для чего директору компьютер
«Софт» для директора
Исторические предпосылки возникновения проблемы
По сложившейся практике применение информационных технологий в компаниях начинается «с низов». Так повелось, что сначала автоматизируются рабочие места менеджеров, кладовщиков, бухгалтеров и прочих производственных единиц. Можно только удивляться тому, что для руководителей высшего звена и собственников компаний программного обеспечения, нацеленного на их специфические задачи, практически не встречается. Комплексные полномасштабные системы автоматизации доступны для крупного бизнеса, но не рассчитаны на малый и средний. Кроме того, логика в постановке задачи все равно опирается на конечных исполнителей.
Наверно, в этом есть «суровая правда жизни», однако стоит заметить, что такой путь является одновременно и самым рискованным.
Во-первых, никогда «низы» не бывают заинтересованы в успехе мероприятий, позволяющих усилить контроль их деятельности.
Во-вторых, от успешности работы исполнителей зависит текущее положение бизнеса, но не его стратегическое преимущество на рынке.
В-третьих, популярная ныне концепция управления, «основанного на знаниях», не дает ожидаемого эффекта, потому что отсутствует полномасштабная информация, без которой знания не возникают.
В-четвертых, (по сути, этот пункт должен стоять первым!) время и информированность руководителя не воспринимаются как самый дорогой и стратегически важный ресурс!
Эти пункты можно менять местами, в зависимости от того, какое значение им придает конкретный владелец бизнеса.
Давайте попробуем разобраться в том, почему сложилась именно такая ситуация.
Коротко перечислю причины, по которым, на мой взгляд, автоматизация бизнеса начинается с рабочих мест исполнителей.
Первая причина, как уже было сказано, кроется в том, что прибыль находится в зависимости от успешности работы исполнителей. По этому пункту можно открыть дискуссию, потому что сложилось множество стереотипов, с которыми справиться непросто.
Второй причиной я бы назвал возможность формализации задач на конечных рабочих местах. Существуют должностные обязанности, какие-то параметры для оценки результата деятельности, последовательность рабочих процедур и т.д. Все это может быть описано достаточно простыми алгоритмами, соответственно, становится понятно, что можно автоматизировать и как это сделать.
В словах «потому что директору нужны отчеты» кроется четвертая и главная, на мой взгляд, причина того, что сначала приобретаются программы для бухгалтерии, менеджеров, склада и прочих служб. Сформулировать эту причину можно так: в связи с тем, что руководители постоянно решают нетривиальные задачи управления бизнесом, создать программное обеспечение, которое помогает находить оптимальные ходы в кратчайшие сроки, достаточно непросто.
Здесь нет формальных методов, как нет и знания того, какую цель преследует владелец бизнеса: можно готовить бизнес к продаже, а можно и к прорыву на внешний рынок. Истинная цель известна только владельцу и никому больше!
Таким образом, можно с большой долей уверенности сказать, что для руководителей и владельцев бизнеса просто нет адекватных программных продуктов (тех, кто назовет ERP или CRM системы, попрошу внимательно прочитать, что пишут разработчики о назначении своих продуктов).
Предварительный обзор причин на этом можно закончить,
Работа с данными
В первую очередь, необходимо помнить, что те данные, на основании которых руководитель принимает решения, должны быть актуальны, полны, достоверны. Напомню лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
От того, какого качества данные поступают к директору, зависит правильность и своевременность принимаемых решений. Отсюда автоматически вытекают вопросы безопасности не только с точки зрения защиты, но и с позиций полноты и достоверности.
В качестве иллюстрации можно рассмотреть простую и распространенную ситуацию.
Представьте, что вам поступил платеж по договору поставки на сто тысяч рублей. Бухгалтер докладывает вам, что фирма имеет задолженность перед клиентом на эту сумму. Однако в самом договоре речь идет о сумме двести тысяч рублей, но знает об этом юрист или менеджер. Если в условиях договора указана предоплата 50% и второй платеж по факту поставки, то вы должны клиенту отгрузить товар на сумму в двести тысяч. Таким образом, реальная задолженность перед клиентом в два раза больше, чем может быть отражено в бухгалтерском отчете.
Из опыта известно, что взаимодействие бухгалтерии с другими подразделениями (юристами или специалистами по продажам) далеко не всегда имеет место в полном объеме. То есть, конечно, про поступивший платеж вам скажут, но интересоваться общими условиями отношений с клиентом или поставщиком не станут. Им это просто ни к чему.
Самых разных ситуаций подобного рода не перечесть: сочетаний условий платежа и поставки может быть великое множество. Таким образом, истинную картину вы получите, только собрав воедино всю информацию из разных источников.
Что же, чаще всего, происходит с первичной информацией в процессе продвижения наверх?
Основным способом подачи информации руководству являются отчеты. На их подготовку требуется какое-то время. Даже если предположить, что существует некий установленный регламент сбора и подачи данных, то для подготовки отчета все равно потребуется привлечь руководителя отдела, то есть вам придется подождать, пока данные упакуют и принесут вам на стол. Вы потеряли свое время (как правило, самое дорогое на фирме!) и отвлекли от производственных задач еще несколько человек.
Напомню, что речь идет о получении оперативной информации, которая может вам потребоваться совершенно неожиданно, чуть ли не в ходе телефонного разговора.
Но допустим, что временной фактор для вас не критичен. Все у вас отлажено, и отчеты ложатся на стол по первому требованию.
Теперь посмотрим, что же вы получаете. Всегда следует помнить, что на каждой стадии нужная вам информация вольно или невольно подвергается цензуре.
Создание аналитического отдела или хотя бы должности аналитика проблему не устранит, потому что с хаосом первичной информации не справится один человек, а отдел все равно даст сводный отчет, исходя из своего понимания задач бизнеса.
Прежде, чем перейти к разговору о том, как этого добиться, отмечу еще один немаловажный момент.
Как показывает практика, исполнители вносят в любую автоматизированную систему только те данные, которые с них требует руководство. Инициатива и самостоятельность в этих вопросах крайне редки, хотя бы потому что увеличивают нагрузку и усиливают контроль над работником. Таким образом, типы данных, подлежащих накоплению, определяют руководители, а не конечные пользователи.
Идейное решение проблемы
Какие принципы должны быть положены в основу решения?
Ключевым моментом во всех перечисленных ниже принципах является понимание того, что логика собственника ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ от логики сотрудника, работающего по найму.
Еще одним значимым моментом можно считать ответ на вопрос многих сотрудников любых компаний: «Зачем нам это надо?» Ответ будет простой и однозначный: «Естественно, сотрудникам это не надо, это нужно директору«.
Для того чтобы понять, какими ресурсами компания на данный момент времени располагает, что может предпринять для изменения ситуации, принципиально важно иметь максимально точную финансовую картину, то есть необходимо получить не балансовый отчет от бухгалтера, а независимую детальную сводку «о положении войск».
Второй важный момент связан с тем, что владелец бизнеса получает возможность посмотреть на ситуацию под своим собственным углом зрения, опираясь на реальную исходную картину.
Представьте себе, что вы как хозяин, решили переориентировать свой бизнес в совершенно новую сферу. Разумеется, ваше решение ущемляет интересы ваших сотрудников, в том числе и начальников подразделений. Вряд ли вы получите от них отчеты, которые будут говорить о том, что вверенное им направление подлежит ликвидации в первую очередь…
Кроме того, что директор становится самым информированным лицом в организации, появляется еще немаловажный момент кадровой независимости.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Принадлежит ли директору компьютер директора. Часть 1 из 3. Экран. Истории от kuzkov.info
Наблюдение за вашим монитором
Хотя. эта статья тоже для Вас, если вы имеете на своем компьютере целый день открытую 1С-ку 🙂
Представим на минуту, что вся ваша трудовая деятельность целый день проходит за экраном настольника. Вы общаетесь в беседках, заходите в Сбер.НаСвязи или иные платежные системы, читаете и пишите свои рабочие письма, что-то секретное и важное делаете в эксельных файлах для руководства.
В общем, Вы занимаетесь своими делами на своем рабочем компьютере и при этом у Вас на фоне почти всегда открыта 1С и свернута в системный лоток или панель задач.
Да, он в курсе всех дел, знает что Вы писали в общалке (icq, telegram, slack и т.п.) подружке-коллеге о новой сотруднице, знает что Вы пишите товарищу о руководстве.
1Сник видит всю любовную переписку между симпатичными сотрудницами и их женатыми начальниками, ведь на фоне почти всегда открыта 1С 🙂
Для обычных пользователей 1С это простая рабочая программа, которая запускается утром и выключается вечером. Для них это черный ящик, в который с одной стороны вносятся данные, с другой стороны получаются отчеты. Ни больше, ни меньше.
Конечно, чудес не бывает.
Для того, чтобы видеть происходящее на экране, 1Сник должен получить снимки экрана.
Возможный вариант, как их получить, я и покажу далее в публикации на примере снятия и отправки снимков экрана каждые 10-30 секунд.
*) Делать регулярные снимки экрана;
*) Централизовано хранить все снимки;
*) Иметь возможности потом фильтровать их по рабочим местам;
*) Сделать систему наблюдения максимально легкой, чтобы не заметили изменений в работе;
Пример создания подсистемы «Экранопис» может быть сделан в виде двух отдельных 1С конфигураций.
Первая конфигурация «Клиент» предназначена для снятия и отправки снимков. Это пример возможной подсистемы, которая может быть встроена в рабочую конфигурацию.
Вторая конфигурация «Сервер» предназначена для получения и хранения снимков
Сервер будет на отдельном удаленном физическом сервере слушать по http post запросы с данными.
Асинхронность для незаметности
Создание файла снимка и отправка его по сети это ресурсоемкая задача. Если это будет выполняться в основном потоке 1С, то клиент достаточно быстро спросит, почему у него каждые цать секунд подвисает 1С.
Чтобы интерфейс работал без заморозок, снимки должны делаться в фоновом режиме.
Для этого могут быть использованы асинхронные методы, они для этого и предназначены. Вызов асинхронного метода создает отдельный фоновый поток, который работает без влияния на доступность интерфейса клиента.
Для включения асинхронного режима должно быть установлено свойство «Режим использования модальности» конфигурации в значение «Не использовать».
Создание снимков экрана
Главным условием создания снимка является то, что снимок должен сохраняться в файл для дальнейшей отправки на сервер.
Тут могут быть следующие варианты:
*) Подключение родной библиотеки;
*) Работа через консольное приложение;
Здесь приоритетен вариант через консольные приложения.
Этот вариант универсальнее с точки зрения платформы и операционной системы. Консольное приложение может работать даже из 1С 7.7 на windows 95.
Одним из подходящих вариантов является консольная программа nircmd.exe со своими параметрами savescreenshot (основной монитор) и savescreenshotfull (весь рабочий стол из всех мониторов).
Плюсом этой консоли является быстрая работа без мигающего экрана с хорошим качеством картинки в png формате.
Вызовом этой команды будет сохраняться файл картинки рядом с nircmd.exe.
Если в имени файла будет указано время, то будут делаться снимки без риска их перезаписи друг другом.
Отправка файлов на сервер
Для отправки на сервер также есть варианты:
*) Отправлять через http запросы встроенными в платформу средствами;
*) Использовать консольную программу через асинхронный метод;
Если будут отправляться http запросы встроенными в платформу средствами, то это будет вызывать замерзания интерфейса на период отправки, т.к. http запросы могут выполняться только синхронно.
Замерзания интерфейса будут мешать работать и будут обращать на себя внимание, поэтому встроенные средства использовать нельзя
Если выбирать консольную программу, то для этого может быть выбрана программа curl.
Эта программа может быть использована для выполнения http запросов в консольном режиме через запуск с параметрами.
Путь слушающего сервера в данном случае может быть передан через глобальную переменную.
Установка на клиенте
Установка движков экранописа может быть выполнена стандартным способом при начале системы. Тут все просто. Скачивается zip архив из общего макета и разархивируется.
Для ускорения запуска 1С, перед скачиванием может быть выполнена проверка, что движки уже на клиенте и нет нужности в повторном скачивании.
Регулярность залог успеха
Создание и отправка снимков должны выполняться с указанной периодичностью.
Для этого может быть запущена функция «ЗапуститьДвижкиЭкранописа_МодульПриложения()» в модуле приложения через «ПодключитьОбработчикОжидания()» при начале работы системы.
При запуске функции должна быть указана частота срабатывания каждые N секунд.
Удаление отправленных файлов
После отправки файлов снимка может быть вызвано удаление отправленных файлов. Это нужно для предотвращения заполнения диска большим объемом файлов.
Получение снимков на сервере
Как ранее было написано, сервер для снимков может быть выполнен в виде 1С конфигурации, которая слушает http post запросы с картинками.
Для этого на сервере может быть создан http-сервис, который принимает файл и записывает его в независимый регистр сведений «СнимкиЭкрана».
Основными характеристиками записи могут быть:
*) Измерение «ИмяКлиента» для фильтра по машине клиента;
*) Измерение «ДатаСнимка» для хронологии снимков;
*) Ресурс «ДанныеКартинки» для хранения самой картинки;
Просмотр снимков
Просмотр снимков можно настроить прямо в форме списка регистра сведений. Для этого на форму может быть добавлено поле картинки.
Устанавливать картинку можно в событии «ПриАктивацииСтроки».
Если картинка является большой и выходит за пределы элемента, то можно уменьшить ее нажатиями «-» на клавиатуре до подходящих размеров.
При активации новой строки установленные размеры должны сохраниться и просмотр может быть вполне удобным.
Предупреждения о незаконности и последствиях
Предполагаю, что не в меру любознательные программисты уже давно знают о таких возможностях и применяют их, рискуя своей свободой.
Как минимум это ст.183 «Промышленный шпионаж» УК РФ. Если кто-то надумал этим заниматься, то подумайте еще раз.
В начале текста я писал, что посыл этой публикации направлен в основном обычным пользователям.
Краткую суть посыла можно описать так, что экран вашего монитора может быть доступен посторонним даже тогда, когда вы об этом не знаете.
Но могу вас немного успокоить, если у вас в компании несколько программистов. Чем больше штат программистов, тем меньше вероятность что заведется мышка 🙂
В данной публикации мы рассмотрели возможность доступа к экрану монитора. В следующей статье попробуем описать вероятный пример доступа к файлам на компьютере директора.
Приложенные конфигурации
К публикации приложены конфигурации с единственной целью.
Если Вы расследуете события и инциденты, связанные с компьютерной безопасностью, то изложенные в конфигурациях формальные признаки могут помочь в вашей работе.
Запрещается использовать данные конфигурации в иных целях, кроме изучения.
Зачем директору компьютер?
Исследования, которые вот уже несколько лет проводит корпорация «Галактика» (ныне объединенная корпорация «Галактика-Парус»), показывают, что всего 3% руководителей включают свой компьютер и всего 5% из этих трех используют его для решения управленческих задач. На основе же интуитивного подхода принимается 90% решений. Интересные цифры, не правда ли? О причинах сложившейся ситуации и путях выхода из нее с генеральным директором АО «Атлант-Аудит» Ангелиной Петровной Черных беседует научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников.
— Сколько специалистов проходит у Вас обучение и каков процент среди них директоров?
— И что показывают такие опросы? Нужен ли директору компьютер и вообще заинтересован ли он в продвижении информационных технологий на своем предприятии?
— Однозначного ответа здесь нет. На мой взгляд, это всегда связано с конкретикой бизнеса данного предприятия. Если бизнес небольшой, то вполне можно удовлетвориться и записями в деловом блокноте, наработанными связями, собственной памятью, наконец. Но если предприятие ведет многоплановую деятельность, действующие на нем бизнес-схемы сложны, а число партнеров велико, то в памяти все удержать невозможно.
— C чего же в этом случае директору лучше начать? Ведь его время очень ограниченно.
— C cамого простого. Я порекомендовала бы ему начать с программ, входящих в пакет MS Office. Эти программы облегчат жизнь и помогут в принятии первичных управленческих решений любому директору, независимо от того, собирается ли он проводить комплексную автоматизацию бизнеса на своем предприятии или нет. Элементарная компьютерная грамотность позволит директору использовать компьютер на первых порах хотя бы как записную книжку и калькулятор.
— Но ведь этого мало?
— Конечно. Поэтому, немного освоившись, директор может переходить к изучению более серьезных программ из того же пакета. Здесь разумнее всего начать с электронных таблиц. Это потребуется ему, когда возникнет необходимость во внутреннем управленческом учете (учете для себя), чтобы провести собственный анализ и расчеты для принятия какого-либо решения.
— А не проще дать задание сотрудникам? Пусть подготовят все данные, отчеты и положат на стол директору.
— Перейдем теперь к учебному центру. Когда и почему он был создан?
— В каких сферах деятельности работают Ваши слушатели и какие должности они занимают? Вы проводили такой анализ?
— И как слушатели оценивают уровень преподавания? Много ли таких, которые получили в процессе обучения ответы на вопросы по своим насущным проблемам?
— Как бы Вы сформулировали основную задачу, которая стоит перед учебным центром?
— Директор или его зам, который пришел учиться, имеет конкретное предприятие, свой бизнес. И его, естественно, интересуют не возможности системы в целом, а решение собственных проблем.
— Это что-то вроде репетиторства?
— Назовите, пожалуйста, курсы, которые у Вас читаются, и скажите, какой из них наиболее популярен.
— Наверное, «Cводный курс по системе «Галактика», который дает общее представление о системе, ее возможностях и целях внедрения. Этот курс чаще всего бывает востребован в процессе принятия решения, когда встает вопрос о том, нужна ли автоматизация предприятию в принципе, нужна ли автоматизация предприятию именно с помощью системы «Галактика», какие модули надо внедрять и сколько потребуется рабочих мест.
— Какова стоимость занятий?
— Cколько в вашем учебном центре компьютерных классов?
— У нас четыре компьютерных класса, что позволяет одновременно вести обучение по различным курсам в удобное для слушателей время. Можно обучаться по вечерам или в выходные дни. Mы проводим занятия в четыре смены. В группе обычно от трех до шести слушателей. Бывают и исключения. Случается иногда, что предприятие присылает восемь или даже десять человек. Это могут быть, например, сотрудники группы расчета заработной платы завода. Естественно, им приходится решать одни и те же проблемы, и они хотели бы обучаться вместе. Такие прецеденты есть, и конечно, мы всегда идем навстречу предприятию. Но в этом случае с группой работают два преподавателя.
— А если на какой-либо курс пришли обучаться всего два человека? Будете вы обучать такую группу?
— Да, будем. У нас есть «жесткое» и «гибкое» расписание. «Гибкое» расписание формируется по заявкам, а «жесткое» сохраняется для данного курса, даже если его хотят изучить всего два человека и нам это экономически невыгодно.
— Что заставляет людей обращаться к Вам? Исследовали ли Вы этот вопрос?
— А как же! Мы проводим социологические опросы, анкетирование слушателей, постоянно общаемся с ними, чтобы понять, что же движет ими, когда они приходят учиться. Ведь это взрослые люди, у которых есть свои амбиции, чувство неловкости перед коллегами, опасение показаться в чем-то некомпетентными, неграмотными. Но они понимают, что в настоящее время при ужесточившейся конкуренции на рынке труда обучение становится просто необходимым.
По нашим исследованиям, около 30% директоров хотят научиться работать с MS Office и при этом 20% из них непременным условием ставят обучение у себя в кабинете при закрытых дверях.
— Как же Вы учитываете все эти факторы?
— Наши преподаватели, проводящие обучение, владеют основами психологии, обладают умением убедить человека преодолеть этот барьер, показать преимущества использования информационных технологий и, в частности, компьютера для решения задач, возникающих в повседневной деятельности.
— С какой целью к Вам приходят на обучение?
— И как Вы им в этом деле помогаете?
— А каков обычно состав слушателей?
— Состав определяется тематикой конкретного курса. Например, у нас есть курс, предназначенный для системных администраторов и сотрудников отдела АСУ. Здесь каждый слушатель узнает о том, как стать настоящим хозяином системы, как ее модифицировать, как настроить на все то многообразие средств и конкретную конфигурацию сети, которая уже есть на предприятии и заставить оптимально работать, как распределить права доступа и еще многое-многое другое.
— И что это дает? Приведите какую-либо конкретную ситуацию.
— Например, вызывает директор работника службы АСУ и просит представить ему к утру определенный отчет, сделанный именно в той форме и по тем данным, которые необходимы для принятия решения. А среди стандартных 2000 отчетов такого нет. Но в «Галактике» можно сгенерировать отчет произвольной формы по любым запросам, для чего надо лишь освоить специальный язык запросов уровня 4GL. Этот язык тоже изучается в рамках курса для администраторов, и если специалист им овладел, никаких проблем с подготовкой отчета не будет.
— Совершенствуете ли Вы работу своего учебного центра?
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих тренингах.
— Предприятие может купить абонементное обслуживание на квартал. Абонементное обслуживание включает тренинги, которые проводятся преподавателем на весьма льготных для предприятия условиях и рассчитаны на слушателей, уже прошедших у нас обучение, обладающих навыками работы с сиcтемой и способных решать определенные текущие задачи. Но могут возникнуть и какие-то непредвиденные, нештатные ситуации, когда понадобится помощь опытного наставника. Тогда преподаватель выезжает на место и решает проблему. Эта ситуация описывается и переходит в библиотеку штатных. Для того чтобы зарезервировать некоторое количество таких консультаций в течение квартала и предусмотрена система тренингов. Подобные тренинги могут потребоваться не только при возникновении нештатной ситуации на предприятии, но и в cвязи с выходом новых законов, постановлений и т. п., а последнее случается у нас в стране довольно часто.
— Чем эта система тренингов отличается от службы технической поддержки?
— Тем же, чем профилактика заболевания отличается от его лечения. Мы, проводя тренинги, предотвращаем возникновение конфликтных ситуаций между человеком и системой «Галактика», специалисты же служб поддержки нужны лишь в том случае, когда есть конкретная проблема и надо срочно ее решить.
— Теперь вернемся к курсам. Вы говорили, что преподаете не только систему «Галактика»?
— А каковы планы на будущее?
Планируем ввести и курс «Основы сетевого администрирования», который позволит cлушателю, особенно молодому специалисту, получить представление о том, что вообще может быть востребовано на предприятии, приобрести базовые знания по сетям, различным операционным средам.
— Но в новых информационных технологиях нуждаются ведь не только московские предприятия. Что делается Вашим учебным центром для того, чтобы продвинуть эти технологии в регионы?
— Уже началась авторизация учебных центров «Галактики» наших партнеров по всей стране. Это даст возможность пользователям из регионов обращаться за квалифицированной помощью и обучаться в этих центрах, а не только в Москве.
Выработаны определенные стандарты, созданы методики, накоплен опыт. Ведь за время работы через наш учебный центр прошло уже около 5 тыс. слушателей. И хотелось бы, чтобы обучение велось по единым программам. Преподаватели из этих региональных центров обучаются у нас и обязательно проходят аттестацию. Они могут получать консультации у наших преподавателей и разработчиков. Мы предъявляем определенные требования к таким центрам по оснащенности учебных классов техникой и т. п.