что такое смысловое чтение определение
Что такое смысловое чтение определение
Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
Осмысленное чтение связано с пониманием
Уровни понимания текста
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
· различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
· распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
· собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.
К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.
Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.
Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.
Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.
Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).
1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.
2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.
Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».
Чтение является важнейшим средством социализации учеников. В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.
Место смыслового чтения в ФГОС
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.
· мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
· операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
· когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.
Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.
Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность.
Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».
Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности.
Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.
Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.
Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала.
Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.
Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности.
В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.
Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия.
Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер.
К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие.
Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса.
Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие.
Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее.
Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности.
Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся.
Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:
· система научных знаний, пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.
· универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.
Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.
Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.
Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.
Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.
Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».
Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.
Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).
Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:
· выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
· выявить поверхностный смысл на базе этих значений.
Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.
Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:
· умение эмоционально переживать,
«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).
Способность оценивать внутренний подтекст, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышлению.
«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».
· выбор в словах контекстуально актуализированных значений;
· выявление поверхностного смысла на базе этих значений;
· интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.
Методика работы с текстом
Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).
Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)
2 этап. Структурно-функциональный анализ
Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.
В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.
3 этап. Реконструкция смысловых структур
Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.
В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?
4 этап. Смысловая компрессия
Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.
Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст
Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.
Что такое смысловое чтение определение
Литературе так же нужны талантливые читатели,
как и талантливые писатели.
Именно на этих талантливых, чутких,
обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор,
когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа,
верного поворота действия, верного слова.
С.Я. Маршак.
О талантливом читателе. Воспитание словом
Всё чаще мы задумываемся, почему дети информационного общества стали меньше читать книги, где «много текста»? Почему они тяготеют к комиксам, а классические произведения изучают в сокращённом варианте?
В новых социокультурных и экономических условиях чтение, несомненно, не потеряло своей актуальности и значимости. Это базовая интеллектуальная технология, важнейший ресурс развития, источник новой информации.
Когда мы берём в руки новый текст, то часто сталкиваемся с «точками непонимания», которые обязательно нужно расшифровывать, медленно погружаясь в ткань текста. Перед читателем встаёт задача – понять замысел автора, увидеть с помощью языка другого человека обычные явления жизни. Может быть, они покажутся нам другими? Не совсем обычными? Может быть, автор сумел придать новый ракурс описанию полёта бабочки, падения осенних листьев? Если автору действительно удалось погрузить читателя в свою атмосферу, «заразить» новыми ощущениями, передать иные или близкие переживания, то значит, читатель начал постепенно осмысливать написанное, искать в тексте отклик, оценивать поступки персонажей…
Значит, чудо сотворчества произошло! Значит, диалог между автором и читателем состоялся! Именно в момент возникновения диалоговых отношений чтение становится интересным, осмысленным, оно сопряжено с возникновением самых разных эмоциональных оттенков.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при таком виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смысловых аспектов текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации (истолкования), наделения личностным смыслом.
Прочитайте «для себя» стихотворение Владимира Орлова.
Почему загрустил пароход?
Очень грустно
Пароходу –
Привязали пароход.
Пароходу
Нету ходу
Ни назад и ни вперед.
Пароход
Повесил нос:
– Я не лошадь и не пёс!
Неужели я причал
Стерегу?
Я ни лаять, ни рычать
Не могу!
Почему же
Наказали меня?
Почему же
Привязали меня?
Почему меня
В портах
Держат люди
На цепях?
А теперь проверьте себя, насколько вы поняли это произведение. Обращайте внимание на ответы в скобках. Согласны ли вы с ними?
1) На какой вопрос хочет получить ответ герой стихотворения? (Этот вопрос вынесен автором в заглавие.)
2) Чем для вас интересен главный герой? Кто это? (Главный герой необычен, потому что это – пароход. Разве он может разговаривать? Может грустить? Задавать вопросы? В стихотворении пароход показан живым, как человек. Ему свойственны переживания. Это так здорово и необычно!)
3) Найдите в стихотворении те строки, слова, выражения, в которых передаётся настроение героя. Подчеркните и прочитайте их. (Можно выделить следующие выражения:
1) Очень грустно
Повесил нос…)
4) Как вы понимаете выражение «повесить нос»? Каким другим словом можно его заменить? (Повесить нос – загрустить, приуныть.)
5) По какой же причине «загрустил пароход»?
(Поэт описывает причину грусти героя просто: «привязали пароход». Стоит объяснить такую ситуацию: на самом деле пароход стоит в порту, видимо, он не идёт в данный момент в плавание. Эта обычная ситуация обыгрывается поэтом как некая «неудача» парохода, его недоумение по поводу, что его привязали и он не может двигаться ни назад и ни вперёд.)
6) О чём говорит пароход? Как в его словах выражается недовольство?
(Пароход задаёт только вопросы, на которые, скорее всего, он так и не услышит ответов. В этих вопросах передаётся недоумение, недовольство, разочарование героя. В то же время читателю хочется улыбнуться и пожалеть пароход. Ведь ответ так прост: пароход стоит в порту, пока не придёт его время отправиться в плавание. Он капризничает, как ребёнок. От этого его состояние грустное, унылое, нерадостное. Талант автора проявился в том, что обычная жизненная ситуация стала поводом для описания замечательной шуточной истории. В. Н. Орлов, рассчитывая на детское искреннее восприятие ситуации, рассказал одно событие их жизни парохода, которое оказалось для героя грустным, безвыходным.)
7) Нужно ли помогать пароходу? Может быть, его надо пожалеть?
Наверное, вы, читатели, сами догадались о том, что всё разрешится само собой. Именно поэтому стихотворение не оставляет ощущения печального исхода, оно весёлое, шуточное, юмористическое. Доля юмора передаётся в конкретной ситуации, которая сообщается в начале стихотворения, а также в монологе героя, выстроенном как череда вопросов.
Не правда ли, что после ответов на вопросы вы посмотрели на этот текст по-другому, пройдя путь от первичного восприятия до полного погружения в текст. Не знаю, заразились ли авторской идеей.
Восприятие каждого читателя индивидуально. Каждый читатель возьмёт из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его мотивации и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты.
По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств читателя, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей жизни.
Смысловое чтение как способ формирует у читателей умение определять интонации автора, видеть авторские приёмы, пояснять, с какой целью они использованы в тексте. Такому виду чтения надо учить с самого раннего возраста, постепенно, поэтапно…
Итак, смысловое чтение – важнейший вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Смысловое чтение позволяет читателю не только вникать в замысел автора, но и решать личные коммуникативные задачи. В процессе этого чтения становится возможным находить разную информацию – основную и второстепенную, выделять ключевые моменты, формулировать основную мысль текста.
Смысловое чтение – это диалог между читателем и автором. Он может состояться. А может быть, и нет… Прав С.Я. Маршак, написавший такие важные слова: «Читатель получает лишь тот капитал, который вложен в труд автором. Если во время работы не было затрачено ни настоящих мыслей, ни подлинных чувств, ни запаса живых и точных наблюдений, – не будет работать и воображение читателя. Он останется равнодушен, а если и расшевелится на один день, то завтра же забудет своё кратковременное увлечение».