и герметизация урны.

Правда, еще нужно приобрести урну, заплатить за гроб, который после церемонии прощания сжигают вместе с телом усопшего. Естественно, нужно не забыть про транспорт.

Чтобы окончательно понять, какие деньги нужно иметь, чтобы кремировать человека, обратился в Единую ритуальную службу. Здесь все предложения уже сформированы «под ключ».

– Цена на кремацию в 2 раза выросла с 1 июля. У нас гроб и транспорт стоят 17 000 рублей. В эту же сумму входят постель, подушка и тапочки, – на тапочках сотрудник агентства сделал особый акцент. – У нас принято христиан в тапочках на кремацию привозить.

В среднем за кремацию со всеми необходимыми атрибутами придется отдать в районе 30 000 рублей. Это без захоронения.

В Петербурге покойника сожгут, поместят в урну и разместят в колумбарии за 35 000 рублей. Это всего на 10 тысяч дешевле, чем традиционные похороны.

– Разница все-таки есть, – поясняет девушка. – За могилкой нужно же еще следить. Ограда, а потом и памятник. А урна с прахом хранится в нише вечно. Она не требует дополнительного ухода.

Поразительная закономерность. Подавляющее число сотрудников ритуальных фирм советовали мне воспользоваться услугами крематория. Аргументация простая: это в ногу со временем и никаких лишних движений. И только одна женщина с нескрываемым сочувствием сказала:

– Да уж похороните вы как полагается – в землю! В землю! Ну, 10 тысяч добавьте, ничего страшного!

Бесплатный участок на кладбище – или платная ниша в колумбарии?

После процедуры сожжения тела урну еще нужно захоронить. Чтобы уточнить стоимость этой услуги, обратился в ГБУ «РИТУАЛ». Это государственное бюджетное учреждение города Москвы. Через этот сайт выхожу на Рогожское кладбище. Захоронить урну в открытом колумбарии, то есть в стене, здесь нельзя. Но можно купить место для урны в специальной нише.

– Это что-то вроде гранитного саркофага, – пояснили по телефону. – Цена зависит от рядности. Первый и пятый ряды стоят 70 000 тысяч рублей.

Первый ряд – это почти на уровне земли. А пятый ряд находится на высоте двух с небольшим метров.

– Это что-то вроде антресоли в коридоре, – слышу разъяснение по телефону. – Чуть повыше стоимость за второй ряд, третий и четвертый.

– Сколько это будет стоить? – спрашиваю.

Место для урны в нище Рогожского кладбища стоит 90 тысяч рублей

– 90 тысяч, – ответил сотрудник Рогожского кладбища.

За эти деньги можно организовать скромные традиционные похороны для нескольких человек.

Разместить урну с прахом в открытом колумбарии на Химкинском кладбище предложили за 31 500 рублей. Это если ячейка будет расположена на уровне груди. За табличку придется заплатить отдельно – 5000 рублей. Еще нужно прибавить гравировку. Сумма за гравировку складывается из количества знаков. Получается что-то около 40 тысяч рублей. Итого, чтобы кремировать и упокоить останки в открытом колумбарии на Химкинском кладбище, придется заплатить в среднем 75 000 рублей.

На Люблинском кладбище захоронить в землю урну с прахом можно за 110 000 рублей. Столько стоит 1 квадратный метр земли. Скамейка и ограда не предусмотрены – места слишком мало для такой роскоши.

«Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке»

Московская область, Перепечинское кладбище. Здесь столичные власти предоставляют участок под два захоронения совершенно бесплатно. На Перепечинке, как зовут это место агенты, заплатить нужно только за копку могилы.

– В 20 000 рублей уложиться можно, – рассказывает сотрудник похоронной фирмы. – На кладбище ребятам на круг придется накинуть за копку могилы. Это такая традиция, – добавляет он.

Организовать традиционные похороны за 20 000 рублей предложили сразу несколько ритуальных служб. Правда, придется обойтись без венков, оркестра и прочего шика.

Похоронить любого неработающего жителя Москвы можно и без денег. На языке ритуальных агентов это называется «проводить в последний путь на безвозмездной основе». Единственное условие – трудовая книжка покойного должна быть закрыта.

Сторонники кремации могут возразить: мол, а как же памятник? А уход? Ограду же нужно красить. И делать это по возможности нужно каждую весну. А могила проседает, особенно когда свежая! Урна же с прахом, если из меди, – очень долговечная…

– Кремация – это удобнее и быстрее. Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке. Я имею в виду в духовном плане, – делится своими мыслями Дмитрий – диспетчер московского ритуального агентства.

«Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых»

Вот и в Кирове люди обсуждают свой крематорий. Построить «социально-значимый объект» в городе решил предприниматель Андрей Катаев. Кремировать кировчан планируют по «низкой цене». 12 000 рублей – и дело сделано. А еще заплатить нужно за урну, гроб и транспорт.

Интересно, как будет проведена эта работа? Что это могут быть за акции?

К традиционному способу захоронений господин Катаев относится прохладно.

– На кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как, например, в Европе, – рассуждает Катаев. – Для священников похороны – это бизнес: они отпевают. Для «ритуальщиков» – это бизнес, они хоронят в землю – это их хлеб, – отмечает Катаев.

То есть г-н Катаев решил, что кировчане не умеют вести себя на кладбище и лучше всего усопших отправлять в печь. И для него это совсем не бизнес!

В интервью предприниматель с энтузиазмом рассказывает о том, что «земля должна быть для живых людей, а не для мертвых». Это его слова. В них выражено его отношение к умершему человеку.

Создается впечатление, что дебатировать вопрос о кремации и не нужно, поскольку рано или поздно кремировать будут всех и везде. По крайней мере в этом уверены те, кто открывает новые крематории в стране.

Землю под захоронения даже в «дорогой и нерезиновой» Москве дают бесплатно. Сэкономить на кремации больших денег не получается, но количество урн с пеплом, по сравнению с могилами, всё увеличивается. Вот и подруга моя, которой всего 22 года, уже спокойно относится к тому, что ее тело могут сжечь.

В следующем материале мы рассмотрим, как насаждалась кремация в большевистской России. Узнаем, как к этому отнесся простой народ. И попробуем ответить на главный вопрос: почему сегодня люди с такой легкостью выбирают огненные похороны без всякого принуждения и давления? Что изменилось за 100 лет в сознании общества, и почему очередной крематорий в глубинке нашей страны – это если еще и не традиция, но уже закономерность?

Источник

Нелегкий выбор: кремация или погребение?

Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.

отношение православия к кремации усопших. 277128. отношение православия к кремации усопших фото. отношение православия к кремации усопших-277128. картинка отношение православия к кремации усопших. картинка 277128. Алексей Ильич, правда ли, что православие категорически против кремации? Какие догматы или заповеди тут есть? Что говорят святые?

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб».

На всякий случай, уточним — под «мощами» в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

«Земля еси и в землю отыдеши» (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), «земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем». «Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается». «Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем».

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: «Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом».

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

«…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать «нетленные мощи»?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории «кафедрой безбожия», а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние «индифферентные» верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается «темницей для души». А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, «кладбищенская мафия», делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.

Еще одним важным моментом является желание семей похоронить всех родственников рядом для лучшей организации поминальных дней, да и просто для почитания дорогих людей. Но если рыть новую могилу рядом со старой на одном участке кладбищенские предписания зачастую не разрешают, то «подхоронить» урну с прахом новопреставленного к старым могилам вполне возможно.

В таких случаях даже самые ригористичные священнослужители обычно не слишком критикуют кремацию усопших. Правда, как справедливо заметил один батюшка, нелогичным выглядят ссылки на «бедность», якобы помешавшую организовать традиционного погребение покойника — и последующая установка ему же сверхдорогого памятника. Себя и священника обмануть ведь несложно — а с Богом такое не пройдет…

Выходит, что отношение Православия к кремации вроде как ясно, но это отношение официально нигде не регламентировано. Ну нет ни одного Канона, который бы прямо запрещал сожжение тел покойников перед погребением!

Каноны ведь, как и другие заповеди, являются, среди прочего, констатацией того или иного греха в среде верующих, и вызваны необходимостью регламентировать их поведение. А ни первым христианам, ни их потомках в Византии и «варварских королевствах» Европы в голову не приходило сжигать тела своих усопших сродников.

Ну, а когда кремация появилась в Европе, тогда Церковь была уже слишком разобщена, чтобы сформулировать общие и обязательные для всех новые каноны.

Поэтому большинство самых пламенных речей священнослужителей с критикой «новомодных веяний» обычно заканчиваются выхолащивающими суть всего сказанного концовками — «как бы умерший православный не был похоронен, его все равно можно отпевать, поминать, и его загробная участь зависит не от способа погребения, а только лишь от Суда Божьего». Что, кстати, тоже совершенно правильно.

И при всем уважении к решению работников Патриархии «жестко сформулировать отношение Церкви к кремации», маловероятно, что из этого выйдет что-то дельное. Хотя бы потому, что Межсоборное присутствие — это не слишком авторитетный орган, осуществляющий лишь совещательные функции — что-то вроде Общественной палаты, которую политики порой цитируют, но законы принимают все-таки в Госдуме.

И пока соответствующее решение не примет Архиерейский или Поместный Собор, все прочее в лучшем случае будут принимать к сведению. И выполнять лишь тогда, когда оно совпадет с личными убеждением верующего или священника.

Но может, оно и к лучшему. В конце концов, приведенные в этой статье мнения авторитетных иерархов известны уже давно. И тех, кто их не хочет выполнять, вряд ли напугают какие-то прещения. Опять же, среди последних вряд ли будет отлучение или запрет на поминовение — таких жестких мер ныне не предпринимают даже в отношении больших грешников.

Ну, а сложности с обеспечением «правильного» погребения усопшему христианину должны провоцировать не столько официальные запреты Церкви, но и принятие мер, которые облегчают этот процесс. А это уже задача не церковных институтов, а и власти, и всего общества.

Читайте самое актуальное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *