отношение к религии партии алаш

Партия Алаш

Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Содержание

История партии

отношение к религии партии алаш. 250px Alash orda. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-250px Alash orda. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 250px Alash orda. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

отношение к религии партии алаш. magnify clip. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-magnify clip. картинка отношение к религии партии алаш. картинка magnify clip. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.

На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание [1].

Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции

На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием [3].

Программа и действия

отношение к религии партии алаш. Stamp of Kazakhstan 646. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-Stamp of Kazakhstan 646. картинка отношение к религии партии алаш. картинка Stamp of Kazakhstan 646. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

отношение к религии партии алаш. magnify clip. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-magnify clip. картинка отношение к религии партии алаш. картинка magnify clip. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

II. Автономии казахских областей присвоить название «Алаш».

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением» [4].

Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».

Лидеры «Алаша» Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская

отношение к религии партии алаш. 30px Aquote1. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-30px Aquote1. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 30px Aquote1. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту — управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже собственность у них не так разграничена, как у других народов. Наводила же ужас на казахов Октябрьская революция своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархиюотношение к религии партии алаш. 30px Aquote2. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-30px Aquote2. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 30px Aquote2. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Пришедшими к власти большевиками партия «Алаш» была немедленно упразднена, а все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.

Наследие Алаш. Алаш 80-х и 90-х

Ранней осенью 1989 года в Алма-Ате было образовано казахское историко-этнографическое объединение “Жеруйык”, непереводимое слово, которое можно передать, как «Любовь (тоска, притяжение) к родной Земле». В числе его создателей было несколько подвергшихся гонениям участников Желтоксана. Уже в ноябре 1989 г. они подали в органы безуспешную заявку на проведение траурного митинга в честь трёхлетия событий 1986-го года. Власти немедленно начали оказывать давление на “Жеруйык”, с требованием очистить ряды от националистов. Их лидер, Арон Нутушев (он же Арон Атабек)[5], был обвинён в финансовых злоупотреблениях, изгнан из “Жеруйык” и покинул на несколько месяцев Алма-Ату «изучать Ислам».

Некоторые авторы считают [6], что фактически никакого съезда “Алаш” не было, а целью такого заявления была спешка, чтобы другие алматинские националисты, во главе с композитором Х. Кожахметовым, не закрепили за собой название “Алаш”.

В 1990-1991 гг. ПННК “Алаш” проводила довольно многочисленные несанкционированные митинги в Алма-Ате с антисоветскими и националистическими лозунгами. Подавляющее большинство их участников не были членами партии, но, в силу указанных выше причин, позиционировали “Алаш” как националистическую организацию, выступающую за независимость Казахстана, и считали своим долгом её поддерживать.

Главным «исламистом» среди лидеров “Алаш” считался её председатель Арон Нутушев (Арон Атабек) и его брат Рашид.

В начале 1991 г. Нутушев (Атабек) переехал в Москву, где создал коммерческую фирму, с целью добычи средств для политической деятельности. С ноября 1991 г. он выпускал “исламскую политическую газету” “Хак”, с довольно большим по казахстанским меркам тиражом в 20 000 экз. В «Хак» номер 2 была опубликована программа и устав ПННК “Алаш”, которые потом неоднократно цитировались исследователями. Однако некая С. Ермекова, считающаяся одним из руководителей «Алаш» того времени, позже заявляла, что эти документы “Алаш” не рассматривались и не утверждались лидерами партии. По её словам, пятеро основателей «поклялись на Коране” не устраивать склок и не создавать «фракции» [7].

Пантюркистская и исламистская программа Нутушева (Атабека) не отражала взглядов большинства сочувствующих Алаш казахов. Она и не могла их выражать, просто в силу доходящей до абсурда противоречивости содержания. Будущий «исламский» и тюркский Туркестан по версии Атабека не содержал признаков теократии, но говорилось о “преодолении разобщённости между религией и государством”. Нутушев (Атабек) призывал к “реформированию ислама в соответствие с… национальными особенностями тюркских народов”, что само по себе недопустимо в Исламе.

К 1992 г. “Алаш” состоял из примерно 30 человек алматинцев, под руководством пяти основателей, которые не стесняясь заявляли в прессе, что незарегистрированная “партия” имеет до трёх тысяч членов и отделения по всему Казахстана.

В декабре 1991 г. алашевские активисты учинили резонансные беспорядки в Алма-Атинской мечети, выразившиеся в драке со сторонниками нового казахстанского муфтия (при этом муфтий получил перелом руки). В ответ власти арестовали нескольких активистов “Алаш”, в том числе Р. Нутушева. Органы завели дело и на А. Нутушева (Атабека), за “оскорбление чести и достоинства” Президента Казахстана. 29 июля 1992 г. в московской квартире Нутушева в Москве сотрудники казахстанской милиции, при поддержке московской, произвели обыск. Лидер “Алаш” укрылся в посольстве Азербайджана, и попросил у президента Азербайджана Эльчибея политического убежища, которое было ему предоставлено. 6 августа 1992 г. А.Нутушев (Атабек) улетел в Баку, где стал заниматься коммерческой деятельностью.

Недолгая история «новой» партии Алаш, безосновательно объявленной создателями наследницей идей исторической «Алаш» (видимо, просто из-за незнания этих идей), как и история других, даже действующих и сегодня казахских националистических «партий» и «движений», (а по сути так и оставшихся кружками из нескольких десятков алматинских интеллигентов и «желтоксановцев», показывает насколько безразлично относятся к националистическим лозунгам в современной казахской среде. Достаточно подробные сведения об «Алаш» 90-х, (хотя и содержащие много безосновательных выводов и оценок, например, о создании «алашевцами» полуподпольной военизированной организации), содержатся в работе Российского Института Стратегических исследований от 1995 года.

Источник

100 лет автономии «Алаш». Всё, что нужно знать о первой казахской республике

Informburo.kz вспоминает историю Алаш-Орды от начала до полной её ликвидации

В декабре 2017-го исполнилось 100 лет со дня основания автономии Алаш и её правительства – Алаш-Орды. В честь такого юбилея мы решили напомнить вам историю первой казахской республики – от основания партии «Алаш» до образования КазАССР. Informburo.kz решило разобраться в истории Алашской автономии – от образования национального движения до ликвидации республики. Помогал нам в этом известный казахстанский историк Радик Темиргалиев. Он провёл экспертизу материала и дал к нему свои комментарии.

Что такое «Алаш» и Алаш-Орда?

Алаш – имя мифического предка казахов, взятое для обозначения общественно-политического движения, позже оформившегося в партию. В своих статьях один из лидеров партии и будущей автономии – Алихан Букейханов писал, что слово «Алаш» на протяжении веков было боевым кличем казахов. Алаш-Орда – название правительства (Народного совета) национально-территориальной автономии, образовавшейся в декабре 1917 года на территории современного Казахстана.

Комментарий историка

Первым казахским правителем, по народным преданиям, являлся Алаша-хан. Объединённый им народ получил имя Алаш. Один из традиционных народных зачинов, предварявших сказания, гласит: «Алаш Алаш болғанда, Алаша хан болғанда» (Когда Алаш стал Алашем, когда Алаша стал ханом). Можно сказать, что «Алаш» – это эндоэтноним (самоназвание), в то время как слово «казах» – это экзоэтноним (название, данное соседними народами). Как это часто бывает в истории, экзоэтноним со временем взял верх и утвердился в качестве самоназвания. Но название «Алаш» также сохранялось как торжественное, возвышенное имя народа, и использовалось в каких-то особых случаях, обычно в публичных выступлениях, литературных произведениях и т.д.

Поэтому бренд (да простят меня традиционалисты) был подобран очень удачный. Необходимо, кстати, отметить, что ещё до образования партии с таким именем название «Алаш» носила издававшаяся в Ташкенте газета небезызвестного Кольбая Тогусова – ставшего впоследствии одним из принципиальных противников алашевцев.

отношение к религии партии алаш. 1911. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-1911. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 1911. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Как появилась партия «Алаш»?

Партия «Алаш» родилась из национального движения казахской интеллигенции. Его участники боролись за права казахского населения на землю, самоуправление, сохранение языка, национальной культуры и традиций. Они входили в состав первых двух Государственных Дум Российской империи и принимали участие в деятельности основных политических партий того времени. К примеру, Алихан Букейханов был одним из лидеров партии кадетов. Самым острым вопросом был аграрный. Лидеры алашского движения выступали против переселенческой политики царского правительства и изъятия земель коренного населения в пользу переселенцев. Они добивались для казахского населения получения права собственности на их землю. В 1913-м основной костяк будущей партии сгруппировался вокруг газеты «Казах» (основатели Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов). Авторы издания в своих статьях популяризировали культуру и науку, освещали вопросы истории, поддерживали и развивали литературу на казахском языке.

После Февральской революции 1917-го многие лидеры движения вошли в состав органов власти Временного правительства. Букейханов стал комиссаром Тургайской области. Байтурсынов и Дулатов работали в земельной управе. Одновременно с органами Временного правительства в Степном крае и Туркестане стали образовываться органы местного самоуправления – казахские комитеты. Весной и летом 1917 года в различных регионах Казахстана прошли областные казахские съезды (самый крупный в Тургае собрал 300 делегатов). Началась подготовка к организации общеказахского съезда. В ходе подготовки к нему была выдвинута идея создания национальной партии. В газете «Казах» в те дни писали, что «программы других партий не отвечают интересам казахского общества». I Всеказахский съезд прошёл в Оренбурге 21-28 июля 1917 года. На нём присутствовали представители от всех областей Казахстана. На съезде было принято решение о создании отдельной казахской политической партии. Был предложен список кандидатов для участия в выборах в Учредительное собрание (Всероссийский парламент). Позже партия получила название «Алаш».

Комментарий историка

Практически все деятели «Алаша» сформировались в аудиториях российских вузов и учительских семинарий. Российские власти полагали, что образованные, русифицированные казахи будут способствовать укреплению имперских позиций в регионе, но на деле вышло иначе. Россия, можно сказать, сама взрастила казахских национал-демократов. Об этом, кстати, неоднократно предупреждали правительство представители консервативных сил. К примеру, тургайский губернатор Баллюзек в 1869 г. писал генерал-губернатору Крыжановскому: «Выгодно ли вообще государству очень хлопотать о высоком умственном развитии инородцев? История нам прямо указывает на то, что с пробуждением народов от исторического умственного сна, или, другими словами, с развитием массы в них является сознание своей национальности и стремление к политической самостоятельности». В свою очередь, такой известный миссионер как Ильминский в 1884 г. писал обер-прокурору Святейшего Синода Победоносцеву: «По моему понятию, киргизов и сартов вовсе не следовало бы допускать в гимназию… В Оренбурге и Троицке киргизы учатся в классических гимназиях, некоторые оканчивают курс и поступают в университет и здесь, как я видел, облекаются в плед и усваивают все принадлежности европейской цивилизации, не русской, а прямо европейской. В наших университетах и даже гимназиях вращаются европейские понятия о национальности; пропитавшись этими понятиями, в какое отношение инородцы должны встать к русским?»

Необходимо также отметить, что общественные деятели, образовавшие впоследствии костяк партии и автономии Алаш, концентрировали свои усилия не только на защите интересов казахского населения. В своих статьях и книгах они большое внимание уделяли критике пороков казахского общества. Особое внимание уделялось вопросу угнетения женщин.

Какие были политические партии, кроме «Алаш»? Кто победил на выборах в Учредительное собрание в Казахстане?

После Февральской революции по всему Казахстану стали формироваться Советы рабочих, солдатских, казачьих и крестьянских депутатов. Большинство Советов возглавляли представители партии эсеров (социал-революционеры). В Казахстане усилили свою работу партии кадетов (конституционных-демократов) и меньшевиков (РСДРП).

Помимо «Алаш», на политической арене Казахстана в 1917-м сформировалмсь ещё две национальные партии. Представителем национально-религиозного направления стала организация исламизма и пантюркизма «Шура-и-ислами». Ее основали представители духовенства и религиозно настроенная интеллигенция южных областей Казахстана. Их главной идеей стало сплачивание тюрко-мусульманских народов и создание национально-религиозной автономии Туркестана. Вскоре от партии откололось более радикальное крыло – «Шура-и-улема», выступавшее за самоопределение на мусульманских принципах и началах шариата. В октябре 1917 года в Омске была образована ещё одна партия – Казахская социалистическая партия «Уш жуз». Лидерами партии стал Мукан Айтпенов и Кольбай Тогусов. «Уш жуз» позиционировала себя как главный оппонент партии «Алаш». Партия выступала за прекращение войны, создание Туркестанской федерации, наделение землёй казахских крестьян и их переход к оседлости. Первоначально не имевшая чёткой политической ориентации, со временем партия стала большевистской.

В ходе подготовки к выборам в Учредительное собрание представители партии «Алаш» создавали региональные органы в основных административных центрах края и активно участвовали в избирательной компании. Букейханов и другие лидеры «Алаш» выступали на митингах и участвовали во всех областных казахских съездах. Эти усилия дали плоды – партия одержала убедительную победу во многих регионах. В Тургайском округе они получили 75% голосов, в Семиреченском – 57,5%. По свидетельству Букейханова, партия провела в Учредительное собрание 43 депутата. Достоверно известно о 10 членах «Алаш», вошедших во всероссийский парламент. Учредительное собрание успело провести всего одно заседание и было разогнано большевиками.

Комментарий историка

В 1910 году Алихан Букейхан прогнозировал: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, сорганизуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение киргизов с прочими мусульманами. Другое, западническое, направление видит будущее киргизской степи в сознательном претворении плодов западной культуры – в самом широком смысле этого слова».

Так оно, собственно, и получилось. Казахская элита разделилась между «Алашем» и «Шура-и-ислами». Но большинство всё-таки поддерживало «Алаш», то есть национализм и западничество, по крайней мере среди казахских интеллектуалов, преобладали над пантюркизмом и панисламизмом.

Партия «Уш жуз» из себя ничего серьёзного не представляла. Даже большевик Сакен Сейфуллин, характеризуя «Алаш» и «Уш жуз» был вынужден признавать, что «если учесть, сравнить состав и образованность руководства той или другой партии, то волей-неволей выводы приходилось делать не в пользу «Уш жуза». Единственным успехом «Уш жуза», наверное, было вовлечение в свои ряды знаменитого борца Кажимукана.

отношение к религии партии алаш. 9992. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-9992. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 9992. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Была ли у «Алаш» программа?

Фактически программа партии «Алаш» не была обсуждена и принята на общем съезде. Первоначально Всеказахский съезд поручил разработать программу партии своим делегатам, отправленным на Всероссийский мусульманский совет. В сентябре 1917-го участник муссовета от Казахстана Жанша Досмухамедов сообщил, что казахские депутаты ещё не прибыли. Время голосования в Учредительное собрание приближалось, и проект программы разработали Букейханов, Байтурсынов, Дулатов, Гумаров, Жаждибаев и Бирмаканов. Проект состоял из 10 пунктов и был опубликован на страницах газеты «Казах» 21 ноября. Проект программы представлял из себя сочетание социалистических и буржуазно-демократических идей. В нём указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой с автономией казахов в её составе. Гарантировалось равноправие для всех, независимо от происхождения, религии и пола. Объявлялась свобода слова, печати, союзов.

Партия выступала за отделение религии от государства, ведение судов на родном языке и в соответствии с местными обычаями. Представители «Алаш» также предлагали ввести подоходный налог, защищать права рабочих (по программе меньшевиков), внедрить бесплатное обязательное образование на родном языке. Подробно в программе рассматривался земельный вопрос. Владение землёй закреплялось в первую очередь за коренным населением. «Алаш» предлагал приостановить переселение крестьян в Казахстан и вернуть казахам незаселённые изъятые участки земли.

отношение к религии партии алаш. 1171. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-1171. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 1171. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Как появилась Алашская автономия?

Алашская автономия была образована вскоре после прихода к власти в стране большевиков. Причиной образования автономии стало стремление представителей интеллигенции защитить народ в условиях развала государства, нарастающей анархии и начала Гражданской войны.

II Всеказахский съезд (5-13 декабря 1917-го) единогласно постановил образовать национально-территориальную автономию в составе демократической федеративной России. На съезде было избрано временное правительство автономии – Народный совет Алаш-Орда. Совет состоял из 25 членов (10 мест оставили для представителей других национальностей, населяющих Казахстан). Правительство возглавил Алихан Букейханов. Алаш-Орда должна была подготовить созыв национального учредительного собрания и провозглашение автономии с последующим утверждением конституции в Учредительном собрании. Съезд также постановил организовать местные органы власти – областные Советы и комитеты, поручил Алаш-Орде взять исполнительную власть над казахским населением в свои руки. Для охраны правопорядка был разработан план создания казахской народной милиции.

Между участниками съезда возник спор по поводу даты объявления автономии: часть из них выступала за немедленное её провозглашение, другие предлагали выяснить отношение к этому некоренного населения, опасаясь негативной реакции со стороны представителей других народов. Кроме того, не до конца был решён вопрос о присоединении к автономии Алаш Туркестана, где ранее под руководством «Шура-и-ислами» была провозглашена Кокандская или Туркестанская автономия. Провозглашение казахской автономии было отложено на месяц, а в Туркестан отправилась делегация от Алаш-Орды.

отношение к религии партии алаш. 8. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-8. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 8. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Какие были автономии, кроме Алаш?

Образование национальной автономии Алаш не было уникальным явлением в то время. После Февральской и особенно Октябрьской революций начался процесс распада бывшей Российской империи. К середине 1918 года было создано более 20 различных правительств и автономий. Оккупированные Германией Польша, Литва, Латвия и Эстония объявили о создании независимых государств (под протекторатом немцев). Независимость была провозглашена в Королевстве Финляндия. После прихода к власти большевиков Украинская рада провозгласила Украинскую Народную Республику в составе федеративной России. До мая 1918-го также были провозглашены Горская республика на территории Северного Кавказа, Молдавская республика, Закавказская Демократическая Федеративная Республика (позже распалась на Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую республики). О своей фактической независимости объявило казачье Войско Донское. Казачьи самоуправления (войсковые правительства) провозглашались в Оренбурге, Сибири и Семиречье.

О создании Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири было объявлено на 2-м Всероссийском мусульманском съезде, в июле 1917-го в Казани. Представители «Алаш» активно участвовали во всероссийском мусульманском движении. Ж.Досмухамедов и В.Таначев были избраны в исполком Всероссийского мусульманского совета. Тюрко-татарская автономия просуществовала недолго. Позже от неё отделились башкирские националисты, провозгласившие в декабре 1917-го (съезд проходил в Оренбурге почти одновременно со Всеказахским съездом) создание автономии Башкурдистан. Однако идея единого тюркского государства полностью не исчезла. Еще в 1918-м лидеры Алаш и Башкирии вели переговоры о создании казахско-башкирского государства. Помимо национальных автономий на территории бывшей империи создавались культурно-территориальные объединения. В Сибири активизировалось движение областников, выступавших за автономное устройство края. В I Сибирском областном съезде принял участие и Алихан Букейханов. Он заявил: «Самоопределение мы хотим получить вместе с Сибирью». Был предложен проект Сибирской автономии от Урала, с включением в неё Киргизского края.

В Казахстане помимо автономии Алаш на мусульманском съезде, прошедшем в Коканде под руководством «Шура-и-Ислами», была провозглашена Туркестанская автономия. Ведущее место в её правительстве заняли представители Алашского движения – Мухамеджан Тынышпаев и Мустафа Шокай. Автономия просуществовала до февраля 1918-го и была ликвидирована большевиками.

отношение к религии партии алаш. 9181. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-9181. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 9181. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Алаш-Орда пыталась договориться с советской властью?

Первое время представители Алаш-Орды пытались вести переговоры с большевиками. По решению правительства для переговоров в Наркомат национальностей (возглавлял И. Сталин) были отправлены депутаты Жанша и Халел Досмухамедовы. 1 и 3 апреля СНК (советское правительство) связывался по прямой линии с Семипалатинском. От Алаш-Орды переговоры с лидерами большевиков вёл Халел Габбасов. Переговоры прошли успешно. Сталин считал возможным признание решений Всеказахского съезда об образовании автономии, при условии признания Алаш-Ордой советской власти и советов на местах. Полномочия Алаш-Орды признавались до созыва учредительного собрания республики.

Представители Алаш потребовали, чтобы в Советах было пропорциональное представительство от проживающих в республике национальностей. Этот пункт для СНК был неприемлем, и Алаш-Орда так и не получила ответа на свои предложения. 21 апреля Габбасов направил повторную телеграмму на имя Сталина и Ленина, на которую также не последовало ответа. Отношения между Алаш-Ордой и советской властью обострились. Советская пресса писала об Алаш-Орде как о «буржуазно-националистической» группе. В Семипалатинском совете разгорелся конфликт между представителями «Алаш» и большевиками по поводу представительства национальных групп на съезде Советов.

18 мая был разогнан областной казахский съезд. Советские власти предприняли попытку арестовать лидеров «Алаша». Представители Алаш-Орды вступили в переговоры с антисоветскими силами и нелегальными офицерскими организациями. 11 июня отряд из 300 милиционеров Алаш-Орды принял участие в свержении советской власти в Семипалатинске. 24 июня 1918-го Алаш-Орда приняла постановление о признании недействительными всех декретов советской власти на своей территории.

Комментарий историка

У большевиков и «Алаш» изначально были реальные основания для сотрудничества. Для алашевцев привлекательность большевиков, в отличие от белых, определялась готовностью признать казахскую автономию. Пусть самостоятельность республики была бы формальной и фактически она управлялась из Москвы, но сам статус уже дорогого стоил. В свою очередь алашевцы, хотя и клеймились как буржуазные националисты, были необходимы большевикам, как авторитетные среди коренного населения личности и грамотные специалисты, по крайней мере на начальном этапе государственного строительства.

Переговоры 1918 года были сорваны главным образом успехами белых, пойти на открытый вооружённый конфликт с которыми для Алаша было бы самоубийственным решением. Перелом в войне в пользу большевиков позволил возобновить переговоры, и алашевцы внесли большую лепту в становление советского Казахстана.

Какую территорию занимала автономия Алаш? Где была её столица и как осуществлялось управление?

Решением Всеказахского съезда в состав будущей автономии должны были войти Букеевская орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Сырдарьинская области, казахские уезды Ферганской, Самаркандской и Амударьинской областей, районы Закаспийской области и Алтайской губернии, населённые казахами. Фактически Алашская автономия никогда полностью не контролировала эти территории. Столицей автономии был выбран город Жана-Семей – пригород Семипалатинска, позже переименованный в Алаш. Практически сразу после образования автономия раскололась на несколько отделений: Западное с центром в поселке Жамбейты (Уральская область), Восточное с центром в Семипалатинске и Тургайское. Лидером западного отделения стал Жанша Досмухамедов. Оно располагалось в Уральской области и имело своё правительство – Уильский Оляят (упразднено в сентябре 1918-го).

Одним из первых решений правительства Алаш стало создание областных и уездных советов Алаш-Орды (состояли из 3-5 человек). Советы занимались сбором налогов, призывом в алашские части, охраной правопорядка и вопросами культурно-экономического развития. Летом 1918-го алашские советы были созданы во всех крупных центрах Казахстана, где пала советская власть. Параллельно с советами Алаш-Орда возродила органы местного самоуправления – земские учреждения. Судебную власть осуществляли организованные Алаш-Ордой национальные и третейские суды. На территории автономии была отменена частная собственность на землю. Разрешение на эксплуатацию земли давалось только Алаш-Ордой. Улаживанием земельных споров занимались третейские суды и земские органы.

отношение к религии партии алаш. 1881. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-1881. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 1881. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Как складывались отношения Алаш-Орды с белыми?

С лета 1918-го лидеры Алаш начали налаживать отношения с антибольшевистскими силами. Главным союзником Восточного отделения Алаш-Орды стало Временное Сибирское правительство. Алашские части совместно с сибирскими войсками участвовали в боевых операциях против красных в Семиречье. Несмотря на это, Сибирское правительство отказывалось признать Алаш в качестве национально-территориальной автономии, передавая этот вопрос Учредительному собранию. Оно признавало за народами право только на культурную автономию (равноправие языков) и местное самоуправление. Между комиссарами Сибирского правительства и органами Алаш-Орды постоянно возникали конфликты по вопросам права на сбор налогов и работы казахских судов.

После успехов белых в Гражданской войне и взятия казаками Оренбурга и Уральска Западное отделение Алаш-Орды заключило союз с войсковым правительством атамана Дутова. Оно также установило тесные контакты с Комучем – Комитетом членов Учредительного собрания, образованным в июне 1918-го в Самаре. В отличие от Сибирского правительства Комуч придерживался идей федерализма и официально признал полномочия всех областных и национальных правительств и право народов на автономию. Комуч оставлял за центром решение военных и иностранных дел, управление транспортными путями и снабжение продовольствием, передавая автономиям широкие права на самоуправление. Члены Комуча, так же, как и лидеры Алаш-Орды, стремились к повторному созыву Учредительного собрания, что ещё больше сблизило их.

В сентябре 1918-го в Уфе прошло совещание всех антибольшевистских сил. От Алаш-Орды в нём участвовали Букейханов, Шокай, Д. и Х. Досмухамедовы. Совещание приняло решение образовать коалиционное правительство – Директорию из 5 человек. Директория сохранила права автономий, но создала должность главуполномоченного для контроля за их решениями. Алаш-Орда возобновила работу упразднённого Сибирским правительством казахского суда. Советы Алаш-Орды продолжали сбор налогов и увеличивали полномочия органов самоуправления. Это привело к конфликтам с представителями нового правительства. 4 ноября 1918-го Директория упразднила все областные правительства и автономии, включая Алаш-Орду. Была введена должность уполномоченного по управлению Алашем.

18 ноября от управления страной отстранили саму Директорию. Вся власть перешла в руки Верховного правителя – адмирала Колчака и его нового совета министров. В составе нового правительства было много монархистов и сторонников единой и неделимой России. Они отказали Алашской автономии в признании. В феврале 1919-го новая власть фактически приостановила деятельность областных советов Алаш-Орды и запретила им создавать милицию. Алашординцы стремились оставить за собой хотя бы минимум самостоятельности, борясь за сохранение земства в Степном крае. После долгих переговоров с правительством Колчака им удалось получить разрешение на возрождение казахских судов. Вопрос о взаимоотношениях колчаковской администрации и Алаш-Орды так и не был до конца решён в связи с ухудшением ситуации на фронте.

Комментарий историка

Белые практически полностью отрицали возможность образования национальных государственных образований. Одним из главных лозунгов для них была единая и неделимая Россия. Поэтому к Алашу они относились соответственно, сотрудничая с представителями национальной автономии только в силу необходимости. В то же время руководители Белого движения считали, что алашевцы не представляют большой потенциальной опасности в силу отсутствия серьёзной народной поддержки. Так, к примеру, атаман Дутов, личный конвой которого состоял из казахских джигитов, писал 24 апреля 1919 г. Колчаку: «Смею Вас заверить, что весь киргизский народ в своей массе не думает о сепаратизме и независимости, а только небольшая кучка интеллигенции и честолюбцев – аксакалов желают власти из-за личных, гл[авным] обр[азом] грабительских целей…».

отношение к религии партии алаш. 1991 01. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-1991 01. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 1991 01. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Были ли у Алаш-Орды вооружённые силы? Участвовали ли они в Гражданской войне?

Алаш-Орда начала формировать свои вооружённые силы с лета 1918-го. Наиболее ярко алашские части проявили себя в боях с Красной армией на Семиреченском фронте. Одним из первых приказов Байтурсынова стала подготовка к формированию 1-го Алашского конного полка. Ещё до этого алашские отряды были созданы в Семиречье. Вместе с казаками они помогли белым удержать позиции и занять Сергиополь (Аягоз). После первых побед на Семиреченском фронте летом 18-го были сформированы ещё три алашские сотни. Они воевали с плохим вооружением, но оказывали красным ожесточённое сопротивление. Белогвардейская печать и атаман Анненков отмечали их стойкость и героизм. К лету 1919-го в составе белой армии было уже два алашских полка – один под командованием Колчака, второй в подчинении армии Дутова. Алашские полки принимали активное участие в ликвидации знаменитой Черкасской обороны. В сентябре 1919-го было создано ещё три алашских кавалерийских полка. Алашские части принимали участие в боях вплоть до окончательного поражения белых в Семиречье в марте 1920-го.

В отличие от восточной части Алаш-Орды, вооружённые формирования Западного и Тургайского отделений практически не участвовали в активных боевых действиях. В Тургайском области с помощью Дутова было сформировано два конных полка в Кустанайском и Иргизском уездах. Кустанайский полк практически полностью дезертировал под Орском после направления в район боевых действий. 2-й полк был использован для сбора налогов в пользу Тургайского совета Алаш-Орды. Для формирования боевых алашских отрядов Комуч выделил из Самары 600 винтовок и пулемётов. Лидер Западного отделения Алаш – Жанша Досмухамедов также приступил к созданию вооружённых сил. В Уиле была открыта первая казахская конная юнкерская школа для подготовки офицеров. Летом 1918-го Досмухамедов призвал две тысячи добровольцев для создания полка. В конце лета началось создание второго полка. Эти части оказались небоеспособны, а в декабре 300 алашских милиционеров подняли в Жамбейты мятеж. Его удалось подавить только с помощью казачьих отрядов. К лету 1919-го в распоряжении Досмухамедова остался лишь небольшой отряд из 500 человек, который не вступал в открытые сражения с красноармейцами.

Одним из драматичных событий с участием алашских частей стал Тургайский мятеж. Весной 1919 года, узнав о наступлении войск Колчака на Восточном фронте, уже сдавшийся советской власти Тургайский отдел Алаш-Орды сверг власть Советов. Алашординцы разоружили наступавший на Тургай отряд кустанайских партизан и взяли в плен его командира. 7 мая подошёл новый отряд красных, который выбил мятежников из Тургая. В неразберихе сражения, без согласования с руководителями алашординцев были расстреляны пленные красноармейские командиры, включая героя восстания 1916 года Амангельды Иманова.

Как была ликвидирована Алаш-Орда?

К концу декабря 1918-го Восточный фронт Красной армии развивал успех и начал вытеснять из Оренбургской и Уральской области белогвардейские отряды. В феврале 1919-го лидеры Алаша приняли решение о переходе на сторону советской власти. Первыми в марте 1919-го Советам сдались лидеры Тургайской группы – Байтурсынов и Дулатов. Байтурсынов прибыл для переговоров с советской властью в Москву. 10 июля 1919 г. декретом СНК РСФСР был организован военно-революционный комитет для управления Киргизским (Казахским) краем. В состав нового правительства вошел Байтурсынов. Кирревком приступил к работе по созыву всеказахского съезда, для организации казахской советской автономии.

В апреле 1919-го Уральский ВРК установил контакт с Западным отделением Алаш-Орды. Начались переговоры, но в связи с военными неудачами Южной группы Красной армии Досмухамедов боялся открыто выступить против казачьего войска, опасаясь расправ над населением. В течении года он лавировал между двумя властями, одновременно ведя переговоры с Советами и Колчаком и стремясь сохранить нейтралитет. В ноябре 4-я армия под командованием Фрунзе взяла столицу западного Алаша Жамбейты. Досухамедов вместе с небольшим отрядом отступил в Кызыл-Кугу. 4 ноября РВС Туркестанского фронта объявил полную амнистию для алашординцев. Переговоры между Туркфронтом и Алаш-Ордой затянулись. Не дожидаясь их окончания, алашординцы в Кызыл-Куге выступили против казаков и захватили штаб Илецкого корпуса. Имущество, вооружение и вооружённые части западного Алаша были переданы новому правительству только весной 1920 года.

Восточное отделение Алаша также признало советскую власть без сопротивления. 5-я армия Туркестанского фронта успешно развивала наступление на Семипалатинск. 1 декабря красные взяли Семипалатинск. 21 декабря Семипалатинский совет Алаш-Орды принял официальное постановление о переходе на сторону Советов. Областной ревком включил в свой состав представителя Алаш-Орды Ермекова. Область фактически перешла под контроль Сибревкома. 5 марта 1920 года военно-революционный комитет Киргизского края официально ликвидировал Алашскую автономию.

отношение к религии партии алаш. 1118. отношение к религии партии алаш фото. отношение к религии партии алаш-1118. картинка отношение к религии партии алаш. картинка 1118. Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Какое значение имела автономия Алаш?

Несмотря на недолгое существование, автономия Алаш и движение Алаш-Орды оказали большое влияние на историю Казахстана. Лидеры «Алаша» впервые выдвинули идею о создании суверенного казахского государства. Алашординцы приложили большие усилия для роста самосознания и культуры казахского народа. Несмотря на поражение в Гражданской войне, алашская интеллигенция не оставила идею создания казахской автономии в рамках советского государства. Представители «Алаша» работали в Казревкоме и киргизском представительстве при ВЦИК. Эти структуры провели большую работу по подготовке к провозглашению советской автономии казахского народа. А. Байтурсынов, А. Ермеков, Х. Габбасов и другие представители казахской интеллигенции собирали историко-статистические, экономические, географические и этнографические данные для определения границ будущей автономии.

После Гражданской войны территория будущей автономии одновременно контролировалась Кирревкомом, Сибревкомом, командованием Туркфронта, Туркестанской АССР, Челябинским и Оренбургским губисполкомами, областными ВРК. Для обсуждения вопросов об управлении республикой и определения её территории было созвано совещание. На нём выступили бывшие алашординцы, предлагавшие объединить республику в границах, определённых на Всеказахском съезде. Их предложения были частично приняты. 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М. И. Калининым и В. И. Лениным декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики» в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. В состав КазАССР вошли Уральская, Тургайская, Семипалатинская и Акмолинская губернии, а также части Букеевской и Оренбургской губерний. В 1924-м территория Казахстана приобрела современные очертания.

Комментарий историка

Автономия Алаш стала первым национальным территориальным образованием на территории российской части Центральной Азии в XX веке, что имело очень важное историческое значение. Большевики, проводя национально-территориальное разграничение на начальном этапе, действовали не произвольно, а отталкивались от существующей обстановки с учётом настроений и идей, популярных среди местного населения и интеллигенции. Поэтому на смену Алашской автономии и Туркестанской автономии были созданы Казахская АССР и Туркестанская АССР, то есть практически то же самое, но под контролем советской власти. Таким образом, можно смело говорить, что образование автономии Алаш в значительной мере предопределило создание Казахской АССР, преобразованной затем в союзную республику, которая, в свою очередь, получила независимость и теперь именуется Республикой Казахстан. В соответствии с «принципом домино», можно сказать, алашевцы сумели столкнуть с места первую костяшку и запустить цепь событий, которые и привели к этому результату.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *