отношение молодежи к семье и браку актуальность
Современная молодежь о браке и семье
Семья – одна из важнейших жизненных ценностей человека. На протяжении многих веков роль семьи и брака занимали ведущее место в жизни каждого индивида и всего общества. Являясь носителем духовных и культурных ценностей, она служила источником нравственных идеалов и образцов поведения. Нельзя не согласиться с тем, что и в современном мире семья является основой общества. Именно семья с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует основные ценности, идеалы, моральные нормы, закладывает первые уроки нравственности, обеспечивая тем самым полноценное формирование личности. Семья, как социальный институт, обеспечивает стабильное развитие общества, оказывает регулирующее воздействие на многие процессы и явления общественной жизни и выполняет ряд других немаловажных функций, способствующих эффективному и полноценному развитию нашего общества.
В последнее время можно заметить, что отношение к браку и семье в молодежной среде стало более упрощенным и легкомысленным. Вступая в брак, молодые люди всерьез не задумываются над принятым решением, так как не имеют достаточно четких представлений о семейной жизни. Можно проследить такую тенденцию, что большинство из них не стремятся к созданию семьи и официальной регистрации своих отношений. Как следствие одной из самых распространенных форм отношений на сегодняшний день является гражданский брак (сожительство), который не ставит своей целью рождение и воспитание детей, а значит и не выполняет основной функции семьи как полноценного социального института. По мнению многих исследователей, популярность гражданского брака в молодежной среде приводит к ряду проблем, обуславливающих кризис института семьи и порождающих демографическую нестабильность нашего общества.
Несмотря на положительное отношение к близким внебрачным отношениям, проведенный Долбик-Воробеем опрос в ее работе «Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости» показал, что все-таки главными для молодежи являются официально зарегистрированные союзы – 61% студентов состоят в юридически оформленном браке, а 39% — в гражданском.
По результатам многочисленных исследований можно наглядно продемонстрировать усредненный портрет современного молодого человека. В настоящее время ситуация складывается следующим образом: главными мотивами оформления официальных отношений становится любовь, а также взаимопонимание и общие интересы, немаловажной составляющей остается наличие постоянного полового партнера. Несмотря на популярность в современном мире гражданского брака, все же большинство молодежи предпочитают официально регистрировать свои отношения. А приверженности молодежи к гражданским бракам можно обосновать не только их безответственностью, легкомысленным поведением и утратой семейных ценностей, но и возможностью, в связи с увеличением в последнее время числа разводов, избежать дальнейших трудностей.
Гражданский брак в этом случае выступает в неком роде пробной версией брака. А в основе решения молодых людей заложен здравый смысл и рассудительность. Но негативным остается тот факт, что на первом месте по жизненным целям молодого поколения становится работа, карьера и образование. Молодежь отдает предпочтение материальной выгоде и нацелена в первую очередь на материальный успех. К тому же в последние десятилетия четко стала прослеживаться тенденция увеличения брачного возраста и откладывание создания семьи на более поздний период жизни.
Фондом Общественного мнения в 2014 году было проведено исследование «О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности». На вопрос о жизненных целях, имеющих первостепенное значение для молодежи,
Главная цель семьи, как социального института, заключается прежде всего в передаче базовых общественных норм морали от поколения к поколению, обеспечивая тем самым элементарные навыки общения и успешный процесс социализации человека. В настоящее время для многих семья перестает быть главной жизненной ценностью, снижаются мотивы, побуждающие людей вступать в брак. В данном случае можно говорить о кризисе семьи.
Понятие «кризис семьи» используется в значении понимания общей ситуации, сложившейся в сфере семейно-брачных отношений, в более узком смысле кризис семьи означает ряд проблем, возникающих в семейно-брачных отношениях. Кризис института семьи стал наиболее ощутимым и очевидным к концу 70-х годов XX века. В первую очередь он проявляется через такие явления, как увеличение числа неполных семей; появление нетрадиционных, однополых браков, свободных союзов, приведших к ослаблению прочности браков; очень большое количество разводов; низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения.
Также кризис института семьи обусловлен такими серьезными проблемами, встречающимися в молодых семьях, как материальная несостоятельность, жилищные проблемы, проблемы трудоустройства и медицинского обеспечения, психологические проблемы, заключающиеся в адаптации молодых супругов друг к другу и новым условиям. Все эти показатели, коснувшиеся российского общества, негативно влияют на рождаемость и приводят к демографическому кризису.
Остроух видит главную причину кризиса семьи в экономической независимости женщины, которую позволили ей приобрести условия современного общества. Успешно реализовав себя в профессиональной сфере женщина зачастую перестает нуждаться в мужчине. Работа и карьера становятся главными ориентирами жизни, поэтому рождение детей откладывается на более поздний срок, не редкостью становится внебрачные дети.
Одной из весомых причин кризиса института семьи является увеличение числа разводов. Развод как официальное расторжение брака можно рассматривать и в качестве результата эволюции семейно-брачных отношений и как проявление кризиса института семьи. Интенсивное нарастание числа разводов можно было наблюдать еще в советское время, когда распадался каждый третий брак. Упрощение процедуры развода привело к увеличению разводимости почти в два раза. Уже в 1999-2002 годах число разводов возросло на 60%. Если в 1970 г. число разводов составляло 30 %, то в 2015 г. количество разводов достигало 53 % от числа заключенных браков.
Сегодня к разводам стали относится намного проще и воспринимают данное явление как норму общественной жизни. В результате у исследователей сложились две разные точки зрения: одни ассоциируют развод как негативное явление, приводящее к кризису семейно-брачных отношений и отрицательно влияющим на многие общественные процессы, другие считают, что развод – это важный элемент современной семейной жизни, отражающий индивидуальную свободу и равноправие полов. Однако можно с точной определенностью сказать, что большой процент распада семей негативно сказывается на многие общественные процессы, тормозит экономику страны, способствует развитию демографического кризиса.
Таким образом, молодежь является неким определяющим фактором, от которого зависит развитие и полноценное функционирование всего общества. Ведь основа человеческого бытия – семья. Как следствие необходимостью становится формирование у молодежи серьезного отношения к созданию семьи, правильного представления о браке, воспитание бережного отношения к семейным ценностям.
Исследовательская работа по обществознанию «Отношение молодежи к семье и семейным ценностям»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Научно – исследовательская работа по теме:
Отношение молодежи к созданию семьи и семейных отношений.
Нанава Илона Михайловна
10 класс МОАУ СОШ №8
Орлова Светлана Олеговна
I квалификационная категория
1.1. Понятие семьи, ее основные функции……………. …………………………………. 5
1.2 Семья как институт социализации личности. ……………………………………….…….7
2.1. Ценность семьи на разных исторических этапах…………………………………….…. 9
2.2 Семья как ценность у современной российской молодежи…………………………….10
3. 1. Жизненные цели старшеклассников………………………………………………….…13
3.2. Готовность учащихся к семейной жизни………………………………………………. 14
3.3 Выбор старшеклассников типа будущих семейных отношений………………………..15
3.4. Видение старшеклассниками отрицательных сторон семейной жизни………………..16 3.5. Результаты диагностики…………………………………………………………………..17
Проблема изучения отношения современной молодежи к семье как к ценности в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране представляется весьма актуальной, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Стоит отметить, что тема отношения современной молодежи к семье и семейным ценностям стоит достаточно остро, но неправильно говорить о том, что она стала так остра исключительно по причине того, что современная молодежь безнравственна.
Безусловно, обстановка окружающего мира отражается на каждом из нас и наверное просто невозможно не столкнуться с определенной степенью отсутствия культуры в современном обществе, в которое молодежь также входит, но молодежь подвержена этой атаке ни чуть не в большей степени, чем более старшее поколение. Наверное, было бы правильно сказать, что современная молодежь подстраивает вложенные в них представления о семейной жизни под окружающую их обстановку и решение относительно создания своей собственной семьи принимает исходя их обстоятельств, а не вопреки им.
В последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Объясняется это тем, что уже несколько десятилетий наблюдается ранее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции соответствующих ориентаций в СМИ; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи. Подтверждается уже на протяжении многих лет гендерных исследований четкая закономерность раннего и более активного вступления женщин в брачные отношения. (1. с. 8)
Констатируя, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Для решения всех этих проблем молодежи важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значить получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.
В ходе проведения данного исследования нами были изучены работы Антонова А.И (« Влияние средств массовой информации и массовой культуры на представление о браке и семье в общественном мнении»); Гордона Л.А (« Проблемы социально-демографического развития»); Госпорьян А, Новиковой М (« Тенденции развития семьи в России») ; Елисеева Л.А, Соколовой Т.А (« Взаимодействие субъектов воспитательного процесса»); Гологузовой М.А, Мардахаевой Л.В (« Методика и технологии работы социального педагога»); Морокиной Е. (« Супружеские конфликты и дети»); Новикова Н.М (« О воспитании и наставлении детей»); Рогова Е.И (« Психология отношений мужчины и женщины»); Семенова Г. (« Социализация, воспитание, развитие »); Хмелева Е (« Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов») и других.
Таким образом, главной целью моей работы было: выявить особенности отношения современной молодежи к семье как к ценности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
определить понятие семьи, типы семьи, ее основные функции;
раскрыть сущность социализации личности в семье;
установить ценность семьи на разных исторических этапах;
рассмотреть семью как ценность у современной российской молодежи;
провести анкетирование учащихся по вопросам отношения к семейной жизни и семейным отношениям, а также выявить жизненные цели школьников.
Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера современной молодежи.
Предмет исследования – отношение современной молодежи (учащихся 9-11 классов) к семье как к ценности.
Анализ литературы по проблеме исследования и собственно наблюдение позволили нам сформулировать следующую рабочую гипотезу: особенностями отношения современной молодежи к семье как к ценности являются:
семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью;
прослеживается тенденция к проживанию в гражданском браке с последующей регистрацией отношений в связи с рождением ребенка;
наблюдается переход от семьи патриархального типа к семье индивидуалистического типа.
I . Семья как социальный феномен.
1.1. Понятие семьи, ее основные функции
В науке нет единства в определении семьи. Особенно несговорчивы в этом вопросе представители разных наук, изучающих человека и человеческое сообщество: педагоги, философы, социологи, медики, психологи, историки и т.д.
По определению Н.Я. Соловьева, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». (9. с. 65) А.Г. Харчев дает ей такое определение: семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. (9. с. 67)
Наиболее крупный вклад в исследование семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), Т.Ж. Гурко (молодая семья), В.Б. Голофаст (функции семьи). (9. с. 74)
Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи.
Молодая семья – это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет, а преобладающий возраст супругов 21-24 года. (4. с. 11)
Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 44%. Такие семьи нуждаются в государственной поддержке.(4. с. 13)
Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Подобные браки в XIX веке были редки, но в XX веке они стали распространены, особенно после Отечественной войны. (4. с. 19)
У разных народов различные типы семей. П.Сорокин рассматривает три типа семей (5.с. 91) (табл.1):
Ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи.
Дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода; в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. В общественной жизни консерватизм, личность проникнута стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, а власть носит деспотический характер.
Приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство
Цель – готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим аппаратом. В таком обществе нередки перевороты.
Семья индивидуалистического типа
Приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю.
Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни. Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. В обществе, где такая семья, у личности широкие права.
Таким образом, каким бы ни был семейный союз, но он создавался и создается для решения входящими туда людьми определенных задач, удовлетворения их стремлений и мечтаний. В данном случае мы можем говорить о функциях семьи, о сферах жизнедеятельности семьи, непосредственно связанных с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. Объединив свои усилия, супругам легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйствование. В этом смысле семья также обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил (8. с.27).
Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Партнеры вместе переживают радости и горести, переносят боль, восторгаются успехами детей. Здесь в полной мере действуют психологические законы заражения. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья (8. с. 32).
Функция духовного общения проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества. Как правило, члены семьи имеют одни и те же духовные пристрастия, они читают и обсуждают одни и те же книги и журналы, они смотрят одни и те же фильмы и спектакли, им нравится проводить время в одних и тех же местах.
В каждой семье соотношение указанных функций и их значение может быть различным. Кроме того, в зависимости от социальных условий со временем в содержании и значимости различных функций семьи также могут происходить изменения. Так, если раньше ведущей функцией семьи была хозяйственная, то в современном обществе значительно возросло значение таких функций семьи, как эмоциональная и духовного общения. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях в большей степени, чем на хозяйственно-материальных.
Таким образом, в жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослым, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от ее уклада.
1.2 Семья как институт социализации личности.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности (3. с. 132).
Сущность социализации заключается в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов».
Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации (3. с. 134). Можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека (табл. 2).
Механизм социализации личности.
Фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импритинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.
Следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные семье, обществу сверстников, значимым лицам. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами.
Социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
Социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник и т.д.
Важнейшей составляющей социализации личности является его воспитание в семье. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
Семейное воспитание – это более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемыми старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.
Подводя итог, можно сказать, что личность ребенка и формируется, и воспитывается под воздействием прежде всего родителей. Педагогическая мудрость, мастерство заключаются в том, что воздействие, хотя и целенаправленное, осуществляется в процессе диалога, под влиянием живого слова, примера, организуемой, значимой для ребенка, отвечающей его потребностям деятельности, самовоспитания. Таким образом, процесс формирования основ личности, становления ее просоциальной направленности, отношений и нравственных качеств базируется прежде всего на семейном воспитании.
II Семья как ценность в современном мире
2.1 Ценность семьи на разных исторических этапах
Каждая культура на различных исторических этапах порождает определенную нормативную модель семьи. На каждом историческом этапе семья имеет различную ценность.
Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты (6. с. 92).
Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья — управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
Первые законы Римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей — управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность (6. с. 112).
Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния (6. с. 115).
Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» — кровной мести (6. с. 117).
Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами.
Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII—XIV веков.
Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве — в доме и семье (6. с. 119).
Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти — совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения» такова: отец — сын — мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец — мать — сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости (6. с. 123).
Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь — ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: отец — мать — сын. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын — мать — отец (6. с. 138).
Внутрисемейные отношения по Домострою. Термина «семья» в ее современной трактовке Домострой не знает. Он оперирует понятием «дом» как обозначением некоего единого хозяйственного и психологического целого, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но равно необходимы для нормальной жизни домашнего организма.
Дом стремится оградить себя от вмешательства извне тем, что представляет себя окружающим наиболее благополучной своей стороной. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою домашнюю жизнь, которые были очень характерны для русских горожан.
Самое страшное наказание, известное автору Домостроя, — «от людей смех и осуждение», что свидетельствует о зависимости семьи от равного социального окружения, с одной стороны, и стремлении сохранить семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее обозрение».
Обязанность главы дома — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.
Источником высокой оценки роли жены и матери в Домострое является представление о браке как христианском таинстве. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.
Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни (6. с. 145).
Таким образом, на различных исторических этапах семья представлялась большой ценностью для различных культур. На мой взгляд, семейные узы являются смыслом существования различных народностей.
2.2. Семья как ценность у современной российской молодежи.
Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.
В целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.
Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне (7. с. 56).
Таким образом, в отношении культурного и образовательного статуса брачных партнеров взгляды юношей и девушек сходны. Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами домашнего очага.
Относительно того, какие черты характера молодежь хотела бы видеть в партнере по браку, то можно сказать следующее: девушки в партнере ценят такие качества, как доброта, уважение, чувство юмора, целеустремленность, ответственность, уверенность, заботливость и т.д. Юноши значимыми чертами партнерши по браку считают доброту, понимание, скромность, заботливость, привлекательность, сексуальность.
Большинство молодых людей в настоящее время считают добрачные сексуальные отношения не только возможными, но и необходимыми, поскольку интимный контакт имеет для человека не только прямое физиологическое значение, а вбирает в себя разнообразные личностные смыслы, получение чувственного удовольствия, познания, удовлетворения любопытства, общение (5. с. 65).
При выборе форм брачно-семейных отношений более половины юношей и девушек выбирают зарегистрированный брак, треть предпочитает незарегистрированное сожительство – гражданский брак и лишь незначительная часть предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают и другие варианты развития отношений с партнером: первоначальное проживание в гражданском браке с последующей регистрацией отношений. Юноши также считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек гражданский брак гарантирует большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и в то же время обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.
Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей (2. с. 84).
Признаки благополучия в семейных отношениях девушки видят в общении, приносящем радость и духовное удовольствие; гармонии между мужчиной и женщиной (духовна и физическая); во взаимной любви и уважении; продуктивном и согласованном планировании жизни; преданности.
Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью прогнозировать будущее семейно-брачное поведение молодежи. Юноши и девушки считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число молодежи указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях, и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность (6. с. 81).