ощущение брошенности в отношениях
Вам одиноко в отношениях? Или просто так кажется?
Находясь в отношениях можно ничуть не меньше испытывать чувство одиночества, чем будучи одним. И это кажется странным, ведь мы же проводим много времени вместе. В такие моменты сложно заметить, что в эмоциональном плане мы одиноки. Возникает ощущение, что чего-то не хватает, нет радости, но в чём именно причина — понять не получается.
Давайте разберемся, какие бывают признаки эмоциональной брошенности.
Люди склонны чувствовать себя брошенными, сталкиваясь с отсутствием заботы, пренебрежением к себе, а также связывая это с увеличением физической дистанции между партнерами. Например, в случае развода, болезни или смерти супруга. Но эмоциональная брошенность не сильно связанна с физическим расстоянием. Это состояние можно переживать и когда вы лежите рядом в одной кровати, но ощущаете, как будто вы очень далеко друг от друга и не можете разделить свои переживания.
Исследования и опросы в сфере семейных отношений говорят о том, что более 40% супружеских пар страдают от чувства одиночества в отношениях.
Каковы наши эмоциональные потребности
Часто мы не задумываемся о своих эмоциональных потребностях – просто чувствуем, что чего-то не хватает. Можем ощущать себя неуверенно, одиноко, все время в чем-то нуждающимися.
Важно отличать социальное и эмоциональное одиночество. Наша социальная и общественная жизнь может быть очень насыщенной, а нам по-прежнему будет не хватать эмоциональной близости со своей второй половинкой.
У нас есть много эмоциональных потребностей в близких и интимных отношениях. Интенсивность этих потребностей будет меняться от степени нашей привязанности. Вот основные:
Когда же в паре присутствуют конфликты, оскорбления, разного рода зависимости или измены — эти потребности часто остаются неудовлетворёнными. Также зависимостями считаются и такие виды компульсивного поведения, как трудо- или шопоголизм. В этих отношениях часто есть острая нехватка близости, но партнерам бывает очень сложно это заметить и признаться себе в таком дефиците.
Причины эмоциональной брошенности
В здоровых отношениях также бывают моменты, дни и даже периоды эмоциональной отдаленности.
Для поддержания живого и здорового эмоционального фона в отношениях необходимо прилагать усилия и уделять достаточно времени обсуждению событий, которые происходят в жизни, говорить о своих чувствах друг к другу.
Вред отношениям наносят такие способы общения, когда партнеры не делятся своими эмоциями, не выслушивают и не проявляют взаимный интерес.
Постоянно ощущая себя проигнорированными, непонятыми или неценными, такой партнер начнет все реже и реже инициировать всякое общение и со временем обнаружит, что живет эмоционально порознь.
Обиды могут легко накапливаться, особенно, когда боль и злость не выражается. Результатом будет эмоциональное отдаление, взаимная критика, всяческие колкости и задевающие комментарии.
Изначально, привычка отрицать или стыдится проявлять свои чувства возникает в детстве, когда ребенок долго находится в эмоциональной изоляции. В будущем это приводит к проблемам в общении и построении близких отношений. Чаще всего, этот стыд или страх не осознается уже взрослым человеком. Например, эмоциональное дистанцирование может случаться после спонтанного сближения или секса. Один из партнёров может резко физически отдаляться или не разговаривать, или же, наоборот, начинать забалтывать свои истинные чувства. И у другого это, скорее всего, вызовет ощущение брошенности и одиночества. В процессе семейной психотерапии парам удается говорить про такие амбивалентные чувства и сложные переживания.
Родом из детства
Хорошее воспитание дает ребенку внутреннее ощущение безопасности и знания, что он любим и принят в своей уникальности обеими родителями, и что родителям интересно с ним взаимодействовать и быть в отношениях. Травма эмоциональной брошенности возникает, когда родителям не удается удовлетворить эти потребности и создать такое чувство у ребенка.
Так бывает, что мать (или тот, кто выполняет её функции) не может эмоционально присутствовать в контакте с ребенком в необходимой мере.
Она может таким способом повторять свой собственный детский опыт, или же так может выражаться её депрессивное состояние или накопленный стресс. Для полноценного развития ребенку крайне важно, чтобы мать со-настроилась с его переживаниями и отразила их ему. Она же может демонстрировать постоянную занятость, холод или невозможность эмпатически реагировать на разные состояния ребенка. Он начитает чувствовать себя одиноким, отвергнутым и опустошенным. Ситуация может быть и противоположной – мать может уделять ребенку слишком много внимания, но это не будет соответствовать его текущим потребностям и состоянию.
В детстве можно и не догадываться, что родители вас эмоционально бросили. Особенно, если с удовлетворением материальных потребностей все было более-менее в порядке.
Клиенты в процессе психотерапии часто делятся воспоминаниями, как в детстве в семье их часто не понимали или даже отвергали. Они чувствовали себя какими-то неправильными, не такими, аутсайдерами. Примерно так может описываться и переживаться травма исчезновения.
Что-то подобное может происходить и когда родитель ожидает помощи и перекладывает на ребенка несоответствующие возрасту обязанности. Ребенку приходится подавить свои истинные чувства и потребности, чтобы удовлетворить потребности взрослого.
Редкие случаи отвержения в детстве не могут существенно повлиять на здоровое психоэмоциональное развитие. Вредит регулярное проявление такого поведения со стороны родителей.
Возникает глубокое внутреннее чувство стыда за себя, что приводит к проблемам с эмоциональной близостью и созависимости во взрослых отношениях. Мы можем эмоционально отсутствовать, или же нас будет парадоксальным образом тянуть к таким людям, они нам будут казаться привлекательными. Возникает риск повторять цикл отвергающих отношений и повторно чувствовать себя брошенным.
Артём Бычков (bychkov.com.ua)
Использование материалов возможно только с указанием активной ссылки на сайт.
Комплекс Брошенности
Комментарии 0
Мне нравится 7
Покинутость это состояние, в котором мы чувствуем себя одинокими, печальными и несчастными.
Но бывает и так, что люди чувствуют себя брошенными, когда для этого нет видимого повода. Одно из объяснений такого чувства это покинутость в раннем детстве.
Большинство людей не осознают связи чувства покинутости в взрослом возрасте с переживанием покинутости в детстве. Для проработки комплекса покинутости или брошенности нужно распознавать его проявления.
Характерные особенности проявления комплекса брошенности.
Было покидание в прошлой или в настоящей жизни, неважно, симптомы покинутости у всех примерно одинаковые и проявляются в различных сочетаниях. Термин Комплекс обозначает совокупность признаков, которые могут проявляться вместе или по отдельности, причем наличие одного проявления, говорит о том, что есть и другие симптомы но, в скрытой форме.
1.Рядом со страдающим симптомом покинутости обязательно оказываются люди, которые постоянно будут Покидать. Любовный треугольник- один их примеров. Доза брошенности гарантирована в течение долгого времени. Или другой пример: Мужчина 40 года, запрос в терапии-депрессия, потеря жизненной энергии. Предприниматель, есть жена, ребенок. Внешне все хорошо. По его мнению, главные причины его беспокойства в том, что его партнеры по бизнесу не платят вовремя, он вынужден ждать платежи и из-за отсутствия средств не может расплатиться со своими сотрудниками, которые выполняли работу заказчика. В детстве клиент мало видел родителей. Оба родителя постоянно были на работе. Летом на все три месяца отправляли его в лагеря. Он с улыбкой рассказывает о своих приключениях в лагерях, как он налаживал отношения. Т.е налицо ситуация брошенности. Его бросают и он бросает. мы понимаем, что он компульсивно находит себе партнеров, которые не платят (не любят), что он постоянно кому-то должен, ждет, подстраивается под других. Это то же, что происходило с ним в детстве, только с другими действующими лицами.
2. Страх разлуки. В детстве, когда ребенка например отдавали в детский сад и мать и ребенок тяжело переживали расставания. Став взрослым человек как бы дает себе зарок никогда ни с кем не ссориться, не расставаться. Например стать незаменимым на работе, сделать зависимыми от себя ребенка или близких.
3. Соблазнять как можно больше представителей противоположного пола, чтобы ощущать себя желанным. Пример «Казанова». Фильм Дон Жуан де Марко 1995 г.
4. Жажда любви и внимания, привлечение его различными способами.
5. Бросить первым. Бросающий бросает первым бессознательно, потому что боль от травмы покидания настолько сильна, что он либо избегает повторения ситуации брошенности, либо проецирует свою боль на бросаемого.
6. крайняя чувствительность к любому отказу или потере,
Насколько возможно, он приспосабливается к ожиданиям других, избегает ситуаций, где бы он переживал отказ или непринятость.
8. не способность осознавать свою самоценность, развиваться и становиться самостоятельным. Другие могут, а у меня не получается.
10. Тенденция к отстранению. Люди с нарушенной способностью любить себя отстраняются от окружающих и склонны к затворничеству (нет подруг).
11. Отказ от своих чувств-типичный пример поведения брошенности.
Покинутость может быть в «хороших» семьях, когда ребенка физически не покидают, а наоборот «воспитывают». Т.е. воспитывают в соответствии со своими идеалами, а чувства ребенка в расчет не принимаются «мама лучше знает». Это эмоциональное покидание. Когда чувства ребенка не замечают или не принимают, ребенок переживает недостаток безопасности и чувствует себя эмоционально брошенным. Это закладывает у него неуверенность по поводу собственных чувств, неуверенность в том, что они нужны и что они у него есть. Брошенные дети в раннем возрасте научились игнорировать свои чувства. Если в семье какие-то чувства не принимаются, то ребенок также отказывается от этих чувств.
У клиентки сформировалось ощущение себя как некрасивой, неспособной девушки, хуже других и у нее нет подруг, или есть такие «подруги», которые сами не выражают желание дружить с ней. Объективно, она привлекательная, умная женщина.
Она прошла у меня три регрессии, в первых двух были трагические события оставленности, в третьей все более спокойно.
12. Не чувствуют свои чувства и чувства других
Пример: Клиентка 57 лет. Запрос- хочу анализировать себя. Анализирует свои сны, свои мысли, слова и словосочетания, которые возникают в ассоциациях на образы, но ни слова про чувства, у нее все хорошо, она анализирует свои мысли.
В контрпереносе я чувствую подавленность, страх сказать хоть слово про чувства. Это то, что она скрывает за интеллектуальными изысками. Практикующим регрессологам рекомендую особенно обращать внимание на свои чувства и ощущения при работе с клиентом. То, что вы чувствуете это неприятные чувства клиента. И это помогает больше понимать клиента.
14. Наличие гнева неадекватного ситуации. Даже ярость с возмущением. Гнев также можно рассматривать как плач по близости.
Ярость имеет причиной оскорбление величия-грандиозности. Грандиозность можно рассматривать как защиту от депрессии.
15. Депрессия, еще один симптом брошенности. Чувства подавленности, печали, уныния, безжизненности. С помощью депрессии неконтролируемый гнев держится под контролем, нет соприкосновения с другими неприятными чувствами. Депрессия свидетельствует о снижении самоценности. Нарушение самоценности в результате утраты матери. Утрата связей.
15. Психосоматическое заболевания-Подавленный гнев может не осознаваться и проявляться в виде головной боли или психосоматических заболеваний. Гнев направляется внутрь.
16. Фантазии о рае: ребенок нуждается в любящей матери и принимает ее безусловную любовь. Для взрослого невозможно найти такого человека, который одарил бы его безусловной любовью.Тем не менее эта жажда безусловной любви не уходит и становится бессознательной побудительной силой фантазий о рае. Фильм Великий Гэтсби с Леонардо ди Каприо.
18. страх клиента быть обманутым аналитиком.
возникает в результате несовпадения матери и ребенка. Нарушение причинено кем-то, обманувшим и покинувшем его.
Вот некоторые признаки поведения, по которым можно распознать проявление комплекса брошенности. С его помощью человек адаптируется и живет достаточно комфортно, но это состояние неустойчиво. Во взрослом возрасте комплекс активируется в реальных ситуациях брошенности или нестандартных ситуациях.
В понятии Дональда Винникота, быть брошенным означает покинутость до установления близости.
Для выживания человеку необходимо чувствовать безопасность. Если потребности ребенка не удовлетворяются в достаточной мере, он вынужден отказываться от удовлетворения некоторых своих потребностей, уменьшает их. Если ребенок слишком сильно приспосабливается, то он подавляет свою витальность. Так формируется ложное Я. И ложное Я скрывает истинное Я, и в конце концов оказывается, что истинное Я может выражать себя только через ложное. Т.е. происходит отказ от себя-самоотчуждение. В норме ложное Я помогает адаптироваться в обществе: быть вежливым, сдержанным, учиться, работать, налаживать связи с окружающим, строить семью и т.п. Ложное Я имеет защитную природу.
Для понимания природы формирования истинного и ложного Я, нужно рассматривать ребенка вместе с матерью. «достаточно хорошая мать», Это мать, которая отвечает на всемогущество ребенка и в некотором смысле придает значение детскому всемогуществу. Ребенок принимает внешний мир как дружелюбный и постепенно отказывается от всемогущества. Истинное Я с слабой психике младенца, начинает жить и развиваться, с опорой на силу, которая исходит от подтверждения его всемогущества.
Мать, не являющаяся достаточно хорошей, не способна сделать эффективным всемогущество ребенка и замещает уход подчинением поведения ребенка своей воле. Это первый шаг формирования ложного Я.
Под влиянием брошенности развиваются нарциссические, депрессивные и маниакальные, мазохистические характеры.
В своем докладе я ввела понятие брошенности, описала некоторые характерные проявления синдрома брошенности, источники возникновения и некоторые терапевтические цели.
Страх быть покинутым
КАК РАБОТАЕТ ОТТОРЖЕНИЕ, И ПОЧЕМУ МЫ ЧУВСТВУЕМ СЕБЯ ПОКИНУТЫМИ?
Некоторая степень проявления страха быть покинутым может быть вполне нормальной и естественной. Но если этот страх становится экстремальным, и он проявляется очень часто, он может превратиться в серьезную проблему, которая повлияет на развитие отношений в жизни человека. И в этом случае ему может понадобиться помощь терапевта или консультанта.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ И ОЩУЩЕНИЕ БРОШЕННОСТИ
Эмоциональное пренебрежение, создающее ощущение брошенности, тоже может нанести серьезную психологическую травму. Такое поведение можно рассматривать как отстранение от ребенка и его отталкивание.
Эмоциональное пренебрежение проявляется, когда родители:
Люди, которые чувствовали себя брошенными и покинутыми в детстве, более склонны к повторению этих моделей во взрослом возрасте в отношениях с собственными детьми. Но некоторые дети, чувствующие себя брошенными и покинутыми из-за этой эмоциональной отстраненности, осознают эту модель и признают ее существование. И во взрослом возрасте они смогут дать собственным детям необходимое тепло и поддержку, таким образом разрывая цикл эмоционального пренебрежения. Многие признаки эмоционального пренебрежения также проявляются в отношениях между взрослыми людьми.
Ощущение брошенности и прочие эффекты эмоционального пренебрежения также могут стать следствием сильного стресса или переполненности эмоциями. Если человек не способен удовлетворить собственные потребности, ему будет весьма непросто удовлетворить потребности других людей. Практическая забота о самом себе является обязательной и очень важной частью создания оптимальных условий для удовлетворения собственных потребностей. Человек, который должным образом заботится о себе, сможет удовлетворить потребности своего ребенка или партнера здоровыми и эффективными способами.
ТРЕВОГИ ПО ПОВОДУ ОЩУЩЕНИЯ БРОШЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ
Взрослые, которые не чувствовали себя брошенными и покинутыми в детстве, все же могут испытывать чувства и эмоции, ассоциирующиеся с ощущением брошенности. Они могут стать следствием расставания с интимным партнером, развода или смерти второй половины. Ощущение брошенности может сформироваться как в детстве, так и во взрослом возрасте. В любом случае его воздействие может быть всепроникающим и устойчивым. Это ощущение может негативно повлиять на развитие других отношений, присутствующих в жизни человека – интимных, социальных или профессиональных.
Страх быть покинутым может проявиться в отношениях, которые во всех остальных аспектах являются здоровыми. Человек может переживать и тревожиться по поводу того, что партнер завел интрижку на стороне, и эта тревожность может быть результатом прошлого опыта – возможно, в предыдущих отношениях этот человек уже сталкивался с изменой и предательством. Также подобные тревоги могут быть обусловлены какой-то тяжелой утратой из личной истории или наличием определенных проблем, связанных с беспокойством и тревожностью, в общем и целом. Взрослые, у которых присутствует страх быть покинутым, могут прилагать все возможные усилия для того чтобы удержать партнера в этих отношениях – они действительно работают над отношениями и делают все, что можно и нельзя, иногда выходя за рамки разумного. Также они могут переживать о том, что партнер не ценит их усилий и не выдает равноценный ответ на все эти старания.
И вот какие признаки указывают на то, что ощущение брошенности и связанные с ним страхи оказывают значительное влияние на отношения:
Люди, которые чувствовали себя брошенными и покинутыми в детстве, часто ищут партнеров, которые будут вызывать у них такие же чувства, обращаясь с ними в такой же манере. Именно так формируется цикл эмоционального пренебрежения, сопровождающегося ощущением брошенности – и из ловушки этого цикла не так уж и просто выбраться.
СТРАХ БЫТЬ ПОКИНУТЫМ, ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ У ДЕТЕЙ
Дети могут переживать и тревожиться по поводу того, что родители могут их бросить или покинуть. В какой-то степени это нормально и естественно, потому что процесс формирования привязанности к родителям начинается с самого рождения и продолжается в ранние годы жизни. Маленькие дети часто начинают беспокоиться и тревожиться, даже когда родители отправляются в короткую поездку, и их отсутствие продлится совсем недолго. Симптомы беспокойства и тревожности также могут проявляться при необходимости остаться на продленный день в школе. Все эти детские тревоги могут и не возыметь долгосрочных последствий. Таким образом ребенок может неосознанно проверять степень безопасности своей привязанности к родителю или опекуну, и все это помогает ребенку освоить социальные навыки и умения и научиться строить здоровые отношения в последующие годы жизни.
Но ощущение брошенности также может превратиться в проблему, и вот какие признаки могут указывать на то, что у ребенка есть определенные трудности в этом плане:
Если у вашего ребенка проявляются эти признаки, вы можете сами кое-что сделать для того чтобы ему помочь. Страх быть покинутым с легкостью поддается проработке на ранних стадиях формирования и развития. Решение этой проблемы поможет ребенку сформировать здоровую привязанность. И вот в чем заключается один из способов помощи ребенку в преодолении этого страха: вам нужно заверить его в своей любви к нему и подтвердить ту роль, которую вы играете в его жизни. Также будет очень полезно каждый день рассказывать ребенку о планах на день. Когда ребенок знает, чего ему ожидать, в его душе зарождается уверенность в том, что родители никуда от него не денутся, и он будет чувствовать себя в большей безопасности, даже когда он не видит родителя или опекуна рядом с собой.
В некоторых случаях у детей проявляется так называемый «синдром брошенного ребенка», который может развиться после потери родителя или опекуна, либо он может стать следствием проявления серьезного эмоционального пренебрежения и отстраненности со стороны родителя. К симптомам этого состояния относится изоляция, заниженная самооценка и использование нездоровых стратегий в попытке справиться с происходящим. В таких случаях у ребенка могут появиться проблемы с питанием, нарушения пищевого поведения или какие-то зависимости. Если эти симптомы останутся без внимания и не будут проработаны на ранней стадии, они могут только усугубиться и привести к значительным трудностям в формировании отношений и ведении здорового образа жизни.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОБЛЕМ С ОЩУЩЕНИЕМ БРОШЕННОСТИ
Переживание ощущения брошенности может повысить вероятность возникновения проблем с психическим здоровьем в последующие годы жизни, и эти проблемы часто основаны на страхе перед возвращением этого ощущения. Если человек чувствовал себя брошенным и покинутым в детстве, и он страдал от пренебрежения со стороны родителей или опекунов, в будущем у него могут случаться резкие перепады настроения или неконтролируемые приступы гнева. Такое поведение отталкивает друзей и партнеров и может привести к разрыву отношений – то есть в итоге этот человек может вновь столкнуться с отторжением. Недостаток поддержки со стороны родителей или опекунов также может негативно повлиять на самооценку ребенка.
Страх быть покинутым может привести к возникновению проблем с доверием. Такому человеку нелегко довериться другим людям – или он вообще не способен это сделать. Ему весьма непросто почувствовать себя ценным и достойным индивидуумом или позволить себе насладиться истинной близостью. Эти страхи усиливают предрасположенность к развитию чрезмерной тревожности, депрессии и созависимости, а также они могут поспособствовать появлению многих других проблем. Проблемы с ощущением брошенности также связаны с пограничным расстройством личности (ПРЛ) и тревожной привязанностью. Неадекватная самооценка, которая стала следствием ощущения брошенности в детстве, может подтолкнуть человека к поиску таких отношений, которые только подтверждают его убеждения по поводу самого себя.
Эмоциональная брошенность
Ниже статья Натальи Бахрамовой об эмоциональной брошенности
Статья очень актуальная и написана простым, понятным языком.
„Ребенок чувствует себя покинутым прежде всего тогда, когда его чувства не замечают и не принимают другие, в особенности, мать. Оставленный наедине со своими чувствами, ребенок переживает недостаток безопасности и чувствует себя эмоционально брошенным… Эмоциональная брошенность ребенка закладывает у него неуверенность по поводу собственных чувств — неуверенность в том, что они ему нужны, и даже в том, что они у него есть. Это продолжается во взрослой жизни и приводит к ощущению, что человек не имеет „права” чувствовать… В зрелом возрасте это превращается в отказ от себя. Такой человек, как правило, склонен к неустойчивости, ориентирован на рациональность и слишком приспосабливается к общепринятым ценностям.»
К. Аспер „Психология нарциссической личности”
Ребёнок полностью зависит от адекватной эмоциональной заботы взрослых. Принимающие, понимающие, чувствующие своего ребёнка родители, формируют у ребёнка так называемую безопасную привязанность, при которой ребёнок верит в то, что „Я нужен, важен и любим”.
Из таких отношений с родителями ребёнок делает следующие выводы:
„Со мной всё в порядке”
„Людям можно доверять”
„Меня уважают и ценят”
„Отношения с людьми приносят много удовольствия, тепла и радости”
„Это безопасно быть самим собой с другими. Другие принимают меня таким, какой я есть”
„Это нормально – ошибаться. Со мной всё в порядке”
„Это нормально – просить других о помощи, поддержке, утешении”
„Это важно – показывать свои чувства другим”
Такие убеждения о себе и других людях являются прочной основой для самоуважения, уверенности в себе и способности строить хорошие отношения с людьми.
Эмоциональная брошенность – это когда мы, будучи детьми, знаем, что родители нас любят (ведь мы покормлены, одеты, обуты и т.д.), но НЕ ЧУВСТВУЕМ этого.
Эмоциональная брошенность – это нечувствительность родителя к эмоциональным потребностям ребёнка (потребности в эмоциональном самовыражении, потребности в поддержке и утешении, потребности в уважении и внимании, потребности в физическом контакте, потребность в помощи, потребность в общении и т.д,). А также страх, что удовлетворяя эмоциональные потребности ребёнка, его „испортят или избалуют”.
Эмоциональная брошенность – это избегание телесного контакта с ребёнком (обнять, погладить по голове, взять на руки, баюкать на руках и т.д.).
Эмоциональная брошенность – это игнорирование эмоциональных переживаний ребенка: „Перестань рыдать, ничего ужасного не случилось”, „Не бойся, здесь нет ничего страшного”, „Что ты стесняешься?! Иди поиграй с детьми”.
Эмоциональная брошенность – это завышенные ожидания по отношению к ребёнку, например, слишком раннее приучение к горшку, отказ посидеть с ребёнком перед сном и почитать книжку („ты уже взрослая, должна засыпать сама”), отказ в утешении („ты уже взрослая, перестань плакать как маленькая”). Это раздражение и недовольство ребёнком – что он не такой умный, не такой красивый, не такой способный, не такой общительный, как родителям хотелось бы – и унизительное сравнивание ребёнка с другими „более умными”, „более послушными”, „более прилежными”, „более отзывчивыми” детьми.
Эмоциональная брошенность – это навязывание „правильного, хорошего” поведения. При этом особенно не углубляясь во внутренний мир ребёнка – что его волнует, интересует, заботит, пугает, радует, огорчает, что он думает, чего хочет и т.д. Это ещё и угрожающие фразы типа: „Не будешь слушаться, отдам тебя той тёте/полицейскому/гному”, „Мне такой непослушный мальчик не нужен” и т.д.
Поскольку без поддержки взрослого человека ребёнок не способен вступить в контакт с переживанием брошенности, пережить его и тем самым исцелить свою рану, то ребёнок закрывается от своих чувств. Именно из-за этого эмоциональная брошенность оставляет такой сильный след на личности ребёнка.
У ребёнка развивается устойчивый страх, что его бросят, чувство беспомощности, повышенная тревожность, угнетённость. Ребёнок растёт замкнутым, с чувством неуверенности в себе, в своих способностях, со страхом проявить инициативу и любознательность, с готовностью подчиняться другим, зависимым.
Отвержение ребёнка родителями приводит к формированию у него внутреннего конфликта: „Меня никто не любит, но я очень хочу, чтобы вы меня полюбили” и „Я никому не нужен и не любим. Оставьте меня все в покое”. Что рождает проблемы и конфликты в отношениях с людьми.
Ребёнок также верит, что „Если я буду плохо себя вести (плохо что-то делать), то меня не будут любить” и от этого рождается устойчивый страх неудачи.
Переживая эмоциональную брошенность со стороны родителей, ребёнок начинает верить и в то, что „Это моя вина” и „Меня справедливо отвергают”, потому что „Я плохой” и „Я вечно всё делаю не так”. Эти негативные убеждения о себе закрепляются и автоматически переносятся во взрослую жизнь. Это проявляется, как отсутствие самоуважения, стремление себя всё время улучшать/исправлять и желание соответствовать ожиданиям других.
Мы можем всю жизнь пытаться избегать столкновения со своим страхом быть покинутым, отвлекая себя от него разными способами.
Чтобы избежать столкновения со своими чувствами, мы стараемся удерживать жизнь в привычных рамках, приспосабливаться к требованиям и ожиданиям других и избегать ситуаций, в которых есть риск быть непонятым, отвергнутым или покинутым. Мы также надеемся, что когда-то мы найдём человека, который избавит нас от одиночества, чувства внутренней пустоты и никогда не предаст. Мы можем постоянно быть в поиске такого человека, и постоянно разочаровываться, что наши ожидания опять не оправдались.
Все наши попытки убежать от боли брошенности обречены на провал. Травма покинутости всё равно рано или поздно всплывёт. Например, когда кто-то нас отвергнет, умрёт близкий нам человек или наш любимый человек в очередной раз окажется не таким, каким мы хотели его видеть. Тогда мы испытаем глубокое чувство пустоты и паники, и скорее всего будем недоумевать, откуда берётся эта огромная боль.
Обычно мы не осознаём свою рану брошенности, поэтому не понимаем, что чувство паники и боли — это эхо пережитого опыта брошенности и предательства в раннем возрасте, который так глубоко нас напугал, что мы похоронили наше воспоминание об этом где-то очень глубоко внутри.
Наша рана брошенности может проявляться также как хроническое ощущение своей неважности и незначимости, чувство одиночества и пустоты, или же как телесное проявление (болезнь, боль).
Чтобы помочь себе исцелить свою рану брошенности,
нам важно осознанно встретиться со своей болью и чувством пустоты, и выразить их надёжному человеку. Очень важно, чтобы в такой момент у нас была поддержка человека, которому мы можем довериться. Признав своё право чувствовать свою боль и переживая её, мы получаем бесценный опыт, что всю эту боль и страдание можно выдержать, прожить и отпустить, и в результате получить врутреннее чувство опоры на самого себя.
Когда мы сталкиваемся с нашими чувствами брошенности и одиночества, принимаем их и позволяем себе их чувствовать – запускается процесс исцеления. В результате мы чувствуем покой и расслабление, и перед нами открывается возможность начать строить отношения с людьми, полные глубокой любви и близости.
Психология | Psychology
7.9K поста 43.5K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Добавлю, что здесь возникает порочный круг. Чтобы вылечить травму брошенности, нужно доверие к терапевту. А доверять крайне сложно в силу той же травмы.
Взгляд взрослый прямо, особенно у девочки.. Вот не люблю, когда дети так смотрят!! Сразу хочется сказать что-то ласковое.
нам важно осознанно встретиться со своей болью и чувством пустоты, и выразить их надёжному человеку. Очень важно, чтобы в такой момент у нас была поддержка человека, которому мы можем довериться.
Когда мы сталкиваемся с нашими чувствами брошенности и одиночества, принимаем их и позволяем себе их чувствовать – запускается процесс исцеления.
А вот это да, это очень даже помогает. Только самостоятельно идти долговато.
>>Признав своё право чувствовать свою боль и переживая её, мы получаем бесценный опыт, что всю эту боль и страдание можно выдержать, прожить и отпустить, и в результате получить внутреннее чувство опоры на самого себя.
вот хз. хз. в самом себе самостоятельно найти ресурс и дать его самому себе же в виде эмоций. мне сложно.
Эмоциональная брошенность – это завышенные ожидания по отношению к ребёнку, например, слишком раннее приучение к горшку
Фигня всё. Будь самим собой, а остальное сделает естественный отбор 🙂
Техника Два стула. Самотерапия
Мыслительная жвачка (по-научному – руминация) беспокоит многих людей. Причем это может быть как самостоятельным явлением, так и элементом психического расстройства, например, ОКР.
Думаю, хотя бы раз в жизни с этим сталкивался каждый человек: спорим сами с собой, прокручиваем в голове одно и то же, не можем забыть что-то или кого-то.
А было ли такое, что вы испытывали телесный дискомфорт, но не могли объяснить его? Или было ли такое, что вас преследовала какая-то эмоция (чувство), и вы не понимали ее истоков, но она явно мешала вам жить?
Для таких случаев есть несколько практических упражнений самопомощи из психологии.
Хочу познакомить вас с одним из них. Лучше использовать его для проработки психосоматики, поиска скрытых выгод симптомов, невербальных сигналов психики, но и для избавления от негативных мыслей оно пригодится.
Упражнение «Два стула» поможет понять, почему вы испытываете то, что испытываете, и что нужно сделать или перестать делать, чтобы избавиться от этого.
Все упражнения, избавляющие от руминации, основаны на общем принципе: необходимо перестать бороться с навязчивыми мыслями и научиться извлекать из них пользу.
Как ни странно, чтобы избавиться от навязчивых мыслей, необходимо уделить время разговору с самим собой. Все, что вам потребуется – это уединиться в комнате с двумя стульями. Важно, чтобы никто и ничто не отвлекали вас. Поэтому заранее подготовьтесь, выберите время и место, отключите телефон.
1. Поставьте два стула напротив друг друга. Расстояние – примерно 1,5 метра.
2. Представьте, что на первом стуле сидите вы, а на втором – те мысли, которые преследуют. Однако нужно придать им очерченность. Пусть это будет конкретный человек, ситуация или чувство, эмоция, внутренний критик, другая часть вашего Я и т.д. О целях и возможных предметах мы поговорим чуть ниже в показаниях к применению техники.
3. Теперь вам нужно не просто представить, а проиграть все это. Пересаживайтесь с одного стула на другой, отвечая то за себя, то за другую часть себя или другого человека, проблему. Смена стульев и проговаривание вслух – ключевые моменты. В противном случае вы только усугубите свое состояние. А так вы сможете не только разобраться в проблеме на уровне мыслей, но и прожить ее на уровне эмоций.
Вам нечего стесняться и бояться, поэтому садитесь на первый стул и начинайте выражать все, что накипело. Не выбирайте слова и формулировки – предоставьте себе полную свободу.
Можете кричать, материться, плакать, шептать, да что угодно. Главное – дайте выход всему тому, что долгое время в вас копилось. Потом пересядьте на другой стул и ответьте себе на то, что только что высказали. Старайтесь не просто менять стулья, но и менять свое поведение, жесты, интонации, мимику – вживайтесь в роли. Завершите диалог тогда, когда почувствуете облегчение. Важно закончить на позитивной ноте: слова благодарности, прощение или признание в любви и т.п.
Мы уже говорили, что лучше всего использовать эту технику в борьбе с психосоматикой, но есть и другие показания к применению этой техники:
1. Вы не можете забыть обидный разговор или человека, которого уже нет в вашей жизни (этом мире);
2. Вы постоянно анализируете свои слова и поступки, ищите ошибки и вините себя за что-то;
3. Вы снова и снова проигрываете разговоры и ситуации из прошлого, придумываете другое развитие событий, ругаете себя за то, что сделали/сказали или за то, чего не сделали не сказали;
4. Вы не можете договориться сами с собой;
5. Вы хотите подготовиться к непростому разговору.
Одним словом, эта техника пригодится тогда, когда вам нужно успокоиться, взять под контроль свои мысли, договориться со всеми частями своего Я, обрести целостность и гармонию.
Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp
Эмоции родителей
Скажите, у кого родители не умеют самостоятельно справляться с эмоциями и требуют, чтобы дети (вы) их успокаивали — вы как-то с этим боретесь? Если да, как?
Например, моя пишет мне сообщения а-ля: «Я ОЧЕНЬ волнуюсь за тебя, не пугай меня так!» — ожидая, что её сейчас успокоят, избавят от тревоги, развеют опасения.
С детства привыкла «не пугать родителей» своими проблемами, но так надоело это лицемерие. Теперь, когда родители интересуются моей жизнью, говорю, как есть, а на реакцию мамы отвечаю: мол, да, я тоже волнуюсь, тоже напугана, шоподелоть.
Микроэлементы и психическое состояние
Возможно, вы слышали о том, что можно контролировать психическое состояние при помощи еды и активности. Многие люди считают этот совет банальным и бесполезным. Мол, как это спорт и правильное питание могут помочь мне, если у меня душа болит.
На самом деле в нашем организме все связано. Это психологи изучают психику человека, а химикам и физикам интереснее изучать выработку тех или иных веществ в организме. И эти компоненты взаимосвязаны.
Чем обусловлены негативные психологические изменения?
Нарушением в производстве какого-либо нейромедиатора (гормона). Например, депрессия связана с нарушением выработки серотонина. Но это нарушение само по себе является следствием других нарушений. Для корректной выработки серотонина должен быть нормальным уровень железа, триптофана, витаминов С и группы В, натрия, кальция, калия и глюкозы.
Как рассчитать норму того или иного вещества?
Можно найти рекомендации от ВОЗ по норме витаминов и микроэлементов для человека в зависимости от возраста, обратится к формулам расчетов. Но вместе с этим не стоит забывать об индивидуальных особенностях. От рождения в каждом из нас заложена разная потребность в том или ином веществе и разная способность к его усвоению или выработке. Поэтому важно ориентироваться на свои ощущения.
Итак, психологическое состояние действительно можно стабилизировать при помощи особого рациона и коррекции образа жизни. О последнем поговорим подробнее чуть позже.
А пока разберем, какие важные вещества, где и как можно найти (примеры, на самом деле источников намного больше – каждый человек найдет продукты по своему вкусу):
1. триптофан – мясо, творог, яйца, молоко и другие продукты с животным белком, а также финики, бананы, бобы, орехи, семечки;
2. железо – гречка, чечевица, субпродукты (особенно печень), шпинат, устрицы, мидии, бобовые, черный шоколад, тыквенные семечки, говядина, сыр тофу, индейка, киноа;
3. витамин С – салат, шпинат, редис, зеленый горошек, цитрусовые, сладкий красный перец, помидоры, баклажаны, яблоки, хурма, персики;
5. натрий – содержится практически везде, особенно много в рыбе и мясе, хлебе, яйцах, бобах, молочных продуктах;
7. кальций – творог и другие молочные продукты, семечки, лосось, бобы, миндаль;
8. глюкоза – любые сладости и фрукты, сдоба, картофель, кукуруза, злаки, тыква, морковь.
Как заподозрить, что вам не хватает одного из важных веществ:
1. триптофан – апатия, отеки, проблемы с печенью, слабость, ухудшение состояния кожи, резкое похудение;
2. железо – слабость, хроническая усталость, одышка, головная боль и головокружение, оледенение конечностей, побледнение кожи и синяки под глазами, ломкость волос и ногтей;
3. витамин С – постоянная усталость, ломота в суставах и мышцах, ухудшение состояния кожи и волос, скачки настроения, депрессивные наклонности;
4. витамины группы В – быстрая утомляемость, постоянная усталость, повышенная чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету), головная боль, когнитивные ухудшения, раздражительность, сонливость, беспокойство, депрессивные наклонности;
6. натрий – снижение работоспособности, потеря аппетита и веса, сонливость, судороги;
7. калий – нервное истощение, повышенная утомляемость, постоянная усталость, общая слабость, тошнота, проблемы с кожей и волосами;
8. кальций – усталость, боль в суставах, ломкость волос, зубов, ногтей;
9. глюкоза – головная боль и головокружение, общая слабость, обострение аппетита.
Помните о том, что и переизбыток веществ опасен и имеет свои признаки.
Например, переизбыток триптофана приводит к повышенной психической возбудимости, галлюцинациям, необоснованной тревоге и страхам, беспокойству. А избыток натрия – к повышенной возбудимости и быстрой утомляемости. В общем, все хорошо и нужно в меру.
Конечно, можно восполнить недостающие элементы или снизить уровень какого-либо вещества через уколы или таблетки, но, согласитесь, забота о себе через коррекцию рациона проще, вкуснее, безопаснее и приятнее? А чтобы эффект был еще лучше, дополните правильное питание здоровым образом жизни. Но помните, что и здесь действует правило индивидуального подхода – прислушивайтесь к себе.
В производстве серотонина участвует норадреналин. Да, его называют гормоном ярости и стресса, гормоном хищников, но в умеренном количестве он нам жизненно необходим. Где его добыть? Заниматься спортом. Регулярные посильные нагрузки не только улучшают кровообращение и укрепляют мышцы, но и поддерживают адекватный уровень гормона стресса.
Что еще помогает в коррекции норадреналина?
Просмотр фильмов ужасов или участие в квесте ужасов, другой легкий стресс. Иногда полезно устраивать себе небольшую встряску.
Что еще, кроме спорта, важно для усвоения микроэлементов и выработки серотонина?
Прогулки и солнечные ванны, интеллектуальный труд, дыхательная гимнастика. Ну и конечно, позитивные впечатления. У вас есть кто-то или что-то, что способно поднять настроение в любых условиях? Если нет, то срочно найдите такой источник силы. Источником позитивных эмоций может быть хобби, домашнее животное, близкий друг, любимый человек, книги и т.п.
Приятный бонус от коррекции рациона и образа жизни – позитивные внешние изменения. Вы увидите, что вес держится на уровне вашей нормы, кожа выглядит свежо и молодо, волосы и ногти тоже сияют здоровьем и красотой. Вы же прочитали, чем еще кроме психологических изменений, чревата нехватка того или иного микроэлемента? А еще от обмена веществ зависят ваши интеллектуальные способности и общий иммунитет.
В общем, очень рекомендую задуматься над этим и научиться заботиться о себе в таких вот повседневных мелочах. Но для начала определите точный уровень тех или иных веществ в организме и свою норму. А для этого лучше обратиться к эндокринологу или к вашему лечащему врачу (если есть какие-то заболевания). Очень важно учитывать всю историю болезни человека и корректировать рацион, образ жизни в строго индивидуальном порядке.
Что еще хочу сказать? Бывают случаи, когда без медикаментозного лечения не обойтись. Пожалуйста, обратитесь к эндокринологу и терапевту, сдайте анализы для коррекции микроэлементов. Однако коррекция питания и образа жизни все равно может быть дополнительным средством лечения депрессии или другого расстройства.
Много бесплатной информации по этой теме вы можете найти в моем Инстаграм https://instagram.com/psych_bogdanova_tp
Прогрессирующее ОКР и просьба о помощи
Доброго времени суток, пикабушники.
Если кратко: больше 10 лет страдаю от обсессивно-компульсивного расстройства, и прошу тех, у кого есть опыт, рассказать, кто что пробовал и насколько успешно лечится. Был бы очень признателен за совет.
Последний мой пост был опубликован несколько лет назад, и вот теперь появилась необходимость написать снова.
В моих предыдущих постах описаны основные симптомы, они в целом типичные: преобладали обсессии, в 23 года подключились жёсткие компульсии, завязанные на чистоте (мытьё рук). Усиливается дереализация.
По какой-то причине мозг перестал реагировать на старые проверенные препараты, такие как Ципралекс, Феварин, Атаракс, Тералиджен и не только. Перепробованы были и тетрациклики, и даже, например, ламиктал (знаю что он больше от эпилепсии, но в теории мог дать некоторые улучшения и при ОКР). Психотерапия, длившаяся в сумме около полутора лет, также не принесла положительных результатов. Продолжил бы её, если бы хватало денег.
Важно отметить, что краткие заметные улучшения давал Феназепам (здорово расслаблял и даже уменьшал дереализацию), но после двух месяцев употребления действовать перестал, повышение дозировки результатов не принесло.
Пикабушники-ОКРщики и не только, поделитесь, может у кого за эти годы был выраженный (положительный) прогресс в сторону ослабления хотя бы некоторых симптомов?
Знаю, что этот пост не особо по формату Пикабу, но прошу не топить в минусах, т.к. не знаю, как лучше оформить. Это просьба о помощи, о совете, хоть о какой-то информации. Те, кто сталкивался с этим, знают, что выматывает эта херня просто невероятно.
Не ясно даже, бить тревогу или нет. И если быть, то в какой колокол.
Ответ на пост «Обратись к психологу, говорили они»
Очень частая проблема с которой я сталкиваюсь это то, что люди не обращаются к психологу из-за того, что придется долго ходить и много платить. И у кого-то на это банально может не быть средств.
Я, как человек, относящийся к психологии, могу вам сказать, что тут очень важно найти хорошего специалиста (настаиваю на том, чтобы вы не боялись спрашивать об образовании, дипломах и так далее).
К сожалению, в нашей профессии есть люди, которые злоупотребляют положением и просто назначают определенное количество сессий(консультаций), независимо от типа проблемы.
Очень важно понимать, что сессий не должно быть больше двух в неделю (чтобы вы успевали воспринимать и переваривать информацию) и не реже одного раза в десять дней (потому что потом очень трудно отследить закономерности, эмоции и теряется прогресс).
Очень важно проработать не просто конечный результат (то, что есть сейчас), а причины проблемы. Я не знаю, с чем именно вы работали на сессии, но подскажу технику, которую можно применить (не только к этой проблеме, а в целом, она очень действенная). По крайней мере, это даст вам понимание очень многих аспектов, на которые в обычных своих размышлениях, вы могли не обратить внимание.
Техника десяти вопросов
Когда мы ответили на 5 вопрос мы начинаем копаться, почему для нас это страшно. Потом разбираться, почему то, что мы поняли, для нас страшно, потом почему страшно это и так далее. Очень важно докопать «до дна».
(Перечитайне несколько раз, чтобы вникнуть в суть сказанного, может звучать сложно)
Вполне возможно, что эти страхи принадлежат вовсе не вам, а кому-то другому и это формирует установку, которая мешает вам жить.
9. И вот здесь на 9 этапе должна происходить трансформация ограничивающих убеждений и активная работа с психологом. Но поверьте, разобравшись с предыдущими вопросами сами дома вы сэкономите не одну консультацию и сможете прийти к психологу/психотерапевту уже готовые к непосредственной работе над изменением ситуации.
И помните, что нет волшебной таблетки и просто от разговоров ничего не изменится. Ни один психолог/психотерапевт не сможет вам помочь, если вы не будете сами предпринимать активных действий.
P.S. Желаю всем ментального здоровья 🙂
Обратись к психологу, говорили они
Вот я и попробовал.
Место действия: Москва.
Попробовал найти психолога, специализирующегося на одолевающей меня проблеме.
Результат: приём стоит 4000 в час. 4 косаря, Карл. Сходил. Психолог в целом мне понравилась, не понравилось только то, что «нам нужно будет над этим поработать хотя бы в течение 10 приёмов раз в неделю, а там посмотрим».
Первый приём и ещё 10 приёмов – это в сумме 44 тысячи получается.
Если для кого-то это карманные деньги – я безумно рад за этих людей, они молодцы. Но я не такой, к сожалению. Это прям серьёзная сумма. Брать кредит на психологическую помощь? Ну, такое…
Я обратился за помощью в «Московскую службу психологической помощи населению». Меня обрадовали сообщением, что «на текущий месяц вся запись занята», а на следующий месяц запись откроется «после 20 числа».
Я дождался 20 числа и позвонил. Меня записали на… 19-е число следующего месяца. При необходимости повторного приёма нужно будет опять записываться… Да, после 20-го числа.
Да, бывает консультация дешевле, «по скайпу». Но у меня не получается «разговаривать с телефоном», к сожалению.
Как быть, что делать?
Реально ли нужно так много сессий?
Можно ли найти хорошего психолога дешевле, или рыночек уже порешал.
Пост без рейтинга, просьба помочь, подсказать.
Если важно, то проблема, с которой я обращался – развод, одиночество, межличностные отношения.
Гоп-психология
Притча про выбор.
Созависимые vs Контрзависимые
Уважаемые созависимые, мы, контрзависимые, убедительно вас просим:
— Не нужно требовать от нас такого количества чувств и страстей, какое испытываете вы. Мы вас любим. По-своему. Тише, но, возможно, глубже.
— Мы не терпим контроль. Если вы начинаете нас контролировать (а вы очень это любите) мы начинаем саботировать и злиться. Просто оставьте нам нашу жизнь с нашими решениями, ошибками, скоростью и мы будем очень благодарны.
— Не манипулируйте нами, не сажайте на вину. Любое принуждение нам противно. Ничего хорошего тупо не выйдет.
— Займитесь собой. Перестаньте все время смотреть на нас и жить нашими выражениями лица. Просто займитесь собой, повернитесь к себе, и тогда нам захочется посмотреть на вас.
— Не сравнивайте нас с собой. Нет «правильного» и «неправильного». У нас разные психические реальности, разная травма, разные страхи. Примите, что мы другие. Любите нас такими, какие мы есть, пожалуйста.
С любовью, ваши контрзависимые.
Уважаемые контрзависимые, мы, созависимые, убедительно вас просим:
— Попробуйте быть с нами чуть открытие и теплее, идите на близость, рискните стать немного ранимее, и нас не будет так выносить в огромное количество чувств за двоих.
— Будьте терпимее. Не осуждайте за то, что вы так значимы для нас, не смейтесь и не обвиняйте. Да, иногда наш кругозор сужается до вашей фигуры и мы требуем успокоить нашу возрастающую тревогу. Просто остановитесь и уделите нам несколько минут внимания и тепла. Иногда мы нуждаемся в этом как малые дети.
— Да, нам важно понимать для своего спокойствия, что с вами происходит. Но давайте начистоту! Мы отлично считываем настроение с лица. Если унылое лицо отвечает «Все нормально. » Это нам как не растеряться? Учитесь чувствовать себя и делиться своими состояниями. В конце концов, это же и есть близость.
— Мы часто боимся быть уязвимыми, боимся отвержения, отказа. Нам проще бывает манипулировать, а не просить. Поверьте, мы не хотим обидеть, а скорее боимся, ведь вы очень важны для нас.
— Мы не любим одиночества, нам не понять для чего оно вам, когда рядом есть мы. Уважайте нас, пожалуйста. И когда отстраняетесь, найдите силы объяснять свое желание, чтобы мы не думали, что это с нами что-то не так.
— Не сравнивайте нас с собой. Нет «правильного» и «неправильного». У нас разные психические реальности, разная травма, разные страхи. Примите, что мы другие. Любите нас такими, какие мы есть, пожалуйста.
С любовью, ваши созависимые.
1. Тест на созависимость публиковал здесь
2. Публиковал много материалов на темы зависимости-созависимости-контрзависимости, найти можно здесь
Как жить счастливую жизнь
Очень хочется иметь на этот вопрос простой и понятный ответ.
И наверное, если бы он существовал, жилось бы нам гораздо лучше, хоть и скучнее.
Есть невообразимое множество теорий как же нужно жить, чтобы быть счастливым.
Но жизнь сложно описать даже несколькими теориями)
Чтобы было понятно с чего начать счастливую жизнь, попробуем найти упрощённый ответ.
Вот он: чтобы жить счастливую жизнь нужно удовлетворять свои потребности.
Ну, всем всё понятно, все довольны, расходимся и идём жить дальше)
Как хотелось бы, чтобы всё было так просто.
Давайте разбираться, почему это не так.
1. Мы не знаем наших потребностей.
“Я не знаю чего хочу”. “Я не знаю какую работу выбрать”. “Я не понимаю, почему мне плохо”. “Я не понимаю, что мне подходит, а что нет”.
Насколько эти слова вам знакомы? Я очень редко когда понимаю как я хочу провести вечер, например.
Но постойте, хорошо если вы вообще задаётесь такими вопросами. Многие просто делают и выбирают что-то, не задумываясь о том, подходит оно им или нет. Удовлетворяет ли данное действие их потребность.
они значимость и смысл для вашей жизни сейчас.
4. Мы не можем выбрать экологичную форму удовлетворения потребности.
Очень хочется втащить по лицу кричащему на вас боссу, подрезавшему вас автомобилисту или любому другому человеку разозлившему вас.
И с точки зрения удовлетворения потребностей это был бы (и когда-то был) самый здоровый способ это сделать.
В то же время, удовлетворение этой потребности сулит много опасностей и неприятностей. Вас могут уволить, дать сдачи, посадить в тюрьму.
Что делать?
Искать экологичные для вас формы.
Выразить чувства по отношению к объекту, вызвавшие эти чувства, практически всегда можно, напрямую не контактируя с этим объектом (извините за шибко научный тон).
Если говорить про злость, то пара часов в спорт-зале или с боксерской грушей действительно могут помочь её выразить.
В целом почти любая тяжёлая физическая активность может помочь. Если вы когда-нибудь рубили дрова, то понимаете о чём я говорю.
5. Удовлетворив одни потребности появляются другие.
И вообще их часто очень много и живут они в вашем сложном внутреннем мире очень дружно. А ещё иногда одна и та же потребность может проявляться очень ярко, а может уходить в фон.
Что делать?
Развивать в себе навык распознавать и удовлетворять потребности.