отношение к деньгам в иудаизме

Еврейские советы: на чем сэкономить и как разбогатеть

отношение к деньгам в иудаизме. 850978. отношение к деньгам в иудаизме фото. отношение к деньгам в иудаизме-850978. картинка отношение к деньгам в иудаизме. картинка 850978. Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Стереотип

В мире сформировалось устойчивое представление о евреях как о людях хитрых, скупых и жадных. Отчасти именно это не добавляет им популярности среди гоев (так они называют неевреев). У людей закрепилось мнение, что только стяжательством, жадностью и нечестными методами можно сколотить такое состояние.

Однако этот стереотип не имеет ничего общего с действительностью. Евреи действительно любят деньги (ну, а кто не любит?), но их можно назвать скорее бережливыми, экономичными и расчетливыми, нежели скупыми. Благодаря своей проницательности и дальновидности они всегда четко знают, как распорядиться капиталом, чтобы приумножить доход и получить выгоду. Для этого им достаточно следовать несколько базовым принципам по управлению средствами. С ними мы сейчас и познакомимся.

Умелое инвестирование

отношение к деньгам в иудаизме. 850974. отношение к деньгам в иудаизме фото. отношение к деньгам в иудаизме-850974. картинка отношение к деньгам в иудаизме. картинка 850974. Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Евреев можно по праву охарактеризовать как одну из самых умных и образованных наций на земле. Обучение ребенка начинается с самого раннего возраста и продолжается всю жизнь. Даже получив высшее образование, евреи на этом не останавливаются, а получают еще одно или же занимаются самообучением.

Постоянная тренировка умственных способностей делает их грамотными аналитиками, стратегами и мыслителями. Они понимают, что деньги не упадут с неба, а значит, придется напрячь извилины, чтобы их получить. И они с готовностью и упорством занимаются самосовершенствованием, чтобы всегда уметь просчитать все варианты.

Умеренная воздержанность

Евреи являются до некоторой степени аскетами. Нет, они не те анекдотичные персонажи, чья скупость не знает границ, просто они действительно не склонны предаваться излишествам и показной роскоши. Иудеи умеют экономить на всем: питании, одежде, мебели и посуде, образовании. К примеру, они скорее выберут хорошие бесплатные курсы, чем пойдут на дорогостоящее обучение.

отношение к деньгам в иудаизме. 850977. отношение к деньгам в иудаизме фото. отношение к деньгам в иудаизме-850977. картинка отношение к деньгам в иудаизме. картинка 850977. Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Показательным примером является один из богатейших людей в мире Марк Цукерберг. Будучи в числе основателей Facebook, Цукерберг заработал не только популярность, но и огромное состояние. При этом сам он ведет очень скромный образ жизни, носит простые джинсы и футболки, а обедает иногда в дешевых закусочных.

Взаимовыручка

В иудаизме присутствует такая заповедь, как цдака, что в переводе означает «благотворительность, справедливость». У евреев принято всегда подавать ближнему и жертвовать средства на благотворительность. Нуждающемуся человеку они готовы предложить не столько деньги, сколько работу, то есть способ эти деньги добывать самому.

Поэтому еврей, переехавший, к примеру, в другую страну, может всегда рассчитывать на помощь своих собратьев по вере. Деловые отношения они тоже предпочитают вести между собой.

Также для иудеев очень важна семья. На детях евреи не экономят, всегда стараются дать им лучшее. Высоко почитаются и жены. Например, еврей с удовольствием на заработанные деньги купит супруге в подарок украшение. И жена рада, и деньги остаются в семье, чтобы перейти к следующим поколениям.

отношение к деньгам в иудаизме. 850975. отношение к деньгам в иудаизме фото. отношение к деньгам в иудаизме-850975. картинка отношение к деньгам в иудаизме. картинка 850975. Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Вера в себя

Большинству евреев свойственно чувство самостоятельности, независимости и веры в свои силы. Позитивное мышление помогает им не предаваться жалости к себе в случае неудачи, а двигаться дальше. Уверенность в том, что все получится, приводит их к успеху.

Приведем такой пример. Американская предпринимательница еврейского происхождения Эсте Лаудер уже с детства начала развивать свой бизнес. Когда ей было шесть лет, в их доме поселился ее дядя-химик. У него была маленькая лаборатория в сарае за домом, где он создавал средства по уходу за кожей. Юная Эсте сразу же заинтересовалась его производствам и быстро стала вникать в суть дела.

Затем девочка занялась дистрибуцией продукта. Она не боялась предлагать прохожим на улицах, в метро, у входов в магазины бесплатные образцы косметики. А ее собственная безупречная кожа была лучшей рекламой качества продукции.

Предприимчивость

Продолжим рассказ об Эсте. Уже став успешной предпринимательницей в США, она продолжала искать способы расширить рынок сбыта, в том числе в европейских странах. Однажды она пришла в фешенебельный магазин Парижа и разбила об пол стеклянную бутылочку своих духов. Аромат распространился по магазину, и очарованные им женщины сразу заинтересовались продукцией.

Кроме того, Эсте любила лично консультировать своих покупательниц, стоя за прилавком своего магазина. Наконец, она ввела схему «подарок с покупкой», что, естественно, еще больше привлекло к ней покупателей.

Шаббат

отношение к деньгам в иудаизме. 850976. отношение к деньгам в иудаизме фото. отношение к деньгам в иудаизме-850976. картинка отношение к деньгам в иудаизме. картинка 850976. Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Одна из еврейских традиций, которая помогает экономии, это шаббат. Седьмой день недели (в иудаизме это суббота) должен быть свободен от работы и любого взаимодействия с финансами. Проще говоря, в этот день евреи по возможности вообще не притрагиваются к деньгам, а значит, способов расстаться с ними практически нет.

Вы можете опробовать этот способ: пусть на неделе у вас будет хотя бы один день, когда вы воздержитесь от абсолютно любых трат.

Ни шагу назад

И, пожалуй, еще одно качество евреев, которое помогает им экономить и приумножать нажитое, это их высочайшая мотивация и целеустремленность. Иудеи искренне считают, что бедным быть глупо. Еврейка Линда Вачнер, президент компании Max Factor, не побоялась выбиваться в люди из самых низов. Она работала продавщицей, затем, благодаря уму и упорству, поднялась до закупщика, исследователя рынка и, наконец, до президента.

Источник

Деньги и денежные отношения в Иудаизме

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Еврейский взгляд на деньги [↑]

Любовь к Всевышнему должна быть выше любви к материальным благам. Тора повелевает: «И люби Всевышнего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим» (Дварим 6:5) — то есть, ради Всевышнего мы должны быть готовы пожертвовать своим имуществом.

Благотворительность [↑]

Чтобы избежать греха и не нарушить запрета Торы, еврей должен пожертвовать всем своим имуществом. Однако Тора не требует, чтобы мы тратили все своё состояние на выполнение заповедей. Из закона об отделении двух десятин следует, что на выполнение мицвот мы не обязаны отделять больше 20% дохода. Сюда входят затраты на благотворительность, покупку талита, тфилина, мацы для Песаха, этрога для Суккота и т.д.

На благотворительность не рекомендуется отдавать больше пятой части дохода. Тора неодобрительно относится к тем, кто разоряет себя, упиваясь собственным благочестием. Не возбраняется, однако, завещать на благотворительность треть своего состояния.

В любом случае десятая часть дохода принадлежит Всевышнему и мы обязаны отделять десятину на помощь бедным и распространение света Торы. Эту заповедь мы получили от наших праотцов. Как сказал Яков: «…и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит 28:22). Тому же учит нас Талмуд, это выводится из книги Мишлей (Притчи царя Соломона): «Чти Господа от достояния твоего и от первых плодов всех твоих земных произведений» (Мишлей 3:9).

Если кто-либо остро нуждается в помощи, следует дать десятую, а по возможности — пятую часть дохода; очень же богатые люди должны дать столько, сколько потребуется. Тора повелевает: «Открывай руку твою ему (нуждающемуся) и давай ему в долг по мере нужды его, чего не достаёт ему» (Дварим 15:8). Минимальная сумма, при которой заповедь считается выполненной, — треть шекеля в год. Сказано: «И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шекеля ежегодно для службы в Храме Б-га нашего» (Нехемия 10:33). Эту сумму должны отделять самые бедные, чтобы не нарушать заповедь о цдаке. Человек среднего благосостояния, отделяющий такую сумму, считается скупцом.

Если еврей обычно отделяет десятину исключительно на благотворительность, ему не следует использовать эти деньги на другие религиозные цели, однако он может купить на них книги или предметы религиозного назначения, если обязуется давать их в пользование бедным.

Выполнять мицвот красиво [↑]

Мы должны стараться выполнять заповеди наилучшим образом. В Торе сказано: «Он — Б-г мой, и прославлю Его» (Шемот 15:2). Исполняя заповедь, не следует пользоваться самой дешевой утварью. Если средства позволяют, важно приобрести то, что на треть дороже. Например, выбирая талит, следует купить тот, что на треть дороже самого дешёвого в магазине. Тому, кто, стараясь лучше исполнить заповеди, тратит больше, чем «самое дешевое плюс треть», Всевышний щедро отплатит в земном мире. Поэтому любой незапланированный доход следует использовать для этой цели.

Всевышнему всегда надо давать самое лучшее. Например, если община строит синагогу, нужно приложить все усилия, чтобы она получилась настолько красивой, насколько это возможно. Здесь нет места экономии, скупости или показной бедности. Тем не менее, нельзя отказывать небогатым людям, желающим внести свой, пусть и скромный, вклад. Разумеется, богатство и роскошь при таком строительстве должны сочетаться с хорошим вкусом, ни в коем случае не быть вульгарными и показными. И, конечно, это не должно осуществляться за счёт других благотворительных проектов.

Не быть расточительным [↑]

Тора также учит нас не бросать деньги на ветер: «И прикажет священник, и опорожнят дом прежде, чем придёт священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; и затем придёт священник осматривать дом» (Ваикра 14:36). В пустыне Всевышний сотворил воду для людей и для скота. Т.е. Он совершает чудеса чтобы спасти не только нашу жизнь, но и имущество. Это дает нам представление о значимости имущества.

Запрещено ломать или уничтожать любой полезный предмет. Мы узнаем это из заповеди: «Если осаждать будешь город … чтобы завоевать его… то не порти дерев его, поднимая на них топор» (Дварим 20:19). Тот, кто безрассудно ломает мебель или посуду, рвёт одежду или выбрасывает еду, нарушает эту заповедь. Более того, если человек делает это в гневе, считается, его поступок приравнивается к идолопоклонству. Нельзя без причины уничтожать или портить то, на что можно произнести благословение: «Так сказал Господь: когда есть сок в виноградной грозди, то говорят: “Не погуби её, ибо благословение в ней”…» (Йешайа 65:8). Надо отметить, что запрещено только бессмысленное уничтожение. Если же для разрушения есть серьезная причина, оно не считается нарушением заповеди. Когда речь идёт о здоровье, то, безусловно, лучше уничтожить имущество, чем подвергать себя риску.

Также запрещено портить чужое имущество и уничтожать его. Если кто-то нанёс другому ущерб, он обязан его возместить: «А кто убьёт скотину, должен заплатить за неё: животное за животное» (Ваикра 24:18).

Обман и воровство [↑]

Запрещено грабить, воровать или незаконно удерживать любое чужое имущество или деньги. «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не обирай ближнего твоего… и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра» (Ваикра 19:11,13). Надо быть предельно осторожным, чтобы ненароком не присвоить денег или имущества другого человека, будь то ребёнок или взрослый, как бы ни была мала стоимость этого имущества. Нельзя красть в шутку или чтобы подразнить человека, даже если мы собираемся немедленно вернуть «украденное». «Залог возвратит нечестивый, за награбленное заплатит…» (Йехезкель 33:15) — то есть, человек считается вором, даже если он изначально намеревался вернуть украденную вещь или заплатить за нее. Тора требует вернуть любое имущество, которое находится в нашем владении незаконно. «Он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или вклад, который ему был доверен, или потерянное, что нашёл» (Ваикра 5:23). Если украденную вещь уже невозможно вернуть владельцу, необходимо возместить её стоимость, какой она была на момент кражи. Если владелец переехал в дальний город, мы не должны везти ему украденное имущество, достаточно сообщить, что оно у нас, чтобы он приехал и забрал его. Если владельца уже нет в живых, возместить ущерб нужно его наследникам.

Если человек украл нечто, находящееся в общественной собственности, он не может исправить содеянное, ибо возмещать ущерб некому. Однако он должен сделать все возможное для улучшения общественного благосостояния, чтобы хотя бы косвенно возместить ущерб тем, у кого украл. Ему также следует публично признаться в содеянном и попросить прощения.

Запрещено покупать краденое, так как таким образом мы поощряем преступления и становимся их соучастниками. Об этом сказано: «Разделяющий (добычу) с вором ненавидит душу свою» (Мишлей 29:24). Запрещено также пользоваться украденной вещью или извлекать из неё какую-либо выгоду. Это приравнивается к краже общественной собственности, и исправить такое преступление крайне трудно.

Отношение к собственности [↑]

Заимствование без разрешения считается воровством. Запрещено использовать чужое имущество без разрешения хозяина, даже если мы уверены, что он бы нам не отказал. Если мы, уходя из гостей, вместо своего по ошибке взяли чужой зонтик, то его непременно нужно вернуть, даже если наш собственный зонтик безвозвратно утерян. Если в химчистке нам по недоразумению выдали вещи другого человека, ими нельзя пользоваться, а надо приложить все усилия, чтобы вернуть их законному владельцу.

Не следует принимать подарки, которые делают не от чистого сердца, а под влиянием стыда или по принуждению. Тот, кто так поступает, уподобляется вору. «Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет» (Мишлей 15:27). Не следует также есть в доме, где еды не хватает для самих хозяев, или там, где приглашают не искренне. «Не вкушай хлеба недоброжелателя» (Мишлей 23:6).

Запрещено желать то, что принадлежит другому: «Не желай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его… ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Дварим 5:18). Человек, который вынуждает другого продать вещь, которую тот продавать не желает, нарушает заповедь «Не домогайся дома ближнего твоего… ни жены ближнего твоего, ни раба его, ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Шемот 20:14). Оба эти закона входят в Десять Заповедей и «работают» даже в ситуациях, где нет злого умысла.

Бизнес-сделки [↑]

Запрещено вести дела нечестно. «И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обманывайте друг друга» (Ваикра 25:14). Честность в делах приравнивается к соблюдению всей Торы. Первое, что человека спрашивают на Небесном Суде: «Честно ли ты вёл свои дела?» Нельзя обманывать как евреев, так и неевреев. Более того, обмануть нееврея хуже, потому что это создаёт нам плохую репутацию и оскверняет Имя Всевышнего. В бизнесе недостаточно формального соблюдения закона. Дела нужно вести абсолютно чисто, честно и справедливо.

Запрещено давать на благотворительность деньги, полученные нечестным путём. «Я, Господь, люблю правосудие и ненавижу грабеж и несправедливость» (Йешайя 61:8). А если человек погряз в долгах, он должен вернуть их прежде, чем заниматься благотворительностью.

Во всех сферах жизни нужно всегда помнить, что Всевышний видит каждый наш шаг, и вести себя соответственно. «И делай справедливое и доброе в очах Господа» (Дварим 6:18).

Возможность хорошо зарабатывать и получать удовольствие от плодов своего труда — это большое благословение. Но нельзя ставить бизнес и карьеру выше обязанностей по отношению к Всевышнему. Тот, кто так поступает, нарушает заповедь любить Всевышнего превыше всего.

Источник

Все о богатстве. Взгляд иудаизма

от Источник

Отношение к деньгам в иудаизме

отношение к деньгам в иудаизме. 46097714. отношение к деньгам в иудаизме фото. отношение к деньгам в иудаизме-46097714. картинка отношение к деньгам в иудаизме. картинка 46097714. Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

«Если еврей видит на дороге пруту (самую мелкую из всех возможных монет) и не подбирает ее – значит, он не стоит даже этой пруты!»

В этих словах Талмуда – ключ к еврейскому отношению к деньгам и правилам обращения с ними. Да, иудаизм требует уважительного отношения к деньгам, даже самым мелким, прежде всего на том основании, что деньги являются мерилом человеческого труда, а любой труд заслуживает уважения.

По этой же причине еврейские законы категорически запрещают каким-либо образом «портить» деньги – делать надписи на банкнотах, рвать их и уж, тем более, сжигать, гнуть монеты и т.д.

Получив любую сумму наличными или передавая ее другому человеку, еврей обязан как в том, так и в другом случае тщательно ее пересчитать – и для того, чтобы никого не обмануть даже по ошибке, и для того, чтобы самому не оказаться обманутым. А также, как указывали еврейские мудрецы, для того, чтобы избежать ненужных споров, ссор и конфликтов.

Еврею рекомендуется также регулярно оценивать свое финансовое состояние: проверять счета в банке и пересчитывать имеющуюся у него наличность утром и вечером – чтобы трезво оценивать свои финансовые возможности и знать, что он может позволить сейчас для себя и для своей семьи, а чего нет.

Правила, как видите, нехитрые, и кто-то наверняка усмотрит в них излишнюю привязанность к деньгам, но, может быть, благодаря именно этим правилам евреи распоряжаются своими деньгами лучше, чем представители других народов?

Из книги «Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *