отношение к окружающим андрея болконского

Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.

Портрет: описание внешности, манера поведения

Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.

С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.

Происхождение, семья

Андрей Болконский — дворянин, единственный сын генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, безвыездно жившего в своём имении Лысые Горы. Отец дал сыну хорошее образование, трудовое воспитание, приучил быть деятельным. Младшая сестра князя Андрея княжна Марья жила вместе с отцом, а князь Андрей жил в Петербурге вместе со своей женой Лизой.

Характер

Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.

Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:

Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.

Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.

Отношение к окружающим

Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.

Отношение к светскому обществу

К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.

Отношение к семье

Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.

К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.

В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.

К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова

Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.

Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».

Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.

Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.

Служба. Участие в войнах

Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.

Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).

Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.

Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).

Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.

Духовные искания

Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.

Начало пути духовных исканий

Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.

Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.

Духовное перерождение

В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».

Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.

После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».

Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.

После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.

Заключение

Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.

Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Отношение к окружающим андрея болконского

Андрей Болконский

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой ставит нравственные и философские вопросы о смысле жизни и назначении человека, о добре и зле, о правде и красоте, заставляя своих любимых героев пройти путь кризисов, тяжких сомнений, самопознания и слияния с другими людьми.

Одним из таких персонажей является князь Андрей Николаевич Болконский, отличавшийся независимостью нрава, прямотой суждений, всесторонней образованностью, огромной силой воли и умом. «Пьер всегда удивлялся способностям князя Андрея, спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти (он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться».

Подчёркивая презрительное отношение Андрея Болконского к праздному обществу, писатель описывает князя в салоне Шерер сухим аристократом, брюзгой, недовольным самим собой и окружающими. У него усталый, скучающий взгляд, «тихий мерный шаг», часто «гримаса портит его красивое лицо». Но когда к нему подходит Пьер, которого Андрей считает «одним живым человеком» в «свете», то лицо Болконского освещается «неожиданно доброй и приятной улыбкой», а при беседе с графом всё дрожит «нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском».

Гордый и холодный со всеми, кто ему неприятен, князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен с людьми, чуждыми всякой фальши и лжи. Он уважает Пьера, гордится старым отцом, его делами, образом мыслей, честью и благородством; нежен с сестрой Марьей, с которой духовно близок ( их соединяют воспоминания детства, в котором было много тепла, света и теплоты). Князь Андрей, одарённый творческой натурой и глубокими чувствами, стремится к широкой и государственной деятельности, ищет смысл жизни в делах, которые бы удовлетворили его честолюбие, стремление к власти и славе.

Однако следует сказать, что князь Андрей не способен к сделкам с совестью, и его стремление к славе сочетается с жаждой бескорыстного подвига, благородством и мужеством. В армии Болконский становится «любимым и доверенным» адъютантом командующего, в штабе им одни восхищаются и подражают, другие считают «надутым, холодным и неприятным. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись». Болконский был отмечен как способный офицер, ему поручались ответственные задания. Под Шенграбеном князь не избегает опасности, «шагая через тела и под страшным огнём французов», помогает убрать орудия батарее Тушина, защищает его перед Багратионом и отдаёт ему должное как герою дня.

Мечты о славе незаметно соединяются у Андрея с болью за состояние армии, за солдат и офицеров. Его многогранной натуре свойственны и честолюбивые планы, индивидуалистические устремления — и подлинная человечность, и душевная теплота, и искренняя забота о людях.

В день Аустерлицкого сражения Болконский полон решимости кВот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело». Со знаменем в руках он бросается под пули, пытаясь остановить бегущих в панике и ужасе русских воинов, и увлекает их за собой в атаку. В этот момент Андрей не думает о себе: он движим чувством долга и патриотического порыва.

Духовное возвышение над всем суетно-тщеславным оборачивается презрительным отношением князя Андрея к своему кумиру — Бонапарту: «Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками».

На поле Аустерлица князь Андрей переживает внутренний кризис, приходит к пониманию новых жизненных ценностей. Всё, что казалось теперь ему прежде значительным и важным, теперь выглядит иначе: теперь он думает не о бранной славе и почестях: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах представлялись ему».

Но может ли деятельная, кипучая натура князя Андрея довольствоваться радостями деревенского бытия? Недаром его взгляд «был потухший, мёртвый», а в улыбке выражалась сосредоточенность и убитость».

Л. Н. Толстой показывает, как трудно его герой, пережив тяжёлый душевный кризис, возвращается к активной деятельности, к людям, к новым поискам.

Встреча с Пьером на пароме дала тот толчок, с которого «началась. во внутреннем мире» Болконского «его новая жизнь». Ожил потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Безвыездно прожив в деревне два года, князь Андрей проводит крестьянскую реформу в имении («триста душ было перечислено в вольные хлебопашцы»), открывает больницу и строит школу: «В Богучарово была выписана на его счёт учёная бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте».

Жизнь его под влиянием влюблённости совершенно меняется: он чувствует в душе «что-то новое и счастливое», делает «планы на будущее». Но увлечение Наташи Анатолем Курагиным разрушает мечты князя Андрея о семье. И «тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определённый, давлевший его свод, в котором всё было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Надменный аристократизм, жёсткость (черта всех Болконских) и гордость не позволяют князю Андрею простить Наташу. Он говорит Пьеру: «Помню. я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту. про всё это».

Тяжёлая рана, полученная под Бородином, обрывает деятельность князя Андрея, но пытливая мысль приводит его к новому чувству: состраданию и любви «к любящим и ненавидящим», к той любви, «которую проповедовал Бог на земле, которой. учила княжна Марья» и которую он не понимал. А такая вечная любовь требует, по мнению Болконского, отречения от жизни: «Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью». Увидев рядом с собой Наташу, умирающий князь Андрей вновь возвращается к мысли о жизни. В его душе борются противоречивые утверждения: «Любовь есть Бог, и умереть — значит, мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Князь Андрей Болконский — личность трагическая, так как его жизнь постоянно связана с крушением сложившихся представлений о славе, о героизме, об общественной деятельности, о любви и счастье, которые переплетаются с аристократической гордыней и максимализмом, неудовлетверённым самолюбием и тщеславием.

Несмотря на множество замечательных черт ( честность, мужество, принципиальность) Болконскому не хватает той простоты, добра и правды, которые и создают, по мнению Л. Н. Толстого, истинное величие человека.

Источник

Cемья Болконских в романе «Война и мир»

отношение к окружающим андрея болконского. bueymeoa. отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-bueymeoa. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка bueymeoa. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.

Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» является одной из ключевых сюжетных линий романа.

На протяжении всего повествования персонажи эволюционируют, развиваются, меняют свои убеждения и меняются сами, в лучшую или худшую стороны.

Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

Представим описание каждого члена этой семьи.

Князь Николай Болконский

отношение к окружающим андрея болконского. 22sejvco. отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-22sejvco. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка 22sejvco. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.Глава семьи Болконских в романе предстает скупым, ограниченным тираном. Он дурно обращается с дочерью, не дружен с сыном.

По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.

Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.

Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.

Князь Андрей Болконский

отношение к окружающим андрея болконского. irln2uj4. отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-irln2uj4. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка irln2uj4. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.Характер Андрея Болконского претерпевает по мере развития сюжета значительные изменения.

На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.

Цитата: «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.

Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:

От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.

Княгиня Лиза Болконская

отношение к окружающим андрея болконского. . отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка . В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.Княгиня Лиза, вышедшая замуж за год до описываемых в романе событий, ожидает первенца.

Несколько раз автор подчеркивает ее красоту и живость характера, очаровательные манеры и изящество. Она называется Толстым «маленькая княгиня», подчеркивая не только ее рост, но и положение в семье.

Княгиня Лиза – светская женщина, она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.

Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.

Княжна Марья Болконская

отношение к окружающим андрея болконского. . отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка . В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.Княжна Марья некрасива физически (автор описывает большие прекрасные глаза княжны, накладывающие отпечаток на весь ее облик и скрывающие внешнюю непривлекательность), но благородна и добра.

Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.

Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.

Николенька Болконский

отношение к окружающим андрея болконского. boz2i4ig. отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-boz2i4ig. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка boz2i4ig. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.Сын Андрея, Николенька ребенок, не знавший матери. Воспитывался у деда, в честь которого и был назван, затем у тетки, которые привили ему идеи служения народу и чувство патриотизма.

Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.

Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.

Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.

Мадемуазель Бурьен

отношение к окружающим андрея болконского. . отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка . В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.Компаньонка, живущая в доме Болконских так давно, что ее считают членом семьи, мадемуазель Бурьен хороша собой, обладает веселым живым характером.

Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.

Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.

Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.

Описание имения Болконских Лысые горы

отношение к окружающим андрея болконского. nzynfqm4. отношение к окружающим андрея болконского фото. отношение к окружающим андрея болконского-nzynfqm4. картинка отношение к окружающим андрея болконского. картинка nzynfqm4. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.Лысые горы расположены недалеко от Смоленска. Главная часть имения — дом, описывается как большое мрачное здание, в котором царят строгость, раз и навсегда заведенный порядок.

Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги.

Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.

Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских

Андрей и Марья были друзьями в детстве и сохранили дружеские отношения в старшем возрасте. Их отец, старый князь, был нетерпимым и жестким родителем. Его педантичность, граничащая с грубостью, нередко заставляла дочь плакать.

Однако по-своему старик любил своих детей, и они ощущали эту любовь. Княжна Марья была счастлива и довольна своей жизнью в семье.

На чем основана семейная близость Болконских

Как и во многих дворянских домах России, членов семьи сплачивали общие славные предки, долг перед Отечеством, интересы семьи и рода. Животная, нерассуждающая привязанность друг к другу не для Болконских – они рационалистичны, руководствуются не сердцем, но разумом.

Интересы семьи

Все члены семейства Болконских высоко ставят интересы рода и семьи. Князь Андрей женился в положенное время из-за необходимости произвести на свет наследника, чтобы род не угас.

Княжна Марья не рассматривает мезальянс – брак с человеком, находящимся ниже ее по социальному положению, не может удовлетворить представительницу древнего рода.

Старый князь является патриотом не только Отечества, но и своей семьи, воспитывая детей, а потом и внука в духе верности идеалам дворянства.

Обстановка в доме, семейный уклад и традиции

Благодаря тяжелому характеру старого князя, атмосфера в семейном гнезде была напряженной и невеселой. Чопорность граничила с ханжеством, веселье и пренебрежение традициями отвергались.

Представители молодого поколения большую часть времени предпочитали проводить вне дома.

Старый князь был ревностным приверженцем традиций – все в доме, начиная от утреннего приветствия и заканчивая подачей ужина подчинялось раз и навсегда заведенному порядку, было рассчитано по минутам. Распорядок и традиции объединяют семью.

Отношения к окружающим семьи Болконских

Семья представляет собой замкнутый самодостаточный мир. Естественно, как положено аристократам, Болконские посещают званые ужины, рауты, бывают в салонах.

Однако поведение князей холодное, отстраненное, замкнутое. Единственным исключением является светская княгиня Лиза, ставшая частью семьи в результате замужества.

Все смешалось в доме Болконских

Не верная цитата, настоящая «Все смешалось в доме Облонских» из «Анны Карениной». Не следует путать эти фамилии, принадлежащие перу великого русского писателя, ведь под каждой из них скрывается своя история.

Это интересно: экранизация романа «Война и мир» 2007 года была признана кинокритиками провальной ввиду большого количества исторических неточностей. Не соответствует времени одежда персонажей, украшения, военные регалии. Именно поэтому по отношению к фильму можно встретить перефразированное выражение «Все смешалось в доме Облонских», часто встречающееся в сочинениях на тему творчества Льва Толстого.

Сравнение семьи Болконских и Ростовых

Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.

КритерийБолконскиеРостовы
1Семья и отношения в нейАскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф.Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать.
2Конфликт поколенийСтарый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует.Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь.
3Отношение к природеВозвышенное, замечают отстраненно.Близки к природе, пользуются ее благами.
4ПатриотизмЯрые патриоты.Ярые патриоты.
5ДуховностьДуховные чувства развиты в индивиде обособленно.Близки к народу, природе, Богу.

Заключение

Семья Болконских нетипична для описываемого времени. Строгий жизненный уклад, рационалистичность, несгибаемость, высокие требования к морали характеризуют всех ее членов.

Писатель возлагает надежду на лучшее будущее России на продолжателей рода Болконских и невымышленных людей, похожих на них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *