что такое собор пресвятой богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

что такое собор пресвятой богородицы. 3189. что такое собор пресвятой богородицы фото. что такое собор пресвятой богородицы-3189. картинка что такое собор пресвятой богородицы. картинка 3189. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)

На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.

В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.

Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.

Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

что такое собор пресвятой богородицы. 4671. что такое собор пресвятой богородицы фото. что такое собор пресвятой богородицы-4671. картинка что такое собор пресвятой богородицы. картинка 4671. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)

Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах.

Другие праздники в разделе «Православные праздники» что такое собор пресвятой богородицы. 2. что такое собор пресвятой богородицы фото. что такое собор пресвятой богородицы-2. картинка что такое собор пресвятой богородицы. картинка 2. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)

Источник

Собор Пресвятой Богородицы — тихое семейное торжество

что такое собор пресвятой богородицы. 031. что такое собор пресвятой богородицы фото. что такое собор пресвятой богородицы-031. картинка что такое собор пресвятой богородицы. картинка 031. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы

Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова, собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида, из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле.

Собор Пресвятой Богородицы

Мы не располагаем точными сведениями о возникновении праздника Собор Пресвятой Богородицы. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина. Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно.

Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

Во-вторых, в упомянутом правиле нет указания на празднование памяти окружения Пресвятой Девы, и тем более – никакого основания считать этот праздник соборным установлением. 79-е правило косвенно указывает на прижившийся обычай отмечать память Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова, но оно касается не столько самого празднования, сколько распространившейся ритуальной формы, которую отцы Собора сочли противоречащей церковному учению, и обличили невежество «православного люда», который, почитая Пречистую приготовлением ритуальной пищи аналогичной той, что обычно готовилась в честь «болезней рождения» («хлебенное печение»), проявлял непонимание исключительности тайны Боговоплощения: зачатия бессеменного и рождения безболезненного, «ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкнновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Собор Пресвятой Богородицы: икона

что такое собор пресвятой богородицы. cathedral blessed virgin mary1. что такое собор пресвятой богородицы фото. что такое собор пресвятой богородицы-cathedral blessed virgin mary1. картинка что такое собор пресвятой богородицы. картинка cathedral blessed virgin mary1. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)

Можно сказать, что этим соборным указанием, стихийно сложившееся в церковной среде празднование Пресвятой Богородице, было очищено от чуждых примесей, освящено и воцерковлено, а затем выросло в почитание всего ее ближайшего окружения. Отмечая этот праздник, мы словно попадаем на тихое семейное торжество. Только семья в этом случае особенная и почетные гости такие, что одно упоминание о них вызывает радостный почтительный трепет от прикосновения к тайне Боговоплощения, и словно воздухом тех самых дней пахнуло, когда, как сказано в рождественском кондаке, «Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют».

Источник

«Матерь Божия — это второе небо и второй мир»

Проповедь на Собор Пресвятой Богородицы

что такое собор пресвятой богородицы. 353752.p. что такое собор пресвятой богородицы фото. что такое собор пресвятой богородицы-353752.p. картинка что такое собор пресвятой богородицы. картинка 353752.p. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock) Собор Пресвятой Богородицы

Знаете ли вы, какой сегодня праздник? Сегодня Собор Пресвятой Богородицы.

А почему Церковь Иисус Христова, невеста Агнца, установила, чтобы на следующий день по Рождестве Христовом праздновался Собор Матери Божией? Сразу после Рождества Господа у нас идет Собор Матери Божией, потому что в нем чествуются лица, связанные с Его Рождеством: Пресвятая Богородица, блаженный Иосиф Обручник, святой Иаков (брат Господень), святой пророк Давид и иные.

Люди, которые составляли синаксарь (годовой круг православных праздников), не были необразованными или простыми, а великими святыми. Они задавались вопросом: «Через кого совершилось спасение рода человеческого? Через Господа нашего Иисуса Христа. А через кого действовал Бог в этой тайне спасения мира, кто были Его избранными сосудами? Прежде всего — Иисус Христос, затем Матерь Божия».

Мы видим, таким образом, что прежде веков в Совете Пресвятой Троицы был задуман план спасения рода человеческого путем воплощения Бога Слова от Девы. Ни сатана, ни херувимы, ни ангелы, ни святые не ведали той тайны Совета Пресвятой Троицы, что Бог в исполнение времен соделается Человеком от Девы. Так, божественный отец Максим Исповедник говорит: «Таинство, от века сокровенное и неведомое ангелам. Но как же его не знали ангелы, когда пророчества о Пришествии Мессии исполнялись через ангелов?» Ведь Благовещение Пресвятой Богородицы совершилось через ангела (см.: Лк. 1: 26). И тот же святой отец показывает далее, что ангелы действительно знали, но только знали что? Что родится Мессия, а каким образом — этого не знал никто.

Тайна сия была сокрыта до Христа, она остается сокрытой и сегодня и останется сокрытой во век века. Остается неизвестным, как Бог, невместимый и неописуемый для всех Его творений и всех небес, вместился во чреве Девы, чтобы стать совершенным Богом и соделаться Человеком, пребывая одновременно и с Отцом на престоле, и во чреве Девы, и исполняя всё.

Вы видите, как в таинстве вочеловечения Бога Слова, в исполнении плана спасения рода человеческого второй после Спасителя мы видим Его Матерь, служащую сосудом избранным и Лицом, избранным из всех народов земли для совершения этой тайны? Ибо говорит божественный Максим Исповедник: «Как сад создается для того, чтобы мы сажали деревья, и деревья сажаются для сада, так и Матерь Божия создана была Богом заранее и был составлен план, чтобы из Нее родился Христос в исполнение времен».

Однако и через Исаию предсказано было за 700 лет до этого: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Таким образом, Матерь Божия была Личностью, избранной Пресвятой Троицей из всех народов земли как самая чистая и самая святая Дева, из рода архиерейского и царского, из рода Ааронова по матери и рода Давидова по отцу, избранной из двух главных колен по плоти, а как по духу — это одному Богу ведомо, чтобы послужить спасению рода человеческого.

При Благовещении архангел Гавриил сразу кланяется Ей со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1: 28). С момента Рождения Спасителя, когда Она родила Его в яслях, Богородица всегда была рядом со Спасителем. Она была ближе всех к Нему. Носила Его 9 месяцев во чреве, вскармливала молоком год, носила на Своих объятиях, а сколько раз лобызала Того, Кто сотворил небо и землю, сколько раз утешала Его, сколько раз обнимала, сколько раз плакала от радости? Она ведь была не только Пресвятой и Пречистой Девой, но и Пророчицей. Знала, что Тот, Кого Она родила в пещере, — не только Человек, но и Бог, Ее Творец, создавший Ее во чреве матери. Подумайте, какая радость наполняла Ее сердце, когда Она сознавала, что несет в Своих объятиях Того, Кто держит в Своих руках небо и землю!

Когда пастыри возвестили слово, сказанное им ангелом о Младенце (см.: Лк. 2: 10–11, 17–18), и когда старец Симеон в храме предсказал Ей, что сердце Ее пронзит меч, когда Христос будет страдать на Кресте, говоря: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (ст. 34), то что было сказано? «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (ст. 19).

При родах Она не испытывала боли, ибо только Божия Матерь родила безболезненно, поскольку там, где изначально не было услаждения от мужа, не было потом и боли. Родила Она от Духа Свята, без боли. А боль, которой не было при рождении, у Нее была при распятии Спасителя. Тогда меч прошел через Ее сердце, и Она трижды падала без чувств, видя Сына Своего истекающим кровью, поругаемым и избиваемым, тем более, что знала, Кто Он на самом деле, пришедший спасти нас и ранами Своими исцелить рану рода человеческого.

Итак, с самого начала Пречистая Матерь Божия была рядом со Спасителем мира. А всего через несколько недель по Рождестве нагрянула беда. Пришли волхвы с Востока, чтобы поклониться Ему. А волхвы те не были людьми ни неучеными, ни бедными. Еще за тысячу с лишним лет до этого один из таких волхвов, Валаам из Патора, великий астроном и звездочет, предсказал: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых», то есть богов народов мира (Числ. 24 17–18). Потому из поколения в поколение передавалось, от старцев и волхвов-астрономов, что, когда покажется звезда, путешествующая не с востока, как солнце, — ибо звезда Спасителя пришла не с востока, а направляясь от юга к северу, — когда покажется на небе подобная звезда, пускай идут в ее направлении, ибо родится от Иакова — от Израиля, праотца рода еврейского, — Царь, Который сокрушит все царства мира и будет царствовать вовек в Царстве духовном и не имеющем конца (см.: Лк. 1: 33).

И эти ученые люди, завидев звезду, сразу же вскочили на коней и помчались вслед ее. Отправилось их четверо, но дошли только трое. Одному из них, по имени Арватан, воспрепятствовал диавол, и он не смог прийти поклониться Спасителю в Вифлееме.

И были волхвы эти очень богаты и очень знатны. А потому принесли золото, смирну и ладан: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Мертвому и всё прочее. И поклонились Ему.

Ирод же, узнав от них о Рождении Христа, созвал архиереев, книжников и старших законников и спросил, где должно родиться Христу. А они отвечали:

— В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля, — и прочее (Мф. 2: 5–6; Мих. 5, 2).

Иосиф и Мария пошли записаться на перепись туда, в Вифлеем, в свой дом, откуда они были родом, ибо оттуда был Иосиф, обручник Девы, хотя теперь они и жили в другом месте.

Вы слышали в сегодняшнем Евангелии, что произошло после того, как ушли волхвы: «Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2: 13). Вы видите попечение Бога о Сыне Своем?

Однако почему Бог бежит от человека? Разве не мог Христос, сотворивший небо и землю, в мгновение ока погубить Ирода? Почему же тогда Он бежит от Ирода? Неужели боится его? Нет, Боже, упаси! Бог может сотрясти землю с самых оснований и истребить все народы земли как муравьев. Но Спаситель всю жизнь являет Собой образ, то есть икону, христианской жизни, на все века и времена. Спаситель с самых пеленок стал подавать Собой добрый пример смирения и молчания, делом, а потом и словом, когда стал проповедовать Евангелие, показывая, как поступать нам, христианам, если будет грозить опасность.

Божественные отцы — Иоанн Златоуст и другие — говорят, что Он не боялся, а показал нам, людям, что не надо строить из себя гордых, когда услышим, что нам угрожает опасность, и не говорить: «Я не боюсь!» Ибо тогда нас покинет благодать Божия. Когда мы знаем, что кто-нибудь хочет причинить нам зло, будем остерегаться его пути. Ты слышал, что говорит Евангелие: «Остерегайтесь людей» (ср.: Мф. 10: 17).

И сейчас Христос, остерегаясь Ирода, на деле показал то, что сказал, когда вышел на проповедь после Крещения: «Остерегайтесь людей», — и: «Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (ст. 23). И опять же, Он не говорит: «Когда пойдете к правителям», а когда «поведут вас» (ст. 17).

Это показывает и святой Григорий в 9-й главе «Пидалиона»: «Он не сказал, что вы пойдете, а что вас поведут пред людьми и судьями, то есть другие поведут вас». Итак, не будем говорить, мол, Бог позаботится о нас, и добровольно бросаться в опасность, ибо Христос никак не учит нас этому ни сегодняшней притчей, ни словом, когда проповедовал Евангелие. А словом и делом показал нам, что надо избегать опасностей.

Христос пошел в Египет еще по двум причинам. Он бежал туда, потому что существовало пророчество, которое Он должен был исполнить, как в свое время должен был исполнить и пророчество о распятии, уксусе, трости и всем прочем, что было предречено. Пророк говорит: «Из Египта воззвал я Сына Моего» (Ос. 11: 1; Мф. 2: 15). Надо было, таким образом, чтобы исполнилось и это пророчество, а именно чтобы Спаситель призван был из Египта. Поэтому Он должен был пойти туда на какое-то время, чтобы потом снова быть призванным ангелом в землю Израильскую, как вы слышали.

Но это произошло и по другой причине. Во II веке по Рождестве Христовом появились ереси, называемые гностическими, в III веке — монтанисты, в IV-м — ариане и т.д. И некоторые из них возомнили, будто Христос родился не по-настоящему, а призрачно. Таким образом, если бы Христос не скрылся в Египте, эти еретики думали бы, что Он и не был Человеком, имеющим тело, но только Богом, Который воплотился лишь по видимости.

Если же Он бежал от меча Иродова, то бежал как Человек, чтобы явлено было, что Он несет и человеческое естество и меч Ирода сразил бы Его, если бы нашел. Таким образом, Он сделал это, чтобы Церковь извлекла впоследствии пользу. Он бежал, чтобы исполнилось пророчество, которое гласит, что «из Египта воззвал Я Сына Моего», но и для того, чтобы показать, что Он несет тело и остерегается по Своему человеческому естеству меча Ирода.

Но почему же Евангелие говорит, что ангел Божий во сне сказал Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет» (Мф. 2: 13)? То есть когда ты в опасности, поторопись, беги! А когда они 7 лет провели в Египте, уже не говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в землю Израилеву», — но: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (ст. 20). То есть иди спокойно, больше не бойся, ибо враг, искавший души Христа, умер. Итак, когда была опасность и надо было спешить, он сказал: «Беги!», — а когда опасность миновала, сказал: «Иди в землю Израилеву».

И пришел Младенец с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом, и, услышав, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, они уже не дерзнули прийти в Вифлеем, откуда ушли когда-то ночью, второпях, а направились далеко, в Назарет Галилейский, близ моря Средиземного, неподалеку от Сирии. Пришли в город Назарет и пожили там до времени, чтобы исполнилось другое Писание, гласящее, что «Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23; Мк. 1: 24; Деян. 2: 22).

«Вифлеем» переводится как «дом хлеба», а «Назарет» — это «цветущий» и «освященный». Ибо Спаситель именуется «Цветком благодати» и «Святыней Отца». Поэтому Спаситель ушел в Египет, а вернулся назад в пределы Назаретские. А теперь расскажу вам о Матери Божией, ведь сегодня Ее Собор.

Бытует мнение у некоторых крупных богословов Восточной Церкви, что ценность Матери Божией так велика на небе и на земле, что если бы, не приведи Господь, Бог утратил все девять чинов ангельских, весь мир видимый и невидимый, все народы земли, Он не скорбел бы так, как если бы лишился Пресвятой Богородицы. Так богословствуют многие, в том числе святой Никодим Святогорец, поскольку предусмотрено было, чтобы план спасения рода человеческого исполнился только с Пришествием Спасителя благодаря Божией Матери. Ценность Пресвятой Богородицы так велика, что превосходит ценность всех сил, горних и дольних.

Поэтому говорю вам: сколько же безумия, сколько заблуждения, сколько нерадения, сколько беспечности у тех христиан, у которых дома нет иконы Матери Божией или лампады перед Ее иконой, или кто каждый день не читает Пресвятой Богородице хотя бы по одному акафисту или молебну!

Матерь Божия — это второе небо и второй мир, как говорит святой Иоанн Дамаскин. Через Нее обновился род человеческий, и Она — Царица всех ангелов и всех святых, Она — наша Матерь, Матерь всех народов земли и всякой страждущей души, призывающей Ее на помощь.

Горе тому христианину, который не почитает Пресвятую Богородицу и не имеет дома молитвослова, чтобы почитать Матери Божией молебен или акафист, или же не знает наизусть ни одной молитвы к Ней! Великий стыд ожидает его в день Суда. Вы знаете, кто будет стоять одесную Спасителя в день Суда? Матерь Божия. А слева будет святой Иоанн Креститель, ангел-предтеча всех святых. Таким образом, эти два святых лица — больше всех на небесах после Пресвятой Троицы: сначала Пресвятая Богородица, а потом святой Иоанн Креститель.

Сколько же боли и сколько стыда ждет те народы земли, которые не познали и не почтили Ее! Ведь Ей, стоящей одесную Спасителя, Он окажет тогда столько послушания как носившей Спасителя во чреве, и родившей Его, и вскормившей Его молоком, и носившей Его на руках, и всю жизнь пробывшей рядом с Ним, и всегда ограждавшей Его от опасностей, и всегда Его слушавшей, и больше всех страдавшей, когда Он страдал на Кресте, ибо сердце Ее обливалось кровью.

Вот какой славой и честью окружена Она там, наверху, а мы, грешные, на земле ленимся призвать Ее на помощь. Или не знаем, через какую боль предстоит пройти нашей душе в час смерти? Тогда увидим, как сильна Пресвятая Богородица облегчить наши муки и вырвать нас из когтей бесов, которые явятся, чтобы показать нам, сколько всего мы нагрешили словом, делом и помышлением.

Жил когда-то один монах в Галлии, то есть нынешней Франции. Было это в те времена, когда Западная Церковь еще не была католической, а была одна Православная Церковь во всем мире. И была там одна монашеская обитель, которая почитала Матерь Божию как свою Покровительницу и Утешительницу. А у монаха того была еще пущая любовь к Матери Божией и великое благоговение перед Ней, и он каждый день совершал молитвенные правила, земные поклоны, молебны и акафисты со многими слезами к Матери Божией, чтобы Она пребыла его Помощницей на земле, и в час кончины, и в день Суда.

И еще молился бедный монах так: «Матерь Божия, мне хотелось бы однажды увидеть Тебя, какова Ты на небесах, чтобы стяжать еще большее благоговение перед Тобой и сугубую веру. Я недостоин этого, ибо я человек грешный, но, если пожелаешь, покажи мне, чтобы мне увидеть, какой славой Ты обладаешь на небесах. И если увижу Тебя однажды, я не забуду этого до самой смерти».

И много молился он, однако Матерь Божия не желала ему являться. Утешала его втайне, но показаться не хотела, — может, чтобы не возгордился, а может, чтобы не ослепить его, ведь Она сияет в десятки тысяч раз сильнее солнца.

Однако видя, что он постоянно Ее беспокоит, ибо он непрестанно плакал, и видя, каким он верным был, Она пожелала ему явиться, но только не в том сиянии и славе, какими обладает одесную Сына на небесах, а в такой славе, которую он сможет вынести. И однажды на молитве явилась ему Матерь Божия в таком сиянии, что он подумал, что если сейчас не закроет глаз, то ослепнет. И тогда закрыл он один глаз, а второй у него ослеп полностью: столько света, и столько благоухания Духа Святого, и столько красоты и сияния исходило от Нее. А. И он поклонился Ей, а Пресвятая Богородица преподала ему благословение и сказала:

— Не переставай молиться, ибо ты придешь, чтобы лицезреть Меня там, на небесах, навечно!

И когда ушла Пресвятая Богородица, душу его наполнили великая радость и великое утешение от Духа Святого, Который пришел через Матерь Божию и исполнил его любви духовной. Однако он жалел об одном и всё говорил себе: «Какой же я был глупый! Ну зачем я закрыл один глаз? Лучше бы держал его открытым и ослеп на оба глаза, лишь бы насытиться света того столько прекрасного и неизреченного Пресвятой Богородицы. Но придет ли Матерь Божия еще раз?» И принялся снова молиться:

— Матерь Божия, мне так жаль, что я пощадил второй глаз. Я ослеп на тот глаз, которым увидел Тебя, но если Ты придешь еще, хочу ослепнуть и на второй, лишь бы увидеть Тебя еще раз! Я хочу остаться слепым навсегда, до самой смерти, лишь бы увидеть Тебя на несколько мгновений!

И молился он так годами, и наконец явилась Матерь Божия. Но когда Она ему показалась, то вместо того, чтобы ослеп и второй глаз, произошло другое чудо: у него открылся и слепой глаз, и оба глаза у него сделались чистыми и здоровыми. Матерь Божия, придя, не стала слепить ему и второго глаза, а сказала:

— Отныне ты будешь видеть Меня на небе, когда явишься туда.

И стал он здоров на оба глаза, а немного спустя преселился бедный монах на небеса, чтобы наслаждаться радостью и светом, веселием неизреченным и лицезрением Пречистой Богородицы не на миг, не на минуту, а навсегда. Преселился, чтобы взор его духовный был устремлен к Пречистой, и к Спасителю, и к Пресвятой Троице со всеми святыми во свете неприступном, и чтобы он радовался и веселился.

Но нам не надо непременно желать такого видения. Это было дерзновение души столь великой, а мы будем видеть свои грехи и не возмечтаем увидеть Пресвятую Богородицу, ибо того недостойны. Будем видеть и оплакивать свои грехи, каяться до последнего вздоха, исповедоваться чисто, мириться со всеми, соблюдать святые посты, проводить жизнь чистую, иметь любовь к ближнему, и тогда и мы, грешные, сможем уповать на милость Спасителя и Пречистой Девы Марии, что тоже сможем лицезреть Ее в будущем веке, не минуту, не день, не год и не тысячу лет, а во веки веков.

Молитвами Пречистой, Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, грешных. Аминь!

[1] Слово «Крэчун» переводится как Рождество. Еще у румын существует «Мош Крэчун», что переводится как Дед Мороз.

Источник

Православная Жизнь

Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На дру­гой день по Рож­де­стве Хри­сто­ве празд­ну­ет­ся Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, па­мять свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка, ца­ря Да­ви­да (пред­ка по пло­ти Гос­по­да Иису­са Хри­ста) и свя­то­го Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, сы­на от пер­во­го бра­ка свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Свя­той Иа­ков со­про­вож­дал вме­сте с от­цом сво­им Иоси­фом Ма­терь Бо­жию и Бо­гом­ла­ден­ца Иису­са при бег­стве в Еги­пет.

что такое собор пресвятой богородицы. ih3352. что такое собор пресвятой богородицы фото. что такое собор пресвятой богородицы-ih3352. картинка что такое собор пресвятой богородицы. картинка ih3352. Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (Фото: LeniKovaleva, Shutterstock)

Собор Пресвятой Богородицы

К истории праздника

По­сле то­го, как волх­вы ушли из Виф­ле­е­ма, Ан­гел Гос­по­день во сне явил­ся Иоси­фу, по­веле­вая ему, чтобы он вме­сте с но­ во­рож­ден­ным мла­ден­цем Иису­сом Хри­стом и Ма­те­рию Его, Пре­чи­стою Де­вою Ма­ри­ею, бе­жал в Еги­пет и оста­вал­ся там до тех пор, по­ка ему по­ве­ле­но бу­дет от­ту­да воз­вра­тить­ся, так как Ирод хо­чет ис­кать Мла­ден­ца, чтобы по­гу­бить Его. Иосиф, встав, взял Мла­ден­ца и Ма­терь Его но­чью и по­шел в Еги­пет. Но сна­ча­ла, преж­де от­ше­ствия сво­е­го ту­да, он ис­пол­нил в хра­ме Со­ло­мо­но­вом все, что опре­де­ле­но бы­ло по за­ко­ну Гос­под­ню, ибо дни очи­ще­ния Пре­чи­стой и Пре­не­по­роч­ной Бо­го­ма­те­ри уже на­сту­пи­ли, и в том хра­ме сре­ти­ли Гос­по­да на­ше­го ста­рец Си­ме­он и Ан­на про­ро­чи­ца. По­том, ис­пол­нив все, что опре­де­ле­но бы­ло в за­коне, Иосиф по­шел в На­за­рет, в дом свой. Ибо так го­во­рит свя­той Лу­ка: «И ко­гда они со­вер­ши­ли все по за­ко­ну Гос­под­ню, воз­вра­ти­лись в Га­ли­лею, в го­род свой На­за­рет» (Лк.2:39). От­сю­да яв­но, что они не тот­час на­пра­ви­лись из Виф­ле­е­ма к Егип­ту, но сна­ча­ла по­шли в храм Гос­по­день, за­тем в На­за­рет и, на­ко­нец, в Еги­пет. О том сви­де­тель­ству­ет и свя­той Фе­о­фи­лакт в тол­ко­ва­нии на Еван­ге­ли­ста Мат­фея, ко­гда пи­шет так: «Во­прос: Как это го­во­рит Еван­ге­лист Лу­ка, что Гос­подь уда­лил­ся в На­за­рет по про­ше­ствии 40 дней по рож­де­нии Сво­ем и по­сле сре­те­ния Сво­е­го стар­цем Си­мео­ном? А здесь свя­той Мат­фей го­во­рит, что он при­шел в На­за­рет уже по воз­вра­ще­нии из Егип­та? От­вет: Знай, что Еван­ге­лист Лу­ка упо­ми­на­ет о том, о чем умол­чал Еван­ге­лист Мат­фей, имен­но — что Гос­подь (го­во­рит Лу­ка) по рож­де­стве Сво­ем по­шел в На­за­рет. А Мат­фей го­во­рит о том, что слу­чи­лось уже по­сле то­го, имен­но: как наш Гос­подь бе­жал в Еги­пет и как по воз­вра­ще­нии от­ту­да сно­ва по­шел в На­за­рет. Во­об­ще Еван­ге­ли­сты не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу, но толь­ко Лу­ка го­во­рит об уда­ле­нии Хри­ста из Виф­ле­е­ма в На­за­рет, а Мат­фей по­вест­ву­ет о Его воз­вра­ще­нии в На­за­рет из Егип­та».

Итак, по вы­хо­де из хра­ма Гос­под­ня свя­тые пут­ни­ки сна­ча­ла от­пра­ви­лись в На­за­рет и немед­лен­но сде­ла­ли рас­по­ря­же­ние от­но­си­тель­но сво­е­го до­ма, а за­тем, за­хва­тив­ши все нуж­ное для пу­те­ше­ствия, по­спеш­но, но­чью (чтобы бли­жай­шие со­се­ди не узна­ли это­го) на­пра­ви­лись по до­ро­ге к Егип­ту. При этом они взя­ли с со­бою для услу­же­ния и Иа­ко­ва, стар­ше­го сы­на Иоси­фо­ва, на­зван­ного впо­след­ствии бра­том Гос­под­ним, что вид­но из цер­ков­но­го пес­но­пе­ния на 23-е ок­тяб­ря, где по­ет­ся так: «Еже во пло­ти Гос­под­ня же­ла­ния муд­ре, брат по­ка­зал­ся еси, уче­ник, и са­мо­ви­дец бо­же­ствен­ных тайн, бе­га­яй с ним, и во Егип­те быв со Иоси­фом, Ма­те­рию же Иису­со­вою: с ни­ми­же мо­ли спа­сти­ся нам»[1]. От­сю­да яв­но, что и Иа­ков со­пут­ство­вал свя­то­му се­мей­ству на пу­ти в Еги­пет, слу­жа ему во вре­мя пу­те­ше­ствия. А бе­жал Гос­подь в Еги­пет ча­стью для то­го, чтобы по­ка­зать, что Он есть ис­тин­ный че­ло­век во­пло­щен­ный, а не дух и при­ви­де­ние (на что ука­зы­ва­ет свя­той Еф­рем в сло­ве на Пре­об­ра­же­ние, ко­гда го­во­рит: «Ес­ли бы Он не был пло­тию, то то­гда с Кем же бе­жал Иосиф в Еги­пет»); а ча­стью для то­го, чтобы на­учить нас бе­жать гне­ва и яро­сти че­ло­ве­че­ской, а не с гор­до­стью про­ти­вить­ся им. Так объ­яс­ня­ет и Зла­то­уст: «В сво­ем бег­стве, – го­во­рил он, – Гос­подь на­уча­ет нас да­вать ме­сто яро­сти, т.е. бе­гать че­ло­ве­че­ской яро­сти. И ес­ли Все­мо­гу­щий бе­жит, то мы, гор­дые, на­уча­ем­ся этим не под­вер­гать се­бя опас­но­сти». Цель бег­ства Гос­под­ня в Еги­пет и та, чтобы очи­стить Еги­пет от идо­лов и, как го­во­рит свя­той па­па Лев, чтобы не без этой стра­ны, в ко­то­рой в пер­вый раз через за­кла­ние агн­ца бы­ли про­об­ра­зо­ва­ны спа­си­тель­ное зна­ме­ние кре­ста и Пас­ха Гос­под­ня, – уго­то­ва­лось та­ин­ство свя­тей­шей жерт­вы. Так­же и чтобы ис­пол­ни­лось сле­ду­ю­щее про­ро­че­ство Ис­а­и­и­но: «Гос­подь вос­се­дит на об­ла­ке лег­ком, и гря­дет в Егип­те. И по­тря­сут­ся от ли­ца Его идо­лы еги­пет­ские» (Ис.19:1). В этом ме­сте под об­ла­ком свя­той Ам­вро­сий ра­зу­ме­ет Пре­чи­стую Де­ву, Ко­то­рая при­нес­ла на ру­ках Сво­их Гос­по­да в Еги­пет, и па­ли идо­лы еги­пет­ских бо­гов. Тот об­лак, Пре­чи­стая Де­ва, – ле­гок, ибо Она не отя­го­ще­на ни­ка­ким бре­ме­нем ка­ко­го-ли­бо гре­ха или плот­ско­го во­жде­ле­ния и по­зна­ния су­пру­же­ства.

Пе­ре­да­ет­ся и то, что ко­гда пра­вед­ный Иосиф, Пре­чи­стая Де­ва и Бо­гом­ла­де­нец шли в Еги­пет, в од­ном пу­стын­ном ме­сте на­па­ли на них раз­бой­ни­ки и хо­те­ли от­нять у них ос­ла, на ко­то­ром они вез­ли то немно­гое, что необ­хо­ди­мо бы­ло им в до­ро­гу, и на ко­то­ром ино­гда и са­ми ез­ди­ли. Один же из тех раз­бой­ни­ков, уви­дев Мла­ден­ца необы­чай­ной кра­со­ты и уди­вив­шись та­кой кра­со­те, ска­зал:

– Ес­ли бы Бог при­нял на Се­бя че­ло­ве­че­ское те­ло, то не мог бы быть кра­си­вее се­го Мла­ден­ца.

Ска­зав это, он за­пре­тил сво­им то­ва­ри­щам, про­чим раз­бой­ни­кам, и не дал им ни­чем оби­деть сих пут­ни­ков. То­гда Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ска­за­ла то­му раз­бой­ни­ку:

– Знай, что Сей Мла­де­нец воз­даст те­бе щед­рым воз­да­я­ни­ем за то, что ты охра­нил Его.

Этот раз­бой­ник был тот са­мый, ко­то­рый впо­след­ствии, при Рас­пя­тии Хри­ста, был по­ве­шен на кре­сте по пра­вую сто­ро­ну, и ко­то­ро­му Гос­подь ска­зал: «Ныне же бу­дешь со мною в раю» (Лк.23:43). И ис­пол­ни­лось про­ро­че­ское пред­ска­за­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, что «воз­даст те­бе Сей Мла­де­нец».

Ко­гда они во­шли в Еги­пет­скую стра­ну и на­хо­ди­лись в пре­де­лах Фива­и­ды, при­бли­зи­лись они к го­ро­ду Ер­мо­по­лю[2]. Близ вхо­да в сей го­род рос­ло очень кра­си­вое де­ре­во, на­зы­вав­ше­е­ся «Пер­сея», ко­то­рое та­мош­ние жи­те­ли по сво­е­му идо­ло­по­клон­ни­че­ско­му обы­чаю по­чи­та­ли как бо­га из-за его вы­со­ты и ве­ли­че­ствен­ной кра­со­ты, по­кло­ня­ясь ему и при­но­ся ему жерт­вы, ибо в том де­ре­ве жил и бес, по­чи­та­е­мый ими. Ко­гда Пре­чи­стая Бо­го­ма­терь с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем при­бли­зи­лась к то­му де­ре­ву, тот­час оно силь­но по­тряс­лось, ибо бес, убо­яв­шись при­ше­ствия Иису­со­ва, бе­жал. А де­ре­во при­к­ло­ни­ло свою вер­хуш­ку до са­мой зем­ли, воз­да­вая по­до­ба­ю­щее по­кло­не­ние сво­е­му Со­зда­те­лю и Его Ро­ди­тель­ни­це, Пре­чи­стой Де­ве, кро­ме то­го, оно огра­ди­ло их те­нью сво­их мно­го лист­вен­ных вет­вей от сол­неч­но­го зноя и тем да­ло воз­мож­ность утом­лен­ным свя­тей­шим пут­ни­кам от­дох­нуть. И в та­ком на­кло­нен­ном ви­де оста­лось то де­ре­во в оче­вид­ное зна­ме­ние при­ше­ствия Гос­по­да в Еги­пет. По­сле то­го, как под сим де­ре­вом Гос­подь с Сво­ею Ма­те­рию и Иоси­фом от­ды­ха­ли, это де­ре­во по­лу­чи­ло це­леб­ную си­лу, ибо от его вет­вей ис­це­ля­лись вся­кие бо­лез­ни. За­тем свя­тые пут­ни­ки преж­де все­го во­шли в тот го­род и идоль­ский храм, на­хо­див­ший­ся в нем, и тот­час все идо­лы па­ли. О сем хра­ме упо­ми­на­ет Пал­ла­дий в «Лав­са­и­ке»[3]: «Мы ви­де­ли, – го­во­рит он, – там (в Ер­мо­по­ле) идоль­ский храм, в ко­то­ром во вре­мя при­ше­ствия Спа­си­те­ля упа­ли все идо­лы ниц на зем­лю. Так­же и в од­ном се­ле­нии, на­зы­ва­е­мом «Си­рен», упа­ло три­ста шесть­де­сят пять идо­лов в од­ном хра­ме, в то вре­мя как ту­да во­шел Хри­стос с Пре­чи­стою Ма­те­рию[4].

Да и во всем Егип­те во вре­мя при­ше­ствия Гос­под­ня со­кру­ши­лись идо­лы, и бе­сы бе­жа­ли из них, и ис­пол­ни­лось в этом со­бы­тии то, что пред­рек св. про­рок Иере­мия, на­хо­дясь в Егип­те, ко­гда ска­зал «Все идо­лы долж­ны бу­дут упасть, и все изо­бра­же­ния бо­гов со­кру­шат­ся то­гда, ко­гда при­дет сю­да Де­ва Ма­терь с Мла­ден­цем, рож­ден­ным в яс­лях». Со вре­ме­ни се­го Иере­ми­и­на про­ро­че­ства у егип­тян су­ще­ство­вал обы­чай изо­бра­жать Де­ву, по­ко­я­щу­ю­ся на по­сте­ли, а близ Нее Мла­ден­ца, ле­жа­ще­го в яс­лях и по­ви­то­го пе­ле­на­ми, и по­кло­нять­ся это­му изо­бра­же­нию. Ко­гда од­на­жды царь Пто­ле­мей спро­сил еги­пет­ских жре­цов, для че­го они это де­ла­ют, те от­ве­ти­ли «Это – тай­на, воз­ве­щен­ная древ­ней­шим пред­кам на­шим од­ним свя­тым про­ро­ком, и мы ждем ис­пол­не­ния то­го про­ро­че­ства и рас­кры­тия сей тай­ны».

По­сле се­го свя­тые пу­те­ше­ствен­ни­ки по­вер­ну­ли немно­го в сто­ро­ну от го­ро­да Ер­мо­по­ля и, ища ме­ста для оста­нов­ки, во­шли в се­ле­ние, на­зы­вав­ше­е­ся «На­та­рея», ле­жа­щее неда­ле­ко от Илио­по­ля[5]. Иосиф близ это­го се­ле­ния оста­вил Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию со Хри­стом Гос­по­дом, а сам по­шел в се­ле­ние ра­ди при­об­ре­те­ния по­треб­но­го. А то смо­ков­нич­ное де­ре­во, при­ютив­шее свя­тых стран­ни­ков под со­бою, раз­дво­и­лось свер­ху дони­зу и опу­сти­ло свой верх, об­ра­зуя как бы сень или ша­тер над их гла­вою: а вни­зу, у сво­е­го кор­ня, оно об­ра­зо­ва­ло в той рас­се­лине как бы углуб­ле­ние, удоб­ное для пре­бы­ва­ния, и там Пре­чи­стая Де­ва с Мла­ден­цем лег­ла и от­дох­ну­ла от пу­те­ше­ствия. То ме­сто и до се­го вре­ме­ни в боль­шом по­чи­та­нии не толь­ко у хри­сти­ан, но и у са­ра­ци­нов, ко­то­рые и до сих пор (как это рас­ска­зы­ва­ет­ся до­сто­вер­ны­ми оче­вид­ца­ми) воз­жи­га­ют све­тиль­ник с еле­ем в рас­се­лине де­ре­ва в честь по­чи­вав­шей там Де­вы с Мла­ден­цем. Иоси­фу и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за­хо­те­лось остать­ся в том се­ле­нии и, най­дя для се­бя неда­ле­ко от то­го де­ре­ва хи­жи­ну, они на­ча­ли в ней жить. Со­вер­ши­лось и дру­гое чу­до си­лою Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, ибо там же, близ их ме­сто­пре­бы­ва­ния и близ то­го чу­дес­но­го де­ре­ва, явил­ся вне­зап­но ис­точ­ник жи­вой во­ды, из ко­то­ро­го Пре­чи­стая Де­ва чер­па­ла для сво­ей по­тре­бы и в ко­то­ром устра­и­ва­ла ку­па­нье для Сво­е­го Мла­ден­ца. Су­ще­ству­ет тот ис­точ­ник и до­ныне, имея очень хо­лод­ную и здо­ро­вую во­ду. А что еще уди­ви­тель­нее, что во всей зем­ле Еги­пет­ской это един­ствен­ный ис­точ­ник жи­вой во­ды, и он сла­вит­ся в том се­ле­нии. Сим кон­ча­ет­ся по­вест­во­ва­ние о пре­бы­ва­нии Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри со Хри­стом в Егип­те, где они про­бы­ли несколь­ко лет. Но точ­но­го из­ве­стия о том, сколь­ко лет про­вел Гос­подь в Егип­те – нет. Св. Епи­фа­ний го­во­рит, что – два го­да, а Ни­ки­фор три го­да, а Ге­ор­гий Кед­рин пять лет; иные же, как Ам­мо­ний Алек­сан­дрий­ский, ду­ма­ют, что семь лет. Во вся­ком слу­чае то несо­мнен­но, что до кон­чи­ны Иро­до­вой, как и Еван­ге­лие го­во­рит: «И там был до смер­ти Иро­да» (Мф.2:15).

При­ме­ча­ния

[1] На сти­ховне сти­хи­ра 2-я.

[2] Фива­и­да – об­ласть зна­ме­ни­то­го в древ­но­сти еги­пет­ско­го го­ро­да Фивы; этим же име­нем на­зы­вал­ся по име­ни глав­но­го го­ро­да и во­об­ще весь Верх­ний (Юж­ный) Еги­пет. Ер­мо­поль – один из зна­чи­тель­ных го­ро­дов древ­не­го Егип­та, слу­жив­ший вид­ным ре­ли­ги­оз­ным цен­тром язы­че­ства.

[3] Пал­ла­дий Еле­но­поль­ский (с 368 по 430 г.) был уро­же­нец Га­ла­тии; в 388 г. при­был в Алек­сан­дрию, от­ту­да по­том уда­лил­ся в близ­ле­жа­щую пу­сты­ню для по­дви­гов без­мол­вия, а по­том пе­ре­се­лил­ся в Виф­ле­ем; в 399 г. из­бран в епи­ско­па Еле­но­поль­ско­го, в Вифи­нии, в Ма­лой Азии. По­сле то­го им­пе­ра­тор Ар­ка­дий со­слал его, как сто­рон­ни­ка св. Иоан­на Зла­то­уста, в Верх­ний Еги­пет, от­ку­да в 408 г. он пе­ре­ме­щен в Ан­ти­ною, а в 412 г. воз­вра­щен на свою ка­фед­ру в Еле­но­поль. По прось­бе кап­па­до­кий­ско­го пре­фек­та Лав­са в 420 г. он со­ста­вил со­бра­ние жиз­не­опи­са­ний свя­тых по­движ­ни­ков и ска­за­ний о них, ко­то­рое в честь его на­звал «Лав­са­и­ком». – Па­мять Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го в суб­бо­ту сыр­ную.

[4] Все по­дроб­но­сти о пу­те­ше­ствии Пре­свя­той Де­вы с Бо­гом­ла­ден­цем Иису­сом и с прав. Иоси­фом в Еги­пет и о пре­бы­ва­нии их там так же, как и мно­гие по­дроб­но­сти о рож­де­стве Хри­сто­вом, за­им­ство­ва­ны из апо­кри­фи­че­ских Еван­ге­лий, в осо­бен­но­сти из так на­зы­ва­е­мо­го «Еван­ге­лия дет­ства Спа­си­те­ля» так­же и из апо­кри­фи­че­ско­го со­чи­не­ния, из­вест­но­го под за­гла­ви­ем «Ис­то­рия рож­де­ния Ма­рии и дет­ства Спа­си­те­ля», – Пре­да­ние о па­де­нии идо­лов еги­пет­ских при въез­де ее се­мей­ства в Еги­пет упо­ми­на­ет­ся и в ака­фи­сте Спа­си­те­лю, где го­во­рит­ся «идо­ли бо Спа­се наш, не тер­пя­ще Тво­ея кре­по­сти, па­до­ша» (Икос 6-й).

[5] Илио­поль – го­род в Ниж­нем (Се­вер­ном) Егип­те.

Молитвы

Тропарь Собору Пресвятой Богородицы, глас 4

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *