что такое скупость и расточительство
Скупость
Скупость – это личностная черта, не являющаяся генетически закреплённой, а только формирующаяся в онтогенезе и под влиянием психотравмирующих ситуаций. Скупость проявляется в значительной бережливости, когда это начинает бросаться в глаза (покупка всё только по акции, повторное использование стаканчиков от йогурта, принципиальный приём пищи только дома в целях экономии и т.д.). Примеры скупости разнообразны и нельзя отнести эту черту однозначно к позитивным или негативным проявлениям, всё будет зависеть от дополнительных условий, методов проявления и общего влияния, как на жизнь самого субъекта, так и окружающих.
Касается скупость любых проявлений, где деньги только часть. Обычно подразумеваются случаи, касающиеся любых материальных благ – вещи (новые, страна производитель, акции), недвижимость (обваливающаяся штукатурка или частное поместье), еда (её качество, разнообразие и свежесть). Но кроме таких моментов скупость касается и не совсем привычных моментов, таких как отдых и развлечения (человек может иметь собственный автопарк, но отказывать себе в походе в кино), получение новой информации (книги, конференции, семинары). Совершенно нематериальная сторона – это жажда внимания и власти, а также возможность отдавать собственное время, энергию, заботу и прочее.
Таким образом, скупость многогранна и может проявляться сразу во многих личностных и материальных категориях, так и только в одной – кто-то сорит деньгами, но не может выдавить из себя тёплого слова, кто-то отдаёт всего себя семье, но экономит даже на проезде в метро.
Что это такое
Причины скупости во многом обусловливают её проявление и соответственно дают понимание всего многообразия данного явления. Скупость может выражаться агрессивно, когда человек довольно резко отстаивает достигнутые своими трудами приобретения и пытается получить ещё больше. Мотивация такого проявления лежит глубоко в общем формировании личности, основная тенденция которой захватничество и умножение территории и запасов. Продиктовано эволюционными механизмами, благодаря которым строгое соблюдение дефицита, растягивание продуктов и постоянное стремление к расширению пространства обеспечивали выживание. Когда такая мотивация становится чрезмерной, то она перестаёт приносить позитивные результаты, превращается в жадность и пустое накопительство ради количества, славы, желания потешить своё самолюбие, а выгода и выживание уходят далеко на второй план.
Понять, что такое скупость можно и на обратном примере – страхе, если были в жизни лишения, нанесшие серьёзную психотравму, и теперь он настолько боится повторения, что готов не приобретать ничего нового, лишь бы не потерять старое. Обычно такие люди существуют на грани выживания, покупая большие объемы продуктов и необходимых ежедневных вещей по акциям и в больших количествах, их дома напоминают жилища военных времён, где нет места удовольствию, зато есть место целому мешу макарон или ящику хозяйственного мыла. Когда скупость сформирована страхом потери, возможностью голода, то у человека может блокироваться и поток, через который приходит прибыль из-за существующих убеждений, что чем меньше имеешь, тем меньше шансов, что отберут.
В основном принято обсуждать черту с материалистичной стороны, но есть и другие, например, скупость мужа является распространённой жалобой среди женщин. Мужчины не одинаково зажимают деньги, а дело в том, что у людей скупость проявляется в разных областях – он может потратить кучу денег на букет цветов, но не сводить в театр, а для неё увядшие цветы всего лишь выкинутые деньги, тогда как театр хорошее вложение в эмоции. Каждый считает другого транжирой и скупцом в отношении себя, но это качество помогает выжить в трудные времена, скопить на что-то необходимое.
Скупость и жадность в чём отличия
Разница между скупостью и бережливостью заключается в форме реализации потребности приумножить, сохранить и всячески улучшить свою жизнь и её части. Бережливость больше относится к разумному планированию бюджета, отсутствию необходимости покупать брендовую вещь только ради названия и также подразумевает ценность временного ресурса. Скупой человек старается не тратить вообще, всё время посвящать работе, исключать удовольствия и маленькие моменты, которые вынуждают тратить время и деньги, но восполняют моральные резервуары.
Сложнее разделить понятия скупости и жадности, являющиеся для многих синонимичными, но не тождественными. Проявляться они могут вполне одинаково, но внутренняя мотивация будет разной – так жадность скорее возникает от желания обладать, постоянной неудовлетворённой потребностью достать что-то ещё, заткнуть дыру своих желаний. Это активная позиция требования и попыток добыть необходимое.
Скупость более пассивна, имеет главную тенденцию в том, чтобы не потерять имеющееся. Там где у жадности новые желания, стремление обладать чем-то пока недоступным или чужим у скупости только нежелание отдавать своё. Жадный хочет ещё одну машину, более высокий дом и тридцатую сумку, скупой не хочет делиться своим пирогом, сдавать в аренду пустующую квартиру, отдавать внукам резную шкатулку.
Скупость может проявляться в минимализме, касающемся всего – это стиль жизни, выбранный человеком и становящийся популярным, где делается акцент не на материальном накопительстве, а на человеческих отношениях и сохранении экологии. В жадности всегда будет стремление к роскоши, причём идти рядом с нищенством. Т.е. это момент, когда у человека нет внутренней гармонии и одинакового распределения ресурсов. Они могут носить меха и бриллианты, питаясь только макаронами и потратить за пару дней всю зарплату, показывая свой уровень, но потом брать кредиты, чтобы дожить до следующей.
Скупец будет тяжело тратить деньги на новую покупку, будет сопротивляться и искать варианты, но при этом редко пожалеет о уже совершённой сделке. Жадина наоборот может легко потратить немалые суммы денег, но вот расстаться с накопленным ему будет невозможно, даже если оно не нужно, вышло из строя, больше пригодится другим – логика не работает. Жадный всегда хочет чего-то ещё, скупец может быть счастлив от гарантий того, что у него не отнимут имеющееся.
Как избавиться от скупости
Начинать борьбу с любой личностной чертой необходимо с поиска причин её появления, ведь кроме инстинктивных реакций все остальные проявления были сформированы, как адаптивный момент в меняющейся реальности, а значит, и скупость когда-то были жизненно необходима.
В некоторых вариантах чрезмерная бережливость может служить симптомами перенесённой психологической травмы и тогда стоит идти к психотерапевту, в других – тяжёлая депрессия и может понадобиться медикаментозная поддержка. Старческая деменция практически всегда проявляется повышением скупости даже у тех, кто ранее не проявлял себя так.
Из более лёгких вариантов могут быть такие как ощущение внутренней пустоты, неудовлетворённость собственной жизнью, непринятие своей личности. В таких ситуациях необходимо менять не внутреннее устройство человека и внешнюю картинку. Когда скупость вызвана дефицитом, то стоит поискать более прибыльную работу или менять квартиру на менее габаритную, возможно стоит пересмотреть растраты, подключить выгодные пакеты, а не урезать копейки от важного.
Необходимо посмотреть на нематериальные стороны, ведь счастье находится там, где можно реализовываться и быть счастливым. Чем больше скупости, тем меньше возможности себя радовать, незримо присутствует чувство замкнутости, ограниченности и вынужденной серости. По факту прогулка с кофе по красивому парку стоит не дорого, но может вернуть ощущение своей жизни и творчества.
Необходимо изменить фокус своего внимания, начать отдавать что-то другим. Это могут быть свои вещи, услуги или время. Чем больше концентрация перейдёт на чужие нужды, тем меньше заморочки будет на своих – это не значит, что свои потребности нужно совсем отодвинуть, но переключение внимания снимет большой уровень напряжения и поможет расслабиться. Там, где есть расслабление, появляется удовольствие, вместе с ним отступает жадность и приходит понимание текущего момента.
Расставляйте жизненные приоритеты и если вы были жадны до своего времени и из-за этого теряете друзей и близких, то прямо в ежедневнике пропишите часы для социального взаимодействия. Когда среди ваших ценностей главным стоит саморазвитие, то имеет смысл тратить деньги на дорогие тренинги, а не туфли последней коллекции или вообще складировать их на всякий случай.
Есть вещи, где скупость уместна – когда за одинаковые варианты вам предлагают переплачивать, потому что реализатор имеет невыгодную арендную площадь. Но есть моменты, когда это влияет на самооценку и мировосприятие – блокнот за десять долларов или за двенадцать может влиять на ваше настроение и вдохновение, желания записывать туда свои творческие планы или список покупок и растрат. Статусные вещи, вдохновляющие вещи, качественные – то, что должно быть. Мнимая экономия на дешевизне приводит только к регулярной замене плохих дешёвых вещей и ещё большим тратам без удовольствия. Необходимо развивать внутреннюю чувствительность и понимать, что именно доставит вам радость, принесёт энергию.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Красота во всем
Женский сайт о красоте и позитиве, здоровье и молодости для милых дам и не только
Мотовство (расточительность) – бережливость – скупость
Расточительность – желание расходовать (расточать) время и средства сверх потребного или необходимого. Довольно непросто провести границу между бережливостью и скупостью, между расточительностью (мотовством) и легким отношением к деньгам. Мотовство — расточительный образ жизни, расточительность. Мотовство (расточительность)
Финансовые вопросы каждый человек решает в зависимости от своей состоятельности и от того, насколько легко ему достались его сбережения.
Скупые люди
Как правильно вести себя со скупыми людьми, с теми, кто бережет каждую копейку и постоянно охотится за скидками? Помните, что в разговоре с такими людьми, нежелательно поднимать тему денег и финансовых успехов окружающих.
Человек становится скупым, как правило, не по доброй воле. Возможно, это следствие воспитания (его родители были очень жадными и воспитали своего ребенка согласно своим принципам) или же человеку очень тяжело достаются его собственные деньги (он работает на нескольких работах, но ни на одной нормально не платят). Поэтому лучше всего исключить все темы, касающиеся величины зарплаты скупого человека, стоимости приобретаемых им вещей (которые, скорее всего, покупаются в секонд-хенде), а также не обсуждать вопросы, касающиеся его накоплений или вкладов. Не исключено, что ваш чрезмерно бережливый собеседник скрывает истинную величину своего капитала и является современным подпольным миллионером, а его скупость связана с нежеланием привлекать к себе внимание. В разговоре со скупым человеком не стоит хвастаться недавно приобретенными пальто от Гуччи и джинсами от Версаче. Вы можете вызвать у него нездоровое чувство зависти. Бережливость – скупость
Расточительные люди
С людьми, которые любят сорить деньгами, не стоит быть очень щепетильным в денежных вопросах. Можете вволю пооткровенничать с ними на эту тему. Для тех, кто любит тратить, их приобретения – это предмет их гордости. Они с удовольствием расскажут вам, что и сколько стоит и где это можно приобрести. Однако будьте осторожны, принимая их приглашение прогуляться по магазинам или пообедать в ресторане. Для них возможность потратить деньги – это незабываемое удовольствие, в этой среде они чувствуют себя как рыба в воде, это их стихия, они могут не заметить вашего смущения при виде слишком высоких цен. Кроме того, их азарт бывает заразительным, вы можете, поддавшись увлеченности вашего спутника, потратить ваш месячный заработок.
В таких ситуациях не бойтесь притормозить, откажитесь от покупки очень дорогой вещи, которую вам советует приобрести ваш спутник, если не хотите ударить в грязь лицом, тогда можете использовать банальную отговорку: «Ой, я свою кредитку дома забыла, а наличных только на такси хватит». Не бойтесь сказать, что для вас это приобретение не по карману, лучше сразу остановиться, чем потом остаться без гроша. Мотовство (расточительность)
Мотовство (расточительность) – бережливость – скупость : 2 комментария
Нужно быть и не скупым и не расточительным, а экономным))
Вопрос 119. О РАСТОЧИТЕЛЬНОСТИ
Теперь нам надлежит рассмотреть расточительность, под каковым заглавием наличествует три пункта: 1) противоположна ли расточительность жадности; 2) является ли расточительность грехом; 3) является ли она более тяжким грехом, чем жадность.
Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНА ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ ЖАДНОСТИ?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что расточительность не противоположна жадности. В самом деле, противоположности не могут одновременно находиться в одном и том же субъекте. Но некоторые бывают в одно и то же время расточительны и жадны. Следовательно, расточительность не противоположна жадности.
Возражение 2. Далее, противоположности связаны с одними и теми же вещами. Поэтому жадность, будучи противоположностью щедрости, связана с некоторыми страстями, посредством которых человек интересуется деньгами, тогда как расточительность, похоже, не связана с какими-либо душевными страстями, поскольку она не интересуется деньгами или чем-то подобным. Следовательно, расточительность не противоположна жадности.
Возражение 3. Далее, как уже было сказано (II-I, 62, 3), грех получает свой вид в первую очередь от цели. Но расточительность, похоже, всегда определена к некоторой незаконной цели, ради достижения которой расточительные проматывают свои блага. И в первую очередь она определена к удовольствиям, в связи с чем [в Писании] сказано о блудном сыне, что «он расточил имение свое, живя распутно» ( Лк. 15, 13 ). Следовательно, похоже на то, что расточительность противоположна умеренности и безразличию, а не жадности и щедрости.
Отвечаю: в нравственных пороках противоположение друг другу и добродетели возникает от избытка и недостатка. Но жадность и расточительность как раз и различаются с точки зрения избытка и недостатка. Так, в том, что касается отношения к богатству, жадный проявляет избыточность, поскольку любит его больше, чем должно, в то время как расточительный проявляет недостаточность, заботясь о нем меньше, чем должно. В том же, что касается внешнего действия, расточительность подразумевает избыточность в отдании и недостаточность в сбережении и приобретении, в то время как жадность, напротив, означает недостаточность в отдании и избыточность в приобретении и сбережении. Из сказанного очевидно, что расточительность противоположна жадности.
Ответ на возражение 2. Расточительность связана с относящимися к деньгам страстями, но не как их избыток, а как их недостаток.
Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ ГРЕХОМ?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что расточительность не является грехом. Ведь сказал же апостол, что «корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим. 6, 10 ). Но оно не может быть корнем противоположной ему расточительности. Следовательно, расточительность не является грехом.
Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они. были щедры и общительны» ( 1Тим. 6, 17, 18 ). Но именно так и ведут себя расточительные. Следовательно, расточительность не является грехом.
Возражение 3. Далее, расточительности свойственна избыточность в даянии и недостаточность в заботе о богатстве. Но это в наибольшей степени приличествует совершенному, исполняющему слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф. 6, 34 ), и еще: «Продай имение твое, и раздай нищим» ( Мф. 19, 21 ). Следовательно, расточительность не является грехом.
Этому противоречит то, что вина блудного сына заключалась в его расточительности.
Отвечаю: как уже было сказано (1), расточительность противоположна жадности так, как избыточность – недостаточности, и обе они противны середине добродетели. Но вещь является порочной и греховной в той мере, в какой она уничтожает благо добродетели. Таким образом, из этого следует, что расточительность является грехом.
Ответ на возражение 1. Некоторые разъясняют эти слова апостола так, что они были сказаны им не об актуальной жадности, а о своего рода навыке к жадности, а именно о вожделении «скверны», из которой возникают все грехи. Другие говорят, что он имел в виду некую жадность по роду, связанную с любым видом блага, и в таком случае трудно не заметить, что расточительность тоже возникает из жадности, поскольку расточительный неупорядоченно стремится к получению некоторых преходящих благ, а именно к доставлению удовольствия другим или, по крайней мере, к удовлетворению собственного желания давать. Но тому, кто исследует эти слова с должным тщанием, очевидно, что апостол говорит о желании богатства буквально, поскольку предваряет сказанное словами: «А желающие обогащаться. » ( 1Тим. 6, 9 ). О жадности в этом смысле говорят как о «корне всех зол» не потому, что она порождает все зло, а потому, что нет такого зла, которое не могло бы возникнуть из этой жадности. Поэтому и расточительность подчас порождается жадностью, как когда человек расточает многое ради того, чтобы обрести благосклонность в глазах некоторых особ, от которых он чает обрести богатство.
Ответ на возражение 3. Избыток расточительности связан не с количеством даваемого, а с тем, что это количество превышает должную меру. Поэтому в случае необходимости щедрый может дать больше, чем расточительный. Следовательно, нам надлежит отвечать, что тот, кто раздает свое имение ради того, чтобы следовать за Христом, и не отягощает свой ум заботой о преходящем, не расточителен, а совершенно щедр.
Раздел 3. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЕ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ, ЧЕМ ЖАДНОСТЬ?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Ответ на возражение 1. Различие между расточительным и жадным состоит не в том, что первый грешит против себя, а последний – против другого. В самом деле, расточительный грешит и против себя, тратя то свое, которое может помочь ему выжить, и против других, тратя то, что может помочь другим. Это в полной мере относится к распределяющим церковные блага клирикам, которые обирают бедных, которым приличествуют эти [блага], если позволяют себе расточительные траты. И точно так же жадный грешит и против других, когда он недостаточен в даянии, и против себя, когда недостаточен в расходах, в связи с чем [в Писании] сказано: «Бог дает человеку богатство. но не дает ему Бог пользоваться этим» ( Еккл. 6, 2 ). Однако избыточность расточительного не только причиняет вред ему и другим, но и приносит им некоторую пользу, в то время как от жадного нет пользы ни другим, ни даже ему самому, поскольку он не использует свои собственные блага ради собственной же пользы.
Ответ на возражение 3. Рассудительности, которая направляет все добродетели, противостоят все пороки. Следовательно, если порок противен одной только рассудительности, то в силу этого его можно считать менее тяжким.
Скупость и блаженство тихих
Содержание
Определение скупости
Скупость – это своеобразная жизненная позиция, которая сама в себе является одним из проявлений гордыни.
Скупость, как и гордыня, не является конкретным грехом поступка. Это своеобразная жизненная позиция, которая своими корнями уходит в позицию гордыни, более того, – сама в себе является одним из ее проявлений. Обычно мы не видим внутренней связи между ними, потому что скупость в своих простейших формах проявляется как очень примитивная позиция, которая унижает скупого человека в глазах других и не позволяет ему гордиться или возвышать себя над другими. Но когда скупость расправит свои крылья, тогда увидим ее как родную дочь гордыни. Чтобы понять внутреннюю связь между скупостью и гордыней, следует вернуться к характеристике гордыни.
Смотрите катехезу ксендза Павла Кнурека о грехе скупости
Источник скупости
Гордыня заключается в идолопоклонстве своему раненому и запуганному «Я». Эта рана самого центра личности, и страх за него исходит из неверия в безусловную любовь Бога – единственный настоящий источник человеческой жизни в ее полном измерении. Недостаток контакта с источником жизни обрекает человека искать любовь и ее атрибуты вне Бога, а порой и вопреки Богу, который воспринимается как угроза.
Одним из важнейших атрибутов любви является чувство безопасности. Человек, которого любят, чувствует себя в безопасности. Символом безопасности является ребенок, прислоненный к груди мамы. Этот символ использует псалом 130 и противопоставляет его гордыни:
Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. (Пс. 130, 1-3)
Между тем гордый человек всегда беспокоен, постоянно находится в движении, во внутреннем беспорядке. У него никогда нет времени, потому что время – это его жизнь, а она находится в опасности. Во многих языках говорят: «Время – деньги!» Другими словами: «Жизнь – это деньги, жизнь вытекает из денег».
Проблема скупости заключается не в материальных благах, а в отношении к ним человека, в том, что человек желает их как источника жизни и счастья, а тем самым ставит их на место Бога.
Скупость является поиском необходимой для человека безопасности в материальных благах, символом и конкретизацией которых являются деньги. Но это не значит, что материальное благо или деньги являются чем-то плохим. Проблема скупости заключается не в материальных благах, а в отношении к ним человека, в том, что человек желает их как источника жизни и счастья, а тем самым ставит их на место Бога. И поэтому св. Павел называет скупость «идолопоклонством» и предписывает избегать ее (см. Кол. 3, 5). Он также отмечает: А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. (Еф. 5, 3) Иисус Христос много раз предостерегал своих учеников перед скупостью и ее последствиями.
Последствия скупости
Их очень отчетливо видим в моменте, когда Господь занимает позицию в споре о имуществе между двумя братьями, один из которых относится к числу его учеников (см. Лк. 12, 13-20). Он сопровождал Мессию в Его путешествиях, слушал Его учение и, несмотря на это, забрал наследство своего брата и не видел в этом никакого противоречия. Обиженный брат убежден, что Иисус – добрый и справедливый Раввин – обличит наглеца и восстановит справедливость, пожаловался на своего брата Христу, говоря: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. (Лк. 12, 13) Каково же было его удивление, когда он услышал ответ Иисуса: Кто поставил Меня судить или делить вас? (Лк. 12, 14) Наверняка и нас ответ Спасителя также шокирует. Потому что Он должен заступиться за обиженного и отчитать обидчика, который присвоил все имение, не считаясь с родным братом. Жадные не видят жадность и во имя жадности добиваются справедливости. Иисус, свободный от жадности, сразу замечает, что сердце как одного, так и второго одержимо скупостью. Как один, так и второй верят, что их счастье зависит от имущества. И поэтому один отбирает у брата его имущество, а второй публично его обесчещивает, чтобы вернуть свое имущество, и еще пытается использовать Христа для своих целей.
Бог и Его справедливость не позволяют использовать себя как орудие человеческой скупости. Поэтому жадные часто испытывают чувство одиночества и оставленности Богом. Чтобы избежать всех недоразумений, Сын Божий заканчивает это досадное дело словами: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15), и рассказывает притчу о жадного богаче, который собрал большой урожай, о его беспокойстве – куда девать такой урожай, о иллюзорной надежде, что когда он будет жить в достатке, то отдохнет себе и тому подобное… Но Бог сказал: Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20) Хотелось бы добавить: «Твоё имение, которое останется после тебя, станет предметом ссор и споров между твоими жадными наследниками».
Скупость – конкретизация гордыни
Мы живем в мире, в котором доминирует скупость. Чтобы избавиться от всех сомнений, достаточно заглянуть в наши суды, где множество судебных дел касается имения и денег. Слышим о миллионных аферах, больших злоупотреблениях, даже среди людей Церкви, и думаем: «Что за страшные времена, столько нечестности…» Но так было всегда, поскольку скупость в своей основе – это первая конкретизация гордыни и самая примитивная форма идолопоклонства. Это простое выражение инстинкта самосохранения, который, не имея опоры в Боге, опирается на то, что проще – на материальное обеспечение.
Очевидно, что обладание богатством даёт человеку не только чувство физической безопасности, то есть, что у него будет, что есть, где жить, что в случае болезни сможет оплатить хорошее лечение. Оно дает также чувство значимости в межличностных отношениях, чувство власти и даже своеобразной всесильности. Одним словом: «За деньги можно купить все!» Поэтому деньги становятся также синтезом идолопоклонства этого мира.
Скупость противоречит аутентичному благочестию и глубокой связи с Богом. Люди подсознательно это чувствуют, и поэтому ее проявления в Церкви порождают столько соблазнов, особенно среди духовенства. Бог уже в Ветхом Завете пытался противодействовать опасности соблазна скупости среди тех, кто Его представляет, постановляя, что священники и левиты не могут владеть наследством так, как их братья израильтяне, и поэтому не будут обогащаться.
Человек с жадным сердцем не обратится, пока не уничтожит идола владения чем-то.
Человек с жадным сердцем не обратится, пока не уничтожит идола владения чем-то. И поэтому настоящее глубокое обращение начинается свержением его с трона. Иисус, отвечая на вопрос: как быть совершенным и как достичь вечной жизни, то есть полной жизни, отвечает так же: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. (Мт. 19, 21) На протяжении веков этот призыв адресовали лишь определенной группе христиан: монахам и монахиням. Но во времена Помазанника не было ни одних, ни других. Эти харизмы родились в Церкви на 300 лет позже. Поэтому Иисус говорил ко всем. И это однозначно утверждает Святой Отец в энциклике Veritatis splendor. Алчность к деньгам была проблемой Иуды. Была не единственной проблемой, но наверняка основной. Именно деньги и скупость привели его к измене.
Человеку, который не лишилась всего ради Христа, невозможно понять парадокс, который св. Павел формулирует следующим образом: Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. (2 Кор. 8, 9) Мессия делает акцент на этом, говоря: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. (Лк. 14, 33) Здесь речь не идет об обнищании учеников и лишении себя всего имущества, но о радикальном отсечении скупости, а в силу этого и гордыни. Здесь подтверждается чистота намерения следовать за Иисусом. Как известно из Апостольских Деяний, первоначальная Церковь подходила к этому очень радикально. Братья продавали свое имущество и полученные таким образом деньги клали к стопам Апостолов (см. Деян. 4, 34). Эту практику в различных вариантах приняли всевозможные формы богопосвященной жизни, в которой фактическое отречение от материальных благ, что выражается монашескими обетами и убогой жизнью, стоит на первом месте.
Такой радикальной отпор должны делать скупости, а следовательно и идолопоклонству своему имению, и современные христиане-миряне. Сегодня нет, как было прежде, конкретных форм такого отречения, предусмотренных практикой Церкви, но Святой Дух, который ведет каждого христианина, рано или поздно посредством Божьего Слова и вдохновения подсказывает форму радикального ответа на призыв Доброго Пастыря следовать за ним.