отношение действия к участникам диалога обозначает глагольная грамматическая категория
Глагол и его грамматические категории.
Глагол и его грамматические категории
Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать), состояния (бледнеть), процесса (таять), движения (лететь).
Постоянные грамматические категории — вид, спряжение, залог, возвратность, переходность. Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются глагольными.
Непостоянные грамматические категории: наклонение, время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедешем времени у форм глагола нет значения лица, но есть категория рода. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.
КАТЕГОРИЯ ВИДА
Вид — грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. ГЛАГОЛЫ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть. ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО ВИДА указывают на ограничение действия началом или концом; например, действие, с обозначением начала: запеть, закричать; действие, с обозначением завершенности: решить, совершить.
Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несов.вида имеют 3 формы времени: настоящее, прошедшее и будущее: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее и прошедшее: нарисую, нарисовал.
КАТЕГОРИЯ ПЕРЕХОДНОСТИ
Выражает отношение действия к объекту. Глаголы делятся на переходные и непереходные.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ называют действие, направленное на объект, предмет, лицо. Это глаголы созидания (создавать, ткать); разрушения (ломать, сжечь); восприятия (видеть, ощущать); эмоционального отношения к субъекту (любить), глаголы речи и мысли (спрашивать, обдумывать)
НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ обозначают действия, которые не переходят на предмет. Эти глаголы обозначают:
бытие, существование: быть, находиться
перемещение: идти, плавать, кататься
физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, обижаться
род деятельности: учительствовать, плотничать
Категория переходности проявляется в контексте: Читать (что?) книгу — переходный глагол; Читать (как?) быстро — непереходный глагол.
КАТЕГОРИЯ ВОЗВРАТНОСТИ
Возвратные глаголы представлены в зависимости от значения несколькими группами:
действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться
направленные друг на друга дейсвтия нескольких субъектов: мириться, встречаться
действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для мебя дом), укладываться (укладывать свои вещи)
дейсвтие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться.
КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА
Выражает отношения между субъектом, дейсвтием и объектом, над которым производится действие. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ указывает, что подлежащее назвает субъект, который сам выполняет действие: Я учу языкознание. Студент готовится к экзамену по истории. СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ указывет, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Языкознание учится мною. История готовится студентом.
КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ
Выражает отношение действия глагола-сказуемого к действительности.
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени)
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (УСЛОВНОЕ) НАКЛОНЕНИЕ обозначает действие, которе может произойти при определенных условиях или яаляется предполагаемым, желаемым. Формы сослагат.наклонения изменяются по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.
КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ
Словоизменительная категория, обозначающая соотнесенность действия к моменту речи. Настоящее время — действие в момент речи, прошедшее — действие, предшествующее моменту речи, будущее — действие, которое свершится после момента речи. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. Будущее время у глаголов несов.вида образуется при помощи вспомогательного глагола быть: буду читать, будешь читать, будет читать. Если в предложении несколько глаголов несовершенного вида, то вспомогательный глагол используется 1 раз: Я буду петь и плясать. У глаголов несовершенного вида — простая форма будущего времени: прочитаю, выпью, станцую.
В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма наст.времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего)
КАТЕГОРИЯ ЛИЦА
Категория лица связана с категориями вреени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и сослагательного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагат.наклонения.
Что касается русского языка, то некоторые глаголы являются недостаточными, т.е. Имеют не все формы лица. Нет форм 1-го лица у глаголов: дерзить, победить, пылесосить, чудить. Отсутствует формы 1-го и 2-го лица у глаголов сблизиться, явствовать.
Глаголы, не имеющие форм лица и обозначающие действия, протекающие сами по себе, называются БЕЗЛИЧНЫМИ. Они не изменяются по лицам, числам и родам, при них невозможно употребление подлежащего: Смеркается. Скоро начнет светать.
КАТЕГОРИИ РОДА И ЧИСЛА
КАТЕГОРИЯ РОДА обозначает характеристику рода существительного/местоимения, с с которым согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действиия: Солнце светило. Трава зеленела. Средний род может казывать на безличность глагола. Вечерело. Темнело.
ЧИСЛО указывает на единичность/множественность субъекта, выполняющего действия: Студент пришел на экзамен. Студенты пришли на экзамен. Значение действия не изменяется.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 271 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Глагол и его грамматические категории
Вид глагола – категория, которая выражает различия в протекании действия. Эта категория различает глаголы несовершенного вида (отвечают на вопрос Что делать?: полетать) и глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос Что сделать?: прилететь).
Переходность глагола характеризуется по сочетаемости с винительным падежом без предлога: читать книгу, смотреть фильм; непереходность глагола характеризуется несочетаемостью с винительным падежом без предлога: болеть корью.
Залог глагола – это категория выражает отношения между субъектом и объектом действия. Глаголы действительного залога – глаголы, при которых подлежащее называет действующее лицо: папа ест яблоко; глаголы страдательного залога выступают в пассивной конструкции, когда дополнение становится объектом действия: дверь открылась ключом.
Наклонение – категория, выражающая отношение действия и действительности. В русском языке выделяют три вида наклонений:
Изъявительное – выражает действие, которое существовало, существует и будет существовать: поехал, смотрит. В этом наклонении глаголы имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1, 2 и 3) и числа.
Условное или сослагательное наклонение – действие реально не существует, оно является лишь возможным или желаемым: почитал бы. Оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени и условной частички бы.
Время – категория, которая выражает отношение действия к моменту речи. Выделяется три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Время глагола тесно связано с категорией вида: НСВ – продавать – продавал – буду продавать; СВ – продал – продам.
Лицо – категория, которая указывает, кто производит действие. Выделяется три лица, при чем у каждого свое окончание.
В предложении глагол может быть:
Простым глагольным сказуемым: Саша встал рано.
Сложным глагольным сказуемым: Она захотела спать.
Несогласованным определением: мысль уйти не радовала меня.
Безличные глаголы
В русском языке есть глаголы, которые обозначают действие без деятеля (лица), поэтому они называются безличными. Предложения с такими глаголами тоже называются безличными: В ушах звенит. На улице теплеет. Смеркается.
Понятие об ССЦ
Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – это группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:
— лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп),
— морфологическими (соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях),
— стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).
Примером сложного синтаксического целого, в котором использованы разные средства объединения самостоятельных предложений, может служить следующий отрывок из “Хаджи-Мурата” Л. Н. Толстого: “Когда на другой день Хаджи-Мурат явился к Воронцову, приемная князя была полна народу. Тут бил и вчерашний генерал е щетинистыми усами, в полной форме и в орденах, приехавший откланяться; тут был и полковой командир, которому угрожали судом за злоупотребления по продовольствию полка. Тут был армянин-богач, покровительствуемый доктором Андреевским, который держал на откупе водку и теперь хлопотал о возобновлении контракта. Тут была, вся в черном, вдова убитого офицера, приехавшая просить о пенсии или о помещении детей на казенный счет. Тут был и разорившийся грузинский князь в великолепном грузинском костюме, выхлопатывавший себе упраздненное церковное поместье. Тут был пристав с большим свертком, в котором был проект о новом способе покорения Кавказа. Тут был один хан, явившийся только затем, чтобы рассказать дома, что он был у князя. Все дожидались очереди и один за другим были вводимы красивым белокурым юношей-адъютантом в кабинет князя.
Какие смысловые типы текстов можно выделить
Различают три основных смысловых типа текстов:
· повествование – такой текст, в котором в основу содержания положены события, действия. Содержание таких текстов позволяет отвечать на вопросы: что делает герой (предмет)? Что делал он раньше? Что случилось потом? Как правило, в текстах-повествованиях в большом количестве представлены глаголы.
· Описание – текст, отвечающий на вопросы: какой предмет, герой и т.п.? Как делается? Ведущими частями речи для текстов-описаний являются прилагательные и наречия, позволяющие описывать предметы, действия, события, давать характеристики.
· Рассуждение позволяет аргументировано доказать мысль, обосновать точку зрения, поэтому более других типов текстов обладает оценочным значением, модальностью. Как правило, текст-рассуждение строится по схеме: тезис (мысль, которая утверждается автором) – аргументы (доказательства, примеры, иллюстрации, приводимые в подтверждение правильности мысли автора) – вывод.
План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.
Планы бывают простые и сложные.
Простой план состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.
План может быть тезисным то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста
Сложный план представляет собой более совершенную систему которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное представление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты в которых тема раскрывается более детально.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?
Основные признаки причастия
1)Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, вас также заинтересует причастный оборот с примерами. Правило. При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве
Предложения с деепричастным оборотом (примеры)
· Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
· Она ушла, не закрыв за собой дверь.
· Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
· Гусь, увидя детей, улетел.
· Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.
2)Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений.
Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац.
Слово абзац имеет два значения:
1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя отступами.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина ( основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения)
Основные фразы абзацев ( абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
Как вы заметили, с абзаца нередко пишется прямая речь ( диалог), а также текст, следующий за нею ( за ним).
Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.
Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять — Миша и Маша вышли погулять [
4)Микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста.
Отношение действия к участникам диалога обозначает глагольная грамматическая категория
ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА
Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать), состояния (бледнеть), процесса (таять), движения (лететь).
Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность, переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.
Непостоянные грамматические признаки: наклонение, а также (если есть) время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода; категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.
Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам.
Категория вида
Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть. Глаголы совершенного вида указывают на предел, ограничение действия началом или концом. Например, действие с обозначением начала: запеть, закричать, начать; действия с обозначением завершенности: решить, совершить, позеленеть. Большинство глаголов совершенного вида имеют приставки.
Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое и прошедшее: нарисую, нарисовал.
Группы глаголов по виду
Одновидовые глаголы – это глаголы, образующие только одну форму либо совершенного, либо только несовершенного вида. Они могут быть приставочными и бесприставочными. Глаголы только несовершенного вида обозначают многократность, длительность, прерывистость и т.п.: осязать, воевать, сожалеть, разговаривать, грести. Глаголы только совершенного вида обозначают действия, имеющие обязательное завершение, протекающие мгновенно и имеющие результат: воспрянуть, ринуться, очнуться, миновать, опомниться. Причиной в невозможности образовать видовую пару является семантика глаголов или морфологическая структура.
Двувидовые глаголы – глаголы, которые при одинаковой графической оболочке могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо глаголами несовершенного вида, не меняя при этом своей формы. Ср.: Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал высоту. Вчера отряд (что сделал?) атаковал и захватил высоту. К двувидовым относятся следующие глаголы: ранить, казнить, венчать, женить, молвить, обещать, стартовать, даровать, заимствовать, телеграфировать и др.
Категория переходности
Категория переходности выражает отношение действия к объекту. В зависимости от способности обозначаемого действия переходить на объект глаголы делятся на переходные и непереходные.
Переходные глаголы называют действие, направленное на объект (предмет, лицо). Это глаголы созидания (создавать, ткать), разрушения (ломать, сжечь), восприятия (видеть, ощущать), эмоционального отношения к субъекту (любить, очаровывать), глаголы речи и мысли (спрашивать, обдумывать).
Различают прямопереходные (собственно-переходные) и косвенно-переходные глаголы. Прямопереходные имеют дополнение в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, строить дом или родительного (при обозначении части или при отрицании, при глаголах хотеть, желать): выпил чаю, принести воды, не читал новой газеты. Косвенно-переходные глаголы обозначают действия, направленные на объект, но при этом дополнение может стоять в косвенном падеже с предлогом: заботиться о сестре, помогать соседу, руководить предприятием.
Непереходные глаголы обозначают действия, которые не переходят на предмет. К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие: 1) бытие, существование: быть, находиться; 2) перемещение: идти, плавать, кататься; 3) физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, стоять; 4) род деятельности: учительствовать, плотничать; 5) манеру поведения: храбриться, молодиться; 6) слуховое и зрительное восприятие: сверкать, стучать и др. Дополнения при таких глаголах могут быть с предлогами и без предлогов и стоят в косвенных падежах, кроме винительного: блеснуть знаниями, сгореть в огне, взять с полки.
Категория переходности проявляется в контексте: Читать (что?) книгу –переходный глагол. Читать (как?) быстро – непереходный глагол.
Категория возвратности
1) собственно-возвратные: действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с местоимением себя;
2) взаимно-возвратные: направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться;
3) косвенно-возвратные: действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции со словами для себя, себе;
4) общевозвратные: действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться и некоторые другие.
Категория залога
Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и объектом, над которым производится действие. Действительный залог глагола указывает, что подлежащее называет субъект, который сам выполняет действие. Студент пишет конспект. Я потрачу время на вас. Страдательный залог указывает, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Конспект пишется студентом. Время потрачено на вас.
Категория наклонения
Категория наклонения выражает отношение действия глагола-сказуемого к действительности. Глаголы употребляются в формах изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений.
Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени).
Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие иррреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Формы сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.
У некоторых глаголов формы повелительного наклонения или совсем не образуются или не употребляются: видеть, слышать, хотеть, недомогать.
В русском языке формы одних наклонений могут употребляться в значении других: Ты бы поработал сегодня (сослагательное наклонение в значении повелительного). Вернись он вовремя – ничего бы не случилось (повелительное наклонение в значении сослагательного). В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив: Учиться тебе.
Категория времени
В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма настоящего времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего).
Категория лица
Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. Первое лицо единственного числа (я) показывает, что субъектом действия является сам говорящий; первое лицо множественного числа (мы) – говорящий и другие. Второе лицо единственного числа (ты) показывает, что субъектом действия является собеседник; во множественном числе (вы) – собеседник и другие. Третье лицо единственного числа (он, она, оно) показывает, что субъектом действия является кто-то, не участвующий в диалоге; во множественном числе (они) – кто-то, не участвующий в диалоге, и другие.
Кроме указанных значений личных форм, в современном русском языке используются: 1) формы 1-го лица множественного числа в значении «авторское мы» вместо «я» в научном стиле: мы рассматриваем этот факт, мы провели эксперимент; 2) формы 1-го лица множественного числа в значении 2-го лица для выражения соучастия в эмоционально-экспрессивной речи: как мы себя чувствуем?; 3) формы 2-го лица множественного числа используются для выражения вежливости: Вы нам рассказывали.
Категория лица связана с категориями времени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагательного наклонения.
Некоторые глаголы в русском языке имеют не все формы лица, т.е. являются недостаточными. Нет форм 1-го лица у глаголов дерзить, победить, очутиться, чудить. Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица у глаголов телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, сблизиться, явствовать. Наряду с «недостаточными» глаголами в русском языке есть глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм, т.е. являются избыточными: брызгать – брызжешь/ брызгаешь, мучить – мучаешь/ мучишь, курлыкать – курлыкают / курлычут. Между этими формами обычно существует или смысловое или стилистическое различие. Брызжешь – извергаешь брызги, разбрызгиваешь; брызгаешь – опрыскиваешь. Курлыкают (разговорное); курлычут (нейтральное).
Безличные глаголы
Некоторые личные глаголы в русском языке могут употребляться в значении безличных: Темнеет лес (личный глагол). Зимой темнеет рано (личный глагол в безличном значении). Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении обозначают: 1) явления природы: дождит, смеркается; 2) состояния человека: лихорадит, знобит; 3) ощущения, чувства: мне не везет; 4) бытие: не было времени; 5) долженствование: не надо печалиться.
Категории рода и числа глагола
Категория рода обозначает характеристику рода существительного или местоимения, с которым координируется или согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня. Средний род может также указывать на безличность глагола: Вечерело.
Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения мужского, женского или среднего рода есть у форм единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у форм единственного числа условного наклонения и у всех причастных форм.
Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действия, при этом не изменяется значение действия: Студент пришел. Студенты пришли. Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам. Нет форм числа у инфинитива и деепричастия. Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределённость субъекта: В дверь стучат. Единственное число может указывать на безличность: Меня знобит.
Взаимосвязь глагольных категорий
Грамматические категории глагола взаимосвязаны: одна категория может влиять на присутствие или характер другой.
1. Вид и время: у глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), форма будущего времени — простая. У глаголов несовершенного вида три формы времени (есть форма настоящего времени), форма будущего времени — сложная.
2. Время и наклонение: глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении, а в повелительном и условном наклонениях морфологическая характеристика времени отсутствует.
3. Лицо и род: эти категории у глагола взаимоисключают друг друга и не могут быть представлены в одной и той же форме. Категория лица есть у форм глагола в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в формах глагола повелительного наклонении, а род — у форм глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и у форм условного наклонении.
4. Переходность и возвратность: возвратные глаголы непереходные.
5. Переходность и залог: страдательные конструкции образуются только от прямопереходных глаголов. Переходные глаголы в основном способны образовывать формы страдательного залога.