отношение автора к наполеону

Наполеон в романе Война и мир

«Миллион жизней – это пустяк для такого человека, как я!»
Наполеон

«Земля покрыта мертвыми и окровавленными людьми,
это оборотная сторона войны,
душе моей больно видеть такое множество жертв.»
Наполеон. Письмо Жозефине о сражении при Прейсиш-Эйлау

Великий полководец, знаменитый государственный деятель, человек необыкновенной судьбы – это Наполеон Бонапарт, который более двух столетий притягивает к себе внимание многих писателей и историков, пытающихся найти объяснения противоречивости его жизненного пути, столь непохожего на все остальные. У каждого человека своей подход к описанию какого-либо предмета. Наполеона прославляли Байрон и Мицкевич, Стендаль и Гейне, Лермонтов и Пушкин. В стихотворении «Наполеон» Пушкин, узнав о смерти Бонапарта, написал:

Одним из главных сторонников этого мнения является великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. В своем романе «Война и мир» Толстой решительно выступает против культа личности Наполеона, стремится развенчать легенду о нём.

Действие романа Толстого разворачивается в период 1805-1820 гг. Этот отрезок времени включает в себя наиболее кровопролитные наполеоновские войны и наступившую вслед за падением Наполеона эпоху реакции. Поэтому неудивительно, что имя французского императора появляется в романе с первых же строк.

У каждого героя романа своё отношение к Наполеону, которое нередко меняется в зависимости от происходящих исторических событий и переломных моментов в мировоззрении самого героя.

Для салона Анны Павловны Шерер, в котором собираются сторонники монархии, Наполеон в 1805-1807 годах ассоциируется с Антихристом и с революцией. «Сливки настоящего хорошего общества», как называет свой салон Анна Шерер, на самом деле весьма ограниченные и лживые люди. Они боятся Наполеона, так как видят в нём представителя народа, от которого они так далеки и который, по их мнению, способен лишь на бунт и революцию. Все победы Наполеона они приписывают случаю. Но стоит России заключить Тильзитский мир с наполеоновской Францией, а Александру I съездить в Эрфурт для свидания с Наполеоном, как тут же петербургский высший свет признает французского императора и величие его военного гения. В салонах начинают говорить о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер Александра I. С такой же поспешностью петербургский высший свет еще раз поменяет свое мнение о Наполеоне, когда начнется Отечественная война 1812 года.

Князь Андрей вырос в семье, где царила интеллектуальная атмосфера, и сам он живет «жизнью ума». На первом этапе его духовных поисков целью его жизни становится польза Отечеству. С этой целью он уезжает от чуждой ему светской и постылой семейной жизни на войну. Князь Андрей считает, что у него и Наполеона одна цель – слава своего Отечества, а потом уже личная слава. На войне князь Андрей впервые вступает в противоречие со своими убеждениями: с одной стороны, как патриот, он не может не желать победы русским войскам, а с другой – не может допустить позора для своего героя. Но русский патриотизм берет верх, и князь Андрей, проявив мужество, поднимает солдат в контратаку под Аустерлицем.

Толстой не может согласиться с тем, чтобы смертью, страданиями восхищались. Он не может объяснить, как, видя столько жертв, Наполеон остается счастливым и самодовольным. Этого не приемлет и князь Андрей, неожиданно понявший, что Наполеону нужна лишь личная слава, а интересы других людей ему чужды. Поэтому князь Андрей отказывается считать Наполеона своим кумиром и начинает скептически к нему относиться, а во время Отечественной войны – ненавидеть.

Интересно отношение других представителей дворянства в романе к Наполеону. Старые генералы екатерининской эпохи (например, старый князь Болконский) считают его выскочкой, который волей случая вознёсся так высоко. Другие, подобно Николаю Ростову, воюют с Наполеоном, потому что так приказал Александр I.

Война всегда несет с собой горе. У простого народа, измученного постоянными войнами и рекрутскими наборами, возникает жгучая ненависть к французскому императору, которого он считает причиной всех несчастий. Эта ненависть к французам особенно проявится в партизанской войне в 1812 году.

Только автор не меняет своего мнения о Наполеоне на протяжении всего романа. Толстой ненавидит Наполеона, видя в нём врага своего Отечества, олицетворение войны, против которой всегда выступал Толстой. Особенно отчётливо выступает авторское мнение в III и IV томах романа.

Свободы как возможности выбора между добром и злом в романе не существует. Место зла здесь занимает ложь как искажение реальности. Герой лжи – Наполеон. Ему кажется, что он руководит народами, его власть – лишь видимость, он словно ребенок, дергающий игрушечные вожжи, приделанные внутри кареты. Всё, что он говорит и делает, – ложь. Толстой не раз сравнивает Наполеона с актёром, меняющим выражения лица и поведение в зависимости от обстоятельств.

В сценах с Наполеоном Толстой пользуется приёмом сатирического гротеска: Наполеон переполнен самообожанием (эпизоды с Лаврушкой, ожидание депутации «московских бояр»), его помыслы преступны (награждение солдата Лазарева орденом Почетного легиона), его патриотизм фальшив (сцена с портретом сына).

Наполеон, по Толстому, ограниченный, а не великий человек. Он лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон из-за своей ограниченности не может определить нравственный смысл событий.

Толстой всеми силами пытается изобразить Наполеона самым обыкновенным человеком, ничем не отличающимся от других людей. Показывая портрет Наполеона в III томе, он неоднократно останавливается на недостатках его фигуры, а перед Бородинским сражением акцентирует внимание на простуде и насморке Наполеона, подчеркивая, что любой человек подвержен болезни.

Толстой изобразил Наполеона таким, каким он его видел, каким он хотел показать его другим людям. Человеческая личность всегда противоречива, а Толстой намеренно показывает лишь одну её сторону. С теорией писателя о ничтожности роли личности в истории можно не согласиться. Толстой высказал свое мнение о Наполеоне в романе, его нужно уважать.

Как-то в молодости Наполеон заметил: «Лучше вообще не жить, чем умереть, не оставив следа». Всей своей жизнью он доказал, чего может достигнуть человек благодаря чувству собственного достоинства, страсти и фантазии, трудолюбию и воле. Трудно найти более сильный пример.

Источник

Наполеон Бонапарт — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Портрет: описание внешности, речи, манер поведения

Наполеон в описании Толстого — невысокий человек с полным, моложавым лицом. Автор отмечает, что в 1812 году лицо Бонапарта было жёлтое и опухшее, а фигура — потолстевшая, с выставленной вперёд грудью и животом — имела осанистый, представительный вид.

Наполеон по национальности был итальянцем, поэтому, будучи раздражённым, энергично жестикулировал. Ходил он быстрыми твёрдыми, решительными шагами, немного откинув назад голову.

Говорил Бонапарт резким голосом, «отчеканивая каждый слог».

Характер и поступки

Наполеон представлен в романе как жестокий завоеватель, поставленный историей во главе захватнических войн. Он показан как человек эгоистичный, лишённый нравственного чувства, равнодушный к людям. Бонапарту присущ эгоцентризм, он считал, что всё в мире зависело только от его воли. Интересовало его лишь то, что происходило в его душе. Он любит власть и поклонение своему «величию». Мнимое величие Толстой показал, описав, как Бонапарт обозревал Москву, стоя на Поклонной горе, и был уверен, что скоро к нему придёт делегация «бояр», чтобы вручить символические ключи от столицы.

Наполеон равнодушен к окружающим, но он хочет выглядеть в их глазах великим человеком, которому присущ не только выдающийся ум, но и высокие чувства. В сцене, когда перед Бородинским сражением Бонапарту привезли из Парижа портрет его сына, и он театрально любовался им, видна вся фальшь и позёрство этого человека. Наполеон понимал, что его слова и действия в этот момент будут историей.

Бонапарт привык, что его поведение, действия, слова вызывают восхищение у окружающих, и это ещё больше развило в нём тщеславие, уверенность в своей правоте всегда и во всём.

Отношение к войне и солдатам

Наполеон называл войну своим ремеслом и считал, что её нужно вести по правилам. Он жаловался в 1812 году Кутузову и императору Александру I, что русские ведут войну не по правилам. «Дубина народной войны», не учитывая этих правил, обрушилась на армию французов.

Бонапарт перед сражениями для поддержания у своего войска боевого духа произносил пафосные речи. Они записывались, чтобы сохранить их для истории.

Наполеон не появлялся на местах сражений даже в ключевые моменты, располагался подальше от этих мест, поэтому его распоряжения часто не выполнялись, так как либо то, о чём он распоряжался, было уже сделано, либо не могло быть выполнено из-за объективных причин.

Наполеон относился равнодушно не только к судьбе своих солдат, но и вообще к своей армии. Главной заботой его было всегда выглядеть величественно. Но ему пришлось забыть о своём величии при бегстве из России. Он ехал в тёплой шубе, оставив позади своих гибнущих и замерзающих солдат. Так Россия развеяла в прах мечты Наполеона о его мировом господстве.

Отношение Толстого к Наполеону

Толстой считал, что «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). По его мнению, это сражение было дано не по воле Бонапарта, а потому что измученные походом голодные французы хотели в Москве «найти пищу и отдых победителей».

Автор романа «Война и мир» полагает, что Бонапарт не распоряжался ходом Бородинского сражения, поскольку из его диспозиции не было исполнено ничего, и он не видел, что там происходило. Он лишь, как пишет Толстой, «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).

Вывод

Образ Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» – это образ ограниченного человека, который обрёл власть и воинскую славу благодаря случайностям. Таким его представил автор. Главные герои романа, сначала восхищённые Наполеоном, впоследствии в нём разочаровались и уже не считали его великим.

Образ Наполеона, представленный Толстым, критически восприняли некоторые писатели, например, А. П. Чехов и Э. Хемингуэй. Они считали, что автор романа «Война и мир» недооценил его полководческую гениальность.

Характеристика образа Наполеона может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Шаповалова О.А.: «Война и мир» Л.Н. Толстого.
Кутузов и Наполеон

Кутузов и Наполеон

В романе «Война и мир» Толстой создал два символических характера, полностью противоположных друг другу, сосредоточивших в себе полярные черты. Это французский император Наполеон и русский полководец Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии – честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную – побудила Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного деятеля буржуазной Франции. Но французский император организовал поход на Россию в то время, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Работая над «Войной и миром», Толстой стремился развенчать неоправданное величие Наполеона. Писатель был противником художественного преувеличения, как в изображении добра, так и в изображении зла. Толстой сумел развенчать французского императора без нарушения исторической и житейской достоверности, сняв его с пьедестала и показав в нормальный человеческий рост.

Кутузов и Наполеон – основная человеческая и морально-философская проблема романа «Война и мир». Эти фигуры, глубоко связанные между собой, занимают центральное место в повествовании. Они сопоставлены не только как два выдающихся полководца, но и как две неординарные личности. Разными нитями, иногда явными, иногда скрытыми, они связаны со многими героями романа. Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком.

Кутузов для писателя – тип военного руководителя, существующий в неразрывной связи с народом. Назначенный главнокомандующим вопреки воле Александра I, он поставил себе цель, которая в решающий для России момент совпала с волей всего народа. На основе исторических материалов, в процессе работы над романом Толстой создал образ военачальника, во всех действиях которого лежало народное и потому истинное и великое начало. В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.

Толстой сознательно акцентирует внимание на видимой безучастности полководца в определяющие для России моменты. И в сцене перед Аустерлицким сражением, и во время военного совета в Филях, и даже на Бородинском поле он изображен дремлющим стариком. Он даже не прислушивался к тому, что предлагали другие военачальники. Но эта внешняя пассивность Кутузова является своеобразной формой его мудрой активности. Ведь Кутузов категорически заявил императору, что сражения под Аустерлицем давать нельзя, но с ним не согласились. Поэтому, когда австрийский генерал Вейротер зачитывал свою диспозицию, Кутузов откровенно спал, ибо понимал, что изменить что-либо уже невозможно. Но все- таки уже во время сражения, которое закончилось поражением армии союзников, старый генерал честно выполнил свой долг, отдавая ясные и целесообразные приказы. Когда во время построения войска подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно», принял вид подначального и нерассуждающего человека, ибо он действительно был поставлен в такое положение. Не в состоянии препятствовать императорской воле, Кутузов тем не менее сумел с непостижимой смелостью выразить свое отношение к ней. На вопрос императора, почему он не начинает боя, Кутузов ответил, что поджидает, когда соберутся все колонны. Вызывающий ответ не понравился царю, который заметил, что они находятся не на Царицыном Лугу. «Поэтому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу», – выговорил Кутузов ясно и отчетливо, вызвав ропот и переглядывания в придворной свите государя. Русский царь плохо понимал характер войны, и Кутузову это очень мешало.

Несмотря на то, что внешне Кутузов выглядит пассивным, действует он разумно и сосредоточенно, доверяет командирам – своим боевым соратникам, верит в мужество и стойкость вверенного ему войска. Его самостоятельные решения взвешены и обдуманы. В нужные моменты он отдает такие приказы, на которые никто бы не осмелился. Шенграбенская битва не принесла бы русскому войску успеха, если бы Кутузов не принял решение отправить отряд Багратиона вперед через Богемские горы. Замечательный стратегический талант великого полководца особенно ярко проявился в его твердом решении оставить Москву без боя. На совете в Филях слова иностранца Бенигсена: «священная древняя столица России» звучат фальшиво и лицемерно. Кутузов же избегает громких патриотических фраз, переводя этот вопрос в военную плоскость. Он проявляет твердость, решительность и удивительное мужество, принимая на свои старческие плечи груз тяжелого решения. Когда он отдавал приказ оставить Москву, он понимал, что французы разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии. И его расчет оказался верным – гибель наполеоновского войска началась в Москве, без сражений и потерь для русской армии.

Русский народ выиграл войну 1812 года благодаря Кутузову. Он оказался мудрее Наполеона, потому что лучше его понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. По мнению Толстого, именно отстраненность помогала Кутузову яснее видеть происходящее, сохранять независимость ума, иметь собственную точку зрения на происходящее и использовать те мгновения боя, когда неприятель попадал в невыгодное положение, в интересах русской армии. Защита Родины и спасение армии стоят у Кутузова на первом месте. Производя смотр полка в походе, он внимательно подмечает малейшие подробности внешнего вида солдат, чтобы на основании этого сделать вывод о состоянии армии. Высокое положение главнокомандующего не отделяет его от солдат и офицеров. Обладая замечательной памятью и глубоким уважением к людям, Кутузов узнает многих участников прежних походов, помнит их подвиги, имена, индивидуальные особенности.

Кутузов, по мнению автора, был не только выдающимся историческим деятелем, но и прекрасным человеком, цельной и бескомпромиссной личностью – «простая, скромная и потому истинно величественная фигура». Его поведение всегда просто и естественно, речь лишена напыщенности и театральности. Он чутко реагирует на малейшие проявления фальши и ненавидит преувеличенные чувства, искренне и глубоко переживает неудачи военной кампании 1812 года. Таким он предстает перед читателем в начале своей деятельности на посту полководца. «До чего. довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия». И князь Андрей, который находился рядом с Кутузовым, когда были сказаны эти слова, заметил на глазах старика слезы. «Они у меня будут конину жрать!» – обещает он французам, и в этот момент ему нельзя не верить.

Толстой изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Так, в важный момент генерального сражения мы видим полководца за обедом, с жареной курицей в тарелке. Впервые писатель назовет Кутузова дряхлым, говоря о Тарутинском сражении. Месяц пребывания французов в Москве не прошел даром для старика. Но и русские генералы вынуждают его терять последние силы. В день, назначенный им для сражения, приказ не был передан войскам и сражение не состоялось. Это вывело Кутузова из себя: «Трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева», он напустился на первого попавшегося офицера, «крича и ругаясь площадными словами. » Однако все это Кутузову можно простить, потому что он прав. Если Наполеон мечтает о славе и подвиге, то Кутузов прежде всего заботится о Родине и об армии.

«Война и мир» – фаталист, убежденный в том, что все события предопределены волей свыше, считающий, что в мире есть нечто сильнее его воли. Эта мысль присутствует во многих эпизодах романа. В заключении повествования автор как бы подводит итог: «. в настоящее время. необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость».

Личность Наполеона, противопоставленного в романе Кутузову, раскрыта иначе. Толстой разрушает культ личности Бонапарта, который был создан в результате побед французской армии. Отношение автора к Наполеону чувствуется с первых страниц романа. Там, где французский император действует, как один из героев романа, Толстой подчеркивает его неистребимое желание все время выглядеть великим, откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого» – говорит Толстой.

До самой Бородинской битвы Наполеон окружен атмосферой прославления. Это тщеславный, эгоистичный человек, думающий только о своих личных интересах. Где бы он не появлялся – на Праценских высотах во время Аустерлицкого сражения, в Тильзите при заключении мира с русскими, на Немане, при переходе французскими войсками русской границы – везде его сопровождают громкое «Ура!» и бурные овации. По мысли писателя, преклонение и всеобщее обожание вскружили Наполеону голову и толкали его на новые завоевания.

Если Кутузов постоянно думает о том, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров, то для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Достаточно вспомнить эпизод переправы наполеоновской армии через Неман, когда, спеша выполнить приказ императора – найти брод, многие из польских улан стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей, Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, изредка взглядывая на улан, развлекавших его внимание. Необыкновенным цинизмом веет от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотни тысяч людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Люди для него – шахматные фигуры, которые он двигает, как ему заблагорассудится, ради своих честолюбивых целей. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы, самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей.

Раскрывая характер Наполеона, Толстой акцентирует внимание на его актерстве, ибо он везде и во всем старается играть роль великого человека. Так, перед портретом сына, который ему приносят, он «принимает вид задумчивой нежности», ибо знает, что за ним наблюдают и каждое его движение и слово фиксируются для истории. В отличие от Наполеона Кутузов прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета и страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям.

в глубь такой огромной и неизвестной страны, не заботясь об укреплении тылов. Кроме того, вынужденное безделье французской армии в Москве разложило ее дисциплину, превратив солдат в грабителей и мародеров. О непродуманности действий Наполеона свидетельствует его отступление по разоренной им же Смоленской дороге. Толстой не просто повествует об этих ошибках Наполеона, но и комментирует их, давая французскому полководцу прямую авторскую характеристику. Он не скрывает своего глубокого возмущения подлостью императора-главнокомандующего, который, спасаясь бегством, бросил и обрек на гибель в чужой стране приведенную им армию.

Толстой показал два важных для него человеческих типа, воплотивших в себе два мироощущения. Одно из них, выраженное в образе Кутузова, близко для писателя, другое, явленное в образе Наполеона, ложно. В центре толстовской эпопеи стоит высокая и глубокая мысль о достоинстве большинства человечества. Для автора «Войны и мира» взгляд, «установившийся в угоду героям», это ложный взгляд на действительность, и «человеческое достоинство говорит» ему, «что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон». Всем своим произведением Толстой внушает читателю это убеждение, нравственно укрепляющее каждого, кто знакомится с романом «Война и мир».

Источник

Отношение к Наполеону Бонапарту в романе «Война и Мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:08, доклад

Краткое описание

Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее гостей ненавидят и боятся Наполеона. Они не могут забыть, что после французской революции молодой генерал Наполеон Бонапарт воевал на стороне революционной Франции, успешно одерживал победы в борьбе с реакционными коалициями, которые возглавляла Англия

Файлы: 1 файл

война и мир.docx

Отношение к Наполеону Бонапарту в романе «Война и Мир».

Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее гостей ненавидят и боятся Наполеона. Они не могут забыть, что после французской революции молодой генерал Наполеон Бонапарт воевал на стороне революционной Франции, успешно одерживал победы в борьбе с реакционными коалициями, которые возглавляла Англия. В 1799 году Наполеон, опираясь на влиятельные круги буржуазии, совершил государственный переворот, установил режим консульства, но фактически предоставивший ему всю полноту власти. Русское правительство желало восстановления на французском престоле династии Бурбонов. Анна Павловна, выражая официальное отношение правительства к Наполеону, говорит о том, что «Россия одна должна, быть спасительницей Европы», а императору Александру I «предстоит величайшая роль в мире и он исполнит свое призвание задавить гидру революции».

Источник

Образ и характеристика Наполеона — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ Наполеона, созданный Львом Николаевичем Толстым в романе «Война и мир», показывает портрет этого исторического лица. Но не стоит воспринимать его как документальное изображение. Произведение великого писателя является художественным, и, значит, при изображении образов исторических личностей могла использоваться художественная выдумка либо субъективное мнение. Толстой постарался разносторонне раскрыть образ Наполеона и как человека, и как полководца. О нём говорится с первых строк романа и почти до последних.

Портрет: описание внешности, речь, поведение

В романе Наполеон Бонапарт предстаёт как человек невысокого роста с моложавым, полным лицом с выступающим подбородком. Описывая, каков он был в 1812 году, Толстой отмечает, что лицо его было «опухшее и жёлтое», а потолстевшая «фигура с широкими, толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью» была осанистой и представительной. Глаза у Наполеона были большие, улыбался он неприятно-приторно или насмешливо. Когда был раздражён, делал быстрые, энергичные жесты своими маленькими пухлыми руками. Голос был резкий, все слова Бонапарт произносил точно и чётко.

Походка была решительная, ходил он «быстро, подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову».

Характер, поступки

Наполеон в романе «Война и мир» представлен как жестокий завоеватель и эгоистичный человек. Отличительной чертой его характера являлся эгоцентризм. Толстой отмечает, что «только то, что происходило в его душе, имело интерес для него», «всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли» (том 3, часть 1, глава 6).

Он нисколько не сомневался, стоя в 1812 году на Поклонной горе, что сейчас придут к нему русские «бояре» и с низким поклоном вручат ему ключи от Москвы. Толстой показал в этом эпизоде мнимое величие Наполеона.

Бонапарту неинтересны окружающие, он равнодушен к их судьбам, его заботит только, чтобы он выглядел в их глазах как великий человек, он любит внимание к своей персоне и власть.

Позёрство и фальшь Наполеона проявились в сцене, когда он накануне Бородинского сражения любовался портретом своего сына. «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история» (том 3, часть 2, глава 26). Он «сделал вид задумчивой нежности», так как считал, что лучше всего сейчас выказать отеческую нежность.

Наполеону были свойственны такие черты характера как самовлюблённость, тщеславие, высокомерие, он всегда уверен в своей правоте и привык, что его слова и поведение вызывают у окружающих восхищение.

Наполеон как полководец. Отношение к солдатам

Бонапарт был целеустремлённым человеком и храбрым полководцем. Он считал своим ремеслом войну, но его распоряжения часто были неэффективными. Он был уверен, что знает, как правильно вести войну. Интересно, что в 1812 году Бонапарт жаловался императору Александру I и Кутузову на то, что русские ведут войну не по правилам («как будто существуют какие-то правила для того, чтоб убивать людей», — замечает Толстой). Но, несмотря на эти его жалобы, «дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой», не учитывая никаких правил.

К своим солдатам Наполеон относился равнодушно, ему были безразличны не только судьбы простых солдат, но и армии в целом. Главным желанием Бонапарта было, чтобы он всегда выглядел величественно. Но из России ему пришлось бежать, забыв о своём величии и предав армию. Он уехал, закутавшись в прекрасную тёплую шубу, от своего гибнущего, замерзающего войска, а за ним поспешали короли и герцоги.

Отношение Толстого к Наполеону

Для Л. Н. Толстого Бонапарт — «палач народов», жестокий завоеватель. Он зациклен на своей военной славе, поэтому является ограниченным человеком, лишённым простоты, интереса и сочувствия к людям. Толстой своё отношение к Наполеону подробно изложил в 3 главе 1 части эпилога. Он подчёркивает, что Бонапарту дали власть «миллионы случайностей», случайности сопутствовали его успеху как военачальника.

По мнению Толстого, «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). Писатель считал, что Бородинское сражение было дано не потому, что этого хотел Наполеон, а потому что солдаты его армии, измученные походом, хотели «найти пищу и отдых победителей в Москве».

Толстой уверен, что ходом этого сражения Наполеон не распоряжался, так как ничего из его диспозиции не было исполнено, и он не знал, что происходило в сражении впереди него. «Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его». Он просто «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).

Заключение

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Наполеона показан с разных сторон: как полководца-стратега и как человека. Характеристика Наполеона неоднозначна: с одной стороны, это выдающийся полководец, который за несколько лет перекроил карту Европы, с другой — это человек, совершающий поступки, которые нельзя назвать великими. По мнению Толстого, Бонапарт — ограниченный человек, который обрёл успех благодаря случайностям. Андрей Болконский и Пьер Безухов в начале романа восхищались Наполеоном как великим человеком, но впоследствии поняли всю его ничтожность. В романе Наполеону противопоставлен М. И. Кутузов с его простотой и отсутствием кичливости прошлыми успехами.

Характеристика образа Наполеона, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *