отчет об устранении несоответствий критериям аккредитации образец
10-05 Аккредитованное лицо проходит процедуру подтверждения компетентности, акт экспертизы по такой государственной услуге находится на рассмотрении структурных подразделений Росаккредитации. Как будут приниматься решения по таким государственным услугам?
Решение в части процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в 2020 г. будет приниматься в соответствии с требованиями Закона № 412-ФЗ с учетом положений Постановления № 440, а именно в случае выявления по результатам оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации несоответствий аккредитованного лица требованиям критериев аккредитации, в том числе относящихся к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, Росаккредитация будет принимать решения в соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 24 Закона № 412-ФЗ о направлении перечня несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации. Обращаем внимание, что в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 23 Закона № 412-ФЗ неполучение национальным органом по аккредитации в установленный срок отчета аккредитованного лица об устранении выявленных в ходе процедуры подтверждения компетентности несоответствий критериям аккредитации, а также неустранение аккредитованным лицом несоответствий критериям аккредитации, выявленных по результатам проверки предоставленного отчета в соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 24 Закона № 412-ФЗ, влечет приостановление действия аккредитации.
Пример: При осуществлении оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации установлено отсутствие единицы испытательного оборудования, с применением которого проводятся работы в части 3 методик утвержденной области аккредитации, установлено несоответствие пункту 21 критериев аккредитации. В отношении выявленного несоответствия в соответствии с перечнем несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, действие аккредитации аккредитованного лица должно быть приостановлено в отношении определенной части области аккредитации, однако, принимая во внимание положения пункта 4 приложения № 11 к Постановлению № 440, Росаккредитацией будет принято решение о направлении перечня несоответствий критериям аккредитации, без приостановления действия аккредитации.
В адрес аккредитованного лица будет направлено уведомление о завершении процедуры подтверждения компетентности и направлен перечень несоответствий с указанием срока устранения выявленных несоответствий.
Отчет об устранении несоответствий критериям аккредитации образец
12 октября 2020 года,
регистрационный N 60332
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной
службы по аккредитации
от 29 апреля 2020 года N 84
Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, прекращению действия аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц
I. Общие положения
Предмет регулирования административного регламента
Круг заявителей
2. Заявителями на предоставление государственной услуги в части аккредитации могут быть российские юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, а также иностранные организации, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, претендующие на аккредитацию.
Заявителями на предоставление государственной услуги в части подтверждения компетентности аккредитованных лиц могут быть аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено.
Заявителями на предоставление государственных услуг в части сокращения области аккредитации, прекращения действия аккредитации и внесения изменений в сведения реестра аккредитованных лиц могут быть аккредитованные лица, действие аккредитации которых не прекращено.
Заявителями на предоставление государственных услуг в части расширения, сокращения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованных лиц и внесения изменений в сведения реестра аккредитованных лиц также могут быть иностранные организации, получившие аккредитацию в национальной системе аккредитации, действие аккредитации которых не прекращено.
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
4. Информирование о предоставлении Росаккредитацией государственной услуги осуществляется:
непосредственно Росаккредитацией с использованием информационно-коммуникационных технологий;
посредством использования телефонной, почтовой связи, а также электронной почты;
Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также отказ в предоставлении государственной услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на Едином портале.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
5. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширение, сокращение области аккредитации, подтверждение компетентности аккредитованных лиц, прекращение действия аккредитации, внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц.
Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу
6. Предоставление государственной услуги осуществляется центральным аппаратом Росаккредитации.
7. При предоставлении государственной услуги в части аккредитации, расширения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица Росаккредитацией осуществляется:
межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации;
взаимодействие с экспертами по аккредитации, техническими экспертами, экспертными организациями, обеспечивающими оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг.
8. Росаккредитация не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2018, N 40, ст.6129; 2020, N 1, ст.51).
Описание результата предоставления государственной услуги
9. Результатом предоставления государственной услуги является:
аккредитация или отказ в аккредитации;
расширение области аккредитации или отказ в расширении области аккредитации;
сокращение области аккредитации или отказ в сокращении области аккредитации;
подтверждение компетентности аккредитованного лица;
завершение прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и приостановление действия аккредитации;
завершение прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и направление перечня несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации;
внесение изменений в сведения реестра аккредитованных лиц или отказ во внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц;
прекращение действия аккредитации по заявлению аккредитованного лица или отказ в прекращении действия аккредитации;
прекращение по заявлению заявителя предоставления государственной услуги.
Срок предоставления государственной услуги
10. Решение об аккредитации, о расширении области аккредитации или об отказе в аккредитации, в расширении области аккредитации принимается Росаккредитацией в течение 100 рабочих дней со дня приема у заявителя соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов.
В общий срок осуществления аккредитации, расширения области аккредитации не включаются сроки приостановления осуществления аккредитации в соответствии с частями 17 и 29 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ.
В случае ненаправления экспертом по аккредитации предложений о привлечении технических экспертов для включения их в состав экспертной группы, либо направления предложений, не содержащих согласия технических экспертов на проведение экспертизы представленных заявителем документов и сведений и выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации, либо отказа эксперта по аккредитации от проведения экспертизы представленных заявителем документов и сведений или от выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации (100 рабочих дней) каждый раз увеличивается на 15 рабочих дней (но не более 5 раз).
Общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации увеличивается на 10 рабочих дней в случае, если заявителем представлены в Росаккредитацию документы и (или) сведения, подтверждающие устранение им несоответствий критериям аккредитации, в соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ и проверка указанных документов и (или) сведений осуществлена Росаккредитацией в течение 10 рабочих дней со дня их получения.
В случае нарушения экспертом по аккредитации установленных частями 15 и 25 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ сроков подготовки и утверждения экспертного заключения, акта выездной экспертизы, а также подписания документа, содержащего описание области аккредитации, общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации (100 рабочих дней) увеличивается на срок, на который экспертом по аккредитации превышены указанные сроки.
В случае если для принятия решения в соответствии с частями 28 и 30 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ требуется проведение дополнительного рассмотрения материалов, получение пояснений от экспертной группы и ответов на запросы, в том числе по причине наличия признаков, свидетельствующих о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации, а также о представленных экспертной группой заведомо ложных и (или) недостоверных экспертного заключения, акта выездной экспертизы или документа, содержащего описание области аккредитации, или заключения об оценке устранения заявителем выявленных несоответствий критериям аккредитации, общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации увеличивается на 20 рабочих дней.
В случае представления экспертом по аккредитации в Росаккредитацию материалов, подтверждающих устранение заявителем, аккредитованным лицом несоответствий критериям аккредитации, в соответствии с частью 30 статьи 17 Федерального закона N 412-ФЗ проверка указанных материалов осуществляется Росаккредитацией в течение 20 рабочих дней со дня их получения. При этом общий срок процедуры аккредитации, расширения аккредитации увеличивается на 20 рабочих дней.
11. Общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица составляет 95 рабочих дней со дня приема заявления до дня принятия решения в соответствии с частью 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ в следующих случаях:
если компетентность подтверждается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ;
если аккредитованное лицо проходит процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ вместе с процедурой расширения области аккредитации в соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ.
Общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица составляет 70 рабочих дней со дня приема заявления до дня принятия решения в соответствии с частью 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ (если аккредитованное лицо проходит процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ, в том числе если в соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ вместе с указанной процедурой подтверждения компетентности аккредитованное лицо проходит процедуру внесения изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, в связи с изменением места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица).
В общий срок процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица (95 или 70 рабочих дней) не включаются сроки подготовки и утверждения экспертом по аккредитации акта экспертизы, а также подписания документа, содержащего описание области аккредитации, в части превышения сроков подготовки и утверждения акта экспертизы (в случае нарушения этих сроков экспертом по аккредитации).
В случае ненаправления экспертом по аккредитации предложений о привлечении технических экспертов для включения их в состав экспертной группы, либо направления предложений, не содержащих согласия технических экспертов на проведение экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, либо отказа эксперта по аккредитации от проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений или от выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации общий срок осуществления подтверждения компетентности каждый раз увеличивается на 15 рабочих дней (но не более 5 раз).
В случае если для принятия решения в соответствии с частью 19 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ требуется проведение дополнительного рассмотрения материалов, получение пояснений от экспертной группы и ответов на запросы, в том числе по причине наличия признаков, свидетельствующих о представлении заведомо ложных и (или) недостоверных документов, подтверждающих соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации, а также о заведомо ложных и (или) недостоверных представленных экспертной группой акта экспертизы или документа, содержащего описание области аккредитации, общий срок процедуры подтверждения компетентности увеличивается на 20 рабочих дней.
12. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ, срок процедур по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности продлевается на срок, прошедший со дня утверждения первоначального состава экспертной группы до дня определения Росаккредитацией нового эксперта по аккредитации.
13. В случае если заявитель или аккредитованное лицо осуществляют деятельность в области аккредитации по 3 или более адресам осуществления деятельности, общий срок процедуры по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованного лица, предусмотренный пунктами 10 и 11 Административного регламента, увеличивается на 5 рабочих дней в отношении каждого дополнительного адреса места осуществления деятельности (в части соответствующего увеличения сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации на 5 рабочих дней, выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации на 5 рабочих дней, документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации на 5 рабочих дней в совокупности).
Росаккредитация подвела итоги контрольной и судебной работы за январь-август 2021 года
В январе-августе 2021 г. Федеральной службой по аккредитации проведено 259 проверок деятельности аккредитованных лиц:
147 – в целях оценки устранения несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности. По результатам таких проверок устранены нарушения в 85% случаях;
36 – во исполнение поручения Правительства Российской Федерации;
15 – на основании обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации;
54 – в рамках оценки выполнения ранее выданных Службой предписаний.
Кроме того, 7 проверок проведено на основании выявления индикаторов риска нарушений обязательных требований.
По результатам проверок выявлены нарушения в деятельности 57 аккредитованных лиц и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
По фактам нарушений, выявленных в ходе проведения проверочных мероприятий, приняты решения о приостановлении действия аккредитации 48 аккредитованных лиц: 16 органов по сертификации, 28 испытательных лабораторий, 4 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений.
В связи с невозможностью проведения внеплановых выездных проверок в отношении аккредитованных лиц приняты решения о приостановлении действия аккредитации 6 аккредитованных лиц: 3 органов по сертификации, 1 испытательной лаборатории, 2 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований приводим наиболее распространенные нарушения, допускаемые органами по сертификации:
несоблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия;
несоблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества в части правил документооборота.
Примеры наиболее распространенных нарушений, допущенных испытательными лабораториями:
проведение испытаний (исследований) и измерений вне области аккредитации;
отсутствие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного и вспомогательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц;
несоблюдение испытательной лабораторией требований нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации.
Примеры наиболее распространенных нарушений, допущенных организациями, аккредитованными в области обеспечения единства измерений:
проведение поверки средств измерений вне области аккредитации;
несоблюдение требований к свидетельству о поверке, установленных Порядком проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 2510, частью 5 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ;
применение с целью оценки соответствия средств измерений, поверенных с нарушением требований части 2 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ (то есть не аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки данных средств измерений организаций).
Прекращено действие аккредитации 11 организаций:
8 – в связи с неисполнением ранее выданного предписания;
2 – в связи с неустранением несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности;
1 – в связи с непоступлением отчета об устранении выявленных несоответствий критериям аккредитации.
За отчетный период вынесено 196 судебных актов о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
О вступлении в силу перечней несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации или приостановление ее действия
18 марта вступает в силу приказ Минэкономразвития России от 18.01.2019 № 14 (далее – Приказ), утверждающий Перечень несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации (далее – Перечни несоответствий).
Издание Приказа является еще одним шагом в реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Федеральным законом от 29.07.2018 № 262-ФЗ, направленных на комплексное совершенствование национальной системы аккредитации.
Перечни несоответствий содержат исчерпывающие нарушения, совершение которых влечет за собой отказ в аккредитации (для заявителей) или приостановление действия аккредитации (для аккредитованных лиц). Так, к несоответствиям заявителя критериям аккредитации, влекущим за собой отказ в аккредитации, относится несоблюдение требований:
Перечень несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, включает несоответствия аккредитованного лица:
Требования, предъявляемые к аккредитованным лицам во многом аналогичны требованиям, предъявляемым к заявителям на аккредитацию. К ним равно отнесены требования:
Вместе с тем, при прохождении процедуры подтверждения компетентности предусмотрены случаи приостановления аккредитации при отсутствии у аккредитованного лица сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», права на доменное имя которого принадлежат аккредитованному лицу.
При осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц действие аккредитации приостанавливается в том числе в случае:
Признается утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 322 «Об утверждении Перечня нарушений, которые при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц влекут за собой приостановления действия аккредитации».
Чек-лист Росаккредитации для лабораторий и органов по сертификации
Не ошибаются те органы по оценке соответствия, которые не работают. Но одни ошибки могут стать причиной закрытия организации, а другие, если их вовремя устранить, останутся лишь в документах госконтролера. В любом случае о типовых нарушениях, которые выявляют специалисты Росаккредитации, стоит знать. Учиться на чужих ошибках значительно выгоднее, чем на своих.
О подтверждении компетентности и проверках
Начать стоит с того, что проверки Росаккредитации бывают двух типов – регулярные и внеплановые. Начнем с первых.
Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории подтверждают компетентность через год после аккредитации, повторяя процедуру каждые два года.
Эксперты анализируют систему менеджмента и техническую компетентность аккредитованного лица. Смотрят, что сделано органом по сертификации или испытательной лабораторией за период межоценочного интервала. Изучают архивы, «дела сертификатов», протоколы испытаний.
Процедура подтверждения компетентности проводится по заявлению аккредитованного лица.
Сейчас эксперты выезжают на место осуществления деятельности аккредитованного лица. До создания Росаккредитации они преимущественно выполняли свою работу дистанционно. Согласитесь, что проверка документов, направленных по почте, и обследование на месте – совершенно разные вещи. Оценка на месте позволяет определить реальную компетентность: уровень знаний и наличие навыков у специалистов.
Если речь идет о лаборатории, то эксперты проверяют наличие помещений, оборудования, средств измерений, необходимых для проведения испытаний в соответствии со всеми заявленными областями аккредитации.
На следующем этапе эксперты фиксируют несоответствия и классифицируют их как критические или некритические. Если нарушения серьезные – действие аккредитации приостанавливается. Перечень выявленных нарушений передается в Управление контроля Росаккредитации, а аккредитованные лица проводят корректирующие действия и готовят отчет по их выполнению. Чем быстрее устраняются несоответствия, тем быстрее возобновляется аккредитация.
Проверочные мероприятия, как и любой аудит, позволяют аккредитованному лицу стать компетентнее и создают «добавленную стоимость», приводя к усовершенствованию процессов и повышению удовлетворенности клиентов. Замечания нужно принимать как руководство к действию.
Нарушения в ходе подтверждения компетентности выявляются практически всегда
При этом в 90% случаев они устраняются, а действие аккредитации возобновляется. В этом и заключается профилактический эффект процедуры. Эффективность регулярных оценочных мероприятий измеряется долей аккредитованных лиц, сумевших устранить несоответствия. Чем больше эта цифра, тем лучше. Это значит, что компетентность аккредитованных лиц повышается
Если возникают подозрения, что аккредитованные лица нарушают критерии аккредитации, проводятся внеплановые проверки. Исторически сложилось, что преимущественным основанием для них являлись жалобы, поступающие в Росаккредитацию. Существенную их часть направляют не пострадавшие лица, чьи права ущемлены. Обычно это сами участники рынка услуг по оценке соответствия. Для них жалоба – инструмент конкурентной борьбы, зачастую недобросовестной.
В целях создания нового имиджа государственного контроля с прошлого года национальный орган по аккредитации активно внедряет риск-ориентированный подход при организации проверок. В 2018 году мы первыми из федеральных надзорных ведомств начали работать по индикаторам риска. И уже видим эффект.
Росаккредитация определяет сегменты рынка, где требуется вмешательство и где высок риск грубых нарушений. Ранее в таких случаях надзорные мероприятия проводились по отдельным распоряжениям Правительства. Этот механизм достаточно неповоротлив и не позволяет оперативно реагировать на нарушения. А ведь даже три месяца работы фирмы-однодневки позволяют ей с лихвой покрыть все издержки, связанные с аккредитацией. Внедрение риск-ориентированного подхода резко повысило эффективность работы: в ходе 86% проверочных мероприятий выявлены нарушения и выданы предписания об их устранении.
Справка
В 2017 году проведено 1214 проверок. Из них 832 – в целях оценки устранения несоответствия и в ходе процедуры подтверждения компетентности.
По поручению Правительства проведены 13 проверок, 226 – на основании обращений о возможных нарушениях законодательства об аккредитации, 143 – в рамках оценки выполнения выданных ранее предписаний. В 82% случаев Росаккредитация выявила нарушения и приняла меры реагирования
Для контрольной деятельности Росаккредитации приостановление аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий никогда не являлось самоцелью. Главное – профилактика и обеспечение правомерного поведения аккредитованных лиц. Наша задача – вовремя выявить признаки нарушений и проинформировать об этом, в том числе направив предостережения о недопустимости нарушения установленных требований.
Наилучший результат, если аккредитованное лицо само исправляется: отменяет сертификаты, выданные с нарушениями, проводит внеплановый инспекционный контроль. Во-первых, это позволяет экономить ресурсы надзорного ведомства, сосредоточив их на других серьезных нарушениях. Во-вторых, не создает неоправданного административного давления на аккредитованных лиц, готовых исправить ошибки.
Справка
Всех участников рынка – производителей, потребителей, надзорные органы – интересует безопасность продукции и наличие на нее достоверного сертификата.
В 2015 году количество сертификатов, отмененных по результатам проверочных мероприятий, составляло единицы. В 2016 году выявлено более 200 сертификатов и более 230 протоколов испытаний, выданных с нарушениями, действие 10 сертификатов прекращено. В 2017 году количество таких сертификатов составило 2500. Учитывая, что ежегодно в стране выдается порядка 150 тыс. сертификатов, действие более 5% из них прекращается, причем каждый третий сертификат – по предписаниям Росаккредитации.
О самых распространенных нарушениях
Нарушение первое: иллюзорные испытания
Отсутствие у испытательных лабораторий оборудования, средств измерений, стандартных образцов и материальных ресурсов, необходимых для осуществления работы в соответствии с действующей областью аккредитации
Серьезное нарушение, поскольку испытания в данном случае не проводятся. Испытательные лаборатории, не имеющие необходимого оборудования, исключаются из Реестра аккредитованных лиц.
Как же такие лаборатории вообще могли пройти аккредитацию? Зафиксированы случаи, когда при аккредитации оборудование предоставляется, а затем перевозится в другое место. Бывает, что по одному адресу зарегистрировано несколько аккредитованных лиц. Таких лабораторий немного, но на них приходится основной объем фальсифицированных бумаг. Работа по выявлению таких юрлиц практически завершена, и их противоправная деятельность в ближайшее время будет окончательно пресечена.
Зачастую сотрудникам Росаккредитации приходится проявлять изобретательность. Например, чтобы проверить информацию о том, что испытания не проводились, специалисты службы анализируют потребление электроэнергии. Выявлялись случаи, когда лаборатории, выпускающие тысячи протоколов в месяц, потребляли меньше электроэнергии, чем бытовой холодильник. Притом что необходимое для таких испытаний оборудование достаточно энергозатратное. Это является косвенным доказательством, подтверждающим, что испытания не проводились.
Или другой пример: при испытаниях на прочность цемент застывает в течение 28 дней, а сертификат на него был выдан за меньший срок – это явное нарушение. То же самое можно сказать и о сертификатах на колесные диски, выдаваемые в гораздо более короткие сроки, чем предусмотрено методикой испытаний. Это достаточно длительные работы, в ходе которых колесо должно покрутиться на барабанах, пройти испытания в камере солевого тумана.
Довольно часто лаборатории арендуют дорогостоящее и технически сложное оборудование, например безэховую камеру, необходимое для проведения испытаний согласно заявленной области аккредитации
Деятельность организаций, которые этим грешили, приостановлена, либо их область аккредитации сокращена. Большинство же испытательных лабораторий работают добросовестно и за время, отведенное им на исправление нарушений, докупают недостающее оборудование, и в итоге можно наблюдать рост их измерительных возможностей.
Отсутствие аккредитованного лица по месту осуществления деятельности
В ходе проверочных мероприятий выясняется, что лаборатории, якобы выдавшие протоколы испытаний, физически отсутствуют по указанному месту работы. Мы выявили широкий пул органов по сертификации, которые пользовались протоколами этих псевдолабораторий. Конечно, по ГОСТу работа и по субподряду, и с контрагентами, в том числе испытательными лабораториями, не запрещена. Но орган по сертификации должен отвечать за их работу.
А когда орган заявляет, что его не пускают в испытательную лабораторию, звучит это как минимум странно. Иногда количество сертификатов, выданных на основании таких протоколов, исчисляется сотнями. Поэтому исполнение предписания Росаккредитации отменить действие всех таких сертификатов стало бы для органа по сертификации экономическим самоубийством.
Если испытательная лаборатория должна быть «привязана» к месту осуществления деятельности и к своему оборудованию, то для органов по сертификации такими «якорями» являются специалисты
Федеральная служба по аккредитации подготовила поправки в критерии, закрепляющие каждого эксперта за одним органом по сертификации. Это является условием для включения в Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Евразийского экономического союза.
Нарушение требований технического регулирования, правил выполнения работ по оценке соответствия
Этот тип нарушений тесно связан с отраслевой спецификой. В техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» описаны схемы сертификации и правила оформления сертификата на основании одобрения типа транспортного средства. Но зафиксированы случаи, когда сертификаты на компоненты китайского происхождения для российских транспортных средств выданы без испытаний.
Сертификация таких запчастей возможна только в том случае, если они поставляются официальными поставщиками изготовителя либо идентичны этим запчастям. По ряду косвенных признаков эксперты Росаккредитации убедились, что это не так. У российских производителей запросили информацию. Они подтвердили, что им такие компоненты не поставляются.
В данном случае речь шла о дешевых китайских подделках, которые не прошли испытания. На этом основании сертификаты были отменены.
Бывает и так, что Росаккредитация отменяет сертификат, а заявители идут «сертифицироваться» в другое место. На помощь приходит Федеральная таможенная служба, представители которой обращаются в суд, после чего сертификаты признаются недействительными.
Нарушение четвертое: вне зоны действия
Оказание услуг вне области аккредитации
Распространена практика проведения аккредитованными лабораториями испытаний по показателям, которых нет в области аккредитации. При этом в шапке протокола испытаний указывается, что лаборатория аккредитована в национальной системе. Таким образом, заказчик вводится в заблуждение. Подобную практику Росаккредитация жестко пресекает. Административная ответственность за такое нарушение предполагает штраф в размере 400 тыс. руб.
Этой административной ответственности опасаются лаборатории, в том числе и государственные, которые проводят реальные испытания. Дело в том, что не все технические регламенты обеспечены методиками испытаний (измерений) и измерений на 100%. Иногда лабораториям приходится распространять методику на схожие группы продукции, которые в ней не указаны. Это предусмотрено стандартом и обеспечивается процедурой расширения области применения и валидации.
Справка
ГОСТы, методические указания и рекомендации на методы испытаний, включенные в перечни документов нескольких технических регламентов Таможенного союза:
• ГОСТ 22648-77 (ТР ТС 005/2011, ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 009/2011, ТР ТС 017/2011);
• МУК 4.1.617-96 (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 017/2011);
• МУК 4.1.580-96 (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 017/2011);
• МР 01.022-07 (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 017/2011)
Нарушение пятое: компетенция подкачала
Несоответствие персонала квалификационным требованиям
В критериях аккредитации невозможно детально прописать, какое образование нужно иметь специалисту. Например, по взрывозащищенному оборудованию аккредитовывался эксперт, обладающий необходимым инженерным образованием, но получено оно в полиграфическом институте.
В ходе надзорных мероприятий деятельность организации приостановлена как не соответствующая требованиям, предъявляемым к персоналу. Сейчас эта проблема решена: на сайте службы опубликованы разъяснения о надлежащем образовании экспертов при работе по оценке соответствия взрывозащищенного оборудования.
Предоставление недостоверных сведений в Единый реестр аккредитованных лиц
Зачастую, чтобы скрыть серые схемы работы, выполненной задним числом, нарушения аккредитованными лицами допускаются сознательно: сведения либо не вносятся, либо вносятся с нарушением сроков. Согласно установленному порядку сведения о протоколе должны вноситься в течение трех дней после принятой заявки.
Проверить это сложно. Выявленные неоднократные нарушения приведут к приостановлению действия аккредитации. Пока Росаккредитация действие ни одного аттестата исключительно на таком основании не приостанавливала, но база нарушений формируется, предостережения аккредитованным лицам направляются.
Ошибки – повод пересмотреть подход к работе и отладить процессы
Как показывает статистика, органов по оценке соответствия, следующих этому принципу, с каждым годом становится больше. Это хороший знак, сигнализирующий о повышении сознательности участников рынка.
заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации