отмена стимулирующих выплат бюджетникам
Вопрос: Может ли работодатель снижать стимулирующие выплаты (надбавка за качество, премия) в одностороннем порядке. Тем самым снижая заработную плату или оставив ее без увеличения (оклад увеличили, а выплату снизили, зарплата осталась на прежнем уровне) (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», декабрь 2017 г.)
Может ли работодатель снижать стимулирующие выплаты (надбавка за качество, премия) в одностороннем порядке. Тем самым снижая заработную плату или оставив ее без увеличения (оклад увеличили, а выплату снизили, зарплата осталась на прежнем уровне).
Работодатель вправе изменять размер стимулирующих выплат по собственному усмотрению только в случае изменения организационных или технологических условий труда. При этом работники должны быть уведомлены не позднее чем за 2 месяца о предстоящих изменениях. Если изменение выплат не связано с организационными или технологическими изменениями, уменьшить ее возможно только по соглашению сторон.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Кодекса.
В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.
Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», декабрь 2017 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году
Повышение зарплаты с 1 октября 2021 года коснулось чиновников, военнослужащих и других силовиков — денежное довольствие выросло на 3,7%. Дополнительно разработали документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Прошло очередное повышение заработной платы бюджетникам в 2021 году — с 01.10.2021 на 3,7% выросли оклады:
Медикам и педагогам и другим сотрудникам, которых включили в майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2021 году, индексацию провели раньше — 01.01.2021, поэтому прибавку в октябре они не получили.
Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
В прошлом году внесли поправки в статью 144 Трудового кодекса РФ и наделили правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим. Теперь правительство разработало и внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с поправками в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ об увеличении доли должностного оклада в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих. Чиновники собираются пересмотреть порядок стимулирования государственных служащих и изменить правила назначения и выплат премий. Благодаря этому, премирование начнут применять не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и за добросовестное исполнение должностных обязанностей. Все последние новости об индексации заработной платы бюджетникам в 2021 году по старым правилам еще не учитывают этих изменений.
Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Но повышение окладов госслужащим в 2021 году или с 1 января этим законопроектом не предусмотрено. Поправки вступят в силу с 01.01.2022 после их утверждения парламентом и подписания президентом.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Индексация окладов с 01.10.2021 и в 2022-2023 годах
Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.
Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила, кому прибавят зарплату с 1 октября 2021 года, — тем, кто не попал под действие президентского указа на 3,7%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:
Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение ЗП бюджетникам в 2021 году, пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5-10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.
Кто такие госслужащие и бюджетники
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
Врачи, учителя и бухгалтеры
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ
Педагоги дошкольного образования
Педагоги организаций общего образования
Врачи с высшим образованием
Средний медицинский (фармацевтический) персонал
Представлены коэффициенты для расчета окладов медиков по новой системе оплаты труда
«Параметры разработаны с учетом анализа данных о фактических системах оплаты труда и зарплатах в государственных учреждениях здравоохранения, где трудятся свыше 2 млн медицинских работников. При разработке проекта постановления учитывались результаты расчетных апробаций (моделирования) новой системы оплаты труда в пилотных регионах, при этом моделировании рассчитывались заработные платы для 173 тысяч работников», – рассказали в Минздраве.
Коэффициенты сложности выполняемой работы по должностям:
1. Санитар, сестра-хозяйка – 1,00.
2. Младшая медицинская сестра по уходу за больными – 1,07.
3. Инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор – 1,18.
4. Помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; гигиенист стоматологический; инструктор по лечебной физкультуре – 1,26.
5. Медицинская сестра (палатная, постовая, патронажная, приемного отделения, физиотерапии, по массажу, по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, по косметологии, реабилитации); зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант); медицинский оптик-оптометрист; рентгенолаборант – 1,35.
6. Медицинская сестра участковая – 1,44.
7. Медсестра (анестезист, процедурной, перевязочной, общей практики); фельдшер (в том числе выездных бригад и санитарной авиации, нарколог); акушер; операционная медсестра – 1,54.
8. Старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер (акушер, медицинская сестра); заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом – фельдшер (медицинская сестра) – 1,65.
10. Медицинские работники – специалисты с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, врач-лаборант – 1,94.
11. Врачи, оказывающие первичную медико-санитарную помощь; врачи-специалисты – 2,23.
12. Врачи стационарных подразделений, фтизиатр, психиатр (детский, подростковый), психиатр-нарколог участковые – 2,39.
13. Врачи выездных бригад станций скорой помощи (в том числе санитарная авиация), терапевты, педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) – 2,56.
14. Врачи отделений хирургического профиля стационаров, старший врач, анестезиолог-реаниматолог, патологоанатом, судебно-медицинский эксперт – 2,74.
15. Заведующий отделом (отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения – 2,93.
16. Заведующий отделением хирургического профиля стационаров (анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, патологоанатомических, судебно-медицинской экспертизы) – 3,13.
Размер коэффициента региональной экономической дифференциации будут рассчитывать, исходя из данных Росстата по медианной зарплате в каждом из субъектов, участвующих в пилотном проекте. Так, для Белгородской области и Севастополя установлен коэффициент 1,38, для Курганской – 1,00. Для расчета зарплат медикам в Омской области будут использовать коэффициент 1,11, в Оренбургской – 1,09, в Республике Саха – 1,16, Тамбовской области – 1,14.
Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокий результат работы будут направлять в виде надбавки бригаде скорой помощи и санитарной авиации (60% от должностного оклада), за работу в составе медицинских мобильных бригад (30% от оклада), за работу в сельской местности (25% от оклада). Такие выплаты также положены участковым педиатрам и терапевтам и их медсестрам, а также врачам-специалистам за оказанную помощь в амбулаторных условиях (30%). Надбавки будут установлены для работников ФАПов, в том числе акушеркам и патронажным медсестрам (30%).
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы предназначены также для медиков, оказывающих помощь в условиях стационара. Например, врачам анестезиологам-реаниматологам будут доплачивать 30% от оклада. За работу в доме ребенка и госпиталях ветеранов войн медики будут получать 20% от оклада, а в случае разделения рабочего дня на части им положены стимулирующие выплаты в размере 30% от оклада.
Согласно документу, выплаты будут начислять и за качество выполняемых работ. Так, за наставничество будут доплачивать 15% от оклада, за выявление онкозаболеваний и по родовым сертификатам медикам положены выплаты на условиях, определенных Правительством РФ. Кроме того, выплаты положены за наличие квалификационной категории: 10% оклада – вторая категория, 20% оклада – первая категория, 30% оклада – высшая категория.
Еще одним пунктом для начисления стимулирующих выплат являются премиальные выплаты по итогам работы. Так, для выплат вознаграждений будет сформирован месячный премиальный фонд: 20% от должностного оклада – участковым терапевтам и педиатрам и их медсестрам; 40% от оклада – врачам-специалистам стационаров (в том числе старшим врачам, патологоанатомам, судебно-медицинским экспертам, анестезиологам-реаниматологам), заведующим структурных подразделений/отделений всех профилей (кроме заведующих ФАПов, здравпунктов и медпунктов); 30% от оклада – младшему медицинскому персоналу и 10% от оклада – иным медицинским работникам.
На компенсационные выплаты смогут рассчитывать медики, которые работают в местностях с особыми климатическими условиями. Им положены районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных безводных местностях и высокогорных районах. Также предусмотрены процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Также компенсационные выплаты будут направлять медикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. В частности, повышение зарплаты установлено для медиков, участвующих в оказании противотуберкулезной (40% от оклада) и психиатрической (30% от оклада) помощи, а также работающих с пациентами с ВИЧ (60%). Доплаты медикам положены за работу в ночное (30% оклада за час работы и 50% в отделениях интенсивной терапии), сверхурочное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, дополнительной оплате подлежит совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Процентная надбавка также положена медикам, допущенным к гостайне (от 5% до 10%).
О пилотном проекте
Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медиков был анонсирован в апреле 2021 года. Тогда первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко отмечал, что после проведения проекта наиболее успешную практику планируют распространить на все регионы страны.
В Минтруде отмечали, что рассчитывать оклады медработников будут с учетом нескольких факторов – коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника и коэффициента экономического развития региона. В ведомстве отмечали, что они могут различаться в разных регионах в несколько раз.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в начале июня 2021 года подписал постановление, согласно которому реализация пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда должна была начаться 1 ноября в семи регионах и продлиться до марта 2022 года. В конце сентября правительство РФ сообщило о переносе старта реализации проекта на декабрь 2021 года.
Зарплаты бюджетников растут, но это никого не радует
В 2012–2019 гг. зарплата бюджетников в целом по стране выросла в 1,8 раза. При этом работники образовательных организаций в 2019 г. получали в 1,95 раза больше, чем в 2012 г., а медицинские работники – в 2,1 раза больше. Такой вывод сделали аудиторы Счетной палаты (СП), проанализировав реализацию майских указов президента 2012 г. Один из таких указов содержал требование увеличить размер реальной заработной платы бюджетников в 1,5 раза за семь лет.
По словам аудитора СП Сергея Штогрина, «федеральные и региональные органы власти приняли целый ряд нормативных документов, которые стали более справедливо регулировать оплату труда в бюджетной сфере». При расчете показателя средней заработной платы по региону стали учитываться и граждане, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Однако во многих случаях зарплаты выросли за счет жесткого сокращения персонала и увеличения нагрузки. Так, по данным Росстата, младшего медицинского персонала за 2013–2019 гг. стало меньше на 61,3%, социальных работников – на 32,6%. Общая численность сотрудников по всем предусмотренным указами категориям сократилась на 14,5%, подчеркивают в СП. «При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%», – отмечают аудиторы.
К концу года экономика оживилась
Но и с собственно увеличением зарплат все оказалось непросто. Проанализировав практику Конституционного суда, специалисты СП пришли к выводу, что во многих случаях рост зарплат происходил не за счет увеличения оклада, а за счет премий, за которые руководители заставляли своих подчиненных работать сверхурочно или совмещая несколько должностей. В качестве еще одного инструмента повышения заработной платы использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из одних категорий переводились в другие. «Тогда можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», – подчеркивает Штогрин.
Анализ СП подтвердил, что остается актуальной и старая проблема – большая разница между зарплатами бюджетников в разных регионах. «Регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда в подведомственных госучреждениях, – отмечается в отчете СП. – В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9359 руб., а в Пермском крае – 2755 руб. Как следствие, это привело к необоснованной дифференциации в размере окладов бюджетников и существенно затруднило реализацию президентских указов для ряда субъектов».
«В целом ситуация с зарплатами бюджетников за последние восемь лет улучшилась, однако сохраняется региональный перекос, который способствует перетоку кадров из регионы в столицу, – говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
– Связано это не только с разным состоянием региональных бюджетов, но и с тем, что уровень зарплат рассчитывается с оглядкой на региональный МРОТ. И получается, что специалисты одного уровня из одной сферы в Москве получают в 2–3 раза больше, чем в отдельных регионах. Чтобы изменить ситуацию, надо ориентироваться на один показатель по всей стране».
Широв также отмечает, что хуже приходится бюджетникам в тех организациях, которые полностью зависят от госфинансирования и не имеют внебюджетных доходов – заработков за счет предоставления платных услуг. Тогда им приходится идти на разные уловки.
В целом ряде регионов поставленные цели по росту зарплат бюджетников в 2019 г. не были достигнуты, констатирует Штогрин. «Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показателей не достигли 48 субъектов из 85. Еще один проблемный сегмент – «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»: показатели не достигнуты в 43 регионах», – указывает он.
Всего, по данным Росстата, из 1020 региональных показателей (12 категорий бюджетных работников в 85 регионах) в 2019 г. не были достигнуты 260. «В целом по Российской Федерации до обозначенного указами уровня поднялась средняя зарплата по 5 из 12 категорий бюджетников (по девяти – с учетом отклонения в размере 5%). В первом полугодии 2020 г. не достигнуты целевые значения по четырем категориям (по трем – с учетом отклонения в размере 5%). По ряду категорий недостижение целевых показателей носит системный характер. Например, по младшему медперсоналу и социальным работникам они были достигнуты только однажды», – заключают аудиторы СП.
Неудивительно, что в итоге многие бюджетники остаются недовольны своими зарплатами. По данным общероссийского социологического исследования, проведенного специалистами Академии труда и социальных отношений, доля медицинских работников, включающая врачей, медсестер и санитарок, которые были полностью удовлетворены размером своей заработной платы, составляет лишь 3%.
Одной из главных причин неудовлетворенности системой оплаты труда среди медицинских работников является низкий уровень постоянной части заработной платы, которая составляет не более 40%, выяснили специалисты ВШЭ. «Самой незащищенной категорией являются санитарки. У них премии составляют 65% от зарплаты. Стимулирующие выплаты зачастую маскируют оплату за совмещение ими обслуживаемых зон. Таким образом, руководители больниц стараются сэкономить на фонде оплаты труда», – отмечают экономисты.
Аудиторы СП рекомендуют Министерству труда установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы и нормативно закрепить обязательные требования к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме того, по мнению СП, ряд госпрограмм нужно дополнить показателями, характеризующими поддержание уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами 2012 г.
«Главное – определиться с финансированием, где брать деньги, – напоминает сотрудник НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. – В сложных финансовых условиях руководители организаций пытаются выкрутиться и показать хорошие результаты. А за ними стоят переводы сотрудников на пол- или даже четверть ставки, сокращения и все остальное, что уже сейчас аукнулось нам во время пандемии».