отличительные особенности классно урочной формы является

Отличительные особенности классно урочной формы является

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

— постоянное чередование уроков (расписание);

— руководящая роль учителя (педагогическое управление);

— применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

Источник

Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Классно-урочная деятельность: плюсы, минусы, перспективы».

Классно-урочная система организации обучения является самой популярной и распространенной формой обучения в образовании во многих странах мира, в том числе, и в России.

Сначала традиционно следует отметить достоинства классно-урочной системы. Структурной единицей классно-урочной деятельности является урок, который длится в среднем 45 минут.

1) Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем.

3) Возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения.

4) Возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени.

5) Поскольку ученический коллектив постоянен по составу, то внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив — это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.

Кроме общеобразовательных организаций, классно-урочная система применяется, как известно, и в средних специальных учебных заведениях, что лишний раз подчеркивает ее популярность.

Теперь поговорим о недостатках классно-урочной системы:

1) Ориентированность на среднего ученика.

2) Ограниченность использования индивидуального подхода.

3) Единый темп обучения, в результате чего у сильных учащихся происходит задержка творческого развития, а слабые дети испытывают непосильные трудности.

4) Преимущественно словесный характер обучения, а следовательно, ориентированность на память, а не на мышление.

5) Репродуктивный характер упражнений. Дети учатся использовать полученный знания по образцу в аналогичных ситуациях.

6) Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке.

7) Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

8) Доминированность роди учителя, его мнения (сужение информационного поля). В условиях глобализации образования, где школа и учитель не является единственным источником знаний — это существенный недостаток.

Помимо вышесказанного, следует задаться вопросом: как классно-урочная система сможет существовать в условиях всеобщей компьютеризации. В условиях изобилия информации и компьютеризации учащийся должен уметь самостоятельно ориентироваться и выделять нужную для себя информацию. А классно-урочная система с преобладанием роли учителя не способствует развитию таких умений.

Еще к недостаткам следует отнести такой факт, как усвоение учащимися стандартного материала, не имеющего личностного смысла для них. Дети не видят смысла в обучении, а некоторые просто отсиживают урок в надежде, что он когда-нибудь закончится. Отсутствие самореализации, личностного смысла обучения делает это самое обучение скучным для ребенка, не способствуя творческому развитию. Уже не приходится говорить об элементах здоровьесбережения. Если в младших классах на уроках проводятся физминутки, то в старших классах ничего подобного не происходит.

Эта причина в дополнение к предыдущим заставляет задуматься над несовершенством классно-урочной системы.

Одной из попыток решить проблему развития мышления, самостоятельности в добывании знаний — внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с использованием системно-деятельностного подхода, который основан на не усвоении готовых знаний, а на самостоятельной деятельности учащихся с «открытием» нового знания. Я, как педагог английского языка, знакома с учебниками, созданными в соответствии с ФГОС. Их материал основан на использовании личностного опыта учащегося, поисковой самостоятельной деятельности. Обучение на таком материале способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а, следовательно, качества обучения. Во ФГОС учитывается тот факт, что информация и навыки, необходимые для жизни, обновляются гораздо чаще, чем переписываются учебники и переучиваются учителя. Поэтому школьникам необходимо научиться самостоятельно их находить и осваивать.

Но ФГОС несмотря на свои достоинства, не предъявляет качественно иных требований к классно-урочной системе обучения как таковой.

Я отметила больше недостатков классно-урочной системы, чем достоинств. Но, несмотря на то, что за многие годы попыток организовать образование по-иному, лучшей альтернативы пока не существует.

Я считаю, что классно-урочная форма со временем претерпит значительные изменения. Будут появляться все новые предложения по модернизации образования. Но это произойдет не так скоро. Смена целой парадигмы обучения — это длительный процесс, который требует, во-первых, нового взгляда на процесс образования, во-вторых, структурных, кадровых и других изменений, а это, в свою очередь, приведет к существенным материальным затратам. Поэтому классно-урочная система будет существовать еще долгие годы. Ведь просуществовала она уже более 300 лет.

На мой взгляд, перспективной формой обучения является групповая форма. Она сочетает в себе возможности применения как коллективных форм работы, так и индивидуального обучения. При меньшем количестве детей у педагога появляется возможность для индивидуальной работы с отдельным учащимся. Я работаю в центре творчества и могу сказать определенно, что у дополнительного образования в этом плане есть преимущества. Именно в дополнительном образовании дети реализуют свои познавательные потребности. Хоть процесс обучения проводится в форме занятий, а занятие близко по структуре к уроку, но дополнительное образование предоставляет больше возможностей в решении вопроса творческой самореализации, развития познавательных способностей, самостоятельности, индивидуализации обучения. Лично я придерживаюсь точки зрения, что классно-урочная система требует глобальной модернизации. Ждем грядущих перемен.

Источник

Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки

В наше время классно-урочная система обучения – это наиболее распространенная система обучения. Именно она обеспечила сначала повсеместную ликвидацию безграмотности, а затем и получение обязательного среднего образования широких слоев населения.

Основы классно-урочной системы

Начнем разговор о классно-урочной системе обучения с того, что дадим определение понятия.

Классно-урочная система обучения – это способ организации учебного процесса, которые предполагает выделение групп учащихся в классы с постоянным составом, проведение занятий в форме уроков.

С точки зрения дидактики хорошим урок считается в том случае, если в его ходе благодаря слаженной работе учителя и учащихся удается реализовать поставленные дидактические цели. Для этого необходимо уделять внимание структуре урока, которая может изменяться в зависимости от условий и закономерностей усвоения учебного материала.

Единая система организации классно-урочной системы предполагает два способа соединения классов:

Классно-урочная форма обучения – это общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса.

Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения

К очевидным достоинствам можно отнести:

Большая часть положительных аспектов системы обеспечиваются наличием урока как основной формой организации учебного процесса.

К минусам системы можно отнести:

В связи с этим наиболее прогрессивные преподаватели высказывают мысль о том, что классно-урочная система устарела морально и требует замены на более совершенную систему. Сторонники существующей системы в противовес выдвигают тезисы, согласно которым классно-урочная система, как и любая другая система с течением времени требует обновления и модификации.

В дополнение к урока разработаны и проводятся другие формы обучения, основными из которых являются:

Такое разнообразие форм учебного процесса позволяет организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, повысить качество учебного процесса в целом.

С точки зрения государства, классно-урочная система является экономной в плане затрат на обучение большого количества людей. Один учитель работает сразу с большим количеством детей, обеспечивает как урочную, так и внеурочную активность. На основе этого показателя достоинства и недостатки классно-урочной системы делают ее наиболее предпочтительной для обеспечения обязательного общего среднего образования.

Развитие классно-урочной системы

Обосновал и применил классно-урочную систему обучения педагог Я.А. Коменский, родом из Чехии. Для него классно-урочная система была не только эффективной педагогической системой, но также одним из основных и наиболее действенных способов демократизации школьного образования.

В 20 веке появилась возможность распределять учащихся по классам одной параллели в соответствии с их способностями и уровнем успеваемости. Появились программы, рассчитанные на «сильные» и «слабые» классы, тестовые задания, по результатам которых учащихся начали распределять по классам разного уровня.

До сих пор опыт выделения «сильных» и «слабых» классов вызывает много вопросов у педагогов. Озабоченность вызывает невозможность перехода учеников, попавших в «слабый» класс в более сильный класс на параллели, превосходство одних учеников над другими в умственном отношении. До сих пор научно обоснованных приемов разделения учащихся по способностям не существует.

В то же время, в классах, где состав учащихся неоднородный, есть различия в склонностях, возможностях и интересах, трудно. Преодолеть эту разнородность помогает сочетание разнородных видов преподавания, проведение факультативных занятий, разных форм внеклассной и внешкольной работы.

Отличительные особенности

Выделяют следующие особенности классно-урочной системы:

Классно-урочная система является достаточно гибкой системой и дает возможность применять самые разные виды и формы познавательной работы.

Источник

Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

Лекция: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ

Что следует понимать под формами, или организацион­ными формами обучения?

Для осмысления данного понятия сопоставим его с термином «метод обучения». Как уже говорилось, метод обучения обозначает внутреннюю, процессуальную сторону обучения и выступает как способ обучающей работы учителя и определяемый им способ учебной (познавательной) деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом.

Понятие же формы организации учебной работы имеет иной смысл. Латинское слово «foгma» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством обучае­мых учащихся, временем и местом обучения, а также поряд­ком его осуществления.

Форма– наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо.

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Форма организации обучения может быть:

Парная – преподаватель общается с двумя обучающимися, которые в свою очередь активно взаимодействуют.

Групповая –преподаватель выделяет группы по каким-то признакам и организует работу учащихся в таких группах.

Коллективная– учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров – руководителей их среды. Общие цели, задачи и активное взаимодействие между всеми учащимися обеспечивают достаточно высокий уровень их сплоченности и взаимопонимания в процессе коллективной учебной деятельности.

Фронтальная –работа одновременно со всеми учащимися.

Как же развивались и совершенствовались формы учебной работы?

Рассмотрим в чем же состоит сущность указанных форм организации обучения?

Наиболее древними формами организации учебной работы с детьми являются индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме учащегося проводил с ним обучающую работу (проверял степень усвоения знаний, объяснял новый материал, налаживал тренировочную деятельность по применению знаний на практике).

При индивидуально-групповом обучении учитель одновременно занимался с несколькими учащимися (группой), одна учебная работа носила индивидуальный характер, поскольку учащиеся были разного возраста, начинали и оканчивали учение в разное время и шли по разным программам. Поэтому учитель спрашивал одного учащегося, объяснял ему новый материал, давал задание для самостоятельной работы, а затем в таком же порядке работал с другими детьми.

С развитием производства и социально-экономических отношений в обществе появилась потребность в расширении массового обучения детей. В XV-XVI вв. в Украине и Белоруссии возникает и развивается классно-урочная система обучения получившая научное обоснование в трудах Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцци, Иогнна Гербарта, Константина Дмитриевича Ушинского и последующих педагогов.

Суть классно-урочной системы обучения состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над усвоением одного и того же материала. Внедрение классно-урочной системы обучения повлекло за собой возникновение таких дидактических понятий, как учебный год, учебный день, урок, перерыв между занятиями, каникулы и др.

Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаи­мосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

· каждый урок посвящается только одному предмету (мо­низм);

· постоянное чередование уроков (расписание);

· руководящая роль учителя (педагогическое управление);

· применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ:

— отличается более строгой организационной структурой;

— является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

— создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения, возникшая в 1798 г., создателями которой были английский священник-миссионер А. Белл и учитель Дж. Ланкастер, заключалась в том, что учитель вначале занимался со старшими учащимися, а затем последние обучали младших по возрасту детей. Однако широкого распространения эта система не получила, поскольку не обеспечивала надлежащего обучения детей.

В конце XIX в. появляются так называемые избирательные формы обучения (батавская система в США и маннгеймская в Европе) как реакция на недочеты массовых форм обучения, в том числе и классно-урочной системы обучения.

Суть маннгеймской системы заключалась в том, что в зависимости от способностей и успеваемости учащиеся распределялись по классам на сильных, средних и слабых. Отбор производился на основе наблюдений и испытаний. Допускался перевод учащихся из одного класса в другой, если происходили изменения в их успеваемости.

Элементы этой системы сохранились в Австрии, где в школах создаются особые классы для способных учащихся. В Анг­лии эта система послужила основой для создания различных типов школ, разумеется, не равноценных по качеству образования, в которые направляются учащиеся начальных классов по результатам тестовых испытаний.

В начале ХХ в. в США начинает использоваться проектная система обучения, разработанная последователем Дж. Дьюи Уильямом Килпатриком, получившая в советской школе наз­вание комплексно-проектной системы обучения. Суть этой системы состояла в том, что в основе учебной работы было не изучение материала по отдельным учебным предметам (пред­метная система упразднялась, не было учебников), а организация практической деятельности детей, которая проектирова­лась ими вместе с учителем (отсюда название этой системы), и затем в ходе ее осуществления они знакомились с элементами знаний по языкам, математике, истории и т.д. Естественно, дети не получали ни системных, ни сколько-нибудь осмысленных знаний.

Данный обзор показывает, что наиболее устойчивой формой оказалась классно-урочная система обучения.

В настоящее время в школах применяются следующие формы организации учебной работы: уроки, экскурсии, заня­тия в учебных мастерских по труду, формы производст­венного и трудового обучения, компьютерное (программи­рованное) обучение, домашняя учебная работа учащихся и т.д. Ведутся поиски инновационных форм обучения, о чем мы поговорим далее.

Источник

Основные плюсы и минусы классно-урочной системы обучения

отличительные особенности классно урочной формы является. classava. отличительные особенности классно урочной формы является фото. отличительные особенности классно урочной формы является-classava. картинка отличительные особенности классно урочной формы является. картинка classava. Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

В современной школе основной является классно-урочная система. Существуют еще две формы обучения: индивидуальная и лекционно-семинарская система.

Классно-урочная система подразумевает обучение ребенка в классе – коллективе сверстников, на уроке – промежутке времени, который дается на изучение школьного предмета по определенной теме.

Немного истории

Классно-урочная система уходит корнями в Древнюю Грецию. В Спартанских и Афинских школах детей принимали на обучение с 7 лет. Обучение организовывалось на разных уровнях по установленным учебным планам.

В раннем средневековье монастырские школы имели расписание и установленную продолжительность занятий.

Не было определенного срока для поступления в школу. Обучение носило индивидуальный характер. Учитель подзывал к себе ученика и с каждым занимался в отдельности. В это время другие ученики должны были повторять изученное. В классе стоял шум. Уроки длились с утра до вечера. Результат такого обучения был невысок.

С усложнением общественной жизни, с возросшими социальными потребностями перед школой появляются новые задачи. Нужно было расширять содержание школьного обучения, включать в него знания природы, техники, ремесел, искусств. Нужно было определить и сократить сроки обучения, сделать процесс интересным для учащихся, проведенное в школе время – наиболее продуктивным.

В немецкой системе образования школа делилась на классы. Каждый класс имел свой учебный план. Это было начало классно-урочной системы.

В школах России эта система стала применяться в конце 18 века. Значительный вклад в ее развитие внес К. Д. Ушинский.

Научно обосновал эту систему Я. А. Коменский. Он определил признаки классно-урочной системы:

Данная система появилась более 300 лет назад. В современной школе она модифицируется, но достойной альтернативы пока не существует.

Многие педагоги-исследователи ищут другие способы обучения. Они утверждают, что классно-урочная система не отвечает требованиям современного мира.

отличительные особенности классно урочной формы является. class1. отличительные особенности классно урочной формы является фото. отличительные особенности классно урочной формы является-class1. картинка отличительные особенности классно урочной формы является. картинка class1. Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Плюсы

Обеспечение систематизации и непрерывности учебного процесса

Дети разделены на отдельные классы вертикально: каждый класс – это отдельная ступень обучения. и горизонтально: на одной ступени обучения может быть несколько параллельных классов – детей одного возраста в группе.

Объем и срок усвоения учебного материала определяются психофизиологическими особенностями возраста

Учебный материал распределен учеными по годам обучения в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей. Определенная тема изучается несколько лет с углублением и расширением материала. Цикличность обучения важно для прочного усвоения знаний, умений, навыков.

Возможность организовать воспитательную работу

Воспитание происходит в процессе обучения. Материал каждого учебного предмета несет воспитательный эффект через:

В классе организуются тематические беседы, выставки, конкурсы.

Для каждого класса классным руководителем составляется план воспитательной работы.

Применение разных форм обучения

Урок – основная форма организации учебного процесса

В течение установленного времени педагог организует деятельность классного коллектива, с учетом особенностей развития отдельного ученика и класса, в целом. На уроке используются разные средства и методы работы для создания благоприятной ситуации овладения детьми изучаемого материала.

В зависимости от преобладающей цели, уроки имеют разную структуру:

Экскурсия

Экскурсии могут быть очные и заочные. Заочные экскурсии организуются в классной комнате с просмотром видеофильма и последующим обсуждением.

Очные экскурсии – это организация обучения в условиях, отличных от классных. На таком занятии изучение предмета связано с передвижением учащихся. Экскурсии могут проходить:

Такая форма организации способствует развитию наблюдательности, бережного отношения к окружающему миру.

Домашняя работа

Эта форма работы служит не столько для закрепления изученного материала, сколько для развития навыков самостоятельной работы, навыков самообразования.

Также существуют другие формы обучения:

Взаимодействие детей в коллективе

Дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать сообща проблемы. Учатся выслушивать разные точки зрения, высказывать и отстаивать свою. В современной школе большое внимание уделяется групповой работе. В классе организуется несколько групп, каждая получает задание. Групповая работа развивает навыки, необходимые в современной жизни. Дети учатся распределять роли в группе, выполнять обязанности, принимать компромиссные решения, презентовать результат совместной работы.

Коллектив воспитывает личность ребенка, учит его быть конкурентоспособным.

Недостатки

отличительные особенности классно урочной формы является. class2. отличительные особенности классно урочной формы является фото. отличительные особенности классно урочной формы является-class2. картинка отличительные особенности классно урочной формы является. картинка class2. Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Вывод

При всех имеющихся недостатках классно-урочной системы, она остается в школе преобладающей. Данная система модифицируется согласно требованиям современной школы. Педагогами используются разные формы организации учебного процесса.

Если ребенок имеет медленный темп развития или другие особенности, возможно, для него будут более щадящими и полезными такие формы обучения, как семейная, домашнее обучение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *