что такое скорочтение и для чего
Скорочтение: работает или нет? Часть 1
Можно ли прочесть «программу на лето» за неделю и изучить рекомендованную литературу к экзамену за одну ночь? Разбираемся в вопросе, который всегда был актуален для студентов.
Фантастические возможности «быстрого чтения»
Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200-400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в 3-4 раза (до 1 000 или даже 1 700 слов в минуту соответственно). Пожалуй, один из самых известных скорочтецов – президент США Джон Ф. Кеннеди. По собственным словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1 200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х гг. разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для ее учебника и школы «динамического чтения»).
Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звезд скорочтения» – Ким Пик (Kim Peek), прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8-10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» – читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врожденным пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.
Тем не менее, и рекорд в 10 000 слов в минуту оказался побит. Материалы американского исследования 1963 года сообщали о скорочтеце, который умудрялся прочитать более 17 000 слов в минуту. Самым быстрым чтецом в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса (издание за 1990 год), оказался Говард Берг (Howard Berg), который утверждал, что читает книги со скоростью 25 000 слов в минуту (в среднем это более 80 стандартных страниц текста за 60 секунд). Чтение книги в таком режиме выглядит просто как быстрое перелистывание страниц!
Результаты, которых добиваются скорочтецы, действительно поражают. Тем не менее, далеко не все из них стоит принимать за чистую монету – об этом мы расскажем чуть позже, а пока стоит разобраться, чем скорочтение отличается от «обычного чтения», и что по этому поводу думают исследователи.
Чтение и скорочтение: в чем разница
Несмотря на то, что чтение кажется нам непрерывным и плавным процессом, это не совсем так. При чтении наш взгляд фиксируется на слове или группе слов (это занимает примерно четверть секунды). Затем мы переводим взгляд к следующей группе. Такие скачкообразные движения взгляда по странице называется «саккадами» и сами по себе отнимают у нас примерно одну десятую секунды.
После нескольких скачков мы снова останавливаемся, чтобы «переварить» прочитанную фразу или предложение. На это обычно тратится еще 0,3–0,5 секунды. Поэтому Кит Рейнер (Keith Rayner), психолингвист из Массачусетского университета в Амхерсте признавал, что большинство людей, владеющих навыком чтения на уровне школьника старших классов или студента, и читающих «для удовольствия», делают это примерно с одинаковой скоростью – порядка 300 слов в минуту.
Как выглядит скорочтение
Разумеется, при скорочтении мы (чаще всего) точно так же движемся взглядом по странице, на некоторое время задерживаясь на группах слов или символов. Тем не менее, методики, которые обычно применяются в скорочтении, отличаются от того, как «обычно» читают текст. Одни из наиболее популярных методик скорочтения: поверхностное чтение, слежение за текстом, быстрое последовательное визуальное предъявление и некоторые другие.
Слежение за текстом – одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это – использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают еще и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.
Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) – метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растет и скорость смены слов на экране (один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, – Spritz) [о приложениях, проектах и методиках, помогающих читать если не быстрее, то качественнее, мы подробно расскажем во второй части материала].
Поверхностное чтение – это, по сути «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов.
Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость чтения и не позволяет оценить всю представленную в тексте информацию (согласно исследованиям, наша способность воспринимать информацию при поверхностном чтении заметно ниже, чем при чтении в обычном режиме).
Другие авторы, наоборот, считают, что практически все методики скорочтения так или иначе связаны с поверхностным чтением и отсеиванием «лишнего»:
Просматривание – это не чтение. Если вы ранее не читали текст, который просматриваете, вы упустите массу информации. А курсы скорочтения учат именно просматриванию, а не чтению, хотя (в большинстве своем) и не признают этого
– Тимоти Ноа (Timothy Noah), писатель, редактор Politico, ведущий автор в Slate (2000–2011гг.)
Журналист Тимоти Ноа в своих предположениях оказывается не одинок – с ним соглашался в том числе и уже знакомый нам Кит Рейнер. Его исследования, а также работы некоторых других ученых можно свести к следующему заключению:
Скорочтение – это не чтение [что бы это ни значило]
Выводы Рейнера оказываются не беспочвенны: научную работу, в которой они опубликованы, автор назвал «Движения глаз при чтении и обработке информации: результаты 20 лет исследований» (Eye movements in reading and information processing: 20 years of research). В этой работе Рейнер подтвеждает, что доля людей, читающих «на уровне студента колледжа» (в данном случае имеется в виду, что испытуемый имеет базовое образование и умеет читать не «по слогам»), попадающих по скорости чтения в интервал от 200 до 400 слов в минуту, составляет 95% (средняя скорость чтения, повторимся, равна примерно 300 словам в минуту).
Читать быстрее без существенной потери понимания смысла прочитанного могут буквально единицы. А следовательно, методики скорочтения, обещающие научить практически любого человека читать в несколько раз быстрее, имеют один, но очень весомый минус – они не позволяют в полной мере понять смысл написанного:
Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию
Рональд Карвер (Ronald Carver), автор книги «Причины высоких и низких достижений в чтении» («The Causes of High and Low Reading Achievement») (издана в 1990 году) и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити, также активно занимался вопросами изучения скорости чтения. Он тщательно изучил различные техники «ускорения» чтения и провел ряд собственных исследований. В частности, для тестирования он отобрал группу из 16 «суперзвезд» скорочтения. В нее входили как победители конкурсов по скорочтению, так и профессионалы, в чьи рабочие обязанности входило чтение большого объема текстов (среди них – колумнист «Нью-Йоркера» Фред Шапиро и редактор медицинского журнала).
Карвер предложил участникам теста прочесть отрывки из изданий «Ридерз дайджест». Выяснилось, что ни один из испытуемых не смог читать материалы со скоростью выше, чем 600 слов с минуту, сохраняя достаточное (75% и выше) понимание содержания текста. Разумеется, это в два раза быстрее, чем стандартная скорость чтения, но до десятков тысяч слов в минуту скорочтецам оказалось далеко.
Но, может быть, Карвер собрал слишком маленькую группу добровольцев? Или они были недостаточно квалифицированы в скрочтении – в конце концов, не каждый скорочтец может поставить мировой рекорд. Такие возражения вполне обоснованны, однако это исследование дало повод усомниться в «сверх-достижениях» индустрии, которая к моменту проведения тестирования существовала уже несколько десятков лет.
Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов
К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).
Как же тогда появилась цифра в 1200 слов в минуту? Биограф Кеннеди Ричард Ривз (Richard Reeves) считает, что она фактически была «взята с потолка» – так предположил один из репортеров Time magazine, работавших в Белом доме. Репортер связывался со школой Эвелин Вуд, в которой обучался скорочтению Кеннеди, но не получил результатов его итогового тестирования – оно не проводилось, так как Кеннеди не завершил курс.
Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.
То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».
Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».
Итак, вкратце:
Мы читаем дискретно – переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное, отнимают у нас ценное время.
Скорочтение – это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала (за счет сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник).
Скорочтение отличается от обычного чтения – не только по «механике работы», но и потому, что увеличение скорости чтения невозможно без потери понимания текста.
Супер-результаты скорочтецов – как правило, результат саморекламы. Если вы захотите обучиться какой-либо методике скорочтения, стоит рассчитывать на то, что вы сможете читать со скоростью 500-600 слов в минуту без существенной потери понимания текста. Результат в несколько тысяч (или десятков тысяч) слов в минуту едва ли достижим. Но даже 600 слов в минуту – это в два раза быстрее средней скорости чтения практически у всех, кто окончил школу или вуз.
Во второй части материала мы остановимся на том, какие методы скорочтения помогают сэкономить время, а какие не имеют ничего общего с физиологией и реальными возможностями человека. А также расскажем, какие еще методы и лайфхаки помогают узнавать из книг и статей больше за меньшее время.
Что такое скорочтение и кому оно будет полезно
Когда мы слышим слово «скорочтение», в сознании сразу всплывает образ человека, владеющего суперспособностью – всего за один вечер он способен прочитать огромные тома самых разных книг. И не просто прочитать, но и пересказать прочитанное, что является безусловным доказательством того, что текст не просто прочитан, но и понят.
На сегодняшний день существует множество различных школ и тренингов, которые предлагают обучить скорочтению всех желающих, за внушительную сумму денег, разумеется. Но что из себя представляет эта суперспособность – скорочтение? Кому и для каких целей она будет полезна?
Скорочтение – способ быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых приемов чтения. Всех нас в школе учили читать: вначале буквы складывать в слоги, слоги и слова, слова в предложения и т.д. Школу мы закончили уже давно, а большинство из нас продолжают читать все тем же способом, каким нас в школе научили. Скорочтение предлагает иную модель чтения текста. Специалисты в области скорочтения считают, что человеческий мозг способен воспринимать огромные объемы информации с поистине высокой скоростью чтения за счет того, что мы не будем «заставлять» мозг сначала видеть буквы, потом складывать их в слоги, потом в слова и т.д. По их мнению – эта работа, пустая трата времени и ресурсов мозга. Вместо того, что бы воспринимать текст, мы по слогам его прочитываем – каждый со своей скоростью. На деле же, утверждают специалисты, достаточно просто видеть слово целиком для того, что бы его осознать. В доказательство к этому приводится распространенный в интернете тест с перемешанными буквами в словах, который наглядно демонстрирует то, что перепутанные буквы в словах не мешают нам понять смысл прочитанного. Таким образом, считается, что если мозг способен прочитывать слова с перемешанными буквами и самостоятельно «расставить» все на свои места, тогда и уловить смысл текста с переставленными словами будет возможно. Не обязательно видеть все слова последовательно для того чтобы понять суть, главное видеть все предложение целиком, подобно тому, как мы видим слово целиком, даже если в нем перестелены буквы. Процент понимания при этом должен составлять не менее 50%. Считается, что если у вас есть 50% понимания текста, то остальные 50% мозг способен «додумать» по логике вещей, и тратить время на усвоение этих 50% незачем. На основе этих утверждений специалисты в области скорочтения убеждают нас в том, что скорость чтения может быть чуть ли не безграничной и надо всего лишь «прокачать» свой мозг различными упражнениями.
Что включает в себя процесс обучения скорочтению:
Но, что бы там ни говорили специалисты по скорочтению, множественные исследования в этой области доказывают, что чем выше скорость восприятия текстового материала, тем меньше процент понимания, независимо от применяемых техник и методик. Тем не менее, многие виды литературы не требуют усвоения всех подробностей – для такой литературы метод скорочтения будет весьма кстати.
Подводя итог, хочу сказать, что, на мой взгляд, скорочтение, это совсем не чтение. Это работа с текстом и информацией, но никак не чтение. Этим методом можно работать с профессиональной литературой, газетами, журналами, и т.д, но как по мне, к художественной литературе такой метод «чтения» абсолютно не применим.
Навык скорочтения будет полезен тем, кто действительно, очень медленно читает, проговаривая про себя каждое слово. Для тех, кто в целом доволен своей скоростью, но просто хочет ее увеличить – советую не тратить деньги на тренинги и знаменитые школы, а заниматься самостоятельно, для этого можно использовать материалы, которых сейчас очень много в интернете, приложения для мобильных телефонов и планшетов и, конечно же, печатная литература: учебники, методические пособия.
Известно что, некоторые люди могут овладеть способностью скорочтения и без специальной подготовки, освоив способы быстрого чтения интуитивно.
Главное в этом деле – мотивация и упорство, скорочтение не придет сразу. Это, как если вы решили накачать мышцы – придется много-много заниматься, не пропускать тренировки, правильно есть и спать и т.д. и после долгих и упорных лет занятий также реально можно развить скорочтение.
Как научиться скорочтению: 6 работающих методов
Чтобы научиться читать быстро, необязательно покупать специальные курсы.
Мы говорим «я проглотил ее в один присест», когда рассказываем про интересную книгу, которую быстро прочитали. А вот нудные, но необходимые материалы приходится изучать часами.
Такие тексты мы просматриваем снова и снова, перебирая строки в поисках смысла. Но что, если не получается вникнуть в очень важный доклад, научную работу или учебник? Для таких случаев используют скорочтение. Делюсь, как освоить этот навык.
Что мешает быстро читать
В среднем человек читает со скоростью около 200 слов в минуту. Владеющий скорочтением — до 600 слов, а в некоторых случаях и до 1000. Чтобы достичь таких результатов, для начала нужно устранить основные причины медленного чтения, а потом освоить техники, которые помогут читать быстро.
Вот что нам мешает увеличить скорость чтения.
Регрессия. Если у человека не выработана система чтения, скорее всего, его глаза двигаются по тексту хаотично, постоянно возвращаются на несколько слов или строк назад. Это касается любых текстов — не только юридических документов, которые мы внимательно перечитываем, но и художественной литературы: мы возвращаемся, чтобы уловить детали и воссоздать картину событий.
Субвокализация — это мысленное проговаривание текста. Она помогает лучше усваивать информацию, но и требует много времени. Другое дело — быстрое считывание смысла слова по его визуальному образу.
Низкая концентрация внимания. Когда мы отвлекаемся на посторонние раздражители, то читать быстро не можем. На пути к «проглатыванию» смыслов потребуется навык поверхностного чтения: когда мы быстро находим ключевые слова, чтобы уловить суть, но в то же время концентрируем внимание только на этом и не отвлекаемся.
Вот какие упражениния научат читать эффективно и ловко.
Как победить выгорание
В школе нас учили читать строчки вслух, тем самым закладывая определенную модель чтения. В итоге мы усваиваем информацию с той же скоростью, с которой читаем вслух. Избавиться от такой привычки непросто.
Задача во время чтения — заблокировать участок мозга, который отвечает за произношение. Несмотря на то, что текст видят глаза, обрабатывает слова именно мозг, и от него зависит скорость усвоения информации.
Есть несколько способов избавиться от субвокализации.
Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Суть заключается в выстукивании во время чтения определенного ритма, который не соответствует ритму внутренней речи. Таким образом в коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации. Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.
Проговаривание вслух. Попробуйте проговаривать вслух частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится. Первое время воспринимать информацию на бумаге будет сложно. Может сложиться впечатление, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете. Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.
Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.
Это предложение повысит вашу концентрацию.
Юицартнецнок ушав тисывоп еинежолдерп отэ.
Это похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу. Еще одним плюсом метода является его доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.
Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.
Для тренировки посмотрите на число, находящиеся в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.
Такой способ позволит расширить границы внимания и научит воспринимать символы параллельно друг другу в противовес последовательному, сканирующему чтению.
Когда мы смотрим на страницу, зрение концентрируется в зоне ясного видения — центральной зоне сетчатки глаза. Работа с таблицей развивает параллельное, объемное восприятие. В обычном режиме мы читаем последовательно, слово за словом. Параллельное усвоение помогает фиксировать строки целиком.
Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.
Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.
Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.
Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.
Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.
Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.
Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.
Многие слышали про диагональное чтение еще со школы. Этот метод считается вершиной мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.
Читающий по диагонали видит в тексте не набор слов, а смысловые блоки, по которым скользит взгляд. Проскакивая по этим образам, он возвращается к строкам, бегло сканируя их в поисках ключевых слов.
Вот основные правила:
Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation — «быстрое последовательное визуальное предъявление». Специальные приложения размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает читать быстрее и лучше усваивать информацию.
Благодаря этому вы концентрируетесь на каждом слове отдельно, не перечитываете текст, не можете отмотать его назад и не успеваете проговорить про себя. Остается только усваивать информацию. Даже если вы не разовьете в себе скорочтение, то сможете при необходимости быстро «проглотить» порцию текста.
Скорочтение – что это такое, для чего нужно и как освоить
Учимся читать в режиме турбо.
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Скорость чтения среднестатистического человека – около 150 слов в минуту. Такого темпа достаточно, чтобы комфортно читать любимые книги и получать от них удовольствие. Но когда речь идет об усвоении большого объема информации, то возникает необходимость читать быстрее. Для этой цели как раз и существует скорочтение. В статье я подробно расскажу, что такое скорочтение, как его освоить и внедрить в свою жизнь.
Скорочтение – что это
Скорочтение – способность усваивать большие объемы информации с помощью использования специальных техник чтения. Люди, освоившие скорочтение, читают в 3–4 раза быстрее тех, кто с этой техникой не знаком. При этом скорочтение представляет собой не чтение в классическом понимании, а скорее сканирование текста.
Целью скорочтения является вычленение важной информации, ее систематизация, классификация и запоминание. Быстрое чтение незаменимо в процессе учебы и работы с большими объемами текста.
Основоположником скорочтения является французский офтальмолог Эмиль Жаваль. В конце XIX века он исследовал движения глаз во время чтения. Ему удалось выяснить, что поле зрения человека шире, чем люди привыкли считать, и часть поля не задействована в чтении. Так появились первые упражнения на развитие скорочтения.
Однако многие люди использовали техники скорочтения интуитивно задолго до официального изобретения метода. К ним относятся, например, Александр Пушкин, Оноре де Бальзак, Николай Чернышевский, Карл Маркс. Не исключено, что выдающихся успехов они достигли в том числе благодаря умению быстро читать.
Виды скорочтения
Скорочтение делится на несколько типов. Они используют разные методы и преследуют разные цели.
Самый сложный и медленный тип скорочтения. Используется для усвоения незнакомой информации. Для таких знаний в нашем мозге еще нет готовой структуры, ее нужно будет создавать с нуля в процессе чтения. Средняя скорость – 3 000 знаков в минуту.
Более простой вариант. В отличие от предыдущего типа здесь уже есть структура для систематизации знаний, нужно лишь заполнить ее новой информацией. Например, когда вы узнаете что-то новое в той области, с которой уже знакомы. Скорость примерно 4 800 знаков в минуту.
Самый быстрый тип скорочтения. Скорость может достигать 15 000 знаков в минуту. Используется для поиска в тексте нужной информации.
Что дает человеку скорочтение
Преимущества скорочтения особенно оценят люди, имеющие дело с большими объемами текста. Юристы, филологи, историки, преподаватели, научные работники. Скорочтение позволяет им серьезно повысить КПД своей деятельности.
Навык быстрочтения очень пригодится во время учебы. Ученики и студенты смогут тратить меньше времени на запоминание материала, лучше понимать его и исключить бессмысленную зубрежку.
Как видите, метод несет в себе сплошные плюсы. Единственный минус – непростой и небыстрый процесс его освоения. Придется проявить упорство и самодисциплину, чтобы начать учиться скорочтению и не забросить на полпути. Но это особенность всех эффективных методов саморазвития. Хочешь получить результат? Будь добр хорошенько потрудиться!
Как развить навык быстрого чтения: эффективные техники и приемы
Готовы переходить к практике? Я представлю вам 8 эффективных техник скорочтения, а вы обещайте, что будете добросовестно их выполнять. Специалисты рекомендуют заниматься по часу в день. Тогда уже через месяц вы сможете читать в 1,5-2 раза быстрее, чем сейчас.
Избавление от проговаривания
Большинство людей во время чтения проговаривают текст. Даже сейчас, когда вы читаете эту статью, внутренний голос озвучивает прочитанное. Постоянное проговаривание замедляет скорость чтения.
Наш мозг способен молниеносно обрабатывать информацию, поступающую от зрительного анализатора. Когда мы смотрим на картинку, нам не нужно мысленно проговаривать, что мы на ней видим. Так же и с чтением текста: совсем не обязательно включать внутреннего суфлера.
Чтобы избавиться от проговаривания, попробуйте во время чтения считать в уме до 30 или напевать песню. Можно также отбивать руками ритм по столу. Поначалу вы будете сбиваться, отвлекаться, а понимание текста будет стремиться к нулю. Но спустя пару недель у вас начнет получаться.
Чтение без остановок
Когда мы читаем, нам кажется, что взгляд плавно движется по тексту. Однако это не так. На каждой строчке мы делаем по 2-3 короткие остановки, общая продолжительность которых составляет примерно 2 минуты на страницу.
Можно вполне обойтись без них. Тренируйте глаза двигаться без остановок. Для этого непрерывно водите пальцем или карандашом под строкой текста. Взгляд будет следовать за движущимся объектом и попутно схватывать текст.
По мере освоения этого упражнения увеличивайте скорость. Глаза будут приспосабливаться и двигаться все быстрее.
Таблицы Шульте
Огромную роль в освоении скорочтения играет периферическое зрение. То самое, которое находится вокруг основного фокуса внимания. Люди редко пользуются им во время чтения. А зря!
Для развития периферического зрения используются таблицы Шульте, названные так в честь немецкого психиатра. Таблица представляет собой квадратное поле, разбитое на равные ячейки, в каждой из которых расположено число.
Ваша задача – сфокусировать взгляд на центральной ячейке таблицы и не двигать его на протяжении всего упражнения. Затем нужно постараться последовательно найти все числа от 1 до 25, используя лишь периферическое зрение.
Спустя несколько занятий у вас будет быстро и легко получаться находить все числа, не двигая зрачками. Тогда усложните задачу: начните тренироваться на таблице с большим количеством ячеек и чисел.
Клиновидные таблицы
Кроме таблиц Шульте для развития периферического зрения используются клиновидные таблицы. Такая таблица представляет собой пирамиду, на каждом уровне которой расположено по 3 числа.
Ваша задача – скользить взглядом по центральному ряду чисел вниз от вершины к основанию пирамиды. При этом нужно фиксировать боковым зрением остальные два числа, находящиеся по бокам от центрального. Чем ниже вы опускаетесь, тем дальше будут находиться боковые числа и тем сложнее их прочитать.
Лабиринт
На качество чтения очень сильно влияет умение концентрироваться. Развить его помогут любимые всеми с детства нарисованные лабиринты.
Попробуйте пройти весь путь одним только взглядом. Парочка таких лабиринтов в день – и вашей концентрации позавидует любой.
Интуитивное чтение
Чтобы понять и усвоить текст, совсем не обязательно читать каждое слово в нем. Многие слова не несут никакой смысловой нагрузки, а предложения строятся на основе готовых логических шаблонов. Поэтому начитанному и обладающему богатым словарным запасом человеку не составит труда заполнить недостающие детали текста.
Предлагаю вам такое упражнение. Возьмите книгу и откройте на произвольной странице. В нескольких местах заклейте текст непрозрачным скотчем. Затем прочитайте текст, стараясь воссоздать в уме заклеенный фрагмент.
Знакомство с текстом
Всем нам проще иметь дело с тем, о чем мы имеем хоть какое-то представление. Вставая ночью с кровати, вы спокойно ориентируетесь в своей комнате, потому что знаете ее от и до. Если же вы останетесь с ночевкой в незнакомом месте, то вам придется передвигаться на ощупь в темноте.
Так же и с текстом. Читая его в первый раз, вы можете путаться, терять нить повествования, акцентировать внимание на второстепенных вещах. Поэтому перед тем как приступить к чтению, специалисты советуют ознакомиться с текстом.
Пролистайте все страницы, которые вам придется прочесть, обратите внимание на дополнительные материалы (схемы, диаграммы, таблицы, картинки), бегло пробегитесь по тексту, пытаясь вычленить суть, прочитайте некоторые абзацы. Это позволит вам составить карту текста для лучшего восприятия прочитанной информации.
Средняя линия
Это упражнение для продвинутых, поэтому выполнять его рекомендуется только через месяц после начала тренировок. Посмотрите на изображение книги внизу. Слева показана траектория движения глаз при чтении обычного человека, а справа – человека, освоившего скорочтение.
Если заниматься регулярно, то вскоре будете читать естественно и без напряга. А пока давайте постараемся следовать заданной траектории сознательно, вырабатывая привычку.
Возьмите книгу, которую собираетесь прочесть, и начертите на странице линию, как на фотографии справа. Поместите фокус внимания на линию вверху страницы и постепенно опускайтесь вниз, сканируя текст. К моменту, когда вы начнете выполнять это упражнение, у вас уже хорошо будет развито периферическое зрение, но вам все равно будет непривычно.
Поначалу текст воспринимается плохо. Для первых попыток вместо книги можно использовать газету, где ширина текста меньше.
Полезные советы
В перерывах между занятиями также нужно контролировать процесс чтения, чтобы не было регресса. Запомните основные принципы, правила и секреты.
Часто люди отвлекаются во время чтения и начинают думать о чем-то своем. Приходится возвращаться и перечитывать куски текста по второму разу. Это сильно замедляет весь процесс и сбивает ритм. Постарайтесь впредь так не делать.
Чтобы не было соблазна подглядеть в прочитанный текст, закрывайте его листком бумаги. Если считаете, что часть информации не усвоилась как следует, сделайте пометку карандашом на полях, чтобы вернуться к данному отрезку после прочтения всего текста.
Часто в тексте встречается информация, которая требует серьезного осмысления. Человек перестает читать и начинает обдумывать ее. После этого ему нужно снова возвращаться к чтению, наращивать темп, ловить нить повествования. Это отнимает время и негативно сказывается на усвоении данных.
На помощь вам вновь придут пометки карандашом на полях. Делайте их в местах, где вам что-то непонятно и где нужно хорошенько вникнуть в суть. Когда закончите читать, сможете вновь вернуться к ним и спокойно обдумать.
Позаботьтесь о том, чтобы во время чтения вас ничто не отвлекало. Не стоит читать под музыку, во время еды, за просмотром телевизора.
Учитесь концентрироваться на тексте. В голове у вас не должно быть посторонних мыслей. Если фокус внимания так и норовит улететь куда-то далеко, возвращайте его на место усилием воли. Так вы сможете усвоить больше информации. И вам не придется потом возвращаться к прочитанному.
Каждый раз перед началом чтения составляйте список вопросов, на которые вы хотите получить ответы. Когда у чтения есть цель и заданный вектор, усвоение информации происходит в несколько раз быстрее. Вопросы – это своего рода крючки, за которые цепляется информация и оседает в нашей памяти.
Что толку читать быстро, если большую часть прочитанного человек все равно не может запомнить? Важным дополнением к скорочтению должен стать высокий уровень запоминания информации. Его нужно развивать отдельно. И в этом вам помогут упражнения для улучшения памяти.
Какую книгу вы прочитали последней? Попробуйте вспомнить и пересказать ее содержание. Если всплывают лишь сумбурные отрывки прочитанного, то вам нужно учиться эффективно запоминать информацию.
Не можете справиться самостоятельно? Вот вам в помощь подборка специальных курсов по развитию памяти.
Курсы скорочтения
Представленные выше упражнения рассчитаны на самостоятельное обучение скорочтению. Если самодисциплина у вас хромает, подумайте над тем, чтобы записаться на специальные курсы. Под руководством опытного тренера процесс будет идти в разы быстрее. Он и ошибки исправит, и советом поделится, и поможет не потерять мотивацию.
Сегодня в каждом большом городе есть курсы скорочтения, где вы можете заниматься в группах и индивидуально. Если не хотите тратить время на дорогу туда и обратно, советую присмотреться к онлайн-курсам. Они, помимо всего прочего, еще и дешевле.
Скорочтение – Викиум
Скорочтение – курс на популярной платформе для развития мозга. Он состоит из 21 занятия, которые включают в себя теоретическую информацию и отработку упражнений на специальных тренажерах.
Стоимость курса – 1 490 руб.
Эффективное чтение – Advance
Курс Эффективное чтение разработан специалистами известного на всю Россию центра образовательных технологий Advance. Центр славится своими авторскими методиками эффективного обучения, основанными на инновационных разработках в области педагогики, психологии и нейрофизиологии.
Программа состоит из 16 занятий, продолжительностью 80–120 минут. В ходе обучения упор делается на развитие концентрации внимания, синхронизацию работы двух полушарий мозга, тренировку памяти, пополнение словарного запаса. Вишенкой на торте является работа над чтением вслух и развитием дикции.
Стоимость обучения – 14 900 руб. Пробный урок можно пройти бесплатно.
Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – 4brain
Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – курс, разработанный командой сервиса 4brain. Он создан специально для людей, которые взаимодействуют с большими объемами текстовой информации. Ну и для тех, кто стремится к постоянному развитию и росту.
Как проходит обучение:
Общая продолжительность курса – 4 недели. По окончании выдается диплом, в котором будут указаны результаты финального теста. Стоимость обучения – 1 990 руб. После оплаты у вас будет неделя, чтобы протестировать курс. Если вы пройдете не более двух занятий и решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.
Популярные вопросы про скорочтение
Скорочтение окутано различными мифами и домыслами. Я подготовила ответы на самые популярные вопросы, связанные с ним.
Да, конечно. Навык обычного построчного чтения никуда не денется. Как и раньше, вы сможете наслаждаться любимой литературой, смакуя каждое слово. А деловые и учебные тексты проглатывать играючи.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые специалисты не рекомендуют заниматься до 14 лет, другие советуют начинать уже в 7–8. В любом случае у ребенка должен быть сформирован навык осознанного чтения и наработана хорошая скорость построчного чтения. Упражнения из нашей статьи подойдут детям с 14 лет. Для более раннего возраста используются другие.
Кроме умения читать никаких больше навыков не требуется. В скорочтении нет ничего сложного. Это всего лишь многократная отработка специальных техник и выработка определенных привычек.
Здесь дело обстоит так же, как и с другими навыками. Если вы ими регулярно пользуетесь или хотя бы освежаете в памяти, то они будут служить вам до конца жизни.
Безусловно. При условии хорошего владения этим языком.
Заключение
Навык быстрого чтения незаменим в современном мире. Если хотите идти в ногу со временем, нужно научиться усваивать новую информацию быстро и эффективно. К счастью, научиться скорочтению может каждый. И сегодня мы с вами рассмотрели, как это сделать. Это непросто, но определенно стоит затраченных усилий.
Если обладаете упорством и хорошей самодисциплиной, можете попробовать освоить скорочтение самостоятельно с помощью различных упражнений, обучающих видео и литературы. Не получится – пройдете курс.
Делитесь своими впечатлениями от статьи и мыслями по теме в комментариях. Ждем вас снова на страницах блога iklife.ru. У нас еще много интересного.
15 лет назад жажда самопознания привела меня на факультет психологии Казанского университета, и все завертелось. С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.