На что влияет частота обновления экрана ноутбука
На что влияет частота обновления монитора
Для правильного выбора и грамотной эксплуатации компьютера нужно иметь представление о параметрах, влияющих на эффективность и комфорт работы. Одной из значимых характеристик монитора является его частота. Что это за показатель и на что он влияет?
Что такое частота обновления монитора
Компьютерный дисплей или телевизионный экран функционирует на основании принципа смены последовательных кадров. Этот принцип похож на работу кинопроектора. При просмотре фильма скорость смены кадров приблизительно 25–30. В силу сложности картинки на дисплее компьютера или телевизора, частота её обновления должна быть значительно выше. Этот показатель будет влиять на чёткость изображения. Таким образом, при выборе телевизора или монитора ПК лучше отдавать предпочтение товарам, у которых данный показатель выше.
Первые версии мониторов показывали картинку среднего качества. Пользователь мог заметить мерцание экрана во время смены изображения. Из-за этого рекомендовалось использовать защитные экраны, а в процессе длительной работы за такими мониторами следовало делать несколько перерывов для того, чтобы снять нагрузку на глаза. В противном случае долгая работа за такими дисплеями спровоцировала бы ухудшение зрения у пользователя или могла негативно отразиться на здоровье человека в целом.
СПРАВКА! В результате технического развития на смену мониторам ЭЛТ пришли более современные экраны: жидкокристаллические и TFT-мониторы. Первоначально они значительно отставали по показателям яркости, контрастности, да и качество картинки было низким. Однако длительный процесс усовершенствования позволил достичь более высоких показателей качества, что привело к увеличению популярности таких моделей.
На что влияет частота обновления экрана компьютера
Если кадровая частота дисплея довольно низкая, то, как описывалось выше, дисплей визуально мерцает. В то время как высокий показатель данного параметра позволяет делать мерцание практически незаметным, а это позволяет повысить комфорт восприятия изображения.
Средней частотой обновления экрана считается 60 гц. Этого вполне достаточно для комфортной работы. В усовершенствованных моделях жидкокристаллических экранов частота обновления монитора достигает 144 гц или даже 240 гц. Это позволяет увеличить плавность изображения. Такие дисплеи хорошо подходят для игр.
СПРАВКА! Хоть частота обновления монитора и не является главной характеристикой при выборе, но чем выше этот показатель, тем дороже устройство.
Как изменить частоту обновления
Несмотря на то что во многих моделях жидкокристаллических экранов диапазон обновления дисплея может настраиваться в автоматическом режиме, при этом выбирается лучший показатель, всё же можно изменить частоту обновления самостоятельно.
Для этого потребуется зайти в «Панель управления». Далее, выбрать настройки экрана, пройти во вкладку «Параметры» и зайти в меню «Дополнительно». Именно там обычно располагается перечень возможных настроек частоты обновления экрана.
Для большинства моделей экранов на основе CRT-системы специалисты рекомендуют устанавливать значение данного показателя 85 гц. Данное значение становится доступно при установке заводского драйвера видеокарты. Чтобы установить необходимый драйвер, можно воспользоваться интернет-ресурсами или же поискать его на дисках, прилагаемых к компьютеру при его продаже. Если с данным вопросом возникают сложности, следует обратиться в сервисный центр. Сотрудники центра без труда решат эту проблему за вас.
Что такое частота обновления экрана монитора и как она влияет на восприятие
Содержание
Содержание
Частота обновления экрана — один из самых неоднозначных параметров монитора. Одни утверждают, что чем она выше, тем лучше, а малая частота снижает качество изображения и вредит зрению. Другие уверены, что высокая частота — это для тех, кому деньги девать некуда, и что глаз все равно не различает частоту выше 25 Гц. Истина, как всегда, где-то посредине.
Что такое частота обновления экрана?
Вне зависимости от того, что мы видим на экране — статичную картинку или динамичный видеоролик — монитор постоянно выводит на экран серию изображений. Просто в первом случае все кадры будут более-менее одинаковы, а во втором расположение деталей на экране будет меняться от кадра к кадру, создавая иллюзию движения. Частота же смены кадров и есть «частота обновления экрана».
Совсем как в кино, поэтому многие вспоминают про стандартные для кинофильмов 24 кадра в секунду, т.е. 24 Гц. Если в кинотеатре никто не жалуется на «низкую частоту обновления», так зачем на мониторе нужно больше?
Существует устойчивый миф, что 24 Гц — это максимальная частота, воспринимаемая человеческим глазом. И что именно поэтому выбран такой стандарт для кино, а более высокая частота кадров просто не имеет смысла.
Развеять этот миф очень просто — достаточно запустить на компьютере какую-нибудь игру, позволяющую задавать скорость вывода кадров на экран (FPS). Игру лучше выбрать попроще, чтобы видеосистема уверенно обеспечивала высокий FPS. Попробуйте выставить в ней сначала FPS 24 и понаблюдать, а потом выше — например, 50. В динамичных сценах разница будет очевидна.
В кино это не так заметно из-за того, что каждый кадр фильма снимается с некоторой выдержкой, поэтому движущиеся объекты будут смазаны. Это смягчает переход от кадра к кадру и дополнительно «убеждает» наш мозг в том, что объект движется.
Кстати, многие игры также научились «смазывать» объекты, обеспечивая более плавное движение при невысоком FPS. Этот эффект называется motion blur. А частота кадров в кино была выбрана скорее из экономических показателей: меньше частота кадров — короче пленка и проще механика киноаппарата и проектора. Нужна была частота, которая обеспечивает более-менее плавное движение на экране, но при этом не требует больших затрат. Почему именно 24? Потому что при такой частоте минутный расход пленки составлял ровно 30 ярдов, что упрощало расчет количества пленки и, соответственно, бюджета съемок.
60 Гц — мало или достаточно?
Еще один миф, связанный с частотой обновления экрана, — это вред для глаз. Дескать, мониторы с низкой частотой обновления мерцают, что ведет к усталости глаз и, в перспективе, даже к заболеваниям. Следует признать, что это не совсем миф — мерцающее изображение действительно вредно для зрения. И мониторы действительно могут мерцать. Вот только это никак не связано с частотой обновления экрана.
Раньше, когда все мониторы делались на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), причиной мерцания экрана действительно была частота обновления. В ЭЛТ люминофор на экране светится только в момент «пробегания» по нему электронного луча. Поэтому чем меньше была «частота монитора», тем заметнее мерцал экран. 60 Гц для такого монитора было совершенно недостаточно.
Однако изображение на экране ЖК-монитора не гаснет в промежутке между обновлениями кадров. Да, на некоторых мониторах заметно мерцание, но не из-за обновления экрана, а из-за режима работы ламп подсветки. Фактически, на статичном изображении нет никакой разницы между мониторами с частотой обновления в 60 Гц и 200 Гц. Если вы используете монитор для работы, в высокой частоте нет необходимости. 60 Гц вполне достаточно.
Не требуется высокая частота и в том случае, если вы любите смотреть видео на экране монитора. Несмотря на то, что кинопленка уже стала историей, стандарт в 24 кадра в секунду остается основным для видеоконтента. Качественное видео иногда снимают с частотой в 60 кадров/сек, а вот большая частота кадров встречается редко. Причины примерно те же, что и сто лет назад: чем больше частота кадров, тем больше объем файла и выше требования к камере и к производительности процессора плеера. Поэтому нет никакого смысла в мониторе с частотой обновления больше 60 Гц, если он нужен вам для просмотров фильмов. По крайней мере, пока.
Кому же нужна высокая частота?
В абзаце, где шла речь о 24 кадрах, не зря упоминалась компьютерная игра. Именно в динамичных играх наиболее заметно влияние частоты обновления. Но если вы любите после работы «погонять в танчики», не спешите бежать в магазин за 240-герцовым монитором. Сначала определитесь, действительно ли вам нужна высокая частота обновления.
А вот киберспортсменам высокая частота обновления действительно важна. Игрок с монитором на 100 Гц получает реальное преимущество перед теми, кто «сидит» на 60 герцах. Именно по этой причине появляются мониторы с частотой 240, 280 и даже 360 Гц.
Впрочем, не все способны воспользоваться эффектом от увеличения частоты обновления. Исследования показали, что мозгу достаточно 13 мс на то, чтобы распознать изображение, но вот на то, чтобы правильно отреагировать на полученный кадр, может потребоваться в десятки раз больше времени. Не стоит рассчитывать, что, сменив монитор, вы сразу и многократно улучшите свои игровые показатели.
Частота обновления и вертикальная синхронизация
Еще один аргумент в пользу высокой частоты обновления — с ее помощью можно устранить влияние рассинхронизации частоты обновления и FPS игры. Поскольку эти числа часто не совпадают, может случиться так, что перерисовка кадра игры попадет на момент обновления экрана. В итоге на одну половину экрана будет выведен предыдущий кадр, а на другую половину — последующий.
Если кадры сильно отличаются (например, когда игрок быстро движется или крутится на месте), на экране будут заметны неприятные рывки изображения. Переход на большую частоту не избавит от этого явления, но оно станет куда менее заметным за счет того, что «резаный» кадр будет демонстрироваться намного меньше.
Некоторые мониторы предлагают решить эту проблему без увеличения частоты обновления — при помощи технологий (G-Sync, V-Sync и Freesync), подгоняющих перерисовку кадра к обновлению экрана.
Но и в этом решении есть минусы. Во-первых, технология должна поддерживаться как монитором, так и игрой. Во-вторых, при работе V-sync могут теряться некоторые кадры, что не нравится киберспортсменам.
Частота обновления и время отклика
Время отклика — это период, который требуется пикселям экрана для изменения цвета после получения соответствующей команды. Очевидно, что этот параметр связан с частотой обновления экрана: за время между сменами кадров экран должен не только успеть перерисоваться, но и некоторое время экспонироваться. К примеру, на частоте 100 Гц время демонстрации каждого кадра составляет 10 мс (1000 мс /100 Гц). Если время отклика монитора больше, то нет никакой пользы от высокой частоты обновления, даже наоборот — будет некоторый вред. Когда время отклика сравнимо со временем экспозиции кадра, в динамичных сценах пиксели не успевают «набрать» цвет и правильных цветов на экране вы просто не увидите. Зато заметите «след» старого изображения, отображающегося одновременно с новым.
Поэтому, выбирая монитор с высокой частотой обновления, смотрите, чтобы время отклика у него было минимальным и хотя бы не превышало интервал, необходимый на перерисовку кадра (1000 / частота в Гц).
Выводы
Высокая частота обновления монитора — это не то, что требуется каждому. Если вы не проводите часы за 3D-шутерами или симуляторами, вряд вы вообще ощутите эффект от увеличения частоты обновления. А вот киберспортсменам высокая частота обновления монитора даст реальное преимущество. Да и просто любители динамичных игр почти наверняка (если позволит производительность системы) заметят улучшение игрового процесса, которое последует за увеличением частоты.
Нужна ли высокая частота обновления монитора – 60 Гц vs 144 Гц vs 240 Гц
За последние несколько лет рынок мониторов сделал заметный скачек вперед. Теперь среднестатистический монитор обладает отличной матрицей, повышенным разрешением и большим количеством разъемов. Помимо этого, выходит все больше решений с повышенной частотой обновления экрана. Но в отличие от того же разрешения дисплея, определить какая частота нужна именно вам порой достаточно сложно. Особенно если вы не заядлый геймер.
Давайте попробуем разобраться, на что влияет частота обновления монитора и есть ли разница между 60 Гц, 144 Гц и 240 Гц.
Что означают все эти Герцы?
Некоторые люди ошибочно считают, что 144 Гц имеет какое-то отношение к производительности, поскольку это похоже на то, как обозначается тактовая частота процессора. На самом деле, это параметр частоты обновления дисплея монитора.
Отсюда возникает другой вопрос: что же такое частота обновления? Тут все просто, это величина, обозначающая то, сколько раз в секунду обновляется изображение на дисплее монитора. Соответственно, чем выше данная частота, тем большее количество кадров может отобразить монитор за одну секунду.
Если вы любите играть в компьютерные игры, то вероятно вы уже сталкивались с таким понятием как частота смены кадров или frames per seconds (FPS). Это величина, обозначающая сколько кадров в секунду, обрабатывает видеокарта. При высоком показателе FPS, геймплей в игре становится гораздо плавнее, но, чтобы увидеть это, вам как раз потребуется монитор с высокой частотой обновления.
К примеру, если ваша любимая игра работает с частотой кадров 100 и выше, то на мониторе с высокой герцовкой геймплей будет куда плавнее. Но если вы на том же дисплее смотрите фильм, со стандартной частотой — 24 кадра в секунду, то вы не увидите разнице между 60 Гц и 144 Гц.
Плавность отображения
Многие пользователи замечали, что движущиеся объекты могут размываться, оставлять за собой некий, едва видимый след. Но если ваш компьютер сможет выводить большое количество кадров, на монитор с высокой герцовкой, то резкость объектов в движении многократно возрастет.
Правда стоит учитывать тот факт, что наш мозг, в отличие от компьютерного оборудования, может работать по-разному. Так некоторые люди сразу замечают разницу между дисплеями с частотой 60 Гц и 144 Гц, в то время как другие не видят ее вовсе. Разницу между 144 Гц и 240 Гц увидеть еще сложнее.
Опять же, все зависит от того, чем вы занимаетесь за компьютером. В динамичных играх геймер сразу обратит внимание, что при 144 Гц изображение стало более четким, а движения мыши куда более плавными. Это же касается и серфинга в интернете. А вот при просмотре видео, работе с почтой и офисными программами разницу вы врятли заметите.
Разрывы кадров
Частота обновления экрана и значение FPS далеко не всегда совпадают. Количество обработанных компьютером кадров может значительно превышать частоту обновления экрана. Поскольку выводится больше кадров, чем может обработать монитор, полукадры иногда отображаются на экране вместе, что проявляется в разделении изображения на две части. Это крайне заметная проблема, которая мешает большому количеству пользователей.
В нетребовательных к железу играх, вы нередко можете получить свыше 100 FPS, но монитор с частотой 60 Гц обновляется только 60 раз в секунду. Из-за этого геймеры не увидят как-таковой плавности, зато получать постоянные разрывы кадров. В свою очередь на дисплее с высокой частотой обновления мало вероятно, что вы увидите подобные разрывы.
Стоит упомянуть про технологии синхронизации кадров, такие как V-Sync, Freesync и G-Sync, которые также помогают предотвратить разрывы, но у них есть свои недостатки. V-Sync ограничит производительность, а для Freesync и G-Sync требуются специальные комбинации видеокарты и монитора.
Время отклика
Частота обновления монитора влияет на задержку ввода. Например, у дисплея с частотой 60 Гц никогда не будет времени отклика ниже 16,67 мс. В тоже время у дисплея, с частотой 144 Гц, оно уже составляет 6,95 мс, а у 240 Гц сокращается до 4,16 мс.
Кажется, что уменьшение задержки на десять миллисекунд это не такая уж большая разница, но в соревновательных играх это может сыграть ключевую роль. Опять же повторимся, не каждый человек увидит разницу, а в повседневных и рабочих задачах она и вовсе неуловима.
Восприятие человека
Имейте в виду, что каждый человек воспринимает изображение на мониторе по-разному. Характеристики дисплеев могут отличаться между собой, но вы можете этого даже не увидеть. Поэтому, если во время игры вы замечаете частые разрывы кадров, а изображение в движении кажется вам слишком размытым, то стоит задуматься о замене монитора.
Выводы
Итак, если вы геймер, то для вас переход на монитор с высокой частотой обновления будет наиболее предпочтителен. Вы получите более плавную картинку без разрывов и меньшую задержку ввода. Но перед покупкой рекомендуем посмотреть вживую на подобные дисплеи, в какой-нибудь демо-зоне.
Если вы не геймер, то от высокой герцовки монитора вы не получите как таковых преимуществ. Конечно, движения на экране будут более плавными, но мы бы дважды подумали, стоит ли оно того. Для рабочих задач лучше выбирать мониторы по качеству изображения и разрешению экрана, чем отталкиваться от частоты обновления.
Если вы ищите недорогой но качественный монитор, рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой.
На что влияет частота обновления экрана ноутбука
Размер ЖК-панели, измеряемый по диагонали, напрямую влияет на размер корпуса ноутбука. В продуктах MSI обычно используются ЖК-панели с диагональю 14, 15,6 и 17,3 дюйма: первые два варианта, как правило, применяются в тонких и легких моделях, а 17,3-дюймовый – в моделях класса «замена стационарного ПК». Размер экрана, как и его разрешение, которое мы рассмотрим чуть позже, важен для продуктивной работы. Дизайнерам, редакторам фотографий и видеомонтажерам будет удобней работать за большим дисплеем, в то время как для веб-серфинга и работы с текстами вполне подойдет и маленький. Для игр и мультимедийных приложений экран большего размера предпочтителен, потому что он обеспечит больший эффект погружения.
Разрешение
Еще одним важным параметром ноутбучного дисплея, помимо размера, является разрешение. Это количество пикселей, которые составляют экран по горизонтали и вертикали. Пиксель – основной элемент дисплея, но он, в свою очередь, состоит из субпикселей трех базовых цветов – красного, синего и зеленого. Различные пропорции базовых цветов дают все то множество оттенков, которые мы можем видеть на экране.
Структура RGB субпикселей в дисплее ноутбука MSI GT76 9SG.
Структура RGB субпикселей в дисплее ноутбука MSI GT76 9SG.
Первоначально 4K-дисплеи использовались в основном дизайнерами и видеомонтажерами, потому что для них стандартной частоты обновления в 60 Гц, используемой большинством мониторов, было достаточно. В наше время, учитывая наличие в ноутбуках мощных видеокарт, таких как NVIDIA GeForce RTX 2070 и RTX 2080, можно играть с высокой частотой обновления даже на 4K-дисплее, не беспокоясь о качестве изображения. Таким образом, даже геймеры, играющие в соревновательные дисциплины, могут насладиться преимуществами скоростных дисплеев высокого разрешения.
Частота обновления
Частота обновления напрямую влияет на восприятие изображения. По сути, этот параметр означает, сколько раз ЖК-панель меняет картинку за определенный промежуток времени. Дисплей с частотой обновления 60 Гц делает это 60 раз в секунду. Большинство ноутбучных дисплеев работают с частотой 60 Гц, некоторые – с частотой до 144 Гц. Более высокое значение данного параметра способствует более плавному отображению любого движения на экране, причем не только в играх, но даже при взаимодействии с интерфейсами приложений.
Высокая частота обновления полезна для любого пользователя, однако основной целевой аудиторией таких дисплеев являются геймеры. Современные видеокарты способны выдавать больше кадров в секунду, чем может отобразить обычный дисплей. Например, видеокарта RTX 2080 поддерживает частоту кадров выше 100 FPS на ультра-настройках в большинстве нынешних AAA-проектов, и монитор с частотой обновления 60 Гц просто не будет ей соответствовать. В результате на экране появятся различные визуальные артефакты, которые не только ухудшат качество картинки, но и станут помехой во время соревновательных матчей в интернете.
Преимущества дисплея с высокой частотой обновления будут очевидными. (Источник: MSI)
144 Гц – вполне высокая частота обновления, однако в этом году ноутбуки MSI подняли планку до 240 Гц. Это еще больше улучшает качество изображения и дает реальное преимущество в соревновательных играх, где для победы важен каждый кадр.
Низкое время отклика
Время отклика дисплея
Цветовой охват
Цветовое пространство Adobe RGB отличается более насыщенными оттенками по сравнению с sRGB. (Источник: ViewSonic) |
Впрочем, если вы – геймер, то цветовой охват вас не будет особо волновать, потому что большинство дисплеев в игровых ноутбуках высокого класса вполне адекватно покрывают цветовое пространство sRGB. Другое дело, если вы также собираетесь использовать такой ноутбук для работы над проектами, которые требуют широкого цветового охвата.
Тип ЖК-панели
Тип ЖК-панели влияет на все вышеуказанные факторы. Популярными технологиями здесь являются TN, IPS и IGZO. Давайте рассмотрим каждую из них.
TN-панели
В типичной TN-панели жидкие кристаллы (каждый кристалл – это молекула, соответствующая одному пикселю) «упакованы» между двумя электродами и поляризаторами, определенным образом ориентированными по отношению друг к другу. В незаряженном состоянии, то есть когда на панель не подается электрический ток, свет блокируется и не может пройти от одного поляризатора к другому. Когда же подается ток, молекулы жидких кристаллов «поворачивают» свет от первого поляризатора на 90 градусов, поэтому он начинает достигать второго поляризатора, по пути проходя через цветные светофильтры (красный, синий и зеленый).
Благодаря простой структуре TN-панели отличаются очень низким временем отклика. До сих пор они представляют собой большинство ноутбучных панелей. Низкий отклик (1 мс по методу GtG), высокая частота обновления (120+ Гц) и небольшая цена делают их идеальным выбором для игровых моделей. С другой стороны, TN-панели обладают ограниченными углами обзора и используют лишь 6-битную кодировку цвета (для воспроизведения 16,7 миллионов цветов применяются специальные ухищрения, например «дизеринг»).
Строение TN-панели. (Источник: PC World)
IPS-панели
Сравнение структуры жидких кристаллов в IPS- и TN-панелях. (Источник: J-Display) |
IGZO-панели
Транзисторы IGZO обладают множеством преимуществ по сравнению с традиционными транзисторами типа «a-Si TFT». (Источник: Sharp) |
Компания MSI предлагает геймерам не только высококачественные TN-панели с высокой частотой обновления, но и 240-герцевые IGZO-варианты, доступные в премиальных моделях, таких как GT76, GE65 и GS65.