что такое список шиндлера история
«Праведник народов мира»: история жизни Оскара Шиндлера
Введение
Биография
Оскар появился на свет в 1908 г. в семье австрийцев-католиков, которые перебрались из Вены в небольшой город Цвиттау. Когда окончилась Первая мировая война, члены семьи Шиндлеров стали гражданами Чехословакии, что совсем их не радовало. Ганс Шиндлер открыл собственную мастерскую по починке велосипедов и мотоциклов, где работал вместе с сыном. Но главной его мечтой стало воссоединение с фатерляндом.
В 1928 г. Оскар женился на Эмилии Пельцль, дочери преуспевающего хозяина фермы. Однако вскоре разразился кризис, отец и тесть были полностью разорены. Оскар стал пить, буянить в различных питейных заведениях, неоднократно был задержан за драки. Завел новый роман с подругой детства, которая родила от него двоих детей. Но Эмилия терпела: может сильно любила и поэтому все прощала, а может была хорошей католичкой и не могла даже помыслить о разводе.
В 1930-е дела Оскара постепенно пошли на лад: он побывал в Германии, стал агентом банка, приобрел хороший особняк, дарил дорогие подарки жене и многочисленным любовницам. Впоследствии выяснилось, что он был агентом не только банка, но и абвера.
Начало войны
В 1938 г. Оскара арестовали, но когда немецкие войска вошли в Чехословакию, он вышел на свободу.
Он вступил в партию и перебрался в г. Остраву, расположенный у польской границы. Здесь шла подготовка секретной операции, которая стала поводом для начала полномасштабных военных действий. Нацисты, переодетые в форму польской армии совершили нападение на радиостанцию в г. Гляйвице. В особняке Шиндлера была спрятана их одежда и даже труп воришки, который выдали за «жертву злобных поляков».
После оккупации польской территории, все еврейское население согнали в большие города, где были устроены гетто. Евреи не могли покинуть эту территорию без спецпропуска. Ослушавшихся казнили на месте. Работать было негде, они голодали и умирали десятками.
В это время в Краков по заданию абвера или СС приехал Шиндлер. Он активно сотрудничал с этими организациями, но мечтал не о «великой Германии», а о богатой жизни. И эта мечта стала постепенно воплощаться в жизнь. Евреи практически даром продавали свои предприятия, и он приобрел фабрику «Эмалия», где выпускали эмалированную посуду.
Купил он ее по совету знакомого бухгалтера Ицхака Штерна. Шиндлер никогда не страдал антисемитизмом и поэтому при знакомстве с человеком не интересовался его национальностью. Однажды он услышал фразу из Талмуда: «Кто спасет одного человека, спасет целый мир» и почему-то запомнил ее на всю жизнь.
Но сейчас Шиндлер не думал кого-то спасать: он желал разбогатеть. Фабрика ему досталась практически полностью разграбленной, на всей территории удалось обнаружить около десяти кастрюль. Оскар решил пригласить на работу бывшего владельца фабрики Абрама Банкира, чтобы тот наладил производство. Взамен Шиндлер гарантировал ему жизнь. По соседству со своим кабинетом он обустроил для него тайник, приносил ему пищу и получал дельные советы.
Производство было налажено, а продукцию реализовывал на черном рынке Л. Пфефферберг. Он обзавелся выгодными знакомствами и мог достать все что угодно. Дефицитный товар был необходим для подкупа высокопоставленных чиновников.
Оскар прислушался и к другому совету: принять на работу евреев, которые были согласны трудиться круглосуточно, чтобы избежать концлагерей. В первые месяцы на фабрике трудилось семь евреев, но спустя два года их насчитывалось более тысячи. Фабрика постоянно расширялась, выполнялись военные заказы.
«Решение нацистов по евреям»
Посетив гетто он убивал несколько евреев, а их родных заставлял оплатить цену патронов. Гёт и Шиндлер сумели найти общий язык — Оскар не чуждался СС, а Амон также мечтал о «роскошной жизни», и частенько устраивал в своем особняке званый ужин. Деликатесы и алкоголь поставлялись Шиндлером, а Гёт разрешал брать из концлагеря евреев.
Постепенно, часто общаясь с заключенными, Шиндлер увидел людей, которых ожидала печь, а он имел возможность их спасти. И тогда он начал «игру в Бога», выдавая одного еврея за инженера, второго — за дизайнера, третьего — за экономиста. Слушая мольбы тех, кого он спас, Оскар стал брать из концлагеря их близких.
Ему помогла жена, работавшая в аптеке. Она доставала необходимые медикаменты и потихоньку кормила узников — пища им полагалась лишь вечером, когда они возвращались в лагерь. Здесь им были отведены отдельные бараки. Комендант их просто не замечал — Шиндлер убедил его, что эти специалисты нужны на производстве, в это время на фабрике штамповали патроны.
Прошло два года и к городу подходили советские войска. Узников лагеря Плашов уже готовили к вывозу в ближайший концентрационный лагерь. Оскар и Эмилия приняли нелегкое решение спасти их. Коменданту и влиятельным лицам СС были вручены большие «подарки», но потребовалась резолюция городского бургомистра. И тут на помощь опять пришел случай. Бургомистр раньше преподавал в школе, где училась Эмилия. Секретарь Шиндлера Мими Рейнхард, кое-как отпечатала список из 1200 фамилий, который позже во всем мире будут называть «списком Шиндлера».
Шиндлер планировал вывезти евреев в г. Брюнлиц, располагавшийся недалеко от Цвиттау. Осенью 1944 года эшелон с «его» рабочими выехал из Кракова. Но в возникшей спешке и неразберихе, в связи с наступлением советских войск, вагон с детьми был отцеплен и отправлен в Освенцим.
Оскар, кляня себя за безрассудную затею, все же поехал в концлагерь, где за несколько километров вокруг пахло горелым мясом. У него на руках была поддельная справка, что руки подростков нужны для изготовления патронов. Это сработало. Дети были спасены, хотя огромную роль сыграли не справки, а новые взятки. На эту операцию ушли почти все сбережения семьи Шиндлеров. Оставшиеся средства они потратили на их содержание на новом месте.
Производство на фабрике в Брюнлице запустить не удалось и Шиндлер терпел колоссальные убытки. В 1945 году на фабрику заявилась команда СС и приказала работникам вырыть для себя могилы. Оскар не растерялся, он предложил сначала выпить за победу Германии. В вино было подмешано сильное снотворное, а ночью евреи были надежно спрятаны в каменоломне неподалеку.
Эмилия предложила мужу бежать, но он не хотел бросать на произвол судьбы сотни людей. А ведь он мог повторить судьбу А. Гёта. Того повесили в 1945 г. в Плашове за связь с СС. Русские не проверяли его документы, а кухарка-украинка просто сказала солдатам, что хозяин «нормальный». Он опять не растерялся, достал бутылку шнапса и поднял тост за Сталина.
После войны
Затем один из евреев помог с получением новых документов. Другой сказал о нем руководству «Джойнт», оказывающей помощь еврейским семьям, и Шиндлеры получали немного продуктов. Бывшее членство в национал-социалистической партии мешало ему найти работу и семья жила очень бедно.
В 1948 г. семья Шиндлеров и любовница Оскара, молоденькая еврейка, выехали в Аргентину. Небольшой город Сан-Висенте был солнечным и спокойным. Шиндлер одолжил деньги у еврейской общины и приобрел ферму. Оскару такая жизнь была не по душе и он частенько уезжал в Буэнос-Айрес, где жила любовница.
Однажды он узнал, что в ФРГ выплачивают компенсации за имущество и поехал в Европу. Там он и остался, с радостью тратя компенсацию в 100 тыс. марок. Оскар высылал небольшие суммы Эмилии, но однажды он написал ей, располнел от омаров. Эмилия вернула перевод и больше мужем не общалась.
Смерть Оскара Шиндлера
Она узнала о его смерти в 1993 г. посетив по приглашению Иерусалим, и триста евреев, со слезами на глазах, бросились к ней с криком: «Мама!»
Точно неизвестно, сколько евреев были спасены Шиндлером. Проживая в ФРГ, он часто ездил в Иерусалим. Там в 1974 г. он и обрел покой на горе Сион.
Шиндлер похоронен как католик, а на надгробии на иврите написано: «Праведник народов мира».
«Список Шиндлера»
Мир узнал об этой истории совершенно случайно. Известный писатель из Австралии Томас Кенилли приехал в Голливуд и здесь у него испортился замок у чемодана. Чтобы не возвращаться домой со сломанным чемоданом, он решил купить новый и отправился в ближайший магазин. Рассматривая, выставленные в ряд, чемоданы, он разговорился с хозяином Леопольдом Пфеффербергом, который просто чудом выжил в Кракове во время оккупации города нацистами.
Кенилли уже интересовался темой уничтожения евреев во время войны, но было мало материала, основанного на достоверных рассказах очевидцев или участников тех страшных событий. Внимательно слушая Леопольда, он делал быстрые пометки в блокноте.
Вернувшись домой, писатель отставил все другие дела и занялся написанием книги, боясь упустить из памяти какие-то детали. Но при работе над произведением возникало множество вопросов и он часто обращался за уточнениями подробностей к своему новому другу и другим узникам гетто.
«Ковчег Шиндлера» был издан в 1982 г. и принес автору престижную литературную премию Букера.
Роман опять-таки случайно купил еще малоизвестный режиссер Стивен Спилберг, буквально загоревшийся идеей создать фильм, взяв за основу это произведение. Продюсеры единодушно были против: кинофильм на подобную тему не будет востребован зрителем и принесет лишь убытки.
Спустя десять лет, будучи уже миллионером, Спилберг приступил к созданию фильма «Список Шиндлера», который потрясет весь мир и будет переведен на многие языки. Люди, выходя из зрительного зала, просто не могли говорить об обычных вещах, после испытанного ими шока.
Спонсоры просчитались — хотя «Список» был самым дорогим черно-белым фильмом в истории кинематографа (только статистов 20 тыс.), доход от проката принес сумму в десять раз больше затрат. Спилберг не принял «кровавые деньги» — на них создан фонд памяти о Холокосте. Оскар Шиндлер получил известность во всем мире.
Другая сторона медали
Обычно попутно с «белой» историей сразу возникает темная. Так случилось и на этот раз. Некоторые бывшие узники утверждали, что Шиндлер был убежденным нацистом, а помощь оказывал евреям за немалые деньги. Если у человека не было определенной суммы, то в список он не попадал и его ожидала газовая камера.
Возмущению чехов и поляков тоже не было предела, когда они узнали, что Оскар принимал достаточно активное участие в подготовке вторжения фашистов в их страны.
Не одну ложку дегтя подлила и жена Шиндлера Эмилия, проживающая в Аргентине. «Это был негодяй! — заявила она журналистам. — Не пропускал ни одной юбки, думал только о деньгах. Спасал евреев, потому, что так захотел».
Репутации, уже давно пребывающего в ином мире, Шиндлера обвинения не помешали — он спас более 1200 человек, рисковал жизнью. Но ради чего?
Видео
Историческая драма режиссёра Стивена Спилберга 1993 года о немецком предпринимателе и члене нацистской партии Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста во время Второй мировой войны. Основан на романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».
Сколько стоило на самом деле войти в «список Шиндлера»
В 1993 году на мировые киноэкраны вышел оскароносный фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Благодаря ему миллионы жителей планеты узнали о существовании немца, спасшего жизни более чем тысяче польских евреев.
Лиам Нисон в роли Оскара Шиндлера. Кадр из фильма
Мажор без диплома
Оскар Шиндлер родился в конце апреля 1908 года в немецкой семье, проживавшей на территории современной Чехии. Страна тогда входила в состав Австро-Венгерской империи.
В учебе юноша, любивший выпить и погулять, особо не преуспел. Он окончил техническое училище, но не сдал один из экзаменов. Диплом ему так и не вручили. Однако, Оскар не особо горевал: его отец имел небольшую фирму по торговле сельскохозяйственной техникой и взял сына к себе на работу. В 20 лет Оскар женился, после чего отслужил полтора года в чехословацкой армии.
Кадр из фильма «Список Шиндлера»
После банкротства отцовской фирмы в 1931 году Шиндлер почти год не мог устроиться на приличную работу. Пытаясь вырваться из замкнутого круга неудач, молодой человек отправился в Берлин. Там он буквально заразился идеями национал-социалистов.
Оскар Шиндлер. Источник: Youtube
Агент немецкого абвера
Примерно в это же время Оскар Шиндлер стал агентом немецкой разведки, на которую начал работать за деньги. В июле 1938 года во время проведения конспиративной встречи с завербованным полицейским Шиндлера задержали сотрудники местных спецслужб. Ему грозила смертная казнь.
Желая спасти жизнь, он выдал значительную часть завербованных им лично агентов, признавшись, что шпионил против Чехословакии не за идею, а за деньги. Спас Оскара Шиндлера Мюнхенский сговор между Германией, Великобританией и Францией, по которому Судеты перешли к немецкому рейху. 7 октября 1938 года его выпустили из тюрьмы, а уже через месяц «пламенный борец» за «великую Германию» вступил в ряды НСДАП.
Крупный бизнесмен
После оккупации Германией Польши Оскар Шиндлер перебрался в Краков, где, как утверждают, начал за бесценок скупать отнятую у местных евреев недвижимость.
Там он познакомился с бухгалтером Ицхаком Штерном, предложившим Оскару стать владельцем польско-еврейского предприятия по выпуску эмалированной посуды Rekord, завода посуды и столовых приборов Шломо Вайнера, и небольшого производства изделий из стекла. Все предприятия располагались друг возле друга и примыкали к району компактного проживания евреев в Кракове.
Фабрика Шиндлера в Кракове, 2006 год. Автор фото Noa Cafri, источник: wikipedia.org
Как проводилась «приватизация», можно судить по двум достоверно известным фактам. В 1951 году один из совладельцев фабрики Rekord Натал Вурзел заявлял, что Шиндлер в 1939 году приказал его жестоко избить, заставляя подписать бумаги о продаже предприятия.
Подобное заявление в 1962 году сделал и Юлиус Вайнер, утверждавший, что подручные Шиндлера просто выгребли всю наличность из кассы предприятия. А его отец подписывал документы от продажи под дулом пистолета, который Оскар держал у его виска.
Именно Ицхак Штерн подал идею нанимать на работу преимущественно евреев, которые будут безропотно работать даже за меньшую зарплату, чем поляки.
Выкуп и вывоз евреев из Польши
После 1942 года в Польше развернулись мероприятия по «окончательному решению еврейского вопроса», а представителей этой национальности начали массово расстреливать.
Шиндлер мгновенно сориентировался и начал массово нанимать еврейских рабочих, многих из которых «выписывал» из лагеря смерти Плашов.
Отбор узников в концлагере Плашов. Кадр из фильма «Список Шиндлера»
К 1944 году на его предприятиях трудилось от 1700 до 1750 рабочих, из которых более тысячи – евреи. Оскару Шиндлеру удалось перевезти свои производства в захолустный чешский городок Брюннлиц, где он фактически спрятал от уничтожения примерно 800 еврейских мужчин, 300 женщин и 100 детей.
Некоторые исследователи утверждают, что в «списки Шиндлера» для отправки на его фабрики попадали только богатые евреи, которые могли заплатить немалый выкуп за свою жизнь.
Вдова предпринимателя, Эмили Шиндлер, также активно обвинявшая супруга в корысти, заявляла, что тот самый «список» появился вовсе не благодаря Шиндлеру, а по инициативе человека по имени Голдман. И что попасть в эту охранную грамоту можно было, только заплатив. Но многие отказывались верить престарелой вдове, так как у нее было достаточно поводов обижаться на супруга, хотя бы за его постоянные измены и пьянки.
Рассказать «правду» по-своему
После освобождения от немцев в мае 1945 года все работавшие на Шиндлера евреи получили свободу, а сам фабрикант благополучно скрылся в Аргентине.
Некоторые исследователи утверждают, что Оскар Шиндлер к тому времени обладал огромными богатствами, которые вынужден был отдать за возможность покинуть Европу живым.
Фабрика Шиндлера в Брюннлице, 2004 год. Источник: wikipedia.org
Вновь на родине он появился лишь спустя 10 лет. Нищий и не имевший практически никаких средств к существованию. Шиндлер заявил, что спасал евреев во время войны исключительно по зову сердца, а получаемые от них деньги и драгоценности в качестве взяток вынужден был передавать офицерам гестапо. Благо что к тому времени все ответственные за Холокост немцы были уже расстреляны, либо скрывались под чужими именами в Южной Америке. Опровергать слова Шиндлера было попросту некому.
Достаточно неожиданно его поддержали спасенные евреи, и даже выделили своему спасителю специальную пенсию, а после его смерти в 1974 году похоронили на католическом кладбище в Иерусалиме.
В 1972 году малоизвестный австралийский писатель Томас Кенели выпустил книгу «Список Шиндлера». По нему американский режиссер Стивен Спилберг снял одноименный фильм, в котором Оскар Шиндлер был изображен чуть-ли не борцом с нацизмом, стремившимся сохранить жизни польских евреев.
Фильм получил огромное количество кинопремий, а самого Оскара Шиндлера назвали «Праведником мира».
Герой или злой гений: а был ли на самом деле список Шиндлера?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Автор альтернативной биографии Шиндлера, депутат чешского парламента Йитка Грунтова в 2001 г. добилась того, чтобы ее соотечественник был исключен из списка выдающихся деятелей Пардубицкого края. Она заявляет: «Он был нацистом, негодяем и изменником Родине». Что же стало поводом для таких серьезных обвинений?
Оскар Шиндлер родился в чешском городке Свитавы в немецкой семье. Еще в юности он получил прозвище «мошенник» за участие в сомнительных сделках и авантюрных денежных операциях. В конце 1930-х гг. его обвинили в сотрудничестве с военной разведкой Германии «Абвер». Он провел несколько месяцев в тюрьме, а после был освобожден по амнистии, но впоследствии отрицал обвинения в шпионаже в пользу Третьего рейха. Однако позже, в 1956 г. признавался в письме одному знакомому: «Как немец, я был заинтересован в присоединении немецкого пограничья Чехословакии к Империи».
Когда Красная Армия приближалась к границам Польши, нацисты, отступая, уничтожали лагеря. Но Шиндлер добился разрешения перевезти свою фабрику вместе с рабочими в Чехию. Именно тогда и был составлен знаменитый список Шиндлера, спасший жизни сотням евреев. А в последние месяцы войны он вытребовал для своей фабрики еще 200 человек «в виде острой необходимости на производстве».
Американский историк Д. Кроу выдвинул версию о том, что никакого списка Шиндлера не было, а предприниматель в то время находился в тюрьме за попытку дать взятку эсэсовцу. Якобы на самом деле было около 9-ти списков для транспортировки заключенных из Кракова в Брненец, но составил их некто Голдберг, делившийся добычей с Оскаром. Бывшая жена Шиндлера Эмилия подтверждает эту версию, заявив о том, что за возможность попасть в список спасенных заключенные расплачивались деньгами и драгоценностями.
Сам Шиндлер утверждал, что он буквально разорился, помогая заключенным, покупая для них продукты и лекарства. Грунтова опровергает и эту версию: нанимая евреев на фабрику в Кракове, Шиндлер преследовал свою выгоду – это была самая дешевая рабсила, которую он нещадно эксплуатировал, доводя рабочих до голодных обмороков. Ему нужны были рабочие руки и на новом месте, к тому же появилась возможность подзаработать на желающих спастись. При этом спасенные евреи обвинения в его адрес отрицают.
Хотя Грунтова выступает против мифологизации Шиндлера, которая происходит в фильме Спилберга, она далека и от демонизации этого персонажа. Не отрицая его роли в спасении евреев, историк утверждает, что серьезного влияния на составление списков он не оказал, максимум, что было в его силах – дописать человек 50.
Д. Кроу утверждает, что Шиндлер сам создал миф о героическом спасителе, так как он после войны разорился и намеревался получить компенсацию за убытки, которые понес во время войны. Миф подхватил Т. Кенэлли, опубликовавший в 1982 г. книгу «Ковчег Шиндлера». Позже она легла в основу фильма «Список Шиндлера».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как это снято: «Список Шиндлера»
Драматургия: история Шиндлера и евреев, десять лет раздумий и трехактовая драматургия
История создания «Списка Шиндлера» начинается за тридцать лет до старта съемок. Инициатива проекта принадлежит выжившему в годы Холокоста еврею Полдеку Пфеффербергу. От худшей участи его, наряду с 1200 соотечественниками, спас немецкий промышленник Оскар Шиндлер, о котором Пфефферберг и хотел рассказать всему миру. В 1963 году с его подачи был написан первый вариант сценария, причем к работе над ним привлекли Ховарда Коха, одного из сценаристов «Касабланки». Тогда проект не состоялся.
В начале 1980-х на основе воспоминаний Пфефферберга австралийский писатель Томас Кенилли написал исторический роман «Ковчег Шиндлера». Книга потрясла Стивена Спилберга, студия Universal по его просьбе приобрела права, а Кенилли подготовил сценарий (в итоге не подошедший), однако с запуском не спешили. В том числе и потому, что Спилберг не чувствовал себя достаточно зрелым для столь серьезного, трагического материала. Он даже пытался передать проект Роману Полански и Сидни Поллаку, а некоторое время к картине были прикреплен Мартин Скорсезе (он же пригласил сценариста Стивена Зеллиана, чей текст после нескольких переработок и стал основой фильма).
В итоге режиссеру пришлось монтировать развлекательное кино о динозаврах прямо во время съемок жесточайшей военной драмы, и таким вынужденным контрастным сочетанием автор был ужасно недоволен: «Я сидел, сердитый и раздраженный, объяснял, как тираннозавр должен гнаться за джипом, а сам только и мог думать о том, что отснял в тот день в Кракове».
По словам Спилберга, его в истории Шиндлера поразил парадоксальный характер героя. И действительно, промышленник пережил серьезную эволюцию, которую авторы старательно перенесли на экран. Если в начале картины мы знакомимся в беспечным авантюристом и пособником нацистов, превыше всего ставящим личную выгоду, то после ряда трагических перипетий он становится убежденным гуманистом и защитником евреев, причем рискует из-за этого не только собственным сотоянием, но и жизнью. Любопытно, что один из привлекавшихся к проекту сценаристов Курт Людтке даже отказался от работы, поскольку счел эволюцию Шиндлера нереалистичной.
«Список Шиндлера» — редкий пример того, как фильм достаточно точно следует историческим событиям и при этом гармонично укладывается в привычную трехактовую драматургическую схему.
В первом акте происходит завязка — мы знакомимся с Шиндлером в то время, как он в условиях Второй мировой войны пытается наладить новый бизнес, для чего привлекает евреев, дешевую рабочую силу. Жестокая ликвидация краковского гетто становится первым поворотным пунктом — став свидетелем зверств, Шиндлер начинает меняться.
Второй акт связан с заключением евреев Шиндлера в концлагерь Плашов, где мы также знакомимся с главным антагонистом фильма, комендантом Амоном Гетом. В этой части мы наблюдаем колебания Шиндлера — постепенно он все меньше думает о прибыли, но параллельно становится все более небезразличен к судьбам своих рабочих. Поворотным пунктом здесь служит перевод его подопечных в лагерь Аушвиц, где их неминуемо ждет гибель.
Третий акт посвящен спасению от Аушвица и завершению трансформации Шиндлера. Эту историю обрамляет пролог и эпилог. В первом показан иудейский обряд во время Шаббата кидуш, а во втором — реальные спасенные Шиндлером евреи на его могиле.
Хотя в целом авторы следовали исторической канве, некоторые фрагменты потребовали изменения для большей кинематографичности и чтобы точно передать замысел. Например, в действительности Шиндлер не был свидетелем ликвидации краковского гетто, однако подобная сцена была необходима, чтобы показать момент перелома сознания героя. Кстати, именно эту сцену Спилберг считал одной из самых важных в картине, и хотя изначально в сценарии она занимала всего лишь страницу, режиссер привлек свидетельства очевидцев и расширил ее до двадцати страниц и двадцати минут экранного времени.
Кастинг: отказ от звезд и 30-тысячная массовка
К кастингу актеров на основные роли Спилберг подошел с позиции, что «звездный багаж» помешает достоверности. По этой причине режиссер отверг кандидатуры Кевина Костнера, Мела Гибсона и Уоррена Битти, каждый из которых хотел сыграть Шиндлера. Также среди кандидатов были Харрисон Форд и Бруно Ганц. Спилберг остановил свой выбор на менее известном на тот момент британце Лиаме Нисоне, которого приметил в одной из бродвейских постановок. Готовясь к роли, Нисон изучал аудиозаписи Шиндлера, чтобы точно передать его интонации.
Главным злодеем фильма, комендантом концлагеря Гетом, мог стать Тим Рот, но в итоге на роль утвердили также малоизвестного тогда британского актера Рэйфа Файнса. Режиссер отметил в нем «сексуальность зла», а сам Файнс стремился воспроизвести классического психопата. Актер не только изучал хронику с Гетом, но и общался со знавшими его узниками концлагерей (некоторые отмечали поразительность сходства Файнса и нациста). Кроме того, специально для роли актер набрал тринадцать килограмм.
Всего в картине около ста шестидесяти персонажей, а в съемках наиболее масштабных сцен принимало участие до тридцати тысяч человек массовки. Для максимальной достоверности авторы специально отбирали актеров из евреев и поляков, а также немцев. В съемках эпилога приняли участи сто двадцать восемь человек из давшего название фильму списка Шиндлера.
Локации и декорации: Краков и воссоздание концлагеря
Группа работала в польском Кракове и его окрестностях. В основном старались снимать примерно в тех же местах, где разворачивались экранизировавшиеся события. Например, в кадре мы видим действительную квартиру Шиндлера и экстерьер его фабрики в Кракове. Сцены гетто снимались в бывшем еврейском районе города. Концентрационный лагерь Плашов был воссоздан в карьере возле того же места, где лагерь был в действительности. На месте бывшего лагеря на окраине Кракова снимать было невозможно из-за того, что в кадр попадали современные строения. Декорации лагеря воссоздавались по оригинальным планам.
Всего было построено тридцать четыре барака, семь сторожевых вышек и дорога, вымощенная еврейскими надгробиями. Авторам не позволили снимать в Аушвице, но группа смогла возвести все необходимые постройки неподалеку от этого концлагеря.
Визуальное решение: документализм, ручная камера, ч-б и колоризация
Съемки фильма прошли с марта по май 1993 года, заняв семьдесят два дня, хотя планировалось семьдесят пять. Это несколько неожиданно, с учетом того, что Спилберг работал в непривычном для себя чуть спонтанном режиме и репортажной стилистике — режиссер намеренно отказался от раскадровок и детального планирования. Порой, выходя на площадку, он даже не знал, что именно будет сегодня снимать (в этих случаях выручал диктофон, с которым ходил оператор Януш Камински и записывал мысли по поводу света и оборудования).
На такой метод работы режиссера вдохновила монументальная документальная работа о Холокосте «Шоа» Клода Ланцмана. Спилберг отмечал, что ощущал себя скорее документалистом или даже сторонним свидетелем, а не режиссером игрового кино. Исполнителям он часто давал основные указания по сцене, а дальше наблюдал при минимальном вмешательстве.
Режиссер почти не обсуждал визуальное решение с Камински. Тот вспоминает, что был удивлен предоставленной ему свободе, ведь обычно Спилберг более конкретен и требователен в отношении изобразительного ряда. Камински даже называет манеру съемки «Списка Шиндлера» «сырой» и «грубой».
Одним из важнейших условий создания фильма Спилберг поставил черно-белый формат. Опять же из соображений документализма и реалистичности — монохром сближает фильм с хроникой военного времени. Камински замечает по поводу черно-белой пленки, что она дала авторам возможность «преодолеть барьер времени» и погрузиться в иную эпоху. Кроме того, режиссер дает и более сложное объяснение решения: «Холокост был жизнью без света, а для меня символом жизни является цвет. Поэтому фильм о Холокосте должен быть именно черно-белым».
Готовясь к съемке в ч-б, Камински обращался к кинематографу немецкого экспрессионизма и итальянского неореализма, а также к американской классике, вроде «Гроздьев гнева» или «Хладнокровного убийства». Но главным своим референсом он называет книгу фотографа Романа Вишняка «Исчезнувший мир». Она считается важнейшим фотодокументом по еврейской культуре Восточной Европы 1930-х годов. Также для Камински было примечательно, что Вишняк работал в максимально аскетичных условиях: с простой техникой, которая была в наличии, и с естественным светом.
В ряде сцен Камински хотел добиться такого эффекта, чтобы лица актеров как бы сияли. Для этого использовались желтые и оранжевые фильтры, убиравшие соответствующие тона кожи. Также иногда для этого применялось небольшое переэкспонирование. Вообще Камински отмечает, насколько важна координация цветового решения с художником-постановщиком и художником по костюмам из-за того, что в черно-белом изображении цвета дают непривычный эффект. Например, зеленый и синий выглядят одинаково, а вот в случае синего и красного последний выделяется и кажется ярче. Подобные нюансы необходимо было учитывать.
Продумывая визуальное решение, Спилберг и Камински решили свести к минимуму использование таких инструментов, как стедикам, долли или зум-объективы. В то же время в картине непривычно много для Спилберга ручной камеры — примерно 40% материала было снято с рук (использовались камеры Arri 535 и облегченная камера Arri 535-B). Такой подход, по мнению авторов, придавал визуальному ряду «документализм, остроту и в большей степени соответствовал теме». Вот что по этому поводу говорит Камински: «Я представлял, что снимал этот фильм пятьдесят лет назад (то есть во время войны — прим. tvkinoradio.ru). Как бы я это делал? Без света, без долли, без штатива. По большей части мне пришлось бы обходиться ручной камерой и снимать ближе к уровню земли».
Камински выбрал оптику Zeiss Prime Lenses. По его мнению, степень ее мягкости наилучшим образом отвечала требованиям реалистичности. Оператор также рассказывает, что для крупных планов предпочитал использовать 29mm объектив, вместо более привычного 50mm: «В контексте этого фильма 29mm оптика давала более достоверный эффект».
В «Списке Шиндлера» можно увидеть, возможно, самый известный и эффектный пример колоризации — знаменитая сцена с девочкой в красном пальто во время ликвидации краковского гетто. Прием позволил заострить трагическое звучание страшного действия. Эта сцена, одна из немногих в фильме, снималась на цветную пленку, а все элементы, кроме красного пальто на пост-обработке были сделаны бесцветными с помощью технологии ротоскопирования, то есть точной покадровой ручной обрисовки.
«Список Шиндлера» стал первой совместной работой Спилберга и Камински. С тех пор, вот уже четверть века и почти два десятка картин этот режиссерско-операторский тандем остается нерушим. Камински, кстати, за эту работу был удостоен своего первого «Оскара» и моментально попал в топ мировых операторов. В целом же лента получила семь наград из двенадцати номинаций Американской киноакадемии, в том числе как «Лучший фильм». А также картина с огромным успехом прошла в мировом прокате и сегодня стабильно возглавляет топы лучших фильмов в истории кино. Спилберг, правда, считает «Список Шиндлера» самой тяжелой работой в своей карьере. Погружение в страшный исторический материал шокировало режиссера, а после он даже думал уйти из кино. (источник tvkinoradio)
Всё о кино
11.6K постов 40.8K подписчик
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Образ ребенка в красном среди чёрно-белого ужаса – режиссерская находка Спилберга. Однако этот образ основан на реальной истории.
Один из оставшихся в живых узников концлагеря Аушвитц, Мартин Фелди, рассказывал о процессе отбора годных для работы заключённых. Под лозунгом «Работа освобождает» он с сыном пошёл направо, в то время как его жена с дочерью – налево. На его маленькой дочери было надето красное пальто. И когда чиновник СС отправил двенадцатилетнего мальчика, посчитав его не пригодным к работе, вслед за матерью и сестрой, отец поначалу испугался, что среди тысяч людей тот не сможет найти их, но вспомнил о пальто. Он успокоил себя мыслью, что красное пальто, которое он как раз так удачно накануне купил для своей дочери, будет маяком для сына. Возможно, так это и было, но он об этом не узнал, поскольку больше никогда не видел своей семьи. Рассказывая эту историю в интервью спустя тридцать пять лет, Фелди добавил, что по сей день его сердце бьется быстрее, когда он в театре или ресторане видит маленькую девочку в красном пальто. (PBS Documentary, The Trial of Adolf Eichmann, 1997)
Есть и другой прототип «девочки в красном». В воспоминаниях о резне в краковском гетто Аарона Шварца, польского еврея, который чудом пережил концлагерь и Холокост, описана ещё одна детская судьба (Holocaust Testimonies, 2001, под редакцией: Joseph J. Preil):
«Меня привезли в Плашув и определили в группу, которая рыла огромную могилу… Из гетто приехали грузовики с детьми, от младенцев до двенадцати лет. Их всех спустили в вырытый ров и расстреляли, прямо в этой могиле… Другая группа возила тачкой хлор и засыпала порошком могилы, потому что там было такое огромное количество тел.
Маленькая девочка, красивая белокурая малышка, сидела в могиле, одетая в белую шубку. Она была вся в крови, и просила воды… Девочка захлёбывалась кровью, потому что была ранена в шею. Её начало ужасно рвать, а затем она легла и стала звать: «Мама, вылечи меня, вылечи меня. »
Девочка не знала, что с ней случилось. Истекая кровью, она сидела в могиле, среди трупов, и просила воды… Она была всё ещё жива, эта маленькая девочка, и просила её вылечить. Но не было никакой матери, из Краковского гетто привезли только детей. Что случилось с этим ребенком? Я не знаю. Она была, вероятно, живьём засыпана хлором… Я уверен в этом, потому что больше выстрелов не было…»
Я впервые увидела фильм по каналу Культура много лет назад. Шел поздно ночью. Знаете, бывают такие фильмы, которые тяжело смотреть, но оторваться просто невозможно. Сначала показалось, что это какая-то производственная драма на фоне Холокоста. Но потом.
Просто поразительно, как влияет фильм на восприятие войны. Поражает то, с каким хладнокровием и цинизмом одни люди могут уничтожать других, издеваться и унижать человека за то, что он «неправильной» национальности.
Даже не могу выразить чувства, которые бушуют в тебе на финальных титрах. И если честно, я очень удивилась, когда увидела, что режиссер Стивен Спилберг. До этого его кино воспринималось как исключительно развлекательное. Спасибо ему за такой душевный перелом, хотя и понятно, что далось это с большим трудом.
Все, больше слов нет. Посмотрите, кто не видел.
Интересно было прочитать, спасибо! У нас кстати фильм возвращается в кинотеатры через несколько дней.
Был в этом году в Кракове и сходил на эту фабрику в музей. Фабрики как таковой, естественно уже нет, там на территории какая-то арт галерея. Музей очень интересный, даже не зная польского, очень понравилась созданная там атмосфера тех времен начала 1-й мировой. Но российским посетителям может сильно бомбануть от того, что там показывают как Германия и СССР синхронно по-союзнически дерибанили Польшу в 1939 году.
Капец, я думал Шиндлер с самого начала впрягался за евреев и просто делал вид что ему пофигу на них.
Помню, как я его посмотрел в первый и последний раз. Один сеанс в одном кинотеатре. Информация о сеансе шла чуть ли не по всем правилам конспирации. Вход свободный. Подозреваю, что просмотр устроила местная еврейская организация. Зрителей было примерно половина зала
Пост как бы немного не полный без рассказа о саундтреке, хотя что тут рассказывать, это надо слушать.
Очень впечатляющая картина, которую в то же время крайне тяжело смотреть.
А всё из-за атмосферы. гнетущей, вязкой, неприятной, но в то же время притягательной.
хороший пост к замечательному фильму, захотелось пересмотреть. спасибо
Спасибо автору, очень хороший материал!
Никто не знает, какую песню поют офицеры в ресторане, в начале фильма?
Спасибо за информативные и познавательные посты!
МИНИАТЮРЫ В КИНО
Сегодня речь пойдет о съемке миниатюр и макетов, которые востребованы в кинопроизводственной цепи уже больше 100 лет. Ниже топ фильмов, где эта техника проявила себя в полной мере. В список вошли только фильмы нулевых, когда у создателей уже был выбор в пользу компьютерной графики, но они предпочли макеты.
«Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа»
Эпический фильм Питера Джексона был удостоен премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Как и трилогия «Властелин колец» проект вобрал в себя все доступные технологии на момент производства. Не обошлось, конечно, без миниатюры и макетов, которые здесь изображают, как джунгли в заявочных планах, так и место обитания туземцев, в том числе жертвенник. Просто напомню, что сцены на острове целиком сняты в павильоне, как и кадры в океане.
Съемка миниатюры на хромакейном фоне
Тут предварительный композ после прокеинга зеленки.
Отдельный слой трехмерной симуляции снега.
И наконец, финальный кадр. По-моему, очень круто. И сам фильм невероятно хорош. Один из лучших в фильмографии Нолана.
Кинофраншиза «Гарри Поттер»
Так почему несмотря на стремительное развитие визуальных эффектов съемка миниатюры по-прежнему актуальна и востребована в большом кино? Тут несколько причин. Во-первых, физическая модель лучше передает свойства предмета чем компьютерная при взаимодействие с той же стихией, поскольку на нее уже действуют законы физики. Во-вторых, трехмерная модель существует исключительно в рамках программных настроек, корректность которых зависит от компетенции художника. При этом средний уровень специалиста по физическим спецэффектам выше чем 3d художника из-за узкой специализации. В-третьих, экономический аспект. Тот же индустриальный пейзаж дешевле создать в виде миниатюрного макета, чем моделировать с аналогичным качеством в графике. Так что мы увидим еще ни один фильм с миниатюрой.
ОТ РАСКАДРОВКИ ДО ПРЕВИЗА
Съемки фильма – сложный творческий процесс, в который вовлечены десятки, а если речь идет о масштабной картине, то сотни и даже тысячи специалистов. В ходе работы над фильмом в зависимости от характера творческой задачи кинематографисты обращаются к разнообразным технологиям и зачастую используют дорогостоящее оборудование: операторские краны с системами Motion Control, обеспечивающие прецизионное управление камерой, подвижные платформы, каскадерское снаряжение, канатные дороги и т.д.
Иначе говоря, съемки фильма – это ответственное и финансово крайне затратное мероприятие, которое должно быть четко регламентировано, потому что время – деньги, а в случае с кино речь идет о серьезных капиталовложениях. Чтобы производственный процесс протекал прогнозируемо, необходимо все тщательно спланировать до начала кинопутешествия, которое всегда начинается с режиссерской команды: «Мотор!».
Все основные приготовления выполняются еще на стадии подготовки к производству фильма, тогда же режиссер, продюсеры, оператор и художник-постановщик определяют визуальное решение будущего фильма. Для этого рисуются эскизы, делается раскадровка, а теперь еще и создаются превизы, поствизы и вообще в нулевые началась самая настоящая эра виртуального производства. Вот о нем я вам сегодня расскажу, но начну с истоков, чтобы проследить за развитием техники визуального планирования и проработки видеоряда.
В 30-е годы прошлого столетия США переживали глубокий экономический кризис. Этот период вошел в историю как Великая депрессия. В упадок пришли многие сферы деятельности. Киноиндустрии поначалу так же было несладко из-за ощутимого падения кассовых сборов, но ситуация выправилась только ближе к сороковым. Самыми же трудными оказались 1929…1933 годы, и самое интересное, что именно в этот период руководство студии Disney принимает решение об обязательной подготовке покадрового плана для всех своих проектов. Собственно эта форма планирования, придуманная по некоторым данным аниматором Вебом Смитом, и является хорошо знакомой сегодня раскадровкой, которая вскоре стала нормой при работе не только над мультипликационными, но и игровыми картинами. Одним из первых художественных фильмов, прошедших не частичную (как это было в случае с крупными проектами эры немого кино), а полную раскадровку был «Унесенные ветром» (1939). Проработкой каждого плана легендарной картины занимался художник-постановщик Уильям Кэмерон Мензис.
Взятая на вооружение технология, быстро прижилась и стала неотъемлемой частью кинопроцесса, так как позволила кинематографистам уже на подготовительной стадии находить ответы на многие важные вопросы. Что и кто будет в кадре? Как снять сцену, чтобы она получилась более выразительной? Куда двигается камера и герои в кадре? На площадке помимо режиссера раскадровкой руководствовались оператор, декораторы, осветители и специалисты по спецэффектам. Эти простые рисунки со стрелочками и комментариями позволяли лучше контролировать художественную составляющую проекта, а значит и эффективнее расходовать средства, что было особенно важно в годы Великой депрессии, когда поток инвестиций с Уолл-стрит на время ослаб.
Leica Reel, аниматики, Лукас
Однако на внедрении в производство простой раскадровки (сториборда), студия Disney не остановилась, она пошла дальше, и в скором времени появились так называемые «ролики Leica». Они представляли собой отснятую на кинокамеру Leica (отсюда и название) раскадровку, которую монтировали вместе со звуковым сопровождением будущего фильма. При просмотре таких роликов режиссер-постановщик и продюсер видели статические изображения, сменявшие друг друга под музыку, словно кадры игрового фильма. В 70-е годы данная техника получит другое название – «аниматики», но эволюционировала она из Leica-роликов. Аниматики стали широко использоваться с появлением относительно недорогих видеокамер и монтажного оборудования. Теперь раскадровку снимали на видео, а не на пленку, но суть ее от этого не изменилась. Чаще всего смонтированные аниматики использовали креативные агентства в качестве маркетингового инструмента для получения заказа на создание рекламного ролика, но и кинематографисты также не остались в стороне.
Джордж Лукас приступил к съемкам революционных «Звездных войн» в середине 70-х, также внедрив несколько недорогих техник планирования сложных эпизодов с визуальными эффектами. Всем этим добром занималась открытая им студия Industrial Light & Magic. Художники не только готовили раскадровку, превращая рисунки в аниматики, но и использовали в качестве референсов для космических сражений смонтированные фрагменты воздушного боя из голливудских картин прошлых лет, чтобы специалисты по спецэффектам при работе над эпизодами имели ориентиры. Сейчас такой материал называют «видеоматиками».
А при создании знаменитой сцены погони на байках через лес в фильме «Возвращении Джедая», супервайзер картины Деннис Мурен для превизуализации использовал управляемых вручную кукол, которых поместил в миниатюрную декорацию. Сам процесс снимался на видео. Мурене удалось вчерне проработать дорогостоящий и масштабный эпизод до основных съемок, это позволило кинематографистам определиться с движением камеры и героев на байках, а также с крупностью планов и общей композицией.
Компьютерные технологии начали проникать в кинопроизводство во второй половине 70-х, но только к началу 90-х Голливуду их по-настоящему удалось «распробовать» во многом благодаря таким режиссерам-визионерам, как Роберт Земекис, Стивен Спилберг и Джеймс Кэмерон. Компьютерная графика открыла неограниченные возможности для творчества, будучи при этом сложным, но эффективным, эффектным и очень удобным инструментом. Цифровая графика оказала влияние на все известные кино-технологии, начиная от рисования фоновых составных изображений (matte-painting) и заканчивая созданием комбинированных кадров (композитингом). Вскоре появилась компьютерная анимация, которая со временем вытеснила традиционную, и, наконец, даже при строительстве декораций и макетов высококлассные художники первым делом начали визуализировать модель в 3D. Разумеется, архиважная предпроизводственная стадия также не осталась в стороне от компьютерной графики. Кинематографисты помимо раскадровки начали планировать сложные сцены с визуальными и механическими эффектами в 3D. Дело в том, что трехмерная графика и виртуальная камера дают гораздо больше свободы и точнее воссоздают кинопространство, чем статичные рисунки, двухмерный аниматик или видеоматик с куклами. Формально первым превизом – 3D-аниматиком, созданным в трехмерном редакторе, стала крохотная сцена к фильму «Звездный путь V» (1988). Примитивную модель звездолета «Энтерпрайз» построила и анимировала в 3D-редакторе Swivel аниматор Линда Вейман. Джеймс Кэмерон, снимая «Бездну» (1989), так же не отказал себе в удовольствии опробовать планирование сцены на компьютере. Для этого на проект пригласили создателя компьютерной игры «Колония» Дэвида Смита, который визуализировал модель буровой платформы в графике, прежде чем был построен ее миниатюрный вариант.
Подход у TheThirdFloor и Halon всегда отличался и продолжает отличаться основательностью и скрупулезностью: в трехмерном аниматике специалисты учитывали предполагаемую для съемки оптику, продолжительность сцены, освещение и много внимания уделяют композиции кадра и выстраиванию мизансцен. При этом превизы создавались всегда в сотрудничестве с художественным отделом, который обеспечивал всей необходимой информацией об окружении и персонажах в виде концептов. Также трехмерщики учитывали раскадровку.
О технике виртуального производства широко заговорили после выхода фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона. Главной инновацией этого проекта стал симулятор камеры (simulcam). Что же эта за технология? По большому счету симулятор камеры – это следующая ступень превизуализации, которая позволяет режиссеру в режиме реального времени видеть в одном кадре актеров, взаимодействующих с анимированными героями либо с цифровой средой или с тем и другим вместе. В случае с «Аватаром» или с «Мстителями» режиссер еще наблюдал в мониторе виртуальной камеры за CGI-моделями, анимированными при помощи техники захвата актерской игры (performance capture).