отношение к критике какое бывает
«Критика — это событие в чужой голове»: как правильно реагировать на замечания в свой адрес
Елена Щур
Критика настолько неприятна, насколько приятна похвала, — только еще в 10 раз хуже. Может показаться, что так считают лишь невротики и неисправимые пессимисты, но это не так. Нередко можно встретить рассказы, как одно замечание заставило кого-то забыть о десятке положительных отзывов. Писатель Дэвид Кейн в своем блоге Raptitude рассказывает о том, что это нормальное явление для человеческой природы.
Критика на эмоциональных весах перевешивает похвалу. Негативные события ярче отпечатываются в памяти, так что утрата обладает большим эмоциональным весом, чем приобретение. Если задуматься, это вполне логично с точки зрения выживания. Помнить об опасности и представлять ее в более ярких красках — важнее, чем думать о награде. Ущерб от негативных событий (от колкого замечания или порезанного пальца — неважно) учит, как избегать физической опасности и быть в хороших отношениях с окружением. Хорошие события полезны и важно помнить, как их добиваться, но долго думать о них не имеет большого смысла. Подобную точку зрения в своем исследовании подтверждает социальный психолог, профессор Рой Баумейстер: «Негативные эмоции, осуждающие родители и критическая реакция оказывают на нас большее влияние, чем хорошие».
Естественный побочный эффект такой переоценки негативного — большая пассивность в жизни. Кажется, что ущерб от плохого результата больше, чем награда за хороший, поэтому разумно как можно реже предпринимать и пробовать что-то новое. Как говорил писатель Эльберт Хаббард: «Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем».
В целом понятно, к чему клонит Хаббард: хотя критика и очень болезненна, полный отказ от нее слишком дорого обходится с точки зрения социальной жизни и творческих целей. А может, это и вовсе невозможно. Впрочем, даже если мы понимаем, что переоцениваем значение критики, одно какое-нибудь замечание может мучить нас всю ночь, даже если за целый день ничего плохого не произошло. Как помешать критике вторгаться в мысли таким образом?
Критика — это событие в чужой голове
Прежде всего, надо осознать, что критика полностью основывается на опыте критикующего, а не объекта. Все начинается с внутренней реакции критика, с соотношения того, что он видит, и того, о чем это ему напоминает. Если на работе кто-то считает вас подхалимом, то, возможно, вы просто напоминаете этому человеку подхалима с его бывшей работы. Может, вы используете в речи те же фразы и носите такие же свитера. В голове этого человека вы — воплощение негативного опыта из прошлого, поэтому он плохо к вам относится по привычке или в результате ассоциации, и все, что вы делаете, проходит через эту призму.
Мы постоянно реагируем на то, как другие ведут себя, сравнивая то, что мы видим, с тем, что мы видели в прошлом, и происходит это очень быстро. Этим управляют эмоции, и мы не успеваем подумать, преждевременны ли выводы о том или ином человеке, и вообще выводы это или просто наблюдения. Этот анализ происходит без нашего ведома и желания. Единственная разница между критическим и некритическим взглядом на вещи — это озвучиваются мысли или нет.
Критика, в ее повседневном, ненаучном смысле, касается внешних признаков. Мы смотрим на человека и видим что-то, что нам не нравится. Мысль развивается так: «Я видел это раньше, это плохо». Но все ситуации разные, даже если участник в них один и тот же. Вы не видели раньше этой сцены, по крайней мере, она была не совсем такой. Вы просто не можете за то время, что требуется на формирование суждения, понять и оценить бесчисленные невидимые факторы, которые могут быть причиной высказывания или поступка человека, на которых вы в данный момент сосредоточены.
Единственная разница между критическим и некритическим взглядом на вещи — это озвучиваются мысли или нет.
Итак, для критикующего процесс суждения зачастую очень поверхностный и эфемерный, в то время как объект нередко воспринимает критику в свой адрес как обвинительное заключение, которое касается непосредственно его внутренней сути. Хотя на самом деле критикующий хочет сказать: «Мне не нравится, как это выглядит». В сознании же адресата фраза превращается в «Ты не должен быть таким, какой ты есть».
Часами, днями вы негодуете по поводу того, как осмелился сказать про вас что-то нехорошее. Но это не про вас. Критика на самом деле была просто реакцией на мимолетное внешнее проявление, где вы оказались случайным участником. Она пропущена через мировоззрение человека, его эмоциональное состояние и личный опыт. Критика — внешнее проявление внутреннего сигнала тревоги, который касается вас только в силу обстоятельств. Любой человек намного сложнее, чем одно из его 10 тысяч внешних проявлений, но большинство критических суждений основывается, в первую очередь, на том, чем вы показались в определенный день, в определенный момент времени.
Эти два чувства, критикующего и объекта, словно корабли в ночи: каждый думает, что он один в море. Поэтому не стоит воспринимать обычную критику как очень личное. Возможно, вы узнаете о себе что-то новое, заметив, как невольно соглашаетесь с тем, что говорят люди, но это не значит, что их критика — осмысленная оценка вашей личности. Конечно, из этого есть исключения: например, когда давний друг, который вас хорошо знает, критикует вас по давнему вопросу. Но такое случается лишь несколько раз в жизни, и обычно это идет на пользу.
Поставьте себя на место другого
В любом случае, гораздо выгоднее и полезнее (это сводит в минимуму внутренние мучения) считать, что критика — просто событие в чужой голове. Если мы не попадемся в ловушку защитной реакции, то сможем воспользоваться одним из самых действенных инструментов для ответа на критику — эмпатией.
Изначально центр внимания сосредоточен на отношениях между внешней критикой и нашими внутренними ощущениями. Сможете ли вы воспользоваться этим первым «уколом» и вспомнить, что на самом деле представляет собой критика? Это внутренние отношения между тем, что критикующий видит, и чувством, которое у него от этого возникает.
Ричард Карлсон в своей книге «Не переживайте по пустякам» дал ключ к решению проблемы: «Просто из интереса согласитесь с критикой, направленной в ваш адрес (и посмотрите, как она сама отступит)». Это эффективнее, чем кажется. Суть не только в том, чтобы дать разрядку критикующему и лишить его предмета критики (хотя уже это может помочь). Важнее понять, что такого вы делаете, что может вызвать подозрение или опасение в постороннем наблюдателе.
Когда вы замечаете, что начинаете реагировать на критику, напомните себе, что вы просто наблюдаете за внешним проявлением невольной игры в свободные ассоциации в голове другого человека.
У критикующего может вообще не быть никаких реальных оснований: он может что-то не так понять, неправильно предположить или иметь слишком ограниченный взгляд на мир, чтобы осознать ценность того, что вы сказали или сделали. Но в любом случае, чаще всего вы сможете понять, что провоцирует критику, если попытаетесь. Может оказаться, что это то, за что вы часто критикуете других: высокомерие, чрезмерное восхищение собственными идеями, неуверенность, ханжество — вот лишь некоторые качества, которые есть у всех.
Даже если вы уверены в безосновательности критики, можно многое понять, если задаться вопросом, откуда она берется. Причина может оказаться вполне разумной (просто вы о ней раньше не задумывались), а может быть, это обычное недоразумение, которое нужно прояснить. Ситуация также может навести на мысль, что не все поймут причину вашего поступка, что, может быть, вполне нормально. В любом случае, это остужает пыл и притупляет желание вступать в спор или нападать на другого человека.
Когда вы замечаете, что начинаете реагировать на критику, напомните себе, что вы просто наблюдаете за внешним проявлением невольной игры в свободные ассоциации в голове другого человека. В том, что вы говорите или делаете, они видят собственное прошлое, а не вас.
Иконки: 1) Mister Pixel, 2) Andrew J. Young, Luis Prado.
Конструктивная критика и деструктивное критиканство. Сходство, отличия и способы не перепутать.
Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает. И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути. В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.
Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни. Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи. Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.
Полезный конструктив
Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.
Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт. И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать. Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.
Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.
В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.
В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.
В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.
Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.
Какие бывают виды критики?
Относительно пользы можно выделить два вида критики: конструктивную и деструктивную.
Деструктивная критика, направлена исключительно на унижение одного человека другим. Она всегда необоснованна, критикующий человек, может сильно обидеть другого человека. Не всегда это делается специально, чаще всего необоснованную критику можно услышать даже от родителей, в моменты, когда их чадо окончательно вывело их из себя или от человека, которому вы просто надоели в силу определенных обстоятельств, возможно, он даже не хотел вас обидеть специально. Даже в детстве неосторожно брошенное слово может навсегда остаться в памяти ребенка. Например, мать может в приступе злобы сказать своей стройной дочери «ты слишком полная», и та непременно всю оставшуюся жизнь будет пытаться соответствовать «эталонам красоты» матери. Это тоже критика, только деструктивная.
Конструктивная критика на первый взгляд мало чем отличается от деструктивной, однако, она не несет в себе разрушительной силы. Конечно, как и в первом случае, один человек говорит не совсем приятные вещи другому, но делает это для того, чтобы тот понял свои ошибки. Об этом виде критике мы расскажем более подробно.
Неконструктивная критика
Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» – отсутствие конкретики и слишком много эмоций.
Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.
В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает – остается загадкой.
Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.
Профессия критик
Описание профессии
Трудно не судить кого-то, если его любимый фильм – полное дерьмо. Подслушано на Уолл-стрит.
Критик (греч. — искусство разбирать, судить) — это высокообразованный специалист в области искусства (изобразительного, кино, театра) и литературы, умеющий хорошо писать, обладающий развитым эстетическим вкусом и, что весьма важно, особым даром распознавать истинное творчество, определять место того или иного произведения на шкале мировой культуры.
Это, если хотите, властитель дум, даже в какой-то степени некий страж, Цербер, охраняющий вход в зал вечной славы. В древнегреческой мифологии Цербер изображался в виде трехглавого пса с ядовитой змеей вместо хвоста. А змея, хоть и ядовита, тем не менее, как мы знаем, — символ мудрости и здоровья. Это в идеале.
Распространенное заблуждение считать, что критики — неудавшиеся писатели, музыканты, режиссеры и художники. Критика, конечно, вещь субъективная. И все-таки профессионала от любителя отличает объективное, взвешенное, аргументированное мнение.
Профессия критика наиболее актуальной является в сфере культуры. Именно здесь слово критика имеет большое значение и ему предоставлена большая свобода. Для того, чтобы к его мнению прислушивались и верили ему, критик должен обладать определенными знаниями, художественным вкусом, умением анализировать, давать адекватную оценку творчеству.
Более того, критик дожжен очень хорошо знать и разбираться в контекстах, которые неминуемо влияют на восприятие произведения – исторические реалии, факты жизни автора, вехи развития данного вида искусства и его современное состояние, творения других великих художников и т.д. Все это является своеобразной призмой, через которую и воспринимается каждый конкретный шедевр, вот только неквалифицированная аудитория учитывает эти факторы бессознательно, а критик – осознанно.
Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы, музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К критикам относят знатоков и ценителей, обычно профессионально подготовленных, которые регулярно оценивают и интерпретируют концерты, спектакли, произведения различных искусств и, как правило, публикуют свои наблюдения и суждения в периодических изданиях.
Личные качества
Всякие бывают люди и всякие страсти. У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается (В.Г. Белинский).
Любой критик должен быть готов не только к ответственности, но и к неблагожелательному отношению людей. Далеко немногие способны воспринять критику и сделать выводы – как правило, любая критическая статья приносит за собой нападки несогласных.
Образование (Что надо знать?)
Нет такой специальности в учебных заведениях. Желающий стать уважаемым критиком может иметь любую профессию. Чаще всего это люди с образованием в сфере журналистики или культуры. Но в первую очередь нужен талант, как и тем творческим людям, кого предстоит критиковать.
Чтобы грамотно доказать свою точку зрения, специалисту нужно прекрасно разбираться в том виде искусства, которое он критикует.
И не забываем, что «из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время».
Место работы и карьера
Критики могут работать в газетах, журналах, на телевидении, в издательствах или дома.
Родственные профессии:
, Издатель, Искусствовед, Писатель, Философ
Где учиться?
Вузы по специальности | Специальность | Формы обучения | Стоимость за год (рубли) | Проходной балл (2018 г.) |
Уральский государственный горный университет (УГГУ) | Искусство костюма и текстиля | Очная (4 года) | 250 000 | |
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова | ||||
Институт гуманитарного образования | Журналистика | Очная (4 года) | 120 200 | |
Институт строительства, архитектуры и искусства | Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы | Очная (4 года) | 171 500 | |
Курганский государственный университет | Журналистика | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (10 мест) 101 210 28 100 | от 250 |
Челябинский государственный университет | ||||
Факультет журналистики | Журналистика | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (10 мест) 138 900 39 400 | от 236 |
Историко-филологический факультет | История | Очная (4 года) | бесплатно (17 мест) 120 400 | от 228 |
Историко-филологический факультет | Религиоведение | Очная (4 года) | бесплатно (15 мест) 120 400 | от 197 |
Факультет Евразии и Востока | Философия | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (14 мест) 120 400 39 400 | от 203 |
Тюменский государственный институт культуры | Музыкально-инструментальное искусство | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (10 мест) 220 000 65 000 | |
Тюменский государственный институт культуры | Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы | Очная (4 года) | бесплатно (6 мест) 220 000 | |
Тюменский государственный институт культуры | Народная художественная культура | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (10 мест) 220 000 65 000 | |
Тюменский государственный институт культуры | Музыкознание и музыкально-прикладное искусство | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (4 места) 220 000 65 000 | |
Уральская государственная консерватория (академия) имени М. П. Мусоргского | Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (Древнерусское певческое искусство, Этномузыкология) | Очная (4 года) | бесплатно (10 мест) 150 000 | |
Уральская государственная консерватория (академия) имени М. П. Мусоргского | Музыковедение | Очная (5 лет) | бесплатно (4 места) 140 000 | |
Уральская государственная консерватория (академия) имени М. П. Мусоргского | Музыкально-инструментальное искусство (Фортепиано, Оркестровые струнные инструменты, Оркестровые духовые и ударные инструменты, Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты) | Очная (4 года) | бесплатно (30 мест) 162 000 | |
Уральская государственная консерватория (академия) имени М. П. Мусоргского | Музыкально-театральное искусство | Очная (5 лет) | бесплатно (6 мест) 220 000 | |
Тюменский государственный университет | ||||
Институт социально-гуманитарных наук | История | Очная (4 года) | бесплатно (17 мест) 139 707 | от 236 |
Институт социально-гуманитарных наук | Журналистика | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (16 мест) 150 000 79 455 | от 263 |
Гуманитарный университет | ||||
Факультет телерадиожурналистики | Журналистика | Очная (4 года) Очно-заочная (5 лет) Заочная (5 лет) | 111 300 64 860 50 880 | |
Челябинский государственный институт культуры | ||||
Культурологический факультет | Культурология | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | 188 300 35 000 | от 180 |
Консерваторский факультет | Музыкознание и музыкально-прикладное искусство | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (8 мест) 235 500 46 000 | от 257 |
Консерваторский факультет | Музыкально-инструментальное искусство | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (17 мест) 235 500 46 000 | от 251 |
Хореографический факультет | Народная художественная культура | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (12 мест) 188 300 38 000 | от 312 |
Факультет декоративно-прикладного творчества | Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы | Очная (4 года) | бесплатно (5 мест) 188 300 | от 278 |
Факультет декоративно-прикладного творчества | Народная художественная культура | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (26 мест) 188 300 38 000 | от 247 |
Южно-уральский государственный университет | ||||
Институт социально-гуманитарных наук | История | Очная (4 года) | бесплатно (15 мест) 126 900 | от 225 |
Институт социально-гуманитарных наук | Журналистика | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (6 мест) 126 900 56 300 | |
Уральский государственный архитектурно-художественный университет | ||||
Институт изобразительных искусств | Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы | Очная (4 года) | бесплатно (16 мест) 246 490 | |
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина | ||||
Уральский гуманитарный институт | Философия | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (20 мест) 138 700 74 000 | от 238 |
Уральский гуманитарный институт | Религиоведение | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (15 мест) 138 700 70 000 | от 216 |
Уральский гуманитарный институт | Культурология | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (10 мест) 168 000 70 000 | от 242 |
Уральский гуманитарный институт | Журналистика | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (6 мест) 190 000 84 000 | от 286 |
Уральский гуманитарный институт | История | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (21 место) 138 100 74 000 | от 250 |
Уральский гуманитарный институт | История искусств | Очная (4 года) Заочная (5 лет) | бесплатно (6 мест) 168 000 70 000 | от 244 |
Учимся критиковать
Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.
А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?
Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.
Выбираем способ критиковать
Даже если Вы руководитель с абсолютно демократическим стилем управления — убежден, что время от времени вы сталкиваетесь с необходимостью критиковать сотрудников.
В. Б. Шапарь в своей книге «Психология манипулирования» дает примеры разнообразных видов критики. Ознакомившись с ними и начав применять, вы сможете более точно использовать критику для управленческих воздействий.
Типичные ситуации для критики: сотрудник выполнил задание, но руководителя не устраивает результат; работа не выполнена; работа выполнена с нарушениями; работа выполнена не вовремя.
Критика-похвала Хорошо, но не идеально!
Безличная критика Угадайте, кто
Критика-озабоченность Добавьте личных эмоций
Критика-сопереживание Прекрасно вас понимаю!
Критика-сожаление Мне жаль…
Критика-удивление Как же так?
Критика-смягчение Разделяем ответственность
Критика-предупреждение Предупреждаю!
Критика-требование Требую!
Подбадривающая критика Не вешать нос! Попробуйте еще!
Критика-замечание Примите к сведению!
Критика-вопрос Как исправите?
Критика-опасение Боюсь, что не сможете
Критика-упрек Ну что же вы?
Критика-надежда Надеюсь, что исправитесь!
Критика-аналогия По сравнению с…
Правила критики
Если хотите, чтобы ваша критика достигла цели (изменить поведение сотрудника!), руководствуйтесь следующими правилами: