отношение людей к психологическому консультированию
Тема: «Моё отношение к психологическому онлайн консультированию».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Моё отношение к психологическому онлайн консультированию.
Ещё пару лет назад работая в провинциальном техникуме педагогом-психологом, я и в мыслях не могла себе представит, что весь мир потрясёт череда печальных событий, связанных с пандемией. Что чуть не каждая вторая семья потеряет близких родственников или дальних, но все же родственников. Мне пришлось как педагогу-психологу столкнуться с тем, что коллеги просили у меня конкретного совета, как вести себя в период самоизоляции, что советовать родителям наших студентов. Советы можно было давать на первом этапе скудные, по той причине, что никто не знал, как долго продлится это испытание. И сформированных, отработанных советов у моих коллег психологов было мизер.
Но жизнь продолжалась и то, о чем мы смотрели в недавних фильмах фантастики начало воплощаться в жизнь. Надо было каким-то образом проводить родительские собрания, обучать студентов поварскому и слесарному делу и оказывать психологическую поддержку коллегам, студентам, родителям. Я слышала про опыт работы моих коллег в онлайн консультировании и, если честно придавала сомнение качество их работы. Но из каждой сложившейся ситуации человек извлекает для себя что-то полезное. онлайн обучение даётся не всем, как не всем подходит психологическое консультирование в таком формате. Школа, работа, социальные связи дисциплинируют, вносят определенные ритуалы в нашу жизнь. Так и психологическое консультирование онлайн является альтернативой в определенной сложившейся ситуации. Мало того в нашей стране очень мало качественных психологов и психотерапевтов. Если человек в тяжёлым эмоциональном состоянии, не может получить качественную консультацию, например в станице Дундуковкой, да и ментальность сельской местности противоречит общепринятым устоям. Если ты обратился к психологу, то ты псих. И у человека есть техническая возможность обратиться к специалисту онлайн и это ему принесёт реальную пользу. Я буду только «за» такое консультирование. Но хочу с уверенностью сказать, что заменить живое общение онлайн функцией
Тема: Моё отношение к психологическому он-лайн консультированию
Ещё пару лет назад работая в провинциальном техникуме педагогом-психолог, я и в мыслях не могла себе представит, что весь мир потрясёт череда печальных событий, связанных с пандемией. Что чуть не каждая вторая семья потеряет близких или дальних, но все же родственников. Мне пришлось как педагогу психологу столкнуться с тем, что большая часть моих коллег просили у меня конкретного совета, как вести себя в период самоизоляции. Советы можно было давать на первом этапе скудные, по той причине, что никто не знал, как долго продлится это испытание. И сформированных советов у моих коллег было мизер.
Но жизнь продолжалась и то, о чем мы смотрели в недавних фильмах фантастики начало воплощаться в жизнь. Надо было каким-то образом проводить родительские собрания, обучать студентов поварскому и слесарному делу и оказывать психологическую поддержку коллегам, студентам, родителям. Я слышала про опыт работы моих коллег в он-лай консультировании и, если честно придавала сомнение качество их работы. Но из каждой сложившейся ситуации человек извлекает для себя что-то полезное. Моя дочь первая сделала прорыв, начав, обучаться он-лайн в английской школе. Он-лай обучение даётся не всем, как не всем подходит психологическое консультирование в таком формате. Школа, работа, социальные связи дисциплинирует вносит определенные ритуалы в нашу жизнь. Так и психологическое консультирование он-лай является альтернативой в определенной сложившейся ситуации. Мало того в нашей стране очень мало качественных психологов и психотерапевтов и если человек в тяжёлым техническом состояние не может получить качественную консультацию, например в станице Дундуковской, да и ментальность сельской местности противоречит общепринятым устоям. Если ты обратился к психологу, то ты псих. И у человека есть техническая возможность обратиться к специалисту он-лай и это ему принесёт реальную пользу. Я буду только «за» такое консультирование. Но хочу с уверенностью сказать, что заменить живое общение он-лайн опцией не возможно.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Психологическое консультирование: особенности, техники, стадии
Особенности психологического консультирования
Сегодня предусмотрен большой перечень видов и методов психологической помощи для использования менеджерами, управленцами и предпринимателями с целью решения соответствующих психологических проблем. Самыми популярными являются психологические консультации, которые применяются бизнес-организациями с существующими позициями психолога, организованными специализированными психологическими службами, кабинетами психологической разгрузки.
В отличие от психотерапевтической помощи психологические консультации не предполагают глубокого механизма воздействия на личность.
В ходе консультации преимущественно происходит рассмотрение ситуаций межличностного общения, взаимодействия в компании, личных и эмоциональных проблем клиентов.
При анализе разных определений консультирования, можно выделить его основополагающие аспекты:
Психологи, осуществляющие консультацию, должны соблюдать этические принципы, лежащие в основе профессионального психологического воздействия:
Техники и стадии психологического консультирования
Чаще всего длительность психологического консультирования составляет около 1 часа, раз в неделю. В 70% случаев психологические консультации являются разовыми, то есть клиенты приходят лишь один раз. Если же проблема требует более долгой работы, то возможно несколько встреч с клиентом (до 4–6). Если же появляется потребность в более длительной и глубинной работе, то клиент направляется на психотерапевтическую работу.
Алешина предложила следующую структуру психологической консультации::
Техники психологического консультирования представляют собой определенные приемы, которые используются психологом-консультантом для осуществления процедур консультирования на соответствующих стадиях.
Отметим, что основным отличием психологического консультирования от беседы по душам является осознанный, осмысленный выбор необходимых в данный момент техник под контролем профессионально личностной позиции консультанта, включая планирование и управление ими. Профессиональная личностная позиция представляется в виде некоторой личностной структуры, сформированной в ходе профессионализации психолога и интегрирующей совокупность знаний, навыков, умений. В процессе консультирования психологи должны находиться именно в профессиональной личностной позиции (так называемая мета позиция). Это дает возможность одновременного участия в процессе и отслеживания (контроля) происходящего.
Основные техники, которые используются в консультировании:
Целью уточнений является более полный, многоаспектный охват происходящего с человеком, включая связывание фактов и отношений с окружающими.
Голос должен быть не слишком громким, приглушенным, что создает ощущение доверительности, интимности.
Разница в громкости голоса должна происходить в зависимости от изменения состояния клиента.
Рисунок 1. Техники консультирования на соответствующих этапах
Основные проблемы, решаемые в ходе консультирования
Можно выделить несколько проблем, с которыми клиенты обращаются в бизнес-организации:
Сегодня происходит развитие карьерного консультирования. Его цель состоит в помощи людям решить проблемы развития их карьеры, которое состоит из процесса выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Подобное развитие можно представить в виде процесса всей жизни, динамически взаимодействующего с другими ее сторонами. Круг вопросов, которые относятся к карьере, включает в себя (но не ограничивается) исключение нерешительности и неопределенности в ходе выбора, увеличение эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость и др.
Данная классификация считается достаточно условной, поскольку часто психологи действуют на стыке комплекса связанных проблем. например, проблема карьерного развития часто уходит корнями в личностные или межличностные проблемы клиента.
Важно не забывать об ограничениях профессиональной компетентности психологов, используя переадресовку по необходимости. Особенно важно это в случае наличия личностных или эмоциональных проблем. В первом случае может потребоваться переадресовка к психотерапевту, поскольку для решения проблемы необходима глубокая личностная работа., во втором к психотерапевту или психиатру в соответствии с тяжестью состояния и анамнезом.
Отношение людей к психологическому консультированию
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний в той или иной ситуации. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека, которое проверяется по следующей Шкале:
1. Психолог способен быть внимательным (прерывает клиента, пропускает важную информацию).
2. Действия психолога конструктивны (неконструктивны); он разумно старается воздействовать на другого человека («давит» на него).
3. Клиента слышно (слышно очень мало).
4. Ответы клиента соответствуют (не соответствуют) тому, что говорит психолог.
5. Суть задачи клиента понята психологом верно (неверно), через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вносит (не вносит) в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.
6. У психолога есть навыки понимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность (нет этих навыков).
7. Психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности (ценой личностных жертв).
Психологическое воздействие в профессиях «человек —человек» (врач, юрист, журналист, педагог, социолог, социальный работник) часто напоминает процедуру консультирования, так как осуществляется в виде интервью. Но эти интервью отличаются как предметом взаимодействия, так и мерой воздействия на человека и ответственности за него. Психолог несет ответственность за проявление качеств психической жизни клиента.
В психологическом консультировании психолог может опираться на различные теории и методические подходы. Наиболее популярными среди них являются психоанализ (З.Фрейд), индивидуальная психология (А.Адлер), аналитическая психология (К.Юнг), трансактный анализ (Э.Берн), когнитивная терапия (А.Бандура), рационально-эмоциональная терапия (А.Эоллис), гештальттерапия (Ф. Перлз), групповая терапия (К.Роджерс), логотерапия (В.Франкл), психодрама (Дж. Морено). Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи консультирования, область психической реальности, с которой работает психолог, позиции клиента и консультанта.
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Опираясь на определенные принципы и следуя им, психолог-консультант обеспечивает этичность профессиональной деятельности и успешность психологического воздействия (Ю.Е. Алешина).
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Психолог не просто следует общепринятым нормам поведения, а умеет внимательно слушать и оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, старается понять клиента и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Поэтому ни при каком жизненном и профессиональном опыте невозможно дать гарантированный совет. Психолог способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности, а также принятию собственной ответственности за все происходящее.
Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этом правиле клиент предупреждается заранее.
Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением переноса (склонности пациента переносить на консультанта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контрпереноса (склонности психолога проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом). Эти процессы снижают эффективность консультирования.
Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возможны при условиях полного понимания клиентом того, что обсуждается, благоприятной психологической атмосферы и логичности действий консультанта.
Поскольку целью психологического консультирования является оказание помощи клиенту, оно должно помочь человеку в осознании и решении его проблем. Удовлетворенность клиента не всегда однозначно свидетельствует об успехе беседы. Она определяется характером обсуждаемых проблем. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С.Абрамова, цель консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с разных точек зрения.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
· оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
· оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
· информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
· повышение общей психологической грамотности;
· мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
· коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
· выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Результатом консультирования является не столько облегчение эмоционального состояния клиента, сколько перевод локуса его жалобы с других на самого себя. Это означает принятие ответственности клиентом за все происходящее с ним. Стратегия психологического консультирования направлена на понимание и анализ клиентом собственных чувств и поведения; подготовку более глубокого контакта с другим, отношения с которым не складываются, использование его чувств и переживаний как основы восстановления доверительных отношений; планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации.
Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: умение сопереживать, поддерживать, анализировать чувства клиента по отношение к близким людям; способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.
Позиция психолога по отношению к клиенту не является чем-то застывшим. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости менять свою позицию.
«Психологическое консультирование как деятельность»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога
В большинстве зарубежных стран консультирование — это профессия, отдельный род занятий, суть которого в оказании помощи людям в осуществлении выбора и действий в соответствии с ним, освоении способов поведения, которые приведут к решению проблем клиента. На нынешнем этапе развития отечественной психологической практики консультирование — это не профессия, а только часть функциональных обязанностей, одна из разновидностей работы в профессиональной деятельности психолога.
К консультанту люди обращаются за психологической помощью, советом для преодоления трудностей в самых разных ситуациях повседневной жизни. Цель деятельности психолога-консультанта — помочь людям благополучно разрешить жизненные кризисы, повысить их способность решать проблемы и самим принимать решения. К психологу-консультанту часто обращаются по вопросам межличностных отношений, в частности, супружеских, сексуальных, а также отношений с детьми. Ему приходится иметь дело с проблемами взаимоотношений людей в сфере общественной жизни. Психолог помогает людям преодолеть психологические барьеры, развить в себе определенные качества путем соответствующего психологического тренинга.
Психологическая помощь оказывается на основе применения психологических знаний и умений. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания человека, его способность воспринимать психический мир людей шире и на этой основе видеть большее число вариантов поведения в той или иной ситуации. Этим консультирование отличается от психокоррекции и психотерапии, которые направлены на решение глубинных психологических проблем.
в терминологическом отношении полезно различать консультирование как вид деятельности и консультацию как непосредственно консультационную беседу. Консультирование как форма работы профессионального психолога используется в любой сфере, где необходимы психологические знания. Это может быть консультирование в педагогической сфере, в сфере промышленного производства, бизнеса и управления, в сфере проблем здоровья и т.д.
Однако нередко работу психолога-консультанта выделяют в качестве самостоятельной сферы профессиональной деятельности психолога. В отечественной психологии профессия психолога-консультанта еще не стала достаточно распространенной.
В международной практике эта профессиональная специализация утвердилась с 50-х годов XX века. В США в 1951 году Северо-западная конференция рекомендовала наименование «консультативная психология», а в 1952 году была учреждена новая позиция консультирующего психолога — Американская Психологическая Ассоциация изменила наименование специальности «Консультирование и руководство» (которое использовалось также непсихологами) на «Консультативная психология»(цит. по: Меновщиков, 1998, с.4). Важной причиной этого была необходимость отличать консультирование от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.
В то же время психологическое консультирование и психотерапия нередко до сих пор рассматриваются как единая психологическая профессия. В них используются общие психологические идеи и методы. К числу наиболее авторитетных в мире концепций психотерапии и психологического консультирования в настоящее время относятся психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скин-нера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология (С. Гроф, К. Уилбер). Консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разработанные в какой-либо одной психологической школе или комбинировать их самостоятельно при решении конкретных задач психологической помощи клиенту.
Психологи-консультанты могут работать в учреждениях, имеющих психологическую службу или должность психолога в штатном расписании. Некоторые из них занимаются частной практикой, другие работают в частных службах здоровья или в консультационных организациях. Психологи-консультанты могут также наниматься фирмами в сфере бизнеса.
Виды ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Основной метод консультирования — беседа, построенная определенным образом. Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосрочным и может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом.
Психологи-консультанты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование.
Индивидуальное консультирование — это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жизненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-консультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведе ния и межличностных отношений, которые стали источником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощрении выражения подавленных эмоций в психотерапевтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, консультирование по проблемам профес сиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.
С целью решения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называ емая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.
Консультации могут быть очными или анонимными Традиционные консультации проходят в процессе непосредственной встречи консультанта и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно распространенным стал «телефон доверия» как форма анонимной психологической помощи и консультирования (Моховиков, 1999). Консультация по «телефону доверия» обеспечивает оперативность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризуется неявностью оказываемой помощи и позволяет человеку, обратившемуся к психологу, избежать роли «пациента», в которой, по мнению некоторых, они находятся при очном консультировании
Консультирование по телефону достаточно привлекательно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему анонимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительности способствует и то что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в определенном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы Именно по «телефону доверия» клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений (Рабочая книгам, 1996, с.75).
Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент легко закончить разговор — для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации значительно сложнее. Возможность управлять контактом крайне привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопасности. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени (Рабо чая книга. 1996, с.75).
Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте, что повышает эффективность психологического взаимодействия. В свою очередь, консультанту не приходится преодолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь (Рабочая к нига. 1996, с.76).
Порой используется и такой метод заочного консультирования как консультативная переписка. Необходимость такой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки «телефона доверия» или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиенты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в места лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, психотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь (Меновщиков, 1998, с.90).
Профессиональная компетентность психолога-консультанта
Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои жизненные сложности со стороны, обсудить с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником трудностей. Обычно они не осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней, изменить установку на других людей и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. В то же время позиция психолога должна внушать реалистический оптимизм.
Психолог-консультант не должен давать прямых советов и рекомендаций, поскольку в этом случае он берет ответственность за происходящее на себя. Для развития личности консультируемого важно, чтобы он осознавал и про являл личную ответственность и сам принимал решения.
Взаимодействие на равных — оптимальный вариант в консультировании. Во время консультации клиент чувствует себя полноправным партнером психолога. В этом случае он активно работает и принимает на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, го воря о чем-то с уверенностью и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.
Одна из распространенных ошибок практических психологов — взаимодействие «сверху вниз», позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком «правильной, хорошей» жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие, как правильные или неправильные. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать, исходя из житейской психологии.
Обращение к психологу-консультанту часто связано с использованием понятия нормы — возрастного психического развития или нормы поведения личности. «Я не такой, как все. » — эта мысль содержится в явном или неявном виде в словах клиента, обратившегося за консультацией. Человек обычно хочет сопоставления себя с другими людьми, хочет найти свое место в мире людей, обрести свою самобытность. Психолог-консультант с помощью своих знаний и умений помогает ему найти свою индивидуальность. При этом важно, чтобы консультант ориентировался не на социально принятые нормы, а на ценности, жизненные принципы и идеалы самого клиента. Человек в процессе консультации должен быть максим ально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом, чувствовать себя комфортно, видеть доброжелательное и безоценочное отношение к себе.
Психолог-консультант не занимается постановкой диа гноза. Если в процессе консультации выясняется необхо димость диагностической работы, то она проводится в специально назначенное время.
Рассмотрим наиболее типичные проблемы, с которыми обращаются к психологу клиенты.
Первый тип проблем — ожидание социальных или нрав ственных оценок по шкале «правильно — неправильно», «хорошо — плохо». В прямом виде эти переживания в сло вах клиента могут быть сформулированы следующим образом: «Проверьте меня, нормальный ли я. «; «Это же плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался с первого раза»; «Нельзя же его все время хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего. » и т.п. Аналогичны запросы клиента по нравственным критериям добра и зла. В этих случаях полезно изменение системы оценок в процессе консультации, которое позволит человеку расширить свои представления о себе. Важно показать клиен ту ограниченность шкалы «хорошо—плохо».
Второй тип проблем — вопросы «Как поступить?»; «Что делать?» Задача психолога — не принимать решения за клиента, а помочь понять психологическую сущность его проблемы и на этой основе клиент сам должен принять решение.
Только третий тип проблем может быть назван собственно психологическими задачами. Вопрос касается значения того или иного факта, поступка, переживания. «Как понять? Что это значит?» и т.д. В практике работы таких клиентов встречается немного. Чаще ставятся задачи двух первых типов; дело психолога-консультанта — помочь человеку переформулировать их в задачи психологические.
Консультирование — достаточно сложный вид профессиональной деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя. Несмотря на то, что клиент сам обращается за помощью к консультанту, он нередко противится изменениям. Это может быть связано с отсутствием у человека убежденности в необходимости изменений, насаждаемых извне, страхом перед неизвестностью и возможной неудачей, нежеланием нарушать сложившийся стереотип поведения, отсутствием доверия к консультанту. Обращаясь за консультацией, клиенты часто подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных проблем. Для них характерны жалобы типа: «Мы с мужем постоянно ругаемся» или «Жена ревнует меня безо всякого повода».
Однако порой человек при обращении за консультацией осознает роль личных качеств и говорит о своих проблемах: «Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа» или «Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее без всякого повода». Это может дать основу для конструктивной работы клиента над собой.
Профессиональными качествами психолога-консультанта должны быть наблюдательность и понимание клиента. В процессе беседы консультант внимательно слушает, а также наблюдает за поведением консультируемого. Смысл речевого высказывания, а также другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жестикуляции, позе человека. Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента. Это одно из необходимых профессиональных качеств психолога-консультанта.
Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведения, полученные от клиента, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.
Умение встать на позиции пришедшего на прием человека должно сочетаться у консультанта с умением сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки. В своей деятельности консультанту важно разграничить личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной жизни , внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом, на его ситуацию.
При этом следует иметь в виду, что клиент порой склонен переносить на консультанта отношения с другими людьми. Это может осложнить процесс консультирования возникновением конфликтов или слишком близких отношений. Тесные личные отношения между консультантом и клиентом приводят к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.
Некоторые клиенты проявляют склонность манипулировать психологом, то есть эксплуатировать его для достижения каких-либо своих психологических целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение своей жертвенной судьбы. Извест ный американский психолог Эверетт Шостром в своей книге «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» описал такие типы. Профессионализм психолога должен проявиться в том, чтобы распознать манипулятора и изменить его манипулятивную позицию на позицию конструктивного взаимодействия.
Основные ошибки начинающих психологов при проведении консультационной беседы:
отсутствие необходимого психологического контакта, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;
переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;
жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;
мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется;
создаются препятствия для разъяснения и обоснования клиентом своей точки зрения;
постановка клиенту прямых вопросов («в лоб») при неясных мотивах беседы (Рабочая книга. 1996, с. 74)
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест. 1993.
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998.
Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, 1994.
Рабочая книга практического психолога: Технология эф фективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Деркач. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.
Розин М.В. Размышление о «теологической психологии» // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 63—69.
Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121 — 127.