что такое скрестный шаг в фехтовании
Типовой фехтовальный шаг выполняется в два! темпа, как вперёд, так и назад, и состоит из трёх двухопорных фаз, попеременно сменяемых двумя одноопорными фазами (без фазы полёта, как при скачках).
Шаг вперед применяется для сближения с противником и решения ряда тактических задач в подготавливающих действиях и в целях обороны.
Шаг назад используют для сохранения дистанции, отхода от противника, преимущественно в оборонительных действиях.
Способ выполнения шага вперёд.
Способ выполнения шага назад.
Наиболее частыми ошибками при выполнении фехтовального шага является:
1) общая скованность движения, вялые ноги;
2) посыл корпуса в сторону перемещения раньше выполнения движения ногами;
3) раскачивание корпуса перед шагом и при перестановке ног;
4) подъём корпуса (таза) на шаге вверх («вырастание» на ногах);
5) изменение базового расстояния между стопами в фазе «боевой стойки» и перекосы в расположении ступней при передвижениях;
6) шаркающий шаг, с волочением (скольжением) стопы по полу, а не с коротким отрывом в одноопорной фазе;
7) выполнение шага в три, а не в два фехтовальных темпа, т. е. с промежуточным положением на «полувыпаде»;
8) высокое поднимание стоп при шаге над поверхностью пола, сигнализирующее противнику о вашем передвижении (за исключением, когда это средство используется в тактических целях для провокации);
9) зажатость стопы сзадистоящей ноги при шаге, как вперёд, так и назад, т. е. отрыв и постановка стопы (следа) сзадистоящей ноги на пол сразу всем следом, а не через подушку (передний отдел) стопы;
10) «прыгающий шаг», когда линия плеч, а с ней и вооруженная рука имеют нарушения в горизонтальной линии.
В дальнейшем для приобретения легкости, эластичности, устойчивости, способности к шагам разной величины и быстроты, используются специальные упражнения:
— передвижения вперед и назад с эластичным высоким подниманием колен;
— то же с подскоками, следя за горизонтальным перемещением линии плеч и за энергичной работой мышц, осуществляющих сгибание пальцев;
— передвижение со сменой величины шагов (большой-маленький, маленький-большой, маленький-маленький-большой-маленький, большой-большой-маленький и т. д.);
— передвижения вперед и назад маленькими шагами, следя за четкой постановкой ступней на весь след, начиная с основания пальцев.
Фехтование (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 |
Рукоятки бывают трех видов: простая (см. рис. 52,в), с перекладиной (рис. 53) и «пистолет» (рис. 54).
Простая рукоятка — обыкновенно деревянная, длиной 16—17 см. Она слегка изогнута, прямоугольного сечения, имеет массивную, удлиненной формы гайку, которая одновременно является противовесом. Рукоятка выгнута в направлении более широких сторон ее так, что одна из этих сторон выпуклая, другая вогнутая. Чтобы рукоятка не скользила в руке, поверхность ее должна быть шероховатой, например с насечками в разных направлениях. Можно также покрывать ее мягкой кожей или резиной. Допускается обмотка тонким шнурком. Для еще более прочного держания, согласно правилам соревнований, рапиристам разрешается употреблять ремешки и петли (мартингалы). Иногда простая рукоятка снабжается металлической скобкой, прикрепляемой к ее широкой вогнутой стороне.
Рукоятка с перекладиной имеет крестовину из металла сечением 3—4 мм и длиной 12—16 см, пересекающую рукоятку около гарды. К краям гарды прикрепляются металлические дужки, к ним и приваривается стержень. Деревянная часть рукоятки укорочена, так как между гардой и перекладиной она заменена утолщенной частью клинка или специальной, насаженной на клинок, муфточкой.
Рукоятка «пистолет» отливается из легкого металла и называется так из-за внешнего сходства с пистолетом. Она имеет три выступа: один сверху и два снизу, которые обеспечивают более прочное держание рапиры. Рукоятка «пистолет» обычно лишена противовеса и поэтому коротка.
В начале обучения следует пользоваться только простой рукояткой, так как она способствует активной работе пальцев при управлении рапирой. В дальнейшем, когда основы техники будут прочно усвоены, занимающимся может быть предоставлено право выбирать рукоятку, но посоветовавшись предварительно с преподавателем.
Некоторые рапиристы изготовляют для себя видоизмененные рукоятки. Например, у «пистолета» спиливают верхний и малый нижний выступы. Этим достигается более свободная работа пальцев при управлении острием рапиры. Иногда у рапиры с рукояткой «пистолет» сохраняют противовес, который обеспечивает некоторое уравновешивание клинка и рукоятки и облегчает управление ее концом.
Электрифицированная рапира приспособлена к использованию электрофиксатора (рис. 56). Отличается она от обычной несколько более массивным клинком, на нижней плоскости которого в желобке проклеивается проводок. Ширина желобка 1—2 мм, глубина 0,5—1 мм. Последний сантиметр конца клинка круглого сечения с резьбой для прикрепления наконечника, представляющего собой контактный механизм цилиндрической формы. Подвижная часть наконечника имеет вид грибочка с насечками на шляпке. Ход подвижной части наконечника (не менее 0,5 мм) необходим для включения электрофиксатора. Сила пружины наконечника устанавливается при помощи грузоэталона и должна быть не менее 500 г. Подвижная часть пружинного наконечника рапиры в переднем положении замыкает всю электроцепь и находится в контакте с массой рапиры. При уколе возникает размыкание цепи, в результате чего «срабатывает» электрофиксатор. В фехтовании на рапирах электрофиксатор решает только две судейские задачи: определяет качество и место нанесения укола. Темп, т. е. время нанесения укола, оценивает исключительно старший судья.
Держание рапиры с простой рукояткой см. на рис. 57. Большой палец находится на широкой, выпуклой стороне рукоятки, касаясь ее всей длиной первой фаланги и не доходя до гарды примерно на 1 см. Слегка согнутый указательный палец противостоит большому сгибом между первой и второй фалангами на таком же расстоянии от гарды, но с выдвинутой вперед до касания гарды первой фалангой и подхватывает рукоятку снизу отчасти сбоку. Остальные три согнутые пальца лежат на рукоятке, мягко прижимая ее к впадине ладони между мышечными буграми большого пальца и мизинца так, что гайка слегка, касается предплечья сверху. Средний и безымянный пальцы при этом первыми и вторыми фалангами обхватывают рукоятку снизу и снаружи, а мизинец только снаружи, касаясь ее лишь первой фалангой.
Ошибки при держании рапиры с простой рукояткой: 1) чрезмерное напряжение мышц пальцев и кисти; 2) вытягивание указательного пальца вдоль боковой стороны рукоятки; 3) держание рукоятки только четырьмя пальцами, без участия мизинца; 4) держание рукоятки слишком близко к гайке, т. е. за ее конец.
Держание рапиры с перекладиной (рис. 58) обусловливается конструкцией рукоятки. Большой палец всей длиной первой фаланги соприкасается с утолщенной частью стержня клинка или муфтой. Ему противостоят: указательный палец, обнимающий металлическую часть рукоятки первой и второй фалангами, и средний палец, который лежит на ребре рукоятки второй фалангой, обхватывает поперечник и, упираясь на его середину первой фалангой, прижимает рукоятку к середине ладони и мышечному бугру большого пальца. Таким образом, поперечник проходит с одной стороны между большим и’указательным пальцами, с другой— между средним и безымянным; два пальца—мизинец и безымянный лежат на деревянной части рукоятки, так же слегка прижимая ее к ладонной впадине.
Держание рапиры с рукояткой «пистолет» отличается от держания рапиры с простой рукояткой всего лишь одной деталью: безымянный палец и мизинец обхватывают не корпус рукоятки, а нижний выступ ее (рис. 59).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ
При описании боевых приемов, действий и техники их выполнения для простоты и удобства изложения имеется в виду фехтовальщик, держащий рапиру (саблю, шпагу) в правой руке. Левше при чтении следует соответственно заменять все правое левым и левое правым.
Положение «Вольно» принимается из строевой стойки по команде «Вольно!». Не сходя с места, фехтовальщик расслабляет мышцы ног, шеи, туловища и чуть-чуть сгибает в колене правую или левую ногу.
Приветствие (салют) делается противнику, судьям и зрителям. Приветствие выполняется из исходного положения. Первоначально прямая вооруженная рука поднимается до уровня плеча и останавливается параллельно полу (рис. 62, а). Затем она сгибается в локтевом суставе, поднося гарду к подбородку с поворотом кисти ладонью к лицу (рис. 62,6). Рапира и предплечье — в вертикальной плоскости. Далее рука выпрямляется, вынося рапиру в сторону старшего судьи на уровне плеча (рис. 62, в). При этом голова также поворачивается лицом к старшему и угловым судьям, стоящим по ту же сторону дорожки. После салюта им рапира снова поднимается до вертикального положения гардой к подбородку, и приветствие повторяется в другую сторону стоящим там судьям и зрителям. Последним такимже способом приветствуется противник, после чего вооруженная рука возвращается в исходное положение. Приветствие перед боем выполняется по выходе бойцов на поле боя.
Фехтовальщики в бою могут также пользоваться небольшими наклонами туловища вперед и назад (к противнику или от противника), причем при наклонах вооруженная рука, как правило, не должна менять своего уровня в кисти. Фехтовальщик может перемещать туловище вперед и назад, не меняя его наклона и не переставляя ног, а лишь перенося центр тяжести тела то на правую, то на левую ногу. Наиболее употребительно перемещение туловища назад, которое вызывается реагированием на ложные движения противника и короткие атакующие действия. При всех описанных выше движениях тела и вооруженной руки левая рука обычно остается в одном и том же положении.
В фехтовальном бою фехтующим приходится почти все время маневрировать. Это происходит потому, что в различные моменты боя фехтовальщику выгодно находиться то ближе, то дальше от противника. Возникает борьба за выгодную для себя дистанцию, которая и выражается в передвижениях бойцов вперед и назад, реже — в стороны, т. е. в маневрировании.
Шаги являются главным приемом маневрирования. Они могут быть по форме движений простыми и скрестными и по направлению — вперед, назад, вправо, влево. Перемещения тела, как быстрые, так и медленные, в любом направлении должны осуществляться в горизонтальной плоскости плавно и легко, без раскачиваний и колебаний.
В зависимости от тактического назначения шага вперед меняется и его выполнение. Для того чтобы незаметно приблизиться к противнику, шаг выполняется мягко, бесшумно, вкрадчиво и почти без отрыва ступни правой ноги от пола. Если же фехтовальщик намерен вызвать противника на контратаку или отступление, то шаг вперед нужно выполнять умышленно заметно, с утрированно приподнятой стопой правой ноги и шумной постановкой ее на пол.
Шаг назад (рис. 66, а, б, в, г, д) производится плавным толчком правой ноги назад посредством разгибания ее в колене, в результате которого туловище, не нарушая вертикального положения, перемещается назад. Левая стопа переставляется назад, касаясь дорожки сначала основаниями пальцев. Затем правая нога перемещается на такое же расстояние назад и стойка восстанавливается. Допустимо и другое выполнение шага назад, когда сначала назад переставляется правая нога и следом за ней левая перемещается на соответствующее расстояние. При первоначальном групповом обучении шаги вперед и назад выполняются под команду. Для выполнения шага вперед подается команда: «Вперед — шаг!», для выполнения шага назад — команда: «Назад — шаг!»
Кроме простых шагов вперед и назад, в фехтовальном бою нередко применяются полушаги вперед и назад, которые также являются средством сокращения или увеличения дистанции. Полушаг вперед — выставление правой ноги вперед с небольшим продвижением тела и без подставления левой ноги — осуществляется с целью разведки, вызова контрдействия противника и т. д. Полушаг назад — оставление левой ноги назад с небольшим перемещением тела в том же направлении. В бою наиболее применим полушаг назад в сочетании с принятием защиты.
Шагами вправо и влево фехтовальщики пользуются редко. Обычно они применяются для ухода в стороны, в сочетании с принятием защиты или для отвлечения внимания противника. Шаг вправо выполняется переставлением вправо правой ноги, а затем левой, и шаг влево — переставлением левой ноги влево, затем правой в том же направлении и на то же расстояние.
Скрестный шаг назад применяется для быстрого и глубокого отступления от противника, особенно в момент неготовности отразить его наступательные действия.
Ошибки при изучении скрестных шагов встречаются такие же» какие и при выполнении простых.
Скачки — быстрые перемещения тела вперед или назад, характеризующиеся фазой полета. Скачки применяются для быстрых и внезапных сближений с противником или для быстрых и глубоких отходов от него.
Скачок вперед применяется чаще всего в атаках с дальней дистанции, где он сочетается с последующим выпадом. Выполняется по схеме простого шага вперед, отличаясь от него лишь тем, что фехтовальщик вследствие резкого толчка левой ногой оказывается какое-то мгновенье в отрыве обеими ногами от пола. Правая нога приземляется первой на основание пальцев стопы или на весь след и сильным толчком вниз-назад выносится вперед на выпад, в то время как левая нога, стоя уже на полу, толкает тело вперед. Допустимо выполнение скачка вперед и изолированно, что применяется для быстрого и внезапного сближения с противником при разрешении какой-либо тактической задачи.
Скачок назад совершается с целью облегчить защиту» для ухода от атаки противника, для подготовки контратаки и т. д., Выполняется как по схеме скрестного шага назад, так и по схеме простого шага. В скачке назад, выполняемом по схеме скрестного шага, толчок происходит с обеих ног одновременно, в результате чего фехтовальщик оказывается летящим. Правая нога в момент полета обгоняет левую и приземляется первой на носок с последующим переходом на всю стопу, направление носка остается неизменным. Затем приземляется левая нога на основание пальцев, также с переходом в опору на всю стопу.
Скачок назад по схеме простого шага назад осуществляется посредством толчка в основном правой ногой, разгибающейся в колене, с последующим приземлением сперва на левую ногу или на обе ноги одновременно. Возможен и скачок назад в схеме простого шага, но с почти одновременным толчком обеими ногами и посадкой сразу на обе стопы.
Типичные ошибки при выполнении скачков: 1) толчок с одной ноги при скачке назад по схеме скрестного шага; 2) толчок вверх, особенно при скачке назад, в результате которого происходит недостаточное продвижение назад; 3) отклонение туловища назад с перемещением при посадке тяжести тела на левую ногу. Такая ошибка нередко вызывает падение фехтовальщика.
ФЕХТОВАЛЬНЫЕ СЕКТОРА ПОРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА
Сектора, расположенные справа от руки (второй и Чретий), называются наружными, или наружной линией, а сектора слева от руки (первый и четвертый) — внутренними, или внутренней линией. Сектора первый и второй называются нижними, а третий и четвертый — верхними.
Далее для удобства определения позиций, защит и уколов будут употребляться указанные названия секторов и линий.
Дистанция — это расстояние между фехтующими. Дистанция может быть ближней, средней и дальней. Ближняя дистанция — расстояние, при котором фехтовальщик может колоть своего противника одним лишь выпрямлением вооруженной руки. Средняя дистанция — расстояние, при котором фехтовальщику приходится уже сделать выпад, чтобы нанести укол. Дальняя дистанция — расстояние, при котором противник может быть поражен только в атаке с шагом вперед и последующим выпадом или в броске.
Следовательно, дистанции в фехтовании имеют относительную величину, меняющуюся в зависимости от роста фехтовальщика. Поэтому фехтующий имеет дело с двумя дистанциями: своей и дистанцией противника.
Дистанцию во время занятий можно определять и по соединениям различных частей клинка (рис. 69). При ближней дистанции клинки соединяются сильными частями, при средней дистанции — средними частями и при дальней — слабыми.
Фехтовальный бой требует постоянных перемещений по дорожке вперед, назад, т. е. постоянного изменения дистанции между фехтующими. Умение определять, по-боевому оценивать Дистанцию и улавливать малейшие изменения в ней является одним из главных требований боя и носит название у фехтовальщиков «чувство дистанции».
ПОЗИЦИИ И ИХ ПЕРЕМЕНЫ
Описание позиций дается по секторам поражаемого пространства. В первом секторе находятся первая и седьмая позиции, во втором — вторая и восьмая, в третьем — третья и шестая и в четвертом — четвертая и пятая позиции.
Восьмая позиция (рис. 73) сходна со второй. Оружж также находится перед вторым сектором, против наружного края тела, и также при ней закрыты от уколов по внешней линии нижние сектора поражаемого пространства, кисть, повернутая ладонью вверх и немного влево, находится на уровне нижней границы груди. Острие ниже гарды в уровне таза и направлено вперед-вниз. Гарда, в отличие от второй позиции, не выходит кнаружи за контур поражаемого пространства.
Пятая позиция (рис. 77) находится также в четвертом секторе. В общих чертах она сходна с четвертой позицией, но отличается от нее расположением гарды — против центра поражаемого пространства, большим выходом острия влево, более низким уровнем острия (уровень плеча), положением кисти с ладонью, обращенной вниз-влево, и вполне горизонтальным предплечьем.
СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПЕРЕМЕНЫ
Второе соединение — соприкосновение рапир наружными (правыми) сторонами клинков, находящихся во вторых позициях.
Четвертое соединение — соприкосновение рапир внутренними (левыми) сторонами клинков, находящихся в четвертых позициях.
Пятое соединение — соприкосновение рапир внутренними (левыми) сторонами клинков, находящихся в пятых позициях.
Шестое соединение — соприкосновение рапир наружными (правыми) сторонами клинков, находящихся в шестых позициях.
Седьмое соединение — соприкосновение рапир внутренними (левыми) сторонами клинков, находящихся в седьмых позициях.
Восьмое соединение — соприкосновение рапир наружными (правыми) сторонами клинков, находящихся в восьмых позициях.
Скрестный шаг в фехтовании: применимость, уместность, тактика использования.
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
У Иноуэ крестный шаг имеет место быть много где. Например с Бо он используется с отвлекающим движением, чтобы на втором нормальном шаге уже засадить в раскрытого противника. Другое применение скрестного шага в виде косо-дати это шаг навстречу с одновременным смещением с линии атаки.
в ноже скрестный шаг трансформируется в треугольный
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
У Иноуэ крестный шаг имеет место быть много где. Например с Бо он используется с отвлекающим движением, чтобы на втором нормальном шаге уже засадить в раскрытого противника. Другое применение скрестного шага в виде косо-дати это шаг навстречу с одновременным смещением с линии атаки.
казалось бы при чем тут фехтование, тем более европейское.
в японских школах бывает используется. Про эффективность судить не берусь, видел только в формате парных ката. В европейском фехтовании не встречал.
оружейные техники Матаеси Кобудо в Москве
казалось бы при чем тут фехтование, тем более европейское.
Ой не то слово, особенно на фоне этого
Автору темы для примера, перерыл ютьюб, на нормальном видео ног не видать в хакама, а остальное мне не нравится.
Тут исполнение делается немного в ученическом стиле с вычурными движениями; 1й нужно делать на опережение и быстрее лететь вперед с меньшим вилянием зада; 8й в базе делается через некоаши, но с увеличением скорости у увеличением угла разворота в сабаки тоже крестить выходит.
изначально трансформируется, три пальца расставьте треугольником: большой-указательный-безымянный; пошагайте этой конструкцией по столу; поучите треугольный шаг
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
А можно чуть конкретизировать термин? Может видео какое.
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
В Синкагэ есть кое-какие способы перемещения, которые можно под ваше определение подтащить. Но вас, как я понимаю, Европа интересует.
прежде всего Европа. но. но не только. зачем быть формалистами? )) оно либо работает, либо нет.
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
Говорят, между двумя противоположными мнениями находится истина. Неверно! Между ними лежит проблема.
Гёте
Шаг вперёд с задней ноги во флеш-атаке используется. И в спорт-фехе и в дф. А шаг назад с передней в дф иногда делают когда не успеваешь парировать атаку в нижний уровень и просто убираешь ногу.
Шаг вперёд с задней ноги во флеш-атаке используется. И в спорт-фехе и в дф. А шаг назад с передней в дф иногда делают когда не успеваешь парировать атаку в нижний уровень и просто убираешь ногу.
«Цинизм, пофигизм и сарказм раздражают только ущербных. У нормальных людей они вызывают солидарность.»
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Если вам нужны темы для Вордпресс, то всё, что вам нужно находится на интернет-ресурсе https://wordpresssuite.com/.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Л
Лезвие — рубящий край сабельного клинка.
Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.
М
Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.
Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.
Т
Тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.
У
Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.
Э
Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.