что такое сплетни в исламе
Что такое сплетни в исламе
Злословие или хула (гыйбат) является тяжким грехом в Исламе. Священный Коран сравнивает хулителя, сплетника с человеком, поедающим мясо умершего человека.
Сплетник категорически осуждает и посланник Аллаха (мир ему): «О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны» (Муслим).
Посланник Аллаха (мир ему) также сказал: «О те, у которых вера на языке, но не в сердце! Не злословьте о мусульманах и не следите за ними, ибо, поистине, кто следит за братом своим чтобы опорочить его, за тем следит Аллах, а за кем следит Аллах, тот будет опозорен в cвоём же доме» (Абу Дауд, Тирмизи).
Гыйбат касается всего в отношении другого человека, что упоминать при нем было бы неправильно или некрасиво. К примеру, если бы человеку не понравилось бы, что кто-то в его присутствии высказывается относительно его внешности или поведения, то в его отсутствии сказанное это будет расцениваться как гыйбат (сплетни, хула, злословие).
Однажды Досточтимый Пророк (мир ему) обратился к сподвижникам: «Известно ли вам, что такое злословие?» Люди сказали: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Он сказал: «Это когда упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему». Люди спросили: «Скажи, а если моему брату присуще то, о чём я скажу?» Он сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, – значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты наговариваешь на него» (Муслим).
Гыйбатом является, также, оскорбление другого человека, выраженного в любой форме – словами, жестами, письменно. Любой, кто слышит гыйбат и не пытается опровергнуть эти слова, является соучастником и сплетником. Чтобы не быть среди тех, на кого падет гнев Аллаха, необходимо остановить поток сплетен, перевести в другую тему или покинуть то место. Это обязанность мусульманина по отношению к своим братьям.
Что ведет к сплетням
Стать причиной сплетен может что угодно. Например, человек может начать злословить о ком-то, если его разозлить или спровоцировать на проявление гнева. Также, человек может злословить о ком-то, чтобы расположить к себе его оппонентов.
Еще одна причина злословия – самоутверждение за счет кого-то. Кто-то может злословить о другом человеке, чтобы выставить себя на его фоне в более выгодном свете. В наше время, к сожалению, часто злословят о других людях еще и в качестве шутки. Например, развлекая кого-нибудь или упражняясь в остроумии.
5 самых страшных грехов, причиной которых становится наш язык
Лекарство от сплетен
Сплетник должен знать, что, распространяя сплетни, он попадает под гнев Аллаха, а его благие дела будут розданы тем, о ком он злословил. А если у него не останется благих дел, то на него будут взвалены злодеяния людей, о которых он злословил. Как правило, глубокое размышление над этим фактом способно заставить сплетника одуматься и изменить свое поведение.
Кроме того, перед тем как злословить о ком-то, стоит подумать о своих собственных недостатках и о том, как исправить их. Таким образом, человеку должно быть стыдно злословить или сплетничать о ком-то, пока он сам очень далек от совершенства. А если человек уверен, что он лишен недостатков, то ему следует благодарить за это Аллаха и не брать на себя лишних грехов.
Но важнее всего помнить о причинах сплетен и злословия. Если причина злословия в гневе на кого-то, то для начала нужно подавить в себе гнев.
Гыйбат нельзя допускать даже в своем сердце. Мусульманин не имеет права думать плохо о другом мусульманине, если только ему доподлинно неизвестны его недостатки. Но даже и в этом случае недопустимо высказываться о другом мусульманине плохо.
Также, мусульманин должен скрывать недостатки и грехи других мусульман и не распространяться о них среди людей. Когда шайтан в очередной раз заставит верующего подумать плохо о своем единоверце, ему следует призвать Аллаха помочь избавиться от этих мыслей. Шайтан стремится посеять вражду между мусульманами и от этого следует искать спасения у Всевышнего Аллаха.
Грех злословия велик, однако в шариате есть несколько условий, при которых злословие может быть допустимо.
Во-первых, это жалоба на притеснение и несправедливость. Мусульманину разрешено жаловаться на притеснение и несправедливость и упоминать все то зло, что было против него использовано. Это делается с целью восстановить справедливость и допустимо как в присутствии притеснителя, так и в его отсутствие.
Во-вторых, разрешено обнажать пороки других людей с целью устранения зла и возврата этих людей на путь праведности.
В-третьих, если необходимо получить консультацию алима по какому-нибудь вопросу, то можно рассказать о самой ситуации, без упоминания конкретных имен или отличительных признаков этих людей.
В-четвертых, можно раскрыть конкретные пороки конкретных людей с целью предупредить других об опасности. Например, если человек хочет казаться богобоязненным, чтобы втереться в доверие к другим верующим, а вам доподлинно известно обратное, то можно предупредить единоверцев об опасности намерений этого человека. Но в этом случае допускается лишь конкретное указание на конкретные пороки, а не простое злословие.
Кроме того, не будет считаться злословием упоминать пороки конкретного человека, который известен в обществе совершением этих пороков и не стесняется своего поведения.
Эти люди подобны тем, кто ест мясо своих братьев
Сожаление и покаяние
Сплетник грешит дважды. Сначала он грешит перед Аллахом, который запретил сплетни и хулу, а затем он грешит перед человеком, задевая его честь. Поэтому сплетник должен покаяться перед Аллахом и попросить прощения у того, кого он обидел своими сплетнями.
Если нет никакой возможности извиниться перед человеком, в отношении которого распространяли сплетни, то нужно совершать дуа за этого человека и просить Аллаха простить ему эти грехи.
Сплетники – люди, лишенные запаха Рая
«Кто знает себя, тому не страшно то, что о нем говорят люди» (Имам Шафии).
Потребность в общении и принадлежности к определенному социуму являются генетическим свойством человеческой натуры, такой же, как потребность в еде и воде. Но если на заре формирования социальных сообществ человечество могло ограничиваться необходимым минимумом вербальных контактов, излагая свою мысль строго по существу, то в настоящее время ситуация полностью противоположна.
«Ты от зверей отличен слова даром,
Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром» (Саади).
Случаев, связанных непосредственно с языком и исковеркавших человеческую судьбу, известно достаточно много, и на вершине этого айсберга находиться такое «термоядерное оружие», как гыба (сплетни). Если предположить, что от духовных болезней люди умирали бы так же, как и от телесных, то такие «недуги», как бухтан (клевета) и гыба (сплетни) по количеству пораженных давно опередили бы онкологические заболевания и СПИД.
В широко известном хадисе передается от Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказ Посланника Аллаха (ﷺ), в котором говорится:
— لما عرج بي مررت بقوم لهم أظفار من نحاس يخمشون وجوههم وصدورهم، فقلت: من هؤلاء يا جبريل؟ قال: هؤلاء الذين يأكلون لحوم الناس، ويقعون في أعراضهم
«В ночь моего вознесения я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: «Кто они, о Джибриль?» Он сказал: «Это — поедающие мясо людей (в земной жизни – злословящие о них) и бесчестящие их (которые были сплетниками)». (Абу Дауд)
По сути сплетни – это швыряние грязи в другого человека, проистекающее от желания опорочить его образ в глазах других. С какой целью это может совершаться и от чего человек испытывает такую непохвальную потребность?
Известный ирландский поэт и философ Оскар Уайльд в свое время выразил интересную мысль, сказав, что в основе сплетен лежит хорошо проверенная безнравственность, с чем трудно не согласиться. Люди, чье нравственное воспитание находится на должном уровне, не будут получать удовольствия от праздной болтовни и тем более от обсуждений и пересудов. И если даже привыкшее ко всему светское общество не жалует людей, с чьих языков «капает яд», то в среде мусульман этот грех еще более неприемлем.
Любимец Аллаха (ﷺ) в хадисе, который передаётся от Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), сказал:
«Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?» Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Табарани; Аль-Авсат)
Как мы видим, сплетни по своей разрушительной силе ставятся в один ряд с таким грехом, как прелюбодеяние, что говорит само за себя. «Тому, кто перестанет много говорить, будет дарована мудрость, и тому, кто перестанет выискивать недостатки в других, представится возможность исправить свои» (Хасан Басри).
Другая причина, по которой люди занимаются этим недостойным занятием – это бедный внутренний (духовный) мир человека. Жизнь по непонятно кем навязанному шаблону, отказ от саморазвития, просмотр убогих ток-шоу в обществе бесцельных людей – вот только некоторые отличительные черты тех, кто находит отдушину в пустословии и обсуждении чужих поступков. В далеком прошлом у людей, разносящих сплетни, отличительной чертой был противный запах изо рта, но с течением времени все больше погрязая в грехах, мы перестали его ощущать.
От Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передается:
— كنا مع النبي صلى الله عليه وسلم فارتفعت ريح جيفة منتنة، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: أتدرون ما هذه الريح؟ هذه ريح الذين يغتابون المؤمنين
«Мы сидели с Посланником Аллаха (ﷺ), когда неожиданно почувствовали неприятный запах мертвечины. Пророк (ﷺ) сказал: «Знаете ли вы, что это за запах? Это запах тех, которые сплетничают за спинами мусульман». (Имам Ахмад)
Здесь необходимо особенно подчеркнуть то, что под сплетником подразумевается не только сам глаголющий устами иблиса, но и тот, кто молча внимает этим слухам. Вы молча сидите на работе, где в отсутствие кого-то с привычным профессионализмом ему «промывают косточки» его же замечательные коллеги, и вы просто слушаете этот ненужный треп, хотя где-то в подсознании образ этого человека очерняется под воздействием услышанного. Знакомо? Да сплошь и рядом. И тот, кто имея возможность воспрепятствовать этому, не сделает этого, будет соучастником в этом мерзком грехе.
Ясно что тема, связанная с гыбой, довольно таки обширная и наболевшая, да так, что практически ни один крупный маджлис, проводимый нашими богословами, не проходит без прямого или косвенного ее затрагивания.
Далее мне хотелось бы привести несколько рекомендаций относительно того, каким образом можно выстраивать свои вербальные коммуникации, дабы ваш имидж не был запятнан старым добрым выражением «язык без костей». Итак, хватаем блокнот, ручку и стираем пыль с дедушкиных очков.
Поехали!
1. Не интересуйся тем, что тебя не касается
Какое вам вообще дело до того, кто и за кого вышел замуж? Или до того, кто из ваших знакомых сколько зарабатывает и на что он это тратит? Согласитесь, что для вас это не имеет абсолютно никакого значения, и ни пользы, ни вреда вам это, к счастью, не принесет. Займитесь своей жизнью. Спросите себя, когда вы в последний раз открывали
интересную книгу или узнавали что-то новое о своей религии. Думаю, вы поняли, что я хотел сказать.
2. Обдумывай то, что хочешь сказать
А может, это на самом деле не настолько важно, чтобы нарушать этим тишину? Может, в этом нет пользы, и мне лучше промолчать? Эти простые и нехитрые вопросы помогут вам попридержать коней, несущих вас в бездну пустословия.
3. Не говори того, в чем не уверен на 100%
Не торопись распространять то, что по сути является чьим-то предположением, выдаваемым за действительное. Таких случаев немало, и многим они стоили очень дорого, поэтому, как любили говаривать наши старшие – не зная броду, не суйся в воду.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы напомнить нашим читателям что в часах нашей жизни стремительно утекает золотой песок дней, минут и секунд, забирая с каждым днем кого-то из нас и отбирая у нас еще один день неиспользованного шанса совершить что-то такое, что стоило бы этих прожитых мгновений. Поэтому пусть Аллах даст нам реальное и трезвое понимание скоротечности земной жизни, растрачивая которую на сплетни и хулу, мы лишим себя Рая и довольства его Создателя.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Камал Магомедов
ИНФОГРАФИКА
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
10 хадисов, которые отучат вас сплетничать раз и навсегда
10 хадисов, после которых вы перестанете сплетничать. (Источник фото: freepik.com)
Существует такие грехи, которые настолько вписались в нашу жизнь как норма, что мы уже перестали распознавать их как недозволенные и осознавать всю их пагубность. Речь идет о сплетничестве.
Человек живет в социуме и постоянно взаимодействует с людьми, и по своей природе ему свойственно сравнивать себя с другими, замечать их недостатки, с любопытством наблюдать за их взлетами и падеяниями. Порой мы даже не замечаем, где заканчивается беседа и начинается обсуждение того, что нас совершенно не касается. Безобидные, казалось бы, разговоры иногда имеют очень серьезные последствия для нас и нашей веры.
Сплетни – это преступление против личности другого человека, посягательство на его честь.
Ислам уделяет очень важное значение межличностным отношениям. Наша религия оберегает честь каждого человека, и ни один мусульманин не имеет права нанести ей вред. Оберегание чести другого, сохранение его статуса и авторитета в обществе является частью нашего поклонения. Наша религия – про доброжелательность, укрепление дружбы, распространение мира и любви между людьми, и всякая вещь, которая может нанести вред этим ценностям, является недозволенной.
В хадисе сказано: «Кровь, имущество и честь любого мусульманина являются запретными для другого мусульманина» (Муслим).
В Коране Аллах Всевышний сказал:
«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (49:12).
Аллах Всевышний запретил даже плохо думать о людях. Плохие мысли, подозрения становятся предпосылкой споров, злословия и других неправомерных поступков. Какое намерение движет человеком, который обсуждает подробности жизни других людей? Желание опорочить, унизить, осудить или просто обсудить ради забавы? Как бы там ни было ни одно из этих намерений не является благородным и не несёт в себе ничего, кроме как урона для веры мусульманина. Этот аят должен всплывать перед глазами каждый раз, когда в нашей голове возникают какие-то негативные мысли о людях.
В исламе распространение сплетен и обсуждение жизни других приравнивается к поеданию мертвечины, то есть настолько мерзким и непристойным с точки зрения ислама считается этот поступок.
Пророк (мир ему) рассказывал: «В ночь моего вознесения я прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: «Кто они, о Джабраиль?» Он сказал: «Это – поедающие мясо людей (в земной жизни – злословящие о них) и бесчестящие их (которые были сплетниками)» (Абу Дауд).
Абдуллах ибн Аббас (р.а.) передал: Однажды Пророк (мир ему), проходя мимо двух могил, сказал: «Их подвергают мучениям, но не за что-то тяжкое. Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни» (Ибн Маджа).
Для нас, мусульман, главная ценность в жизни – это довольство Аллаха. А Аллах запретил верующим испытывать к людям вражду или ненависть, делиться их недостатками. Пророк (мир ему) сказал, что распространение сплетен станет тяжелым бременем в Судный день: «Сплетник не войдет в Рай» (Ибн Аби ад-Дунья).
Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал» (Табарани).
Нам всегда следует помнить о вечной жизни, о том, чем обернутся для нас слова, произнесенные в этом мире. В Коране сказано, что не успеет человек произнести слово, как ангел записывает это слово в книгу деяний. Представьте, сколько слов мы говорим за всю свою жизнь, и что за каждое из них нам придется держать отчет перед Всевышним Аллахом.
В хадисе сказано: «Кто будет оберегать то, что между губами (язык), и то, что между ног, тому я гарантирую, что он попадет в Рай» (Бухари).
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что мусульманин не причиняет другим вреда своим языком и своими руками (Бухари).
Каждому верующему нужно пересмотреть своё отношение к тому, что он говорит. Не всегда в беседах и разговорах с другими людьми мы в полной мере знаем границы, которые нельзя переступать: там, где начинается любое обсуждение человеческой жизни, нет ничего благого. Верующего совершенно не красят праздные разговоры о том, что его не касается. Сохранение авторитета и скрывание недостатков людей – лучше ради довольства Аллаха.
В хадисе говорится: «Одна из отличительных черт по-настоящему верующего – это оставить то, что его не касается» (Ахмад).
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если человек будет защищать честь своего брата мусульманина, то обязанностью Аллаха станет защита его самого от Адского пламени в Судный День» (Тирмизи).
«Аллах – свидетель» и другие фразы, которые не одобряют исламские ученые
Хула и сплетни в исламе
К сожалению сплетни, как среди женщин, так и среди мужчин – очень частое явление на сегодня. Есть коллективы, где люди собираются в основном ради того, чтобы посплетничать, обсудить кого-то, и если в такой компании никого не будут обсуждать, то многим станет попросту скучно. Вы можете сказать этим людям, что сплетничать вообще-то недопустимо, но часто на это у них есть готовый ответ. Они говорят, что не обсуждают того, чего на самом деле нет в таком-то человеке.
Пророк по этому поводу сказал так: что гыбат (или хула) – это упоминание брата по вере тем, что ему бы не понравилось. На это сподвижники Пророка спросили, а что если то, о чём они сказали, есть в этом человеке? На что Пророк ответил: «Это и есть гыбат (хула), а если ты сказал то, чего нет в этом человеке, ты совершил бухтан (клевету)».
В исламе сплетня рассматривается как форма людоедства, потому что считается, что тот, кто обсуждает своего брата по вере, кушает его мясо. Об этом сказал Пророк: «В ночь моего вознесения я проходил мимо народа, который резал мясо из своих боков и глотал по кусочкам, и этим людям говорили: «Кушайте мясо, которое вы кушали у ваших братьев (в земной жизни)!» Я спросил: «О, Джабраил, кто эти люди?!» Он ответил: «Это люди из твоей уммы (общины), они были сплетниками»» (Абу Давуд). Считалось, что в былые времена у тех, кто обсуждал своих братьев по вере, был мерзкий запах изо рта. Но сейчас люди настолько погрязли в хуле, что не чувствуют этого запаха.
Что именно в исламе считается хулой, или сплетнями?
Как мы уже говорили, хулой считается такое высказывание о твоём брате, которое бы ему не понравилось, если бы он его услышал. Это может быть упоминание о его нравственных или физических недостатках, плохие отзывы о его предках, высказываниях, поступках, о его отношении к религии, или даже о его доме, одежде, или животном. Хула – это упоминание о таких его физических недостатках, как слабость зрения, косоглазие, лысины, слишком большой или маленький рост, жёлтом или чёрном цвете кожи, как и о многом другом, что неприятно человеку.
Нельзя обсуждать происхождение человека, говоря о том, кем был его отец, если он имел «недостойную» профессию по чьему-то мнению. Хула – говорить о нравственных качествах другого, что он высокомерный, скупой, или обладатель дурного характера, или малодушный, слабый, или делает хорошее только напоказ людям и т.д.
И многое, многое другое также относится к разряду сплетен. Но хула не ограничивается одними лишь словами. Ещё хуже сплетен, когда человек подражает хромому или кому-то ещё с физическими недостатками. Такое подражание ещё хуже слов, потому что позволяет изобразить недостатки брата по вере более наглядно для других. Знайте, что человек, который так поступает, ест плоть своего брата по вере.
Почему хула – это плохо?
Всевышний Аллах сказал, что злословить о своих братьях по вере – отвратительно. Более того, он запретил мусульманам думать плохо о своих братьях, потому что очень часто такие мысли подталкивают их к совершению грехов. Дурные мысли о ком-то, лишённые основания подозрения неразрывно связаны с греховными поступками и речами. Эти мысли как червь понемногу закрадываются в душу человеку, пока он совершит или не скажет чего-нибудь, в чём впоследствии будет раскаиваться. Аллах запретил правоверным плохо думать о братьях мусульманах, испытывать к ним вражду или ненависть, а тем более пытаться разузнать об их недостатках и стремится обнародовать их. Надо стараться не замечать ошибок своих братьев.
Что мне делать, если иногда я позволял (позволяла) себе обсуждать других? Как отказаться от этой привычки?
Великий арабский мудрец раскрыл три благодетели, которые нужно иметь каждому из нас в отношении другого:
Если вы обсуждали другого и искренне раскаиваетесь в этом, и при этом знаете, что ваша сплетня не дошла до того человека, о котором вы говорили, то достаточно попросить прощения у Всевышнего и больше повторять и не возвращаться к этому греху. В этом случае не стоит говорить человеку, которого обсуждали, и просить у него прощения. Но это нужно сделать тогда, когда сплетня дошла до него.
Что делать, если я оклеветал человека, рассказав другим о том, чего в нём нет?
Вам нужно искренне просить прощения у трёх категорий людей:
Есть ли случаи, когда обсуждение кого-либо не считается хулой?
Да, такие случаи действительно есть, и их три. Можно обсуждать человека, при этом не задевая его личность, а говорить о его деятельности, так как такое обсуждение позволяет уберечь от этих деяний и идущего вместе с ними зла других людей:
Гыйба и бухтан (сплетни и клевета)
«О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Байхаки)
Согласно мусульманской терминологии слово «гыйбат» означает «говорить об отсутствующем человеке, то, что ему не понравилось бы, даже если это правда». Если же это не правда, то это является двойным грехом. Совершающий подобное затрагивает честь своего брата, хотя на самом деле он должен любить его как самого себя. Конечно, никто не захотел бы, чтобы его поступки, которые он совершил по оплошности, стали достоянием общественности. Никто не любит, когда о нем говорят за спиной. Поставив себя на место своего брата – мы получим еще один повод не говорить о нем плохо. Какое же наказание предусмотрено в хадисах за это поистине страшное преступление.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: Сплетник не войдет в рай.
В другом хадисе, приведенном Абу Са’дом и Джабиром бин ‘Абдуллах (да будет доволен ими Аллах) говорится от том, что Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Сплетни хуже, чем прелюбодеяние». Сахабы спросили: «О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Байхаки)
Абдуллах бин Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он слышал, как Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: «Чье заступничество препятствует исполнению наказания по Шариату, тот противостоит Аллаху. Кто, зная, что не прав, продолжает ссориться, тот под гневом Аллаха, пока не прекратит. Кто говорит о верующем то, что в нем нет, того Аллах бросит в Радгатуль Хабаль (яму с жижей из гноя и крови), пока он не очистится за то, что сказал». Абу Дауд.
Конечно, мусульманин искренне верующий в Господа и Судный День никогда не позволит себе совершать подобные вещи, дабы не навлечь на себя Его гнев. Даже узнав, что кто-либо отзывался о нем плохо, он предпочтет промолчать, нежели ответить тем же. Бывает так, что мы можем считать какой-либо поступок малым, думаем, что Аллах нам простит, но разве мы можем быть уверены в этом? Никакое несчастье в этом мире не сравнится с наказанием в могиле или огне Ада.
‘Алимы говорят: значение слов «мучаются не за большие грехи» не большие по их мнению, но на самом деле вред от этих грехов очевиден. Нередко, сплетни служат причиной появлению смуты. Как правило сплетни имеют особенность быстро распространяться. Если же о «неблаговидности» мусульман узнают немусульмане, то это способствует снижению доверия к мусульманам в частности и к Исламу вообще. То есть, сплетники усиливают исламофобию, тем самым «играя на руку» врагам Ислама.
Хранение тайны присуще лучшим из верующих. Один из примеров это история Абу Бакра и Усмана, когда Умар ибн Хаттаб предлагал каждому из них в жены овдовешую дочь Хафсу. Умар рассказывал: «Я повстречался с Усманом и предложил ему в жены Хафсу, сказав: Если хочешь я выдам ее за тебя. Он ответил, что подумает над этим. И я ждал несколько дней. Потом он встретил меня и сказал, что не будет жениться. А через некоторое время я предложил Абу Бакру в жены свою дочь. Но он промолчал и ничего не сказал мне в ответ. И я рассердился на него больше, чем на Усмана. А еще через несколько дней к ней посватался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и я выдал ее замуж.
А потом меня встретил Абу Бакр и сказал: «Ты наверное рассердился на меня, когда я не ответил тебе».
Я сказал: «Да!»
Тогда он сказал, что знал о том, что Пророк упоминал о ней и только это помешало ему ответить на его предложение.
Женщины, которые восприняли руководство ислама, чьи сердца были наполнены верой, а души озарены светом, также преданно хранили тайну.
__________
Зайд ибн Аслям говорил: “Гъиба запрещена только в отношении того, за кем не известно открытого совершения грехов”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 222.
Хасана аль-Басри говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет относиться к гъиба, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 237.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Тот, кто известен своими грехами и совершает их открыто, является нечестивцем, и на него гъиба дозволена”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 447.