Как землю сотворили удмуртская сказка
Сказки. Рассказы. Стихи
Удмуртская сказка
Это было так давно, что никто помнить не может. Во всем свете кругом была одна вода, земли совсем не было. И жили на свете только один инмар и один шайтан. Инмар велел шайтану нырнуть под воду и достать земли со дна. Шайтан послушался инмара, нырнул на дно и достал каждой рукой по горсти земли. Он отдал инмару почти всю землю, которую достал, только совсем немного спрятал у себя во рту.
Инмар взял из рук шайтана землю, положил ее к себе на ладонь и сдул на воду. Земля стала разрастаться, становилась все больше и больше. Она была ровная, гладкая, как сковорода. Начала расти и земля, которую спрятал шайтан у себя во рту. Ее стало так много, что она уже не умещалась там. Шайтан выплюнул ее. Крошки разлетелись в разные стороны, и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б шайтан не обманул инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.
Первые люди были очень-очень большие, настоящие великаны. Жили они беззаботно, ничего не делая, потому что они ничего не умели: ни строить, ни сеять, ни охотиться. Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога такого великана — появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей — образовывались холмы. Перед тем как великанам исчезнуть, появились маленькие обыкновенные люди. Инмар жил вместе с ними и учил их трудиться. Маленький человек стал землю пахать, лес рубить, избы строить. Увидел одного мальчик-великан, взял в руку и вместе с топором положил себе в карман. Вернулся домой и показывает матери:
— Посмотри-ка, мать, какого я дятла поймал, он ель долбил.
А мать ему говорит:
— Сынок, это не дятел, это человек. Значит, нас скоро не будет, на свете останутся жить только такие вот люди. Они маленькие, но работящие: умеют пчел водить и зверей ловить. Пришла пора уходить нам отсюда. Бежим-ка скорей! — И мать заплакала. Где падали ее слезы, там речки образовались. Много их на земле осталось. Великаны переселились на север.
У великанов был очень маленький разум. Однажды они сидели и грелись вокруг огня. Огонь разгорелся, начал ноги обжигать. Им нужно бы отодвинуться от огня, но сообразить это у них разума не хватило, и они стали обмазывать ноги глиной. Когда огонь погас, они замерзли и превратились в большие каменные глыбы.
Рассказывают, что посредине горы Карйыл имеется глубокая яма. В нее бросали шесты, но шесты проваливались, как в бездонный колодец. Только далекий звон слышался от падения. Передают, будто остальные великаны спустились в этот колодец. И больше их никто не видел. Звали великанов асаба, что означает это слово — никто не знает уже.
Когда на земле людей стало много, они научились все делать сами и перестали слушаться инмара. Инмар рассердился и ушел от людей на тот свет. С тех пор на этом свете инмара больше нет, а люди и без него живут хорошо.
Сказка Возникновение мира
Не было бы на земле ни гор, ни оврагов, если б ни любопытство Шайтана.
Удмуртская народная сказка Возникновение мира читать
На месте этого мира вначале ничего не было: кругом была одна вода. Инмар плавал по ней на большой лодке. Однажды Инмар сказал: «Как же мне тут мир сотворить?» и позвал Шайтана. Велел ему: «Пойди нырни в эту воду, что найдёшь на дне, то и подними во рту!»
Шайтан начал спускаться на дно воды. До глубокого дна никак не может доплыть. Прошло очень много времени, встретился он с Раком. «Куда плывёшь?» — спрашивает у него Рак. «На дно спускаюсь. Если что-то попадётся, во рту достану», — отвечает Шайтан. «Что надумал! — сказал Рак. — Я в этой воде 12 лет живу, но никогда ещё не видел её дна». — «А я, спущусь», — сказал Шайтан.
Долго спускался Шайтан, еле добрался до дна воды и, взяв со дна песок в рот, выплыл из воды.
Инмар велел ему высыпать песок изо рта: «Ни одну песчинку не оставляй во рту!» «Почему же Инмар ни одну песчинку не разрешает оставить во рту?» — подумал Шайтан и оставил немного песка во рту.
А рассыпанный по воде песок начал расти и превратился в землю. И оставленный Шайтаном песок во рту тоже начал расти. Инмар увидел надутые щёки Шайтана и спрашивает: «Почему ты меня не послушал? Я же велел тебе ни одной песчинки не оставлять», — и приказал Шайтану выплюнуть изо рта землю.
Если бы не та земля, что во рту Шайтана была, в мире вся земля была бы как сковорода ровная. Ни рвов, ни оврагов, ни больших гор не было бы.
Легенда о сотворении мира
Это было так давно, что никто помнить не может. Во всем свете кругом была одна вода, земли совсем не было. И жили на свете только один инмар и один шайтан. Инмар велел шайтану нырнуть под воду и достать земли со дна. Шайтан послушался инмара, нырнул на дно и достал каждой рукой по горсти земли. Он отдал инмару почти всю землю, которую достал, только совсем немного спрятал у себя во рту.
Инмар взял из рук шайтана землю, положил ее к себе на ладонь и сдул на воду. Земля стала разрастаться, становилась все больше и больше. Она была ровная, гладкая, как сковорода. Начала расти и земля, которую спрятал шайтан у себя во рту. Ее стало так много, что она уже не умещалась там. Шайтан выплюнул ее. Крошки разлетелись в разные стороны, и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б шайтан не обманул инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.
Первые люди были очень-очень большие, настоящие великаны. Жили они беззаботно, ничего не делая, потому что они ничего не умели: ни строить, ни сеять, ни охотиться. Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога такого великана — появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей — образовывались холмы. Перед тем как великанам исчезнуть, появились маленькие обыкновенные люди. Инмар жил вместе с ними и учил их трудиться. Маленький человек стал землю пахать, лес рубить, избы строить. Увидел одного мальчик-великан, взял в руку и вместе с топором положил себе в карман. Вернулся домой и показывает матери:
— Посмотри-ка, мать, какого я дятла поймал, он ель долбил.
А мать ему говорит:
— Сынок, это не дятел, это человек. Значит, нас скоро не будет, на свете останутся жить только такие вот люди. Они маленькие, но работящие: умеют пчел водить и зверей ловить. Пришла пора уходить нам отсюда. Бежим-ка скорей! — И мать заплакала. Где падали ее слезы, там речки образовались. Много их на земле осталось. Великаны переселились на север.
У великанов был очень маленький разум. Однажды они сидели и грелись вокруг огня. Огонь разгорелся, начал ноги обжигать. Им нужно бы отодвинуться от огня, но сообразить это у них разума не хватило, и они стали обмазывать ноги глиной. Когда огонь погас, они замерзли и превратились в большие каменные глыбы.
Рассказывают, что посредине горы Карйыл имеется глубокая яма. В нее бросали шесты, но шесты проваливались, как в бездонный колодец. Только далекий звон слышался от падения. Передают, будто остальные великаны спустились в этот колодец. И больше их никто не видел. Звали великанов асаба, что означает это слово — никто не знает уже.
Когда на земле людей стало много, они научились все делать сами и перестали слушаться инмара. Инмар рассердился и ушел от людей на тот свет. С тех пор на этом свете инмара больше нет, а люди и без него живут хорошо.
Как землю сотворили удмуртская сказка
Сначала на свете ничего не было, всюду была одна вода. И жили на свете только два божества: небесный Инмар да земной шайтан. Однажды Инмар решил сотворить мир и повелел шайтану нырнуть под воду:
– Если что найдешь на дне, принеси во рту!
Нырнул шайтан под воду, но не донырнул до дна. Еще раз нырнул – пусто. В третий раз нырнул и встретил рака. Тот спрашивает:
– Ищу дно, а что там найду, во рту наверх понесу.
– Я здесь давно живу, – отвечает рак, – а дна еще не видывал.
– Что делать? – говорит шайтан. – Попробую еще раз нырнуть.
Долго-долго спускался шайтан вниз и, наконец, достиг дна. Набрал полный рот донного песка и стал подниматься вверх. Предстал перед Инмаром с распухшими щеками и плотно сжатыми губами. Инмар велел все выплюнуть на воду:
– Не оставь во рту ни песчинки!
А шайтан обиделся: «Я нырял-нырял, едва достал до дна, а этот Инмар не хочет подарить мне ни песчинки!» И оставил щепотку песка за щекой.
Когда песок упал на воду, он начал на глазах расти и превращаться в ровную и гладкую землю. Но – удивительное дело! – песок начал расти и во рту шайтана. Увидел Инмар, что у шайтана опять щеки распухли, догадался, что шайтан обманул его, и рассердился:
– Почему ты не послушал меня? Выплюнь всё немедленно!
Пришлось шайтану подчиниться. Большие и маленькие песчинки разлетелись в разные стороны, и на земле возникли высокие горы, пологие холмы и болотные кочки – в зависимости от размера песчинок. Если бы шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой, как блин.
История Удмуртии
Дореволюционная история
История революций
Удмуртия до войны
Удмуртия во время ВОВ
По представлениям удмуртов творителями земли являются Инмар и Шайтан. По воле Инмара Шайтан погрузился за землей на дно первичного океана. Принеся в руке землю, из которой Инмар создал сушу, часть Шайтан утаил во рту, благодаря чему появились горы и возвышенности. Вот как рассказывает об акте миротворения удмуртское мифологическое предание, записанное в 30-е годы прошлого столетия среди южных удмуртов: «Раньше во всем мире была вода, нигде земли не было. Были только один Инмар и один Шайтан. Инмар повелел Шайтану нырнуть на дно и достать землю. Шайтан послушался Инмара и, нырнув на дно, принес в руке горсть земли. Поднятую землю он не всю отдал Инмару, часть утаил во рту. Инмар взял с рук Шайтана землю и, положив на ладонь, сдунул ее на воду. После этого земля начала расти, становясь все больше и больше. Во рту Шайтана она тоже уже не поместилась, его рот раскрылся и земля оттуда высыпалась, но не равномерно. Поэтому на земле образовались горы, леса, ямы. Если бы Шайтан не попытался обмануть Инмара, земля была бы ровной как сковородка». В дальнейшем Инмар сотворил на земле растения и животных. Шайтан же, воткнув в землю кол, выпустил через образовавшееся отверстие различных вредных существ.
Как видно, по удмуртским мифологическим преданиям, творцами мира, точнее суши и обитающих на нем существ, выступили изначально существовавшие Инмар и Шайтан. Также изначально существовал сам мир, заполненный водой.
У удмуртов в мифологических преданиях водоплавающие птицы не фигурируют, что, как уже отметили, объясняется дальнейшим развитием сюжета, а также, возможно, поздней фиксацией подобного материала. У родственных удмуртам коми-зырян и коми-пермяков эти два варианта существовали параллельно, в их мифологических преданиях демиургами выступают как Ен и Омоль у зырян, Ен и Куль у пермяков (сравните удмуртских Инмара и Шайтана), так и водоплавающие птицы.