Для чего нужен компьютер в школе
Роль компьютера в современном образовании детей
За последние годы компьютер превратился из громоздкой машины, понятной только узкому кругу специалистов, в незаменимого помощника каждого человека. С появлением в конце XX века первых персональных компьютеров, а затем и сети Интернет, обычные люди получили доступ к большому объему информации. Все это делает компьютерное образование для детей обязательным в наши дни.
Компьютер – многофункциональное устройство, поэтому его необходимо использовать не только в рамках уроков информатики, но и в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях, а также для расширения средств и методов подачи информации (визуальное, аудиальное, интерактивное).
Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать ему, чтобы уже к школьному возрасту владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.
Б. Спок писал: «Человек действительно обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить».
В этом и может помочь компьютер. Созданы специальные обучающие программы и web-сайты, где дети могут в игровой форме освоить алфавит, счет, геометрические фигуры, научиться различать цвета и многому другому. Кроме того, с помощью компьютера педагог и сам может создавать разнообразные обучающие материалы для детей. Например, видеоролики с помощью программ редактирования видео, информационные плакаты, освоив некоторые уроки фотошоп для начинающих, ну и, конечно же, компьютерные презентации – без них вообще сложно себе представить современного педагога.
Разнообразный компьютерный мир с его яркими, живыми образами, цветами и музыкой является привлекательным для ребенка, ему хочется поближе познакомиться с ним, начать играть. А как показывает педагогический опыт А.С Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Так, через игру, рождается мотивационная готовность детей к освоению нового.
Очевидно, что компьютер более эффективен по сравнению с традиционными методами обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
ИКТ в работе учителя
Компьютеры, а с ними и новейшие информационно-компьютерные технологии, всё более интенсивно вторгаются в нашу повседневную жизнь. Сегодня каждому образованному человеку, а уж тем более учителю необходимы хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Учитель просто обязан быть информационно компетентным, без этого современное образование просто уже невозможно себе представить.
Использование в учебном процессе компьютера помогает оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс, повысить интерес школьников к изучаемому предмету, воплотить идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Кроме того, новые информационные технологии способствуют развитию интеллектуальной и творческой одарённости учащихся, развивают логическое мышление, культуру умственного труда, формируют навыки самостоятельной работы, существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.
Компьютер является оперативным средством наглядности в обучении, помогает при отработке практических умений учащихся, в ходе организации и проведения опроса и контроля школьников, в контроле и оценке домашних заданий, при работе с таблицами, графиками, схемами и т.д.
Наглядность, которую обеспечивает компьютер, особенно важна для младших школьников, так как у них ведущим является наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Технические средства обучения, проекционное оборудование, мультимедиа системы позволяют одновременно задействовать все каналы, воспринимающие учебную информацию (визуальный, аудиальный, кинетический), что значительно повышает качество усвоения учебного материала. Знания, полученные с помощью экранно-звуковых образов, в дальнейшем позволяют перейти к более высоким ступеням познания – понятиям и теоретическим выводам.
Учитель на уроке с использованием ПК выполняет функцию консультанта и организатора всего урока. Компьютер во время урока не заменяет учителя или учебник, но в корне изменяет характер педагогической деятельности. Он обеспечивает преподавателя новыми средствами обучения, позволяющими решать даже такие проблемы, которые ранее оставались нерешёнными.
На сегодня мы уже имеем значительный список всевозможных обучающих программ. Многие из них имеют некоторые недостатки, но сам факт их многочисленного существования говорит о том, что они востребованы и, несомненно, представляют собой определённую ценность.
Учитель может использовать на уроке несколько видов компьютерных программ:
Между тем информационно-компьютерные технологии продолжают стремительно развиваться. И, вероятно, уже не за горами тот день, когда голосовые команды, используемые сегодня при управлении сотовыми телефонами или системой «умный дом», будут использоваться в учебном процессе. Учитель сможет подавать голосовые команды на компьютер, и, находясь в любой точке класса, управлять информацией, выводимой на экран.
Таким образом, информационно-компьютерные технологии существенно повышают эффективность образовательного процесса, решая задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по всестороннему развитию творчески свободной личности.
На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень детей, раскрыть их творческий потенциал, развить интерес к окружающему миру через игровой процесс. При правильном применении компьютер способствует всестороннему развитию ребенка и повышает его интерес к обучению.
Как компьютер помогает в учебе современному школьнику
Ежегодно в школьную программу вносятся изменения, в худшую или лучшую сторону, судить не нам, но ясно одно: нагрузка на школьников увеличивается. Усложненный учебный курс плохо усваивается, от потоков информации идет кругом голова. Это регалии современного школьного обучения. Но дети XXI века имеют огромное преимущество перед своими предшественниками – персональные компьютеры. Как это величайшее достижение человечества может помочь уставшему от занятий ученику и может ли?
Библиотека в интернете
Старшее поколение, безусловно, на этот довод будет ворчать: работать надо в читальном зале, выписывать в тетрадку важные аспекты с драгоценного книги, в библиотеке создается особое, учебное настроение и так далее. Нет, никто не говорит, что ходить в настоящую библиотеку не надо. Но зачем это делать вечером, после напряженного дня в школе, при решении домашних заданий? Пример: внезапно оказалось, что заданного произведения в хрестоматии по родному языку нет, а подготовить по нему сочинение нужно на завтра. Бегать по библиотекам? Отнюдь. При наличии ПК, ноутбука, планшета или даже телефона с выходом в интернет легко найти в сети необходимое произведение и выполнить домашнюю работу. Книги в электронном виде позволяют изучить огромное количество литературы, не тратя время на походы в библиотеку.
Презентации и творческие проекты
Даже первоклассники знают, что такое презентация, и умеют самостоятельно их создавать. Для чего нужны мультимедийные работы в школах? С помощью презентаций учителям легче распланировать время школьного урока, ведь подготовиться к нему они могут заранее. Показывая слайды на большом экране, педагог будет уверен, что даже с плохим зрением ученики получат необходимую информацию. Мультимедийные проекты привносят разнообразие в скучный школьный урок, особенно, если на слайды наложена музыка, бодрящая уставших школьников.
Дети любят использовать презентации для подготовки к домашней работе. Тысячи школьников делятся своими наработками в сети, выкладывают их в свободный доступ на темы из школьной программы. Всегда можно найти работу, подходящую по смыслу и содержанию для подготовки домашнего задания. Кроме того, в последнее время презентации успешно заменили самостоятельные работы, называемые рефератами. Сейчас эти рефераты сдаются в форме презентаций и могут проверяться сразу на уроке.
Творческие проекты входят в программу предметной дисциплины – технология. Приобретенные навыки демонстрируются с помощью творческого проекта, который должен строиться по определенной схеме: подготовка и анализ, технология изготовления, заключение и реклама проекта. Современные дети любят создавать творческие проекты и вне рамок школьной программы, чтобы показать свои навыки родным и друзьям.
Сокращение ручного труда с помощью компьютера и оргтехники
Программа усложнилась, соответственно, писать приходится больше. Гораздо больше. Но и здесь помогают современные устройства – школьники распечатывают необходимую информацию, а не переписывают вручную, как делали это раньше. Печатная продукция в школах в виде готовых тетрадей, дидактических материалов, используется активно и в рамках школьной программы. В использовании напечатанных тетрадей, куда нужно только вписывать ответы, есть и огромный минус – дети очень мало пишут прописью, последствие – плохой почерк.
Компьютер может помочь с учебой в школе
Повсеместная компьютеризация вынуждает знакомиться ближе с компьютерной техникой даже пожилых людей, но говоря о детях. Компьютер – это верный помощник ребенка в школьные годы, если правильно им пользоваться. Со стороны родителей важно проследить, чтобы машина приносила больше пользы, чем вреда.
Полезные функции ПК
Значимость компьютера во время учебы трудно переоценить. Функционал включает массу возможностей:
Если ребенок планирует поступать на IT специальность, то наличие ПК просто необходимость. Чем раньше он освоит азы программирования, тем проще будет в университете. Однако для этого в школе должен быть опытный преподавательский состав, который будет заниматься с детьми на уроках и давать соответствующее домашнее задание, чтобы ученики постепенно осваивали возможности ПК.
Опасности компьютера
Самая главная проблема – это опасный контент. При наличии доступа к глобальной сети дети могут забрести на запрещенные сайты. Рекомендуется использовать программное обеспечение с родительским контролем, которое в автоматическом режиме заблокирует доступ к опасным ресурсам. Также советуем исключить или ограничить доступ к социальным сетям. Желательно закрыть доступ к онлайн-играм и четко контролировать то, что ребенок устанавливает на компьютер.
Компьютерные игры могут привести к раздражительности и повышенной агрессии. Это особенно касается онлайн-проектов. Люди в Интернете часто недружелюбны, поэтому школьник может столкнуться с необоснованной агрессией со стороны других игроков как в чате, так и по голосовой связи. В редких случаях дети буквально подсаживаются на онлайн-игры, теряя связь с реальностью.
Если ПК без доступа к Интернету, от родителей требуется четко контролировать время.
Рекомендации по продолжительности работы с компьютером
Нарушения этих правил может привести в перспективе к ухудшению зрения, головным болям, развитию остеохондроза и болям в спине.
Несколько советов
Необходимо правильно подобрать детскую мебель – кресло и стол должны соответствовать росту. Расстояние глаз от монитора должно быть 60-70 сантиметров. Приучите ребенка каждые 30 минут делать перерыв, например, в виде небольшой зарядки. Чередование работы с компьютером должно сопровождаться прогулками на свежем воздухе. Дисплей должен располагаться строго на уровне глаз.
Запрещено работать за компьютером во время болезни. Даже при небольшой простуде организм требует отдыха и минимальных нагрузок. Времяпрепровождение за ПК это ощутимый стресс для организма. Соблюдайте эти рекомендации, и знакомство ребенка с компьютером пройдет без лишних проблем и с пользой.
Зачем ребенку компьютерное образование?
Как ни странно, в нашем почти полностью информационном обществе, где каждый шаг зависит от работы компьютеров, большинство людей остаются с компьютером на «вы», ограничиваясь его пользовательскими функциями и самыми простыми программами, дети же воспринимают компьютер как игрушку и вообще многие из них с радостью отказались бы от него, заменив на смартфон или планшет.
Сознательное отношение к компьютеру, прямо скажем, — редкость. Между тем компьютерная грамотность необходима не только будущим айтишникам и сисадминам. Инженеры, врачи, физики, химики, математики, экономисты, дизайнеры, логисты и представители многих других профессий активно используют самые продвинутые компьютерные технологии в своей работе — не зная компьютера, добиться успеха в этих сферах практически невозможно.
Почему не у всех детей есть компьютерные знания?
Получить компьютерные знания, умения и навыки ребенок может, только общаясь с компьютером. Да, не удивляйтесь — для того, чтобы ребенок освоился в сфере информационных технологий, ему нужно научиться общаться с компьютером, понимать его, выработать к нему доброе, благожелательное отношение.
Что препятствует налаживанию такого контакта? Это или полное отсутствие взаимодействия ребенка и компьютера, или их нецелесообразное взаимодействие.
Причины полного отсутствия взаимодействия ребенка и компьютера, обычно сводятся к следующим:
• у ребенка нет доступа к современной компьютерной технике в школе, дома или учебных центрах;
• у ребенка есть доступ к технике, но нет рядом квалифицированных преподавателей или разбирающихся в компьютерах родителей, которые помогли бы ему наладить контакт с машиной;
• у ребенка нет базовых знаний, необходимых для того, чтобы начать изучать компьютер более подробно;
• у ребенка нет желания и стремления заниматься этой сферой, и он не понимает, зачем это нужно в повседневной жизни.
6 аргументов, зачем ребенку профессиональные компьютерные навыки.
Важно как можно раньше выстроить рациональное, целесообразное, полезное взаимодействие ребенка с компьютером. Назовем 6 основных причин, зачем ребенку профессиональное компьютерное образование:
1. Ребенок осознает истинное значение компьютеров в жизни человека и поймет, какие возможности дают компьютерные технологии человеку.
2. Ребенок станет более самостоятельным и взрослым, а занятие полезным, действительно значимым делом повысит его самооценку и придаст уверенности в себе.
3. Ребенок сможет раньше и более осознанно принять решение о будущей профессии.
4. Новые знания положительно повлияют и на успеваемость в школе, и на общее развитие ребенка.
5. Ребенок будет общаться в хорошей компании единомышленников и навсегда будет решен вопрос непродуктивного свободного времени.
6. Компьютер перестанет быть для ребенка игрушкой, а превратится в инструмент творческого самовыражения и интеллектуального развития.
Как создать условия для осознанного общения ребенка с компьютером?
Надо признать, что создать благоприятные условия для общения ребенка с компьютером на сегодняшний день можно только вне школы. Самый эффективный способ — это дополнительное, внешкольное посещение компьютерных курсов. Курсы дают то, что получить в школе или дома дети не могут:
• обучение в малых группах в современных оборудованных компьютерных классах;
• свое рабочее место и отдельный компьютер у каждого ребенка;
• интерактивные (игровые) и практические занятия с молодыми активными преподавателями: дети фотографируют в профессиональной фотостудии, создают свои игры и сайты, рисуют в художественной студии;
• гибкий график посещения занятий (в будние и выходные дни), который будет удобен каждому ребенку;
• яркие впечатления и эмоции от новых знакомств со сверстниками и увлекательной командной работы;
• наглядные результаты своих собственных работ.
Заниматься на компьютерных курсах можно со 2-3 класса. Малая Компьютерная Академия и ряд других компьютерных школ принимают детей с 8 лет. Обучение длится от нескольких месяцев до 3 и даже 5 лет — это настоящая профессиональная подготовка. Занимаясь на таких курсах с начальной школы, к 14-15 годам ребенок станет уверенным в себе айтишником, умеющим разрабатывать сайты, игры, снимать видео, создавать 3D-графику и анимацию, отлично будет знать дизайн, несколько языков программирования и многое другое. Вот основные направления, которые входят в программы курсов:
• Курс современного пользователя компьютера
• Растровая и векторная графика, верстка, рекламный дизайн
• Робо-инженерные системы (визуальное программирование)
• UNITY 3D, Kodu Game Lab (создание игр)
• Работа в фотостудии, видеообработка, создание спецэффектов
• Основы программирования на java, python, Ruby
• ANIME STUDIO (создание анимации)
• WEB разработка-создание сайтов
• Создание мобильных приложений
В современном мире невозможно жить без знания IT-технологий, и чем раньше ребенок получит первые знания в этой сфере, тем больших успехов в жизни он добьется.
Использование компьютера в школе
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Каждый выбирает по себе.
Не во всех ещё школах есть компьютеры, и не во всех школах используют все их возможности, или используют достаточно активно. Учителя и ученики недостаточно хорошо представляют, как можно включить их в жизнь школы. Зачастую машины являются лишь объектом изучения на уроках ОИВТ или используются в качестве пишущей машинки. Выбранная тема может осветить проблему, как, где и зачем можно использовать компьютеры в школе.
Поэтому целью данной работы является изучение направлений использования компьютера в школе как мощного инструмента поддержки учебного процесса и организации школьного информационного пространства.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
— обобщить опыт использования компьютера в школе;
— описать потенциальные возможности школьных компьютеров (предложить другие варианты их использования);
— проанализировать мнения учащихся и учителей по поводу применения компьютерных технологий;
— показать достигнутые результаты.
Таким образом, данная исследовательская работа должна показать, что использование компьютера в школе является необходимым в современных условиях как средство поддержки и организации учебного процесса в самостоятельной и внеклассной деятельности, а также важным элементом социализации личности.
Направления использования компьютера в школе. Краткая историческая справка
В нашей школе компьютеры появились в 1991 году. Это были два «Вектора 006» кировского производства, которые подключались к телевизорам, а в качестве накопителя использовался кассетный магнитофон.
В 1993 году область купила нашей школе три машины IBM PC AT 286 с чёрно-белыми мониторами, которые работали под управлением MS-DOS 5. 00 и использовали файловый менеджер Norton Commander. На этих машинах уже не только велись уроки информатики, но и печатались документы, методические разработки, плакаты и т. п. Заработал кружок «Виртуальная реальность», курс информатики из 10-11 классов стал спускаться в среднее звено. С 1999 года информатика в школе ведётся с 5-го класса.
Наконец, благодаря президентской программе «Дети России» по компьютеризации сельских школ, в 2001 году у нас появился действительно современный компьютер с операционной системой Windows 2000. Был куплен модем, и школа подключилась к сети Internet. Благодаря помощи сельского округа удалось приобрести лазерный принтер. Осенью 2003 года нам поставили спутниковую тарелку, принимающую образовательный канал. Затем нами был куплен сканер, второй винчестер. Наличие обучающих программ на лазерных дисках вызвало большой интерес школьников. Особенно им нравится смотреть электронные энциклопедии.
И вот в конце февраля 2005 года мы получили библиотечный компьютер с хорошей медиатекой к нему. В конце марта купили цифровой фотоаппарат. В сентябре – графический планшет.
К этому времени 286-ые устарели морально и физически, поэтому с 2004 года они уже не эксплуатируются.
В данный момент в школе два рабочих компьютера, два лазерных принтера, а у некоторых учеников появились домашние компьютеры.
Обзор направлений использования компьютеров в нашей школе
Преподавание информатики
Наша школа является единственной школой в районе, в которой преподавание ведётся с 5 класса в качестве школьного компонента базисного учебного плана.
Используются различные формы организации а) учебной деятельности:
— предпрофильный курс компьютерной графики в 9-м классе; б) внеклассной работы:
— кружок «Виртуальная реальность»;
— самостоятельные и творческие работы.
Кроме этого, в школе работает клуб платных компьютерных игр. Полученные средства используются для приобретения компьютерной техники, модернизации оборудования, приобретения расходных материалов и также на нужды школы (оплата билетов учащимся, печать фотографий, приобретение стаканов в столовую, лампочек, краски и т. п. ).
Работа администрации школы
Не секрет, что администрация школы вынуждена оформлять в печатном виде большой объём информации. Поэтому компьютерные технологии значительно облегчают жизнь директору, завучу, вожатой.
В нашей школе в компьютерном варианте существуют и распечатываются следующие документы:
— планы учебно-воспитательной работы;
— программы («Здоровье», «Лето», «Профилактика правонарушений», «Наш край»);
— характеристики, справки, заявки;
— грамоты, сертификаты, свидетельства, дипломы;
— распечатки внеклассных разработок;
— текущая отчётная документация.
Сельский округ
Регулярно обращаются в школу представители администрации сельского округа. Например, школа оказала большую помощь в реализации программы монетизации льгот. На школьном компьютере были изготовлены копии паспортов, пенсионных и ветеранских удостоверений для пожилых жителей округа.
На наш компьютер было установлено программное обеспечение для оформления и печати платёжных поручений, которые ежемесячно у нас печатаются. Также мы постоянно печатаем различные ведомости, отчёты, сводки и сметы.
Работа учащихся на компьютере
Часть учащихся предпочитает готовить проекты по английскому языку на компьютере в виде презентаций или документов Word. Некоторые школьники при подготовке к урокам истории просматривают обучающие CD и распечатывают оттуда нужную информацию. При необходимости учащиеся делают ксерокопии недостающих в учебниках страниц, экзаменационных билетов, нотных записей для занятий в музыкальной школе, чертежей по технологии и т. п.
Особенно нравится ребятам рисовать на компьютере, делать анимацию. В частности, в рамках предпрофильного курса предполагается выполнение большого объёма самостоятельных творческих работ на компьютере. Выпускники также сделали фотомонтажку своего класса. Даже был случай, когда выпускник школы записал на школьный компьютер сочинённую им гитарную музыкальную композицию.
По заданиям учителей ученики копируют дидактические материалы для начальных классов и среднего звена, набирают анкеты, тесты и т. д.
По просьбе лидера районной профсоюзной организации я нарисовал и распечатал на своём струйном принтере эмблему профсоюзной организации для отчётной конференции профсоюзов.
Краеведческая работа
Уже много лет оформляются в компьютерном виде отчёты по туристским путешествиям, материалы краеведческих и исследовательских работ.
Четвёртый год оформляются в компьютерном виде летописи школы.
Планируется создание электронного архива школы, в который войдут уже имеющиеся материалы по истории школы, колхоза, исчезнувших и существующих деревень, летописи выпускных классов, материалы школьных походов и многое другое.
Помощь студентам
Время от времени приходят выпускники, и не только нашей школы, чтобы набрать или распечатать рефераты, доклады, творческие работы.
Например, Коновалова Вера, которая сейчас учится в СШ № 1 г. Яранска, набирала у нас свою творческую работу по разработке проекта озеленения территории Троицкой церкви, которую она выполняла по заданию краеведческого музея.
Ерошкина Елена, студентка Марийского государственного педагогического института набирает у нас курсовые работы по математике, педагогике.
Научная работа педагогов
Огромную помощь оказывают компьютерные технологии нашим учителям в подготовке курсовых, дипломных и зачётных работ.
Так, например, Коновалова Галина Валентиновна и Никифорова Татьяна Николаевна, обучавшиеся на факультете психологии в Московском психолого-социальном университете, готовили свои дипломные работы на школьном компьютере.
Также использовали компьютер для творческого отчёта Ерошкина Людмила Тимофеевна и Баранова Лидия Яковлевна, учителя начальных классов, Ширкина Галина Тимофеевна, воспитатель детского садика. Степанова Татьяна Викторовна, директор и учитель математики, выполняла выпускную курсовую работу, аттестационную выпускную работу по английскому языку делала Толстобова Татьяна Петровна, учитель математики, ОИВТ, английского.
На основе скачанных из Internet рефератов писал свой реферат по истории учитель физкультуры Топаев Сергей Леонидович, заочно обучающийся в ВГГУ.
Использование Internet-технологий
Основные знания о работе в сети учащиеся получают на уроках информатики, а затем применяют их в учебной деятельности.
Например, использовали материалы сети при подготовке к урокам географии, для написания сочинений по русскому. Интересуются ребята и информацией с «Фабрики звёзд». Одна шестиклассница испекла круассаны по найденному в Интернете рецепту. Учитель физики, Толстобов Александр Петрович, регулярно скачивает из сети произведения научной фантастики. Также он часто обращается к радиотехническим сайтам, т. к. ремонтирует теле- и радиоаппаратуру населению. При подготовке к юбилею учительницы начальных классов Барановой Лидии Яковлевны, завуч школы Ошуева Алевтина Серафимовна использовала гороскопы из Интернета. Пользуются популярностью прогнозы погоды на несколько дней. К сожалению, качество связи у нас оставлять желать лучшего. Надеемся на новый цифровой кабель, который планируется проложить летом этого года.
С ноября 2003 года школа подключена к спутниковому образовательному каналу. Ребята использовали демонстрационные КИМы по ЕГЭ, учителя – информацию для внеклассной работы, программы элективных курсов (в том числе и учителя из других школ района).
Создан и потихоньку разрабатывается школьный сайт на Яранском сервере.
9. Психологическое тестирование.
В течение нескольких лет учащиеся выпускных классов выполняют различные психологические тесты на компьютере, как профессиональные, так и сделанные на БЕЙСИКе. Также используются анкеты, напечатанные на компьютере.
Внеклассная работа
С использованием компьютерных технологий проводились классные часы о символах государства, о Великой Отечественной Войне, при этом использовались CD по истории. Для оформления классами летописей выпусков делаются копии старых и редких фотографий.
Использование компьютера на других уроках
Несколько раз проводил урок в компьютерном классе учитель истории Ширкин Валерий Сергеевич. Ребята с интересом смотрели военную хронику, слушали песни времён Великой Отечественной, рассматривали карты сражения.
На уроках немецкого и английского языка школьники с удовольствием смотрели слайд-фильмы о Тироле, Лондоне, Великобритании и США.
Шестиклассники с большим удовольствием самостоятельно занимаются с программой «Занимательный английский».
Регулярно, с помощью учеников или самостоятельно, учителя готовят на компьютере тесты, дидактические материалы, ксерокопии к урокам.
Конечно, для полноценного использования компьютеров на других уроках нужно иметь мультимедийный проектор, либо большое количество машин.
Услуги населению
Регулярно обращаются жители сельского округа с просьбой снять копии трудовых книжек, паспортов, свидетельств о рождении и других документов, т. к. проезд до города и обратно обходится сельскому жителю в приличную сумму. Просят также записать на диск снимки с цифровых фотоаппаратов.
Развлечения
В свободное время ребята с удовольствием слушают музыку, смотрят фильмы и компьютерные CD, любят играть в компьютерные игры. Особенно нашим ученикам нравятся логические игры и стратегии, но популярны также автомобильные симуляторы и Role Play Games.
Перспективы использования компьютеров.
В перспективе предполагается создание информационного пространства школы, электронного архива. Намечено создание лазерного диска с информацией о школе, который будет записан к 80-летию школьного здания (2008 г).
Наличие большого количества обучающих CD позволит учителям использовать компьютерную технику для проведения уроков и самостоятельных занятий практически по всем предметам школьного курса.
С появлением цифрового фотоаппарата становится возможным выпуск школьных мини-газет по различным поводам: конкурсам, смотрам, концертам и т. д.
Изучение отношения к компьютерной технике учителей и учащихся
Для выяснения отношения к информационным технологиям я провёл анкетирование среди учителей и учащихся среднего звена. Результаты анкетирования обрабатывал в MS Excel, там же строил диаграммы. По результатам обработки анкет учителей можно сделать следующие выводы.
Последний пункт анкет для учителей и для учеников имеет одинаковые вопросы, поэтому из интереса они представлены в одной диаграмме для сравнения.
Результаты анкетирования учащихся.
По поводу использования возможностей компьютера – специально не включались компьютерные игры, т. к. большинство ребят относится к ним с интересом, а четвёртая часть являются заядлыми геймерами. После разговора с учащимися можно заметить тот факт, что ребята, имеющие дома компьютер или часто занимающиеся во внеклассное время на компьютере, знают о компьютерных технологиях гораздо больше других.
Считают, что не умеют пользоваться компьютерами, те учащиеся, которые не посещают факультатив. Высоко оценили свой уровень учащиеся 9 класса и имеющие свой компьютер.
45% учащихся активно используют компьютер, чуть меньше – только на уроках ОИВТ. Это можно объяснить тем, что у нас мало машин.
Все учащиеся, исключая уже имеющих свои машины, хотят домашний компьютер, но не имеют возможности приобрести. Это объясняется низким уровнем зарплаты жителей сельской местности.
Классификация практических работ, выполненных с использованием информационных технологий
25 мая 2004 года мне купили домой компьютер. Так я получил возможность вплотную заняться информационными технологиями.
Работа с программой MS Word
Прежде всего, я по просьбе вожатой придумал и напечатал на своём принтере цветные грамоты ученикам, закончившим четверть без троек. Затем я выполнил проект по английскому языку «My ideal day out». Уже в июне моим заданием стало набрать и напечатать туристический отчёт и материалы краеведческой работы по школьному походу. Осенью я набирал летописи школы за 2001/2002, 2003/2004 учебный год для школьного сайта. Зимой по заданию учителя математики Степановой Т. В. сделал математический листок «Теорема Пифагора». Использовал книгу. Пифагора рисовал сам, затем сканировал и вставил в документ.
Работа с программой MS PowerPoint
В ноябре я имел возможность заняться творчеством. Получились работа «Белый снег» (сюжет составлен из автофигур, добавил гитарную музыку Юры Ерошкина), и её продолжение «Снегурочка» (ещё не умел работать с векторной графикой, поэтому рисовал, сканировал и обрабатывал в Paint. Также сделал презентации «День рождения», «День матери». По заданию учителя информатики начал делать презентацию по истории развития вычислительной техники.
При просмотре CD возникла идея сделать учебный материал по Йеллстоунскому национальному парку. Информацию я нашёл в. Использовал переводчик Magic Goody для перевода на английский.
Работа с MS Publisher
На весенних каникулах помогал вожатой сделать буклет о детской организации. Рисунки эмблем выполнял, используя векторную графику в PowerPoint. У меня дома стоит Офис 2000, поэтому с этой программой я научился работать в процессе создания буклета.
Работы других учащихся.
Моя сестра Маша выполнила проект «Helping hands» в виде документа Word. Семиклассники Стафеев Николай и Чирков Стас создали проекты “My country’s best items” также в виде текстового документа, используя вставку сканированных иллюстраций. Ученик 6 класса Степанов Сергей, у которого тоже есть свой компьютер, набирал летопись 2002/2003 для школьного сайта.
Школьный сайт стал разрабатываться в декабре 2004 года. Участие принимали вожатая, директор школы, учащиеся 9 класса. Например, страничка «Прогулки по школе» выполнена 9-классниками.
Ученик 7 класса Стафеев Николай в прошлом году сделал проект по английскому языку «Rules for children» в виде презентации.
Поскольку в 9-м классе ведётся курс компьютерной графики, ребята с удовольствием учатся рисовать в Adobe PhotoShop, пример – фотомонтажка выпуска 2005.
Посещающие факультатив 9-классники разрабатывают свои презентации, публикации. Например, Ерошкина Таня, в семье которой 5 детей, сделала презентацию «Моя семья». На эту же тему выполнила работу Иванова Наташа. Ребята вставляют снимки как сканированные, так и снятые цифровым фотоаппаратом. Кроме этого, ребята печатали сертификаты и грамоты участникам и победителям школьных конкурсов.
Ребята в нашей школе умеют использовать различные возможности компьютерной техники, в любое время могут работать на ней, хотя машин недостаточно. Я показал, для чего и как можно использовать компьютерную технику в школе. И стоит сказать, что сейчас очень многие профессии связаны с умением работать на компьютерах, поэтому у наших школьников выше шансы получить в будущем хорошую работу.