отношение к татарам в питере
Отношение к татарам в питере
О компании: Информационный портал о татарах Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Другое
Действия
3 501 запись
Презентация книги Альмиры Тагирджановой
9 ноября в 15.00 библиотека «Книга во времени» приглашает на встречу с автором книги «Санкт-Петербург с восточным колоритом: прогулки по городу» Альмирой Тагирджановой. Показать полностью.
На встрече автор расскажет о том, как проходила работа над книгой. Слушатели узнают много не очень известных деталей и нюансов, связанных с «восточным Петербургом», познакомятся с причудливыми переплетениями мусульманства и христианства на улицах Петербурга.
Альмира Тагирджанова – краевед, исследователь истории татаро-мусульманской общины Северной столицы. Уже много лет она изучает историю петербургских татар и мусульманского сообщества города. В 2020 году вышла ее книга «Петербург с восточным колоритом: прогулки по городу». Это десять интереснейших авторских пешеходных маршрутов. Центр петебурговедения включил книгу-путеводитель в число пяти самых интересных книг о Санкт-Петербурге. И действительно, за почти 320 лет существования Петербурга народы востока оставили в его жизни след, сопоставимый с представителями Западной Европы.
Возрастное ограничение, 12 +
Место проведения мероприятия: пр. Пархоменко, д.18
Мусульманский Петербург рубежа веков
Строительство мечети, мусульманская пресса, слоны посреди города и другие увлекательные подробности жизни татарской общины в малоизвестных фотографиях
Основную часть мусульманского населения Петербурга с самого основания города составляли татары. По указу Петра I к строительству начали привлекать не только крестьян (по одному человеку с четырех дворов), но и некрещеных служилых мурз — представителей татарской аристократии, отказавшихся принять православие. Позже мусульманское население стало прирастать в основном за счет рекрутского набора.
К середине XVIII века татаро-мусульманские общины возникли в Кронштадте и Любани — деревне, находившейся на почтовом тракте, соединявшем Петербург и Москву. Большинство мусульман Петербурга тогда были военнослужащими, небольшую группу составляли купцы. Функции имамов выполняли рядовые, осведомленные в вопросах мусульманского обряда. Только в 1822 году в Петербурге был учрежден первый гражданский магометанский приход. И лишь во второй половине XIX века гражданских мусульман стало больше, чем военных. В мемуарной литературе сохранились воспоминания о татарах-старьевщиках, которых в городском фольклоре называли «князьями». Князья, торговавшие красным товаром, появлялись во дворах Петербурга с криками: «Халат, халат!» Некоторые татары работали дворниками — впрочем, до революции их было немного.
К концу XIX — началу XX века в Петербурге возникла небольшая прослойка мусульманской интеллигенции. Это были в буквальном смысле слова духовные лидеры нации, которые появились благодаря общей либерализации политической жизни после революции 1905–1907 годов.
Фотографии, зафиксировавшие отдельные моменты повседневной жизни петербуржцев-мусульман, — один из немногих сохранившихся источников, рассказывающих о мусульманской общине в конце XIX — начале XX века.
Касимовские татары — официанты ресторанов «Донон» и «Кюба». Петербург, 1900-е годы Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Одной из примет известных столичных ресторанов были официанты-татары — выходцы из Рязанской и Тамбовской губерний. В 1867 году по инициативе бывшего официанта Хабибуллы Бекбулатова в Петербурге возникло Бекбулатовское общество взаимной благотворительности касимовских татар. Фактически общество было своего рода профсоюзом для татар, служивших официантами в петербургских ресторанах («Астория», «Гранд-отель Европа», «Доминик», «Донон», «Контан», «Кюба», «Медведь» и др.). В 1910 году в помещениях бывшего «Донона» начал работу ресторан «Донон, Бетан и татары». Его совладельцами и соучредителями были татары Изатулла Брондуков и Ибрагим Танкачеев. Официанты-татары объединялись в артели и жили в одном доме. В случае троекратного нарушения правил общежития член артели мог быть из нее изгнан. На практике это означало невозможность найти хорошую, высокооплачиваемую работу в столице и позорное возвращение в родную деревню.
Сотрудники персидского посольства в Петербурге, прибывшие на коронацию Александра III. Москва, 1883 год Российская национальная библиотека
В 1711 году в недавно отстроенный Петербург прибыло первое иностранное посольство. Это были посланцы персидского шаха. Богатые дары частично помещались на спинах слонов, которые также служили подарком шаха русскому царю. Слонов с дарами приводили в Петербург также в 1714, 1736 и 1741 году. Публика с интересом наблюдала за прогулкой животных по Невскому — к Фонтанке, месту водных процедур. Если было холодно, слоны передвигались по городу в специальной обуви, сделанной из соломы. Свидетелем таких прогулок стал баснописец Иван Андреевич Крылов — увиденное вдохновило его на создание басни «Слон и Моська». Персидское посольство часто меняло свои адреса. В разные годы оно располагалось на Васильевском и Петербургском островах, а также на набережной реки Мойки, у Зеленого моста. В конце XIX — начале XX века персидское посольство в Петербурге располагалось по адресу: улица Бассейная, 15, а генеральное консульство — на Николаевской улице, 54.
Делегаты II Всероссийского мусульманского съезда. 1906 год Из коллекции Р. Р. Сулейманова
С 13 по 22 января 1906 года в доме купца Мухаммед-Алима Максутова (ул. Глазовая, 14) проходили заседания участников II Всероссийского съезда мусульман — несмотря на то, что официального разрешения на его созыв не было. В начале января 1906 года в Петербург прибыло около 100 делегатов из всех мусульманских регионов империи. На съезде собирались обсудить реформу религиозно-духовного управления, Высочайший манифест 17 октября 1905 года, касавшийся духовно-политической и экономической жизни мусульман, отношение к Государственной думе и политическим партиям в России и другие вопросы. Несмотря на ходатайство хозяина дома городским властям, съезд не разрешили, а делегатам велели разъехаться. Но съезд все же состоялся — неофициально, в форме частных совещаний, в гостинице и на квартире Максутова. Участники договорились содействовать кадетам и добиваться, чтобы мусульманское представительство в Думе было пропорционально числу мусульман в России. Во время совещаний на квартире Максутова был принят устав либеральной мусульманской партии «Союз мусульман» («Иттифак »).
Сотрудники отдела «В мире мусульманства» газеты «Новая Русь». 1910 год Журнал «Мусульманин»
С 15 января 1910 года в умеренно либеральной газете «Новая Русь», издаваемой Алексеем Сувориным — младшим, появился раздел «В мире мусульманства». А с 3 апреля 1911 года «В мире мусульманства» стал отдельной газетой (выходила всего год) — преемником журнала «Мусульманин», печатавшегося до этого в Париже. Инициатор издания — авантюрист, писатель и журналист Магомет-бек Хаджетлаше (ок. 1870 — 1929) — фактически был «двойным агентом»: он поочередно работал то на мусульманскую оппозицию, то на правительство. Позже Хаджетлаше поддерживал связи с агентами союзнических разведок (английской, американской, французской). Современники даже называли его мусульманским Азефом. В 1918 году Хаджетлаше эмигрировал из России в Стокгольм, где создал Военную организованную группу возрождения Российского государства. Под лозунгами борьбы с большевизмом ее члены совершили три жестоких убийства, Хаджетлаше был приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение, и умер в тюрьме.
Петербургские купцы-татары. Начало 1910-х годов Из семейного архива Р. И. Беккина
На фотографии изображены купцы, предположительно торговавшие на Ново-Александровском рынке в Петербурге. Рынок был построен в Спасской части в 1865–1868 годах по проекту архитектора Александра Бруни и занимал квартал, ограниченный Садовой улицей, Малковым переулком (сейчас переулок Бойцова), Фонтанкой и Вознесенским проспектом. Один из пассажей на территории рынка назывался Татарским, и татары владели большинством здешних магазинов. Знаменитая Толкучка — крупнейшая барахолка в Петербурге во дворе Ново-Александровского рынка — располагалась между Татарским и Еврейским пассажами, на площади, которая делилась на три части крытыми галереями.
«После тряпичников первенствующая роль на Толкучке принадлежит татарам-халатникам, стоящим на так называемой татарской площадке, находящейся внутри рынка. На площадке — шум, крик разношерстной толпы, которая медленно движется, увлекаемая общим течением… Группа татар в их национальных шапках выстроилась рядами в виде каре. Снаружи этого четырехугольника и движется главным образом толпа. Перед каждым татарином на земле лежит куча старья: шапки, сарафаны, юбки, сапоги, кафтаны и многое множество других предметов обыденной жизни, собранных сюда точно после сильного пожара в большом городе».
О том, как складывалась жизнь татарских мальчиков в Петербурге в начале XX столетия, сохранились свидетельства мемуаристов:
«Абсаттар Аминов был гвардейским офицером, вполне состоятельным человеком. Когда он решил сделать сына коммерсантом, то отдал его в семилетнем возрасте „в мальчики“ петербургскому миллионеру меховщику Сагдиеву. Тот для нескольких учеников содержал кухарку и квартиру, а нанятые учителя (мударрисы) учили детей шариату, арабской и русской речи, арифметике, счетоводству, началам коммерции. Часть времени мальчики проводили в магазинах, на практике осваивая профессию. Поэтому не надо удивляться, что справочные книги петербургского купечества включали фамилии очень молодых владельцев магазинов… В правилах хорошего тона мусульманскому мальчику делались наставления: „Старайся усваивать науку, ибо она учит богопознанию, а кроме того, ученый человек легко устраивает жизнь“».
Соборная мечеть в Петрограде. 1910-е годы Российская национальная библиотека
Церемония закладки Соборной мечети. 1910 годВ центре (справа налево): ахун Атаулла Баязитов, эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад-хан, ахун Мухаммед Зариф Юнусов; перед Юнусовым — Александр фон Гоген, Николай Васильев и Степан Кричинский. Журнал «Нива», 1910 год
3 февраля 1910 года в Петербурге состоялась торжественная закладка Соборной мечети, приуроченная к 25-летию восшествия на престол эмира Бухарского Сеида Абдул-Ахад-хана. Посмотреть на это событие пришли тысячи мусульман. На месте торжества был построен шатер, украшенный флагами и зеленью. Газеты писали: «Богослужение совершил ахун Ахун (c перс. — «наставник») — духовное звание у мусульман. В ряде регионов Российской империи ахун являлся главой мусульманского духовенства. Баязитов, и по окончании последовавшей его речи на русском языке была положена серебряная дощечка на место, предназначенное для алтаря с выгравированной на ней надписью. Эмир положил кирпич, который он облил цементом и забил молотком, то же проделали и другие присутствующие».
Официальное открытие мечети произошло три года спустя, 21 февраля 1913 года, и было приурочено к 300-летию дома Романовых.
Татары из города Луги. 1910-е годы Из семейного архива Х. Х. Кураевой
История мусульманской общины в Луге начинается примерно с 1850–60-х годов. В 1857 году Петербургско-Варшавская железная дорога соединила небольшой уездный городок Лугу с Гатчиной, а спустя два года — и с Псковом. В этот период здесь обосновалась небольшая группа касимовских татар. В начале XX века неформальным лидером татаро-мусульманской общины города был владелец буфета на железнодорожном вокзале Луги — касимовец Вали Симаков (1889–1964). Его дом, часть помещений которого по пятницам и в дни мусульманских праздников превращалась в молельню, сохранился до наших дней на улице Урицкого, 54.
ТАТАРЫ Санкт-Петербурга ✔
Всё о жизни татар Санкт-Петербурга:
ТАТАРЫ Санкт-Петербурга ✔ запись закреплена
© МАГДЕЕВ Рашид Тагирович
/Председатель МКПОО Татарской общины СПб и ЛО/
__________
Показать полностью.
ТАТАРЫ – ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯДРО МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Новостроящийся город Санкт-Петербург зародился и рос в суровое время – в годы Северной войны, которую Пётр I вёл со Швецией за выход России на Балтику. Именно поэтому и начался город с крепости. Но он не замкнулся в её стенах, как старые русские города в стенах своих кремлей, а сразу раскинулся на берегах Невы.
Строительство города началось с закладки оборонительной крепости Санкт-Питер-бурх 16 мая 1703 года на небольшом острове с финским названием Янисаари (Заячьем острове). К осени 1703 года на строительстве крепости и города было занято 20 тыс. чел. Это были местные ингерманландские крестьяне, военнопленные шведы, а также «работные люди», присылаемые из центральных областей России, так называемые подкопщики. Через год их количество увеличилось до 35 тыс.чел. Они получали хлебное и денежное жалованье из расчёта по полтине в месяц (эти деньги собирали дворы, которые не посылали подкопщиков).
Работы велись с 25 марта по 25 сентября, рабочие доставлялись в Петербург в 3 смены. В первую смену приходили работные люди из-под Старой Руссы, Торопца, Ржева, Великих Лук, Холма, Ростова, Переяславля-Залесского, Шуи, Суздаля, Звенигорода, Углича, Кинешмы, Вологды. На лето рабочих поставляли Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Вязьма, Можайск, Брянск, Курск, Орёл, Рыльск, Трубчевск, Мценск, Кромы.
Их сменяли подкопщики из Алатыря, Казани, Керенска, Касимова, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Свияжска, Симбирска, Самары, Сызрани, Саратова, Уфы.
То есть в третью, осеннюю, смену на строительстве города и крепости были задействованы татары. Подкопщиков брали по одному с 9 – 16 крестьянских или посадских дворов. В отношении татар указом Петра I была установлена квота – 1 человек с 10 татарских дворов. Таким образом, в городе впервые появляется мусульманское население в лице волго-уральских татар.
Основными поставщиками работных людей для возведения Санкт-Петербурга были Московская, Петербургская и Казанская губернии. Сибирская губерния уже через 8 лет после начала строительства российской столицы по разрешению свыше вместо людей посылала деньги – по 10 рублей за каждого «не доданного по разнарядке» работника. Только с 1710 по 1713 гг. в Петербург прибыли 53 тыс.чел. из Московской, 27 тыс. из Петербургской и свыше 28 тыс. крестьян из Казанской губернии.
Кроме того, татары прибывали в Петербург в составе группы квалифицированных строителей, так называемых переведенцев (каменщики, кирпичники, плотники, слесари, столяры и т.д.). Переведенцы оставались в Петербурге «на вечное жительство», в год их прибывало до 1,5 тыс.чел. Именно переведенцы составили основу трудового населения города.
Одновременно со строительством крепости началось освоение Городового острова, где сформировался самый ранний торгово-административный центр Петербурга, на месте Троицкой площади. Первые жители города селились слободами. В южной и восточной частях острова возникли слободы, где жили мастеровые, ремесленники, торговцы и расквартировывались полки столичного гарнизона. Расселение это происходило в соответствии с социальным положением, этнической принадлежностью или профессиями жителей. Так появились Дворянская, Посадская, Монетная, Пушкарская, Гребецкая, Татарская, Греческая и другие слободы. О них нам теперь напоминают названия улиц.
В результате первоначального освоения земель в юго-восточной части Петроградского острова сложилась свободная планировка, а к северо-западу от неё, там, где размещались гарнизонные полки, была создана строго регулярная сеть улиц с главной магистралью – Большим проспектом.
Участие татар в закладке и строительстве Петропавловской крепости определило расселение татар в строящейся столице. Татарская слобода и татарский рынок располагались к северо-западу от Кронверка – земляных укреплений, сооружённых в 1705 – 1708 гг., которые сохранились до наших дней в виде зигзагообразного рва и вала с цепью бастионов вокруг Петропавловской крепости. Укрепления в плане напоминали корону, отсюда их название – «кронверк».
Память о татарской слободе в этом районе сохранена в названии Татарского переулка. Тогда в Петербурге были и Татарский рынок, и Татарская улица, и Татарская площадь. Есть все основания полагать, что и первые мусульманские приходы ХVIII в. находились в местах компактного проживания татар. Ислам как одна из крупнейших мировых религий для исповедующих его народов является и средством идентификации, и способом национального самосохранения. Татары – историческое ядро мусульманской общины Санкт-Петербурга.
Отношение к татарам в питере
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Татары появились в Петербурге в 1703 году. А 10 сентября 1709 года Петр писал П.М. Апраксину: «Потрудитесь, дабы будущею зимой татар, черемис и мордвы выслать тысяч пять в Петербург на перемену первым».
В описании Петербурга 1722 года говориться: «Когда строилась земляная Санкт-Петербургская крепость, оную татары, бывшие в службе, дерном укладывали, а потом при артиллерии всякую работу отправляли». По окончании срока работ многие татары остались в городе. Первая татарская слобода возникла на Петербургской стороне около Петропавловской крепости. Вместе с Татарским рынком и лавками она изображена на карте Петербурга 1717 года. Большая и Малая Татарские улицы в 1770-х годах были переименованы в Николаевские, а Татарский переулок рядом с мечетью есть и сейчас. В XIX веке казанские и пензенские татары жили в Московской части, нижегородские – у Пяти углов, касимовские – на Мойке, Гороховой и Пушкинской улицах, Невском проспекте и Крюковом канале. По словам историка М. Худякова, «татарское население резко отличалось от иногородцев своим богатством и комфортабельной жизнью». Основная часть петербургских татар приписывалась к мещанам и купцам. Существовала небольшая прослойка дворян из военных и духовенства. В 1869 году татар в столице было 2 тысячи (0,3 % населения), в 1910 – 7,3 тысячи (0,4 % населения). Сейчас, по некоторым данным, в Петербурге проживает более 300 000 татар.
Татары были, как правило, относительно состоятельными людьми. Работающий татарин неплохо обеспечивал семью, однако старость или болезнь могли быстро поглотить накопленный достаток. Для помощи землякам в 1867 году по инициативе купца Х. Бекбулатова в Петербурге было образовано «Бекбулатовское общество взаимной благотворительности касимовских татар». Общество выплачивало своим членам проценты с прибылей от коммерческих операций, оказывало денежную и другую помощь нуждающимся. Члены общества брали на себя обязательство сообщить обо всех известных вакансиях, на которые могли претендовать татары. За несоблюдение этого пункта взимался довольно крупный штраф.
До постройки мечети мусульманские службы осуществлялись в молельных домах. К 1910 году в Петербурге приходы были на Глазовой ул., №9, Мойке, №22, Лиговском, №18. Один приход был в Кронштате. А с начала XIX века военный приход существовал при отдельном гвардейском корпусе. При проходах работали школы-мектебы (Щербаков пер.,№12, Мойка, №22, Казанская, №40). Петербургские мусульмане хлопотали о мечети, однако, хотя прошение о разрешении строительства было подано в 1882 году, разрешение на приобретении земли недалеко от Петропавловской крепости Николай Второй подписал только 4 июля 1907 года. Объявленный конкурс выиграл проект Н.В. Васильева и инженера С.С. Кричиского под руководством академика архитектуры А.И. фон Гогена. Обряд закладки был совершен 3 февраля 1910 года, а открылась мечеть в 1913 году. Внутренние отделочные работы были закончены только в 1920 году. С конца 1930-го по 1956 год мечеть была закрыта.
После присоединении поволжских и сибирских ханств к России многие татарские мурзы приняли православие. Новообращенных татар называли «кряшены», они сохраняли феодальные привилегии, причем при крещении всегда получали княжеский титул. Вскоре они совсем обрусели. Так среди русских дворян появились Апраксины, Аракчеевы, Ахматовы, Беклемишевы, Державины, Карамзины, Кочубеи, Куприны, Мичурины, Нарышкины, Огаревы, Рахмановы, Строгановы, Тимирязевы, Тургеневы, Тухачевские, Ушаковы, Чаадаевы, Шереметьевы, Юсуповы… Татарских родов было много и число князей в русском дворянстве стало огромным; недаром в народе «князем» именовали любого татарина. Специалист по русской генеалогии Е.П. Карнович писал: «Большая часть нашего «коренного» дворянства – иноземного происхождения, преимущественно татарского, почему многие фамилии, хотя по окончанию чисто русские, носят на себе татарскую тагму в коренном слове». Сохранившие верность исламу татарские мурзы теряли свой элитный статус и приписывались к третьему сословию, а значит, платили подушную подать, не имели права владеть крестьянами, не освобождались от рекрутского набора и т.д.
Отношение к татарам в питере
Описание: РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА является формой национально-культурного самоопределения, представляет собой объединение граждан Российской Федерации, Показать полностью. проживающих в Санкт-Петербурге, относящих себя к татарскому народу на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Автономия осуществляет свою деятельность на территории Санкт-Петербурга. Организация зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 22 сентября 1997 года
Общественно-просветительская и культурная деятельность Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга призвана создать условия для сохранения и возрождения татарского культурного наследия в Санкт-Петербурге, осуществлять поддержку традиционных и развитие новых прогрессивных форм деятельности в сфере татарской культуры в Санкт-Петербурге, а также сохранение, использование, популяризация и охрана объектов татарского культурного наследия в Санкт-Петербурге.
Другое
Действия
Друзья, такое событие нельзя пропустить!
Торжественный вечер, приуроченный ко дню Республики Татарстан в Санкт-Петербурге
По сложившейся традиции, уже на протяжении 6 лет Постоянное представительство Республики Татарстан в Показать полностью. Санкт-Петербурге и Ленинградской области проводит мероприятия, посвященные Дню Республики Татарстан. В этом году, торжественный вечер пройдет в Доме актера им. К.С. Станиславского, где состоится концерт классической музыки с участием известных певцов и артистов Санкт-Петербурга.
— Заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ринат Шакиров, фортепиано
— Заслуженный артист Татарстана, оперный певец, победитель нескольких ТВ-проектов, обладатель Гран-при международных вокальных конкурсов Альберт Жалилов.
— Лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей: солист театра «Санкт-Петербург Опера» Ярамир Низамутдинов; оперный и эстрадный певец Динар Байтемиров; артист симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга Азат Баязитов, скрипка.
— Учащиеся специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, преподаватель заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Ханяфи Чинакаев.
— Партию фортепиано исполняет заслуженный артист России Александр Каган.
— Артисты Театры Драмы им. О. Берггольц
16 сентября 2021 г.
Дом актера им. К.С. Станиславского, Невский пр., д. 86
Начало в 17.00 – Сбор гостей, приветственный кофе
Всех ждем! Рахим Итегез!