очно заочная форма обучения сколько дней в неделю учатся
Что такое очно-заочная форма обучения 1493
Согласно статье 17 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012, образовательные заведения могут организовать обучение в 3 формах, в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся. К ним относятся:
Очники проводят в стенах университета или колледжа целый день. Заочники посещают его только во время установочных и зачетно-экзаменационных сессий. Что представляет собой очно-заочная форма обучения, рассмотрим в этой статье.
В чем смысл
Из названия понятно, что мы имеем дело с сочетанием двух известных нам форматов. Нужно разобраться, как именно они комбинируются.
От очной формы очно-заочная «унаследовала» необходимость регулярного посещения образовательной организации. Но тут есть свои особенности:
От заочной формы здесь мы находим возможность совмещать работу с учебой и отсутствие отсрочки от армии. Однако у заочников все же нагрузка получается менее интенсивной.
Это интересно! Раньше очно-заочная форма называлась вечерней. В обиходе так ее именуют до сих пор.
Сколько нужно учиться
Студенты очно-заочного отделения, как и заочного, учатся на год дольше, чем очники. На законодательном уровне регулируется продолжительность обучения в течение семестра.
В том же Приказе говорится, что обучающиеся на дневном отделении могут проводить в стенах вуза до 36 академических часов в неделю. То есть 18 пар – это предел для очника.
Получается, их нагрузка выглядит примерно так: три дня в неделю по четыре пары и два дня – по три.
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. № 06-846 сокращают этот предел для вечернего отделения до 16 академических часов или 8 пар.
Учебное заведение может предложить такие форматы:
При распределении учитывают загруженность профессорско-преподавательского состава, наличие свободных аудиторий и потребности контингента обучающихся.
Например, если основную массу составляют работающие люди, им удобнее учиться по выходным. А если большинство студентов выбрало очно-заочную форму только в силу ее доступности, то вполне можно организовать обучение по вечерам.
Но это не значит, что качество образования здесь ниже. Вспоминаем предел в 54 часа – он распространяется на все три варианта обучения. Просто оставшиеся 38 часов нужно нагнать самостоятельно. Кто в этом заинтересован – тот сделает, а кто нет – тот и за круглые сутки в аудитории нужного объема знаний не усвоит.
Какие гарантии можно получить
Согласно статье 173 Трудового кодекса, студентам, выбравшим вечернюю форму обучения, положены те же гарантии, что и заочникам:
Не распространяется на них только компенсация оплаты проезда до вуза однократно за учебный год.
Есть ли минусы
Как уже упоминалось, отсрочка от армии таким студентам не положена. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998, такая привилегия положена только очникам. Очень редко вузы выдают вечерникам справку об обучении по очной форме, но на подобное лучше не надеяться.
Не стоит рассчитывать и на стипендию, ведь обучающиеся в таком формате вполне могут работать и обеспечивать себя. Но тем, кто не планирует поступать на бюджет, об этом можно не беспокоиться. Они в финансовом плане только выигрывают, ведь стоимость обучения значительно ниже, чем у очников.
Так, например, в Финансовом университете при Правительстве РФ обучение на финансово-экономическом факультете на дневном отделении стоит 380 тысяч рублей, на вечернем – 160 тысяч.
К основным проблемам очно-заочной формы обучения обычно относят:
Но минусы эти – довольно относительные. Если вам не нужно общежитие, удается урегулировать график, а высокие нагрузки вы воспринимаете как шанс проявить себя, учиться в таком режиме вам понравится.
Чек-лист: кому подойдет очно-заочная форма обучения
Ответьте на следующие вопросы:
Чем больше ответов «ДА», тем больше вам подходит очно-заочная форма обучения.
Также рекомендуем прочитать
Виды стипендий в российских вузах
От социального положения и личного вклада студента зависит, сколько денег будет выплачивать ему вуз. Мы разберемся, какие виды поддержки обучающихся бывают и кто может на них претендовать.
Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах
Педагогические работники, с точки зрения трудового законодательства, – довольно специфическая категория. Это выражается и в расчете рабочего времени, и в определении минимального стажа для выхода на пенсию, и в дополнительных льготах. Но особо среди них выделяются научно-педагогические кадры – те, кто трудится в вузах. Их даже принимают на работу иначе – в порядке конкурса. О нем мы и поговорим подробно в этой статье.
Листы: печатные, авторские и другие
Очень часто авторы спрашивают нас: как правильно рассчитать объем публикации? В одном отчете требуют вписать печатные листы, в другом — авторские, в третьем — условные печатные, а в четвертом — вообще какие-нибудь невиданные учетно-издательские.
Что такое очно-заочное обучение: особенности, плюсы и минусы
Содержание статьи
Что представляет собой очно-заочная форма обучения в вузе
Очно-заочную форму обучения также называют «вечерней». Она ориентирована в первую очередь на студентов, которые совмещают учебу с работой. Лекции, лабораторные и практические занятия на очно-заочных отделениях вузов проходят в вечернее время или в выходные дни. При этом подразумевается, что студент много времени уделяет самостоятельной работе.
Очный компонент – это занятия на базе вуза, которые проходят на протяжении всего учебного года. При этом занятий у «вечерников» меньше, чем у тех, кто учится на дневном отделении и проводит в университете 5-6 дней в неделю. В среднем студенты очно-заочного отделения учатся 3 дня в неделю, иногда больше. Время начала занятий устанавливается с расчетом на то, что студенты приходят в вуз после полноценного рабочего дня. Как правило, первая пара на очно-заочном отделении начинается в интервале от 18.30 до 19.00. Заканчиваться занятия должны не позднее десяти вечера.
Иногда на очно-заочных отделениях практикуют занятия в выходные дни или «погружения», когда студентам несколько раз в семестр устраиваются интенсивы выходного дня. Но самый распространенный режим – все-таки учеба по вечерам будних дней.
Заочный компонент – домашние задания, рефераты и контрольные работы, которые студенты выполняют самостоятельно и сдают в течение семестра. Объемы материала на «самостоятельную отработку» могут быть довольно серьезными. И, если студентам очной формы обучения для освоения курса порой бывает достаточно просто посещать все занятия, «вечерникам» обычно приходится довольно много работать дополнительно – дома или в библиотеке.
Экзамены и зачеты студенты вечернего отделения (как и все прочие) сдают во время сессий, которые проходят два раза в год.
Можно ли учиться на очно-заочном на бюджете
Многие полагают, что бесплатное высшее образование можно получить только на дневном отделении. Это заблуждение: обучение на бюджете возможно на любой форме обучения, включая очно-заочную.
Бесплатных мест на вечернем отделении обычно меньше, чем на дневном, однако и проходной балл на бюджет на очно-заочное обучение ниже – все-таки в массе своей студенты стремятся к «классической» очной форме. Поэтому «вечерка» становится выходом для абитуриентов, которые не добрали баллов для прохода на дневную форму, но при этом не могут позволить себе учебу на контрактной основе.
Сколько лет учатся на вечернем отделении в институте
Поскольку интенсивность занятий у «вечерников» ниже, чем у студентов очной формы обучения, программа каждого семестра у них чуть менее плотная. Соответственно, на освоение всего объема дисциплин уходит больше времени.
Поэтому на вечернем отделении обычно учатся чуть дольше. Если студенты-очники получают диплом бакалавра после 4 лет обучения в вузе, то у «вечерников» на это обычно уходит 5 лет. Иногда программа очно-заочного отделения рассчитана на 9 семестров (4.5 года). Защита дипломов в таких случаях происходит зимой.
Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении
Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:
Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых и восстановление сил остается очень мало.
При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.
Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.
Минусы очно-заочного обучения в институте
Главные недостатки вечерней формы обучения очевидны: при совмещении полноценной работы с учебой «без халтуры» студенты очень устают и умственно, и физически. Отсутствие свободного времени, недосып – все это выматывает и ведет к пропускам, проблемам в учебе, недостатку времени на хобби и личную жизнь. При этом бурная студенческая жизнь – как «официальная», проходящая в рамках вуза, так и неформальная, проходят мимо студентов-вечерников: работа обычно не оставляет времени на вечеринки и непринужденное общение между собой.
Существенным минусом для юношей является и то, что очно-заочное обучение в вузе не дает право на отсрочку от армии.
Кроме того, иногородним студентам-вечерникам вуз обычно не предоставляет мест в общежитии, поэтому вопрос с жильем приходится решать самостоятельно.
Диплом о высшем образовании, полученном на очно-заочном отделении, котируется обычно несколько ниже – считается, что объем знаний у таких студентов меньше, чем у очников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что большинство выпускников вечернего отделения к моменту окончания вуза уже успевают получить полноценный опыт работы по специальности. А специалист с опытом ценится на рынке труда значительно выше.
Преимущества вечернего обучения в университете
Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:
Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.
С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:
Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:
Всё, что нужно знать про очно-заочную форму обучения
Ранее очно-заочная форма называлась вечерней, но сейчас получила новое название и сохранила старые традиции. На данный момент она позволяет получать образование, совмещая рабочий режим с учебой. Что такое очно-заочная форма, как поступить и учиться в ней? – читайте в этой статье.
Что такое очно-заочной формы обучения?
Очно-заочная форма обучения – это способ получения образовательного материала посредством посещения занятий в выходные дни или в будни, в вечернее время (стар. наз. “вечерняя форма обучения”).
Студенты-вечерники могут обучаться в учреждении и совмещать образовательную программу с рабочим процессом. Для многих это прекрасная возможность применять на практике получаемые знания и навыки, обычно к окончанию учебы, такие студенты обладают некоторым стажем по выбранной специальности.
Часть студентов, предпочитающих данную форму обучения, получают возможность устроиться на более высокооплачиваемую должность, благодаря наличию некоторого профессионального опыта. По этой причине очно-заочное образование может по-разному восприниматься работодателями и в каждом конкретном случае может приносить успех или неудачу при попытке получить новую должность.
Для многих студентов эта форма более актуальна и удобна, особенно, если для более качественной работы нужны определенные теоретические знания. По окончании вуза студенты, выбравшие совмещение учебы с работой, смогут быстрее подниматься по карьерной лестнице и тем самым, в более короткие сроки добиться успеха на работе.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Отличия от других форм обучения
Сроки обучения на очной-заочной форме зависят от специальности и выбранного вуза. Более короткие сроки на очной форме обусловлены тем, что очники получают более углубленные знания, чем «вечерники». В каждом отдельно взятом учебном заведении сроки могут отличаться из-за особенностей заведения и конкретной специальности.
Очно-заочное обучение – это возможность найти более интересную и востребованную работу, это отличный шанс понять, стоит ли продолжать обучение в выбранном направлении, отметить для себя, насколько интересна вам специальность, разобраться в ее тонкостях без отрыва от производства.
Стоимость учебы на очной-заочной форме обычно ниже, чем на очном отделении. Для многих абитуриентов есть возможность поступить на такое обучение на бесплатной основе. Но если вы не добрали некоторое количество баллов на очное обучение, можно обратить внимание на «вечернее» обучение, оно стоит значительно ниже, чем дневное. За счет совершенно небольшого конкурса, можно получить качественное образование и на очно-заочном отделении.
Плюсы и минусы очной-заочной формы
Недостатки (-) | Достоинства (+) |
---|---|
Более высокие нагрузки из-за совмещения обучения с работой; | |
Некоторые области специальности могут оставаться вне программы из-за меньшего количества лекций; | |
Необходимость успевания и работать, и получать образование одновременно; | |
Отсутствие возможности получить отсрочку призыва в армию, то есть находясь на обучении есть вероятность попасть на воинскую службу; | Перевод и поступление на очно-заочную формеПри переводе студент должен в обязательном порядке быть подготовленным к новой форме учебы. Можно перевестись с очно-заочной формы, однако студент должен сдать итоговую аттестацию, чтобы убедить руководство вуза в том, что он готов учиться на «вечернем» обучении.
Поступить на очно-заочную форму можно после подачи документов и сдачи вступительных экзаменов, которые проводятся в обязательном порядке, но имеют более лояльные требования, чем у студентов очного отделения. В некоторых случаях экзамены могут быть заменены тестами или собеседованием. При подаче бумаг учитываются результаты ЕГЭ. Студенты могут также поступить на бюджетную форму, однако количество бесплатных мест крайне ограничено. Кому подойдет очно-заочное обучениеДанная форма будет удобна для тех, кто: Во время такого обучения студент посещает только особо сложные и нужные дисциплины программы, второстепенные предметы остаются на самостоятельное рассмотрение, экономя время учащегося и позволяя ему больше работать. Однако не стоит забывать, что к итоговому контролю, тестам и экзаменам он будет обязан подготовиться для получения оценок.
Студент, поступая на очно-заочную форму, обязуется усвоить учебный материал в полной мере, но в самостоятельном режиме. На вечерних занятиях он получает возможность пообщаться с преподавателем и получше узнать о тех темах, которые вызвали у него затруднение во время самообучения. Какую форму обучения выбрать?Если вы хотите получить полную базу знаний по выбранной специализации, освоить теоретические аспекты профессии и познать максимальное количество информации, лучше выбрать очное отделение. Если вам просто нужно получить диплом, не посещая занятия и получая минимум знаний, то выберите заочную форму обучения. Если вы хотите работать и совмещать занятие с качественным и полноценным обучением, лучше выбрать очно-заочную форму. Данный вид учебы в вузе подразумевает получение знаний без ущерба личному времени. Очное, заочное, дистанционное обучение в вузе: плюсы и минусыХодить на все пары и получать стипендию, совмещать учёбу и работу или учиться из дома — выбор за вами. Чтобы учиться в вузе, не обязательно каждый день присутствовать в аудитории. Диплом о высшем образовании можно получить разными способами. Большинство школьников стремятся поступить на очную форму, но иногда стоит рассмотреть и другие варианты. Рассказываем о преимуществах и недостатках разных форм образования. Очная формаПри очной форме обучения студент посещает все лекции и семинары в течение семестра. В день обычно несколько пар — сдвоенных уроков по 45 минут. Обучение начинается с 9 или 10 утра. На вторую половину дня тоже ставят пары, семинары и лабораторные работы, но большая часть студентов-очников всё же учится в первую смену. Заочная форма обученияСтудент-заочник не ходит на лекции и семинары. Он самостоятельно учится дома по плану от вуза. В течение семестра ему задают контрольные или рефераты по всем предметам, а очная учёба начинается в период сессии. В это время заочники сдают экзамены, слушают лекции и участвуют в практических занятиях. Очно-заочная формаСочетание очной и заочной формы. Раньше такая форма обучения называлась вечерней. Студенты посещают лекции и семинары, но в вечернее время и не каждый день. Экзамены и зачёты сдают очно, много времени уделяют самостоятельной подготовке: пишут контрольные, курсовые, рефераты, готовят доклады. Дистанционное обучениеНовая форма, возникшая с распространением технологий. Студент посещает занятия онлайн и так же взаимодействует с преподавателями и однокурсниками. Сдача сессий возможна в удалённом режиме. Как выбратьВыбирайте форму образования, исходя из своих целей, приоритетов, финансовых возможностей. Прежде чем принимать решение, изучите условия, сроки и стоимость получения образования в конкретном вузе. И помните: диплом о высшем образовании вам дадут на любой форме обучения. А какие знания и навыки вы получите и какую карьеру сделаете напрямую зависит от ваших усилий. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Очно заочная форма обучения сколько дней в неделю учатся1.3. Обучение в образовательных организациях реализуется в очной, очно-заочной или заочной формах*(2) с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися. 1.4. Очно-заочная и заочная формы обучения позволяют сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью обучающегося. 1.5. Очно-заочная форма- форма обучения предполагает посещение обучающимися занятий от двух до четырех раз в неделю и систематические аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия и пр.) в течение всего учебного года. 1.6. Допускается сочетание различных форм обучения и форм получения образования. Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану. 1.7. Сроки получения среднего профессионального образования в зависимости от формы обучения (по очной, очно-заочной и заочной формам) установлены ФГОС по конкретным профессиям, специальностям среднего профессионального образования. 1.8. Прием на обучение по очно-заочной и заочной формам на образовательные программы среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36. 2. Формирование рабочего учебного плана образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования при очно-заочной и заочной формах обучения2.1. Учебный план образовательной организации регламентирует порядок реали зации и является составной частью образовательной программы среднего профес сионального образования. Образовательная организация разрабатывает учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения самостоятельно на основе: — ФГОС по программам среднего профессионального образования; — рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики. 2.2. Учебный план по очно-заочной и заочной формам обучения определяет следующие характеристики образовательной программы среднего профессионального образования: — подлежащие освоению ОК и ПК; — объемы учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; — перечень, последовательность изучения и объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий по учебным дисциплинам, ПМ и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике; — сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики; — распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, ПМ (и их составляющим); — объем каникул по годам обучения. При формировании учебного плана необходимо учитывать следующие нормы: — максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки; — максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю; — максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет, как правило, не менее 160 часов; — в максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной и заочной формах обучения не входят учебная и производственная практика в составе ПМ, реализуемые обучающимися самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета. Рекомендуется заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с предприятием, на котором работает обучающийся, а также предоставление обучающемуся со стороны предприятия справок, сертификатов, иных документов, подтверждающих его ОК и ПК по выбранной специальности, профессии и(или) документа-подтверждения имеющейся у него рабочей профессии, освоенной в рамках образовательной программы при получении среднего профессионального образования или входе предшествующей профессиональной деятельности; — наименование дисциплин и их группирование по циклам должно быть идентично учебным планам для очного обучения, причем объем часов дисциплин и междисциплинарных курсов может составлять до 70 и 30% от объема часов очной формы обучения для очно-заочной и заочной форм соответственно. Дисциплина «Иностранный язык» реализуется в течение всего периода обучения; по дисциплине «Физическая культура» предусматриваются занятия в объеме не менее двух часов, которые проводятся как установочные. По указанным дисциплинам допускается формирование индивидуального учебного плана; — выполнение курсовой работы (проекта) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и(или) ПМ (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом для очной формы обучения; 2.4. Образовательная организация применительно к конкретным условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из специфики специальности/профессии и обучаемого контингента. 2.5. При формировании учебного плана объем времени вариативной части может быть использован на увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и модули обязательной части, в том числе для освоения дополнительных ОК и ПК, получения дополнительных умений и знаний, компетенций, или на введение новых дисциплин, междисциплинарных курсов и ПМ в соответствии с потребностями работодателей, потребностями и возможностями обучающихся и спецификой деятельности образовательной организации, а также для процедуры проведения входного контроля в случае формирования индивидуального учебного плана. 2.6. Учебный план должен включать: график учебного процесса; сводные данные по бюджету времени; план учебного процесса. 3. Организация и проведение учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения3.2.1. Учебная деятельность обучающихся при очно-заочной форме обучения предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом. 3.2.2. Общая продолжительность каникул для обучающихся по очно-заочной форме устанавливается согласно рабочему учебному плану образовательной организации по конкретным программам среднего профессионального обучения. 3.3. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий при заочной форме не должна, как правило, превышать 8 часов в день. 3.3.2. При заочной форме обучения осуществляются следующие виды учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, включая лекции, практические и лабораторные занятия, курсовые работы (проекты) для программ подготовки специалистов среднего звена, консультации, производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебной деятельности. 3.3.4. Сессия обеспечивает управление учебной деятельностью обучающегося заочной формы обучения и проводится с целью определения: — уровня освоения теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин, МДК и ПМ; — сформированности ОК и ПК; — умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных и практических работ; — наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой и иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами. Сессия, в пределах отводимой на нее общей продолжительности времени, может быть разделена на несколько частей (периодов сессии) исходя из особенностей работы образовательной организации и контингента обучающихся. 3.3.5. Образовательная организация может проводить установочные занятия в начале каждого курса. Продолжительность установочных занятий определяется образовательной организацией, а отводимое на них время включается в общую продолжительность сессии на данном курсе. При необходимости образовательная организация может проводить установочные занятия по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, изучение которых предусмотрено учебным планом на следующем курсе. Для обучающихся первого года обучения за счет времени, отво димого на консультации, могут проводиться установочные занятия по основам са мостоятельной работы. 3.4. При очно-заочной и заочной формах обучения оценка качества освоения образовательной программы среднего профессионального образования включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и ГИА обучающихся и, при необходимости, входной контроль. 3.5. Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль освоения программного материала учебных дисциплин, МДК, ПМ. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные ОК и ПК. Результаты текущего контроля успеваемости заносятся в журналы учебных занятий. 3.6. Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образователоной программы, наличия умений самостоятельной работы. Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация может проводиться в форме: экзамена, комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам и(или) междисциплинарным курсам, ПМ (модулям); зачета, итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы, курсовой работы (проекта). К экзамену по ПМ допускаются обучающиеся, успешно прошедшие аттестацию (экзамены и[или] зачеты) по междисциплинарным курсам, а также прошедшие практику в рамках данного модуля. Зачет по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, подготовка и защита курсовой работы (проекта) проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса. По дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, зачеты и курсовые работы (проекты), проводится итоговая письменная аудиторная контрольная работа за счет времени, отводимого на изучение данных дисциплин. На ее проведение отводится не более трех учебных часов на группу. На проверку трех работ предусматривается один час. Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные образовательной организацией документы (ведомости, журналы, базы данных и др.) Форма промежуточной аттестации отражается в рабочем учебном плане. Основания для выбора форм промежуточной аттестации и иные особенности должны быть отражены в учебном плане. Входной контроль проводится в случае формирования индивидуального учебного плана за счет времени, отведенного на вариативную часть. Для оценки персональных достижений обучающихся требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить имеющие у обучающегося знания, умения и освоенные ОК и ПК и позволяющие сформировать индивидуальный учебный план. Процедура организации и проведения входного контроля определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Домашние контрольные работы подлежат обязательному рецензированию. По согласованию с образовательной организацией выполнение домашних контрольных работ и их рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий. Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней. Общий срок нахождения домашней контрольной работы в образовательной организации не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в учебной карточке обучающегося. По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Дополнительная оплата за собеседование не предусматривается. Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению на основе развернутой рецензии. Рецензирование повторно выполненной контрольной работы и оплата за повторное рецензирование проводятся в общем порядке, регулируемом локальными актами образовательной организации. Образовательная организация имеет право разрешить прием на рецензирование домашних контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков, в том числе и в период сессии. В этом случае вместо рецензирования домашних контрольных работ может проводиться их устный прием (собеседование) непосредственно в период сессии. На прием одной контрольной работы отводится одна треть академического часа на одного обучающегося. 3.8. В рамках образовательных программ среднего профессионального образования проводятся консультации, которые могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение к рабочему учебному плану, 3.8.1. При очно-заочной форме обучения консультации на учебную группу планируются из расчета 4 часа в неделю и отражаются в учебных планах отдельной строкой. 3.8.2. При заочной форме обучения консультации по всем дисциплинам, изучаемым в данном учебном году, планируются из расчета 4 часов в год на каждого обучающегося и могут проводиться как в период сессии, так и в межсессионное время. По специальностям/профессиям среднего профессионального образования, связанным с сезонным характером работ, количество часов на консультации может быть увеличено, но не более 6 часов в год на каждого обучающегося. При очно-заочной форме обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения. Учебная практика реализуется обучающимся самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования. При реализации практики следует руководствоваться пунктом 2.3 настоящих Рекомендаций. Следует иметь в виду, что обучающиеся, имеющие стаж работы или работающие по профессии, соответствующей получаемой квалификации, могут освобождаться от прохождения учебной практики на основании предоставления соответствующего документального подтверждения. Производственная практика является, как правило, обязательной (за исключением случаев обучения по индивидуальным учебным планам) для всех обучающихся и предшествует государственной итоговой аттестации. Производственная практика реализуется обучающимся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в объеме не более четырех недель. При очно-заочной и заочной формах обучения в образовательных организациях практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения. Все виды практики, предусмотренные ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена, должны быть выполнены. Учебная практика и практика по профилю специальности реализуется обучающимся самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования. При реализации практики следует руководствоваться пунктом 2.3 настоящих Рекомендаций. Следует иметь в виду, что обучающиеся, имеющие стаж работы или работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации, могут освобождаться от прохождения учебной практики и практики по профилю специальности на основании предоставленных с места работы справок. Преддипломная практика является обязательной для всех обучающихся, проводится после последней сессии и предшествует ГИА. Преддипломная практика реализуется обучающимся по направлению образовательной организации, реализующей профессиональные программы подготовки специалистов среднего звена в объеме не более четырех недель. 3.9. Особенности проведения практики в образовательных организациях отражаются в пояснениях к рабочему учебному плану. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации. 3.11. В образовательных организациях государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(4), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968, а также соответствующими локальными актами образовательной организации среднего профессионального образования. Государственный экзамен проводится в соответствии с ФГОС. Реализация в образовательных организациях модульно-компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе очно-заочной и заочной форм обучения интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеурочной и самостоятельной работой с целью формирования и развития ОК и ПК. Подробные нормы, определяющие требования к организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО, разрабатываются образовательными организациями самостоятельно. 4. Порядок реализации учебного процесса по заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях4.1. В образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, учебный процесс по заочной форме обучения целесообразно организовать на основе следующих документов: — графика учебного процесса заочного обучения; — рабочего учебного плана по конкретным программам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена по заочной форме обучения; — рабочих учебных программ по дисциплинам, ПМ с указанием перечня домашних контрольных работ и сроков их выполнения; — расписания учебных занятий в межсессионный период; — журнала регистрации домашних контрольных работ. 4.2. Образовательной организацией разрабатывается индивидуальный учебный график, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и проведения сессии. Данный график выдается (высылается) обучающимся в начале каждого учебного года (семестра). 4.3. Обучающимся по индивидуальному учебному графику предоставляется право на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. 4.4. Форма действующей справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1368. 4.6. Обучающимся, к началу сессии не выполнившим индивидуальный график учебного процесса по уважительным причинам, образовательная организация имеет право установить другой срок ее проведения, причем за обучающимся сохраняется право на дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотренный на данную сессию. 4.7. Обучающиеся, прибывшие на сессию без справки-вызова, допускаются к выполнению всех видов учебной деятельности по дисциплинам и междисциплинарным курсам, по которым успешно выполнены предусмотренные учебным планом домашние контрольные работы, а также к посещению учебных занятий по другим дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям за исключением сдачи по ним экзаменов. 4.8. Не позднее чем за 10 дней до начала сессии составляется расписание ее проведения, которое утверждается руководителем образовательной организации. 4.9. После окончания сессии составляется сводная ведомость итоговых оценок по учебным группам. 4.10. На основании результатов промежуточной аттестации готовится проект приказа руководителя образовательной организации о переводе на следующий курс обучающихся, сдавших сессию. 4.11. Обучающимся, не выполнившим индивидуальный график учебного процесса и не переведенным на следующий курс, образовательная организация имеет право устанавливать конкретные сроки повторной промежуточной аттестации. 4.12. Выпускнику, прошедшему в установленном порядке государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации. Образцы таких документов и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации*(5). 4.73. Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций*(6). *(1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». *(2) Часть 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос сийской Федерации». *(3) Часть 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». *(4) Статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». *(5) Часть 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос сийской Федерации». *(6) Часть 4 статьи 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рос сийской Федерации». Методические рекомендации |