Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Что такое под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, начи­на­ют зна­ко­мить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие чле­ны пред­ло­же­ния — это под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, опре­де­лим, как сло­ва состав­ля­ют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Пришла зима. На дво­ре очень холодно.

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. lazy placeholder. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-lazy placeholder. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка lazy placeholder. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

Что такое сказуемое?

Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

(Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. lazy placeholder. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-lazy placeholder. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка lazy placeholder. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Сказуемое в пред­ло­же­нии под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это осно­ва пред­ло­же­ния. Эти глав­ные чле­ны друж­ны меж­ду собой. Они рав­но­прав­ны и ино­гда сов­па­да­ют в неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских фор­мах (чис­ло, род).

(Кто?) Мальчик (что сде­лал?) сма­сте­рил само­лё­тик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сде­ла­ли?) при­шли в зоо­парк (мн. ч.)

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют глав­ную мысль в пред­ло­же­нии. Остальные чле­ны пред­ло­же­ния толь­ко допол­ня­ют, уточ­ня­ют её.

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. lazy placeholder. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-lazy placeholder. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка lazy placeholder. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Если в сооб­ще­нии толь­ко два глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, то это нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся дру­гие чле­ны, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся распространенным.

Сказка о подлежащем и сказуемом

Источник

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. 60d5dbebc6eb2675152285. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-60d5dbebc6eb2675152285. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка 60d5dbebc6eb2675152285. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. 60d5de5a56537972808213. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-60d5de5a56537972808213. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка 60d5de5a56537972808213. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. 60d5fc23e13b4776179276. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-60d5fc23e13b4776179276. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка 60d5fc23e13b4776179276. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. 60d5fce205dcd569750552. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-60d5fce205dcd569750552. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка 60d5fce205dcd569750552. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. 60d5fd2e489a6743263724. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-60d5fd2e489a6743263724. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка 60d5fd2e489a6743263724. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Источник

Как помочь учащимся безошибочно определять грамматическую основу предложения

Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. 57964256. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении фото. Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении-57964256. картинка Как правильно объяснить ребенку что такое подлежащее и сказуемое в предложении. картинка 57964256. Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Автор: Ермакова Марина Павловна

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) – важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.

Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 – 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.

Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.

Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.

Вот пример:
Класс работает с предложением «Дети играют во дворе школы»
Учитель: Где подлежащее?
Ученик: Дети.
Учитель: Правильно. А где глагол?

Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи – это одно, а классификация членов предложения – это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!

Учитель должен был спросить: Где сказуемое?

В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.

Если это смешение понятий «часть речи» и «член предложения» не искоренено в начальной школе, то в среднем звене сделать это крайне трудно.

Подводя детей к пониманию структуры (построения) предложения, следует обязательно акцентировать внимание на том, что слово членом предложения может быть только в составе предложения. Это во-первых. И во-вторых, на том, что члены предложения ( пока речь идёт только о подлежащем и сказуемом) могут быть выражены любой частью речи («сделаны» из любой части речи).

Очень важно, чтобы уже в начальной школе дети понимали и твёрдо знали, что такое подлежащее и что такое сказуемое, что эти главные члены предложения обозначают и на какие вопросы отвечают. Особенно затрудняются дети в поисках сказуемого, если оно отвечает на вопросы «Каково подлежащее?» или «Что есть (кто есть) подлежащее?»

Очень полезно уже в 4 и 5 классах провести письменный опрос «Что такое подлежащее?» и «Что такое сказуемое?», где ученики должны дать не только точное определение главных членов предложения, но и привести собственные примеры.

Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.

Пример:
Работаем с предложением «Дети играют в саду»

Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.

Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.

Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Это правильно, потому что дети прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В этом первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы. Дети сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.

Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.

Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.

Детей смущает, что и в том и в другом случае – два глагола. Но довольно скоро всё становится на свои места. Опятьтаки полезно провести письменные опросы.
Таким образом, в пятом классе сделан задел на далёкую перспективу в понимании структуры одного из главных членов грамматической основы предложения. Теперь следует методично (желательно на каждом уроке) закреплять структуру сказуемого, терминологию и её понимание.
Уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Кстати, учебник русского языка для 5 класса авторов Львова и Носова так и делает. Это тоже хороший задел на перспективу. Учебник Ладыженской вводит эти понятия только в 8 классе.

Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 – 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 – 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.

К примеру, изучая прилагательные, следует показать, что эта часть речи может быть в предложении и подлежащим («Больные собрались на прогулку»), и сказуемым («Ночь светла»); при изучении числительных демонстрируем, что числительные могут выполнять роли и подлежащего, и сказуемого («Два шестиклассника собрались …» ; «Дважды два – четыре») и т.д.

Если мы в 5 – 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.

Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).

Неопределённая форма глагола чаще всего в предложении является основной частью составного глагольного сказуемого. («Учёные научились различать…»). В этих случаях инфинитив отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» и входит в структуру грамматической основы предложения.
Вообще неопределённая форма глагола (инфинитив) – это довольно сложное языковое явление, способное выполнять в предложении самые разные функции. Это, конечно, затрудняет поиски грамматической основы.

Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать – значит жить), (Любить природу – потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).

Однако инфинитив может быть в предложении и второстепенным членом предложения: обстоятельством цели («Мы зашли в магазин купить…») и дополнением («Я просил врача помочь»), т.е. не входить в структуру грамматической основы предложения.
В предложении «Мы зашли в магазин купить…» грамматическая основа « мы зашли.»

Инфинитив купить является обстоятельством цели, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос « зашли с какой целью?» В предложении «Я просил врача помочь…» инфинитив является дополнением, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос «просил о чём?»

Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям

Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить – ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.

Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений – односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.

Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.

Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах – важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 – 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.

Источник

Как объяснить ребенку, что такое язык? Части речи и члены предложения

Итак, мы выяснили, почему все слова в языке рассортированы по частям речи — чтобы было удобнее пользоваться. Теперь — как пользоваться.

Слова просто так мертвым грузом в языке не лежат — они работают.

А чтобы понять, как работают, давай поговорим о тебе. Ты кто? Мальчик, тебе 9 лет, у тебя серые глаза и непослушные вихры, и зовут тебя Денисом. А для мамы ты кто?

А для Димки из соседнего двора, к которому ты вчера ходил на день рождения?

А если ты зайдешь в магазин, ты кем там будешь?

Но ты ведь все равно остаешься тем же самым мальчиком, имя которого Денис. Только каждый раз играешь разную социальную роль. Социальную — значит, общественную, роль в обществе. И по этой роли ты имеешь разные права и разные обязанности. Ты же не можешь платить маме… за проезд, а водителю не станешь показывать свой дневник. Верно?

Каждый человек в разных ситуациях играет самые разные социальные роли, или, по-другому, выполняет разные социальные функции. Работа для человека — это тоже социальная функция. Человек может работать летчиком, учителем, продавцом, рыбаком, поваром, даже президентом и при этом остается самим собой.

Слова в языке тоже работают: они строят предложения.

Предложение — это законченная мысль. Оно может быть очень коротким, например: Я устал.

Или длинным: Я сегодня к вечеру очень устал, потому что мы сначала ходили с мамой в зоопарк, а потом еще в магазин, где долго выбирали, какой портфель купить.

Но это предложение, потому что оно выражает одну законченную мысль. Если дальше ты скажешь, какой же портфель вы купили, это будет уже другая мысль.

Предложение строится из частей речи. Части речи работают членами предложения. Это их грамматическая функция, и, выполняя ее, они тоже имеют разные права и обязанности.

Предложение строится по своим законам. Главное, в нем обязательно должна быть информация о том, кто или что действует и что с ним происходит. Эту информацию несут главные члены предложения: подлежащее — то, о ком (о чем) говорится, и сказуемое — что говорится.

Подлежащее отвечает на вопросы: «Кто?» или «Что?»

Сказуемое — на вопросы: «Что делает, делал, будет делать?» этот кто-то. «Кто он?» И даже «Какой он?»

Главные члены — основные, без них предложение не обходится, а вот другие, те, что отвечают на вопросы «Где?», «С кем?», «Когда?», «Какой?» — это члены второстепенные, необязательные. Но все равно очень даже нужные: они придают предложению точный смысл.

В самом деле, вот если я скажу: «Волки сидят». Мысль вроде бы закончена, а что это за мысль? Ну сидят, и что?

Зато если так: «Белые волки в ряд в красной пещере сидят» — это уже очень даже много смысла. Это загадка. И каждый из второстепенных членов помогает ее разгадывать. Хищники почему-то белые, да еще в ряд (один возле другого) сидят, а что это за красная пещера? Разгадал?

Ну, конечно, зубы во рту!

Как же узнать, какую работу выполняет слово? Да по вопросу!

«Кто?», «Что?» — это подлежащее; «Что делает?» — сказуемое; «Какой, где, кому?» — второстепенный член.

А вот интересно, человек выбирает себе профессию по способностям: не умеешь рисовать — художником не будешь, нет слуха — не станешь певцом. Женщин не берут в солдаты. А мужчина не может родить ребенка. У людей есть социальные предназначения.

А у частей речи предназначения есть?

Оказывается, да. Наречие, например, подлежащим быть не может, не тот у него вопрос. Зато с этой ролью легко справится имя существительное или заменяющее его местоимение, потому что отвечают на тот же вопрос, что и подлежащее: (Кто?) Мальчик играет. (Кто?) Он играет.

Правда, есть одно условие: чтобы выполнять работу подлежащего, слово должно стоять в начальной — словарной — форме. Начальная или словарная форма — это форма слова, которая дается в словаре. Слово «информация» ты в словаре найдешь (это значит сведение, сообщение), а «информации», «информацию» — нет. Это формы (варианты употребления) этого же слова — «информация».

Как ты думаешь, в каком предложении слово «снег» будет подлежащим?

Всю зиму не было снега.

Зимой деревья окутаны снегом.

Я люблю снег.
Конечно, во втором. Только в нем слово «снег» стоит в начальной форме и отвечает на вопрос «Что?».

А в четвертом предложении «снег» — это второстепенный член предложения. Это я люблю (кого?что?) снег, а не снег любит меня.

Иногда в роли подлежащего может выступать имя прилагательное. Например: Красный горит. Но только в том случае, если в предложении нет подходящего существительного. А как только появилось (Красный свет горит.), прилагательное сразу отдает ему работу главного члена.

Второй главный член предложения, сказуемое, несет очень много грамматической информации:

1. Зачем мы это предложение говорим — сообщаем что-то (Он играет) или требуем (Играй!).

2. Когда происходит действие (он играл вчера, или играет сейчас, или будет играть завтра).

3. Даже о том, кто действует, сказуемое тоже может дать информацию: играю (кто?) я; если играешьты; если играем, то мы.

Поэтому иногда предложение может обойтись без подлежащего. А без сказуемого предложение построить нельзя.

Всю эту грамматическую информацию способен передать только глагол. У других частей речи для этого нет способностей. А у глагола есть. Труженики-глаголы все время изменяются, чтобы точно передать информацию: зачем, когда и кто. Без глагола сказуемого нет.

Даже если по смыслу оно выражено именем прилагательным, ему нужен помощник — глагол-связка «быть».

Например: Пирожок был вкусным. (Был вкусным, но теперь я его уже съел). День будет теплым. (Будет, но еще не наступил).

— А если так? Земля круглая. Где тут глагол? Нет его!

Не торопись. Земля круглая — это значит, что она не была круглая, не будет, а есть круглая. Этот глагол «есть» — очень ленивый. У него нет особого смысла, и означает он только: что-то имеется здесь, сейчас или всегда. Я (есть) учитель. Ты (есть) ученик. Он сам (есть) дурак.

Глаголу «есть» все равно, кто совершает действие. Сравни: я иду, но я есть. Ты идешь, но ты есть, он идет, но он есть, они идут, но они есть.

Глагол «есть» не изменяется и потому несет так мало информации, что можно без него обойтись. Вот и обходимся. Роза душистая. Подушка мягкая. Папа — автомеханик.

Если никакого глагола в предложении нет, это значит, что ленивый глагол «есть» просто опущен, а его отсутствие передает информацию: имеется здесь, сейчас или всегда. Это правило русского языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *