отношение грузин к армянам
Грузия и Армения отношения
Грузино-армянские отношения – это отношения между двумя соседними государствами – Республикой Армения и Грузией», они установлены 17 июля 1992 года. Эти народы живут рядом друг с другом уже много лет, но имеют абсолютно разную культуру и традиции. Армяне и грузины – христианские народы Кавказа.
Какие взаимоотношения
Дипломатические отношения Грузии и Армении по настоящее время считаются неоднозначными. Между ними было составлено около 80 разносторонних соглашений, но к единому мнению так и не пришли.
2001 год ознаменовался подписанием «Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности». Грузия связана с Турцией и Азербайджаном, к которым Армения относится достаточно враждебно. Тбилиси не поддерживает дипломатических отношений с Россией, а Ереван — ее союзник.
Яндекс картинки
Грузия играет не последнюю роль и занимает важное место в экономике Армении. Это связано с экспортом и импортом различной продукции обеих стран. Между ними протянулась действующая железная дорога, по ней осуществляется экспорт наибольшей части армянских товаров. Импорт грузинской продукции в 2009 году в Армении составлял 7,9%. Однако экономики обеих стран мало интегрированы, различаются друг от друга структурой и разными рынками.
Сегодня Грузия и Армения относятся друг к другу далеко не враждебно, но конфликты между ними не закончились.
Эта история началась давно и связана она с разделом территорий соседних республик. После распада Закавказской Федеративной Демократической республики, Армения, Грузия и Азербайджан не смогли урегулировать вопросы территориальной принадлежности. В то время это стало основной причиной противоречий между странами. Событие, которое положило конец конфликтным грузино-армянским отношениям – пятидневная война в декабре 1918 года. По ее итогу было подписано мирное соглашение о разделе территорий.
За период многовекового соседства Армении и Грузии произошло смешение их культур. Сейчас эти государства представляют интерес для туристов и путешественников, имеют схожесть в быту, традициях, культуре и кухне (любят мясные блюда и занимаются виноделием), помимо всего прочего они оба исповедуют христианство.
Важно: Сегодня отношения Грузии и Армении переживают новый этап в развития отношений. Они тесно сотрудничают в экономической и политической сфере, и взаимодействуют в других приоритетных направлениях.
Кто древнее
Спор о том, кто древнее – армяне или грузины – длится уже несколько столетий. Эти народы одновременно схожи между собой в быту и традициях, но и имеют большие различия. Каждый из них гордится своим происхождением, страной, обычаями.
Армяне – один из самых древних народов на земле. В современном мире существует несколько версий о том, как появились эти государства.
Яндекс картинки
По греческой версии из античных источников происхождение армян связывают с участником экспедиции аргонавтов Арменосом Фессальским. Позднее историки Евдокс и Геродот стали говорить о фригийском происхождении. Ученые признали родственные связи армян и фригийцев, но прямых доказательств до сих пор не выявлено.
По армянским источникам, основная версия происхождения армян – труд Мовсесома Хоренаци «История Армении». В нем он описывал легенду о прародителе Хайке и его сыновьях Араме и Арае. Есть также гипотеза Игоря Дьяконова о том, что армянский народ появился в результате миграционных перемещений. Существуют и другие варианты генезиса армян.
Одно известно точно, что первые праармянские племенные союзы возникли в IV-III тысячелетии до н.э., а армянский этнос сформировался между XIII и VI веками до н.э. в процессе слияния разноязычных племен.
История происхождения грузин также имеет несколько вариантов, до сих пор не установлены конкретные факты, нет единого мнения, и отсутствует общепризнанная теория по данной проблеме.
Как гласит Википедия: «Формирование грузинской народности началось в первых веках первого тысячелетия до н.э.», и завершилось в VI-X веках нашей эры. Древнейшие государства грузин – Колхидское царство и Картлийское царство. До сих пор грузины называют себя картвелеби или картвелы, а страну – Сакартвело. Название народности происходит от наименования местности Картли (это основной регион страны, где и произошло ее зарождение).
Важно: Дискуссия о древности каждого из народов до сих пор имеет место. Если придерживаться событий исторической хронологии из грузинского источника XIX века, то Армения древнее Грузии.
Почему армяне называют Грузию «Врастан»
Одни и те же народы на разных языках обычно звучат и называются по-разному в зависимости от языковых особенностей, исторических связей и событий. Грузия и Армения на языках всего мира звучат одинаково, или происходят от одного и того же корня. Русский – «Армения», английский – «Armenia», турецкий – «Ermenistan» и так далее.
Международное название Армении происходит от имени армянского царя Арама. Но это лишь одна из версий.
Яндекс картинки
В названии Грузии существует два варианта – Грузия и Джорджия (Georgia). Слово Грузия возникло от персидского «Гург», которое в Европе перевоплотилось в Горгия-Джорджия и связывалось со Святым Георгием Победоносным – покровителем грузинского народа.
Оба народа используют древние названия своих государств. Армяне любят называть Грузию «Врастан», а грузин – «враци». Грузины называют Армению «Сомхети», а армян – «сомехи». Почему
Известно несколько вариантов, почему Грузию именуют «Врастан». Основная версия происхождения – графическое местоположение страны.
«Врастан» и «Вирк» (армянское название Иберии в древности) – обозначают слово «верхний». Врастан – страна, расположенная сверху, то есть на севере от Армении.
Еще по одной из версий понятие «Врастан» появилось от искаженного древнегреческого слова «Иберия» (поздняя персидская форма Иберистан). Так называли Грузию эллины еще во времена Геродота.
Грузинское слово «Сомхети» также имеет географическое значение юг. По этой причине в древние времена грузины так называли Армению – страна расположена к югу от Грузии.
Важно: Врастан – армянское название Грузии, состоит из двух слов: стан – страна, вир (вра) – грузин (произошла потеря неударного гласного звука).
Вот что пишут грузины про армян
\». Предлогом для поселения армян на территорию Абхазии стала нехватка рабочих рук. Табаководство объявили приоритетным и почему-то посчитали, что грузины не справятся с ним. Для развития этого производства отрезали участки земли у грузин и раздали армянам.
Они начали работать, но стали на этих участках сажать шелковичные деревья, якобы для развития шелководства. За каждое посаженное дерево армянам платили премии. Когда сажали шелковицу, там уже нельзя было разводить табак и им давали новые земли для табака. Один-два года армяне ухаживали за шелковичными червями, помогали развитию шелководства, потом на участках стали ставить хижины. Прошло несколько лет, и шелковичные деревья сменились цитрусовыми плантациями; в хижинах поселились. Так и остались у армян земли, данные им для табаководства.
Так и оказались в армянском окружении Сухуми и грузинское население. Такая целенаправленная политика полностью изменила демографическую ситуацию, и в этом большая доля вины лежит на грузинских партийных работниках. Это был планомерный шаг для создания \»Великой Армении\», и в этом меня навсегда убедил один случай. В 70-е годы мы с двоюродным братом решили поехать в Москву. Тогда ездил поезд Ереван-Москва. Билеты мы не достали и попросили проводницу взять нас без билета. Проводница предложила нам международный вагон. Сели.
\»Если кому-то кажется, что Абхазию присвоят русские, то он ошибается. Не дай Бог, признают Абхазию независимым государством, но если это произойдет, то в течение года армяне захватят Абхазию. В настоящее время армяне молчат, ждут удобного момента. Численностью они не уступают абхазам. А когда все это действительно произойдет, армяне тут же встанут на ноги и окончательно присвоят этот грузинский край. Сегодня они стремятся захватить побережье Абхазии, работают в этом направлении. Позже займутся Джавахети и в конце концов армяне получат выход к морю. Эта часть программы \»Великая Армения\», к реализации которой они давно стремятся. Так что мы, грузины, должны быть бдительны и умны. Думает ли обо всем этом наше руководство?\».
Вы поинмаете как такие статьи подливают масло в огонь в конфикле между абхазами и армянами Абхазии
\»Абхазия постепенно становится землей армян, количество которых уже составляет 100 тысяч, тогда как численность собственно абхазцев сократилась на 25 тысяч человек\». Автор считает своим долгом предупредить абхазцев, что \»армяне всегда стремились иметь выход Черному морю и сегодня они уже очень близки к этому, причем за счет именно Абхазии\». В данный период своими выступлениями по данной теме отметились и представители действующих в изгнании так называемых \»легитимных властей Абхазии\», которые в свою очередь предупреждали соотечественников \»об армянской угрозе\». Иногда армянский фактор представлялся в качестве болезненного вопроса внутриполитической жизни Абхазии. В частности, некий Нугзар Ашуа отметил, что, \»несмотря на то, что в функционирующем в Сухуми абхазском парламенте нет \»национальных квот\», однако в законодательной власти будущего созыва увеличится количество именно депутатов армян. Речь идет о 5 депутатах, как того требует армянская диаспора Абхазии\».
К сожалению правды в этих статьях почти нет. Население армян в Абхазии сократилось настолько. что не только об угрозе от армян говорить не приходиться, но вообще кажется, что скоро их там вообще не будет.
Все мои родственники теперь живут в Краснодарском крае. Армяне целыми сёлами поселились на побережье Черного моря, в Апшеронском, Белореченском районах Краснодарского края и т.д. Благо ещё до войны в Абхазии здесь уже проживало много их родственников. К ним то и бежали армяне во время войны в Абхазии.
Новое в блогах
За что грузины не любят армян?
Южный Кавказ в первую очередь ассоциируется с тремя «государство образующими» нациями – несмотря на то, что в регионе проживает множество других национальностей. Даже в советские времена, когда Грузия, Азербайджан и Армения жили дружно и «по – братски», жители этих республик не отличались друг к другу особой терпимостью. На бытовом уровне всегда было распространено довольно циничное и даже презрительное отношение к своим братьям по «кавказскому хребту».
Люди старшего поколения помнят, как наглядно и красочно выражались взаимоотношения грузин и армян в области футбола. Грузины переживали бурный прилив национальной гордости, когда тбилисское «Динамо» выигрывало матч у ереванского «Арарата». Эта деталь хорошо отражает умело скрываемую, но всегда свойственную грузинам манеру постоянного состязания с братскими народами по Кавказу. Тогда об этом громко никто не говорил, никто не обсуждал национальные особенности или превосходство одного кавказского народа над другим. Но именно превосходство грузин в спорте, кинематографе, театральном искусстве подспудно ощущалось всеми и всемерно афишировалось. Примерно так же вели и ведут себя армяне. Азербайджанцы же куда более уравновешены в своих исторических амбициях…
Характерные свойства этнопсихологии народов Кавказа ныне наглядно демонстрируют местные политики. Руководство Грузии на дипломатическом уровне выражает свое уважение к Республике Армения, но его «неофициальное» отношение к армянам крайне негативное. Виной всему объявлена война в Абхазии, когда вместе с абхазами и северокавказскими конфедератами против Грузии воевал армянский батальон им. Баграмяна.
Армяне исторически компактно проживают на юге Грузии. Социально-политическая обстановка там осложнилась после провозглашения Грузией независимости и остается взрывоопасной до сих пор. В наиболее крупных административных городах – Ахалцихе и Ахалкалаки – местные армяне основали политическое движение «Вирк» и «Джавакх». Не исключено, что в преддверии вывода российской военной базы и на фоне обострившихся отношений между Грузией и Россией, здесь начнутся серьезные беспорядки.
Отношение грузинского общества к местным армянам крайне негативно из-за пророссийской ориентацией последних. Но нельзя винить грузин в излишней амбициозности и тенденциозности по отношению к армянам, так как, со слов грузинских ученных, «армяне славятся в присвоении культурного наследия Грузии».
Только при поверхностном взгляде на Южном Кавказе нет проблем в гармоничном сосуществовании трех республик, лидеры которых регулярно демонстрируют взаимоуважение и любовь. Их дипломатический язык, как подобает мудрым кавказцам, аккуратен и взвешен. Но Азербайджан всегда ревнует, когда видит «слишком тесные», по его мнению, взаимоотношения Армении с Грузией. Поэтому не удивительна та щедрость Азербайджана, когда он после взрыва газопровода Моздок-Тбилиси пустил в Грузию российский газ. Видно, что мудрый Ильхам Алиев усердно стремится завоевать сердце Саакашвили, так как портить отношения после «революции роз» со столь умелым «пиар-технологом» ему не хочется.
На бытовом уровне, да и в политике, отношение к разным этническим группам в Грузии очень зависит от районов их нынешнего проживания. В этом плане очень повезло живущим в Тбилиси авлабарским армянам. Тбилисцы их можно сказать любят, рассматривают как своих и даже считаются с ними при решении каких-то вопросов. Но этого никак нельзя сказать про армян, живущих в Джавахетии.
Похожая ситуация с азербайджанцами, живущими в юго-восточной части Грузии. Но, как пишут историки, на самом деле они не азербайджанцы, а переселенцы иранского происхождения, которые остались в Грузии после нашествии иранского Шаха. Между ними и живущими в Грузии азербайджанцами общей является только мусульманская религия и больше их фактически ничто не связывает.
В Грузии до сих пор распространено мнение, что в американском конгрессе самыми активными сторонниками «розовой революции» были прежде всего политики армянского происхождения. Даже в грузинском руководстве порой признают существование ориентации на «армянское лобби», которое играет важную роль в политике США, Франции и других государств Евросоюза. Один из мудрых, но ныне покойных кавказских политиков Зураб Жвания не воспринимал как оскорбление постоянные упреки со стороны его политических противников в армянском происхождении. Более того, он даже гордился этим.
В целом, можно сказать, что Грузия вполне благосклонна к живущим в Армении армянам и к живущим в Азербайджане азербайджанцам. Но всегда нужно помнить, что если дело касается компактно проживающих на территории Грузии армян и азербайджанцев, то тут круг братской кавказской любви сразу заметно сужается.
Отношение к армянам в Грузии: понимают и сочувствуют?
Грузия пока не признала армянскую трагедию в Османской империи геноцидом. Грузинские армяне относятся к такой позиции болезненно. В этой связи эксперты указывают на ряд причин.
Армянская церковь в Тбилиси. Надпись: «Помню и требую!»
В 2015 году армянская община Грузии вновь призвала власти страны пересмотреть позицию по вопросу массового уничтожения армян в Османской империи в 1915 году и признать факт геноцида. Подобные обращения звучат со стороны грузинских армян на протяжении 10 последних лет. Надежды на признание, однако, мало. Грузия опасается менять свою официальную позицию и тем самым ухудшить отношения со своими стратегическими партнерами Турцией и Азербайджаном, отмечают эксперты в Грузии.
По словам Денолы Чхартишвили, эксперта по правам нацменьшинств из Ассоциации грузинских реформ, тема геноцида несколько табуизирована в грузинском обществе. Хотя на человеческом уровне здесь знают о геноциде и сочувствуют армянам. Многие посещают мероприятия, посвященные геноциду, добавляет Коба Чохлиани, координатор Национального совета при аппарате Народного защитника Грузии.
Левон Чидилян, руководитель культурно-просветительского центра «Айартун», в свою очередь говорит о том, что зная о геополитической ситуации в регионе, армяне с пониманием относятся к такой позиции Грузии по отношению к массовым убийствам армян в Османской империи. Чидилян с благодарностью отмечает, что «грузинские власти не помогают, но и не мешают и стараются сделать так, чтобы и другие не мешали армянской общине в проведении мероприятий в память о жертвах геноцида».
Так, к 100-летней годовщине армянской трагедии в Османской империи, запланировано более ста мероприятий по всей Грузии, например, публикации отрывков грузинских газет начала 20 века, сообщающих о депортации и убийствах армян, фотовыставка с историями потомков жертв той трагедии, проживающих в Грузии.
Политика к нацменьшинствам
Армяне стали массово переселяться в Грузию с 8 века. После кровавых событий в 1915 году из соседней Османской империи в Грузию бежало большое число турецких армян. Точные цифры назвать сложно, но в основном они селились в Тбилиси, отмечает Чидилян.
Определенной государственной политики именно к армянам в Грузии нет. Есть общая стратегия по отношению к нацменьшинствам. Хотя и она возникла лишь недавно. После обретения независимости в 1991 году Грузия, по словам Кобы Чохлиани, оказалась не готовой формулировать свою политику по нацменьшинствам. Более того, когда страной правил первый президент Звиад Гамсахурдия, наблюдался пик негативного отношения к этническим меньшинствам. При правлении Эдуарда Шеварднадзе, рассказывает Чохлиани, этому вопросу вообще не уделялось внимание. При Михаиле Саакашвили начался процесс работы над стратегией по нацменьшинствам, в 2009 году был разработан соответствующий пятилетний план действия.
Проблемы армянской общины
За последние годы армянская община в Грузии достаточно усилилась и более активно и умело защищает свои права, отмечает Чхартишвили. Хотя проблемы, конечно, остаются. В последние месяцы возник серьезный вопрос в связи с новой миграционной политикой Грузии. По новым правилам, введенным в сентябре 2014 года, иностранные граждане могут находиться в стране не более 90 дней на протяжении 180 дней. А часть жителей регионов, в том числе и армян из Самцхе-Джавахетии, получили армянские и российские паспорта, чтобы ездить в Россию на сезонные заработки. При этом им пришлось отказаться от грузинского гражданства. Таким образом этим людям каждые три месяца нужно было покидать страну на три месяца.
Власти постарались решить этот вопрос и выдали жителям Самцхе-Джавахетии, не имеющим гражданства Грузии, вид на жительство. Но Чхартишвили опасается, что проблема не решена до конца: «согласно официальной информации, таких людей более трех тысяч, но на самом деле цифры намного выше, так как многие скрывают свое двойное гражданство, чтобы избежать проблем».
А вот уровень вовлеченности армян в политическую жизнь Грузии оставляет желать лучшего, сожалеет Авакян, имея в виду, что представители армянского нацменьшинства в Грузии мало представлены во властных структурах. Кроме того, отмечает Чхартишвили, политические партии в общем пассивно относятся к регионам, в которых проживают нацменьшинства. Например, во время предвыборных кампаний практически оставляют эти регионы без внимания.
ГРУЗИЯ, ХВАТИТ ВРАТЬ, СТОП АРМЯНОФОБИЯ!
В последнее время часто встречаем антиармянские проявления в грузинской прессе, в том числе на просторах интернета. Выдвигаются ложные обвинения в адрес армянского народа, о так называемом присвоение грузинских брендов, это: хачачапури, хинкали, вино и танцы.
Давайте рассмотрим выдвинутые, ложные, обвинения со стороны грузин и используемые аргументы.
ХАЧАПУРИ
Хачапури, это популярное блюдо грузинский национальной кухни. В каждом регионе Грузии имеются свои рецепты и собственные виды хачапури, которые имеют свои названия, часто от названия самого региона, например: в Мингрелии: хачапури по-мингрельски, в Имеретии: хачапури по-имеретински, в Аджарии: хачапури по-аджарски.
В соседних с Грузией странах, грузинские хачапури также культивируются и называются по-своему, так же как и в Грузии, по названию страны или региона, например: в Дагестане: хачапури по-дагестански, в Адыгее: хачапури по-адыгейски (с адыгейским сыром), в Осетии: хачапури по-осетински, в Армении: хачапури по-армянски, в Москве: хачапури по-московски. Среди грузинского общества это вызывает пассивно-агрессивное поведение. Обвиняют неаргументированно, как будто в соседних странах, где готовят грузинские хачапури, заявляют, что это «их кухня». Ничего подобного, никто из представителей этих стран ничего подобного не утверждают, в их числе – армяне. Всем известно, что хачапури принадлежит грузинской национальной кухне.
Часто, в социальных сетях грузины оставляют циничные комментарии в адрес армян, мол в Ереване они в каком-то кафе ели аджарские хачапури. Грузинские горе-патриоты обвиняют армян в так называемом присвоении. Однако это тоже самое, как если итальянский турист в Грузии, в каком-нибудь кафе, отведав пиццы обвинит грузин в воровстве. Армяне не претендуют на это блюдо и никогда не заявляли об армянском происхождении этого блюда.
Можно привести в пример, получившую всемирную популярность, итальянскую пиццу, которая распространена по всему миру. Пиццерии открыты на каждом углу в крупных мегаполисах. Поскольку пицца распространилась по всему миру, следовательно в каждой стране ее называют по разному, в основном по названию своей страны или города: Пицца по-нью-йоркски, пицца по-испански, пицца по-французски, пицца по-немецки, пицца по-португальски, пицца по-русски и так далее. В самой Грузии пицца является довольно популярным блюдом, распространена во многих ресторанах и кафе. Согласно безумной логике грузинских националистов, итальянцы должны были бы по всему миру, через каждые полчаса подавать в суд, на владельцев пиццерий. Но итальянцы, в отличие от грузин, не занимаются провокациями и разжиганием ненависти к другим народам, а наоборот, считают, что благодаря этому итальянская пицца получила всемирную славу. Для сравнения, грузинские хачапури имеют некую популярность только в странах бывшего СССР и среди выходцев из этих стран․
ХИНКАЛИ
В 19 веке, хинкали упоминается у горцев Дагестана – у лезгин, в книге русского генерала, военного историка Василия Потто:
Приготовленные в Грузии хинкали сохранили китайскую форму, не нарушены китайские традиции заворачивания хинкали, а вот дагестанские хинкали сильно отличаются от китайского хиаолонгбао и баоцзы, поэтому не имеют такую широкую распространенность.
Антиармянской истерией пропитывается грузинское общество. Не отдавая себе отчета и не думая о последствиях, в грузинском обществе искусственно разжигается ненависть к армянам. Увидев в меню хачапури и хинкали, в каком-нибудь армянском ресторане, грузинские националисты начинают сыпать лживые обвинения в социальных сетях, в адрес армян выдвигаются гнусные обвинения, типа: «армяне присвоили грузинские хачачапури и хинкали». Но, если остановить первого встречного, в любом городе Армении и спросить про хачапури, армянин не задумываясь ответит: хачапури, это грузинская кухня. Так же армянин ответит на вопрос о хинкали, но это из-за незнания о китайском происхождении.
В грузинских хинкальных, кроме национальных блюд, подают немало известных блюд принадлежащих кухням соседей. Например: салат цезарь, персидский кебаб, армянский хаш, толма, и многое другое. Следуя этим путем, можно свободно обвинить самих же грузин в присвоении, поскольку они подают эти блюда как национальные блюда грузинской кухни. При том, что в отличие от грузин, никто в соседних странах не опускается так низко, чтобы обвинять их в присвоении, публикуя грязные статьи, да еще и угрожая судом. Это вполне нормально и естественно, что в Грузии, в хинкальных подают некоторые блюда негрузинской кухни, также и в Армении, в ресторанах подают некоторые блюда неармянской кухни. Однако в Армении не скрывают грузинского происхождения тех грузинских блюд, которые подаются в ресторанах, как и неармянское происхождение любого неармянского блюда, в отличие от грузин, у котороых есть не мало блюд негрузинского происхождения, которые они выдают за шедевры «исконно грузинской национальной кухни». Например, Лобио (Фасоль), горячее блюдо, является довольной популярным в грузинской кухне и имеет большой спрос. Название «Лобио» является персидским и звучит на фарси как «Lobia-фасоль» (لوبیا دال). Является частью национальной иранской кухни. На самом же деле первыми фасоль начали выращивать еще древние инки и ацтеки. Фасоль сильно культивировалась в среде этих племен. В Грузии, туристам это блюда подают в качестве «блюда грузинского происхождения». Приготовленный по грузинскому рецепту, это блюдо плохо влияет на здоровье, вызывает метеоризм и газообразование. Напиток «лимонад», сегодня в Грузии считается национальным напитком, впервые появился в СССР по приказу Сталина, который поручил создание напитка советскому врачу Митрофану Лагидзе (1869— 1960 гг.). Однако история лимонада корнями уходит еще глубже. Лимонад существовал в Европе, еще до появления в СССР и изобрел его в 1767 году английский химик Джозеф Пристли (Joseph Priestley; 733— 1804). В 1833 году лимонад стал лидером среди фруктовых газировок во всём мире, а «Lemon’s Superior Sparkling Ginger Ale» («Превосходный игристый лимонный имбирный эль») была впервые зарегистрированной торговой маркой безалкогольного напитка.
ВИНОДЕЛИЕ В АРМЕНИИ И ГРУЗИНСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ
Часто можно встретить непонятное недовольство со стороны грузин и антиармянские настроения, при виде армянского вина. Особенно, когда в Армении проводится винный фестиваль. Грузинские горе-патриоты снова оставляют свои циничные комментарии в адрес армян, оскорбляя армянский народ. Сегодня в грузинском обществе, из-за отсутствия здравомыслия, очень болезненно воспринимают факт того, что вино издревле делали многие народы: греки, финикияне, римляне, армяне и др. В отличие от грузинского вина, армянское вино упоминается у древнегреческого историка Ксенофонта (IV век до. н. э.). Во время греко-персидской войны, Ксенофонт, возглавляя греческую армию переходяющую через Армению, оставляет нам ценные сведения о том, что греческие воины остановившись в одной из деревень, зайдя в один из домов увидели, что там хранится вино: «Там хранились также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень и в него воткнут был тростник, больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть через него вино.» (Анабасис. Греческая история. Книга четвертая, гл. V, 26).
Армянское вино также демонстрируется на рельефе в Персеполисе – в столице древней Персии – в Апаране, на рельефе где изображены представители из 23 народов, которые входили в состав персидской державы Ахеменидов. Каждый год, на праздник Митраки-нами, представители из 23 народов приносили дань персидскому царю. На рельефе изображена армянская делегация, а в руках представителя Армении – амфора с вином. Кроме вина армяне также отправляли царю и лошадей. В 2007 году, в Армении во время археологических раскопок, группой армянских и ирландских археологов, в пещере Арени Вайоцдзорской области Армении, была обнаружена винодельня возрастом 6100 лет․Эта винодельня одна из старейших виноделен, обнаруженных в мире. В винодельне были обнаружены бродильные бочки, винный пресс, кувшины для хранения и горшечные черепки. Грузинским обществом это воспринимается очень болезненно, для них это хуже смерти. Для них неприемлем не просто сам факт обнаружения винодельни в пещере Арени, но также ссылки на античных авторов, тем более такого автора как Ксенофонт. Ведь Ксенофонт не упоминает ни разу не только грузинское вино, но даже Грузию и грузин. Грузинские националисты из-за этих фактов становятся более агрессивными, опускаясь даже до мата в адрес армян, показывая свое истинное лицо.
КАХЕТ И МСХАЛИ — АБОРИГЕННЫЕ СОРТА ВИНОГРАДА АРМЕНИИ
В последнее время грузинские виноделы стали выдвигать абсурдные и ложные обвинения в адрес производителей вин Армении․Жаловаться, что армяне выпускают вина с названием «Кахет» и «Мсхали» наивно думая, что эти название принадлежат им. К сведению грузинских виноделов: в Армении выращиваются аборигенные армянские, технические сорта винограда «Кахет» и «Мсхали».
Среди грузинских виноделов бытует ложное и ошибочное мнение, из-за отсутствия знаний в сфере виноделия․Считают, что армянский аборигенный сорт винограда Мсхали, это сорт винограда грузинского происхождение, которого, в Грузии просто не существует, а вот сорт Кахет, считают, что привезен из региона Кахетии (Грузия). На самом же деле, в районах Грузии и тем более в Кахетии, этот сорт не обнаружен и его там не существует. Да и само слово Кахет не грузинского происхождения, на грузинском языке ничего не означает. «Мсхали» (მსხალი) на грузинском языке имеет иное значение, и переводится как «груша». Несомненно, такие неожиданные совпадения в армянском и грузинском языках не единственные, их много и порою даже смешные. Например, грузинское имя «Отар», на армянском языке буквально переводится как «чужой», или есть грузинское имя «Анзор», означает «анзор-бессильный, слабый», а вот грузинская фамилия «Тактакишвили» означает «тактак-горячий». Можно привести для примера такую историю:
— Армянин приходит домой со своим другом грузином по имени Кахи (კახი).
— Открывает дверь бабушка, зайдя в дом, грузин снимает пальто, бабушка ему говорит на армянском։ кахи тха джан.
— Грузин спрашивает своего друга: а откуда она узнала моё имя?
— армянин засмеялся и ответил: Бабушка сказала «кахи», «повесь» т.е. «повесь пальто».
САПЕРАВИ И РКАЦИТЕЛИ — АБОРИГЕННЫЕ СОРТА ВИНОГРАДА ГРУЗИИ
Саперави и Ркацители, эти сорта являются исконно грузинскими сортами винограда, никто этого не оспаривает и не отрицает. Среди производителей грузинских вин есть возмущение: почему из грузинских сортов винограда Саперави и Ркацители выпускаются вина за пределами Грузии? Заявления грузинских виноделов подразумевают, что в третьих странах эти вина выпускают из какого-то порошка, а имена Саперави и Ркацители используются как подделки грузинского бренда, чтобы привлечь покупателя.
Родина Саперави, это Кахетия. Однако культивируются как по всей Грузии, так и за её пределами. Любой грузинский знаток в сфере виноделия должен знать это и не заниматься провокацией. В Советское время из Грузии Саперави был завезен в Армению, Дагестан, Крым, Узбекистан, Россию, Азербайджан, а в Молдавии Саперави был зарегистрирован еще с 1946 г. Ркацители также имеет широкую распространенность в России, Армении, Дагестане (Дербент, совхоз им. Алиева, ГУП «Геджух», агрофирма «Чинар»), Чечне, Ингушетии, Ставропольском крае, в Краснодарском крае, в Ростовской области, в Крыму (Треть всех крымских виноградников). Эти грузинские сорта винограда в третьих странах до сих пор культивируют, выпускают и продают. Виноградные сорта Саперави и Ркацители, выращиваемые не первое десятилетие за пределами Грузии и естественно, юридическая лицензия принадлежит производителю вина той страны, в которой виноградная лоза грузинского сорта выращивается и производится это вино. Грузинская сторона обвиняет в использовании грузинского бренда Саперави и Ркацители? Здесь речь не о грузинском бренде, а о названии сорта винограда. Претензии грузинских виноделов неуместны, они не имеют никаких юридических прав, чтобы обжаловать производство этих сортов винограда, которые не первое десятилетие 20-21 века культивируются в третьих странах.
Специалисты в сфере мирового виноградарства не выказывают пассивно-агрессивного поведения из за того, что их сорта винограда также культивируют за пределами их страны. Тоже самое относится и к французским винопроизводителям. В отличии от грузинских коллег они не обвиняют мировых производителей вин не понятно в чем, в том числе и грузинских виноделов за то, что Шардоне культивируют во всем мире. В Грузии по сей день производится вино из натурального виноградного сорта Шардоне. Виноградники Шардоне в Грузии с 2006 года занимали 17 000 га, а винодельная компания значительной частью принадлежит компании «Таро Вайн — Из виноградников Нани». Благодаря своему широкому распространению по всему миру французский сорт винограда Шардоне имеет большой спрос и является мировым брендом, в отличии от грузинских сортов.
Председатель Союза виноделов Армении Аваг Арутюнян в своем интервью агентству «Новости-Армения» прокомментировал провокацию грузинских виноделов:
«Саперави – сорт винограда, и нет никаких международных документов или соглашений, требующих считать тот или иной сорт винограда собственностью какого-либо государства. Не требуют же французы чтобы никто кроме них не производил вин шардоне, только потому что шардоне – французский сорт белого винограда»
«Если грузинская сторона и дальше будет выдвигать свои абсурдные теории, мы очень легко, посредством судебного разбирательства сможем доказать свою правоту»
Даже если грузинская сторона подаст жалобу в «Международную организацию виноградарства и виноделия», то окажется в проигрыше во всех смыслах и попадет к тому же в неловкое и смешное положение. Здесь приведу цитату из Х/ф «Мимино»: «Ктоооо он такой этот потерпевший? Куда он пошёёёл?? Я его, говорит, первый раз вижу!»
Необходимо отметить, что выдвинутые грузинами ложные обвинения, о так называемом присвоении грузинских вин, носят чисто антиармянский характер, ибо грузины знают, что эти сорта были завезены в Советское время из третьих стран и это приемлемо в сфере производства вина. Но вопреки этому, грузинская сторона работает упорно и целенаправленно акцентирует упреки именно в адрес производителей армянских вин, в основном не обвиняя производителей вин Молдавии, Украины, Азербайджана и других стран. Азербайджанская сторона наглым и невежественным образом использует это в информационной войне против Армении, чтобы еще больше настроить грузинских националистов против армян․Публикуются антиармянские статьи, под названием «армянское присвоение грузинских вин». При том, что в азербайджанских винзаводах также выпускаются вина из грузинских сортов винограда Саперави и Ркацители.
ПРОВОКАЦИЯ ВАРВАРОВ ВОКРУГ ВОСТОЧНОГО ЛАКОМСТВА
Сладкое лакомство в виде колбаски, с начинкой из грецкого ореха, покрытого загущенным мукой виноградным соком.
Это восточное лакомство стало предметом не утихающих грузинских претензий. Уже не в первые, грузины выдвигают абсурдные и ложные обвинения, обвиняя всех в присвоении. Некоторые из грузинских «патриотов» думают, что никто кроме них не вправе готовить.
Этот вид лакомства издревле распространён у многих народов: арабов, армян, болгар, абхазов, грузин и др. У каждого народа имеется своё название, на родном языке: по-арабски «Малбан», по-персидски «Баслог», по-армянски «Шароц», по-болгарски «Балсуджук» (мъстеница), по-абхазски «Аджьынджьыхуа», по-турецки. «Джевизли суджук» (cevizli sucuk), по-грузински. «Чурчхела». Но как бы эта сладкая колбаска у разных народов не называлась, технология её приготовления – одна. Иголка с ниткой, орехи и густой сладкий фруктовый сок с мукой. Технология одна, вкус разный.
Специалист по истории международных отношений и кулинарии, автор кулинарных книг Вильям Похлёбкин, в своей книге «Большая энциклопедия кулинарного искусства» пишет об армянском шароце:
«Немучные кондитерские изделия (сладости) представляют собой сочетания уваренного виноградного сока, сушеных персиков, абрикосов, изюма с орехами, медом, сахаром и крахмалом. Их технология проста, но приготовление требует длительного времени — порой более суток (например, для получения шароца).»
С недавних пор, армянский шароц, в шутку, стали называть армянский сникерс.
Грузинский вариант этого лакомства делается только из виноградного сока. Более того, практика показывает, что чурчхела; сладкая, но не очень, со временем становится крепкой, даже жесткой и чтобы вернуть мягкость, суметь спокойно прожевать и поесть, ее необходимо согреть.
Эти обвинения со стороны некоторых грузинских горе-патриотов являются чистой воды неудачной провокацией и выглядят комично. Обвинять сразу всех и тыкать пальцем в арабов, армян, болгар, абхазов и даже кочевых турков, заявляя, что никто не имеет право готовить лакомство, так как Грузия запатентовала его глупо, так как запатентовать могут лишь название >, но не «Шароц», «Малбан», «Джевизли суджук», «Балсуджук», «Аджьынджьыхуа».
Меж тем грузинские патриоты, на фоне
совсем забывают о более патриотичном вопросе. Никто из них не задается вопросом,-а почему Грузия использует чужой флаг?
Если грузинская сторона и дальше продолжит дешёвые провокации и обвинения, надувая губы как обиженный ребенок, то и наказание будет, как наказание шкодливого ребенка, то есть в угол, в «угол» истории.
Грузины угомонитесь, не позорьтесь, вы запутались в своей же лжи.
ШОТА РУСТАВЕЛИ И СОВЕТСКИЙ МИФ
В Советском союзе существовал искусственно созданный миф: «Шота Руставели — армянин». Это, что шутка? Для армян это оскорбительно, называть Шота Руставели «армянином».
Грузинская сторона в своей антиармянской риторике продолжает пропагандировать этот советский миф. Сегодня уже почти никто этот бред не воспринимает, но все таки есть люди, которые остались под влиянием советского менталитета. Больше всех, сегодня любят пропагандировать сами же грузины и обвиняют армян, как будто армяне этот бред пишут на научном, академическом уровне. Ни один армянский историк в Академии Наук Армении не писал такого бреда не сейчас, не в советское время. Нам чужого не надо! У нас своего достаточно! У нас есть свой, Народный средневековый эпос – «Сасунци Давид» (Սասունցի Դավիթ) в котором повествуется о борьбе богатыря из Сасуна против арабских захватчиков. И если армяне читают и гордятся своим народным эпосом, то грузины чтят поэму «Витязь в тигровой шкуре» и гордятся аравийской и индийской историей.
МАЦУН (МАЦОНИ)
Также часто мы слышим от грузинских горе-патриотов, следующее обвинение: «вы армяне присвоили мацони». Это уже переходит все грани.
В армянском фольклоре часто упоминаются процесс и орудия труда, а также конечный продукт. Исключением не стал и мацун, приготовлению которого посвящена армянская народная песня:
Аист прилетел издалека — вот как!
Мы в ведро надоим молока — вот как!
Молоко заквасим и поставим — вот как!
Сделаем мацун, мацун оставим — вот как!
После будем бить мацун сбивалкой — вот как!
Будто нам его совсем не жалко — вот как!
Мы побьём, побьём его получше — вот как!
Из мацуна масло мы получим — вот как!
2016 ГОД: СПЛАНИРОВАННЫЕ АНТИАРМЯНСКИЕ ПРОВОКАЦИИ
Многие еще помнят как в начале 2016 года в грузинском обществе был поднят антиармянский скандал с ложным обвинением: «армяне украли грузинский танец».
Грузинская сторона угомонилась только после отправленного письма, подтверждающего официальное заявления Геворкяна, адресованного грузинской общественности где говорилось: «Дорогие друзья, прошу принять это письмо в знак разъяснения всей этой путаницы. Мы не имеем никакого отношения к аккаунту, который распространил видео с подобной надписью. Мы официально просим этот аккаунт, чтобы он исправил запись. Подобное заявление мы также отправили в администрацию YouTube…. Я понимаю ваше разочарование и хочу принести свои искренние извинения за ошибку третьей стороны».
Также в письме говорится, что «Академия» является международной школой танцев и исполняет армянские, русские, американские, молдавские, грузинские, греческие, цыганские и другие танцы. Исполнение грузинского танца «Даиси», не подразумевало, что танец «армянский», однако до грузинского общества донесли ошибочное мнение, общество приняло его и создалось антиармянское настроение. Правда по-грузински: «если армяне исполняют грузинский танец, значит это «армянский» — танец». После официального письма, грузинская сторона упорно отказалась извиниться за невежество, дикость и лживые обвинения в адрес армянского народа.
Эти два конфликта, в начале 2016 года были целенаправленно созданы против Армении и в целом против армян, с целью разжигания межнациональной розни, пытаясь представить Армению в качестве «агрессора», а Грузию в качестве «потерпевшего ангелочка». Тщательно спланированная провокация, при поддержке министерства внутренних дел Республики Грузия и Республики Азербайджан.
Сегодня, в среде грузинской молодёжи, звучат обвинения граничащие с безумием. Всем известнен танец «Лезгинка», который очень популярен на Кавказе и в Закавказье. При виде армян исполняющих этот танец, грузины поднимают шум и обвиняют в присвоение «грузинского танца». Здесь можно поставить диагноз – неизлечимая параноя․