Для чего были нужны докучные сказки
Наше творчество: докучные сказки
Оксана Ушкова
Наше творчество: докучные сказки
Изучая докучные сказкидети получили задание: придумать или переделать уже готовую сказку. Вот что у нас получилось.
Жила – была бабка, и жила у неё кошка на окошке. Тут и сказке конец, потому что кошка упала с окошка в лукошко.
Жили –были дед да баба, ели кашу с молоком.
Рассердился дед на бабу – трясь по печке кулаком.
Тут и сказке конец – печка развалилась.
— Рассказать тебе сказочку про белого гуся?
Жили-были два лося – вот и сказка вся.
У нашего Алешки под окном растет морошка.
У Полины – куст малины.
А кто слушал – молодец,
Вот и сказочке конец.
Жил-был двор, на дворе – кол. На колу висит мочало, начинаем все сначала.
Жил – был царь, а у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сначала?
Жил – был старик, у старика колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
У нашего Мишеньки под окошком вишенки.
У Андрея в саду клены,
У Полины – куст малины,
У Анжелы – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Жили –были Лиса и Медведь в лесу. Проводился как-то лесной концерт. Ну, так лиса и медведь стали выступать. Лиса плохо пела, а медведь не умел играть на рояле. Вот такой дуэт получился.
Жил-был дед. И была у него курица. Снесла как-то курочка деду яйцо, тот съел яйцо, да и помер. Вот и сказке конец, а дед был молодец!
«Красная Шапочка» С раннего детства мы начинаем нашим деткам читать сказки. Любая сказка,особенно народная,несет в себе глубокий смысл. Вспомните как вы сами.
Докучные сказки
Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.
— А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
— Нет, не хочу!
— Ты не хочешь – и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
— Ну, расскажи.
— Тебе расскажи – и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка.
Докучная сказка – это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.
Неоправданно короткие докучные сказки
Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.
Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.
Неоправданно незаконченные докучные сказки
Неоправданно повторяющиеся докучные сказки
Псевдобесконечные докучные сказки
Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
— Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
— Расскажи.
— Вот она и вся.
— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи.
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?
Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки.
— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!
Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова –
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?
Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»
Детский час
для детей и родителей
Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером)
Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.
Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.
Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.
Почему сказки называются «докучными»?
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
Что высмеивают докучные сказки?
Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.
Пример докучной сказки
— Сочинить для тебя докучную сказку?
— Сочинить.
— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?
— Попробуй.
— Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?
— А зачем?
— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем». Сочинить тебе докучную сказку?
— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
— Зернышко.
— Какое зернышко?
— Утром петух зернышко нашел?
— Нашел.
— Золотое?
— Золотое.
— Он его клевал?
— Клевал.
— Вкусное?
— Что?
И так далее…
«Про бабку Лукерью»
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая.
И так до бесконечности, пока сказитель не устанет, ему не надоест или слушателям наскучит повторяющийся сюжет. А после сказочки к самовару – да за чай с бубликами, баранками и пряниками медовыми.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Докучная сказка
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.
Содержание
У попа была собака
Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии. Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой писал поп:
Купи слона
Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» — используя ответ собеседника, предлагать ему купить слона.
Пример типичного диалога:
— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона.
…
Сказка про белого бычка
Сказка про белого бычка — русская поговорка, которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.
— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
См. также
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Докучная сказка» в других словарях:
Это докучная сказка. — Это сказка на салазках. Это докучная сказка (бесконечная). См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Это сказка на салазках. — см. Это докучная сказка … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Присказка — («побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька») крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической.… … Литературная энциклопедия
ДОКУЧАТЬ — ДОКУЧАТЬ, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. И ленивому свое брюхо не докучит. Докучаться безличн. Докучиться чего,… … Толковый словарь Даля
СЕРМЯГА — жен. не от серый, а от мордовского сермяг, суконный кафтан; чапан, кафтан грубого, некрашеного крестьянского сукна, местами и пониток; сермяжина, белое, серое, смурое, бурое, черное крестьянское сукно, некрашеное. Сермяжные кафтаны. были и на… … Толковый словарь Даля
Рекурсия — У этого термина существуют и другие значения, см. Рекурсия (значения). Визуальная форма рекурсии (эффект Дросте) … Википедия
Порочный круг — У этого термина существуют и другие значения, см. Порочный круг (значения). Порочный круг (лат. circulus vitiosus), логический круг логическая ошибка или уловка, при которой утверждение выводится из самого себя, обычно через несколько… … Википедия
Самоподобие — Самоподобный объект объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого (то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей). Многие объекты реального мира, например, береговые линии, обладают свойством статистического… … Википедия
СКАЗЫВАТЬ — СКАЗЫВАТЬ, сказать что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать. Сказывай правду. Он сказки сказывает. Что есть, того (о том) никому не. сказывай. Он сказывал житья бытья… … Толковый словарь Даля
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
учащихся 3 «В» класса
ГБОУ «Школа № 167имени Маршала Л.А. Говорова»
Руководитель проекта: Мурзина Т.В.
Москва, 2016-2017 год
— исходя из того, что учебная программа предполагает изучение данной темы в короткий промежуток времени, метод проектной деятельности поможет систематизировать дополнительную информацию
— чем докучная сказка отличается от традиционной авторской и народной сказки
— знакомство с докучной сказкой поможет лучше узнать творчество народа
— сформировать представления отличия «ненастоящей» сказки от «настоящей»
-развить воображение и сочинительские способности;
— сочинить собственную докучную сказку;
— научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников.
На уроках литературного чтения в разделе «Устное народное творчество» мы изучали различные народные сказки: волшебные, бытовые и сказки о животных.
Но больше всего нам понравилось читать очень короткие, веселые и смешные докучные сказки.
В силу того, что учебная программа предполагает изучение этих сказок в короткий промежуток времени, мы с ребятами решили изучить данный вид сказок более подробно.
Мы решили выяснить, чем докучная сказка отличается от традиционной авторской и народной сказки.
Для этого мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
— сформировать представление об отличии «ненастоящей» сказки от «настоящей»;
— сочинить собственные докучные сказки (см. Приложение).
— РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ДОКУЧНУЮ СКАЗКУ?
— ТЫ ГОВОРИШЬ, РАССКАЖИ, ОН ГОВОРИТ, РАССКАЖИ. РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ДОКУЧНУЮ СКАЗКУ?
— ТЫ ГОВОРИШЬ НЕ НАДО, ОН ГОВОРИТ НЕ НАДО. РАССКАЗАТЬ ТЕБЕ ДОКУЧНУЮ СКАЗКУ?
Докучные сказки – это прибаутки и потешки, при помощи которых хотят угомонить детей, требующих внимания.
не встречающиеся в языке современного человека.
Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 году в сборнике «Пословицы русского народа».
Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы – А.Ф. Можаровский, А.Н. Афанасьев, Н.П. Колпаков, А.И. Никифоров.
Многие исследователи рассматривали докучную сказку как пародию на нормы сказочной техник: на зачины, присказки и концовки.
Мы выяснили, что докучные сказки бывают:
1. НЕОПРАВДАННО КОРОТКИЕ
Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а серединная часть в них отсутствует.
ЖИЛИ – БЫЛИ ДВА ГУСЯ.
У этих сказок внезапный, скорый конец.
ШЕЛ ЕМЕЛЯ ПО ДОРОГЕ,
ПРОМОЧИЛ ЕМЕЛЯ НОГИ,
ВОТ И СКАЗКА ВСЯ.
ВЫЗЫВАЙТЕ – КА ВРАЧА!
2. НЕОПРАВДАННО НЕЗАКОНЧЕННЫЕ
Бесконечность этого типа сказки создается открытостью ее конца.
— А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ БЫЛО?
— ПОДОЖДИ, ЕЩЕ КОСТИ НЕ РАЗМОКЛИ…
3. НЕОПРАВДАННО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ (КОЛЬЦЕВЫЕ)
Принцип этих сказок в дословном повторении одного из звеньев текста.
ПРИШЕЛ МЕДВЕДЬ К БРОДУ ДА БУЛТЫХ В ВОДУ. УЖ ОН МОК, МОК, УЖ ОН КИС, КИС. ВЫМОК, ВЫКИС, ВЫЛЕЗ, ВЫСОХ. ВСТАЛ НА КОЛОДУ ДА БУЛТЫХ В ВОДУ…
4. ПСЕВДОБЕСКОНЕЧНЫЕ СКАЗКИ
В этих сказках наиболее ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку.
— МЫ С ТОБОЙ ШЛИ?
— ШЛИ.
— САПОГ НАШЛИ?
— НАШЛИ.
В современной жизни докучные сказки встречаются достаточно редко, но нам удалось услышать их в веселых песенках мультфильмов и в веселых стихах современных поэтов.
Докучная сказка – веселая отговорка, помогающая уставшему рассказчику отбиться от «надоедливых» охотников до сказок.
Жили – были дед и баба.
У них было два барана…
Вот и сказке конец,
А кто слушал – молодец!
-Поймал я дракона и держал его. А он вырывался, вырывался и все – таки вырвался и улетел…
-А что же дальше было?
-Дальше рассказывать некогда – догонять надо!
Строили рабочие дом, строили …
И наконец, построили!
-Однажды детям купили воздушные шарики и захотелось им сделать из шариков салют. Ребята решили лопнуть шарики о ветви дерева. И около ближайшего дерева они отпустили шарики …
-А что же дальше было?
-Подожди, еще шарики не лопнули!
Вот и сказочке конец!
-Ты в библиотеке был?
-Книгу про Тома Сойера взял?
-Так кто же такой Том Сойер?
-Как какой?! Ты в библиотеке был.
-Погадать тебе по ноге?
-Ты говоришь не надо, он говорит не надо. Погадать тебе по ноге.
-А что же дальше было?
-Подождите, ещё удочку не вытащил !
-Ты придумал докучную сказку?
-Все говорят «нет». А ты возьми и придумай докучную сказку! Ты придумал докучную сказку?
-Все говорят «да!» А ты возьми и придумай докучную сказку!
Жили- были две лягушки
И пошли они к подружке.
.
Вот и сказочке конец!
А кто слушал, молдец!
«РАССКАЗАТЬ ВАМ СКАЗОЧКУ?»
Рассказать вам сказочку про Снеговичка?
Пошел Иван в огород,
Набил огурцовов полный рот.
Но не влез один огурец.
Вот и сказочке конец.
А кто слушал – молодец!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-891564
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- Для меня невозможного мало кто сказал
- для чего в сказках повторы