отметьте прямые формы поощрения добровольцев

Отметьте прямые формы поощрения добровольцев

отметьте прямые формы поощрения добровольцев. NKO 6. отметьте прямые формы поощрения добровольцев фото. отметьте прямые формы поощрения добровольцев-NKO 6. картинка отметьте прямые формы поощрения добровольцев. картинка NKO 6. 1. Адаптация. Важно показать заинтересованность как в добровольце, так и в его труде. Участие добровольца в общеорганизационных мероприятиях не только приобщает добровольца к деятельности организации, но и может делать его более ответственным за поручаемую работу. Помогите добровольцу испытать общий с Вашей организацией успех. Человек существо социальное, ему необходима причастность к какой-либо группе, организации.

1. Адаптация.
Важно показать заинтересованность как в добровольце, так и в его труде. Участие добровольца в общеорганизационных мероприятиях не только приобщает добровольца к деятельности организации, но и может делать его более ответственным за поручаемую работу.
Помогите добровольцу испытать общий с Вашей организацией успех. Человек существо социальное, ему необходима причастность к какой-либо группе, организации.

2. Постоянный контакт.
Беседы с глазу на глаз должны быть регулярными. После каждого значимого события – идет «разбор по горячим следам». Разбор эффективен тем, что сразу же позволяет показать успехи и то, что требует улучшения, оценить работу, наметить планы на будущее.
Подводить итоги необходимо, используя позитивный подход, говоря не о просчетах, а о требуемом улучшении. Человек хочет быть исключительным и неповторимым. Нужно дать ему это почувствовать.

3. Престижность организации и поставленных ею целей.
Это важная деталь, которая влияет на удержание добровольца. При этом не следует забывать, что представления о престижности у разных людей различно.
Будет полезным рассказ о истории организации: о ее успехах и неудачах. Если это сделает руководитель организации или ее лидер, то это только повысит имидж организации в глазах добровольца, который почувствует заботу о себе.

4. Отслеживание изменений.
Мотивации человека могут изменяться через какой-то срок после его первого прихода в организацию. Возможно, что появление добровольца было вызвано потребностью нового общения. Через какое-то время он захочет реализовать себя в самостоятельном проекте. Все это необходимо учесть. Учесть динамику изменения мотиваций к добровольческому труду.

5. Привлечение к совместному планированию.
Это еще один способ удержания добровольца. Сегодня хорошо привлечь к исполнению работы, завтра – вместе создать новый проект, а послезавтра –предоставить возможность самостоятельно подготовить проект.

6. Стимулирование работы добровольцев.
Одним из важнейших способов удержания добровольца является своевременное признание его заслуг. Вспомним великолепное правило: «Хорошая похвала – публична и долговечна, а хорошая взбучка – индивидуальная и моментальная».

Поощрение может быть прямым и косвенным.

Формы прямого поощрения:
• участие добровольцев в торжественном мероприятии;
• слова признательности;
• благодарственное письмо добровольцам, их родственникам;
• празднование юбилея работы добровольца в организации;
• рекомендательный отзыв.

Косвенное поощрение может иметь не меньший эффект, чем прямое.
Формы косвенного поощрения:
• отношение к добровольцу как к оплачиваемому сотруднику;
• предоставление добровольцу возможности повышать квалификацию;
• предоставление контакта со средствами массовой информации;
• подключение к принятию решений и планированию;
• предоставление возможности выступать в качестве представителя организации в каких-либо мероприятиях.

Некоторые правила признания заслуг:
• своевременность;
• искренность;
• по возможности публичность;
• зависимость способов выражения от мотиваций человека;
• периодичность (должна быть достаточно частой).

7. Традиции организации.
В организации могут существовать или формироваться традиции, которые играют важную роль в удержании добровольцев. Например, могут быть такие:
• празднование дней рождения добровольцев;
• вовлечение руководителя организации в процесс взаимодействия с добровольцами;
• оперативное знакомство добровольца с организацией, ее сотрудниками, принятыми правилами;
• участие добровольцев во внерабочих мероприятиях, которые проводятся в организации, наравне с оплачиваемыми сотрудниками.

В итоговом отчете (годовом) деятельности организации отмечается вклад добровольцев.

Источник

Отметьте прямые формы поощрения добровольцев

Реализация мер поощрения и поддержки граждан, участвующих в добровольческой деятельности

Реализация мер, направленных на нематериальное поощрение добровольцев, в том числе в части предоставления образовательных услуг, вручения наград и знаков отличия

доклад в Правительство Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Ассоциация волонтерских центров Ассоциация развития финансовой грамотности

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Обобщение лучших практик по реализации механизмов начисления дополнительных баллов для добровольцев при их поступлении в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования

Ассоциация волонтерских центров

информационное письмо в организации среднего профессионального и высшего образования

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся организации среднего профессионального образования и высшего образования

Интеграция единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) «Добровольцы России» с информационно-аналитической системой Общероссийская база вакансий «Работа в России» в целях учета опыта добровольческой деятельности при трудоустройстве

Ассоциация волонтерских центров

Подготовка предложений по организации и предоставлению психологической помощи, содействие в психологической реабилитации добровольцев (волонтеров), участвующих в деятельности, связанной с особыми условиями

доклад в межведомственную комиссию по вопросам развития добровольчества (волонтерства)

Общественная палата Российской Федерации

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации заинтересованные организации

Источник

Отметьте прямые формы поощрения добровольцев

от 12 декабря 2018 года N 88-пр

Об утверждении Положения о системе нематериального поощрения граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью

В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», а также на основании протокола Общественного совета Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям от 10 декабря 2018 года N 5 приказываю:

1. Утвердить Положение о системе нематериального поощрения граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью (приложение).

2. Разместить настоящее Положение на официальном сайте Комитета РА по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и сайтах подведомственных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета РА по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Манапова Р.Д.

Утверждено
приказом
Председателя Комитета Республики Адыгея
по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям
от 12 декабря 2018 г. N 88-пр

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ ГРАЖДАН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года М 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и определяет формы и механизм нематериального поощрения граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.

1) популяризация и стимулирование деятельности добровольцев (волонтеров);

2) повышение уровня узнаваемости добровольцев (волонтеров) и создание положительного имиджа восприятия добровольчества (волонтерства);

4) создание мотивации у необходимого количества добровольцев (волонтеров);

5) определение правил мотивации, признания и поощрения добровольцев (волонтеров);

6) определение порядка и рекомендаций по признанию и поощрению добровольцев (волонтеров);

7) повышение уровня мотивированности у добровольцев (волонтеров).

Глава 2. ФОРМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

5. При формировании модели стимулирования учитывается территориальная специфика и специфика занятости добровольцев (волонтеров), возрастная категория, мотивация участия граждан в добровольческой (волонтерской) деятельности. В зависимости от того, какие потребности добровольцев (волонтеров) подлежат удовлетворению, выделяется следующая классификация мер:

1) творческо-организационная (направленная на получение новых знаний, навыков, умений, опыта профессиональной деятельности и карьерного роста);

2) социально-психологическая (включает в себя общественное признание, личную похвалу, награды, благодарности и так далее);

3) социально-бытовая (характеризуется получением льгот, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе различного рода программы лояльности, организация досуга и оздоровления).

6. Формами нематериального стимулирования граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, являются:

развитие инфраструктуры добровольчества (волонтерства);

оказание организационной поддержки добровольческим (волонтерским) программам и проектам в рамках проведения республиканских конкурсов;

организация тематических встреч добровольцев (волонтеров) с общественными деятелями;

организация стажировок добровольцев (волонтеров) по различным направлениям деятельности;

осуществление консультационной образовательной поддержки добровольческих (волонтерских) организаций (объединений), добровольцев (волонтеров);

организация награждения наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) объединений наградами, почетными грамотами, благодарностями Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с занесением фактов награждения в личную книжку добровольца (волонтера) или в Единую информационную систему «Добровольцы России»;

признание труда добровольцев (волонтеров) через подписанные известными людьми (ветеранами МЧС России, общественными деятелями) благодарности и рекомендации для дальнейшей профессиональной деятельности.

Глава 3. МЕХАНИЗМ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

8. Выявление лучших представителей добровольческого (волонтерского) движения осуществляется на основании ходатайств руководителей добровольческих (волонтерских) отрядов, по критериям:

учет времени, затраченного добровольцем (волонтером) в рамках добровольческой (волонтерской) деятельности с помощью Единой информационной системы «Добровольцы России»;

выявление кандидатов добровольцев (волонтеров), которые наибольшее количество времени осуществляли добровольческую (волонтерскую) деятельность на массовых мероприятиях;

выявление кандидатов добровольцев (волонтеров), которые наибольшее количество времени осуществляли добровольческую (волонтерскую) деятельность в качестве тим-лидера.

9. Определение лучших добровольцев (волонтеров) через Единую информационную систему «Добровольцы России» осуществляется автоматически системой на основе опыта и количества отработанных часов добровольцем (волонтером).

10. Определение лучших добровольцев (волонтеров) на основании представления осуществляется в соответствии с представлением, являющимся Приложением к настоящему положению, предоставляемым руководителями добровольческих (волонтерских) отрядов. Представление рассматривается на Общественном совете Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

11. По итогам рассмотрения Общественный совет Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям направляет в Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям представление по утвержденной форме, в которой содержится список лидеров добровольческого (волонтерского) движения.

11. Определение лучших добровольцев (волонтеров) осуществляется Комитетом Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

12. Контроль за реализацией мероприятий по нематериальному поощрению граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, осуществляет Общественный совет Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Приложение
к Положению
о системе нематериального поощрения
граждан, занимающихся добровольческой
(волонтерской) деятельностью

Дата рождения _________________________________________________________

N книжки (ID) _________________________________________________________

Дата выдачи личной книжки Добровольца (волонтера) _____________________

Руководитель добровольца (волонтера) __________________________________

Сведения о добровольческой (волонтерской) деятельности за период ______

Источник

Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 ноября 2016 г. N 36550-ОФ/Д01и

О МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ

ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЦЕВ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Считаем целесообразным направить методические материалы в государственные и муниципальные учреждения, оказывающие социальные услуги гражданам, социально ориентированные некоммерческие организации, органы местного самоуправления, а также обеспечить публикацию методических материалов на официальных порталах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЦЕВ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

1. Область применения

Действие Методических рекомендаций распространяется на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги в социальной сфере.

2. Цели, задачи и формы добровольного труда, задачи

организации добровольного труда

2.2. Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:

— предоставление добровольческих услуг;

— выполнение добровольческих работ.

2.5. Следует учитывать, что добровольцы учреждения, прямо или косвенно:

содействуют/помогают учреждению в достижении его целей и решении конкретных задач;

улучшают качество жизни клиентов учреждения и благосостояние общества в целом;

распространяют информацию о деятельности учреждения;

распространяют идеи и принципы социального служения среди населения;

распространяют гуманитарные ценности в обществе.

В то же время для организации важным объектом является доброволец. Задачи, связанные с организацией его труда, касаются не только непосредственно предоставляемых добровольцем услуг или выполняемых работ, но и с удовлетворением его потребностей и интересов. Это является основой мотивирования людей к добровольному труду и предоставляет добровольцам разнообразные стимулы.

Таким образом, в центре организации добровольного труда всегда находится человек, его потребности и интересы.

2.7. Задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и его клиентов. Однако решающим фактором успешной организации добровольного труда граждан являются дополнительные задачи, которые формируются на основе потребностей и интересов самих добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе.

2.8. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы молодежи:

вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях личностного и гражданского развития;

предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;

развитие творческой и созидательной активности молодежи;

интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К прикладным задачам относятся:

обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

содействие получению навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;

замещение асоциального поведения социально ориентированным, обеспечение содержательного времяпровождения;

гуманистическое и гражданское воспитание;

обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;

формирование кадрового резерва.

2.9. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей среднего возраста:

обеспечение потребностей, которым нет места в основной профессиональной деятельности, такие, как милосердие, сострадание, забота;

содействие получению необходимого опыта, знаний и навыков для собственной повседневной жизни, решения проблем членов семьи, реализации собственных идей и социальных проектов;

предоставление возможности быть полезным другим, заслужить уважение, быть причастным к значимой социальной деятельности учреждения;

предоставление возможности применить собственные знания и навыки, творческие способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности.

2.10. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей старшего/пожилого возраста:

обеспечение потребностей, которые не удовлетворены в семье, такие, как передача опыта, забота, милосердие, сострадание;

содействие в решении проблем, связанных с возрастом и состоянием здоровья;

содействие получению необходимых знаний и навыков для повышения качества собственной повседневной жизни и самопомощи;

компенсация дефицита общения и отвлечение от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством;

предоставление возможности продления активной, наполненной смыслом жизни;

предоставление возможности применения имеющегося жизненного и профессионального опыта;

обеспечение содержательного досуга.

3. Способы организации добровольного труда в учреждениях

3.1. При планировании добровольного труда в учреждении важно понимать наличие двух способов организации добровольческой деятельности, которые могут применяться учреждением как по отдельности, так и вместе:

3.2. При определении способа организации добровольческой деятельности учреждениям следует учитывать установленное законодательством о благотворительной деятельности право на беспрепятственное осуществление благотворительной деятельности отдельными гражданами, их объединениями и юридическими лицами на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Это означает, что учреждение не вправе ограничивать доступ добровольцев в учреждение, свободу выбора способов добровольческой помощи.

4. Организация труда добровольцев в ходе партнерского

взаимодействия с НКО

4.1. Функции учреждения и НКО при организации труда добровольцев путем партнерского взаимодействия учреждения и НКО

4.1.1. Функции учреждения:

привлечение НКО и построение договорных отношений с ними,

оформление отношений и построение взаимодействия с НКО, которые обратились в учреждение с предложением о сотрудничестве,

информационный обмен и иное сотрудничество в целях координации процесса оказания услуг клиентам и совместного выявления их потребностей,

предоставление ресурсов учреждения для проведения добровольческих мероприятий,

контроль за соблюдением НКО и его добровольцами требований, касающихся обеспечения безопасности клиентов учреждения, установленных в законодательстве норм и правил,

совместная с НКО регулярная оценка эффективности деятельности добровольцев.

определяет объем и направления добровольческой помощи в соответствии с потребностями клиентов и с учетом мнения учреждения,

привлекает и набирает добровольцев,

обеспечивает обучение, ресурсное, методическое, информационное сопровождение деятельности добровольцев,

ведет учет и контроль за деятельностью добровольцев,

отвечает за действия добровольцев и безопасность клиентов учреждения во время взаимодействия с ними своих добровольцев и сотрудников,

совместно с учреждением осуществляет регулярную оценку эффективности деятельности добровольцев.

4.2. Планирование работы по организации партнерского взаимодействия с НКО. Соглашение о сотрудничестве

4.2.1. Планирование работы с добровольцами целесообразно начинать с подбора одной или нескольких партнерских НКО, которые располагают необходимым опытом организации труда добровольцев, ресурсами, репутацией. Информацию о таких НКО учреждение может получить в региональном органе исполнительной власти, ответственном за поддержку некоммерческого сектора или за развитие добровольчества или региональных общественных палатах, а также в ресурсных центрах поддержки НКО.

НКО может самостоятельно обратиться к учреждению с письменным или устным предложением о сотрудничестве в целях осуществления добровольческого труда в пользу клиентов учреждения. Учреждение обязано рассмотреть обращение НКО и предложить организации заключить соглашение о сотрудничестве либо направить мотивированный отказ от сотрудничества.

4.2.2. После проведения переговоров с одной или несколькими НКО, выбранными учреждением или предложившими учреждению осуществление добровольческого труда в пользу его клиентов, и согласования основных направлений взаимодействия, учреждение заключает с НКО Соглашение о сотрудничестве (соглашение о совместной деятельности).

В Соглашении о сотрудничестве определяются:

— права и обязанности сторон, взаимная ответственность

— порядок взаимодействия, взаимного информирования и согласования проводимых мероприятий

— порядок допуска добровольцев на территорию учреждения

— прочие существенные моменты по усмотрению и по договоренности сторон

Примерная форма соглашения о сотрудничестве является приложением к настоящему документу (Приложение 1).

4.3. Организация взаимодействия с НКО в процессе реализации соглашения о сотрудничестве

4.3.1. В целях организации взаимодействия учреждения и НКО учреждение назначает сотрудника, ответственного за взаимодействие с НКО.

Ответственный за взаимодействие с НКО выполняет следующие задачи:

осуществление обмена информацией между учреждением и НКО, организация совместных встреч и собраний для решения конкретных вопросов и планирования совместной деятельности и мероприятий,

принятие и дача обратной связи на отчеты НКО о своей деятельности в Учреждении и участие в согласовании планов и мероприятий на будущий период в соответствии с порядком, установленным Соглашением о взаимодействии,

участие в оценке эффективности деятельности добровольцев НКО,

совместное с лицом, ответственным за взаимодействие с учреждением, участие в разрешении разногласий сотрудников учреждения и добровольцев НКО.

4.3.2. Для организации работы добровольцев в учреждении НКО назначает лицо, ответственное за взаимодействие с учреждением.

Лицо, ответственное за взаимодействие с учреждением, выполняет следующие задачи:

осуществляет подбор добровольцев для работы в учреждении,

обеспечивает получение добровольцами знаний и навыков и документов, необходимых для работы с клиентами учреждения,

мотивирует и обеспечивает поддержку волонтеров, оказывает помощь в организации ими мероприятий для клиентов учреждения,

ведет учет и контроль работы добровольцев,

обеспечивает взаимодействие волонтеров с администрацией учреждения и его структурных подразделений,

участвует в оценке эффективности деятельности добровольцев НКО

совместно с сотрудником учреждения, ответственным за взаимодействие с НКО, участвует в разрешении разногласий сотрудников учреждения и добровольцев НКО.

4.3.3. В случае возникновения спорных вопросов между представителями учреждения и НКО по вопросам добровольческой деятельности помощь в разрешении противоречий оказывает орган, указанный в пункте 4.2.1 настоящего документа.

4.4. Совместная оценка эффективности труда добровольцев, организуемого НКО

4.4.1. Для оценки эффективности добровольческой деятельности, организованной при партнерском взаимодействии учреждения и НКО, совместным решением администрации учреждения и руководителя/руководителей НКО формируется Комиссия, куда включаются сотрудник учреждения, ответственный за взаимодействие с добровольцами, лицо, ответственное в НКО за взаимодействие с учреждением, а также дополнительно по одному представителю от учреждения и работающих в нем НКО. Методы оценки эффективности, ее процедура, способы подведения итогов разрабатываются комиссией. В качестве методического материала в этом случае могут использоваться рекомендации, приведенные в п. 5.9 настоящего документа.

4.4.2. Результаты оценки эффективности служат основанием для согласованной с учреждением корректировки планов НКО по организации добровольческой деятельности на будущий период. При этом результаты оценки эффективности не могут служить основанием для инициирования учреждением прекращения партнерских отношений с НКО.

4.4.3. В случае недостижения членами Комиссии согласованного мнения по оценке эффективности добровольческой деятельности в учреждении, члены Комиссии или один из них может обратиться в орган исполнительной власти или Совет за помощью в формировании общего заключения и основанных на нем рекомендаций по организации добровольческого труда в учреждении.

5. Организация труда добровольцев учреждением

5.1. Осуществление необходимых формальных действий

5.1.1. Планирование добровольного труда в учреждении целесообразно начинать с принятия соответствующего решения и разработки положения о добровольной работе граждан в учреждении (модельный проект положения приведен в Приложении N 2).

5.1.2. Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается его руководителем. При этом целесообразно оформлять решение приказом или иным нормативным актов учреждения, с которым должны быть ознакомлены сотрудники учреждения. Сотрудники учреждения могут привлекаться руководством к обсуждению вопросов, связанных с преимуществами и недостатками развития добровольной работы граждан, сферами и правилами работы добровольцев в учреждении.

5.1.3. Положение о добровольной работе граждан в учреждении утверждается руководителем и может включать описание:

добровольческих программ, проектов или акций, к реализации которых привлекаются добровольцы, структурных подразделений, в которых планируется развивать добровольную работу;

социальных услуг клиентам учреждения и работ, которые могут поручаться добровольцам;

механизмов регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцами;

порядка организации работы добровольцев в учреждении, в т.ч. описание материально-технического и другого ресурсного обеспечения добровольцев в процессе предоставления добровольческих социальных услуг и выполнения добровольных работ, правил взаимодействия штатного персонала и добровольцев;

ответственности и полномочий добровольцев, правил работы добровольцев с клиентами учреждения, правил безопасности и внутреннего распорядка; порядка учета и контроля работы добровольцев.

При разработке Положения учреждению необходимо принять во внимание, что граждане, пришедшие в учреждение для добровольной работы самостоятельно, для учреждения являются одновременно субъектом и объектом деятельности учреждения. Учитывая вышесказанное, при разработке Положения о добровольной работе граждан в учреждении необходимо опираться на Административный регламент учреждения по предоставлению государственных услуг, прежде всего, в части предоставления информации.

С Положением о добровольной работе граждан в учреждении должны быть ознакомлены ответственные лица учреждения и информированы все сотрудники учреждения.

5.1.4. При планировании добровольных работ руководству учреждения важно определить:

области деятельности организации, которые необходимо и возможно развивать силами добровольцев, структурные подразделения, в которых могут действовать добровольцы;

программы, проекты, акции, мероприятия, которые прямо решают поставленные перед организацией задачи, но не имеют достаточных человеческих ресурсов;

общие виды работ, которые не требуют постоянной занятости, полноценной нагрузки, повседневной занятости, но не могут быть выполняемы имеющимся персоналом;

услуги для клиентов, которые необходимо расширять и которые могут выполнять добровольцы при определенной подготовке и обучении, виды дополнительных работ для обеспечения основных услуг.

При этом важно учитывать, что добровольные работы не следует планировать и осуществлять взамен имеющихся вакансий или параллельно существующим ставкам персонала учреждения.

5.1.6. Основными функциями Координатора являются:

планирование добровольческих социальных услуг и добровольных работ;

формирование перечня добровольческих социальных услуг клиентам учреждения;

формирование перечня добровольческих социальных работ в учреждении;

определение и описание свободных мест для добровольного труда;

подготовка и информирование персонала о функционировании системы поддержки добровольчества, организации и использовании труда добровольцев в учреждении;

информирование клиентов о добровольческих услугах и иной добровольческой помощи в учреждении;

проведение собеседований и отбор добровольцев;

организация и координирование процесса добровольного труда;

обеспечение безопасности работы добровольцев;

контроль и учет добровольных работ и услуг клиентам учреждения;

представление интересов добровольцев перед руководством учреждения;

определение эффективности добровольного труда.

5.2. Способы выявления потребностей прямых и косвенных клиентов организации социальной сферы, которые возможно удовлетворять посредством работы добровольцев и добровольческих услуг

5.2.1. Выявление потребностей клиентов учреждения в целях организации добровольческих социальных услуг и добровольных работ осуществляется:

Посредством взаимодействия с клиентами учреждения и использованием следующих методов:

беседы (индивидуальные и групповые);

опросы и анкетирование;

в процессе консультирования;

в процессе предоставления услуг.

Посредством взаимодействия с формальными и неформальными помощниками клиентов учреждения (социальные работники и другие сотрудники учреждения, члены семей клиентов, соседи) и использованием следующих методов:

опросы и исследования;

в процессе обучения;

в процессе консультирования;

в процессе предоставления услуг.

Посредством взаимодействия с организациями и службами формальной и неформальной помощи клиентам учреждения и использованием следующих методов:

изучение нормативных документов;

в процессе обмена информацией;

в процессе сотрудничества.

Посредством взаимодействия с исследовательскими центрами, органами власти и использованием следующих методов:

знакомство со специальными изданиями;

знакомство с результатами исследований;

анализ государственных социальных программ;

изучение материалов Конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.

5.2.2. По результатам выявленных потребностей (индивидуальных и групповых) прямых и косвенных клиентов учреждения, которые возможно удовлетворять посредством работы добровольцев и добровольческих услуг, необходимо осуществить общую оценку потребностей организации в добровольческих ресурсах для текущих и перспективных услуг клиентам и работ по их обеспечению:

перечислить все основные существующие и планируемые в ответ на потребности клиентов виды услуг/работ в учреждении;

отметить те из них, которые полностью осуществляются и могут в дальнейшем осуществляться исключительно сотрудниками учреждения;

отметить те из них, которые могут выполняться добровольцами;

определить количественные характеристики потребностей учреждения в добровольческих ресурсах с учетом количества заинтересованных в добровольческой помощи клиентов, объемов добровольческих социальных услуг и добровольных работ.

5.3. Методы определения добровольческих видов работ, необходимых учреждению

5.3.1. Добровольческие виды работ (социальные услуги клиентам учреждения и добровольные работы по их обеспечению) определяются на основе потребностей клиентов, с учетом стратегий учреждения по развитию социальных услуг и помощи клиентам, принимая во внимание, что:

добровольный труд является дополнительным к основным социальным услугам и помощи учреждения, направлен преимущественно на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей клиентов учреждения, которые не могут, или не должны удовлетворяться оплачиваемым персоналом учреждения;

обязанности добровольцев не могут дублировать должностные обязанности оплачиваемого персонала учреждения в полном объеме.

5.3.2. Добровольческие социальные услуги, в зависимости от их назначения, подразделяются на:

социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту и повышение качества жизни;

социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан;

социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов учреждений, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей.

Если услуга или работа, поручаемая добровольцу, требует специальной подготовки или лицензии, учреждение вправе запросить подтверждающий документ или предложить добровольцу пройти специальную подготовку и получить соответствующую лицензию.

5.3.3. Перечень добровольных работ формируется исходя из потребностей учреждения в дополнительных работах по обеспечению расширения спектра услуг и повышения их качества. В состав таких работ могут входить:

распространение необходимой информации среди клиентов учреждения (печатной и по телефону);

сопровождение и доставка клиентов в учреждение;

проведение фотосессий и видеосъемки в период мероприятий, оформление наглядных информационных и рекламных стендов, постеров, газет и пр.;

оформление и дизайн помещений (в т.ч. озеленение помещений, флористика и пр.) и прилегающих территорий учреждения, в т.ч. приуроченных к праздникам и другим мероприятиям;

участие в работе с библиотечными фондами, архивами, другими материалами и документами;

привлечение материальных ресурсов для работы с клиентами от коммерческих компаний и других доноров, включая сбор их у населения.

5.3.4. При составлении перечня добровольных работ в учреждении учитываются потребности и рекомендации сотрудников учреждения, количество добровольцев, работу которых учреждение способно организовать лучшим образом, а также планируемый возраст добровольцев, их квалификацию и творческий потенциал.

5.4. Методы формирования и описания свободных мест для добровольной работы (добровольческих вакансий)

5.4.1. Свободные места для добровольцев формируются на основе перечней добровольческих социальных услуг и добровольных работ в учреждении. При формировании свободных мест для добровольцев определяются их обязанности по оказанию услуг и исполнению работ, а также ресурсы, необходимые для обеспечения работы добровольцев.

5.4.2. При формировании свободных мест для добровольцев необходимо учитывать, что клиенты учреждения, их родственники, коллеги и знакомые, соседи в первую очередь могут откликнуться на информацию учреждения о потребности в добровольцах.

5.4.3. Описание свободных мест для добровольной работы в учреждении целесообразно осуществлять в соответствии с Приложением N 3 к Положению о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы.

5.4.4. Сведения о добровольце и его добровольном труде в учреждении заносятся в Учетную карточку добровольца согласно Приложению N 4 к Положению о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы.

5.5. Условия, необходимые для организации добровольной работы граждан в учреждении

С целью уменьшения текучести добровольческих кадров учреждение должно ставить перед собой две основные задачи:

сделать работу добровольцев максимально полезной и эффективной для клиентов учреждения, объектов его работы, общества в целом;

сделать работу добровольцев в учреждении максимально комфортной, позитивной и полезной для добровольцев.

Для решения указанных задач учреждению необходимо создавать определенные базовые организационные, кадровые, информационные, материально-технические и экономические условия для добровольной работы граждан. Среди основных условий, которые важно обеспечить учреждению для работы добровольцев следующие:

ресурсное обеспечение работы добровольцев;

стимулы для добровольцев;

квалифицированная организация работы добровольцев.

5.5.1. Ресурсное обеспечение работы добровольцев может включать:

достаточное обеспечение работы добровольца для качественного выполнения им порученных обязанностей (таких, как информация, расходные материалы, средства ухода и продукты питания для нуждающихся, автотранспорт для доставки клиентов, исправная оргтехника для компьютерных работ и пр.);

обеспечение бесплатного питания добровольца (особенно актуально для студентов, особенно иногородних и добровольцев, работающих более 3 часов в день, или осуществляющих работы за пределами учреждения);

символика и атрибутика (особенно актуально для молодежи и проведения массовых мероприятий);

компенсация затрат добровольца (проезд к месту добровольной работы и обратно);

5.5.2. Стимулы для добровольцев:

признание, поощрение и награждение за добровольный труд, как самим учреждением, так и через региональные и национальные конкурсы и программы, поощрения добровольцев за качественную работу, благодарственные письма, ценные подарки;

информирование общественности о достижениях и заслугах добровольцев, результатах их труда, в т.ч. в средствах массовой информации, накопление памяти о вкладе добровольцев в деятельность учреждения (ведение летописей, фотовыставки в помещениях учреждения, записи в добровольческой биографии, истории коллектива учреждения);

фиксация добровольческой деятельности в личной книжке добровольца (если таковая используется или имеется у добровольца);

одобрение со стороны членов референтной группы;

предоставление возможности общения в рамках добровольческого проекта, программы с новыми значимыми людьми, доступ к новой информации и новым социальным группам;

приобщение к новым видам деятельности, международному, межрегиональному, региональному мероприятию, проекту, акции (например, к Олимпиаде);

приобщение к новым знаниям в процессе обучения для получения новых профессиональных и жизненных навыков, опыта новой работы, значимого для добровольца в настоящем и будущем, в т.ч. оплата обучения на полезных престижных курсах;

предоставление возможностей для самореализации, например в новых программах, дающих возможность разработать и реализовать свой социальный проект;

предоставление возможности участия в управлении социальным проектом, программой для получения организационного опыта;

предоставление рекомендательных писем для трудоустройства, поступления в учебное заведение и пр.;

обеспечение возможности получения товаров и услуг на льготных условиях от третьих лиц, т.к. досуговые клубы, медицинские центры, торговые сети, кафе, парикмахерские и пр. (например, методом дисконтных карт);

организация клубной работы с добровольцами учреждения для обеспечения позитивных коммуникаций, обмена опытом и полезной информации, неформального общения, создания добровольческого сообщества учреждения.

5.5.3. Квалифицированная организация работы добровольцев:

Подготовка добровольцев для работы в учреждении:

обеспечение первичного мотивирования добровольцев (стимулы);

предоставление достаточной информации;

подготовка и обучение добровольцев (инструктаж, курсы, школы);

определение поручаемых обязанностей и согласование их с возможностями добровольцев;

закрепление прав и ответственности добровольцев (соглашение или договор);

делегирование полномочий добровольцам.

Сопровождение работы добровольцев в учреждении:

обеспечение поддержки работы добровольцев (консультации по разрешению проблем, супервизии, профилактика синдрома усталости и эмоционального выгорания);

мониторинг и оценка работы добровольцев (учет, контроль, оценка);

удержание добровольцев (дополнительные возможности и стимулы, воодушевление, изменение видов работ);

поощрение добровольцев (благодарение, награждение, дополнительные стимулы);

продвижение добровольцев (новые позиции и статусы, расширение границ полномочий).

5.4. Привлечение и набор добровольцев

5.4.1. Привлечение добровольцев для работы в учреждении осуществляется Координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением партнерских организаций (общественных, некоммерческих) и включает:

поиск и набор добровольцев;

проведение собеседований, выявление мотиваций и отбор добровольцев;

информирование и ориентирование добровольцев.

5.4.2. В целях привлечения добровольцев в учреждение, Координатор добровольцев:

распространяет информацию о наличии свободных мест для добровольной работы, в т.ч. через средства массовой информации;

проводит кампании по набору добровольцев в учебных заведениях, государственных и негосударственных организациях, социально ориентированных некоммерческих организациях и иных учреждениях;

организует набор, собеседования и отбор добровольцев, в т.ч. на основе конкурса;

проводит первичное информирование, ориентирование, инструктаж новых добровольцев;

5.5. Мотивация граждан к участию в добровольческой деятельности и добровольной работе

5.5.1. Добровольцем можем стать любой, даже официально нетрудоспособный человек при наличии у него соответствующего мотива. Основными мотивами добровольческой деятельности и добровольного труда людей являются:

Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения, т.е. реализация ведущих мотивов участия человека в социально значимой деятельности.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Получение позитивного подкрепления своей добровольческой деятельности со стороны значимого окружения, ощущение личной причастности к общественно полезному делу.

Самовыражение и самоопределение. Возможность личностного проявления, заявление о своей жизненной позиции, определение персонального места в системе общественных отношений.

Профессиональное ориентирование. Возможность для человека, особенно молодого, сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Возможность приобретения полезных навыков, прямо не относящихся к профессиональному выбору человека, вместе с тем значимых для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия, навыков оказания помощи тяжело больным.

Добровольчество также может способствовать развитию таких социальных навыков, как:

ответственное взаимодействие с различными социальными группами;

защита и отстаивание прав и интересов человека и группы;

реализация предоставленных полномочий;

творческий подход к делу;

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Возможность приобретения единомышленников, круга общения и получение поддержки в процессе добровольного труда и дружеского взаимодействия.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Возможность личностного проявления в различных моделях взаимодействия, приобретение навыков, необходимых в жизни, необходимых для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.

Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельность и добровольный труд являются естественной потребностью человека. Эта потребность вытекает из осознания гражданского, религиозного и этического долга свидетельствует о высоком личностном развитии.

5.5.2. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта (преимущественно молодые пенсионеры);

потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (преимущественно люди с высшим образованием, специалисты гуманитарной сферы);

потребность расти и развиваться (преимущественно молодые люди, студенты);

потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные (преимущественно люди среднего и старшего возраста).

В последние годы среди мотивов добровольцев стали преобладать более прагматичные мотивы, такие, как:

проба себя на пути к профессии,

потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (преимущественно молодежь, студенты гуманитарных и иных средних и высших учебных заведений);

профессиональный интерес для карьерного роста (преимущественно молодые специалисты);

потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения, и пр.

Разнообразию мотивов добровольцев должны соответствовать разнообразные виды добровольческих работ и социальных услуг клиентам, поручаемые им учреждением.

5.5.3. Условно можно разделить добровольцев на три основные группы по степени участия в деятельности учреждения:

постоянные добровольцы (члены советов и комитетов, консультанты, специалисты, помощники клиентов и подопечных, ведущие добровольческих программ и проектов, клубов, секций, обучающих программ и пр.);

временные добровольцы (практиканты, стажеры, исследователи);

добровольцы, участвующие в разовых мероприятиях (участие в добровольческих акциях, обслуживание семинаров, конференций, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах).

В большинстве организаций социальной сферы присутствуют все три группы добровольцев. Задачей учреждения является постоянно мотивировать этих людей. Для этого требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.

5.5.4. Постоянный труд добровольца может выражаться в оказании помощи одним и тем же подопечным регулярно несколько раз в неделю в течение длительного времени. Разовый добровольный труд выражается в форме участия в акциях, проектах, при проведении экскурсий на не регулярной основе. Несмотря на отмеченные существенные различия, и постоянный и временный добровольный труд является не основной занятостью, чем отличается от постоянного профессионального труда.

5.5.5. Следует учитывать, что в ряде организаций, например, в общественных объединениях, и, особенно, в благотворительных организациях, на добровольной основе действует немало людей, которые самостоятельно приняли на себя ответственность по осуществлению каких-либо функций. Это члены Правлений и других руководящих органов, а также те, кто добровольно выполняет функции фандрайзеров, руководителей и разработчиков программ и проектов, консультантов, PR-специалистов, администраторов сайтов и многие другие функции. Эти добровольцы осуществляют добровольческую деятельность без регламентов, ограничений и графиков работы, они могут посвящать добровольческой деятельности время, сопоставимое с профессиональной деятельностью.

5.6. Механизмы регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцем в случае самостоятельного привлечения добровольцев учреждением

5.6.2. В целях обеспечения реализации добровольцем предоставленных ему полномочий, учреждение вправе выдавать ему соответствующее удостоверение. В целях фиксации практики добровольного труда добровольца ему может выдаваться «Личная книжка добровольца», которая заполняется Координатором добровольцев. В «Личную книжку добровольца» заносятся сведения о добровольце, его добровольном труде и периоде работы в учреждении, а также об обучении и поощрениях.

5.6.3. Учреждение должно разъяснять добровольцу процедуры и гарантировать возможности для реализации собственной инициативы в процессе оказания услуг клиентам или исполнения добровольных работ. Предложения и инициативы добровольца представляются координатору добровольцев, или руководству учреждения в письменной форме, в соответствии с процедурами и правилами учреждения.

5.7. Организация работы добровольцев в учреждении в случае самостоятельного привлечения добровольцев учреждением

Организация работы добровольцев в учреждении предусматривает две фазы: подготовку и сопровождение.

5.7.1. Подготовка добровольцев к работе в организации социальной сферы.

Подготовка добровольцев для работы в учреждении осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и включает:

проведение собеседований и отбор;

первичное мотивирование для работы в учреждении;

обучение, в соответствии с планируемыми добровольческими социальными услугами и работами;

согласование обязанностей и полномочий;

заключение соглашения учреждения с добровольцем.

5.7.2. Сопровождение работы добровольцев в организации социальной сферы.

Сопровождение работы добровольцев осуществляется координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением специалистов и предусматривает:

обеспечение поддержки работы добровольцев, включая консультирование, помощь в разрешении конфликтов, организационных и технических проблем, повышение квалификации, предоставление дополнительной информации и т.п.;

проведение мониторинга и оценки работы;

обеспечение реализации интересов и потребностей добровольцев, проведение досуговых и культурных мероприятий, клубной работы, встреч с интересными людьми и специалистами и т.п.;

поощрение, в т.ч. проведение торжественных мероприятий по вручению благодарственных писем, дипломов, памятных подарков и наград, номинирование на награды и конкурсы;

предоставление рекомендательных писем и ходатайств, назначение на руководящие свободные места для добровольной работы, такие как «добровольный помощник координатора добровольцев», «наставник добровольцев», «старший группы добровольцев», «добровольный руководитель добровольческой акции», «добровольный руководитель добровольческой программы», «добровольный организатор клубной работы», «тренер добровольцев» и т.п.

Для квалифицированной организации добровольной работы граждан в организациях социальной сферы требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.

Обеспечение безопасности работы добровольцев в учреждении осуществляется координатором добровольцев, а также руководством учреждения, что предусматривает:

а) ограничение временной занятости добровольца в пределах до 6 часов в течение одного дня;

б) недопущение добровольцев к работе:

требующей специальной профессиональной подготовки и лицензирования;

в ночное время, если это не оговорено соглашением;

в местах повышенного риска (напр. риска травматизма);

без инструктажа по технике безопасности;

без средств индивидуальной защиты (если это необходимо);

без специальной подготовки для работы с клиентами учреждения, имеющими психические нарушения и девиантное поведение;

по исполнению должностных обязанностей оплачиваемого персонала учреждения.

5.8. Учет и контроль добровольного труда в случае самостоятельного привлечения добровольцев учреждением

5.8.1. Учет и контроль добровольного труда в учреждении осуществляется координатором добровольцев во взаимодействии со специалистами и руководством учреждения. При необходимости учет и контроль добровольного труда в учреждении осуществляется и другими ответственными лицами, в подразделениях которых осуществляется добровольная работа граждан.

5.8.2. Для организации процесса учета, контроля, определения качества и результатов добровольного труда, учреждением могут быть использованы учетные ведомости, например:

форма «Экспертная ведомость оценки качества труда добровольцев в государственном учреждении социальной сферы», согласно Приложению N 6;

форма «Сводная ведомость учета добровольного труда граждан в учреждении социальной сферы» согласно Приложению N 7.

5.8.3. Для обеспечения мониторинга удовлетворенности добровольца условиями, предоставляемыми для добровольной работы и принятыми на себя обязательствами по предоставлению добровольческих социальных услуг и выполнению добровольческих работ, а также для определения поддержки, необходимой добровольцу, целесообразно использовать форму «Анкета добровольца государственного учреждения социальной сферы», согласно Приложению N 8.

5.8.4. В процессе развития работы с добровольцами, учреждению целесообразно разработать свою систему наблюдения и контроля работы добровольцев в учреждении и работы учреждения с добровольцами. С этой целью необходимо определить методы мониторинга, которые могут быть наиболее органично внедрены в организационную структуру деятельности учреждения.

5.8.5. Основные рекомендуемые методы осуществления мониторинга работы добровольцев в учреждении:

ведение табелей учета рабочего времени добровольцев;

анализ отчетов добровольцев;

анализ сводных отчетов координаторов о работе добровольцев;

анализ индивидуальных рабочих планов добровольцев;

собеседования с добровольцами;

опросы клиентов относительно качества работы добровольцев и предоставляемых социальных услуг;

сбор и анализ неофициальной информации (например, мнение персонала, клиентов и партнеров учреждения).

5.8.6. Основные рекомендуемые методы осуществления мониторинга работы учреждения с добровольцами:

анализ отчетов координаторов по работе с добровольцами;

анкетирование координаторов по работе с добровольцами;

анкетирование добровольцев относительно их удовлетворенности работой;

анализ исполнения планов программ и проектов с участием добровольцев;

собеседования с добровольцами;

анализ объемов и результатов обучения добровольцев;

анализ качества и результатов специальных поддерживающих мероприятий для добровольцев;

анализ качества и результатов неформальных мероприятий для добровольцев.

5.8.7. Осуществление учета и контроля не должно нарушать режим работы добровольцев и излишне формализовать процесс организации добровольного труда.

5.9. Оценка и определение эффективности добровольного труда в случае самостоятельного привлечения добровольцев учреждением

5.9.1. Эффективность добровольного труда определяется в области социального и экономического эффекта. Эффективность добровольного труда целесообразно определять экспертной комиссией, состав которой утверждается приказом или иным нормативным актом учреждения. Ответственность за организацию мероприятий по определению эффективности добровольного труда в учреждении возлагается на координатора добровольцев.

5.9.2. Для более детального анализа и оценки результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении и работы учреждения с добровольцами за определенный период (квартал, полугодие, год) возможны четыре основных вида оценки результативности в области добровольчества:

количественная оценка (внутренняя оценка по количественным показателям);

экономическая/финансовая оценка (внутренняя и внешняя оценка по финансовым показателям);

оценка обществом (внешняя оценка заинтересованных лиц и организаций);

оценка социальных изменений (внутренняя и внешняя оценка, оценка специалистов).

А. При количественной оценке результатов и эффективности работы добровольцев в учреждении применяются следующие показатели:

количество человеко-часов, отработанных добровольцами;

количество социальных услуг, оказанных добровольцами;

количество клиентов, которым добровольцы оказали помощь и социальные услуги;

объемы помощи, которая оказана добровольцами клиентам учреждения;

условная стоимость услуг или работ, осуществленных добровольцами;

количество проведенных добровольческих акций, мероприятий;

количество/объем ресурсов, привлеченных добровольцами для оказания помощи клиентам учреждения и для организации добровольной работы;

количество добровольцев, которых привлекли к работе в учреждении сами добровольцы.

Б. При количественной оценке работы учреждения с добровольцами применяются следующие показатели:

количество добровольцев, привлеченных для работы в учреждение;

количество нормативных услуг, в предоставлении которых участвовали добровольцы;

количество дополнительных социальных услуг, предоставляемых учреждением через добровольцев;

количество клиентов учреждения, которым добровольцы оказали помощь и предоставили социальные услуги;

условная стоимость социальных услуг или работ, осуществленных добровольцами;

количество соглашений, оформленных с добровольцами;

количество свободных мест для работы добровольцев (выявленных и утвержденных добровольческих вакансий);

количество добровольцев, которые прекратили отношения с учреждением;

количество добровольцев, прошедших по инициативе учреждения специальную подготовку и обучение;

количество добровольцев, действующих в качестве координаторов, тренеров, наставников;

количество добровольцев, работающих на постоянной основе;

количество добровольцев, работающих на временной и разовой основе (по принципу вызова/приглашения);

количество добровольческих акций и программ, организованных учреждением;

количество добровольцев, получивших поощрения и награждения за добровольный труд;

количество публикаций в СМИ о работе добровольцев, размещенных учреждением;

количество предложений и инициатив добровольцев, реализованных учреждением;

количество специальных мероприятий, проведенных в учреждении для добровольцев.

Результаты финансовой оценки рекомендуется формировать учреждением в форме специальных финансовых отчетов разной степени детализации, в которых целесообразно использовать следующие показатели:

А. Деятельность учреждения в части ресурсного обеспечения работы добровольцев:

общее количество привлеченных/израсходованных учреждением финансовых средств для обеспечения работы добровольцев;

общий объем привлеченных/израсходованных учреждением материальных ресурсов в натуральном выражении для обеспечения работы добровольцев;

структура источников привлечения финансовых и материальных средств учреждения для обеспечения работы добровольцев;

структура расходов учреждения на обеспечение работы добровольцев по направлениям деятельности;

структура административных расходов учреждения по организации добровольного труда граждан.

Б. Добровольческая деятельность и добровольный труд граждан в учреждении:

условная стоимость социальных услуг или работ, осуществленных добровольцами в финансовом выражении;

условная стоимость материальных ресурсов, услуг сторонних организаций, привлеченных добровольцами для оказания помощи клиентам учреждения и организации добровольной работы в финансовом выражении;

общий объем внебюджетных финансовых средств, привлеченных добровольцами для деятельности учреждения в интересах его клиентов.

Наиболее простым способом определения экономической эффективности является сравнение затрат учреждения на организацию добровольной работы и условной стоимости работ, выполненных добровольцами.

В отличие от количественной оценки в натуральных характеристиках, данные по финансовой отчетности реже публикуются в открытых источниках и необязательно должны быть доступны широкой общественности.

При оценке используются следующие показатели:

наличие статей и публикаций, в т.ч. публичных отчетов, о добровольческой деятельности и добровольной работе граждан в учреждении;

прозрачность экономических основ организации добровольческой деятельности и поддержки добровольческих инициатив;

наличие совместных программ и факты практического сотрудничества учреждения с негосударственными организациями;

участие учреждения в региональных, межрегиональных, национальных акциях, мероприятиях, форумах, конференциях в области добровольчества;

получение учреждением государственной поддержки добровольческих инициатив;

наличие спонсорской или попечительской поддержки добровольческих инициатив;

известность добровольческих программ учреждения среди населения;

получение учреждением дипломов, наград и других поощрений за организацию добровольного труда граждан в социальной сфере.

Внешняя оценка эффективности учреждения в области добровольчества концентрируется на оценке организационной структуры, существующей в организации для менеджмента добровольческих программ, социальной и экономической эффективности добровольного труда. Полезно, если ее производят лица, которые не работают в организации и, таким образом, независимы и объективны.

Комбинация различных методов делает оценку более правдивой. При этом важно, чтобы результаты оценки были представлены всем сотрудникам и клиентам, спонсорам, попечителям учреждения и общественности в наглядной форме.

5.9.4. Общая оценка эффективности учреждения в области добровольчества может быть внутренней и внешней. Она подразумевает, во-первых, определение степени участия добровольцев в процессе его деятельности, выявление проблем и конфликтных ситуаций, нахождение способов реагирования на них, способов их решения и способов профилактики. Во-вторых, в ходе оценки анализируется, как работа добровольцев, так и работа с добровольцами в учреждении в лице координатора и других лиц, ответственных за организацию добровольной работы в учреждении.

5.10. Экономические основы организации добровольного труда и добровольческой деятельности в случае самостоятельного привлечения добровольцев учреждением

5.10.1. Экономические основы организации добровольческой деятельности в учреждении предполагают наличие комплекса базовых ресурсов для устойчивого обеспечения добровольного труда граждан, например:

квалификационное и методическое обеспечение;

материальное и техническое обеспечение;

Перечисленные ресурсы тесным образом связаны с использованием эффективных механизмов работы учреждения по:

а) изысканию внутренних ресурсов учреждения для организации добровольной работы граждан;

б) привлечению финансовых и материальных ресурсов из внебюджетных источников для организации добровольной работы граждан.

5.10.2. Следует принимать во внимание, что государственные учреждения социальной сферы, как правило, имеют значительные базовые материальные, технические, организационные и человеческие ресурсы, которые могут быть направлены для организации добровольной работы граждан по сравнению с негосударственными некоммерческими организациями, действующими в сходных областях.

Внутренние ресурсы учреждения для организации добровольной работы граждан формируются исходя из оптимизации имеющихся материальных, технических и человеческих ресурсов, т.к. помещения, оргтехника и расходные материалы для работы координатора и добровольцев, средства наглядной информации (стенды, рекламные щиты, магнитные доски, листовки и памятки собственного производства), средства труда и индивидуальной защиты добровольцев, рабочее время лица, исполняющего функции координатора и др.

5.10.3. Решающим аспектом в создании экономического обеспечения добровольного труда в учреждении в части привлечения финансовых и материальных ресурсов из внебюджетных источников является позиция руководства и практические действия учреждения в отношении сотрудничества с негосударственными организациями социальной сферы, имеющими сходные цели и задачи или работающие с аналогичной целевой группой клиентов.

Следует учитывать, что помимо опыта и технологий организации добровольческой деятельности, общественные и некоммерческие негосударственные организации имеют разнообразные возможности и разнообразные источники для получения финансовой и материальной поддержки, особенно в части организации добровольного труда граждан. Оптимальным механизмом такого сотрудничества учреждения и негосударственной организации социальной сферы является совместная реализация благотворительной программы или социально значимого проекта на основе договора.

5.10.4. Основные источники финансовых и материальных ресурсов:

А. Государственная поддержка.

Согласно статье 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

1) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

Согласно статье 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются субсидии некоммерческим организациям. Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в частности, ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

В Федеральном законе о бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, в том числе не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации. В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

Негосударственные некоммерческие организации социальной сферы в качестве партнеров государственных учреждений могут обеспечивать привлечение дополнительных финансовых средств для организации добровольной работы в рамках совместных с учреждениями программ. Для этого партнерским организациям социальной сферы целесообразно совместно разрабатывать добровольческие программы и проекты негосударственных некоммерческих организаций, реализуемые на базе учреждений. В этом случае учреждения могут привносить в проекты собственные нефинансовые ресурсы, а негосударственные некоммерческие организации участвовать в конкурсах на получение грантов.

Важно учитывать, что участвовать в российских конкурсах грантов на реализацию социально значимых проектов в соответствии с ежегодными распоряжениями Президента Российской Федерации могут негосударственные некоммерческие организации всех организационно правовых форм.

Дополнительной возможностью для привлечения внебюджетных финансовых средств могут служить гранты российских корпоративных и частных благотворительных фондов.

В. Спонсорская поддержка негосударственных организаций и государственных учреждений социальной сферы, оказываемая коммерческими структурами.

Для этого необходим взаимовыгодный обмен ресурсами. Расширение количества и видов ресурсов, которыми возможно обмениваться в процессе межсекторного взаимодействия, будет способствовать укреплению этого взаимодействия и более эффективной реализации добровольческих программ.

Следует иметь в виду, что потенциальный спонсор будет готов предоставить финансовые средства и другие ресурсы в том случае, если существует детально разработанный реалистичный проект или программа, для которой запрашиваются деньги. С этой точки зрения концептуальное и проектное оформление добровольческих инициатив, их содержание, экономическое обоснование является важнейшим условием внебюджетного финансирования. Органы власти и инфраструктуры поддержки добровольческих инициатив на городском и районном уровнях могут способствовать проведению переговоров с потенциальными спонсорами, а также содействовать оформлению обоснованной заявки на спонсорскую поддержку.

Помимо прямой финансовой поддержки, возможны следующие формы спонсорской поддержки работы добровольцев:

предоставление инвентаря, оргтехники и других материальных ресурсов для осуществления добровольческих мероприятий;

предоставление ресурсов для поощрения добровольцев;

предоставление информационных и иных ресурсов неимущественного характера;

предоставление безвозмездных услуг специалистов. Эффективным методом поддержки добровольческих программ в учреждении может быть создание и организация работы Попечительского совета, в состав которого войдут представители коммерческих компаний.

о сотрудничестве учреждения социальной сферы

с некоммерческой организацией

1. Предмет соглашения.

1.2. Учреждение предоставляет возможность Организации для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 1.1 настоящего Соглашения.

2. Благотворительная деятельность.

2.1. Организация согласовывает порядок и цели использования Учреждением благотворительных пожертвований в каждом конкретном случае. В случае использования Учреждением благотворительного пожертвования не в соответствии с согласованным назначением Организация вправе отменить благотворительное пожертвование.

2.2. Организация в рамках реализуемых благотворительных программ добровольно на безвозмездной основе осуществляет:

— оказание клиентам Учреждения услуг;

— наделение Учреждения правами владения и пользования объектами права собственности Организации;

— проведение ремонта помещений Учреждения, предназначенных для работы с клиентами;

— проведение работ по благоустройству и улучшению состояния территории Учреждения;

— оказание содействия повышению квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников Учреждения, в том числе, организация для них обучения, практик и стажировок.

3. Условия оказания услуг клиентам Учреждения:

3.1. Работу с клиентами от имени Организации в Учреждении осуществляют добровольцы и работники Организации.

В случае несоблюдения Порядка представления Учреждение выдает Организации письменный отказ в допуске работника/добровольца в письменной форме.

Организация вправе обратиться с письменным заявлением в уполномоченный региональный орган с приложением полученного отказа.

Организация несет ответственность за действия своих работников/добровольцев.

3.2. Организация при оказании клиентам услуг руководствуется нормами действующего законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о социальном обслуживании граждан.

3.3. Организация обязуется не нарушать нормы законодательства, регламентирующие работу Учреждения.

3.4. Учреждение информирует Организацию о нормах законодательства, регламентирующих работу Учреждения, а также своевременно уведомляет Организацию об изменениях этих норм и правил.

3.5. Организация и Учреждение согласовывают Список клиентов, которым Организация планирует оказывать услуги.

3.6. Организация организует выход клиентов за пределы территории Учреждения (в процессе оказания им услуг) на прогулке, а также организует посещение клиентами культурных, образовательных и иных учреждений или мероприятий, организует доставку и пребывание клиентов в оздоровительных лагерях.

3.7. При организации указанных мероприятий Организация обязуется обеспечивать индивидуальное сопровождение каждого клиента своими работниками или добровольцами.

3.8. При организации каждого мероприятия, связанного с выходом клиентов за пределы территории Учреждения, Организация согласовывает с Учреждением поименный список клиентов и их сопровождающих.

3.9. Ответственность за жизнь и здоровье клиентов во время организованного Организацией выхода клиентов за пределы территории Учреждения несет Организация.

3.10. Учреждение обеспечивает Организации в целях исполнения обязанности, установленной в пункте 1.2 настоящего Соглашения:

— предоставление помещений для проведения занятий с клиентами,

— предоставление помещения/помещений для переодевания и приема пищи во время обеденного перерыва работниками и добровольцами Организации,

— предоставление помещения/мест для хранения личных вещей работников/добровольцев Организации на своей территории,

— предоставление помещения/мест для хранения технических средств и оборудования, используемых работниками/добровольцами Организации для оказания социальных и реабилитационных услуг клиентам,

— возможность использования работниками/добровольцами Организации технических средств и оборудования Учреждения для оказания услуг клиентам.

3.11. Перечень помещений и мест для хранения, предоставляемых Учреждением Организации в соответствии с настоящим пунктом, устанавливается в Приложении N 2 к настоящему Соглашению.

3.12. Организация обязуется содержать предоставленные Учреждением помещения, места для хранения, технические средства и оборудование в надлежащем санитарно-гигиеническом и техническом состоянии.

4. Планирование и отчетность

4.1. Организация согласовывает с Учреждением мероприятия, запланированные Организацией к реализации на территории Учреждения и при участии клиентов Учреждения за текущий год.

4.2. Организация предоставляет Учреждению отчеты о выполненных работах и об итогах проведения мероприятий, реализуемых на территории Учреждения и при участии клиентов Учреждения за год, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

4.3. В случае если Учреждение считает предоставленные отчеты недостаточными, оно извещает об этом Организацию не позднее чем через два месяца после получения соответствующих документов с соответствующим обоснованием.

4.4. В случае если план Организации приходит в противоречие с безопасностью, интересами клиентов Учреждения или нормами, регулирующими деятельность Учреждения, Учреждение вносит свои замечания или предложение по изменению плана Организации не позднее чем через два месяца после получения соответствующих документов с соответствующим обоснованием.

4.5. План Организации согласовывается Сторонами до 31 декабря года, предшествующего реализации плана Организации. Отсутствие письменных возражений со стороны Учреждения в течение двух месяцев со дня предоставления Плана Организации по умолчанию считается согласованием.

4.6. Учреждение ведет обособленный учет всех операций по использованию благотворительных пожертвований, сделанных Организацией, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.7. Учреждение обеспечивает доступ Благотворителя к документации, связанной с исполнением настоящего Соглашения.

5. Порядок информирования сторон.

5.1. Стороны обязуются своевременно информировать друг друга о проблемах и затруднениях, возникающих при исполнении настоящего Соглашения, а также совместно обсуждать и оценивать результаты проведения мероприятий плана Организации.

5.2. Организация обязуется соблюдать требования в отношении конфиденциальной и личной информации, ставшей известной Организации в результате исполнения настоящего Соглашения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. Организация обязуется информировать Учреждение об имеющихся у клиентов нуждах и содействовать их удовлетворению.

5.4. Учреждение информирует Организацию об ограничениях и мерах безопасности, необходимых при работе с клиентами.

6. Заключительные положения

6.1. По вопросам, не предусмотренных настоящим Соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до «__» ___________ ____ г.

Соглашение автоматически продлевает свое действие в случае, если за 30 дней до окончания срока действия настоящего Соглашения ни одна из Сторон не объявит о прекращении его действия.

6.3. Настоящее Соглашение может быть изменено или расторгнуто по соглашению Сторон. Соглашение об изменении или расторжении Соглашения должно быть составлено в письменной форме и подписано Сторонами.

6.4. Все дополнительные соглашения и приложения к настоящему Соглашению составляются в письменной форме и являются неотъемлемой частью Соглашения.

6.5. Все споры и разногласия по настоящему Соглашению решаются путем переговоров между Сторонами.

6.6. В случае, если в результате переговоров Стороны не придут к соглашению, заинтересованная Сторона вправе обратиться для разрешения в суд.

6.7. Настоящее Соглашение составлено на ____ листах, в ___ экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *