Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена

Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена

СЛОВА МУЖА СВОЕЙ СУПРУГЕ: «ТЫ МНЕ НЕ ЖЕНА»

بسم الله الرحمن الرحيم

Вопрос: Считается ли развод действительным, сказанное в гневе слова: «Ты мне не жена!» 2 раза, а на следующий день 3 раза было сказано уже, чтобы меня сильно задеть?

Ответ:
В разделе развода есть слова прямым текстом указывающие на развод как: «Ты разведена», например.

Такое выражение если муж произнес его обращаясь к своей жене будучи в сознании, без принуждения, понимая смысл того что он говорит, в этом случае это будет разводом.

Затем есть выражения которые могут пониматься как развод и что-то другое (устрашение и т.д.). И это то, что называется «аль-Киная». Т.е. не прямое выражение.

Если муж (при упомянутых условиях) скажет это выражение с намерением развода, то это будет разводом. Если такого намерения не будет, то это не считается разводом.

Из таких выражений слова: «Ты мне не жена».

Сказал ан-Науауи: «Если он сказал (муж): «Ты мне не жена», то это аль-киная (не прямое выражение) в более правильном мнении».
См. Раудату ат-Талибин 6/30

Сказал Шейх Закария аль-Ансари: «Слова – «Ты не моя жена» – аль-киная».
См. Асна ль-Маталиб 7/86.

Однако хотим обратить внимание мусульман на то что развод дело не шуточное, тем более когда за ним может последовать вред как материальный так и душевный для супруг, детей, родственников.

Поэтому мусульманин не должен раскидываться этими словами при малейшей наприятности или проблеме затем сожалея затем о содеяном, в то время как в действительности он не хотел этого.

Муж сказал жене: «Убирайся, ты…» и прервал свои слова

Вопрос № 154867: Муж сказал жене: «Убирайся, ты…» и не закончил предложение, не произнес больше ничего, т.е. он удержался от дальнейших слов, которые мог выразить. Каково шариатское постановление этого действия?

Ответ: Если муж вознамерился произнести слова развода, но затем удержался от этого, то это ничего не означает, и его намерение и желание, не оказывают никакого влияния, пока он не завершит выражение того, что хотел сказать. Это потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах простил моей умме все, что посещает их мысли, до тех пор, пока они не станут говорить об этом или совершать это». Приводит аль-Бухари (5269) и Муслим (127).

А что по поводу слов: «Убирайся», то если бы они были сказаны отдельно, как законченный смысл, и муж при этом намеревался таким образом дать развод, то развод становиться действительным, потому что это выражение является выражением, подразумевающим определенный смысл. Однако если он произнес эти слова, как часть предложения имеющего законченный и ясный смысл, как например слова: «Убирайся, ты разведена», но тут же удержался от продолжения, во избежание развода, то развод не произойдет.

А Аллаху об этом ведомо лучше.

О том, кто сказал «Ты стала запретной (мне)», не намереваясь развести свою жену.

Вопрос: Прошу Вас разъяснить положение того, кто сказал «Ты стала запретной (мне)», но не подразумевал этим развод.
Общеизвестно, что у суданцев, если они говорят «Ты стала запретной (мне)», это означает развод. Я – не суданец, но живу рядом с ними, и поэтому перенял некоторые моменты их культуры. В один из дней я спорил со своим другом-суданцем. И он сказал мне: «После этого ты не позволишь ни одному суданцу сесть в твою машину!», и я, спонтанно, сказал: «Ты запретна мне» (подразумевая «да»). Я вообще не подразумевал развод или подобного. Я женился (был обряд никах) два месяца назад, но брак еще не совершен до конца.
С этого дня я не могу заснуть… Я прочел некоторые фетвы: одни говорят, что необходимо смотреть на намерение во время разговора, другие считают эту фразу клятвой, и предполагается искупление.
Я многократно обращаюсь к Аллаху с просьбой о прощении и зарекаюсь не поступать так впредь. Я, намереваясь искупить клятвопреступление, постился на протяжении трех дней. Однако пожелал узнать Ваш ответ, чтобы найти успокоение своему сердцу.

Ответ: Хвала Аллаху.

Для заключения по поводу сказанных Вами слов «Ты стала запретной» необходимо прояснить детали:

1. если Вы произнесли их спонтанно, не имея намерения сказать подобное, то Вы ничего не обязаны делать;

2. если же Вы понимали, что говорили, намеревались их сказать, то здесь ученые придерживались разных мнений.

Некоторые ученые считали это одним из видов развода во время невежества – зыхар (клятва мужчины, в которой он говорит своей жене, что она для него, как мать, имея в виду, что он больше не будет иметь с ней интимной близости – прим. пер.). Другие ученые считали это разводом.

Верным же является мнение о том, что положение самого дела необходимо оценивать по намерению говорящего: если он намеревался дать развод, то это развод, а если зыхар – зыхар.

Если же человек не имел намерения ни к чему из этого, то ему необходимо совершить искупление клятвопреступления. Таков мазхаб имама аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах. Обратитесь к ответу на вопрос № 81984.

Если Вы не намеревались ни давать развод, ни произносить зыхар, то вопрос остается только об обязательности или необязательности искупления. В Вашем случае Вы уже искупили свое действие трехдневным постом, поэтому Вы ничего больше не обязаны делать.

Источник

Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена фото. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4. картинка Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. картинка %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4. СЛОВА МУЖА СВОЕЙ СУПРУГЕ: "ТЫ МНЕ НЕ ЖЕНА"быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Как развестись?

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж все-таки твердо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведенной жене: «Я тебя возвращаю», — и она вновь становится его полноценной супругой. Однако, у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момент отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трех месяцев, чтобы обдумать и взвесить свое решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть все, что случилось между супругами и вернуться к нормальной жизни.

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Заключение

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4 21. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена фото. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4 21. картинка Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. картинка %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4 21. СЛОВА МУЖА СВОЕЙ СУПРУГЕ: "ТЫ МНЕ НЕ ЖЕНА"самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Источник

Не жена ты мне больше, не жена.

Троекратный развод

Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. razvod. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена фото. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена-razvod. картинка Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. картинка razvod. СЛОВА МУЖА СВОЕЙ СУПРУГЕ: "ТЫ МНЕ НЕ ЖЕНА"Очень часто в наши дни можно встретиться с людьми, которые по вспыльчивости, не останавливаясь на одном разводе, дают сразу три. Что же в данном случае необходимо сделать? Согласно канонам Ислама и установлениям Шариата, если, дав три раза развод, муж желает продолжить свою жизнь со своей уже бывшей супругой, то чтобы она для него стала халалом (дозволенной), надо, чтобы она вышла замуж за другого, развелась, выждала срок Идды и только после этого бывший муж вновь может взять её замуж. Так велит Шариат.

Но появляются и такие, чьи знания не выходят за рамки маленьких брошюр, но которые начинают оспаривать это решение и выносят Фатву (заключение по шариатскому вопросу) о том, что данный таким образом развод считается только одним разводом. Веря им и ссылаясь на них, некоторые продолжают жить со своими бывшими, которые для них уже запретны. Поэтому в этой статье хотелось бы разъяснить слова и высказывания алимов по этому поводу, чтобы развеялись сомнения, которые появились у людей из-за таких спорщиков и «знатоков» Шариата.

Какое же решение вынесли эти Имамы? Имамы четырёх мазхабов единодушно высказались в пользу того, что троекратный развод получается троекратным, а не однократным. И никому нельзя после них выдавать фетвы, противоречащие этим великим имамам, жившим в лучшие три столетия после Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Сами имамы мазхабов бранили тех, кто противоречил им в этом вопросе и говорили: «Это решение выбрали из мутаахирунов те, на которых не следует обращать внимания. И за ними последовали те, которых заблудил и принизил Аллах» (см. Тухфатуль Мухтадж ибн Хаджара).

Али и ибн Умар (да будет ими обоими доволен Аллах) говорили: «Если муж скажет: ты три раза свободна, или три раза баинат (та, на которой можно жениться лишь после её замужества за другим), или три раза запретна для меня, то она для него – харам, пока не выйдет замуж за другого (Байхаки, 7/344).

Умар, Абу Хурайра, ибн Аббас, ибн Шихаб (да будет доволен ими Аллах) и другие говорили: «Тот, кто три раза даст развод своей жене, не может вернуть её, пока она не выйдет замуж за другого» (Абу Давуд (2198), Байхаки (7/335), Абду Раззак (11071).

Ибн Аббас часто говорил тем, кто давал своим жёнам три развода до сближения с ними и приходил к нему с этим вопросом: «Приходите ко мне и говорите: О ибн Аббас, о ибн Аббас! В то время как Всевышний говорит:

و من يتق الله يجعل له مخرجا صورة الطلاق 2

Смысл: «Тому из вас, кто богобоязнен, Аллах покажет выход».

А ты не побоялся Аллаха и поэтому я не нахожу для тебя выхода. Ты ослушался Господа и поэтому стал твой развод окончательным, т.е. ты не вправе жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (передал Абу Давуд, 2197, Байхаки, 7/331).

У ибн Аббаса спросили о человеке, который дал своей жене тысячу разводов, на что он ответил: «Три из них делают её запретной для него, а за оставшиеся ему грех». (передал Дару Кутни, 4/14, Байхаки, 7/337, ибн Аби Шайбат, 4/12, Абду Раззак, 11353).

В книге «Кашфуль-Гумма», автором которой является Имам Шарани, говорится: «Это (т.е. упомянутое выше в этой книге) указывает на то, что три развода получится, если их сказать одним разом» (см. 2 том, стр. 138-139).

Ибн Хаджар Хайтами: «Если муж скажет: я дал тебе развод или ты разведена, и этим он намеревался получить два или три развода, то будет столько, сколько он хотел» (см. «Тухфатуль мухтадж», 8/47-48).

В ней же (т.е. в книге Тухфатуль Мухтадж) говорится: «И нет разногласия, с которым можно было бы считаться, в том, что три развода будут считаться действительными, если их объединить одним словом» («Тухфатуль мухтадж», 8/47-48).

Имам Субкий говорит: «Ввели новшество некоторые люди нашего времени (имеется ввиду ибн Таймия) и говорят: если развод связать с каким-либо действием и усилить клятвой, то в этом случае не взимается ничего (развод не считается действительным), кроме штрафа за нарушение клятвы. Такого никто из имамов не говорил («Нихаяту Рамали», 7/8, «Мугниль мухтадж», 3/409-410).

В книге «Бугятуль-Мустаршид» выносится решение по следующему вопросу: «Один дал три развода своей жене и хочет последовать за словом того, который говорит, что развод считается только одним (имеется ввиду ибн Таймия)», не разрешается ему это (т.е. следовать за ибн Таймией). Его ошибочность признали алимы и согласились с тем, что такое действие недопустимо, т.к. это исходит от невежд («Бугятуль Мустаршидин», стр. 226).

Список книг и высказывания алимов можно продолжить, но мы ограничимся этим, чтобы не удлинять, т.к. вывод будет один и тот же: если дать развод на одном месте три раза, то он считается окончательным, т.е. троекратным.

Это приводят как доказательство своей правоты те, кто утверждает, что одним разводом считается развод, данный три раза на одном и том же месте.

Так что же означает слово «аль Баттат»? В книге «Шархуль Муслим», автором которой является величайший богослов Имам ан-Навави, в разъяснении этого слова говорится: «Слово «аль Баттат» может использоваться как для однократного развода, так и для трёхкратного. И, возможно, автор, который передаёт тот слабый риваят хадиса, ошибочно подумал, что это слово означает троекратный развод и ошибся в этом» («Шарху Навави аляль Муслим», 10/70-71).

Думаю, полезной информацией для размышления будут слова величайшего богослова Имама ан-Навави, написанные им в толкованиях хадисов Муслима в опровержение тем, кто говорит, что троекратный развод будет считаться одним, а не окончательно троекратным: «Большинство алимов в довод тому, что данные три развода будут считаться окончательными, приводят слово Аллаха:

وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ لَا تَدْرِي لَعَلَّ اللَّهَ يُحْدِثُ بَعْدَ ذَلِكَ أَمْرًا سورة الطلاق1

Алимы в толковании данного аята говорят: «Смысл этого в том, что дающий развод начинает испытывать печаль, но не может убрать его, так как получился развод байнунат (окончательный троекратный развод, и чтобы жена для него стала дозволенной, ей необходимо выйти замуж за другого и только после развода с ним и окончания срока идды они могут вновь воссоединиться и создать семью). Если бы троекратный развод не имел бы силу и не считался действительным, то человек, давший его, не печалился бы, т.к. он был бы вправе вернуть свою жену (т.е. ей не нужно было бы выходить замуж за другого)».

Риваят же, который приводят противоречащие, в котором говорится, что Руканат дал три развода (а не один развод аль Баттат), то это риваят слабый, переданный от неизвестных людей. А достоверный риваят тот, который упомянут выше («Шарху Навави аляль Муслим», 10/70-71).

Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. zen. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена фото. Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена-zen. картинка Если муж в гневе сказал жене три раза что она не жена. картинка zen. СЛОВА МУЖА СВОЕЙ СУПРУГЕ: "ТЫ МНЕ НЕ ЖЕНА"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Войдите в ОК

Слова мужа своей супруге: «Ты мне не жена»

بسم الله الرحمن الرحيم

Салямуалейкум, братья и сёстры!

Мне очень нужна ваша помощь в раскрытии очень важного для меня вопроса! Считается ли развод действительным, сказанное в гневе слова. Ты мне не жена. 2 раза, а на следующий день 3 раз было сказано уже, чтобы меня сильно задеть.Что мне делать.

Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху.

Этот вопрос очень часто повторяется, поэтому мы решили выставить ответ на него на главную страницу.

В общем, то что касается темы развода и основных его принципов, то хвала Аллаху есть уже несколько записаных лекций по этим вопросам, и после Рамадана ин ша Аллаха они будут выставлены.

Однако в простой форме можно сказать что в разделе развода есть слова прямым текстом указывающие на развод как: «Ты разведена», например.

Такое выражение если муж произнес его обращаясь к своей жене будучи в сознании, без принуждения, понимая смысл того что он говорит, в этом случае это будет разводом.

Затем есть выражения которые могут пониматься как развод и что-то другое (устрашение и т.д.). И это то, что называется «аль-Киная». Т.е. не прямое выражение.

Если муж (при упомянутых условиях) скажет это выражение с намерением развода, то это будет разводом. Если такого намерения не будет, то это не считается разводом.

Из таких выражений слова: «Ты мне не жена».

Сказал имам ан-Науауи:

Если он сказал (муж): «Ты мне не жена», то это аль-киная (не прямое выражение) в более правильном мнении.

См. Раудату ат-Талибин 6\30

Сказал Шейх Закария аль-Ансари:

Слова – «Ты не моя жена» – аль-киная.

См. Асна ль-Маталиб 7\86

Источник

Развод в порыве гнева

Абсолютное большинство исламских богословов считает, что когда человеком овладевает гнев, в порыве которого он теряет возможность управлять своими действиями, чувствами и словами, то нести ответственность за свои поступки, клятвы и слова в таком состоянии он не может.

Относительно развода в таком состоянии ученые приводят хадис: «Нет развода в закрытости»[1]. «Закрытость» толкуется богословами как состояние, при котором у человека «закрываются двери» понимания, осознания, восприятия того, что окружает его. Например, (1) человека насильственно вынуждают, (2) он лишается рассудка, (3) охвачен гневом или (4) находится в состоянии глубокой депрессии[2].

Некоторые ученые, среди которых были Ибн Таймийя и Ибн Кайим, говорили, что указанием на «открытость» или «закрытость» является то, «собирался ли мужчина давать жене развод». Если он не собирался, но в пылу эмоций и непреднамеренно проговорил слова развода, то он находился в состоянии «закрытости», то есть слова его не имеют силы и действенности. Величайший имам ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин[3] также считал, что «когда человек в порыве гнева начинает путаться в словах и действиях (вести себя неестественно, неадекватно), то его слова игнорируются (даже если он осознает их и желает сказать). Такого рода осознание и желание не принимаются во внимание, так как не естественны (не настоящие для этого человека), подобно поведению ребенка, которое также канонически не принимается во внимание (на основе него не выносятся судебные решения)»[4]. Исходя из современной легкомысленной практики верующих в вопросах бракоразводного процесса, мне очень импонируют указанные мнения. Полезно будет привести слова и Ибн Кайима: «Если человек, после того как успокоился, пожалел о произнесенном в порыве гнева, это значит, что у него не было намерения разводиться», то есть проговоренное им в неадекватном состоянии не принимается, не считается[5].

Ибн ‘Аббас, за приумножение учености и понимания в вопросах религии которого помолился сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), сказал: «Развод — через желание»[6]. То есть если у мужа имеется намерение и желание развестись, тогда это засчитывается. Но если это просто эмоциональный всплеск, то проговоренные слова развода не имеют последствий, канонически недейственны[7].

Имам аль-Бухари, упоминая в своем своде хадисов о «разводе в закрытости», подразумевая его недействительность, приводит далее один из центральных хадисов мусульманского богословия, который в данном случае очень уместен[8]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся, зачтется] в соответствии с намерением[9]»[10].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1947, хадис № 26892 (26360), «сахих», «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 249, хадис № 2193, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 221, хадис № 2046, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9905, «сахих».

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, глава «Развод», пункт № 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 486, 487.

[3] Ибн ‘Абидин (Мухаммад Амин) (1784–1836 гг. по григорианскому) — выдающийся ученый ханафитского мазхаба. Родился и умер в Дамаске.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 18.

[5] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 49–51; он же. Т. 4. С. 44, 45.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 364, 365; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 526–532.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1697, глава «Развод», пункт № 11. Среди цитат, приведенных имамом аль-Бухари в контексте «развода в закрытости».

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 10. С. 487, раздел № 11, перед хадисом № 5269; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 485; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 50.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, глава «Развод», пункт № 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 485.

[9] Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

[10] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *