отчет по практике в библиотеке образец

Отчет по практике в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:45, отчет по практике

Описание работы

Основной целью производственной практики является закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения. Сбор подробной информации об библиотеке, ознакомление с документами и самой работой.
Задачи производственной практики :
-собрать материалы, характеризующие общее состояние библиотеки её структуры, основные функции для подготовки и написания дипломной работы;
-закрепить теоретические знания на основе изучения опыта работы библиотеки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………С.
РАЗДЗЕЛ 1 ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ-БАЗОЙ ПРАКТИКИ ……………………………….……………………..С.
РАЗДЗЕЛ 2.РАБОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ И
ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКЕ………………………..….С.
РАЗДЗЕЛ 3. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ФОНДА ……….С
РАЗДЗЕЛ 4. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА …………………………С.
РАЗДЗЕЛ 5. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ……….….….С.
Заключение………………………………….……………….…….С.

Файлы: 1 файл

технологическая практика.docx

-Анализ результатов работы за прошедший год;

-прогнозирование будущей работы;

-Планирования основных показателей;

— определение содержания работы (темы, формы);

-оформленне плана по единой схеме;

Годовой план работы имеет следующую примерную схему:

-Основные задачи библиотеки,

-новые книжные выставки и тематические полки,

-справочная-библиографическая и информационная работа,

-Организация библиотечных фондов.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА БИБЛИОГРАФИ-ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во время прохождения практики изучалась также организация, технология и методика библиографической деятельности библитеки базы-практики по следующим направлениям

1. подготовка и проведение устных обзоров литературы:

— обзор новых поступлений

-обзор библиографических пособий

Подготавливала и праводила библиографические обзоры.

Вспомнила основные этапы подготовки обзора:

— Группировка произведений печати;

— Составление конспекта обзора;

— Библияграфичная характеристика произведений печати;

-Литаратурная обработка текста;

2. познакомилась с планированием, учетом и отчетностью в библиографической деятельности библиотеки (отдельные разделы годового плана и отчета);

3. Выполняла разнообразные справки, которые поступали от читателей библиотеки (в большинстве случаев – тематические, фактографические, адресные, библиографические, тоже часть справок выполнено с помощью сети Интернет); Справочно библиографический аппарат является обязательной структурой любой библиятеки. Он предназначен для удовлетворения разнообразных запросов пользователей. Справочно библиографический аппарат раскрывает фонд библиотеки в различных аспектах, дваляе вести инфармацывнае обслуживание пользователей.

4. Познакомилась с новыми информационными технологиями, которые могут использоваться в библиографической работе (электронные каталоги, информационные ресурсы Национальной библиотеки Беларуси, банк данных правовой информации “Эталон”;).

ЭК представляет собой перечень библиографических записей, которые введены в ЭВМ в определенной последовательности. Библиографические записи имеют сходство с каталожных карточках. Кампъъютар позволяет вести поиск книг более чем по 20 признакам: по фамилии автора, по названию книги, по названию выдавецтвапа ключевым словам и т.д. Польза библиографических обзоров велика и неоспорима. Библиотека всегда подготавливает их и выносить на читательскую аудиторию. О результатах осмотров судят по тому, насколько успешно выдается включена в обзор литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ И КАТАЛОГОВ

Познакомилась с алфавитным каталогом.

1. Есть ли в библиотеке конкретная известная читателю книга.

2. Какие книги есть того или иного автора.

3. Произведения каких еще авторов есть в библиотеке.

Структура алфавитного каталога позволяет собрать в одном месте все книги конкретного автора, независимо от того, является он автором, или соавтором.

Таким образом алфавитный каталог раскрывает фонды библиотек по авторскому признаку, способствует поиску и выбору необходимой литературы, вызывает интерес к новым изданиям, позволяет читателю ознакомиться с другими, ранее неизвестными книгами данного автора. Также познакомилась с систематическим каталогом.

Систематический каталог- это библиотечный каталог, в котором библиотечные записи разбиты по отраслям знаний, в соответствии с принятой библиотечной библиографической классификацией документов (ББК).

В современном библиотековедению под системой каталога понимается система, которая состоит из 2 подсистем: система каталогов и алфавитно-предметный показатель (АПП).

Библиографические записи в систематическом каталоге расположены по отраслям знаний.

Систематический каталог дает представления не только о литературной теме, или проблеме. Ключом к систематическому каталогу является алфавитно-предметный указатель (АПП). АПП представляет собой перечень предметных рубрик, что раскрывает собой содержание документов, отражающих в каталоге. Алфавитный каталог и систематический каталог является обязательной частью каждой библиотеки.

Алфавитный каталог должен соответствовать принципу научности, оперативно отображать все документы, поступающие в библиятеку. Ён должен быть построен так, чтобы читатель любого возраста и образования мог ознакомиться с составом фонда библиотеки и найти необходимую книгу. Карточки в алфавитном каталоге расставляются в строгом алфавитном порядке в соответствии с составом букв их начальных слов, при этом предлоги и союзы считаются отдельными словами.

Во время прохождения практики изучалось также тема Редактирование и оформление АК, СК; растановка карточек в каталогах и в систематической картотеке статей.

Одним из важнейших этапов работыпа организации АК является его оформление. Это совокупность процессов по внешнему и внутреннему оформлению. Это надписи, таблички, и т.д.

Каталожные разделители указывают порядок размещения описаний и необходимый для ориентации в каталоге. По форме они бывают: центральные право и лево боковые, центральные. Разделитель с выступом посередине используют для выделения карточек в середине которых требуется дальнейшее детализация. На них оформляется литературный строку, расположенный заголовки, включающие название коллектива. На разделителей авторских указывается не только фамилия автора, но и годы его жизни, специальность, почетное звание.

Боковые разделителей применяется для оформления отдельных групп описания, которые не требуют дальнейшей детализации. На левосторонних рекомендуется оформлять составы (а, лу, ле). Правосторонние разделитель обычно справочных типа, с их помощью выделяются описания, начинающиеся с одинаковых слов. Рекламой каталога служат циклы лекций, семинаров, практических занятий, экскурсий и др. Мероприятия, организуемые библиотека для читателей с целью научить их пользоваться каталогам. Много содержательной информации содержат печатные издания в виде закладок, листовок, памяток, которые предлагаются пользователю.

Одной из устных форм рекламы каталога, с которой мы познакомились зъъявляюцца индивидуальные беседы с читателями при их обслуживании в библиотеке и в процессе дальнейшей работы с ними.

Источник

Отчет по практике в библиотеке

отчет по практике в библиотеке образец. titulnyj list otcheta po proizvodstvennoj praktike v biblioteke. отчет по практике в библиотеке образец фото. отчет по практике в библиотеке образец-titulnyj list otcheta po proizvodstvennoj praktike v biblioteke. картинка отчет по практике в библиотеке образец. картинка titulnyj list otcheta po proizvodstvennoj praktike v biblioteke. Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:45, отчет по практике

Отчет по практике в библиотеке

Тип. Отчет по производственной практике

Направление. Библиотечно-информационная деятельность

Год написания. 2016

отчет по практике в библиотеке образец. main thumb t 2602848 50. отчет по практике в библиотеке образец фото. отчет по практике в библиотеке образец-main thumb t 2602848 50. картинка отчет по практике в библиотеке образец. картинка main thumb t 2602848 50. Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:45, отчет по практикеОтчет по производственной практике в библиотеке

Описание

Внутренняя и внешняя структура МБУК «Централизованная библиотечная система»Нормативные документы, на основе которых осуществляется деятельность муниципального бюджетного учреждения культуры

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Я, Гончарова Елена Дмитриевна, проходила практику с 27.06. 2016 по 24.07.2016г. на базе Центральной городской библиотеки Муниципального Бюджетного Учреждения Культуры «Централизованная Библиотечная Система», Досуговый отдел.

Отчет состоит из введения, основной части, разбитой на пять подразделов, заключения, списка литературы, приложений и дневника практики. Общее количество страниц — 14 (без учета приложений). Список литературы насчитывает 8 наименований, включая ссылки. Количество таблиц — 2, приложений — 3, плюс дневник практики.

Цель практики: познакомиться со структурой и основным содержанием деятельности учреждения, касающейся работы с молодежью и юношеством; с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данном учреждении и их методами взаимодействия с молодежью. Углубить и закрепить научно-теоретические знания по выбранной специальности, выработать навыки практической и исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы с молодежью, закрепить практические навыки работы с документацией.

Источник

Отчет по практике в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:45, отчет по практике

Описание работы

Основной целью производственной практики является закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения. Сбор подробной информации об библиотеке, ознакомление с документами и самой работой.
Задачи производственной практики :
-собрать материалы, характеризующие общее состояние библиотеки её структуры, основные функции для подготовки и написания дипломной работы;
-закрепить теоретические знания на основе изучения опыта работы библиотеки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………С.
РАЗДЗЕЛ 1 ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ-БАЗОЙ ПРАКТИКИ ……………………………….……………………..С.
РАЗДЗЕЛ 2.РАБОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ И
ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКЕ………………………..….С.
РАЗДЗЕЛ 3. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ФОНДА ……….С
РАЗДЗЕЛ 4. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА …………………………С.
РАЗДЗЕЛ 5. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ……….….….С.
Заключение………………………………….……………….…….С.

Файлы: 1 файл

технологическая практика.docx

РАЗДЗЕЛ 1 ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ-БАЗОЙ ПРАКТИКИ ……………………………….……………………..С.

РАЗДЗЕЛ 2.РАБОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ И

ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКЕ………………………..….С.

РАЗДЗЕЛ 3. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ФОНДА …………………………………………..….С

РАЗДЗЕЛ 4. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РАБОТЫ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА …………………………С.

РАЗДЗЕЛ 5. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ……….….….С.

Объектом производственной практики послужила Библиотека Учреждение образования «Гомельского торгово-экономического колледжа» Белкоопсоюза — старейшее учебное заведение потребительской кооперации Республики Беларусь. Свою историю колледж ведет с 1944 года. В 2000 году учреждение образования получило статус колледжа.

Основной сферой деятельности Учреждения образования «Гомельского торгово-экономического колледжа является подготовка кадров по специальностям: «Организация и технология торговли», «Прикладная информатика», «Высшая математика», «Торговые вычисления», «Информационные технологии», «Коммерческая деятельность», «Товароведение».

Основной целью производственно й практики является закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения. Сбор подробной информации об библиотеке, ознакомление с документами и самой работой.

Задачи производственной практики :

-собрать материалы, характеризующие общее состояние библиотеки её структуры, основные функции для подготовки и написания дипломной работы;

-закрепить теоретические знания на основе изучения опыта работы библиотеки.

РАЗДЕЛ 1. ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ-БАЗОЙ ПРАКТИКИ

В первый рабочий день был проведен:

-инструктаж по технике безопасности жизнедеятельности,

— знакомили с целью и задачами производственной практики,

— знакомилась с библиотекой, ее историей,

— составом фонда, абонементом и читальным залом.

Учреждение образования «Гомельский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза — старейшее учебное заведение потребительской кооперации Республики Беларусь. Свою историю колледж ведет с 1944 года. В 2000 году учреждение образования получило статус колледжа.

Теоретические и практические занятия ведутся в учебных кабинетах, оснащенных современными средствами обучения, торговым и контрольно-кассовым оборудованием, образцами товаров, вычислильной техникой.

Обучение в колледже осуществляется на основе базового образования (дневная форма) и общего среднего образования (дневная и заочная формы).

Сегодня колледж – это современное учреждение с обновленной материальной базой, квалифицированными педагогическими кадрами, обеспечивающими должное качеству обучения будущих бухгалтеров, экономистов, товароведов, программистов, продавцов. Успехи, достигнутые колледжем в подготовке кадров, дважды отмечались наградой «Почетный знак «Белкоопсоюза». В учреждении образования за время его существования подготовлено более 27 000 специалистов со средним специальным образованием и более 11 000 работников массовых профессий.

Подготовку кадров обеспечивает высокопрофессиональный педагогический коллектив. Более 50% педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории. Преподаватели колледжа известны в учебных заведениях Республики Беларусь как авторы учебных пособий, имеющих гриф Министерства образования, по предметам: «Организация и технология торговли», «Прикладная информатика», «Высшая математика», «Торговые вычисления», «Информационные технологии», «Коммерческая деятельность», «Товаро¬ведение».

Парк персональных компьютеров составляет более 150 единиц. Шесть компьютерных классов дают учащимся возможность не только изучить вычислительную технику на занятиях по информатике, но и овладеть навыками решения профессиональных задач по экономике, бухгалтерскому учету, финансам и кредиту, налогообложению, освоить секреты программирования.

Для организации учебы и досуга в колледже имеется библиотека с книжным фондом в 65 000 единиц, читальный зал, два спортивных зала, столовая на 180 посадочных мест, общежитие на 500 мест. Для учащихся организована работа спортивных секций и кружков художественной самодеятельности.

Контингент учащихся колледжа составляет 1830 человек. Обучение в колледже ведется по следующим специальностям:

Бухгалтерский учет и контроль

Экономика и организация производства

Экономика и правовое обеспечение предпринимательской деятельности.

Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.

Товароведение сельскохозяйственной продукции и сырья.

Коммерческая деятельность предприятия торговли.

Информационное обеспечение бизнеса.

Программное обеспечение информационных технологий

Программное обеспечение обработки экономической и деловой информации.

Также в колледже ведется подготовка кадров по рабочим профессиям:

Библиотека УО «Гомельский торгово–экономический колледж» Белкоопсоюза является учебно-вспомогательным и информационным структурным подразделением колледжа, организующим общественное пользование книгами и другими произведениями печати и носителями информации, составляющими фонд библиотеки.

Библиотека образована в 1944 году, как библиотека Гродненского кооперативного техникума, с июля 1953 года – библиотека Гомельского кооперативного техникума Белкоопсоюза, с 1966 года – библиотека Гомельского УПК « ПТУ-техникум» Белкоопсоюза, с 2000 года – библиотека УО «Гомельский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза.

Главная задача Библиотеки – формирование, сохранение и предоставление пользователям наиболее полного фонда учебной, учебно-методической, справочной и научно-популярной литературы в соответствии с профилем учебного заведения.

Основные направления деятельности библиотеки:

— Содействие администрации и педагогическому коллективу колледжа в организации учебного процесса;

— Обеспечение многообразия образовательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно- библиографического обслуживания читателей, также качественным и оперативным комплектованием книжного фонда;

— Содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей учащихся;
— Содействие самообразованию учащихся и педагогических работников колледжа, обеспечение информацией их социальных и культурных потребностей;
— Воспитание у учащихся информационной культуры: привитие навыков умелого пользования книгой и другими источниками информации.

Книжный фонд библиотеки предназначен для удовлетворения информационных потребностей читателей и включает 65930 экземпляров литературы, в т. ч. фонд учебной литературы составляет 43081 экземпляров, фонд учебно-методической литературы составляет 8780 экземпляров. Общий библиотечный фонд составляет 74020 экземпляров печатных изданий. Фонд периодических изданий библиотеки составляет более 8,8 тыс. единиц хранения, среди которых – белорусские периодические издания экономического и общественно-политического профиля. Библиотека формирует фонд электронных изданий (энциклопедии, справочники, учебные пособия, сборники научно-методических материалов, периодических изданий и др.). Общая площадь библиотеки составляет 240 кв. м. Условно Библиотека делится на две зоны: зона книгохранения и зона обслуживания. Зона обслуживания (читальный зал и абонемент библиотеки) является самой значимой зоной – зоной обслуживания документами по требованиям читателей библиотек.

На абонементе, читатели могут взять книги на дом, познакомиться с новой литературой на выставках. Для тех, кто хочет работать с уютом, иметь под руками справочники, словари, энциклопедии и периодические издания, библиотека предлагает обращаться в читальный зал. В рамках библиотеки проводятся разнообразные интересные встречи, выставки, мероприятия. Студенты в читальном зале обслуживаются по билету учащегося. Формуляры для преподавателей и обслуживающего персонала в читальном зале расставляются по номерам. Все взятые пользователям издания записываются во вкладыш формуляра, где проставляются дата выдачи, название документа, фамилия, роспись. Библиотека оказывает ряд платных услуг:

— редактирование библиографического описания

— составление библиографического описания

— тематический подбор литературы

-Услуги по выводу на печать,

-Услуги предоставления ПЭВМ для самостоятельной работы.

При библиотеке организован клуб “Юный писатель”; в рамках которого проводятся интересные и запоминающиеся мероприятия (литературные вечера, тематические беседы, обзоры новых поступлений и т.д.). Такие как: День учителя ;”Встреча двух покалений”.

РАЗДЗЕЛ 2. РАБОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ О БИБЛИОТЕКЕ

Во время прохождения практики были изучены: процессы обслуживания пользователей на абонементе (запись в библиотеку, перерегистрация, прием и выдача документоов их учет, ростановка формуляров). На абонементе ведется учет читателей, посещений, выдачи документов и массовых мероприятий. Обслуживание является ведущей функцией в библиотеке, средствами которого формирует устойчивый имидж библиотеки. Библиотечное обслуживание направление на удовлетворение разносторонних потребностей пользователя, которые обеспечивают информационную складчину его жизнедеятельности. Вся литература выдается на 15 дней по правилам пользования библиотеки, а учебные литература на весь учебный год и в конце учебного года она сдаётся.

“Что готовит нам год грядущий?”;

В библиотеке используют следующие виды учета:

К оперативному учету отнесла: новых читателей, регистрации посещений, выдача пользователям документов, библиографических справок, учет изданий, поступивших в библиотеку и т.д. Формами оперативного учета являются: формуляр читателя, регистрационная карточка читателя.

Формами статистического учета являются: Дневник работы, книга суммарного учета.

А вот целью бухгалтарского учета является документальные регистрации прихода и расхода материальных ценностей. Все виды тесно связаны между собой и выступают как единое целое.

По данным учета осуществляться отчетность библиотеки, то есть подводятся итоги, анализируется работа библиотеки за определенный период времени: год.

Сама училась составлять отчет о проделанной работе за трёхнедельный срок.

Планирование работы библиотеки

Источник

Производственная практика в Муниципальном казенном учреждении культуры «Максатихинская межпоселенческая центральная библиотека» Максатихинского района (МКУК «Максатихинская МЦБ»)

Дата добавления: 2015-04-12

Размер файла: 1.39 MB

Работу скачали: 520 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

1. Отзыв руководителя практики от организации

2. Отзыв руководителя практики от колледжа

3. Календарно – тематический план прохождения производственной практики.

4. История МКУК «Максатихинской МЦБ» Максатихинского района.

5. Отчет о прохождении производственной практики.

6. Список используемой литературы.

Производственная практика была пройдена в Муниципальном казенном учреждении культуры «Максатихинская межпоселенческая центральная библиотека» Максатихинского района (МКУК «Максатихинская МЦБ»).

В целом библиотека разделена на отделы (подразделения), которые выполняют определённую работу.

В ходе прохождения практики, которая проходила с 01 декабря 2014 года по 29 марта 2015 года, было получено много практических знаний и навыков; закреплены знания, приобретённые в ходе теоретического обучения.

Календарно – тематический план прохождения производственной практики

Анализ структуры ЦБС или библиотеки-базы практики.

Изучение основных групп пользователей библиотеки.

Определение функций библиотеки-базы практики.

Определение места библиотеки-базы практики среди других библиотек региона.

Организация тематической выставки по плану библиотеки.

Участие в справочно-библиографическом обслуживании в библиотеке-базе практики.

Анализ организации СБА библиотеки-базы практики.

Развитие информационной культуры и библиографическое обучение читателей – участие в массовом мероприятии.

Выявление краеведческих документов в фонде библиотеки.

Организация библиотечного фонда конкретной библиотеки.

Знакомство с этапами обработки и каталогизации документов.

Характеристика системы каталогов и картотек библиотеки-базы практики.

Особенности комплектования фонда в конкретной библиотеке.

Участие в ведении раздела каталога/картотеки.

Знакомство с нормативно-технологической и организационно распорядительной документацией библиотеки.

Знакомство с планом работы библиотеки/отдела/филиала.

Заполнение бланков отчетности по итогам рабочего дня.

Номенклатура услуг библиотеки (платные и бесплатные услуги).

Изучение деятельности научно-методического отдела библиотеки.

Обобщение и анализ опыта работы библиотеки по конкретному направлению работы.

Анализ рекламной деятельности отдела, службы библиотеки.

«Фотография» одного рабочего дня.

Подготовка/проведение массовых мероприятий, написание сценариев массовых мероприятий по плану работы библиотеки-базы практики.

Участие в работе клубов при библиотеке.

Создание мультимедийных презентаций с целью использования их в массовых мероприятиях.

Знакомство с системой электронных информационных ресурсов библиотеки-базы практики.

История МКУК «Максатихинской МЦБ»

В Ведомостях книжных лавок, библиотек для чтения и читален за 1896 год (архив канцелярии Тверской губернии) имеется запись:

«В с. Максатиха 12 января 1896 года открылась библиотека при Максатихинской церковно – приходской школе».

По статусу она была народной, именовалась Рыбинской по названию волости, обслуживала население близлежащих деревень в радиусе пяти верст. Первые заведующие – священники Александр и Павел Павские.

В 1918 – 1919гг. на общественных началах в Народном доме начала создаваться библиотека – читальня, куда поступали конфискованные книги и журналы из помещичьих усадеб и купеческих домов.

Судя по всему, туда же передали и фонд библиотеки при церковно-приходской школе. С 1925 года читальня получила официальный статус библиотеки.

Размещалась она в клубе им. Нового (школа рабочей молодежи).

За период работы 1926-1938гг. библиотека неоднократно меняла местоположение: Дом пионеров, больница, Дом колхозника, самостоятельное помещение.

В 1936 г. библиотека размещалась в бревенчатой избе, первом здании по левой стороне улицы имени Нового, и выходила фасадом на базарную площадь. В 1939г. библиотека переезжает в две комнаты клуба им. 1 Мая.

В ноябре 1961 года библиотека получила отдельное здание (в настоящее время там находится краеведческий музей).

В 1978 году прошла централизация библиотечной сети.

Библиотека стала именоваться центральной районной библиотекой.

Для нее построили новое здание на ул.40 лет Октября, дом 4.

Анализ структуры ЦБС

В Муниципальное казенное учреждение культуры «Максатихинская межпоселенческая центральная библиотека» Максатихинского района входят:

I. Центральная библиотека и её отделы:

— отдел нестационарных форм обслуживания;

— отдел комплектования и обработки литературы (ОКиО);

— Деловой информационный центр;

— отдел обслуживания, куда входит абонемент и читальный зал.

II. 17 сельских филиалов.

Директор – Степанова Н.А.

Библиотеки ЦБС Максатихинского района:

— Обеспечивают жителям района свободный доступ к информации, образованию, культуре;

— Используют в обслуживании пользователей традиционные и новейшие информационные технологии;

— Участвуют в выполнении местных, региональных комплексных программ;

— Взаимодействуют с органами местного самоуправления и с организациями, со службами социального обеспечения, образовательными и культурными учреждениями;

— Заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социальной поддержке;

— Ведут краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры своего края;

— Заботятся о престиже, привлекательности и востребованности библиотек.

Целью деятельности МКУК «Максатихинской МЦБ» является реализация прав граждан на свободный доступ к информации; активное участие в развитии процессов информатизации общества, формирование единого библиотечного информационного пространства Максатихинского района.

Библиотека работает в тесном взаимодействии с общественными организациями в районе, поддерживает все инициативы местных органов власти. Всегда активно участвует в проведении Дней района.

МКУК «Максатихинская МЦБ» обслуживает ежегодно свыше 10 000 пользователей.

К услугам библиотеки относятся: универсальный библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат, электронные базы данных, Интернет, а также высокий уровень профессионального библиотечного обслуживания.

Контрольные показатели на 01.01.2015г.:

Читателей – 10083 человек;

Изучение основных групп пользователей библиотеки

Изучение читателей является важнейшим условием успешной работы библиотеки по их библиотечному обслуживанию.

В настоящее время библиотеки проводят различные исследования, которые дают полное представление о читательском облике и состоянии читателя. В итоге собираются обширные данные о диагнозе читательских потребностей, о мотивах обращения с изданиями. Что дает возможность проследить основные тенденции чтения типичные для современного этапа культурного уровня.

Произведен анализ читательских формуляров за 2014 год.

Получены следующие данные:

Состав читателей по полу: количество женщин значительно превышает количество мужчин.

Состав читателей по возрасту: над всеми возрастными категориями преобладают читатели предпенсионного и пенсионного возрастов.

Состав читателей по категориям: преобладают специалисты и пенсионеры.

Более подробный анализ приведен в таблице (см. Приложение № 1).

Определение функций библиотеки-базы практики

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «функция» трактуется как «круг обязанностей, назначение, роль».

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей.

Внешние функции библиотеки — это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой.

Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными. Они формируются под влиянием потребностей общества, непосредственно воздействуют на него и отдельных его членов.

Технологические — это внутренние функции, не выходящие за пределы библиотеки. Они являются средством осуществления библиотекой своих социальных функций, формируются под их влиянием и обеспечивают осуществление деятельности библиотеки в соответствии с действующими стандартами.

Технологические функции выступают в качестве вторичных по отношению к социальным и служат для их реализации.

Стремление библиотеки быть полезной обществу на разных этапах его развития выводит на первый план те или иные функции библиотек.

Согласно Закону РФ «О библиотечном деле» (1994 г.), библиотека – это «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам».

Таким образом, согласно Закону «О библиотечном деле», библиотека выполняет три основные социальные функции. Интенсивность их проявления значительно колеблется в зависимости от типа библиотеки, содержания фондов, состава читателей и ряда других факторов.

Как было сказано ранее, библиотека существует не сама по себе и не для себя. Ее существование оправдывается и обусловлено лишь тем, насколько эффективно она выполняет предписываемые ей социальные функции. Поэтому вся ее деятельность должна быть подчинена одной общей и глобальной цели, а именно оптимальному информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в отдельности.

На мой взгляд, основными социальными функциями в библиотеке-базе практики МКУК «Максатихинской МЦБ» являются: культурно-просветительная и информационная функции.

Библиотека никогда не сможет стать полноценным музеем или клубом и не должна их заменять. Надо участвовать в совместной деятельности дополняя друг друга.

Однако подлинным информационным центром сельская библиотека может стать, только применяя информационные технологии, обеспечивающие доступ к ресурсам более крупных библиотек.

Определение места библиотеки-базы практики среди других библиотек региона

МКУК «Максатихинская МЦБ» Максатихинского района расположена на территории Максатихинского района Тверской области.

Из статистических данных следует:

Количество населения на 01.01.2015 года составляет 15233 чел.

Сельского населения – 6615 чел.

Количество библиотек: 18, из них 17 сельских библиотек-филиалов.

В 2014 году было закрыто три библиотеки-филиала, из них 1 городской филиал и 2 сельских.

Все это, несомненно, сказалось на ЦБС Максатихинского района, т.к. она понесла ощутимые потери читателей.

Среди библиотек Тверской области МКУК «Максатихинская МЦБ» занимает далеко не последнее место.

Библиотека тесно связана с жизнью местного сообщества, так как находится не далеко от центра поселка, где расположены администрация, школа, клуб, церковь. Это обеспечивает библиотекарям знание интересов и потребностей своих односельчан. Постоянными пользователями библиотеки являются свыше 10000 человек. Это представители всех возрастных, профессиональных и социальных групп населения. Цели и мотивы посещения библиотеки самые разнообразные.

МКУК «Максатихинская МЦБ» — это библиотека, имеющая расширенные функциональные возможности для повышения образовательного и интеллектуального уровня населения, формирования многогранной, гармоничной личности, комплексно использующая в своей работе, как книжный фонд библиотеки, так и современные информационные технологии.

В библиотеке совместно с учреждениями и организациями местного сообщества проводятся практически все мероприятия. Наряду с традиционными, такими как литературные вечера, музыкально-поэтические композиции, премьеры книг, читательские конференции всё больше используются новые формы работы: психологические тренинги, бизнес-уроки, информационно-познавательные часы, интеллектуальные игры. Созданы и действуют клубы и любительские объединения по интересам.

В мае 2008 года в центральной библиотеке состоялось открытие Делового информационного центра (ДИЦ) при поддержке областной программы по развитию малого и среднего предпринимательства Тверской области на 2006-2008гг.

В бизнес- центре можно воспользоваться услугами:

-информационно – правовая база «Консультант Плюс»

-график горячей линии «Опора России»

Основная цель отдела – обеспечение оперативной, деловой и правовой информацией пользователей библиотеки и предпринимателей.

Познакомилась с должностной инструкцией заведующей БЦ.

Организация тематической выставки по плану библиотеки

Дата выставки: 17.12.2014 г.

Название: «По секрету всему свету».

Выставка предназначена для самых любознательных читателей, которые смогли узнать много нового и интересного. Разгадать множество секретов и тайн, чтобы потом рассказать о них «по секрету всему свету».

Место проведения: Малышевская сельская библиотека-филиал МКУК «Максатихинской МЦБ» Максатихинского района.

Цель: раскрытие фонда библиотеки с целью активного вовлечения в процесс

чтения; развитие познавательных и эстетических интересов, расширение кругозора.

Читательское назначение: выставка предназначена для читателей младшего и среднего школьного возраста.

3. Гиффорд К. Современная детская энциклопедия / Пер. с англ. Е.А. Дорониной, О.Ю. Пановой. Москва : Эксмо, 2012. – 320 с.

11. Путешествие к семи чудесам света: Научно-худ. Лит. / Пер. со словац. Л. Касюга : Послесл. Р. Рубинштейн; Художн. А. Добрицын. – Москва : Дет. Лит, 1980. – 367 с.

Приложение: фото (Приложение № 3).

Участие в справочно-библиографическом обслуживании в библиотеке-базе практики

В ГОСТе 7.0-99 Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) определяется как «обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг».

СБО включает выполнение разовых запросов читателей, поступающих в библиотеку по телефону, в письменном виде или при личном посещении. Интернет добавил к перечисленным способам общения с библиотекой возможность удаленного обращения за справками через ее сайт.

Иначе говоря, СБО – это обслуживание в режиме «запрос – ответ».

Библиографическая справка – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию.

В зависимости от формы, в которой читатель получил ответ на свой запрос, справки могут быть устными или письменными

Виды библиографических справок:

Существует два вида справок: Библиографические и фактографические справки.

Библиографические справки бывают тематическими, уточняющими, адресными.

1. тематическая библиографическая справка (содержит библиографическую информацию по определенной теме);

2. уточняющая библиографическая справка (устанавливает или уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены);

3. адресная библиографическая справка (устанавливает наличие и местонахождение запрашиваемого документа в фонде библиотеки);

Фактографическая справка (представляет собой ответ по существу запроса: точная дата, цифра, цитата, термин и т.д.).

Отказ на запрос тоже считается справкой, он содержит причины, по которым запрос читателя не может быть выполнен.

За время прохождения производственной практики, были выполнены следующие библиографические справки:

(из книги учета по справочно – библиографическому обслуживанию)

Дата поступления запроса

От кого поступил запрос

Содержание и цель запроса

Запрос перенаправлен в др. биб-ку

Имеется ли в библиотеке книга

М. Булгаков «Собачье сердце»

Книжный фонд, раздел 84 Р6

Все для ведения фермерского хозяйства

Книжный фонд, раздел 45,46

Информация о людях связанных с лесом по Максатихинскому району. Статьи из местных газет.

Архив периодики («Вести Максатихи») за 2013 – 2014 г.г.

Эпоха имп. Юстиниана I

Православная энциклопедия. / Под ред. Патриарха Моск. И всея Руси Алексия II. – М. : Православ. Энцикл., 2004. – 752 с.

Труды П.Я. Гальперина и Н.А. Брушлинского

Книжный фонд, раздел 88

Анализ организации СБА библиотеки-базы практики

Он является основой всей деятельности библиотеки, и от его рациональной организации зависит оперативность, полнота и точность удовлетворения запросов читателей.

Состав справочно-библиографического аппарата и наполнение его элементов зависит от статуса библиотеки и направлений её специализации, контингента обслуживаемых читателей и их информационных потребностей, технической оснащённости библиотеки и её включённости в корпоративную библиотечно-информационную систему.

Структура СБА МКУК «Максатихинской МЦБ»:

1.Фонд выполненных справок.

В библиотеке ведется количественный учет справок в тетради.

2.Система каталогов и картотек

Учетный, алфавитный и электронный каталоги расположены в ОКИО и ОК.

Алфавитный и систематический каталоги расположены на абонементе.

Методическая, краеведческая картотека, фонотека расположены в читальном зале.

В состав СБА библиотек-филиалов МКУК «Максатихинской МЦБ», входят алфавитный и систематический каталоги.

Картотеки ведутся в них с учетом состава обслуживаемых читателей.

Еще одной особенностью библиотек-филиалов является то, что они обслуживают как взрослых, так и детей. А алфавитный каталог отражает весь фонд библиотеки. Систематический каталог подразделяется на части: для взрослых и учащихся по возрастным категориям.

Развитие информационной культуры и библиографические обучение читателей – участие в массовом мероприятии

Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключается школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая уникальная роль в формировании информационной

культуры принадлежит библиотеке.

Формирование основ информационной культуры в МКУК «Максатихинской МЦБ».

В библиотеке проводятся библиотечные уроки. В программу библиотечных уроков входят интерактивные формы: Дни библиографии, к традиционным занятиям добавляются уроки компьютерной грамотности, работа в сети Интернет.

Тематика библиотечных уроков разнообразная: знакомство с библиотекой, структура книги, выбор книги, как читать книгу, работа с литературой, книги и ее создатели, как пользоваться каталогами, картотеками и др.

Регулярно проводятся экскурсии по библиотеке, беседы с читателями.

Особый вид информационной деятельности – это Дни информации. Это комплексная форма информирования, рассчитанная на разнородную по составу читателей аудиторию. В контексте таких мероприятий проводятся дни новой книги, на которых представлены выставки – просмотры новых книг, периодические издания, поступившие в библиотеку.

Во время прохождения практики для детей начальных классов провела библиотечную экскурсию «Путешествие в Книгоград» в филиале МКУК «Максатихинской МЦБ» Малышевской сельской библиотеке-филиале.

1. Познакомить учащихся со структурой книги;

2. Развивать навыки работы с книгой;

3. Привитие любви к чтению;

4. Ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Выявление краеведческих документов в фонде библиотеки

К возможным источникам комплектования краеведческих фондов библиотек, относятся:

— книгообмен (обмен фонды).

МКУК «Максатихинская МЦБ» ведет систематическую работу по выявлению краеведческих документов и местных изданий, используя для этого тематические планы издательств; библиографические пособия, книжные собрания частных лиц и внебиблиотечных учреждений (архивов, музеев и т.д.).

ЦБ ведет текущее и ретроспективное комплектование фонда краеведческих документов и местных изданий системы путем покупки в магазинах; воспроизведения отсутствующих документов средствами копировально-множительной техники; по подписке; в порядке книгообмена; в порядке дара.

В библиотеке имеется подписка на областные, районные, городские, многотиражные газеты.

Выявление краеведческой литературы в МКУК «Максатихинской МЦБ» происходит в отделе комплектования, когда производится каталогизация вновь поступивших документов.

В процессе отбора специалист обращает внимание на содержание в них краеведческой информации.

В библиотеки-филиалы краеведческие документы поступают из отдела комплектования ЦБС. Для таких документов выделен отдельный стеллаж, на котором они располагаются по отраслям знаний.

МКУК «Максатихинская МЦБ» уже много лет является хранителем накопленных краеведческих ценностей.

В накопительных папках библиотеки, расположенных в читальном зале, собраны копии статей из периодики, фотографии, письма, рукописные воспоминания, карты, сценарии проведенных мероприятий и другой материал. (см. Приложение № 5).

Организация библиотечного фонда библиотеки

Организация библиотечных фондов включает: прием и начальную обработку новых поступлений, учет, научную и техническую обработку, передачу изданий в структурные подразделения библиотеки, хранение.

Формирование, сохранение и использование фонда документов МКУК «Максатихинской МЦБ» подчинено удовлетворению информационных потребностей пользователей. При комплектовании фонда библиотека учитывала текущие отказы читателям и ориентировалась на новинки документов российских и зарубежных авторов.

Фонд документов библиотеки является универсальным по содержанию и включает широкий диапазон литературы разных форматов и на различных носителях: книги, периодика, электронные документы.

Комплектованием фонда МКУК «Максатихинской МЦБ» занимается отдел комплектования и обработки (ОКИО).

В ОКиО работают 2 человека:

-Заведующая сектором ОКиО;

-библиотекарь 1 категории ОКиО.

Руководствуясь «Должностными инструкциями», которые определяют общие положения, должностные обязанности, права, квалификацию и опыт работы. (см. Приложение № 6).

При систематической расстановке документы расставляются по отраслям знаний, а внутри – по алфавиту авторов или заглавий.

Периодика расположена в алфавитно-хронологическом порядке (по времени их выхода в свет) отдельно от остальных документов.

Открытый доступ организован в большей части фонда и применяется в читальном зале и на абонементе.

Для полного раскрытия библиотечного фонда в библиотеке оформляются развернутые выставки литературы, тематические стеллажи и подборки, внутриполочные выставки.

Не реже одного раза в год для улучшения качественного состава фонда производится списание ветхих и устаревших по содержанию документов.

Библиотека заботится о сохранности библиотечного фонда.

Соблюдает оптимальные режимы хранения документов: световой, температурно-влажностный и санитарно-гигиенический.

Раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день. В этот день читателей не обслуживают.

Знакомство с этапами обработки и каталогизации документов

Прием новой партии изданий осуществляют немедленно после поступления ее в библиотеку.

При поступлении изданий в библиотеку проводится сверка поступивших изданий с сопроводительными документами. Полученная партия сверяется с сопроводительными документами с целью: выяснить, соответствует количество и стоимость документов, поступивших в библиотеку, указанных в сопроводительном документе; совпадают ли названия, число экземпляров и стоимость отдельных книг, приведенных в заказе.

Поступившие документы проходят первичную техническую обработку:

штемпелевание на 1 и 17 странице, проставление инвентарного номера, проставление шифра и авторского знака в верхнем левом углу обложки и титульного листа.

Комиссия по работе с фондами распределяет книги по отделам библиотеки и по сельским библиотекам-филиалам.

Далее, книги, из поступившей партии описываются и систематизируются. Каталожные карточки размножают.

Сотрудники отдела раскладывают книги и карточки по структурным подразделениям МКУК «Максатихинской МЦБ». Распределяют издания по видам и содержанию. (см. Приложение № 7).

Каталогизация – это совокупность процессов обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов.

Последние представляют собой совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей, раскрывающих состав и содержание фонда библиотеки.

В состав каталогизации входят:

— ввод данных или тиражирование каталожных карточек;

— работа с каталогами: организация, ведение и редактирование каталогов.

Основная функция системы каталогов и картотек — обеспечение выполнения задач, стоящих перед библиотекой, — образовательных, культурно-просветительных, информационных. Система каталогов и картотек — важнейший инструмент пропаганды литературы и информационной культуры.

В состав СБА МКУК «Максатихинской МЦБ» входят: алфавитный, систематический, служебный (имеют карточный вид) и электронный каталоги. В них (кроме электронного каталога) библиографическая запись производится в ручную.

За время прохождения практики мной было обработано и каталогизировано 9 документов 3 из них для электронного каталога.

Характеристика системы каталогов и картотек

Система каталогов и картотек МКУК «Максатихинской МЦБ».

Учетный алфавитный и электронный каталоги расположены в ОКИО и ОК;

Алфавитный и систематический каталоги расположены на абонементе.

Методическая, краеведческая картотека, фонотека расположены в ЧЗ.

К систематическому каталогу обращаются, когда необходимо найти в библиотеке книги по различным отраслям; подобрать литературу по определенной теме, вопросу, предмету; уточнить фамилию автора и точное название и выходные данные определенной книги, если известно её содержание.

От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли.

Поиск книг в систематическом каталоге можно производить при помощи алфавитно-предметного указателя (АПУ) к систематическому каталогу. Для этого необходимо кратко сформулировать предмет требуемой литературы или название определённой отрасли. Отраслевой индекс, указанный на карточке АПУ, даёт направление в соответствующее деление систематического каталога. В этом делении находятся карточки на искомое издание

ЭК объединяет в себе поисковые возможности алфавитного, систематического и предметного каталогов и обеспечивает следующие функции:

— поиск информации по разовым запросам и избирательное распространение информации;

— печатание библиографических данных в виде каталожных карточек,

— тематических библиографических списков, указателей и др.

С 2011 года в МКУК «Максатихинской МЦБ» началась работа по созданию электронного каталога, что позволило читателям осуществлять поиск книги в минимальные сроки;

вводить библиографические описания новых поступлений в электронный каталог;

осуществлять ввод ретроспективной части фонда в электронный каталог по карточкам генерального алфавитного каталога.

Все каталоги (карточные, печатные, автоматизированные) состоят из библиографических записей. Библиографическая запись фактически представляет собой краткую характеристику произведения печати. Очень важно уметь грамотно ее прочесть, чтобы извлечь для себя максимум сведений о книге.

В настоящее время в большинстве библиотек мира распространён карточный каталог. Несомненно, он очень удобен: не требует специальных технических устройств, сравнительно дешёвый, одновременно им могут пользоваться многие потребители. Носителем информации в карточных каталогах является каталожная карточка с библиографической записью (информацией о книге). Каталожная карточка оказалась настолько удобной для восприятия информации, что была перенесена и в электронный каталог.

Система библиотечных каталогов является одной из главных составляющих справочно-библиографического аппарата. Для того, чтобы богатства библиотеки стали доступными для читателей, необходима хорошая организация этой системы.

В фондах библиотек собираются, хранятся и предоставляются в пользование читателям многочисленные и разнообразные по своему содержанию, читательскому назначению, полиграфическому оформлению и другим признакам произведения печати. Раскрытие содержания фондов и пропаганда имеющихся в библиотеке материалов осуществляются посредством различных каталогов.

Ни одна библиотека, как бы ни был малочислен ее фонд, не может ограничиться каким-либо одним каталогом. Читатели обращаются в библиотеку с самыми различными запросами. Как известно, их может интересовать литература по конкретной теме, по определенной отрасли знания, книги определенного автора или коллектива (учреждения или организации), специальные виды литературы (карты, ноты, стандарты, портреты и т. д.). Ни один каталог не сможет ответить на все эти запросы.

Отсюда возникает необходимость создания в каждой библиотеке различных каталогов, помогающих удовлетворить запросы читателей с наибольшей полнотой и затратить минимум времени на поиски материалов.

Разнообразие каталогов и картотек в библиотеках вынуждает создавать такую систему каталогов, чтобы каждое ее звено раскрывало фонд библиотеки в определенном аспекте, и вместе с тем, чтобы все звенья единой системы были взаимосвязаны, координированы.

Поскольку библиотеки различных типов и видов имеют характерные задачи, обслуживают разные контингенты читателей, обладают фондами различного содержания и характера, система каталогов в каждой из этих библиотек приобретает известное своеобразие.

Таким образом, под системой каталогов следует понимать необходимое для читателей данной библиотеки число планомерно организованных, взаимосвязанных и координированных каталогов и картотек, разносторонне раскрывающих фонды библиотеки в соответствии со стоящими перед ней задачами.

Система каталогов и картотек библиотеки обеспечивает многие направления ее деятельности, не связанные непосредственно с обслуживанием читателей и использованием фондов. Трудно, например, правильно вести формирование фондов библиотеки, не анализируя их состав и содержание по каталогам. Поэтому достижение высоких конечных результатов в деятельности библиотек во многом зависит от уровня организации системы каталогов и картотек.

Основная функция системы каталогов и картотек обеспечение выполнения задач, стоящих перед библиотекой, образовательных, культурно-просветительных, информационных. Система каталогов и картотек важнейший инструмент пропаганды литературы и информационной культуры.

Особенности комплектования фонда библиотеки

Тематический план комплектования (ТПК) является основным программным документом, определяющим политику формирования фондов библиотеки. В ТПК излагаются принципиальные основы комплектования библиотеки, а также общие правила (критерии) отбора документов в фонд.

Целью создания ТПК является упорядочение отбора ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей образовательного и научно-исследовательского процессов.

ТПК отражает количественную и качественную характеристики фонда: тематику, виды документов, экземплярность и степень полноты комплектования.

Структура ТПК МКУК «Максатихинской МЦБ»:

• состав фонда библиотеки;

• принципы и порядок комплектования;

• основные источники комплектования;

• пути оптимизации процессов комплектования.

ТПК составляется библиотекой совместно с другими подразделениями и ежегодно корректируется. Назначение ТПК – служить руководством для библиотекарей, осуществляющих комплектование фонда по отраслям знания, а также основой для формирования бюджета приобретения документов, в том числе электронных ресурсов, необходимых для осуществления учебной и научной деятельности.

Предпочтение отдается сотрудничеству с издающими организациями на основе прямых договорных отношений. Книги, поступившие в дар от читателей, включаются в фонд, если эти материалы соответствуют областям научных исследований и обучения в университете.

1. Методически и организационно обеспечивает комплектование фондов всех муниципальных библиотек.

Комплектование литературы идет за счет субсидий из федерального бюджета, средств областного бюджета и средств местного бюджет.

Основными источниками комплектования МКУК «Максатихинской МЦБ» являются:

ООО «Торговый Дом «Эксмо», г. Москва;

Подписка на периодические издания.

Одним из источников внебюджетного комплектования – является литература, полученная в дар от читателей.

Комплектует фонды библиотеки печатными изданиями и другими носителями информации, поступления в книжный фонд идут за счет периодических изданий.

Фонд МКУК «Максатихинской МЦБ» на конец 2014 года насчитывает 41249 экземпляра:

По искусству, физической культуре и спорту – 4232

По литературоведению и языкознанию – 1077

Участие в ведении раздела каталога/картотеки

Библиотечный каталог – это перечень библиографических записей документов, имеющихся в фонде одной или нескольких библиотек, раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.

Во время прохождения практики мной было произведено выборочное редактирование алфавитного каталога (одного ящика). Была произведена проверка правильности составления библиографических и добавочных описаний, составления и расстановки библиографических описаний, расстановки библиографических описаний в алфавитном каталоге, оформление разделителей.

Было произведено выборочное редактирование систематического каталога (одного раздела). Проверена правильность наполнения отдела, классификации книг, применение и оформление разделителей 3 отдела.

Далее я расставляла карточки для краеведческой картотеки.

Материал в картотеке располагается по схеме, принятой для краеведческого каталога, но со значительно меньшей дробностью. Карточки расставляются в обратно хронологической последовательности.

Знакомство с нормативно-технологической и организационно-распорядительной документацией библиотеки.

Библиотечная организационно-технологическая документация – это пакет документов (текстовых, табличных и графических), содержащих правила, нормы, положения, определяющие технологию деятельности библиотеки в целом и ее подразделений, в том числе технологические регламенты, порядок организации межотдельских и внутриотдельских циклов, номенклатуру библиотечных производственных процессов и операций.

Устав Муниципального Казенного Учреждения Культуры «Максатихинская межпоселенческая центральная библиотека» утвержден Постановлением № 416 – па от «22» ноября 2011 г. Главой администрации Максатихинского района Тверской области В. В. Елиферовым.

В уставе прописаны следующие пункты:

— полное сокращенное название Учреждения,

2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.

4. УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ

— управление осуществляется в соответствии с Законодательством РФ и Уставом библиотеки,

— управление осуществляется директором библиотеки

5. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ:

— права нам использование,

— ответственность за сохранность,

— права и обязанности по использованию средств, полученных Учреждением, и т. д.

6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ ТИПА, ЛИКВИДАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ.

7. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ.

8. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА.

Для обеспечения уставной деятельности Учреждение издает следующие нормативные документы:

— Правила пользования Учреждением,

— Правила внутреннего распорядка, (см. Приложение № 9).

— Приказы и распоряжения директора,

— Другие нормативные документы.

Для обеспечения уставной деятельности Учреждение издает следующие локальные акты:

— Положение об отделах учреждения,

— Положение об аттестационной комиссии в Учреждении,

— Должностные инструкции сотрудников Учреждения,

— Штатные расписания и тарификационные списки, согласованные с Учредителем,

— Положение об оплате труда, об установлении доплат и надбавок стимулирующего характера работникам Учреждения, согласованное с Учредителем,

— Положение о премировании и материальной помощи работникам Учреждения, согласованное с Учредителем,

— Положение о платных услугах,

— Другие локальные акты.

Знакомство с планом работы библиотеки/отдела/филиала

Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. На первом этапе его подготовки, за 2-3 месяца до начала нового года (октябрь – ноябрь), проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, выясняются изменения в деятельности библиотеки в истекшем году, намечаются предложения для плана наступающего года.

Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института в условиях формирования местного самоуправления.

В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления её деятельности, которые являются общими для всех подразделений библиотеки или требуют координации и кооперирования их деятельности.

В годовом плане должен обязательно предусматриваться резерв времени, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.

Составной частью годового плана работы библиотеки является смета доходов и расходов.

Примерная структура годового плана библиотеки:

I. Основные задачи и направления работы библиотеки.

II. Свод главных цифровых показателей (контрольные показатели работы).

III. Мероприятия по привлечению читателей, совершенствованию их обслуживания, по рекламе библиотеки.

IV. Организационная и методическая деятельность библиотеки.

V. Проектное развитие библиотеки.

VI. Издательская деятельность.

VII. Формирование фонда и его отражение в справочном аппарате.

VIII. Развитие материально – технической и технологической базы.

IX. Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и эффективному использованию ресурсов.

X. Социальное развитие коллектива.

XI. Меры по совершенствованию управления библиотекой.

Ознакомилась с планом работы МКУК «Максатихинской МЦБ» Максатихинского района на 2015 год. (см. Приложение № 10).

Заполнение бланков отчетности по итогам рабочего дня

Каждая библиотека Максатихинской ЦБС в течение года заполняет «Дневник библиотеки», «Дневник детской библиотеки».

«Дневник библиотеки» состоит из 3 основных частей.

Часть 1. Учет состава читателей и посещаемости

В первой части дневника дается количественная и качественная характеристика читателей и посещаемости. Она заполняется ежедневно по читательским формулярам.

Часть 2. Учет выдачи книг, брошюр и журналов

В этой части дневника дается количественная и качественная характеристика книговыдачи по отраслям. Она заполняется ежедневно по читательским формулярам.

Часть 3. Учет массовой работы

Рекомендуется в этой части дневника раздельно учитывать книжные выставки, библиотечные уроки и прочие массовые мероприятия. Для этого необходимо сделать соответствующие заголовки. Каждый раздел заполняется в хронологическом порядке.

Раздел «Книжные выставки»

Описывая выставки со сложной структурой необходимо указывать ее разделы.

Раздел «Массовые мероприятия». Кроме названия, темы и формы мероприятия коротко описывается его содержание. Можно дать и оценку эффективности.

Библиотечные уроки учитываются также как и массовые мероприятия, только в соответствующем разделе.

Дневник библиотеки необходим при учете статистических данных. Его используют при подготовке квартальных и годовых отчетов.

Учет работы с передвижниками и передвижек ведется отдельно, в специальной «Тетради читателей передвижной библиотеки».

В МКУК «Максатихинской МЦБ» обслуживанием читателей передвижной библиотеки занимается отдел внестационарного обслуживания. (см. Приложение № 12).

Главная задача отдела сделать доступными фонды библиотеки для различных категорий читателей.

Вся работа направлена на организацию удовлетворения запросов пользователей, обеспечение книгой жителей поселка на предприятиях и учреждениях, на пропаганду литературы среди всех категорий пользователей.

Пункты выдачи: Максатихинская ЦРБ,

Обслуживает читателей – 360

За 2014 год выдано –3690 экз.

Помимо непосредственного обслуживания и участия в комплектовании фонда библиотекарь осуществляет:

— планирование, учет и отчетность, а также контроль над работой библиотечных пунктов всех подразделений ЦБС;

— инструктаж сельских библиотекарей.

Номенклатура услуг библиотеки (платные и бесплатные услуги)

Обслуживание читателей в библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке). Она направлена на предоставление читателям совокупности библиотечных услуг.

Услуга уникальна, неповторима, так как в ее создании каждый раз участвуют разные люди. Кроме того, она неотделима от библиотечной среды, в которой предоставляется. Услугой можно назвать лишь тот результат, который удовлетворил определенные потребности.

В последние годы в практике библиотек всех стран начали использоваться платные услуги. Поэтому на сегодняшний день библиотечные услуги делятся на платные и бесплатные услуги. К обязательным бесплатным библиотечным услугам относятся:

· получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа;

· получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;

· получение консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;

· организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки;

· получение во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе;

. организация и проведение массовых мероприятий.

Платные услуги (см. Приложение № 13).

В МКУК «Максатихинской МЦБ» полным и оперативным библиотечным и информационно-библиографическим обслуживанием всех категорий читателей в соответствии с информационными запросами и правилами пользования библиотекой занимается отдел обслуживания.

— Воспитание информационной культуры, привитие навыков пользования книгой, другими средствами обучения.

— Участие в гуманитарно-просветительской деятельности библиотеки и академии, активная пропаганда нравственных и культурных ценностей мирового сообщества.

— Расширение сферы библиотечных услуг, повышения их качества на основе компьютеризации библиотечных процессов.

— Научно-методическая работа по вопросам библиотечного обслуживания.

Структура отдела обслуживания и штат:

— зав. сектором информации ЧЗ

— зав. сектором абонемента

Познакомилась с должностными инструкциями, функциями и фондом отделов обслуживания (см. Приложение № 14).

Изучение деятельности научно-методического отдела библиотеки

Методический отдел является структурным подразделением МКУК «Максатихинской МЦБ» Максатихинского района и осуществляет методическую поддержку 17 поселенческих библиотек.

В отделе работает методист первой категории Сабирова Ф.С.

Главное в работе методиста – информационная работа, знакомство сотрудников с опытом работы коллег из других библиотек. Значительную часть работы, занимает практическая помощь в проведении различных мероприятий. Постоянно используются в работе различные формы консультационной помощи. Проводятся устные индивидуальные и коллективные консультации.

В течение года сотрудник отдела осуществляет выезды в филиалы с целью оказания методической и практической помощи.

Основные направления деятельности отдела:

1. Консультативно-методическая, аналитическая деятельность.

2. Участие в системе повышения квалификации библиотечных работников.

3. Методическое обеспечение деятельности библиотек.

4. Организация проектной, программной деятельности.

Методический отдел осуществляет следующие виды деятельности:

— Осуществляет методическую, практическую помощь с учетом приоритетных направлений деятельности библиотек.

— Участвует в разработке проектов и программ библиотек района.

— Анализирует состояние деятельности библиотек района, доводит до сведения библиотечных работников инновационные формы и методы из опыта работы библиотек области, других регионов, способствующие решению профессиональных задач.

— Участвует в составлении годовых планов, отчетов.

— Разрабатывает положения районных конкурсов.

Обобщение анализа и опыта работы библиотеки по конкретному направлению работы

Одним из главных направлений деятельности МКУК «Максатихинской МЦБ» является привлечение к чтению молодежи, создание образа библиотеки, привлекательного для молодых людей.

Для молодёжи пгт. Максатиха библиотека – это, прежде всего источник учебной информации, источник знаний для расширения кругозора и самообразования.

Современная молодежь не согласна просто приходить в библиотеку, потому, что там есть книги, не согласна просто читать. Молодым людям необходимо почувствовать себя частью библиотечной жизни. Конечно, на первом месте и сейчас стоят книги и чтение, но современные молодые люди хотят чего-нибудь необычного.

Именно поэтому Максатихинская библиотека «рушит свои стены» и выходит вместе с читательским активом в поселок! Но не просто погулять! Молодые люди, читатели и библиотекари принимают участие в подготовке и проведении книжных акций и молодежных библиотечных флешмобов.

Прежде всего, библиотека должна быть современной.

Интерес к чтению молодежи можно развить новой, интересной, качественной литературой. А для того чтобы угадать ожидания молодежи, библиотека привлекает молодых людей к формированию фонда через всевозможные акции и опросы.

Библиотека является площадкой для тематических встреч и интересных клубов, поддерживает творческие инициативы молодежи (выставки рисунков и фотографий).

Стоит отметить, что молодежь ХХ I века большую часть информации черпает из глобальной сети Интернет.

Социальные сети для молодых людей это целый мир, где они знакомятся, общаются, учатся, развлекаются и получают нужную им информацию. Опираясь на это, библиотека создала виртуальное библиотечное пространство удобное и полезное для молодежи. Библиотека находимся в тех местах глобальной сети, где молодежь чаще всего проводит свое время (социальная сеть ВКонтакте). У библиотеки есть свой сайт и форум.

Своей миссией МКУК «Максатихинская МЦБ» считает наиболее полное удовлетворение информационных и культурных потребностей населения, содействие образовательному процессу подрастающего поколения.

Анализ рекламной деятельности отдела, службы библиотеки

Библиотека, как информационное, досуговое, образовательное учреждение нуждается в рекламе своей деятельности: рекламе библиографической продукции, услуг, инновационной деятельности и т.д.

Библиотечная реклама – не дань моде и имеет не только практическое значение, одновременно это свидетельство того, что библиотека ориентирована на человека.

Библиотекам нужно постоянно напоминать о себе в любых местах скопления людей — независимо от того, расположены ли они рядом с ней или удалены от нее.

Библиотечная реклама должна быть везде и именно там, где есть ее адресаты.

Каждая библиотека обязана, иначе быть не может, отказаться от роли пассивного хранителя информации и предложить свои информационные услуги через печать, местное радио, телевидение и т.д.

За время прохождения производственной практики мной был составлен информационно-библиографический буклет: «Поэты не рождаются случайно…» к 125-летию со дня рождения русского поэта, прозаика и переводчика Б.Л. Пастернака. В малом библиографическом пособии представлена информация о том, какие книги автора можно найти в фонде Малышевской сельской библиотеки. (см. Приложение № 16).

МКУК «Максатихинская МЦБ» сотрудничает с районной газетой «Вести Максатихи», где публикуются статьи о проведенных мероприятиях в библиотеке и ее филиалах.

Средства печатной рекламы в библиотеке: листовки, афиши, буклеты, каталоги.

Одно из главных преимуществ печатных средств связано с возможностью одновременно обратиться к широкой аудитории.

Он позиционируется как визитная карточка, представляющая библиотеку во внешнем мире. Позволяет ей знакомить всех заинтересованных пользователей Интернета с информацией о себе и о предоставляемых библиотекой информационных ресурсах и услугах, предлагает обсуждать различные проблемы, участвовать пользователям в различных проектах и мероприятиях библиотеки.

Так же на сайте имеется информация о каждой библиотеке-филиале.

«Фотография» одного рабочего дня

(см. Приложение № 17) на CD диске.

Подготовка/проведение массовых мероприятий, написание сценариев массовых мероприятий по плану работы библиотеки-базы практики

Паспорт массового мероприятия.

Дата проведения : « 20 » февраля 201 5 г.

Название мероприятия: « День защитника Отечества»

Форма проведения мероприятия: Тематическая программа

Место проведения мероприятия: Малышевский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Количество присутствующих: 16 человек.

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую схему:

Ознакомиться с проведенным мероприятием и сценарием к нему можно в Приложении № 18.

Участие в работе клубов при библиотеке

Клуб – это добровольное объединение людей на основе единства интересов к определенным проблемам: общественным, техническим, литературным, музыкальным и т.д. Клуб – место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.

При МКУК «Максатихинской МЦБ» Максатихинского района постоянно работают клубы:

«Клуб молодого избирателя»;

«Основа православной культуры;

Библиотекарь поставила цель: организовать досуг людей пожилого возраста, проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов и создать позитивный образ сельской библиотеки как центра чтения, информации и досуга.

— создание теплой доброжелательной атмосферы;

— объединение людей, имеющих общие интересы и увлечения,

— использование творческого потенциала членов клуба;

— привлечение новых читателей в библиотеку.

Для пожилых людей библиотечный клуб единственное место приятных и полезных встреч.

Отзывы членов клуба (12 человек) говорят о том, насколько необходима такая работа с людьми преклонного возраста.

В общении с пожилыми людьми учитываются их потребности и интересы.

На базе клуба проходятся досуговые мероприятия познавательного характера, всевозможные праздники, члены клуба знакомятся с художественной и научно-популярной литературой.

В программу клуба входит:

— обзор новых изданий, поступлений в библиотеку,

— обсуждение заранее объявленных тем,

— проведение интересующих пожилых людей мероприятий,

— анонс следующих заседаний клуба.

Девиз клуба: «Век живи – век учись».

На заседаниях клуба оживленно, интересно, каждый присутствующий хочет поучаствовать в конкурсах, высказать свое мнение, поделиться опытом, да и просто пообщаться.

отчет по практике в библиотеке образец. 0. отчет по практике в библиотеке образец фото. отчет по практике в библиотеке образец-0. картинка отчет по практике в библиотеке образец. картинка 0. Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:45, отчет по практикеотчет по практике в библиотеке образец. 1. отчет по практике в библиотеке образец фото. отчет по практике в библиотеке образец-1. картинка отчет по практике в библиотеке образец. картинка 1. Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:45, отчет по практике

Встречи участников клуба проходят два раза в месяц, как в библиотеке, так и в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Создание мультимедийных презентаций с целью использования их в массовых мероприятиях

(см. Приложение № 19) на CD диске.

Знакомство с системой электронных информационных ресурсов библиотеки-базы практики

Отличительной чертой сегодняшнего этапа развития общества является то, что информация существует как в традиционной печатной, так и в электронной форме.

В настоящее время вместе с развитием информационных технологий появились и активно развиваются электронные источники информации – электронные библиотеки, электронные журналы, книги, информационные системы, электронные коллекции, фактографические, библиографические и полнотекстовые базы данных.

МКУК «Максатихинская МЦБ» Максатихинского района оснащена достаточными и современными техническими средствами.

Имеются компьютеры, подключенные к локальной сети. Для удовлетворения запросов читателей в библиотеке имеются средства для воспроизведения документов – сканер, принтер, копир. Библиотека оборудована беспроводной зоной доступа в Интернет (WIFI).

Максатихинская библиотека активно участвует в создании единого информационного пространства библиотек Тверской области.

Библиотека начала формировать свой электронный каталог с 2011 года. На 2014 год в ЭК внесено 7000 библиографических записей.

В результате изученного практического и теоретического материала в ходе прохождения производственной практики были получены следующие профессиональные навыки и умения:

1. умение совместно работать с отдельными лицами и группами внутри и вне библиотеки;

2. умение понять, в чем именно нуждается пользователь;

3. информационные навыки и умение работать с информацией;

4. знание материалов, составляющих библиотечный фонд, и умение находить их;

5. умение отвечать на справочно-информационные запросы с помощью соответствующих материалов;

6. претворять в жизнь программы пропаганды чтения и культурные мероприятия;

7. вырабатывать политику и план комплектования библиотечных ресурсов;

8. каталогизировать и классифицировать библиотечные материалы;

9. уметь работать с техникой при поиске и передаче информации и мн. др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *