что такое судовой ход и как определяются
· основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает;
145. Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.
146. Если два маломерных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:
· маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;
· маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.
147. Если два парусных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то одно из них должно уступать дорогу согласно следующим правилам:
· когда суда идут разными галсами, идущее левым галсом должно уступить дорогу другому судну;
· когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
· если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это судно, то оно должно уступить ему дорогу.
148. Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов.
Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок.
149. Маломерным и парусным судам запрещается:
· маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;
· останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;
· выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.
152. Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и световыми сигналами.
Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасности обгона.
154. При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.
При обгоне какого-либо судна парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.
157. Судно должно выполнять оборот, как правило, только за кормой проходящих судов.
Оборот перед приближающимися судами может быть выполнен только после согласования взаимных действий.
160. Суда могут пересекать судовой ход, входить в подходы к портам в притоки, выходить из них после того, как они удостоверились, что эти маневры могут производиться безопасно и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменять свой курс или скорость.
167. Когда БОГУ на ВВТ вводят в действие общий запрещающий сигнальный знак (приложение № 5 к настоящим Правилам), указывающий, что судоходство на участке временно прекращено, все суда должны остановиться, не доходя до этого запрещающего сигнального знака.
21.04.2016
Занятие 13
Правила плавания по внутренним водным путям
Степанов Олег Александрович
Шлюзование
187. Суда, идущие на шлюзование, обязаны сообщать по радиотелефонной связи диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа (если это невозможно, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам шлюза.
188. Судоводитель при подходе к границам шлюза, но не менее чем за 1 км, запрашивает по радиотелефонной связи у диспетчера шлюза уточненные данные о порядке судопропуска и докладывает о готовности к шлюзованию.
При наличии очереди судов на подходах к шлюзам в первую очередь пропускаются суда с нефтепродуктами с температурой вспышки паров ниже 60 град. С или их остатками, взрывчатыми или отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами и спецобъекты.
191. Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.
203. Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора.
Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале промежуточного светофора.
204. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету. В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.
Расхождение
(Читать 19 правил хода МППСС-72)
223. Когда два судна сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо с тем, чтобы разойтись левыми бортами.
224. Когда два судна идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу. При этом оно не должно пересекать курс другого судна по носу.
Судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свои курс и скорость. Однако, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не принимает для этого соответствующих действий, оно должно предпринять меры для избежания столкновения только собственным маневром.
225. Судно считается лишенным возможности управляться, если оно из-за неисправности двигателей, движителей, корпуса, рулевого устройства и других механизмов и (или) тяжелого воздействия гидрометеорологических явлений не может маневрировать так, как требуется настоящими Правилами.
226. Каждое судно на ходу (за исключением обгона) должно уступать дорогу судам, указанным после него:
· одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме плота);
· судно, занятое ловом рыбы;
· судно, буксирующее плот;
· судно, лишенное возможности управляться, занятое подводными или водолазными работами.
238. Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств.
Судовой ход, его габаритные размеры.
Для движения судов и плотов по реке, озеру или водохранилищу выделяются обычно наиболее глубокие места — судовой ход, или фарватер.
Судовой ход— это водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначаемое на местности или на карте.
Различают следующие судовые ходы: основные на транзите водных путей и подходные — с транзита к причалам портов, пристаней, к судоремонтным объектам и другим пунктам.
Рис. l. Габаритные размеры судового хода
В состав элементов, характеризующих размеры судового хода, входят следующие: глубина, ширина и радиус закругления, возвышение над фактическим уровнем воды нижней кромки ферм мостов и ширина судоходных пролетов мостов, а также высота от уровня воды до проводов воздушных линий связи и электропередач.
От размеров судового хода во многом зависит степень использования грузоподъемности флота и выполнение народнохозяйственного плана перевозок, а также безопасность плавания судов.
Глубина судового хода h (рис. l) должна быть такой, чтобы при проходе всех судов, допущенных к плаванию по данному водному, пути, выдерживались установленные запасы воды hy под их днищем. Необходимый запас воды под днищем судна зависит от глубины судового хода, характера грунта дна, рода перевозимого груза. Значения запасов воды под днищем в зависимости от конкретных условий приводятся в Правилах плавания по внутренним судоходным путямРСФСР.
Минимальные запасы воды под днищем судна на свободных реках и в каналах приведены в табл. 2, в шлюзах — в табл. 3. На озерах и водохранилищах запас воды под днищем определяется местными правилами плавания в зависимости от высоты волны.
Если осадка судна Т (см. рис. l), подошедшего к данному участку, такова, что запас воды под днищем при движении по нему
Тип шлюза | Глубина заложения короля, м | Запас под днищем судна, см |
Деревянный Каменный и железобетонный | До 1,0 Свыше 1,0 До 2,5 Свыше 2,5 |
будет меньше допустимого, то часть груза приходится сгружать или осуществлять специальную проводку судов.
Ширина судового хода b (см. рис. l) определяется наибольшей шириной судовых составов или плотов В, видом движения (однопутное или двухпутное), запасом между границей судового хода и бортом судна b1 и расстоянием между расходящимися судами b2. При формировании судовых составов и плотов необходимо учитывать фактическую ширину судового хода, в зависимости от которой устанавливают ширину составов.
Суда и составы должны иметь следующие запасы по ширине; в шлюзах шириной до 10 м—0,2 м, до 18 м — 0,4 м, свыше 18 м — 0,5 м со стороны каждого борта. При наличии наледей на стенках камеры допускается иметь запасы по ширине по отношению к краю наледи не менее 0,2 м в шлюзах любой ширины.
По длине шлюза (по отношению к полезной длине камеры) суда и составы должны иметь следующие запасы: в шлюзах длиной до 50 м — 1 м, от 51 до 100 м — 2 м, от 101 до 150 м — 4 м, от 151 до 210 м— 6 м, свыше 210 м — 10м.
В каналах общий запас по ширине (расстояние между бортами судов или составов плюс расстояния между судами и откосами канала) при двухпутном движении должен составлять 0,3 совокупной ширины расходящихся судов и составов, а при однопутном — 0,5 ширины судна или состава (на уровне днища).
На криволинейных участках водного пути продольная ось судна не совпадает с направлением оси судового хода, поэтому судно движется под углом к ней. Для того чтобы при повороте судно не выходило за кромки судового хода, необходимо иметь достаточно большой радиус закругления (т.е. достаточно пологий изгиб реки). В соответствии с Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР длина одиночных судов при следовании в обоих направлениях должна быть в 3 раза меньше нормирующих радиусов закруглений. Длина составов, учаленных жестким счалом, как правило, при следовании вниз должна быть в 3,5 раза, а при следовании вверх в 2 раза меньше нормирующих радиусов закруглений.
Подмостовые габаритные размеры судоходных пролетов включают: высоту Н (рис. 2) — возвышение нижнего пояса пролетного строения моста над расчетным судоходным уровнем РСУ; ширину В — расстояние между внутренними гранями опор или устоев при наинизшем судоходном уровне (обычно проектном);
Рис. 2. Подмостовые габаритные размеры
высоту h — возвышение устоя над РСУ; ширину b — расстояние по нижнему поясу пролетного строения моста между окончаниями укосин. Величина b определяет ширину судового хода под мостом.
Минимальные подмостовые габаритные размеры, назначаемые в зависимости от класса внутренних водных путей, приведены в табл. 4.
Гарантированные габариты судового хода — это установленные наименьшие габариты судового хода при проектном уровне воды (ГОСТ 23903—79). Они должны обеспечиваться в течение всей навигации и приниматься за основу расчета при организации путевых работ. Для обеспечения гарантированных габаритов судового хода производят путевые работы, например углубляют судовой ход землечерпательными снарядами.
Гарантированные габариты судового хода устанавливают для определенного низкого уровня воды, называемого проектным. Его устанавливают на основании многолетних наблюдений.
На водных путях есть участки с наименьшими габаритными размерами: некоторые перекаты, пороги, изгибы русла. Такие участки, ограничивающие размеры и осадку судовых составов, называются лимитирующими.
Лоция внутренних судоходных путей
По степени трудности судовождения перекаты можно разделить на две группы:
1. Незатруднителъные перекаты — перекаты без развитой затонной части с ровным подвальем, прямым судовым ходом, достаточной глубиной и шириной хода для больших судов.
На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, свальные течения незначительны. Расхождение и обгон на этих перекатах могут производиться только на маломерных судах с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность плавания.
2. Затруднительные перекаты перекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и групповые перекаты. Для такого переката характерны: извилистое корыто, небольшие глубина и ширина судового хода, свальные или затяжные течения. Расхождение и обгон на затруднительных перекатах для судов любых водоизмещении запрещены.
Искусственные препятствия.
К искусственным навигационным препятствиям относятся:
Запруда — гидротехническое сооружение, перегораживающее несудоходный рукав реки от берега до острова. Во время повышенных уровней воды запруда может уходить под воду и представлять опасность для маломерных судов.
Дамба — сооружение, расположенное параллельно берегу или под небольшим углом к нему. Дамба направляет поток воды вдоль судового хода и предохраняет берег от размывания.
Плотина — гидротехническое сооружение, перегораживающее реку по всей ее ширине. На судоходных реках для пропуска судов плотины оборудуются шлюзами.
Мост. Мосты ограничивают габариты судового хода, изменяют скорость и направление течения, что необходимо учитывать при проходе мостов на маломерных судах. Особую опасность для судовождения представляют скрытые под водой остатки разрушенных мостов.
Случайные опасности:
К случайным опасностям относятся: затонувшие суда, лодки, грузы, утерянные якоря, камни-одинцы и т.п.Как правило, случайные опасности ограждаются навигационными знаками.
Для маломерных судов, движущихся на больших скоростях, опасность представляют также бревна-топляки, дрейфующие куски торфа, фунта с растительностью и иные плавающие предметы.
Размещение на данном сайте информации персонального характера произведено в соответствии с требованиями ст.9 Федерального Закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Что такое судовой ход и как определяются
| ||
| | VI. Зрительные сигналы. VII. Звуковые сигналы крупных судов. («●» – короткий сигнал; «—» – длинный сигнал). СУДОВОЙ ХОДСмотреть что такое «СУДОВОЙ ХОД» в других словарях:Судовой ход — водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначаемое на местности или карте. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь судовой ход — то же, что фарватер. * * * СУДОВОЙ ХОД СУДОВОЙ ХОД, то же, что фарватер (см. ФАРВАТЕР) … Энциклопедический словарь Судовой ход — часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте (далее судовой ход);. Источник: Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003) Об утверждении Правил… … Официальная терминология Судовой ход — 5. Судовой ход Водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначаемое на местности или на карте Источник: ГОСТ 23903 79: Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации СУДОВОЙ ХОД — то же, что фарватер … Большой энциклопедический политехнический словарь СУДОВОЙ ХОД РЕК — речные фарватеры. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь Дополнительный судовой ход — судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, а также судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам и т.п.;. Источник: Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от… … Официальная терминология Основной судовой ход — 129. Основной судовой ход судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе;. Источник: Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003) Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям… … Официальная терминология ФАРВАТЕР, СУДОВОЙ ХОД — (речн.) часть русла реки, имеющая глубины, необходимые для плавания судов с данной осадкой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь Судовой валогенератор — 7. Судовой валогенератор Генератор, вращение которого осуществляется от валопровода или главного двигателя, обеспечивающего ход судна Источник: ГОСТ 22652 77: Системы электроэнергетические судовые. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
|