отношение к женщине в древности

Воительницы и охотницы: какими были гендерные роли в древности

На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Читайте «Хайтек» в

Вдохновение для «Мулан»

В мае выяснилось, что археологи нашли в Монголии останки двух древних женщин-воительниц, чьи скелеты указывают на то, что они успешно практиковались в стрельбе из лука и верховой езде.

отношение к женщине в древности. XjU4wad3kPF2AT24tS7PsM. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-XjU4wad3kPF2AT24tS7PsM. картинка отношение к женщине в древности. картинка XjU4wad3kPF2AT24tS7PsM. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

По словам исследователей, эти две женщины жили в период Сяньбэй (147–552 гг. н. э.), период политической раздробленности и беспорядков, которые привели к появлению «Баллады о Мулан». Возможно, эти женщины были такими спортивными, потому что они защищали свои дома и территории наравне с мужчинами, предполагают исследователи Кристин Ли и Яхайра Гонсалес, биоархеологи из Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе.

Современные монголы до сих пор считают, что Мулан не китайская воительница, она была монголкой из Сяньби — древнемонгольские племени кочевников, которые жили на территории Внутренней Монголии.

В балладе Мулан описывается как служащая «хану» (термин чаще применяется в контексте истории монголов), а в Китае в то время не было военной службы, подчеркивают исследователи. Так что, возможно, именно монгольские женщины-воительницы и вдохновили древних на «Балладу о Мулан». Остатки скелетов монгольских женщин показали, что они были опытными лучниками и всадниками и, похоже, сражались вместе и наравне с мужчинами.

Останки двух женщин-воинов найдены во время раскопок кладбища на археологическом участке Айрагийн Гозгор в провинции Орхон на севере Монголии.

Сильная охотница на крупную дичь

Исследование, опубликованное в ноябре предполагает, что женщины в древней Америке охотились на крупную дичь так же часто, как и мужчины.

отношение к женщине в древности. BeFGWt7tLPdPbCZ4irP3ua. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-BeFGWt7tLPdPbCZ4irP3ua. картинка отношение к женщине в древности. картинка BeFGWt7tLPdPbCZ4irP3ua. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Новое открытие сильно контрастирует с общепринятой историей «мужчин-охотников» и «женщин-собирательниц». Согласно старой теории, древние мужчины охотились на крупную дичь, а женщины собирали травы и растения. Но недавно обнаруженное захоронение женщины-охотницы возрастом 9 000 лет и анализ захоронений других охотников позволяют предположить, что первые женщины в древней Америке охотились на крупную дичь так же часто, как и мужчины.

«Эти результаты подчеркивают идею о том, что гендерные роли, которые мы воспринимаем как должное в современном обществе — или которые многие принимают как должное, — могут не быть истиной в последней инстанции», — подчеркивает ведущий автор исследования Рэнди Хаас, доцент кафедры антропологии в Калифорнийском университете в Дэвисе.

отношение к женщине в древности. EB6XZY. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-EB6XZY. картинка отношение к женщине в древности. картинка EB6XZY. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Королева-воительница майя и ее Великая белая дорога

Лазерное сканирование Великой белой дороги, проведенное с воздуха в Мексике, доказало, что древний народ майя был цивилизацией искусных строителей. Ее строительство приходится на тот период времени, когда в городе Коба правила женщина-воительница, могущественная королева по имени К’авил Аджо. По словам ведущего автора исследования Трейси Ардрен, скорее всего, именно эта правительница приказала построить дорогу в VII веке нашей эры. Коба был в свое время одним из самых могущественных городов древнего мира майя.

В последние годы археологи все активнее используют новую технологию, которая называется лидар. Это устройство при помощи лазера позволяет «заглянуть» сквозь густые джунгли и даже под поверхность земли. Ученые из Университета Майами в США использовали ее, чтобы изучить Великую белую дорогу Майя. После обнаружения в 1930-х годах ее тщательно изучают ученые и все чаще называю настоящим инженерным чудом. Она соединяла древние города Коба и Яксуна на полуострове Юкатан. Считается, что дорога была построена 13 веков назад. Протяженность этого «каменного шоссе» составляет 100 км. Это самая длинная дорога, построенная майя.

отношение к женщине в древности. Doroga majia d 850. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-Doroga majia d 850. картинка отношение к женщине в древности. картинка Doroga majia d 850. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Вдоль дороги были установлены камни с вырезанными на них сценами. Например, на рисунках изображены воины, которые ведут по Великой белой дороге своих пленников. Некоторых пленников топчут ногами правители. Подобные гравюры подтолкнули ученых к выводу, что дорога была построена ради достижения военных целей.

отношение к женщине в древности. 2eecded83a3915a0b62e247d99030741. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-2eecded83a3915a0b62e247d99030741. картинка отношение к женщине в древности. картинка 2eecded83a3915a0b62e247d99030741. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Вероятно, К’авил Аджо вынашивала планы по покорению соседнего, менее крупного города Яксуна, который занимал стратегически важное положение. В то время набирала силу империя Чичен-Ица, и правители Кобы старались сделать все возможное для отражения ее атак.

К’авил Аджо была одной из самых могущественных и воинственных правительниц древнего города Коба, заключает археолог Трэвис Стэнтон из Калифорнийского университета в Риверсайде.

Знатная дворянка в древнем Китае предпочитала поло

В марте ученые сообщили, что нашли в могиле богатой и влиятельной женщины, умершей в Сиане более 2 000 лет назад, первые доказательства того, что дворяне имперского Китая играли в поло на ослах.

Женщина по имени Цуй Ши была похоронена вместе со своими «скакунами», возможно, для того, чтобы она «продолжила играть в поло в загробной жизни», сообщают археологи в новом исследовании. Гробница Цуй Ши была разграблена до того, как была обнаружена, и воры забрали с собой большую часть погребальных артефактов. Однако кости животных, которые были похоронены рядом с дворянкой, остались в сохранности.

отношение к женщине в древности. %D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA 6. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA 6. картинка отношение к женщине в древности. картинка %D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA 6. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Записи периода времени династии Тан (618–907 гг. е. э.) доказывают, что поло было популярно среди высших слоев императорского Китая, несмотря на опасность игры. В одном историческом отчете отмечается, что муж Цуй Ши не был столь умелым в этом виде спорта. Во время одного из матчей он потерял глаз.

Древняя женщина-воин Сибири

отношение к женщине в древности. 1da31a716f96c46f9f3dd53bf4a1fc1e. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-1da31a716f96c46f9f3dd53bf4a1fc1e. картинка отношение к женщине в древности. картинка 1da31a716f96c46f9f3dd53bf4a1fc1e. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Напомним, тагарская культура — археологическая культура эпохи бронзы и железа, названа по топониму — острову Тагарскому на реке Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

отношение к женщине в древности. . отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-. картинка отношение к женщине в древности. картинка . На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Тагарская культура, часть скифской цивилизации (кочевые воины, жившие на территории нынешней южной Сибири), часто хоронила своих мертвецов с миниатюрными версиями реальных предметов, вероятно, символизирующих имущество, которое, по их мнению, было необходимо владельцам в загробной жизни. Однако в данном случае покойные были похоронены вместе с предметами в натуральную величину, подчеркивают археологи.

Группа из Института археологии и этнографии обнаружила захоронение в южной части Хакасии, регионе в Сибири, перед началом строительных работ на железной дороге.

отношение к женщине в древности. . отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-. картинка отношение к женщине в древности. картинка . На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Источник

Эволюция ухаживания за девушками

отношение к женщине в древности. Vljubljonnaja para s gitaroj. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-Vljubljonnaja para s gitaroj. картинка отношение к женщине в древности. картинка Vljubljonnaja para s gitaroj. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Девушка жалуется, что раньше за женщинами ухаживали красивее, чем теперь, мужчины скучны и однообразны? Прочти статью и объясни, как она не права. Какое счастье, что она живёт сейчас, как несладко жилось её пра-пра-прабабушкам почти в любые времена.

Первобытное общество

Это время не жизни, а выживания, время охотников-мужчин и собирателей-женщин. Никто не знает точно, как ухаживали тогда за девушками. Нет письменных свидетельств, лишь находки археологов расскажут, как жили тогда люди.

Девушки доисторического общества

Девушки ценились не за красоту — за способность к деторождению. Посмотри на палеолитических венер — поймёшь, какие девушки ценились в те времена. Их красота в абсолютной натуральности.

отношение к женщине в древности. Primer paleoliticheskoj venery. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-Primer paleoliticheskoj venery. картинка отношение к женщине в древности. картинка Primer paleoliticheskoj venery. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.Палеолитическая красота

Не было салонов красоты, расчёсывались девушки пятернёй. Одежда сплошь натуральная, из меха пойманных животных (плохо выделанного). Всё ухаживание сводилось, скорее всего, к короткому процессу «где сгрёб, там и …поухаживал».

Пошли-ка дальше.

Древний мир

Древний мир — эпоха примерно с 3000 года до нашей эры до середины I в. н. э.

Античность

Древняя Греция не хвасталась любовью к женщинам. Они занимались хозяйством. Подчинённость мужчине полная. Философы и мыслители писали труды о несовершенстве женщин. Особо выделился Семонид Амогросский. Его поэма о женщинах наполнена ядовитой критикой женщин вообще, и разбором их плохих качеств в частности. Гесиод указывал: «доверять женщине то же, что доверять вору».

Женщины Древнего Рима

Древний Рим женщин делил на две части. Были «матроны» — хранительницы семейного очага, и свободные женщины. За первыми особого смысла ухаживать не было — собрался взять её в жёны, только опекуны дадут разрешение, желание девушки значения не имело. Вторые были свободными от чьей-то опеки, могли распоряжаться собой, как хотели.

Древний Рим давал женщинам неслыханную для греков свободу — ездили в гости, появлялись на мероприятиях и увеселениях.

Овидий в своей «Науке любви» давал подробные советы, где и как можно встретиться с предметом страсть, как дать ей понять, что ты влюблён.

«Пер­вое дело твое, новобранец Вене­ри­ной рати,
Встретить желанный предмет, выбрать, кого полюбить.
Дело второе — добиться любви у той, кого выбрал;
Третье — надолго суметь эту любовь уберечь».

Варварская периферия

Оставим Европу, ринемся в наше Причерноморье. Скифы, легендарные амазонки — романтика.

Девчонки наравне с парнями учились скакать на конях, пользоваться луком, мечом. Охота для них обычное дело, при нападении врага скифские девушки давали нехилый отпор. Парню надо было хорошо подумать, как сообщить девушке о нежных чувствах. Иначе можно было получить в зубы. Рука у привыкших трудиться девиц была тяжёлая.

отношение к женщине в древности. Devushka voin. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-Devushka voin. картинка отношение к женщине в древности. картинка Devushka voin. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

У савроматов девушка, ежели верить Геродоту, не могла выйти замуж, пока не убьёт врага (другие античные авторы называют трёх убитых врагов). Так что принимать ухаживания деве было недосуг. Ухаживать слишком грубо за отчаянными девицами было опасно для жизни.

Средние века

Средневековье у большинства ассоциируется с рыцарством. Ну, рыцарь без страха и упрёка, галантный кавалер, учтивость, защита и прочие прелести.

Разочаруй свою девчонку. Пусть у тебя нет доспехов (прикида Brioni, ты не носишь шмотки от Dior Homme), не имеешь белого коня (красного Ferrari или чёрного Bentley). Но ты каждый день чистишь зубы и принимаешь душ — рыцари не имели желания, а часто и возможности соблюдать личную гигиену. Многие носили бороды, а в бородах водилась мелкая фауна. К тому же частые эпидемии оспы навсегда оставляли следы на лицах рыцарей — и на лицах женщин.

Европа

Галантность рыцарей вошла в поговорку, но нет счёта изнасилованным простолюдинкам. К простолюдинкам законы куртуазности не относились. Рыцарские турниры? Обычные военные сборы и тренировки в условиях, приближённым к боевым. За победу в парном поединке, кстати, рыцарь имел возможность забрать вооружение, доспехи и лошадь побеждённого, а стоили они дорого.

отношение к женщине в древности. Muzhchina i zhenshhina v istoricheskih. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-Muzhchina i zhenshhina v istoricheskih. картинка отношение к женщине в древности. картинка Muzhchina i zhenshhina v istoricheskih. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

XIII век сделал дам покровительницами турниров — рыцарь мог получить от дамы ленту или шарф, а в случае победы провозгласить её прекраснейшей дамой. Приятно; муж, если таковой имелся, гордился женой.

Без турниров знатные дамы сидели в своих замках, и встречались с мужчинами под бдительным приглядом нянек и мамок. Максимум, на что мог рассчитывать рыцарь в попытке ухаживания — увидеть башмачок или коснуться рукой девицы. У простолюдинок было проще, девчонкам никто не мешал вечерком выбежать к милому, принять ухаживания.

Азия велика. Тут с ухаживаниями тоже не особо радостно.

Китай

Женщин познатнее с младенчества (по канонам китайской красоты) увечили. Девочка в пелёнках, ей с рождения туго завязывают ступни, чтобы не росли, как лапти, а оставались крохотными. Вот и оставались крохотными (от 7 до 10 см. в длину) ступнями. Почти неспособные ходить самостоятельно. Не побежишь на свидание, чтоб поухаживал хороший парень. Потому сидели дома, под бдительным оком родителей, а потом и мужа. Никаких ухаживаний.

Индия

Существование кастового различия в Индии резко сужало возможности для ухаживаний. Девушка не твоей касты? Проходи, не задерживайся. Абсолютно исключены попытки ухаживания, нежные взгляды, телесный контакт (за ручку не брать!). Кстати, до сих пор традиционно (не официально) запрещены браки между представителями разных каст. Не позволят родители, родственники, не примет общественность.

Но любовную науку индийцы понимали так хорошо, что трактат «Камасутра» и сейчас пользуется интересом. Не тот, настоящий, а результаты многочисленных переписываний, со вставками переписчика и более похожие на порножурнал с деловитыми описаниями поз. Настоящую «Камасутру» написал брахман Ватсьяяна Малланага примерно в III–IV в. нашей эры. В нём подробно (9 глав!) описано, как и каким образом ухаживать за девушками, как постепенно подойти к самому «божественному единению» и каким требованиям должна удовлетворять идеальная девушка и жена.

Средняя Азия

Здесь ухаживали не лучше. Девы из знатных семей сидели по домам, ухаживание не было дозволено. Кого сговорят в мужья, за того и пойдешь. Простолюдинки побогаче не имели возможности встречаться с мужчинами — для уличных дел были слуги. Даже самые бедные старались не выпускать девушек за пределы двора. Здесь максимум ухаживаний — поджидать ту, что понравилась, за оградой (иногда часами) и подозвать, а уж если подошла… Ты мог прочесть стихи о её луноподобном лице, глазах, как у серны и прочих достоинствах. Через несколько свиданий она позволит тебе взять её за руку. Вешать лапшу на уши девушке азиаты умели непревзойденно. Их любовная лирика — огонь и слёзы; много девичьих сердец растопили и разожгли строки восточной лирики.

Ренессанс — эпоха Возрождения.

Эта эпоха заканчивает Средневековье и подводит к Новому времени. На смену смирению и аскезе Средневековья приходит понятие о высшей ценности человека, расцвет искусств, любовь к красоте и женщине, как её высшему проявлению. Любовные сонеты Петрарки дали возможность мужчинам (пусть чужими словами) выразить любовь к прекрасной даме. Дали свободу ухаживаний – почитай на досуге «Декамерон», сам убедишься.

Новое время

По разным классификациям новое время начинается (самое раннее) с середины XV века, продолжалось до 1918 года — так решили историки.

События в Новом мире неслись галопом. В это противоречивое время с расцветом Ренессанса, светской культуры и науки соседствовал разгул инквизиции, множество локальных войн.

Ведьмы и еретики

К концу XV века в Европе запылали костры инквизиции. Любая женщина была в опасности в те времена. Не ответила на ухаживания — можешь попасть на костёр, по жалобе обиженного «Она меня приворожила!».

Историки подсчитали: около 200 000 человек (большинство — женщины) было сожжено с XV по XVII век.

В России инквизиции не было. Но ведьмовство и чёрную магию не приветствовали, и наказывали за богопротивные дела. Жгли редко; могли сослать в монастырь, крепко побить палками и (редко) закопать в землю живьём.

Именно отсутствием инквизиции, считают некоторые генетики, объясняется такое количество красивых женщин в России. Генофонд женской красоты наши мужчины сохранили. Европейцы — нет.

Золотой век фавориток

Куртуазность при дворах монархов очень привлекательна для женщин. Их любили, ими восхищались. Самые красивые и умные женщины делали политику руками их возлюбленных королей. Но положение было шатким. Понравится королю новенькая фрейлина королевы — ты уже не фаворитка. В лучшем случае сошлют из Парижа в отдаленный замок, угасай там с тоски.

На простолюдинок галантность не распространялось. Это слуги, смерды, чернь — грязь под ногами. Даже мужчины, о бедных женщинах и говорить страшно.

Новейшее время

Тут и времени всего ничего. С 1918 г. до сегодняшнего дня. Некоторые учёные предлагают начать отсчёт с конца второй Мировой войны.

Мир меняется с головокружительной быстротой. А с ним люди, любовные отношения и ухаживания за девушками тоже. Давно ли девственность была почти непременным требованием при женитьбе, а сейчас мало кто потребует от невесты девственности (многие ли вспомнят, что это такое вообще).

отношение к женщине в древности. Biznesmen i seksualnaja sekretarsha 1960 godov. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-Biznesmen i seksualnaja sekretarsha 1960 godov. картинка отношение к женщине в древности. картинка Biznesmen i seksualnaja sekretarsha 1960 godov. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Вывод

Женщины и девушки должны благодарить судьбу, что живут в настоящее время.

Вот аргументы:

Источник

10 исторических фактов, доказывающих, что жизнь женщин была сущим адом

С начала времен мужчины правили миром и считались главными во всем, а женщинам приходилось бороться не только за место под солнцем, но и за свою жизнь.

И сейчас речь не о том, что женщины не могли голосовать и получали меньше, чем мужчины. Несколько веков назад жизнь женщины была скорее похожа на непрекращающийся фильм ужасов наяву.

1. Новорожденных девочек часто оставляли умирать.

В древних Афинах новорожденных девочек относили в дикие леса и оставляли там умирать с голоду. Воспитание девочки было слишком затратным, поэтому родители предпочитали избавиться от обузы. Однако римские философы писали, что даже если девочка рождалась в богатой семье – это не было гарантией, что она останется в живых.

Даже в Древнем Египте, где по сравнению с другими странами у женщин было больше всего прав, существовали такие практики.

2. Мужчины обходили стороной женщин во время менструации.

Римский философ Плиний Старший писал: «Женщина в эти дни способна заставить молоко прокиснуть». Он предполагал, что женщина в таком состоянии могла умерщвлять все живое взглядом.

В Египте женщины в эти дни уходили в специально построенное для них место, куда больше никто не мог входить.

А израильтяне отказывались прикасаться к женщинам и к предметам, которых они касались в дни их цикла.

Аборигены Папуа считали, что если мужчина прикоснётся к женщине в эти дни, то «его кровь станет чёрной, а разум помутнеет», и это приведёт к медленной смерти.

3. Потеря девственности каралась смертным приговором.

В Афинах если отец узнал, что его дочь потеряла невинность до брака, мог законно продать ее в рабство. В Самоа, чтобы убедиться, что девушка была «чиста» до свадьбы, существовал обычай, согласно которому муж должен был во время первой брачной ночи разорвать пальцами девственную плеву своей жены на глазах у всех гостей.

В Риме, если жрица богини Весты теряла девственность до 30 лет, ее закапывали заживо. А в Древнем Израиле любую девушку, лишившуюся невинности до брака могли прилюдно закидать камнями.

Женщины таких профессий как актрисы, официантки не могли обвинить мужчину в изнасиловании вне зависимости от того, что с ними произошло.

В Средние Века Святой Августин был признан прогрессивным умом за предположение, что женщины сами тайно наслаждаются процессом изнасилования.

5. Невест часто похищали.

В некоторых частях Китая мужчины похищали невест до 1940-х годов. В Японии последний случай похищения невесты произошел в 1959 году. В Ирландии данная проблема была распространена в 1800-х годах. Даже в Библии есть истории о мужчинах, вырезавших целые деревни и забиравших девственниц в жены.

6. Женщин заставляли убивать своих детей.

7. Женщинам не позволяли разговаривать.

В Древней Греции и Риме женщинам было запрещено покидать дом без сопровождения мужчины. Если в дом приходили гости, им не позволялось разговаривать или садиться за общий стол – они не должны были беспокоить мужчин своим присутствием.

В Дании непокорных женщин, которые спорили или открыто выражали свое мнение, запирали в «скрипке мегеры». Это была деревянная ловушка в форме скрипки, связывавшая руки и лицо женщины.

Но дальше всего зашли англичане. Они заставляли сварливых женщин носить металлическую маску позора с острыми зубьями и звенящим колокольчиком, чтобы все знали, что они посмели на что-либо жаловаться.

8. Изменщиц пытали до смерти.

9. Жизнь женщины зависела от жизни ее мужа.

В Индии вплоть до XIX века женщина, потерявшая супруга, должна была отправиться вслед за мужем на погребальный костер.

Во время войны они делали это ещё до того, как узнавали, что их супруги погибли. Если вражеская осада затягивалась надолго, все женщины поселения сжигали себя заживо вместе с детьми прямо на глазах у собственных мужей. Наутро мужчины обмазывались пеплом своих жён и шли на войну.

10. Женщины подвергались несправедливому отношению к себе с начала времен.

Доисторические останки людей, обнаруженные археологами в Африке, говорят о том, что мужчины проживали в одном месте всю свою жизнь, а женщины, по всей видимости, были не местными. Это означает, что даже пещерные люди практиковали браки по одностороннему согласию и силой заставляли покидать родные дома женщин, которых хотели взять в жёны.

Источник

Женщина и мужчина: отношения сквозь века

«В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Ин. 4:27)

Приблизительное время чтения: 30 мин.

В одной замечательной книжке очень верно подмечено, что большая часть литературы написана либо об отношениях человека с Богом, либо о любви мужчины и женщины, которая тоже как бы является продолжением того, что Бог есть Любовь. Одно это придает взаимоотношениям мужчины и женщины «особый статус», поднимает их над мирской суетой и выделяет из мира природы.

Вместе с тем, именно эти отношения проще всего опошлить, исказить, разрушить. А ведь так важно, чтобы в отношениях мужчины и женщины существовала бы гармония. Мы предлагаем вашему вниманию статью, в которой сделана попытка осмыслить развитие взаимоотношений мужчины и женщины в истории.

Недавно мне пришлось разговаривать со своей бывшей студенткой, которую я не видел несколько лет. Рассказывая о своем житье-бытье, она вдруг произнесла: «Два года просидела с ребенком, на работу не выходила. Так стыдно! Надо срочно чем-то заняться!» Эти слова довольно точно передают царящие в современном мире умонастроения. Умонастроения новые, ставящие многие вещи с ног на голову. Материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления. Подобные изменения не могут не затронуть и мужчин, и семью, и общество в целом.

Проще всего занять крайние позиции: попытаться отмахнуться от современных изменений, призывая вернуться к идеалу «Домостроя», либо, напротив, не раздумывая и не сомневаясь, отдаться «духу времени», не пытаясь разобраться, откуда он дует и куда вынесет. А разобраться, наверное, все же стоит. Хотя бы потому, что в конечном итоге цена всех подобных перемен — это разрушенные или, наоборот, налаженные человеческие взаимоотношения. И здесь, чтобы лучше понять настоящее и оценить будущее, стоит заглянуть в прошлое. Действительно, прежде, чем окончательно решать, что плохо, а что хорошо, а также определиться с тем, кто виноват и что делать, давайте попробуем разобраться в том, как было и как все менялось. Конечно, разрешить в одной статье проблему «мужчина-женщина» — все равно, что объять необъятное. Поэтому автор не претендует на какое-то окончательное решение вопроса, а просто предлагает читателю свои размышления, основанные на изучении различных религий и культур.

А был ли матриархат-то?

Большинство известных нам древних культур — культуры патриархальные, т.е. такие, в которых мужчина занимал господствующее положение в семье, роде, государстве.

Что же касается матриархата — общественного устройства, в котором главенствующее положение занимает женщина, то на сегодняшний день представления о существовавшем когда-то «царстве женщин» многие ученые считают явным анахронизмом.

По мнению других специалистов, существование в давние времена матриархата подтверждается некоторыми мифологическими сказаниями. Прежде всего речь идет о встречающемся во многих древних культурах почитании женского божества — великой богини-матери, какой была, например, древнеегипетская Исида, или «женской триады» (праматерь — женщина — дочь), которая встречается в греческой мифологии (Рея, Деметра и Персефона).

Трудно сказать, насколько правомочно подобное обобщение этого текста, однако вполне очевидно, что библейский рассказ о сотворении человека не дает никаких оснований для устоявшихся на бытовом уровне представлений об изначально бесправном положении женщины. Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра — единственной кости, в которой нет мозга. Однако шутка эта вряд ли отличается особым остроумием. Остроумие — это ведь острота ума, а умному, образованному человеку пристало бы знать, что древнееврейское слово «цела», которое в русской Библии переведено как «ребро», означает не только «ребро», но и «часть», «грань». В данном конкретном случае — эмоционально-чувственную грань, более тонкую душевную организацию, которая отличает прежде всего женщину. Поэтому с помощью данного примера можно доказывать не столько превосходство мужчины, сколько обратное. Даже факт создания женщины вызван тем, что само по себе существование первого человека не является еще законченностью творения; нет пока полной гармонии: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18).

Потом с первыми людьми, согласно библейскому повествованию, происходит трагедия. Не поверив Богу, Адам и жена совершили поступок, исказивший их первоначальную, естественную природу: стали смертными и попали в глубокую, непреодолимую зависимость от греха. Результатом грехопадения стал не только разрыв человека с Богом, но и изменение во взаимоотношениях мужчины и женщины. Эмоционально-чувственная женщина первой поддалась на призыв соблазнителя и, искусившись, повлекла за собой и мужчину. Равновесие было нарушено, мужчина получил над женщиной власть, которая, вполне вероятно, ранее ему не принадлежала. По мнению диакона Андрей Кураева, окончательное верховенство мужа над женой появляется только после грехопадения, о чем свидетельствует факт наречения имени жене — Ева. Православный богослов справедливо замечает, что наречение имени есть властный акт, дающий имя должен иметь на это право. Поэтому неслучайно наречение имени происходит после грехопадения. [3] По существовавшему в древних культурах обычаю, нарекающий имя, во-первых, уже обладает властью, а во-вторых, становясь тем, кто дает имя, получает дополнительную власть. Так сбывается Божье повеление: «И к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:10).

отношение к женщине в древности. manwoman l 2. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-manwoman l 2. картинка отношение к женщине в древности. картинка manwoman l 2. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Соответственно, уничтожение брачных отношений «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19:6) — есть, напротив, противоестественный, разрушающий норму поступок. И это не просто слова из старой умной книжки, а самая настоящая реальность: любое прекращение брачных отношений, развод, есть разрыв живой ткани бытия, болезненное уничтожение той «плоти единой», которой стали мужчина и женщина в браке.

Итак, библейский рассказ говорит нам об изменившихся взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. В новом типе отношений женщина занимает положение подчиненное. Для тех, кто любит обвинять христианство в том, что сформированная им культура исходит их нормативного бесправия женщины, замечу, что, по Библии, новое состояние жены не есть христианская модель взаимоотношений между полами. Напротив, все это стало возможным после грехопадения и из-за него. И эта модель должна быть преодолена, как должно быть преодолено само падшее состояние человечества. Бог не оставляет людей, которые уже не могут находиться в Эдеме: «потерянный рай» не становится навсегда потерянным, так как людям сразу же дается обетование о будущем Спасителе, о том, что Семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15).

Можно соглашаться или не соглашаться с библейской интерпретацией человеческой истории и смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но факт остается фактом: известное нам древнее традиционное общество это общество патриархальное, в котором царит женское бесправие.

Царство мужчин

В древние времена женское начало в большинстве культур считалось началом темным, губительным, искушающим. Напомню, что слово «искушение» звучит усладительно лишь для современного человека, задавленного тяжестью рекламных роликов на темы «искушение вкусом», «секрет обольщения» и т. д. Для большинства традиционных культур искушение — это когда плохо, это то, что сбивает с истинного пути.

В древнем мире женщина — всегда источник соблазнов. Японская пословица гласит: «Красавица — это меч, разрубающий жизнь». Этой мысли вторит древнееврейский мудрец Екклесиаст: «И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы» (Екк. 7:26).

В ветхозаветном обществе, описывающем состояние человека после грехопадения, положение женщины изображается как двойственное. С одной стороны, женщина находится на «вторых ролях». Она практически исключена из общественной жизни и во всем подчинена мужчине. В вопросах взаимоотношений с мужчинами ей, как правило, отводится роль пассивной стороны. Эта традиция сохраняется и в средневековом иудаизме. [8] Так, например, если женщина в традиционных утренних молитвах должна возносить хвалу Господу за то, что Он создал ее по Своей воле, то мужчина — за то, что Бог не создал его женщиной. С другой стороны, большим уважением пользуется женщина-мать (супруга, сестра) как хранительница очага и воспитательница детей. Правда, исполнение этих функций не вменяется в заслугу, а является обязанностью. Женщина обречена страдать, в муках производя на свет детей (Быт. 3:16), но в этом же (деторождении) полагается и ее спасение, и спасение всего человечества, так как семя жены поразит главу змея.

Именно поэтому рождение и воспитание детей является принципиально важным и значимым для женщины. В деторождении Ветхий Завет усматривает не столько биологическую функцию продления рода, сколько религиозную, спасительную функцию: от нее может произойти на свет Мессия, который восстановит райское состояние человека. Такая функция женщины, естественно, определяет во многом и отношение к ней.

Конечно, несмотря на столь высокое понимание предназначения женщины в ветхозаветной традиции, было бы неверно говорить о равноправном положении полов. Однако в других древних культурах, основанием которых стала не монотеистическая традиция иудаизма, положение женщины еще более бесправно. [9]

О каких-то иных правах женщины говорить вовсе не приходится. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), мужчина имел неограниченную власть над членами своей семьи. Несмотря на то, что какие-то права у женщины были, по большому счету она являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись — все делалось только через опекуна. К людям («авилумам» [11] ) приравнивались только женщины-жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений. [12]

Итак, языческие культуры смотрят на брак по-иному. И здесь религия определяет культуру, определяет ценности и положение женщины. Кому-то может показаться странным, однако ни Древняя Греция, ни Древний Рим не были исключением в плане отношения к женщине. В Греции женщина практически не участвовала в общественной жизни. В греческих полисах (городах-государствах) женщины никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу.

Аристотель утверждает неравенство полов, замечает, что причиной этого является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины : «. есть ли у них (женщин — В.Л.) добродетели, должна ли женщина быть скромной, мужественной и справедливой. И если обоим этим существам должно быть свойственно совершенство, то почему одно из них предназначено раз и навсегда властвовать, а другое — быть в подчинении? И это отличие не может основываться на большей или меньшей степени совершенства, присущего тому и другому существу, так как сами понятия «быть в подчинении» и «властвовать» отличаются одно от другого в качественном, а не количественном отношении». [16] Иными словами, мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа a priori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться. В заключение данного сравнительного анализа Аристотель цитирует трагика Софокла: «И например, слова поэта о женщине: «Убором женщине молчание служит» — в одинаковой степени должны быть приложимы ко всем женщинам вообще, но к мужчине они уже не подходят». [17]

Такое отношение к женщине, а также постоянное пребывание мужчин в исключительно мужском обществе породило убеждённость в том, что подлинной любви между мужчиной и женщиной быть попросту не может. Чтобы убедиться в том, что греки действительно так считали, достаточно прочесть диалог Платона «Пир».

отношение к женщине в древности. manwoman l 3. отношение к женщине в древности фото. отношение к женщине в древности-manwoman l 3. картинка отношение к женщине в древности. картинка manwoman l 3. На протяжении всей истории женщины были борцами, стратегами и харизматичными лидерами. В 2020 году археологи обнаружили интригующие доказательства из прошлого, свидетельствующие о том, что древние женщины могли быть не только собирательницами, но и отважными охотниками, а хранению очага они предпочитали занятия спортом и завоевание городов. Последние исследования показали — с женщинами в древности шутить не стоило.

Сегодня для большинства из нас все это звучит дико, хотя мы редко задумываемся о том, что наше отношение есть следствие проникновения христианских ценностей в культуру. Будучи глубоко семейной религией, христианство сформировало новые семейный ценности. А правильнее сказать, семейные ценности как таковые, ведь в эллинской культуре все обстояло совсем не так просто: женщина, в силу своего бесправного положения, теряла власть над ребенком после того, как ему исполнялось 7 лет, отец всегда был занят более важными делами, чем возня с детьми, школа (образование), традиционно воспринимающаяся сегодня как второй после семьи образовательный элемент, для греков таковой не являлась.

В античной культуре не было даже оснований для будущего изменения положения, так как время греки и римляне представляли себе замкнутым на цикл, все повторялось, изменения не приветствовались. Необходима была «культурная революция» для того, чтобы не только мужчина, но и женщина смогла бы взглянуть на себя как на человека. Таким образом, красивая легенда Платона об андрогине (двуполом существе, которое когда-то разделили на две половинки) не могла реализоваться: половинки не могли соединиться. Тайна пола оставалась нераскрытой.

«А жена да убоится мужа!»

Христианство, явившись вызовом всей римской культуре, не могло не затронуть и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конечно, евангельская проповедь не была направлена на подрыв социально-политического порядка и не задавалась целью изменить отношения между полами, и все же христианство радикально утверждало новые принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Прежде всего, христианство предложило принципиально новую оценку человека, актуализировав идею творения «по образу и подобию». Новое учение утверждало, что (позволю себе процитировать еще раз) «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Принципиально важно понять, что в этом отрицании нет ни малейшего презрения к полу или браку (о чем уже говорилось выше), но утверждается, напротив, равенство полов перед Богом, ценность личности, а не мужского или женского per se. Конечно, равенство ценностное не означает равенства функционального, не стирает разницу — и это важно осознавать и чувствовать, иначе христианские установки могут быть при желании легко истолкованы в духе «воинствующего феминизма».

Евангельская история, вся история раннего христианства свидетельствуют об отличном от цельсова (т.е. от языческого как такового) отношения к женщине. Так, Христос беседовал и общался как с мужчина ми, так и с женщинами. Именно женщины сопровождали Христа на Голгофу в то время, когда ученики оставили Его. Именно женщинам первым явился Христос. Этих женщин, шедших ко гробу Христа с драгоценным миром, чтобы умастить тело по древнему обычаю (этого не сделали сразу после распятия, так как начиналась суббота, нарушать которую было нельзя по ветхозаветному обычаю), христианская Церковь до сих пор чтит, прославляя в неделю же?1-мироносиц (вторая неделя после Пасхи). Апостол Павел, несмотря на то, что в его словах проскальзывает иногда фарисейское воспитание, часто обращается в посланиях к женщинам, приветствуя их как своих сотрудниц. По мнению авторитетного церковного историка М.Э.Поснова, слова апостола Павла «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (1 Кор. 9:5) означают то, что жены апостолов, по всей видимости, сопровождали их в миссионерских путешествиях. [19]

Конечно, пройдут века, прежде чем христианское понимание сформирует соответствующую культуру (и сформирует ли до конца?). Еще в самом Новом Завете видно, что подобного понимания пока нет. В рассказе о чудесном насыщении огромного числа людей пятью хлебами и двумя рыбами говорится: «А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф. 14:21). В другом евангельском эпизоде видим, как удивлены апостолы, когда Христос беседует с женщиной-самарянкой (иудеи в принципе не общались с самарянами, поэтому поступок Христа для учеников непонятен вдвойне): «В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Ин. 4:27).

Такие примеры можно было бы продолжить, однако все они свидетельствуют об одном: вышеописанные картины женского бесправия в древнем мире кажутся нам сегодня ужасными и несправедливыми только благодаря произошедшей две тысячи лет назад «христианской революции».

Вообще христианство возносит брак на недосягаемую дотоле высоту: венчание именуется таинством, а любовь супругов сравнивается с любовью Бога и человека. Кстати сказать, понимание любви в христианстве очень сильно отличается от понимания любви в язычестве. В античной греческой литературе понятие любовь чаще всего выражается словом «эрос». Эрос — это всегда страстная любовь; любовь, приносящая одновременно наслаждение и страдание. Эрос — это желание заполучить другого, это любовь для себя. Интересно, что в евангельских текстах слово «эрос» не встречается. Вместо него евангелисты используют слово «агапе». Агапе, в отличие от эроса, есть любовь дарующая, а не вожделеющая. Любовь для другого, а не для себя. [20]

В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время», она создается навсегда, скрепляемая любовью, которая не ищет лишь своей выгоды и удобств. Кстати сказать, венцы, которые во время венчания в Православной Церкви надевают на жениха и невесту, — это не царские, как думают многие, а мученические венцы. Конечно, не в том смысле, что брак — это сплошное мучение, нет. Имеется в виду другое: по толкованию одного христианского святого, муж не должен останавливаться ни перед какими страданиями, даже смертью, если они нужны для блага жены. Венчающиеся здесь уподобляются раннехристианским мученикам, которые страдали за Христа.

Что же касается известной фразы апостола Павла «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33), то, по мнению большинства православных богословов, она не означает, что жена должна испытывать страх и трепет перед грозным супругом, а лишь то, что она должна бояться оскорбить мужа, бояться стать поруганием его чести. Это не животный страх от ненависти и ужаса, а страх охранительный, проистекающий из любви. Так дети боятся обидеть родителей, боятся причинить им боль.

Кроме того, не стоит забывать и о тех словах, с которыми в этом же отрывке апостол обращается к мужу: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5:25, 33).

Tempora Mutantur. (Времена меняются)

Парадоксально, но борьба за освобождение женщины, ставшее в западной культуре возможным, главным образом, благодаря христианским ценностям, довольно легко эти ценности игнорировала. Вероятно, здесь мы сталкиваемся с базовым парадоксом или, если угодно, антиномией христианской культуры: стремлением полностью христианизировать мир и его (этого стремления) принципиальной невозможностью. Поэтому излишнее рвение в любой области христианизации культуры нередко имело весьма антихристианские последствия. [21] Это ни в коей мере не означает, что христианин не должен стараться воздействовать на культурную жизнь, наоборот. Однако при этом всегда важно помнить о «ревности не по разуму».

Если говорить об эпохе средневековья, то первое, что приходит на ум, это, конечно же, рыцарская культура с ее почитанием Прекрасной Дамы, в основании которого — культ Богородицы. Однако двойственность самого феномена рыцарства (с одной стороны, внешнее ритуальное уподобление монашеству (посвящение, лишение сана и т.д.), с другой — появление нецерковного, светского элемента культуры) проявляется и здесь: наряду с экзальтированным почитанием абстрактной прекрасной дамы (Дон Кихот в романе Сервантеса как-то абсолютно «по-рыцарски» замечает Санчо Пансе, что для него не важно, существует ли Дульсинея на самом деле) существует презрительное отношение к женщине-жене, сестре и даже матери. [22]

Согласно мнению большинства ученых, первые ростки эмансипации проявились еще в эпоху эллинизма, однако тогда им не дано было развиться. Всерьез же против положения женщины «босой, беременной и на кухне» начинает восставать лишь сознание европейца конца XVIII — начала XIX века. Хотя существенно и в это время ничего не меняется. [23] Знаменитый кодекс Наполеона выдержан вполне в патриархальном духе: текст кодекса закрепляет верховную власть мужа в семье, в суде не могут быть рассмотрены показания жены в качестве свидетельских, проституция оправдывается как способ сохранения единобрачия и т. д. [24]

И все же первые ростки эмансипации пробились сквозь толщу патриархальных устоев и дали обильные плоды. С одной стороны, получив абсолютно равные с мужчинами права и возможности (за что, собственно, и боролись первые эмансипе), феминистки не остановились на достигнутом. Сегодня они выдвигают требования, повергающие в шок даже видавших виды борцов (т.е. «борчих» — пардон за новояз — еще один результат патриархальности культуры: многие слова, в том числе слово «человек», мужского рода) за женские права, а в бесправном положении часто оказываются уже мужчины, каждый неосторожный взгляд которых может быть истолкован как посягательство на женскую честь. Да и вообще, по мнению таких феминисток, современные мужчины должны постоянно испытывать комплекс вины за разгильдяйство своих предков. Может, это где-то и справедливо, но равенства опять не получается. С другой стороны, в борьбе за равенство женщина зачастую не только приобретает новые права, но и теряет прежнее обаяние, превращаясь в нелепое подобие мужчины.

По подсчетам специалистов, американский феминизм представлен сегодня уже «четвертой волной». Радикализм современных адептов этого движения мало соприкасается с позицией родоначальниц феминизма, который, напомню, начинался как борьба женщин за равные с мужчинами социально-политические и экономические права. К примеру, сегодня во многих американских вузах созданы особые службы защиты прав женщин от сексуальных домогательств мужчин. Это означает, в частности, и то, что теперь любая студентка, которой показалось, что какой-нибудь студент или преподаватель косо (в смысле, с вожделением) на нее посмотрел, может обратиться за помощью в такой комитет защиты прав и тогда незадачливому сладострастнику не поздоровится. К счастью, среди американок все же преобладают здравомыслящие особы, которые отнюдь не стремятся в каждом мужском взгляде видеть взор насильника. Но сама формулировка женских прав зачастую звучит совершенно абсурдно.

Большинство современных мужчин с трудом расстается с образом женщины-супруги, жены-хранительницы семейного очага. В этой мужской горечи есть своя правда: процесс женской эмансипации пошел таким образом, что социально-экономическое освобождение женщины нередко приводило к появлению «новых женщин», лишенных привычного женского обаяния. Именно на это жаловался русский мыслитель Николай Бердяев в своей работе «Метафизика пола и любви». Соглашаясь с тем, что женщина должна быть экономически независима от мужчины, должна иметь свободный доступ ко всем благам культуры, а также иметь право восставать против «рабства семьи», философ замечал, что все это само по себе не решает проблемы. Более того, женской эмансипации, согласно Бердяеву, помимо позитива, присуща и ложная тенденция, которая разрушает прекрасные мечты и «мистические грезы».

На смену крайностям древнего мира, обрекавшего женщину на бесправное существование, пришли крайности феминизма, заразившего женщину стремлением обязательно быть «не хуже» мужчины во всем: одежде, спорте, профессии и т.д. И если во многом такое стремление справедливо и оправдано, то, доведенное до крайности, оно становится абсурдным отрицанием половых различий и, на самом деле, мешает, а не помогает женщине полноценно развиться как личности. Античная модель гласила: женщина — не человек или второсортный человек, существо между мужчиной и рабом. Христианство провозгласило равноценность личностей мужского и женского пола, подчеркнув их различия, которые не могут быть предметом оценки (лучше — хуже), а требуют каждое своего развития. Такой подход не ограничивает женское присутствие на профессиональной сцене, но и не снимает большей ответственности мужчины за семью, семейный мир и спокойствие, не снимает с него обязанности защищать свою спутницу, беречь ее, помогать ей в ее начинаниях и трудах. Современная же эмансипированная модель рисует женщину мужеподобным существом, стремящимся окончательно освободиться от диктата мужчины (где он, этот диктат?). В рамках такой модели (если довести ее до логического конца) невозможно функционирование нормальной семьи, так как равенство феминистского толка неизбежно превращается в равнобезответственность обеих сторон, т.к. на равенстве невозможно построить семейные отношения, которые требуют любви, заботы и ответственности. Современный мужчина, кстати сказать, «феминизирован» не меньше, чем женщина: он тоже чувствует себя свободным от ответственности, от женщины, от любви. Только вот зачем она нужна, такая свобода?

В итоге же, современный феминизм парадоксальным образом приводит к полной и окончательной победе именно патриархального взгляда на жизнь: современная женщина стремится не столько к признанию равной важности мужского и женского, исходящему из фундаментальных, но одинаково важных для жизни человека и общества различий между полами, сколько к признанию полного равенства и равноценности в выполнении традиционно мужских функций, к тому, что критериями современной женственности становятся успех в бизнесе, победа в олимпийских играх, головокружительная карьера в правительстве, а такое занятие как материнство становится просто стыдным, если оно не подкреплено всеми вышеуказанными успехами. Вполне очевидно, что подобная переоценка ценностей не может не сказаться на взаимоотношениях мужчины и женщины, на семье, на воспитании детей. И дело не в том, чтобы общество вернулось к принципу: «дело женщины — вязание», но в том, в конце концов, чтобы в семье, независимо от того, кто из родителей сколько и где работает и сколько получает, ребенок мог бы рассчитывать на настоящую материнскую заботу и отцовское внимание.

Вместо заключения

Подчеркнуто уважительное, почтительное отношение к женщине в христианстве имеет мало общего с современным феминизмом, пытающимся, как мне кажется, сознательно или бессознательно, но стереть естественные различия между мужчиной и женщиной. Прошу заметить, что слово «естественные» я употребляю в христианском контексте, т.е. нормальные, такие, которые были сотворены Богом. А это значит, что в человеке существует иерархия: дух-душа-тело. Естественным, гармоничным является именно иерархическое устроение человеческой личности, когда идеально-духовная сторона определяет душевное и физическое существование, а не наоборот. Понимание того, на чем основано христианское мировоззрение, поясняет разницу между христианским и современным секулярным подходом: если в светском мире словосочетание «материнский инстинкт» в равной степени применимо и для людей, и для животных, то в мире христианской культуры именно духовное устроение женщины, идеальный замысел Творца о ней, определяет и ее моральные материнские качества, и принципиальную физическую способность к деторождению.

Именно в этой плоскости, как мне кажется, и лежит решение «женского вопроса»: или мы исходим только из того, что «времена меняются и мы меняемся вместе с ними», и, соответственно, не может быть никаких ценностей и ориентиров, данных раз и навсегда, либо признаем, что есть некий замысел о человеке, и он определяет качественные различия между мужчиной и женщиной. Если исходить из того, что «все относительно», то сразу исключается возможность однозначного, правильного ответа на поставленные в начале статьи вопросы. Если же верить, что мужчина и женщина созданы разными неслучайно, то можно оценивать происходящее как «правильное» или «неправильное». Очевидно, для современного сознания деление на «правильное» и «неправильное» нередко кажется отсталым, консервативным и т.д. Не менее очевидно и то, что существующая сегодня ситуация способна привести к распаду общества. Выбор, как всегда, остается за нами.

Примечания

1 «И оставит человек отца и мать. » Тайна пола в православной традиции. Интервью с диаконом Андреем Кураевым //Фома, № 7.

2 Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999. С. 152.

3 Кураев А., диакон. Мужчина и женщина в Книге Бытия //Альфа и Омега. 1996, №2/3. С. 295

4 Св.Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия //Св.Иоанн Златоуст, полное собр. соч. в 12-ти тт. 1.4. Кн. 1 М., 1994, с. 129.

5 Кустодиев К.Л., протоиерей. Женщина в Ветхом Завете //Альфа и Омега, 1999, №4. С. 16-17.

6 «Вели в греческом языке sumbolon (символ) означает «то, что соединяет, перебрасывает мост, объединяет», то слово diabo-los (дьявол), того же самого корня, означает «то, что разделяет, разъединяет и разлагает». (Евдокимов П. Женщина и спасение мира. С. 140).

7 По словам Христа, «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах» (Мф. 22:30). Эти слова, конечно, ни в коем случае не умаляют ценности брака, а лишь указывают на качественное преображение человеческой сущности в воскресении. Суть этого преображения таинственная: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его» (1 Кор. 2:9) Брачные узы не есть узы временные; временной является их форма, глубинная же сущность брака таинственна, так как брак есть тайна предвосхищения спасения и обетование спасения.

8 В ортодоксальном иудаизме такое положение вещей строго сохраняется и до сих пор. В частности, буквальное прочтение стиха из Второзакония (24:1) «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» заставляет мужа или его представителя подписывать документ о разводе («гет»). Современная практика приводит иногда к тому, что мужья начинают шантажировать своих жен, так как не получившая «гет» женщина (даже если состоялась процедура гражданского развода) не считается разведенной, а если она вступает в новый брак, то считается прелюбодейкой, а дети от второго брака — незаконнорожденными. При этом мужчина, не давший первой жене гет, вполне может вступать во второй брак, так как Тора разрешает полигамию. (Телушкин Й. Еврейский мир. М., 1997. С. 523.)

9 В некотором роде исключением может служить древнеегипетская культура с ее почтительным отношением к женщине.

10 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. С. 179-180.

11 Аккадский термин «авилум» переводится на русский как «человек» или «полноправный человек». Второе значение термина высшее сословие, состоявшее из членов «общин», имевших права на участки земли. Наряду с «авилумами» существовали сословия «мушкенумов» (люди, не имевшие земельной собственности и не бывшие членами общины) и «вардумов» («рабов», лиц, имевших хозяев, которые могли распоряжаться их временем, трудом и, видимо, даже жизнью). (Законы Хаммурапи. Текст и комментарии. Электронная библиотека исторического факультета МГУ. (http://wvfw.hist.msu.ru/ER/Etaxt/hammurap.htm.)

12 Законы Хаммурапи. Текст и комментарии. Электронная библиотека исторического факультета МГУ. (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm)

13 »Христианству вообще не свойственно презрение к какому-либо творению или установленным в обществе отношениям. Христианский аскетизм есть всегда средство, а не цель. Скажем, христианское понимание поста не есть отвержение определенной пищи и не имеет никакого отношения к идеологии вегетарианства.

14 Св. Иоанн Златоуст. О девстве //Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений в 12-ти тт. Т. 1. Кн. 1. М., 1991. С. 299.

15 Понятие мужской измены юридически закрепляется лишь во II веке по Р.Х., при императоре Антонине. (См.: Буассье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. М., 1914. С. 549.)

16 Аристотель. Политика. Книга первая //Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., Мысль, 1984. С. 399.

17 Аристотель. Указ. соч. С. 400.

18 См.: Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христинастве // Женщина в античном мире. М., Нака, 1995. С. 156.

19 Поснов М.Э. История Христинаской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Брюссель, 1994. С.83.

20 См.: Вардиман В. Указ. соч. С. 105.

21 Это видно и в области государственного устройства, и в области искусства и т.д. Коренная ошибка, на мой взгляд, кроется здесь в стремлении догматизировать культурное развитие, тогда как собственно догматы о культуре мало что говорят. Догматические истины касаются прежде всего спасения человека, которое находится за рамками культуры.

22 «О женщина! Велика вера твоя». СПб, 2000. С. 75.

23 По справедливому замечанию П.Евдокимова, «то, что Екатерина Великая занимала императорский престол в России, а великосветская дама княгиня Дашкова председательствовала в Академии наук в Петербурге, никак не изменяло конкретного положения женщины» (Евдокимов П. Указ. соч. С. 171)

24 Евдокимов П. Указ. соч. С. 166.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *