отношение к иностранным словам у пушкина было двойственное с одной стороны
Входной контроль. 10 класс
Просмотр содержимого документа
«Входной контроль. 10 класс»
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) жалюзИ 2) исчерпАв 3) согнУтый 4) красивЕе
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) наиболее глубоко 2) ляжьте на пол 3) пара варежек 4) в трехстах метрах
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) оп..раясь, пол..жение, экспер..ментальный
2) р..мантичный, орг..низовать, р..форма
3) благосл..венный, просл..вление, просв..тить
4) восх..щение, заж..гать, оп..реться
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
а) высуш. нный, наде. шься
в) услыш. шь, просе. нный
5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом.
Детям отвели (не)большую, но светлую и уютную комнату.
Со дня отъезда Лизы в квартире все оставалось (не)тронутым.
Вдалеке виднелись серые (не)законченные постройки.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Айвазовский обладал исключительно разносторо(1)им дарованием, в котором были счастливо сопряже(2)ы качества, соверше(3)о необходимые для художника-мариниста.
1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 3
7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Слышался шум неугомонного ручья ( ) и чувствовалось его холодное дыхание.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.
1) 1,2 2) 1 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Отношение к иностранным словам у Пушкина было двойственное: с одной стороны, он высказывался против загромождения русского языка иностранными словами, с другой – в своих произведениях намеренно оставлял без перевода немало отдельных иноязычных слов и выражений.
1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2) первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обнаружив деревянные таблички с иероглифами,
1) португальский миссионер распорядился сжечь их.
2) скорее всего это была неизвестная письменность.
3) оказалось, что никто не может прочитать этот текст.
4) открытие привлекло на остров Пасхи учёных.
Прочитайте текст и выполните задание
(1) Задумывались ли вы, насколько мы умеем видеть то, что находится у нас под ногами? (2) Насколько мы, обычные люди, умеем размышлять над всем тем интересным и хорошим, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу? (3) Пожалуй, даже неправильно называть это свойство умением. (4) Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (5) Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть всё, что находится у нас под ногами?
(6) А ведь на каждой пяди земли можно найти много любопытных вещей, которые поначалу не бросаются в глаза!
(7) Вот сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, а вот цветок папоротника, похожий на сиреневый солдатский султан.
(8) Вот обломок перламутровой ракушки – такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, какими горит на утренней заре небо над Балтикой. (9) Да мало ли что увидишь у себя под ногами!
(10) Обо всём этом можно писать рассказы и сказки. (11) Таким благословенным даром, совместившим в себе наблюдательность и воображение, обладал долговязый сын башмачника из датского города Одензе – Ганс Христиан Андерсен.
(12) Свободное воображение писателя ловило в окружающей жизни сотни частностей и сцепляло их в стройный и музыкальный рассказ. (13) Не было ничего, чем пренебрёг бы сказочник, будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. (14) Любая мысль могла быть выражена им при дружеском содействии этих скромных вещей.
(15) Андерсен стремительно отзывался на любую «мелочь», которую другой и не заметил бы, на любой толчок извне, немедленно превращая этот отзыв в потоки образов и гармонические картины. (16) Это возможно лишь при большом запасе наблюдений и великолепной памяти.
(17) Этот обаятельный чудак оставался до самой своей смерти чистосердечным ребёнком и вдохновенным импровизатором, ловцом душ человеческих, и детских, и взрослых. (18) Дар замечать незаметное и видеть в мелочах значимое и важное заслуженно принес Андерсену славу великого писателя. (19) И мне кажется, что литератор, если он истинный художник слова, должен в той или иной мере обладать этим даром.
(По К.Г. Паустовскому)
11. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения – не менее 50 слов.
1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) аэропОрты 2) завИдно 3) нАчала 4) избалОванный
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) обожжёт пальцы 2) обеим подругам
3) в ста государствах мира 4) известные на всю страну профессоры
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) обд..рать, соковыж..малка, през..дентский
2) презид..ум, разн..мать, кр..терий
3) вм..стительный, неприм..римо, обв..нять
4) расст..лить, экв..валентный, прогр..меть
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
а) разобид. шься, высуш. нный
б) наде. шься, раскле. вший
в) услыш. шь, просе. нный
5. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) В книге описаны виды кальмаров, до недавних пор (не)известные науке.
2) Вам (не)было скучно?
3) Обломов – ребенок, а (не)безнравственный эгоист.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Пострадавшее от пожара 1812 года здание университета было восстановле(1)о и частично перестрое(2)о архитектором Доменико Жилярди, сохранившим композицио(3)ый замысел архитектора Казакова.
1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Древние люди воспринимали очаг как место обитания светлого божества ( ) и позднее огню приписывались многие чудесные свойства.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.
1) 1, 2 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
9. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Сверкнула молния – тучи осветились синим огнём.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Отделяется обособленное приложение.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Будучи заимствованным из французского языка,
1) нам не кажется, что слово «дама» иноязычное.
2) слово «дама» давно не воспринимается нами как иноязычное.
3) многие воспринимают слово «дама» как исконно русское.
4) мы не ощущаем иноязычный характер слова «дама».
Прочитайте текст и выполните задания 10–13
(1) Задумывались ли вы, насколько мы умеем видеть то, что находится у нас под ногами? (2) Насколько мы, обычные люди, умеем размышлять над всем тем интересным и хорошим, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу? (3) Пожалуй, даже неправильно называть это свойство умением. (4) Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (5) Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть всё, что находится у нас под ногами?
(6) А ведь на каждой пяди земли можно найти много любопытных вещей, которые поначалу не бросаются в глаза!
(7) Вот сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, а вот цветок папоротника, похожий на сиреневый солдатский султан.
(8) Вот обломок перламутровой ракушки – такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, какими горит на утренней заре небо над Балтикой. (9) Да мало ли что увидишь у себя под ногами!
(10) Обо всём этом можно писать рассказы и сказки. (11) Таким благословенным даром, совместившим в себе наблюдательность и воображение, обладал долговязый сын башмачника из датского города Одензе – Ганс Христиан Андерсен.
(12) Свободное воображение писателя ловило в окружающей жизни сотни частностей и сцепляло их в стройный и музыкальный рассказ. (13) Не было ничего, чем пренебрёг бы сказочник, будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. (14) Любая мысль могла быть выражена им при дружеском содействии этих скромных вещей.
(15) Андерсен стремительно отзывался на любую «мелочь», которую другой и не заметил бы, на любой толчок извне, немедленно превращая этот отзыв в потоки образов и гармонические картины. (16) Это возможно лишь при большом запасе наблюдений и великолепной памяти.
(17) Этот обаятельный чудак оставался до самой своей смерти чистосердечным ребёнком и вдохновенным импровизатором, ловцом душ человеческих, и детских, и взрослых. (18) Дар замечать незаметное и видеть в мелочах значимое и важное заслуженно принес Андерсену славу великого писателя. (19) И мне кажется, что литератор, если он истинный художник слова, должен в той или иной мере обладать этим даром.
(По К.Г. Паустовскому)
11. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения – не менее 50 слов.
1. 9 А. Пушкин и иностранные слова. Обзор
1.9 А.ПУШКИН И ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА. ОБЗОР. МЫСЛИ ВСЛУХ
1. О значимости А.Пушкина в Литературе
2. О разночтениях в позициях использования иноязычных слов в Русском языке
2.1 Практический аспект
2.2 Теоретический аспект
3. «Шишковцы» и «Карамзинисты»: спор ретроградов с прогрессистами
4. «Варваризмы» Пушкина в «Евгении Онегине»
5. Заключение
6. Список использованной литературы
1. О ЗНАЧИМОСТИ А.ПУШКИНА В ЛИТЕРАТУРЕ
В РЕЙТИНГЕ-3 «ЛУЧШИЕ ПИСАТЕЛИ РОССИИ» А.Пушкин занимает 1 место http://www.proza.ru/2016/10/03/1319.
В РЕЙТИНГЕ-1 «ПИСАТЕЛИ МИРОВОГО УРОВНЯ» А.Пушкин занимает 4 место http://www.proza.ru/2016/10/02/1961.
В РЕЙТИНГЕ-8 «РУССКИЕ ПРОЗАИКИ XIX в.» А.Пушкин занимает 7 место http://www.proza.ru/2016/10/05/1449.
2. О РАЗНОЧТЕНИЯХ В ПОЗИЦИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
2.1 ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Есть два аспекта рассматриваемой Темы: ПРАКТИЧЕСКИЙ и ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ связан с использованием конкретных слов в «Конкурсе-10».
На него дан ответ в публикации http://proza.ru/2020/11/05/372. Он малоинтересен, т.к. фактически все «Обязательные слова» включены в различные современные «Словари РУССКОГО языка».
Здесь важно ответить на вопрос: «С какой целью и для чего эти слова представлены в указанных Словарях?»
«А где же Пушкин?»… Ещё минуточку. Перекинем к нему мостик.
2.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Для того, чтобы разобраться в обозначенной Теме, будем пользоваться не эмоциями и имеющимися на данный момент знаниями и представлениями, а обратимся к Литературным источникам (приведены в конце текста).
3. «ШИШКОВЦЫ» и «КАРАМЗИНИСТЫ»: СПОР РЕТРОГРАДОВ С ПРОГРЕССИСТАМИ
Что же мы узнаем, прочитав эти источники?
1. Что эта тема дискутируется со времён Пушкина. В конце 18 века в русской литературе наступил переломный момент в связи с возникновением нового течения: группа талантливых и хорошо образованных поэтов во главе с Н.Карамзиным принялась искать новые темы для своих произведений, отступая от политических и гражданских мотивов.
Творцы стремились передать новые чувства, новые эмоции своим читателям, но вскоре возникла проблема нехватки слов в русском языке.
Именно это и послужило причиной изобилия заимствований в произведениях того времени. Возникла необходимость преобразовать лексику русского языка.
Карамзин начал вводить в свои произведения множество сочиненных им слов по образцу французских, тем самым став зачинателем процесса преобразования языковой системы.
Вот какими словами «засорил» (по мнению «шишковцев») родной язык Н.Карамзин: «благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «впечатление», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», катастрофа», «моральный», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «тротуар», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха».
Можем ли мы сегодня обойтись без этих слов.
Низкий поклон Н.Карамзину!
Отметим, что А.Пушкин входил ИМЕННО в эту группу.
2. Реакционные же писатели 19 века придерживались оппозиционной точки зрения, считая данные нововведения не то, что не прогрессивными, а даже регрессивными по отношению к лексическому составу языковой системы русского языка.
Расценивая заимствования как «мусор», они стремились сохранить самобытность словарного состава, не принимая во внимание то, что заимствования становились популярным явлением не только по причине нехватки слов, но и по причине необходимости изменения стиля письма авторов того времени.
4. Известен такой факт. А.С. Пушкин писал, что Шишков с его болезненной ненавистью к иноязычным словам мог бы запретить «Бахчисарайский фонтан», так как автор употребил итальянское слово «фонтан» вместо устаревшего русского слова «водомет».
Великий поэт прекрасно понимал, что русский язык обогащается за счет пополнения иностранными словами, но важно чувство МЕРЫ.
5. Задача носителя языка не потерять красоту и богатство родной речи, соразмерно использовать иностранные слова в русской речи. Прав был А.Н. Толстой, когда писал: «Известный процент иностранных слов врастает в язык. Не нужно от них открещиваться, не нужно ими злоупотреблять».
6. Апропо отметим, что дядя Пушкина, В.Л. Пушкин был убежденным и ревностным «карамзинистом»; он всегда гордился тем, что один из первых открыл полемику против «шишковцев» и «Беседы» своим посланием к Жуковскому (1810 г.), где между прочим писал:
«Кто мыслит правильно, кто мыслит благородно,
Тот изъясняется приятно и свободно.
Славянские слова таланта не дают
И на Парнас они поэта не ведут».
4. «ВАРВАРИЗМЫ» ПУШКИНА В «ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ»
А ВОТ ТЕПЕРЬ ПЕРЕЙДЁМ К ПУШКИНУ.
1. Следуя примеру Н.Карамзина, А.Пушкин начал активно использовать слова иностранного происхождения.
Так, роман «Евгений Онегин» полон «варваризмов», о чем упоминает Г.А.Гуковский, автор книги «Пушкин и проблемы реалистического стиля»: «Густота варваризмов предельная. Но Пушкину мало русифицированной иностранщины словаря. Он подчеркивает нерусский колорит своей речи, вводя в нее иностранщину, так сказать, живьем, в ее иноземном написании, режущем глаз в русском тексте» [1, с. 179].
3. В сфере абстрактных понятий, отвлеченных представлений А.Пушкин считал именно французский язык образцом для нашего родного языка. Приведём несколько примеров использования «иноязычных заимствований» в «Евгении Онегине»:
1. «Боливар».
2. «Дуэль».
3. «Идеал».
4. «Картель».
5. «Dandy».
6. ««Комильфо» («Все тихо, просто было в ней,// Она казалась верный снимок// Du comme il faut… (Шишков, прости:// Не знаю, как перевести)».
7. «Tete-a-tete».
8. «Панталоны», «фрак», «жилет» («экзотизмы»).
9. «Педант».
10. «Вульгарный».
Чем не десять «Обязательных слов» для «К-11?!» Шутка.
4. Некоторые слова даже и написаны латинским шрифтом Madame, Monsieur, dandy, vale, roast-beef, entrechat… И слова-то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские, французские… Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним, всегда употреблял их? Вот в строфе XXVI он и сам пишет:
«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж; и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами. ».
5. В романе представлены различные аспекты жизни современного А.С.Пушкину русского общества, что создает сложное соотношение разных СТИЛЕВЫХ пластов. Каждый герой, будучи представителем своей культуры, вносит в СТИЛЬ романа свою речь.
6. Для первой главы романа характерно нарочитое скопление «варваризмов», что можно рассматривать как элемент АВТОРСКОГО СТИЛЯ, в котором заключается идейно-художественный смысл романа.
7. ВАЖНО: А.С.Пушкин не стеснялся использовать иноязычные слова и даже фразы в их чистом виде. Исследователи считают, что делал он это с целью поглумиться над «чрезмерными ревнителями чистоты языка».
8. ВАЖНО: Время показало, что поэт был абсолютно прав, используя «иноплеменные слова». Иностранными они были лишь в его время, но за это время они так обрусели, что стали составляющей словарного запаса русского языка.
Представляется, что для корректной общей оценки и стиля произведения желательно ответить на следующие вопросы:
1. «Кто является большим стилистом: Г.Флобер или Ф.Достоевский?»
2. «Кто занимает более высокое место в Мировом писательском Рейтинге: Ф.Достоевский или Г.Флобер?»
3. Зависит ли оценка качества произведения в большей степени от СТИЛЯ изложения или от других существенных факторов общей оценки уровня мастерства?
В заключение вспомним классиков:
«ЧТОБЫ БЫТЬ ПОНЯТЫМ ШИРОКИМИ МАССАМИ, НЕ ТВОРЕЦ ДОЛЖЕН ОПУСКАТЬСЯ ДО УРОВНЯ МАСС, А МАССЫ ДОЛЖНЫ ПОДНИМАТЬСЯ ДО УРОВНЯ ТВОРЦА. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, БЕЗГРАМОТНОСТЬ ВОЗЬМЁТ ВВЕРХ НАД ГРАМОТНОСТЬЮ».
Ровно об этом говорил и МАЯКОВСКИЙ.
«В ответ на обвинения, что его стихи не понятны широким читательским кругам, Маяковский говорил: «Представьте себе, что кому-то не понятен Шекспир. Что из этого следует? Нужно забросить Шекспира? Нет. Нужно расти до понимания Шекспира. Нужно поднять себя до Шекспира».
В настоящее время наблюдается процесс проникновения в речь иноязычных слов, имеющих в русском языке эквиваленты. Что из этих слов сохранится, а что исчезнет – покажет время.
Процесс заимствования слов – естественный и неизбежный, обусловленный торговыми, научными, культурными контактами между народами. Всякая замкнутая национальная культура обычно проигрывает в своем развитии. Однако этот процесс протекает с различной степенью интенсивности.
Следует обязательно иметь в виду, что во всём нужна МЕРА, иначе процесс чрезмерного заимствования иностранными словами может привести к потере самобытности русского языка.
С большой долей вероятности можно предположить, что все «Обязательные слова», используемые в «К-10», уже сохранились в русском языке, стали ему имманентно присущими, так как практически все они включены в различные современные Толковые словари «РУССКОГО ЯЗЫКА». ТЧК.
ДАННЫЙ КОНКУРС даёт:
— приращение знаний;
— возможность раскрытия творческого потенциала;
— рост писательского мастерства.
Безусловно, участие в конкурсе, который способствует раскрытию творческого потенциала и приращению писательского мастерства интересно, полезно и престижно.
Конкурсанты навсегда останутся в анналах истории наших «конкурсных программ».
ВСЕ УЧАСТНИКИ «К-10» ОТНОСЯТСЯ К ГРУППЕ «КРЕАТИВНЫХ ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ». «
М.Веллер: «Глобализация в литературе – это когда Лев Толстой, начитавшись английского экономиста Адама Смита и немецкого философа Артура Шопенгауэра, буквами, которые изобрели евреи, на бумаге, которую изобрели китайцы, в жанре романа, который изобрели греки и усовершенствовали французы, пишет великое произведение русской и мировой литературы «Война и мир».
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тесты по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку»
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) откупОрил 2) бралА 3) алфАвит 4) килОметр
Значение какого слова указано НЕВЕРНО?
корректный – правильный, точный
брифинг – пресс-конференция по вопросам политики
каллиграфия – умение писать грамотно
консолидация – укрепление, сплачивание чего-нибудь
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к двумстам двадцати двум страницам 2) пара чулок 3) полученные паспорта
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1) обращайте внимание на ритм. 2) мне вспомнилась прошедшая зима.
3) все слушали с интересом. 4) улучшается настроение.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот подал ему лошадей.
2) Многие уже посмотрели фильм, который только что вышел на экраны и ставший сенсацией.
3) Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.
4) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает путешествие в ботанический сад.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Архитекторы стремятся создать дом будущего, который стал бы мобильным, меняющимся по желанию жильцов.
2) Новые технологии сделали стекло, которое играет сегодня особую роль в архитектуре, поистине универсальным материалом.
3) Нефтяные загрязнения, которые возникают при транспортировке нефти, являются угрозой всему живому в Мировом океане.
4) В детстве мы с братом любили проводить время на чердаке среди множества старых вещей, которые будили наше детское воображение.
Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1)… (2)Так, чешуйки крыльев бабочек, содержащие эти микроскопические структуры, действуют так же, как и специальная система зеркал в светодиодах. (3)… одна из южноамериканских бабочек имеет синюю окраску крыльев, что в природе встречается крайне редко и может быть объяснено только тем, что её огромные крылья покрыты фотонными
кристаллами. (4)Одно из доказательств этого – опыт с капелькой спирта, попавшей на крыло бабочки, когда спирт меняет показатель преломления окружающей его среды. (5)Это, в свою очередь, приводит к изменению окраски крыла с синей на зелёную. (6)Окончательно фотонная природа цветных переливов крыльев бабочки была подтверждена при помощи электронного микроскопа.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Учёным удалось разработать лазер нового поколения на основе фотонных кристаллов.
2) Природная система чешуек крыльев бабочек не является строго упорядоченной.
3) Обнаружено, что специфический блеск крыльев бабочек обусловлен
4) Этот вид бабочек – большая редкость.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?
1) Иными словами, 2) Следовательно, 3) Прежде всего 4) Например,
Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) это (предложение 5) 2) микроскопические структуры (предложение 2)
3) опыт (предложение 4) 4) показатель (предложение 4)
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложносочинённое 2) простое осложнённое
3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТЫ
1) действительное причастие 2) страдательное причастие
3) прилагательное 4) деепричастие
Укажите значение слова ПРИРОДА (предложение 6).
1) окружающий человека материальный мир
2) флора и фауна 3) сущность 4) местность вне города
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьётся волна, вдали на рейде изображе(2)ы корабли с убра(3)ыми парусами.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) возр..стной, отр..сль, родон..чальник
2) раст..чительный, соприк..саясь, утв..рь
3) св..рливый, застр..ховаться, разг..раться
4) разг..дать, неосп..римый, гориз..нтальный
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..мета, пр..красный, пр..стройка 2) и..пользовать, бе..думный, бе..помощный
3) с..есть, п..еса, об..единение 4) д..срочно, непр..будный, пр..мозглый
В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
1) подпрыгн..шь, завис..мый 2) задремл..шь, определя..мый
3) рассмотр..шь, накле..нный 4) намаж..шь, накле..вший
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. отпуг..вая Б. ландыш..вый В. врач..вать Г. талантл..вый
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)законченная шахматная партия перенесена на завтра.
2) В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.
3) За полотном железной дороги (не)проходимым частоколом стоит молодой сосняк.
4) (Не)редко предметом художественного изображения бывают чувства поэта.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ТЕМ поворотом я увидел Андрея, но, ТАК(ЖЕ) как и вчера, я не подошёл к нему.
2) Кузнечики не звенели, ласточек, ТАК(ЖЕ), как и стрижей, не было, (ЗА)ТО какие-то пичуги ныряли в траве.
3) Василёк во ЧТО(БЫ) то ни стало хотел рассказать всё брату, (ПО)ТОМУ что доверял ему.
4) В эти минуты так хочется, ЧТО(БЫ) не было на земле неправды, а ТАК(ЖЕ) бед и несчастий.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу ( ) и на своих полотнах стремились воссоздать Русь легендарную.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками и подпрыгнул.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Герой (1) как известно (2) – это исключительный по смелости или по своим доблестям человек, и герой – это (3) конечно (4) главное действующее лицо литературного произведения.
1) 1 2) 1, 2 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья.
2) Под старыми елями не было ни травы ни прошлогодних листьев.
3) В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов.
4) Венчики трав качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Отношение к иностранным словам у Пушкина было двойственное: с одной стороны, он высказывался против загромождения русского языка иностранными словами, с другой – в своих произведениях намеренно оставлял без перевода немало отдельных иноязычных слов и выражений.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Позже (1) Раскольников сталкивается с Лужиным (2) крайний эгоизм (3) которого (4) не останавливается перед разрушением чужой жизни.
1) 1, 3 2) 2 3) 3, 4 4) 2, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнота быстро сгущалась (1) и (2) хотя лошадь спокойно тащила телегу (3) мне начало казаться (4) что каждый шаг становится всё опаснее.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 2, 3, 4
1.В четвёртой группе системы элементов Менделеева недалеко от углерода под №14 находится элемент кремний.2. Он мало чем выделяется среди своих соседей: сопоставимы атомная масса, конфигурация внешних электронных оболочек. 3.Между тем это элемент необыкновенный хотя бы потому, что он является одним из наиболее распространённых элементов в природе.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Кремний является одним из элементов четвёртой группы системы элементов Менделеева.
2) Сравнивая свойства кремния и углерода, учёные установили их основное различие, заключающееся в том, что кремний можно использовать для построения больших молекул, а углерод – нет.
3) Атомная масса и конфигурация внешних электронных оболочек делают кремний необыкновенным химическим элементом в системе элементов Менделеева.
4) Кремний, мало чем выделяющийся среди химических элементов четвёртой группы системы Менделеева, является одним из наиболее распространённых элементов в природе.
В. 1. Найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения. Определите тип придаточного.
В. 2. Определите способ образования слова недалеко.
В. 3. Из 1 предложения выписать словосочетание с типом связи примыкание.
В. 4. Объясните постановку двоеточия во втором предложении.