отношение долга к ввп по странам
Government Debt to GDP | Государственный долг к ВВП
Государственный долг к ВВП — это макроэкономический показатель, который рассчитывается как отношение величины государственного долга страны к ее валовому внутреннему продукту (ВВП). Госдолг к ВВП является относительным показателем, рассчитывается в процентах к ВВП и применяется для более объективного и достоверного сравнения уровня долговой нагрузки различных стран мира.
Под государственным долгом, в свою очередь, понимаются долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, другими государствами, а также различными международными организациями. Данный показатель является абсолютным и может рассчитываться как в национальной валюте (в качестве примеров можно привести Канаду, Ботсвану, Австралию), так и в ее эквиваленте в валюте другой страны (например, в Нигерии, Парагвае, Замбии долг измеряется в долларах США).
Основной причиной формирования госдолга является дефицит бюджета, вследствие которого государство начинает осуществлять заимствования в разных источниках для его покрытия. Существует понятие чистого госдолга, который представляет собой разницу между общим госдолгом и резервами государства для его погашения. Чистый госдолг может быть положительным и отрицательным. Отрицательное его значение говорит о том, что государственных резервов достаточно для погашения обязательств.
Данные по отношению государственного долга к ВВП могут рассчитываться и публиковаться национальными статистическими органами (например, в Чехии), центральными банками различных стран (например, в Объединенных Арабских Эмиратах), министерствами финансов (например, в Чили), казначействами (например, в России).
По данным исследования Всемирного банка, проведенного в 2010 году, значения госдолга к ВВП, превышающие 77%, являются проблемными для экономики страны. При этом органы государственной власти самостоятельно устанавливают максимально возможные значения данного показателя, которые могут менять. Например, в странах Европы по маастрихтским критериям лимит госдолга к ВВП установлен на уровне 60%.
По состоянию на конец 2020 года наибольшие значения государственного долга к ВВП (на уровне больше 100%) наблюдались в Венесуэле, Японии, Судане, Греции, Ливане. На графике ниже представлена динамика госдолга к ВВП в данных странах.
Наименьшие значения госдолга к ВВП по состоянию на 2020 год характерны для Демократической Республики Конго, Кувейта, Афганистана, Каймановых островов, а также Брунея. На графике приведены данные по госдолгу к ВВП в этих странах за 2016–2020 годы.
Российский госдолг через три года достигнет 21,3% ВВП
Для поддержки экономики во время пандемического кризиса и покрытия дефицита федерального бюджета правительству России пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований — в результате уровень долга федерального правительства к концу 2023 года достигнет 21,3% ВВП, а расходы на его обслуживание возрастут практически вдвое, с 900 млрд руб. в 2020 году более чем до 1,6 трлн руб. в 2023 году.
РБК ознакомился с пояснительной запиской к проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Ее подлинность подтвердил источник, близкий к правительству. В среду, 16 сентября, бюджетный пакет будет рассмотрен на заседании правительства.
Наращивание долгов
В докризисном 2019 году чистый государственный долг ушел в отрицательную зону: то есть если бы России вдруг понадобилось немедленно погасить все свои долги, это можно было бы сделать за счет одних только депозитов госорганов в ЦБ и коммерческих банках. Но спустя год долг федерального правительства на фоне пандемического кризиса и падения цен на нефть начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства.
Если по итогам 2019 года уровень госдолга составлял 12,3% ВВП (13,6 трлн руб.), то уже в 2020 году он, по оценке Минфина, возрастет до 19% ВВП (20,3 трлн руб.).
В 2021 году российский госдолг достигнет 20,3% ВВП (23,5 трлн руб.), в 2022 году увеличится до 20,8% ВВП (25,8 трлн руб.), а в 2023 году достигнет 21,3% ВВП (28,3 трлн руб.), следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Объем внешнего госдолга будет держаться на уровне 5,1–5,3 трлн руб. на протяжении ближайших трех лет. В общем объеме госдолга будут преобладать внутренние заимствования, уточняет Минфин.
Министр финансов Антон Силуанов предупреждал, что уже в следующем году Россия подойдет к черте около 20% госдолга к ВВП, называя такой уровень «неопасным», однако «переходить за него было бы нецелесообразно». «Мне казалось, что это была краткосрочная реакция на ситуацию с коронавирусом, мы ее закрыли, но дальше следовать [по такому пути] не стоит», — считает министр. Страны, которые выпускают госдолг из-под контроля, сталкиваются с «очень большими проблемами», и низкий контролируемый долг — «большое преимущество» России, поддерживала главу Минфина председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Какие уровни госдолга опасны
20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.
Сомнения в возможности обслуживать долг, как правило, возникают в странах с уровнем долга выше 40–50% ВВП (у России, согласно проекту, менее 22% к 2024 году), продолжает он. Проблемы в обслуживании периодически возникают у стран с долгом, преимущественно номинированным в иностранной валюте, — у России, напротив, после новых размещений на 70–80% долг будет рублевым.
Но если ежегодное обслуживание долга стоит правительству более 10% доходов и нет достаточно емкого постоянно открытого рынка заимствований, нагрузка иногда считается чрезмерной, замечает Куликов. «Если считать реальными долгосрочные рублевые ставки 6–7%, то для достижения этой условной границы (10% доходов) долг федерального бюджета в России должен приближаться к 30% ВВП. В этом смысле грань 21–22% еще достаточно комфортна», — полагает он.
Дефицит бюджета
Госзаимствования станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, который в 2020 году оценивается на уровне 4,4% ВВП, следует из проекта госбюджета. Дефицит федерального бюджета прогнозируется на протяжении всех трех лет: в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% ВВП, в 2023 году — 1,1% ВВП.
Использованный для бюджетных проектировок обновленный прогноз Минэкономразвития может быть несколько оптимистичен в том, что касается ненефтегазовых налоговых доходов, что потенциально может привести к недооценке дефицита бюджета, предупреждает Куликов. Минэкономразвития улучшило прогноз спада ВВП России из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть в 2020 году до 3,9% вместо 4,8% согласно июньскому прогнозу.
В 2020 году для покрытия дефицита федерального бюджета Минфин задействует 342,1 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), говорится в проекте бюджета. В 2021 году Минфин планирует продолжать использовать ФНБ для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов, а с 2022 года — уже нет. «В 2022 году согласно бюджетным правилам с учетом прогнозных цен на нефть не предполагается использование средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета», — уточняется в пояснительной записке.
С учетом курсовой разницы на конец 2021 года объем ФНБ (с учетом менее ликвидных активов, таких как акции Сбербанка) составит 12,49 трлн руб., на конец 2022 года — 12,64 трлн руб., на конец 2023 года — 13,47 трлн руб.
Бюджетная консолидация
В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.
Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.
Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.
В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.
Рынок российского госдолга: есть ли жизнь под санкциями во время пандемии
Содержание
Антон Табах,
управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»
Антон Прокудин,
ведущий методолог «Эксперт РА»
Анастасия Подругина,
преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ»
Введение второго пакета санкций от администрации Байдена 15 апреля 2021 года, с одной стороны, воплотило в жизнь один из пессимистичных сценариев для российской экономики: введение ограничений в отношении российского госдолга. С другой стороны, ограничения оказались не самыми жесткими: запрещена покупка российских гособлигаций на первичном рынке, а уровень неопределенности и напряжения на рынках при этом значительно снизился. Рынки отреагировали стабилизацией – небольшое снижение рубля 15 апреля было очень быстро компенсировано, а рынок ОФЗ отреагировал ростом.
Запрет американским компаниям (не физическим лицам и, скорее всего, не американским хедж-фондам, обычно зарегистрированным вне США) не распространяется на вторичный рынок, где эти сделки преимущественно и происходили. На первичном рынке российского долга американских банков практически не было еще до массового ухода нерезидентов. Похожий запрет – даже более широкий из-за ограничений расчетов в долларах при выпусках – действует для российских еврооблигаций с 2018 года. Результат – новые займы проводят в евро или других валютах. Ресурсы Банка России позволяют поддержать ликвидность, а слабый рубль в комбинации с комфортными ценами на экспортные товары так наполнил российское казначейство, что заимствования можно на какое-то время прекратить или обойтись отечественными и не боящимися санкций иностранными инвесторами.
При этом включение первичного рынка ОФЗ в санкционный список повышает общую токсичность российских активов, а особо тревожные комплаенс-менеджеры будут стараться их избегать – как бы чего не вышло. Поэтому возврат нерезидентов после стабилизации ситуации на рынке будет более медленным и печальным, чем, например, в 2018-м.
В целом новый раунд санкций не создает немедленных рисков, однако в долгосрочной перспективе он работает как оковы на российской экономике и финансовом секторе. Расширение санкций требует новых усилий для подстройки к ним, токсичность или подразумеваемая токсичность российских активов повышает стоимость заимствований или мешает проводить сделки – тем самым снижая возможности для привлечения инвестиций и экономического роста уже частному сектору.
Могут ли будущие санкции причинить боль государству и рынку при хорошем наполнении бюджета? «Есть ли жизнь» во время и после пандемии? Уравновесят ли дисбаланс, вызванный оттоком иностранных инвесторов, спрос со стороны внутренних, а также резервные мощности ЦБ?
Российский госдолг находится на невысоком уровне
Российская долговая политика на протяжении последних лет остается достаточно консервативной, несмотря на постепенное (до 2020 года) расширение объемов как внутреннего, так и внешнего долга. В течение нескольких лет (2017-2021) доля внешнего госдолга поддерживается на уровне 20-25%.
Отношение долга к ВВП остается одним из самых низких в мире – оно сохранялось на уровне 13-14% до 2020 года. При этом средний уровень отношения долга к ВВП для развитых экономик в 2019 году составлял 103,8%, а для развивающихся экономик – 54,7%.
Таблица 1. Отношение государственного долга к ВВП в некоторых развитых и развивающихся странах.
Страна | Кредитный рейтинг (Fitch/Moody’s/S&P) | Долг/ВВП (среднее за 5 лет), % | Долг/ВВП (2020*), % | Долг/ВВП (2021*), % |
Германия | AAA/Aaa/AAA | 64.9 | 68.9 | 70.3 |
США | AAA/Aaa/AA+ | 110.8 | 127.1 | 132.8 |
Китай | A+/A1/A+ | 55.5 | 66.8 | 69.6 |
Саудовская Аравия | A/A1/A- | 20.9 | 32.4 | 31.0 |
Россия | BBB/Baa3/BBB- | 15.2 | 19.3 | 18.1 |
Индия | BBB-/Baa3/BBB- | 74.4 | 89.6 | 86.6 |
Мексика | BBB-/Baa1/BBB | 55.6 | 60.6 | 60.5 |
Бразилия | BB-/Ba2/BB- | 86.8 | 98.9 | 98.4 |
Южная Африка | BB-/Ba2/BB- | 60.1 | 77.1 | 80.8 |
Источник: МВФ, CBonds.
При этом Россия обладает значительным объемом ликвидных активов – в частности, существенным объемом средств в Фонде национального благосостояния. В конце 2019 чистый долг России стал отрицательным: ликвидные активы «расширенного» правительства превысили госдолг в широком понимании (внутренние и внешние долги государства, регионов, муниципальных образований). В 2020 году чистый долг снова стал положительным – пандемия COVID-19 потребовала заимствований, однако и на начало 2021 года чистый долг остается небольшим.
Последствия пандемии: российский госдолг вырос, но меньше, чем в других странах
Государственный долг большинства стран вырос в 2020 году: страны привлекали дополнительные средства для финансирования коронавирусных расходов. Наибольшее расширение государственного долга произошло в развитых странах, в 2021 году по прогнозам МВФ долг развитых стран продолжит возрастать.
Увеличение соотношения государственного долга к ВВП в России также находится ниже среднего для развивающихся стран: в среднем развивающиеся страны увеличили соотношение госдолг/ВВП на 7,52 п.п., тогда как Россия – на 5,55 п.п.
Таблица 2. Расширение государственного долга к ВВП в 2019-2021 годах в некоторых развитых и развивающихся странах.
Долг/ВВП (2020), % | Изменение в отношении долга к ВВП, п.п. | ||
2019–20 | 2020–21 | ||
Развитые страны | 120.1 | 18.19 | 2.39 |
Развивающиеся страны | 64.4 | 7.52 | -0.11 |
Бедные развивающиеся страны | 49.5 | 3.40 | 0.40 |
Германия | 68.9 | 9.28 | 1.32 |
США | 127.1 | 18.92 | 5.73 |
Китай | 66.8 | 9.77 | 2.78 |
Саудовская Аравия | 89.6 | 15.67 | -2.96 |
Россия | 19.3 | 5.55 | -1.21 |
Индия | 98.9 | 11.29 | -0.54 |
Мексика | 60.6 | 7.29 | -0.05 |
Бразилия | 32.4 | 9.64 | -1.41 |
Южная Африка | 77.1 | 14.91 | 3.72 |
Источник: Источник: МВФ.
В основном рост госдолга произошел за счет размещения Минфином ОФЗ. С начала пандемии Минфин разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн рублей, долг по ОФЗ с марта 2020 года по март 2021 года увеличился на 4,7 трлн рублей.
Чаще Минфин размещал бумаги с переменным купоном (доля во внутреннем долге расширена с 18% до 34%) и бумаги с постоянным доходом, также было размещено несколько индексируемых выпусков.
Отток иностранного капитала и уход нерезидентов из ОФЗ, происходившие в 2020 году, вполне естественны для ситуации неопределенности: в моменты высокой волатильности инвесторы предпочитают выводить свои средства из высокорисковых активов и перекладывать их в надежные активы с низким уровнем риска, пусть и с невысокой доходностью – в частности, в американские трежерис.
С другой стороны, ОФЗ представляют собой подобный надежный актив с низким уровнем риска для российского рынка, поэтому размещения ОФЗ в 2020 году были обеспечены устойчивым внутренним спросом. В среднем с начала пандемии Минфин удовлетворял чуть больше половины спроса на ОФЗ.
В 2020 году государственный бюджет нуждался в финансировании дефицита, возникшего вследствие пандемии COVID-19 и сопутствовавших ограничениях экономической деятельности. Кроме того, мягкая монетарная политика Банка России создавала выгодные условия для заимствований. Банк России провел несколько раундов снижения ключевой ставки процента, опустив ее с 6% до 4,25%.
Распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом
Рост доходностей на американском рынке негативно повлиял на рынки развивающихся стран, в том числе и на российский рынок: в феврале-первой половине марта доходности по ОФЗ – как по длинным, так и по коротким – значительно выросли.
На фоне повышения инфляции, а также по внутренним причинам центральные банки некоторых развивающихся стран повысили ставки: Бразильский ЦБ поднял ставку на 75 б.п., турецкий – на 200 б.п. Российский ЦБ также завершил цикл смягчающей политики в марте-апреле 2021 повысив ставку в два этапа на 75 б.п. Причиной таких действий российского финансового регулятора стало ускорение инфляции внутри страны, вероятно, решения центральных банков Бразилии и Турции также сыграли некоторую роль.
Рост ключевой ставки, а также санкционные страхи, о которых будет сказано в одном из следующих разделов, дали стимул дальнейшему умеренному повышению ставок ОФЗ.
При этом размещения ОФЗ в феврале и марте 2021 года (за исключением аукциона 3 февраля, признанного несостоявшимся) продолжают проходить высокими темпами – в первую очередь за счет внутреннего спроса от крупнейших участников рынка.
В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.
В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.
Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока
На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.
В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.
В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.
Дополнительный фактор в стабилизации доходной части бюджета – восстановление цен на нефть. К марту 2021 года цены восстановились до предкризисных уровней на фоне ускоряющейся вакцинации по всему миру, «зеленого» курса Байдена, продолжения действия сделки ОПЕК+, санкций в отношении Ирака.
В первом квартале 2021 года Минфину удалось разместить внушительный объем ОФЗ, несмотря на высокие ставки в США, опасения относительно инфляции, а также санкционные страхи.
В марте 2021 года Минфин сделал заявление о сокращении плана заимствований на 2021 год в условиях высокого уровня исполнения доходной части бюджета. В заявлении озвучено намерение сократить план заимствований и сохранить госдолг ниже 20% от ВВП в 2021 году. Заявление повлекло за собой повышение спроса на ОФЗ, что обеспечило несколько более низкие ставки заимствований для Минфина.
Риск санкций уже во многом реализовался
Историческая справка о санкциях
Российская экономика с 2014 года существует в условиях существенных санкционных рисков, в некоторые периоды опасения относительно введения новых санкций увеличиваются, в другие – снижаются. Со вступления Джо Байдена в должность президента США санкционные страхи для российской экономики увеличились. На данный момент наиболее опасная потенциальная санкционная мера – введение ограничений на приобретение и владение российским суверенным госдолгом.
С момента объявления о первом пакете санкций администрации Байдена 2 марта 2021 года доходности как коротких, так и длинных российских ОФЗ прибавили около 40-70 б.п. (на это влияли и другие факторы, описанные выше), хотя санкции, объявленные 2 марта, в сущности повторяли предыдущий раунд санкций Трампа. В большинстве своем реакции рынка на объявление санкций со стороны США включали себя потенциальную возможность санкций в отношении суверенного долга России. Таким образом, риск подобных санкций уже оказывается заложенным в страновую премию.
Инвесторы, для которых такой уровень риска оказывается неприемлемым, выводят капитал из российских ценных бумаг, не дожидаясь непосредственно объявления ограничений на приобретение или владение российским госдолгом.
Доля нерезидентов в ОФЗ была смоделирована в зависимости от изменения темпов экономического роста, цен на нефть, также в модель была включена авторегрессионная компонента и переменная, отвечающая за введение санкций в августе 2018 года. Для моделирования был использован период с 2013 по 2019 год.
В первом квартале отток иностранного капитала из ОФЗ продолжился. По оперативным данным, доля нерезидентов на конец первого квартала составила 20,2%
На рынке еврооблигаций в 2020 году оттока иностранного капитала не произошло, несмотря на значительное снижение аппетита к риску в силу коронавирусной неопределенности. Однако при этом темпы возврата иностранных инвесторов в российские евробонды снизились.
Существует диапазон разных по жесткости санкционных мер в отношении российского госдолга: начиная от достаточно мягкого запрета для американских резидентов на покупку ОФЗ на первичном рынке, который был введен 15 апреля 2021 года, заканчивая запретом для американских резидентов на владение ОФЗ.
В наиболее пессимистичном сценарии запрета на владение ОФЗ американскими гражданами отток всего американского капитала из ОФЗ приведет к снижению доли нерезидентов до 15-16%, что будет эквивалентно оттоку в объеме около 1 трлн рублей из ОФЗ.
Российский долг устойчив
Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.
Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.
Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.
Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.
Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.
Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.
На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.
1 Ссылка на предыдущий доклад
2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.
3 Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.
Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.
Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.
Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.
Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.
Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.
Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.
На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.
Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.