отношение к собакам в китае
Востоковеды объяснили, почему в Китае могут жестоко относиться к домашним питомцам
01 марта 2020, 02:31 4211 0 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
В Петербурге 27 февраля девушка, предположительно китаянка, выбросила в мусорный контейнер больную собаку. Пожелавшие сохранить анонимность востоковеды рассказали о том, как сочетаются китайская культура и жестокое обращение с животными. Об этом сообщает Росбалт.
По словам собеседника, подобный поступок не считается большим происшествием по меркам культуры КНР.
«Китайцы любят милых щеночков и котят, легко их заводят, но и с такой же легкостью от них избавляются, если питомец вырос, стал обузой или перестал быть уже таким забавным», — отметил эксперт.
По его словам, животное часто воспринимается как «мимишная игрушка», которую можно наряжать в смешные костюмы, снимать весёлые видео для соцсетей, а можно побаловаться и ради смеха накормить острой едой.
Таким образом, в китайских семьях не всегда рассматривают животных как полноценных членов семьи, как это распространено в западной культуре. Объясняется это верой в идею о перерождении душ, рассказал востоковед.
«Считается, что за серьёзные прегрешения в прошлой жизни человек возвращается в этот мир в теле животного, поэтому пнуть бездомного пса или огреть его палкой по спине в сельской местности Китая по-прежнему считается обычным делом, — такая ответочка от колеса Сансары», — объяснил эксперт.
Он добавил, что в России содержание домашних животных ещё плохо регулируется законом, поэтому приезжие китайцы с удовольствием пользуются подобной свободой и покупают себе «пушистые игрушки».
С данным объяснением не совсем согласен другой специалист по культуре дальневосточных государств. По его мнению, аргумент с идеей о перерождении душ не является верным, так как никто из китайцев не будет бить животное, в которое переродился, например, их умерший дед или иной родственник, ведь идея о перерождении такое вполне допускает.
По его мнению, китайская культура и традиция основаны на крайнем прагматизме. Поэтому животные в Китае всегда рассматривались лишь как источник пищи либо средства производства.
Во-вторых, в китайском языке слова, обозначающие вид животных, не имеют показателей рода. Все животные среднего неодушевлённого рода. К онцепт «одушевлённость/неодушевлённость» реализуется в грамматических смыслах китайского языка не как противопоставление «живого» и «неживого», а как противопоставление «лиц» и «не-лиц» (то есть в китайском различаются, с одной стороны, человек, а с другой — остальные живые существа и неживые предметы). Все названия человека (в том числе и слова, обозначающие совокупность лиц, например: народ renmin) классифицируются как одушевлённые.
Напомним, накануне местные жители ЖК «Палацио» на Васильевском острове в Петербурге обвинили китаянку в жестоком обращении с псом. Находку обнаружили в мусорном контейнере. Местные жильцы оперативно собрали более 20 тысяч рублей на лечение. Ветеринары 28 февраля провели обследование МРТ. Выяснилось, что у собаки повреждена часть мозга, возможно от травмы.
Местным жителям удалось выяснить, что пёс принадлежал женщине, проживающей в том же ЖК. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как девушка выносит переноску.
В управляющей компании заявили, что направят запись в органы прокуратуры на проверку. Сами жильцы уже написали заявление в полицию по факту жестокого обращения с животными.
Китайцы едят собак: почему и правда ли это
Защитники животных и собаководы во всем мире яростно протестуют против убийства собак и употребления их в пищу. Но некоторые жители Китая имеют противоположную точку зрения. Поедание псины — это традиция, которой следуют на протяжении тысячелетий многие азиаты. О том, почему в Китае едят собак, подробно рассказано ниже.
Едят ли китайцы собак
Население Китая ежегодно увеличивается. И так было почти всегда. В отдельные периоды времени людям не хватало еды, почва была менее плодородной, домашние животные болели и умирали, дикие вылавливались и употреблялись в пищу, поголовье их сокращалось. Примерно с 500 г. до н. э. жители Поднебесной начали есть собак. Спустя тысячелетия вынужденная мера превратилась в традицию, с которой безуспешно борются защитники животных.
Жареная псина — деликатес для азиатов
К сведению! Собачье мясо едят не только китайцы, но также филиппинцы, тайванцы, вьетнамцы, жители Южной и Северной Кореи (здесь собак всегда держали с чисто практической целью, подобно тому, как на фермерском подворье какого-нибудь европейца держат свинок или коров).
В голодные годы ВОВ собак ели и в Советском союзе. Позже употреблять животных в пищу стали заключенные. Они верили, что собачатина поможет излечиться от туберкулеза. В то время это заболевание считалось неизлечимым, почти каждый случай заражения оканчивался смертью.
Непростые времена прошли, а традиции остались. И если в большинстве стран употребление собачатины все же сумели запретить на законодательном уровне, то в Китае делать это не спешат. С экономической точки зрения это совсем невыгодно, да и ввязываться в спор между защитниками собак и любителями собачьего мяса государству не с руки. Более того, некоторые нововведения в части потребления деликатеса были приняты сравнительно недавно.
Тушки, готовые к продаже
Так, с 2009 г. в провинции Гуанси (г. Юйлинь) проводится фестиваль собачьего мяса. Его празднуют 21-30 июня ежегодно. В мероприятии активно участвуют местные жители и туристы. На праздник, при проведении которого забивается не менее 10 тыс. животных собираются толпы. Власти стараются не афишировать мероприятие, но и запретить его, несмотря на многочисленные петиции, не спешат. И это позволяет говорить о том, что на собак многие жители Китая смотрят не только как на друзей человека, но как на простую домашнюю живность, сродни кролику, козе или поросенку.
Естественно, верить в то, что все китайцы с одобрением относятся к поеданию «братьев наших меньших» нельзя:
Да, китайцы едят собак, даже магазины по продаже собачьего мяса есть в любом крупном городе. Но говорить о том, что питаются они только собачатиной или не любят животных, неразумно.
На собачьей ферме перед забоем
Нельзя назвать отношение жителей Поднебесной к четвероногим каким-то особо жестоким, более неправильным, чем охоту на диких животных или забой домашних. Это всего лишь традиция, которой, к счастью, придерживаются немногие. Возможно, это также и вынужденная мера, в стране ставят мало прививок от бешенства.
Обратите внимание! Животных, оказавшихся без присмотра вдали от дома, либо отстреливают, либо отправляют на забой. Это совсем не гуманно, но решает проблему с бездомными псами и распространяющимися в их среде заболеваниями.
Зачем в Китае едят собачатину
Современные китайцы кушают собак, отмечая День летнего солнцестояния. Но у этой традиции есть и другое объяснение:
Важно! Действительно, собака очень живуча, редко болеет и почти всегда умирает исключительно от старости. Но лечебными свойствами ее мясо не обладает. Поедание такого деликатеса здоровью не навредит, но и существенной пользы не приносит.
Такое отношение к этому домашнему животному если и не одобряется, то не осуждается только в Поднебесной. В Гонконге запретили подавать в ресторанах собачатину с 1954 г.
Подготовленная для продажи собака
Европейская культура оказала значительное влияние на азиатов, вытесняя многие неправильные традиции и обычаи, возводя животных в культ. Так, до конца 1980 г. на улицах городов и деревень в Поднебесной едва ли было возможно встретить людей, прогуливающихся с собаками. В эпоху Средневековья псы выращивались с одной целью — служить человеку, они соответствовали ей до конца 20 в. За 2017 г. в Пекине зарегистрировали 1 млн псов в качестве домашних питомцев. Это в 10 раз больше, чем в 1992 г. Это хороший признак, указывающий на то, что ни о какой жестокости китайцев по отношению к животным нет.
Простые американцы и европейцы начали массового селить псов в собственном жилище совсем недавно. До этого обладать домашним питомцем могли только богатые люди, остальные же относились к псам подобно средневековым китайцам. Четвероногий друг был обязан стать хорошим охранником или охотником, а на севере еще и вьючным, ездовым животным.
Изменившиеся условия жизни повлияли и на отношение к питомцам. Псам покупают игрушки, специальные корма, одевают и обувают. В содержании охотника и сторожа необходимость в большинстве случаев отпадает. Собака стала другом, сопровождающим человек по жизни, и это более чем правильно. Но нельзя забывать о том, что все культуры разные, не стоит навязывать что-либо насильно.
Щенки в клетках на рынке для продажи
Особенности китайской еды: как в Китае готовят собак
Псину подают в 122 ресторанах Пекина. Если учесть, что в городе живет несколько миллионов жителей, то это свидетельствует о том, что мясо все же деликатес. В Китае собак в большинстве случаев употребляют в жареном виде, но в Корее из мяса готовят вкусный суп. Это национальное корейское блюдо, для создания которого нужны:
По древнему обычаю такое блюдо подавалось на стол в холодные зимние месяцы. Оно способствовало укреплению иммунной системы и увеличивало мужскую силу. В современной Корее его больше не готовят, но в одном из пекинских ресторанчиков вполне можно заказать. Живьем животных никто не готовит, это не правда, поэтому опасаться нечего.
Важно! Говоря о корейцах, Б. Бордо упомянула о том, что считает нацию, поедающую собак — нацией дикарей. Это высказывание знаменитой актрисы и ярой защитницы животных послужило причиной переосмысления некоторых ценностей и привело к запрету на употребление этого вида мяса. Но пока будет существовать спрос, будет и предложение.
Разделанная тушка для приготовления
Интересно, что китайцы, все же решающиеся на поедание жареной псины на фестивале или в ресторане, употребляют ее вместе с ягодами личи. Это любимое лакомство азиатов, из которого готовят различные варенья и джемы. Поедание его также считается традицией, помогая избавиться от летней жары.
Псина давно уже не используется в качестве основного источника белков и протеинов. Разводить собак с целью получения мяса запрещено во многих странах мира. Исключением считается Китай, поэтому на вопрос, едят ли в Китае собак, можно ответить положительно. Власти КНР продолжают игнорировать требования защитников животных о прекращении издевательств над псами, закрытии магазинов и ресторанов по продаже мяса. Традиции несколько тысяч лет, от нее непросто отказаться, особенно если есть спрос и коммерческая выгода.
Китай перестал считать собак съедобными животными
Китай официально перестал считать собак съедобными животными, что стало реакцией на вспышку коронавируса. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на министерство сельского хозяйства страны.
Так, ведомство убрало собак из списка животных, которых можно считать домашним скотом. Представитель министерства отметил, что по мере развития цивилизации собаки стали считаться только компаньонами человека и потому больше не считаются в Китае скотом.
Материалы по теме
Братья наши вкусные
2 апреля сообщалось, что в китайском городе Шэньчжэнь власти запретили есть мясо собак и кошек. Этот запрет был впервые принят на территории континентального Китая, он начнет действовать с 1 мая. Это стало продолжением реакции на вспышку эпидемии коронавируса, после чего власти по всей стране запретили торговлю и потребление мяса диких животных.
Большинство китайцев никогда не пробовали собачье мясо и не планировали этого делать. До Шэньчжэня потребление и продажа собачьего и кошачьего мяса были запрещены решением местных властей лишь в Тайване. В Гонконге убийство собак и кошек ради употребления в пищу запрещено и карается тюремным заключением на срок до шести месяцев и штрафом в 640 долларов, хотя поедание их мяса не преследуется. На остальной территории Китая употребление в пищу мяса этих животных до сих пор не было запрещено. Более того, в городе Юйлинь ежегодно проходит фестиваль любителей собачьего мяса, приуроченный ко дню летнего солнцестояния.
По последним данным, в мире зафиксировано более 1,6 миллиона случаев заражения коронавирусом, умерли свыше 96 тысяч человек, более 355 тысяч вылечились.
Собачьи бои по-китайски Почему в КНР защищать права животных проще, чем права людей
В Китае деятельность неправительственных организаций строго регламентируется. Однако в стране действуют десятки правозащитных организаций. Правда, борются они за права не человека, а животных. И это встречает самое горячее одобрение официального Пекина. Почему — разбирался профессор Питер Ли, автор журнала Foreign Affairs. «Лента.ру» представляет вниманию читателей перевод его статьи.
За последние годы поле для политического инакомыслия в Китае значительно сократилось, зато все большую популярность набирает движение в защиту животных. В прошлом месяце тысячи китайских пользователей буквально заполонили китайский сегмент интернета гневными сообщениями о похищении собаки-поводыря по кличке Цяоцяо — они опасались, что пса продадут на мясо. Через 35 часов после начала интернет-кампании вор вернул собаку без какого-либо выкупа, приложив анонимную записку с просьбой о прощении.
Материалы по теме
Братья наши вкусные
Обычай китайцев употреблять в пищу животных, которых в других странах держат как домашних питомцев, широко известен. Столь же широко известны и усилия китайских борцов за права животных, пытающихся положить конец этой практике. Каждый год для кулинарных нужд в Китае убивают 10 миллионов собак, 70 процентов из которых — украденные домашние животные. В 2011 году активисты добились закрытия ежегодного фестиваля поедания собак в провинции Чжецзян, чья история насчитывает не одно столетие. Однако самый популярный фестиваль поедания собак, проводимый в городе Юйлинь (провинция Шэньси) с 2010 года в надежде привлечь туристов, не закрылся. В 2014-м активисты на севере Китая перехватили 18 грузовиков, битком набитых собаками, и спасли восемь тысяч животных. В 2015-м аналогичная акция спасла еще три тысячи собак.
Но движение за права животных в КНР этим не ограничивается. Его формы столь же многообразны, как и сам Китай. Долгие годы активисты пытаются покончить с практикой содержания на фермах диких животных. Спрос на рынке медвежьей желчи, оцениваемый в 1,6 миллиарда долларов, привел к отлову свыше 10 тысяч азиатских черных медведей и пяти тысяч тигров. Звери находятся сейчас на фермах и используются исключительно для извлечения желчи, входящей в состав косметических и фармацевтических средств, традиционных лекарств. Кроме того, в КНР на животных до сих пор испытывают косметические препараты, хотя местные ученые работают в тесном контакте с британскими коллегами, чтобы найти альтернативу — к примеру, искусственно выращенные клетки кожи.
Китай — крупнейший в мире производитель мяса. Только за 2013 год китайские животноводы продали 80 миллионов тонн мяса — в два с лишним раза больше, чем американские. При этом в КНР до сих пор почти не применяются гуманные методы забоя. Первые эксперименты в этом направлении относятся к 2007 году. Пару лет спустя правительство выпустило документ, предписывающий забивать животных без лишних мучений, но воз и ныне там.
В китайских зоопарках с животными обращаются жестоко, избивая их, если они не выполняют требования смотрителей. Тигров и львов намеренно морят голодом, чтобы они с большей яростью убивали и пожирали своих жертв во время публичных кормлений. Под давлением зоозащитников и посетителей зоопарки в крупнейших городах Китая — Пекине и Шанхае — изменили отношение к животным, полностью отказавшись от публичного кормления хищников. Но это скорее исключение: Пекин и Шанхай — огромные мегаполисы, куда съезжаются туристы со всего мира. Зоопарки там просто вынуждены соответствовать стандартам, диктуемым соображениями гуманности.
Древние традиции
В Китае с присущими ему идеалами конфуцианства, даосизма и буддизма история борьбы за права животных насчитывает многие века. Поэт времен династии Тан призывал не убивать птиц по весне, так как «птенцы ждут в гнездах своих матерей». Император Юнчжэн из династии Цин любил собак и запретил их употреблять в пищу. Древние китайские законы предписывали умеренность в рыбной ловле, охоте по весне, разрушении птичьих гнезд и добыче яиц, а также запрещали плохо обращаться со скотиной.
Первая в стране ассоциация защиты животных была образована в 1930-х годах в Нанкине — тогдашней столице Китайской Республики — китайцами, получившими иностранное образование. Однако движение за гуманное отношение к четвероногим угасло, не успев зародиться. В 1949-м к власти пришел Мао Цзэдун, считавший защиту животных «буржуазной сентиментальностью». В период его правления — он находился у руля государства до 1976 года — такие выражения, как «защита животных», «любовь к животным» и «сострадание к животным» почти исчезли из китайского лексикона.
Материалы по теме
Второе пришествие Мао
Голод 1959-1961 годов, унесший жизни от 20 до 40 миллионов человек, существенно повлиял на отношение китайцев к еде. В то время любое животное, которое удавалось поймать, отправлялось в котел. После того как в 1979-м у власти оказался Дэн Сяопин, одной из главных забот государства стало развитие и обеспечение продовольственной безопасности многомиллионного населения. Китайская модель развития не предусматривала какого-либо гуманизма в том, что касалось забоя скота. Однако по мере того, как страна открывалась окружающему миру, популярные на Западе идеи защиты животных все больше проникали через китайские границы. В 1980-е Всемирный фонд дикой природы (WWF) открыл в КНР свое отделение. WWF и Международный фонд охраны журавлей (International Crane Foundation) — первые иностранные зоозащитные организации, пришедшие в материковый Китай. Они принесли с собой представления об экологической этике и гуманном отношении к животным.
В 1992 году основана первая инициативная группа, пропагандирующая идею защиты прав животных, — Китайская ассоциация по защите мелких животных (CSAPA). Она вела активную просветительскую деятельность и организовала ряд кампаний, направленных на изменение законов о содержании домашних собак — громоздкого свода правил, призванного ограничить число собаковладельцев. Сперва активисты добились отмены закона, принятого еще при Мао, который в принципе запрещал держать дома собак, — тогда считалось, что эта практика пришла в Китай из-за границы и противоречит идеалам социализма. Тем не менее требование об обязательной регистрации собак сохраняется до сих пор.
CSAPA превратилась в символ борьбы за права животных: ее активисты доказывали общественности и властям, что благополучие зверей — вопрос серьезный. CSAPA поставила перед собой три цели: положить конец жестокому обращению с животными, информировать общественность обо всех случаях такого обращения и добиться законодательного разрешения содержать четвероногих в домах. В итоге к концу 1990-х по всему материковому Китаю действовали сотни групп зооспасателей, добровольных объединений и приютов для животных. На сегодняшний день в КНР насчитывается более 130 миллионов собак, из которых 30 миллионов — домашние. Более того, китайское общество становится все более терпимым по отношению к собаковладельцам.
Новое поколение китайцев, особенно городская молодежь, не приемлет жесткого обращения с животными. В отличие от старших родственников, помнящих пустые прилавки при Мао, молодежь меньше думает о количестве продуктов и больше — об их качестве. Молодые люди осознают, что качество пищевых продуктов напрямую зависит от благополучия животных: к примеру, если скотину кормили концентратами, она может заболеть и ее мясо станет небезопасным для употребления в пищу.
За рубежами
Деятельность китайских зоозащитников уже вышла за пределы страны. В 2012-м американская компания ZZYX Entertainment предложила Китайской народной Ассоциации дружбы с зарубежными странами, действующей под патронажем МИД, организовать самое больше в мире родео-шоу на национальном стадионе в Пекине. Эта инициатива сразу же наткнулась на жесткое противодействие со стороны 68 китайских НПО во главе с пекинской Ассоциацией защиты животных (CAWA). При поддержке американских противников родео из организации SHARK Ассоциация провела переговоры с чиновниками китайского МИД и американскими бизнесменами, финансирующими проект, а также устроила три конференции, на которых рассказала о жестокости, царящей в этом виде спорта. В результате китайские НПО добились своего — шоу отменили.
Еще одну победу китайские активисты одержали на экономическом поле. В 2010-м Канада попыталась организовать продажи тюленьего мяса в КНР. Официальный Пекин отнесся к этому положительно, но китайские зоозащитники во главе с CAWA обратились к правительству с призывом запретить импорт мяса тюленей. Они устраивали акции протеста на международных выставках и шоу, где канадские компании пытались экспонировать продукцию тюленьего промысла. Все же к январю 2011 года переговоры о сделке вышли на финишную прямую. Тогда активисты обвинили канадцев в расизме, указав на то, что Оттава считает Китай «свалкой для тюленьего мяса», поскольку импорт этого продукта в Европу был запрещен в 2009-м. Вскоре после этого китайское правительство взяло тайм-аут для дополнительного изучения обстоятельств дела, а затем и вовсе положило сделку под сукно. В апреле 2014 года канадский министр рыболовства и океанических ресурсов Гейл Ши обвинила защитников прав животных в срыве контракта.
Хотя многие группы активистов действуют неофициально из-за строгих бюрократических правил, затрудняющих регистрацию НПО, кампании по защите прав животных проходят успешно — благодаря крепкой команде активистов, помощи чиновников, сочувствующих их делу, международной поддержке, широкому освещению в СМИ. Но важнее всего то, что зоозащитники не лезут в политику. Власти КНР уделяют вопросу политической стабильности особое внимание, и поэтому их куда больше волнуют активисты, борющиеся за права трудящихся и права человека, сепаратистские группировки в Синьцзяне и Тибете, а также секты «Фалуньгун». Акции зоозащитников, как правило, не представляют непосредственной угрозы стабильности государства.
Материалы по теме
Собачий вальс и кошачий танец
В целом действия защитников прав животных находятся в русле усилий китайских властей по модернизации страны как в культурном, так и в экономическом отношении. Хотя на рынке добычи медвежьей желчи крутятся немалые деньги, он ничтожно мал в общем масштабе экономики Китая, ВВП которого насчитывает 10 триллионов долларов. Прекращение добычи медвежьей желчи не навредит китайской экономике, но поможет улучшить отношения со странами, осуждающими эту практику. Если китайцы улучшат условия содержания скота на крупных предприятиях, это, разумеется, приведет к увеличению издержек. Но в то же время существенно повысится и качество продукции, а на это китайское правительство обращает большое внимание со времен меламинового скандала 2008 года, когда заболели десятки тысяч детей.
Слишком долго зоозащитники по всему миру молчали о страданиях животных в КНР, возмущаясь лишь раз в год — в дни фестивалей летнего солнцестояния, когда забивались и съедались тысячи собак. Конечно, это серьезная проблема, которую Китаю необходимо решить, если страна действительно желает модернизироваться. Но в КНР насчитывается шесть тысяч видов позвоночных — больше, чем где-либо в мире. А защита прав животных касается не только какого-то одного зоологического вида.