что такое суперэтнос у л н гумилева
Суперэтнос
СУПЕРЭТНОС (термин Гумилёва) — этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям; высший таксон этнической иерархии. До появления термина «суперэтнос», введенного Л. Н. Гумилёвым, целостности такого рода именовались «цивилизациями», «культурами» или «мирами» (например: «Исламский мир», «Западная цивилизация»). Единство суперэтноса манифестируется в наличии общей ментальности, консолидирующей зачастую весьма разнообразные этносы. Поэтому суперэтнос предстает перед нами прежде всего как идейно-религиозная и культурная целостность, суть которой, однако, лежит гораздо глубже. Народы внутри этой целостности отнюдь не обязательно объединены политически; наоборот, они часто вступают в острые конфликты. Здесь мы видим другую отличительную черту суперэтноса: конфликты между этносами, его составляющими, обычно носят характер борьбы за преобладание, а не войны до полного истребления противника, причем эти конфликты не исключают экономического, политического и идеологического общения внутри суперэтноса (войны гвельфов и гибеллинов в Средневековой Европе, усобицы древнерусских князей). Наоборот, столкновения между разными уперэтносами часто приобретают черты геноцида и порабощения (войны Древнего Китая со степными народами, истребление аборигенов Северной Америки европейцами и т. д.). Ядром суперэтноса всегда является группа этносов, возникшая в одном регионе в результате пассионарного толчка, объединенная вокруг этнической доминанты (так, Арабский Суперэтнос образовался в VI веке на основе ислама, в Византии роль объединяющего начала играло православное христианство). В дальнейшем в орбиту уже сложившегося суперэтноса могут быть включены народы иного генезиса (например, в состав Российского суперэтноса вошли многие сибирские степные этносы, возникшие вполне независимо). Суперэтнос не способен к дивергенции (то есть к делению на несколько суперэтносов); раз возникнув, он проживает за 1200-1500-летний срок все фазы своего развития (если только он не распадается в надломе). Однако инерция идейно-культурной традиции может сохраняться и в дальнейшем, передаваясь другим, молодым народам и принимая новые формы (так, традиции русского права перешли к Западному суперэтносу, а православие из шедшей к своему закату Византии перешло к России). Суперэтнические контакты (совместное проживание и тесное общение представителей разных суперэтносов) иногда приводят к нейтральным последствиям, но чаще всего их результаты крайне негативны: возникают химеры и антисистемы, что приводит к упрощению или даже разрушению контактирующих целостностей. Чем же объяснить внутреннее единство и устойчивость такого грандиозного образования как суперэтнос? Как показал Л. Н. Гумилёв, попытки свести это объяснение к языковым, расовым, экономическим или чисто идейно-политическим факторам не приносят успеха. Разгадку дает только концепция пассионарного толчка, формирующего в определенном ландшафтном регионе активно усложняющуюся и растущую целостность с новым стереотипом поведения и ментальностью. Все существовавшие суперэтносы восходят к такому «зародышу», сохраняя заданные им основные черты. Причем Л. Н. Гумилёв выдвигает гипотезу, что развитие суперэтноса регулируются единым этническим полем (подобно биополю, определяющему развитие организма; см. Поле 6 этнологии). Таким образом, выявленные Л. Н. Гумилёвым закономерности позволяют говорить о возрасте того или иного суперэтноса, причем точкой отсчета является момент пассионарного толчка, от которого возник суперэтнос. Этот возраст характеризует энергетический заряд (уровень пассионарного напряжения) суперэтноса; развитие последнего в основных чертах детерминируется внутренней энергетической закономерностью и характером контактов с другими суперэтносами.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 561-562.
Понятие этнос, субэтнос и суперэтнос (по Л.Н. Гумилеву)
Субэтнос — понятие, введённое Л.Н.Гумилёвым в пассионарной теории этногенеза. Субэтнос — ниже чем этнос. Наличие разнообразных субэтносов — важный признак устойчивости этноса, так как субэтносы делят между собой функции, находясь в отношениях симбиоза. Суперэтнос. Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы.
До появления термина «суперэтнос», введенного Л.Н.Гумилевым, целостности такого рода именовались «цивилизациями», «культурами» или «мирами» (например: «Исламский мир», «Западная цивилизация»).
Этнос. Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Л.Н.Гумилев ввел в учение об этносе системный подход, без которого оно зашло в тупик: попытки определять этнос через ряд признаков (язык, культура, территориальное единство, общность экономической жизни, самоназвание и т.д.) постоянно терпели неудачу, так как выявить основной, непременный для всех случаев этнодифференцирующий признак оказалось невозможным, а совокупность признаков не определяет ничего, кроме рассматриваемого в данный момент объекта.
Суперэтнос
«Суперэтнос» – это звучное слово ввел в научный обиход известный российский историк, автор пассионарной теории этногенеза Лев Николаевич Гумилев. Под этим термином он понимал совокупность этносов, связанных общностью исторической судьбы, а также общей культурой и ментальностью.
Неоценим вклад Гумилева в развитие исторической науки. Историки традиционно считают, что ход истории детерминируется в основном социальными факторами. Гумилев же выдвинул и отстаивал идею, что на исторический процесс в равной мере влияют и природные факторы. На чем Лев Николаевич основывал эту идею? По его мнению, полноправными участниками и творцами истории выступают не только классы, социальные группы и «великие» личности, но также и этносы, рассматриваемые как «биофизические реальности, всегда облеченные в ту или иную социальную оболочку». Биофизическую ипостась этноса Гумилев видел в существовании пассионарного признака. Носителями этого признака являются пассионарии – своего рода «микромутанты», которые рождаются в зонах так называемых «пассионарных толчков» – участков земной поверхности, подвергшихся воздействию интенсивного космического излучения. Являясь сверхактивными людьми, пассионарии и создают новый этнос. Необходимо сказать, что эта гипотеза Гумилева вызывает наибольшие возражения специалистов.
Каждый этнос занимает определенный географический ландшафт, который во многом определяет основные формы его хозяйственной деятельности. Понятно, что географические и биофизические факторы напрямую влияют на этногенез, который связан с процессами образования государства, т.е. политогенезом. Так, согласно Гумилеву, «новорожденный» этнос образует свое государство или иные социально-политические институты в возрасте около 150 лет, и «фаза подъема (первая фаза этногенеза) всегда связана с экспансией, подобно тому, как расширяется нагретый газ». Очевидно, эта экспансия есть результат успешной завоевательной политики государства этноса.
Одним из основных положений концепции Гумилева является утверждение, что все этносы проходят в своем развитии ряд возрастных фаз – подъем, акматику, надлом, инерцию и обскурацию. Для каждой из фаз характерны свои возрастные рамки и преобладание определенных политических процессов (для фазы подъема – формирование государства и его последующее расширение, для фазы акматики – внутренние смуты пассионарного перегрева и т.д.).
Фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через так называемые фазовые переходы – кризисные периоды в жизни этноса, для которых характерны внутренние смуты, ведущие к ослаблению его государства.
Таким образом, существует тесная связь между судьбой государства и его этнического ядра, что позволяет рассматривать формирование государства (политогенез) и формирование и развитие этноса (этногенез) как два аспекта единого динамического процесса. Можно назвать этот единый процесс этнополитогенезом, подразумевая под этим термином коррелированность процессов этно- и политогенеза.
Из существования единого процесса этнополитогенеза следует, что биофизические и географические факторы влияют не только на этногенетические, но и на политические процессы. Если не учитывать влияние этих факторов, то полную картину политической истории создать будет сложно, если вообще возможно.
Резюмируем изложенное в виде следующих положений:
1. Этнос есть не только социальная, но и биофизическая реальность, занимающая определенный географический ландшафт. Это означает, что на процессы этногенеза влияют не только социальные, но в равной мере и природные (биологические, географические, возможно, какие-то физические) факторы.
2. Тесная взаимосвязь между процессами этно- и политогенеза дает основание выдвинуть гипотезу о существовании единого процесса этнополитогенеза.
3. Из существования единого процесса этнополитогенеза следует, что на политические процессы влияют, в том числе, и природные факторы.
В этих положениях, на наш взгляд, заключены главные достоинства концепции Гумилева. Разумеется, она не лишена и недостатков. Главные из этих недостатков следующие:
1. По мнению многих исследователей, не выдерживает научной критики гипотеза Гумилева о мутационном генезисе пассионарности (его утверждение о том, что пассионарный признак – это «микромутация», возникающая в организмах части людей, подвергнувшихся воздействию космического излучения).
2. Гумилев указывает примерные даты пассионарных толчков, приведших к образованию новых этносов, и примерные возрастные рамки фаз этногенеза. Это делает возможным эмпирическую проверку положений его концепции путем анализа этнополитогенеза тех этносов, по истории которых имеются более или менее полные фактические данные. Однако Гумилев не провел эту эмпирическую проверку. Если бы эта проверка была проведена и ее результаты оказались положительными (в этнополитогенезе каждого этноса четко прослеживаются все фазы этногенеза, начинающиеся и заканчивающиеся в определенных этнических возрастах), то это, во-первых, было бы очень сильным аргументом в пользу справедливости его концепции. Во-вторых, дало бы в руки исследователя очень сильный инструмент для прогнозирования этнополитогенеза существующих этносов. Если точно известна дата возникновения этноса, то можно вычислить, в какой фазе он находится. Каждая фаза имеет свои индивидуальные характеристики, что и дает возможность прогнозировать общий тренд развития политических процессов в государстве, образованном этим этносом.
3. Одно из противоречий концепции Гумилева заключается в следующем. По его мнению, фазы этногенеза переходят одна в другую не непосредственно, а через фазовые переходы. Тем не менее, в своем графике изменения пассионарного напряжения этнической системы (по этому графику можно определить примерные возрастные рамки фаз) фазовые переходы он не выделяет. Также Гумилев не раскрывает причины начала фазовых переходов.
Эти недостатки вызывают необходимость внесения изменений в концепцию Гумилева. Обсуждению этих изменений будут посвящены первые две статьи, размещенные на страницах сайта. Эти статьи имеют теоретический характер. В первой дается наше понимание феномена пассионарности и на основе этого понимания объясняется генезис фазовых переходов. Во второй статье формулируется универсальная закономерность – так называемый «числовой алгоритм этнополитогенеза». Универсальный характер числового алгоритма означает, что он в целом справедлив в отношении всех этносов вне зависимости от эпохи, в которой они существовали, а также вне зависимости от типа их хозяйственной деятельности. Иначе говоря, числовой алгоритм инвариантен относительно исторических эпох и типов хозяйственной деятельности. Разумеется, речь идет о тех этносах, по этнополитогенезу которых имеются более или менее полные фактические данные
В последующих работах будет продемонстрирована справедливость числового алгоритма в отношении этносов, существовавших в различные исторические эпохи. Также будет дан прогноз развития существующих в настоящее время суперэтносов – прежде всего, российского и западного.
С уважением, организатор сайта,
канд. полит. наук Сайфуллин Рубин Гатуфович.
Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос Суперэтнос
Суперэтнос
Суперэ́тнос (лат. super – сверх + греч. ἔθνος – народ) — в пассионарной теории этногенеза, этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность.
Лев Гумилёв по поводу суперэтноса писал: «Подобно этносу, суперэтнос в лице своих представителей противопоставляет себя всем прочим суперэтносам, но, в отличие от этноса, суперэтнос не способен к дивергенции. пределяется не размером, не мощью, а исключительно степенью межэтнической близости».
Суперэтносы в истории (по Л.Н. Гумилёву)
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Суперэтнос» в других словарях:
суперэтнос — сущ., кол во синонимов: 1 • этнос (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Суперэтнос — социально этническая система, возникающая в силу природных и социально исторических причин из нескольких этносов. Объединение этносов в С. происходит на базе определенной этнической доминанты. Так, арабский суперэтнос сформировался из… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
суперэтнос — супер этнос, а … Русский орфографический словарь
Суперэтнос — метаэтническая общность, возникающая обычно в границах полиэтнического государства на базе культурно исторического единства (по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д.). Образование суперэтноса является… … Экология человека
Суперэтнос — Этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших в одном регионе и проявляющая себя как мозаичная целостность … Словарь социолингвистических терминов
суперэтнос — Этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших в одном регионе и проявляющая себя как мозаичная целостность … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Суперэтнос — Этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших в одном регионе и проявляющая себя как мозаичная целостность … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
суперэтнос — суперэ/тнос, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Фазы этногенеза — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фаза этногенеза в Пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва, стадия процесса … Википедия
Инерционная фаза — Фаза этногенеза – в Пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва, стадия процесса этногенеза, определяемая направлением, скоростью и пределами изменения уровня пассионарного напряжения в этнической системе. Ф.э. характеризуется: а) направлением… … Википедия
Пассионарная теория этногенеза
Пассиона́рная тео́рия этногене́за Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год). Теория Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.
Содержание
Этнические системы
Этнические системы являются одновременно:
Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:
хотя и могут ими быть.
Этнические системы
Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.
Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: Русские. Субэтнос, конвиксия и консорция части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.
Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
Формы этнических контактов
Этнические антисистемы
Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.
Пассионарность
Пассионарность — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.
Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме.
Часто под пассиона́рностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых»(Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»).В современных исследованиях личностные проявления пассионарного поведения получили название Вигоросность.
Уровни пассионарности
Базовая классификация
Подробная классификация
Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности, включающую девять её уровней.
Пассионарные толчки
Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а следовательно причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.
Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте):
В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX—XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века. Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония — Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) — по вертикальной линии, проходящей через Кавказ.
Этногенез
Начальные условия
Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:
Протекание
Типичный этногенез состоит из следующих стадий:
Срок | Название | Примечания |
---|---|---|
0 лет (начало отсчёта) | Толчо́к или дрейф | Как правило, не отражён в истории. |
0—150 лет | Инкубацио́нный пери́од | Рост пассионарности. Отражён только в мифах. |
150—450 лет | Подъём | Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории. |
450—600 лет | Акмати́ческая фа́за, или перегре́в | Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. |
600—750 лет | Надло́м | Резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. |
750—1000 лет | Инерцио́нная фа́за | Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. |
1000—1150 лет | Обскура́ция | Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация. |
1150—1300 лет | Аго́ния | Только для этносов, не сумевших выйти в гомеостаз. Быстрый распад. |
1150 лет—неопределённо долго | Гомеоста́з | Существование в равновесии со средой. |
Взаимодействие этносов
Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.
Критика пассионарной теории этногенеза
…подготовил почву для бурного произрастания разнообразных творцов псевдоисторического бреда… с необходимой аудиторией потребителей их продукции. Без него ни первые не были бы столь самоуверенны, ни вторые столь многочисленны. Ибо Л. Гумилев своим авторитетом как бы санкционировал произвольное обращение с историей. |
Лурье упоминает схожие даты у К. Леонтьева («самый долгий срок государственной жизни народов» составляет 1200 лет [15] ) и О. Шпенглера (время существования «цивилизации» равно приблизительно 1500 лет [16] ) и резонно добавляет, что «никто из них не был этнологом и не относил этот срок существования к „этносу“». [17]
Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ <при которой>возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».
Антисемитизм и теории «химер» и «антисистем»
В частности, историк и этнограф Виктор Шнирельман обвиняет Гумилёва в антисемитизме. Он указывает:
Действительно, Л. Н. Гумилёв указывал на «непассионарную» роль еврейского народа, приводя примеры: «Однако характер тюрко-хазарских и иудео-хазарских взаимоотношений был диаметрально противоположен. Тюрки награждали хазарок детьми, которые вырастали хазарами, с повышенной пассионарностью. Евреи же, наоборот, извлекли из хазарского этноса детей … чем обедняли хазарскую этническую систему, а тем самым вели её к упрощению [23] », что и вызвало неоднозначную реакцию его научных оппонентов.
Янов также считает, что Гумилёву не чужды антисемитские взгляды, поскольку о евреях Гумилёв говорит следующее: «Проникая в чуждую им этническую среду, <они>начинают её деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря — жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают её аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство». Он также утверждает, что «учение Гумилева может стать идеальным фундаментом российской „коричневой“ идеологии».