отношение болконского к светскому обществу
Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.
Портрет: описание внешности, манера поведения
Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.
С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.
Происхождение, семья
Андрей Болконский — дворянин, единственный сын генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, безвыездно жившего в своём имении Лысые Горы. Отец дал сыну хорошее образование, трудовое воспитание, приучил быть деятельным. Младшая сестра князя Андрея княжна Марья жила вместе с отцом, а князь Андрей жил в Петербурге вместе со своей женой Лизой.
Характер
Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.
Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:
Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.
Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.
Отношение к окружающим
Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.
Отношение к светскому обществу
К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.
Отношение к семье
Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.
К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.
В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.
К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.
Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова
Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.
Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».
Андрей Болконский и Наташа Ростова
Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».
Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.
Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.
Служба. Участие в войнах
Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.
Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).
Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.
Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).
Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.
Духовные искания
Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.
Начало пути духовных исканий
Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.
Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.
Духовное перерождение
В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».
Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.
После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».
Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.
После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.
Заключение
Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.
Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Андрей Болконский Портрет. Происхождение. Семейное положение. Его отношение к Светскому обществу, жене.
Происхождение. Семейное положение. Его отношение к Светскому обществу, жене.
Андрей Болконский-князь, сын Николая Андреевича
Болконского,
был женат на княгине Лизе.
Лиза Болконская – молодая жена князя Андрея
Болконского. Умерла во время родов,
родив Андрею сына-Николеньку-младшего.
Князь Андрей умер от ранения, полученного во время
Бородинского сражения.
Портрет князя Андрея:
. был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная
от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага,
представляло самую резкую противоположность с его
маленькою оживленною женой».
В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным
внешней красотой, он решает жениться на Лизе.
Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное
понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо.
Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством,
оказалась обыкновенной, заурядной женщиной.
И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным
отношением.
В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит
почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того,
как сделал все, что мог.
Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть
связанным семейными узами.
Болконскому семейная жизнь со своей женой не приносила
спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился.
Супругу свою Андрей не любил, относился к ней как к ребенку
из глупого пустого света.
«Князь Андрей был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами» «Ему, видимо, все бывшие в гостиной. надоели так, что смотреть и слушать их ему было очень скучно. «
Андрей Болконский Портрет. Происхождение. Семейное положение. Его отношение к Светскому обществу, жене.
Андрей Болконский-князь, сын Николая Андреевича
Болконского,
был женат на княгине Лизе.
Лиза Болконская – молодая жена князя Андрея
Болконского. Умерла во время родов,
родив Андрею сына-Николеньку-младшего.
Князь Андрей умер от ранения, полученного во время
Бородинского сражения.
Портрет князя Андрея:
. был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная
от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага,
представляло самую резкую противоположность с его
маленькою оживленною женой».
В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным
внешней красотой, он решает жениться на Лизе.
Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное
понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо.
Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством,
оказалась обыкновенной, заурядной женщиной.
И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным
отношением.
В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит
почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того,
как сделал все, что мог.
Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть
связанным семейными узами.
Болконскому семейная жизнь со своей женой не приносила
спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился.
Супругу свою Андрей не любил, относился к ней как к ребенку
из глупого пустого света.
Андрей Болконский
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:22, сочинение
Описание работы
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» На лице князя усталость и скука. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось от отца.
Файлы: 1 файл
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский.docx
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» На лице князя усталость и скука. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру
. Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых. Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни.
Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своём герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Но в то же время покоя не даёт мысль, что человек не должен жить для себя.
Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжёлого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…»
Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, подойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, которая, восхищаясь красотой ночи, хотела “взлететь” к небу. Андрея Болконского восхищает чуткое, искреннее и чистое слияние Наташи с природой и звездной ночью. Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года.
Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа.В полку его называли «наш князь», его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: «Зачем люди идут убивать себе подобных?» Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России.
Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, Болконский, наконец, постигает смысл жизни: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал». Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий
. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живет мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий.
Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви — все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 г. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает проступок Натащи.
Андрей Болконский — любимый герой Л. Н. Толстого, — пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.
Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага:
Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а “всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью. ”.
Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, “тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью” и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: “Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться. а главное — бороться. А спокойствие — душевная подлость”.
Толстой л. н. — Андрей болконский и его дорога чести — сочинение
Андрей Болконский и общество
На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!».
Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.
«Дорога чести» Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о характере и судьбе Андрея Болконского.
– Порассуждаем о том, какой была его «дорога чести».
– Посмотрим, куда дорога чести привела князя Болконского.
Князь Андрей Болконский
– один из самых ярких и любимых читателями героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Его история – это история поиска своего места в жизни и своего истинного я. История, полная надежд и разочарований, угасания и возрождения, попыток изменить мир вокруг себя.
В русском литературоведении историю Андрея Болконского принято называть «дорогой чести». Почему?
Честью называют совокупность высших морально-этических принципов личности. Есть понятие дворянской чести и чести профессиональной. Когда говорят «дело чести», это значит, что речь идёт о каком-то деле, которое необходимо выполнить любой ценой. Иначе пострадает его репутация и, что не менее важно, самооценка. А «дорогой чести» можно назвать нравственный путь человека. Стремление к достижению высших целей и обретению смысла жизни.
С Андреем Болконским мы знакомимся на светском вечере в салоне Анны Шерер
Каким он предстаёт в начале своего пути? Князя Андрея можно назвать любимцем света. Он знатен, богат, красив. Его уважают. Жена князя Болконского пользуется успехом в высшем свете, обожает балы, приёмы. В салоне Шерер она всегда желанная гостья. Самому князю Андрею эта жизнь противна. «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно»
Люди в салоне Шерер ему чужды по духу. Именно поэтому его раздражает жена, которая наслаждается обществом этих людей.
И именно поэтому он сердечно рад Пьеру Безухову, который не вписывается в светское общество. «…ты один живой человек среди всего нашего света»,
‒ признаётся князь Андрей другу.
Болконский уходит на войну с Наполеоном, не только из-за того, что ему опостылела жизнь, которой он живёт. Князь Андрей хочет обрести себя. Найти своё призвание. Он убеждён, что должен совершать великие дела, а не растрачивать себя на ничтожную светскую суету и сплетни. «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь»,
Андрей Болконский честолюбив. Он хочет величия и славы. Как и многие молодые дворяне своего времени, князь увлечён личностью Наполеона и романтизирует французского императора. Но вместе с тем, Болконский не зациклен только на собственном успехе. Он патриот и гражданин. Для князя Андрея важнее всего общее дело и справедливость. Болконский служит честно, с полной самоотдачей. Он не гоняется за чинами и сильно выделяется из толпы штабных карьеристов.
Болконский рвётся из штаба Кутузова в передовую часть генерала Багратиона, к сражениям от штабной рутины. Он не боится вызвать гнев начальства, заступаясь за капитана Тушина. И отказывается покрывать трусость штабного офицера. Важнее всего для Болконского справедливость, а не расположение начальства и других офицеров. Но и честолюбие князя огромно.
«Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»,
‒ думал Болконский перед битвой под Аустерлицем.
Во время этого боя князь совершает подвиг, о котором мечтал. Пытаясь остановить бегущие войска, он подхватывает знамя и зовёт солдат в бой. Но этот важный момент обернулся для князя Болконского не триумфом, а полным крушением прежних идеалов. Раненый Болконский видит над собой небо. «… всё пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения»
Война теперь ему кажется бессмысленной, а ратная слава ничтожной. Андрей Болконский разочарован и в своём кумире. Наполеон видится ему не величайшей личностью в истории, а мелким, человеком, ничтожным в своём тщеславии, из-за которого гибнут тысячи людей.
Вернувшись домой с войны, князь Болконский переживает ещё одно потрясение. В родах умерла его жена Лиза. Андрея Болконского преследует чувство вины. Мужчине кажется, что в смерти жены есть и его вина. Болконский отказывается от военной службы.
«Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии»
, ‒ категорично заявляет Андрей Пьеру Безухову.
Оставшись вдовцом, разочаровавшись в военной службе и прежних идеалах, он решает посвятить себя воспитанию единственного сына и вести хозяйство. То есть жить только для себя и для близких, которых он воспринимает как часть себя.
Болконский угасает. Ушли в прошлое мечты. И даже каких-то желаний или планов теперь нет. Пьер Безухов, приехав к другу в гости, замечает, что князь Андрей побледнел и осунулся. А взгляд его потухший и мёртвый. Наивные восторженные планы Пьера, его увлечение масонством вызывают у князя только усмешку.
Друзья спорят о жизни, самопожертвовании, природе добра и зла. «Надо жить, надо любить, надо верить»
, ‒ утверждает Безухов. Этот разговор с другом стал толчком к духовному возрождению Андрея Болконского. Он снова активен и деятелен. Не просто доживает свой век в имении. Болконский воплощает в жизнь все те преобразования, с которыми не смог справиться Пьер Безухов.
Князь Болконский переводит одно имение в вольные хлебопашцы, в других меняет барщину на оброк, крестьянским детям священник теперь преподаёт грамоту. Князь Андрей выписывает повитуху для крестьянок, много читает. Разрабатывает проект об изменении военных уставов и постановлений и даже разбирает ошибки последних военных кампаний против Бонапарта.
Но истинное возрождение князя Болконского началось весной, во время деловой поездки в имение Ростовых Отрадное. Погружённый в свои раздумья Болконский не поддаётся очарованию весны. Он уверен, что его жизнь уже позади. Больше нет места желаниям, радости и надеждам. Князь убеждён, что он так же мёртв, как дуб-великан, одиноко стоящий среди зелёных деревьев.
В Отрадном Андрей Болконский впервые встречает Наташу Ростову
. Её юность, искренность, непосредственность и жизнерадостность растревожили его душу и ум. Он почувствовал жажду жизни и желание радоваться
А уже в начале июня князь снова оказался в лесу и заметил дуб, который совсем недавно представлялся ему мёртвым. Дуб преобразился и зазеленел. Теперь он казался мощным и полным жизни. Болконский вспомнил о недавнем разговоре с Пьером и осознал правоту друга. «Надо жить, надо любить, надо верить».
Желание жить для других, приносить пользу обществу приводит князя Болконского в Петербург. Теперь его надежды связаны с гражданской службой. Князь Андрей становится членом комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре Болконского ждёт новое разочарование. Члены комиссии слишком далеки от народа. Не знают его нужд. Все их инициативы бесполезны, а иногда и вредны для тех, ради кого они якобы затеваются. И законодателям важнее форма, в которой записаны законы, чем их суть.
Что же теперь спасает Андрея Болконского от нового душевного кризиса?
Новое возрождение и новое разочарование на «дороге чести» князя Андрея связано с Наташей Ростовой. Её чистота, юность, искренность, поэтичность очаровала Болконского. Он снова стал мечтать и думать о будущем. Перемены в нём замечает Пьер Безухов. Пьер больше не видит в друге былой тоски и разочарования, презрительного отношения к жизни.
Тем тяжелее для Андрея Болконского было узнать о предательстве Наташи, об этой отвратительной истории с похищением. Князь не смог простить бывшую невесту и стремился отомстить негодяю Курагину, который разрушил его счастье. «Мужчина не должен и не может забывать и прощать»
, ‒ говорит князь Андрей сестре.
Теперь Болконский живёт мыслями о мести и пытается забыться в мелких повседневных делах. Например, в работе, близкой ему, знакомой и понятной – военной службе. И если когда-то военная служба привела Болконского к кризису, то сейчас она вывела его к новым вершинам духовного развития.
Личные беды для Болконского отступают, забываются, стираются на фоне общего горя. Андрей Болконский снова живёт не для себя, а для других. Он приходит к мысли о необходимости общего единения. В разговоре с Пьером незадолго до Бородинского сражения князь Андрей излагает свои новые убеждения. Князь свято верит в победу русских войск.
По его мнению, в сражении «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа».
Победа зависит от того, с каким чувством идёт в бой каждый солдат.
«…кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит».
Русские сражаются за правое дело. Они защищают свою Родину. Следовательно, они должны победить.
На пороге смерти Андрей Болконский поднимается к новым вершинам духовной жизни. Смертельно раненый, он видит в госпитале рыдающего Анатоля Курагина. И хотя буквально ещё вчера он думал о мести, просветлённый князь Андрей легко приходит к мысли о прощении врага. И так же легко ему теперь простить Наташу Ростову.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал»
, ‒ думает он. Андрей постигает абсолютную,
«божескую любовь», «которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета».
Смысл жизни Андрей Болконский видит в учении Христа, в котором указан путь к истине. Очнувшись, Болконский просит Евангелие.
На границе жизни и смерти князю Андрею удалось постичь суть истинной любви и всепрощения. Но это откровение отталкивает его от земной жизни. Он больше не хочет напрасной суеты и лжи. «Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
Смерть теперь кажется Болконскому пробуждением для истинной, небесной жизни. И Болконский умирает.
Вся жизнь Андрея Болконского – это непрерывный мучительный поиск ответов на вопросы о добре и зле, любви и ненависти, предназначении человека и смысле жизни.
Вячеслав Евгеньевич Красовский так охарактеризовал дорогу чести князя Болконского: «Нравственный путь князя Болконского ‒ это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни»
Битва под Аустерлицем
Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».
Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.
Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».
Сочинение на тему “Дорога чести” князя Андрея”
В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей.
Таков молодой Андрей Болконский, который резко отличается от представителей света своей образованностью и широтой взглядов. Деятельный по натуре, он тяготится пустым, бессодержательным времяпрепровождением н болтовней светских гбстиных. Такая жизнь скучна для него. «Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне», — говорит князь Андреи Пьеру. Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была наполнена жизнь Андрея Болконского. Мечтая о военной деятельности, полезной для России, князь Андрей в 1805 году уезжает на службу в действующую армию. Его увлекает в это время судьба Наполеона, который становится кумиром князя Андрея. Но, мечтая о славе и о подвиге, он не ждет легкой карьеры и наград, он переживает, чувствует ответственность за судьбу своей Родины. Поэтому своим долгом он считает быть там, где особенно трудно. Но перед лицом смерти на поле сражения князь Андрей понял, что кумир и слава далеки от истинного смысла жизни. Простиравшееся над ним «незримо высокое» небо после Аустерлица рождало мысль о вечности, и в сравнении с этим все остальное становилось ничтожным. «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения». И тогда даже Наполеон кажется Андрею маленьким и ничтожным в сравнении «с тем, что теперь происходило между его душой и этим высоким,”бесконечным небом», которое стало для него олицетворением истинного смысла жизни.
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном окончательно возрождает Болконского к жизни. Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии и понимании им природы. Въезжая в зеленую рощу, Болконский видит дуб, который один не хочет поддаться влиянию весны. Князь Андрей думает: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена!» Но, возвращаясь из Отрадного, Болконский вновь видит тот же дуб с густой шапкой темной зелени, млеющий на солнце. «И на него нашло вдруг чувство беспричинной радости и обновления». Вновь жизнь обретает для Болконского свой смысл. Он решает ехать в Петербург, чтобы принять участие в преобразованиях, которые намечались в начале царствования Александра I. Сначала ближайший помощник императора Сперанский восхищал князя Андрея, как прежде Бонапарт. Но вскоре Болконскому пришлось разочароваться и в Сперанском, и в своей работе. Он понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная государственная деятельность невозможна и неосуществима.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Любовь к жизнерадостной, поэтической Наташе Ростовой пробудила в князе Андрее мечты о возможности семейного счастья. Но и здесь его ждет разочарование: Наташа увлекается повесой Анато-лем Курагиным. И смысла жизни опять нет. «И тот бесконечный, удаленный свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превращается в низкий, определенный, добивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Князь Андрей снова едет в армию и просит Кутузова отправить его со своим полком в район военных действий. Выслушав отказ Болконского остаться при штабе, Кутузов говорит: «Жалею, ты бы мне нужен был, но ты прав. Иди с богом своей дорогой. Я думаю, что твоя дорога — это дорога чести». И Болконский пошел дорогой чести. Как настоящий патриот, он до конца боролся за свое Отечество. И уже будучи раненным, сознавая, что умирает, князь Андрей испытал чувство всеобщей любви и всепрощения. Он прощает Наташу, и в последние дни сердце его наполнено любовью и радостью. И тогда ему кажется, что смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа.
Хотя описанные в романе события произошли в 20-х годах XIX века и книга выпущена более ста лет назад, роман не потерял своей жизненной силы. А в изображении отдельных личностей, таких, как Болконский, горестей и радостей их жизни видно много общечеловеческой волнующей правды.
Возрождение
После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.
Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».
Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.
Духовное развитие
Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дорога чести Андрея Болконского», рассмотрит судьбу князя Андрея с ее взлетами и падениями.